Сдвг у взрослых: как он мешает сексу, работе и личной жизни. Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно , так как чаще это врожденная дисфункция долей мозга, отвечающих за внимание. Но иногда синдром дает о себе знать уже в зрелом возрасте. И даже если дефицит внимания диагностировали в детстве, с определенными последствиями заболевания человек будет сталкиваться всю жизнь. Как же во взрослости ужиться с дефицитом внимания? Узнайте из статьи.

На взрослое население приходится 60 % от общего числа диагностируемых случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И хотя чаще корнями синдром уходит в детство, на его развитие влияют несколько факторов:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (инфекции и повреждения в утробе матери);
  • социальные ( , травмы, отравления).

Взрослые с СДВГ эмоциональнее своих ровесников. Это чудаковатые люди, то погрязшие в мечтах и отстраненные от мира, то суетливо увлекшиеся реальностью, распыляющиеся на все и по факту не делающие ничего. Повышенную эмоциональность можно рассматривать как преимущество, если направить ее в творческое русло (что и сделал Джим Керри) или как препятствие, ведь повышенная эмоциональность выливается в трудности в основных сферах жизнедеятельности.

Женский синдром гиперактивности встречается реже, чем мужской. И сопровождается другими проявлениями. Основное отличие – гиперактивность у женщин выражена слабее, чем дефицит внимания. Они чаще витают в облаках, чем суетятся. Отмечается общая неуверенность, и склонность к . Симптомы, в частности перепады настроения, усиливаются перед менструациями.

Во взрослом возрасте синдром дефицита внимания проявляется следующим:

  • невозможность сосредоточиться на одном деле;
  • неадекватное восприятие времени, беспокойство перед сроком выполнения задания;
  • игнорирование повседневных задач типа уборки квартиры;
  • приступы перфекционизма;
  • невосприимчивость к произносимой кем-то информации, неумение слушать и дослушивать;
  • невозможность довести дело до конца;
  • забывание и соответственно невыполнение части заданий или всех обязанностей полностью;
  • резкие упадки сил;
  • трудности чтения, понимания информации, раздражение в связи с этим;
  • ухудшение внимания в коллективной работе;
  • использование рисунков, схем и «дежурных» карточек для запоминания повседневной информации;
  • проблемы с воспроизведением знаний;
  • нервозность и полная пассивность;
  • пассивность сопровождается мелкими манипуляциями: крутятся на стуле, барабанят пальцами, трут лицо, перекидывают ноги;
  • отвлекаемость, частое чувство скуки, непоседливость, неумение расслабляться и отдыхать;
  • необдуманные и опасные решения из-за импульсивности (действия опережают мысли): рискованные сделки и поступки, опасная езда с ДТП, поверхностные и кратковременные дружеские и любовные отношения, игнорирование норм и правил, провокации;
  • чрезмерно подвижное настроение (от депрессии до необъяснимой реактивности);
  • зависимость работоспособности и настроения от внешних раздражителей;
  • взрывной ;
  • ярость, вспыльчивость, нетерпеливость, нередко провоцирующие увольнение, потерю друзей и семьи;
  • гиперчувствительность, в том числе в отдельной сфере, например, слух;
  • низкая устойчивость к стрессу, склонность «превращать муху в слона»;
  • полнейшая неорганизованность жизни;
  • сложности в адаптации к изменениям;
  • сонливость и задумчивость.

Высок риск зависимого поведения, что обусловлено попытками улучшить концентрацию и повысить энергию с помощью шоколада, чая, кофе, энергетиков или избавиться от внутреннего напряжения через , и наркотики. Люди с СДВГ склонны к компульсивным расстройствам.

Взрослый человек с гиперактивностью часто оказывается изолированным от общества из-за того, что не может быть внимательным, выделять главное и важное в конкретной ситуации, неправильно воспринимает и ошибочно трактует мимику и жесты людей.

Не все люди с СДВГ чувствуют одинаковые симптомы и испытывают трудности. Во многих случаях общая дееспособность и концентрация оказывается сильнее, чем нарушения, характерные для синдрома. Его проявления зависят от возраста и меняются со временем, но почти всегда отмечается внутреннее беспокойство, ощущение подчинения и внушаемости, невозможность достижения цели, трудности в работе и учебе, частая смена места работы, разводы и разрывы отношений, переезды.

Чем опасен синдром дефицита внимания

Человек с синдромом дефицита внимания со стороны выглядит очень противоречиво: то откладывает на потом важные и простые дела, то становится одержим чем-то, забывая о сне и еде, стремясь добиться совершенства. Трудности во взаимоотношениях – одно из последствий СДВГ.

Но куда опаснее разочарование в себе, вытекающее из разочарования в , предвестником которого является скука. А скучать человек с СДВГ начинает очень легко: из-за особенностей функционирования мозга к деятельности быстро пропадает интерес, рассеивается, отвлекают малейшие шорохи, дело остается незавершенным.

Из-за хронической незавершенности у человека развиваются и накапливаются многочисленные и комплексы, тревожность. В совокупности все названное способно вылиться в депрессию.

Коррекция СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых корректируется с помощью медикаментозной терапии и психотерапии, при условии, что синдром мешает личности в основных сферах. Если проявления не вредят, то лечение не обязательно, но сам по себе синдром пройти не может.

Психотерапия подбирается индивидуально в зависимости от тревожащих проблем, например, кому-то специалисты помогают или компульсий, с кем-то ведется работа по укрощению гнева или повышению стрессоустойчивости. В зависимости от случая назначается:

  • индивидуальная психотерапия (коррекция , избавление от накопившихся , смущения или стыда, обиды);
  • супружеская и семейная психотерапия (разрешение на почве забывчивости и компульсивных решений, просвещение членов семьи об особенностях заболевания ради лучшего взаимопонимания);
  • групповая психотерапия (налаживание отношений с коллективом);
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (изменение стереотипов поведения, привычек, убеждений, установок).

Используются тренинги, обучающие практике организации времени и пространства, помогающие развить . На них не разбираются причины поведения и эмоции, а просто даются действенные инструкции и советы по организации рабочего места, составлению плана задач, их выполнению и перераспределению времени и сил.

Снизить выраженность симптомов СДВГ можно подручными средствами с помощью:

  • занятий спортом на свежем воздухе (выработка норэпинефрина, серотонина и дофамина повышает концентрацию внимания и активность мозга, улучшает настроение);
  • нормализации и поддержания режима сна;
  • здорового питания (полезно отказаться от сладкого и быстрых углеводов, отдавать предпочтение белковой пище).

Для повышения самоконтроля полезно заняться йогой, медитацией или другими . Доказано, что в процессе занятий улучшается работа префронтальной коры, которая и отвечает за внимание, планирование и самоконтроль. Для снятия ситуативного напряжения и раздражения подойдут .

Важно понимать, что при диагнозе СДВГ человек не может действовать иначе. Дело не в слабой , а в диагнозе. Так что не стоит себя корить. и помогите себе: делайте пометки, ставьте электронные напоминания, работайте в наушниках, минимизируйте влияние внешних раздражителей (максимально освободите рабочее место и помещение дома), составляйте план и распорядок дня, ставьте маленькие задачи, чередуйте деятельность, занимайтесь сложными и требующими концентрации видами спорта, гуляйте, разминайтесь в течение рабочего дня.

Помните, что вы особенны и уникальны, вам ничего не мешает добиться тех же и даже больших успехов, что и у других людей. Главное, найти свой путь и инструменты для продуктивной жизнедеятельности. Что и сделали Аврил Лавин, Джастин Тимберлэйк, Лив Тайлер, Уилл Смит, Пэрис Хилтон, Джим Керри, имеющие диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

У вас проблемы с концентрацией внимания? Вы привыкли делать все в последнюю минуту? Резкие скачки настроения – не новость? Возможно, вы – один из 5% взрослого населения планеты, страдающего от гиперактивности, - предполагает нейропсихолог Елена Яковенко

Тот, кто бегает по офису

Одна из моих клиенток, имея высшее образование и работу в офисе, буквально не могла сосредоточиться на чем-то дольше 15 минут, - рассказывает врач, – особенно сложно было отвлечься от любых сигналов из внешнего мира. На новой работе ей пришлось работать в «аквариуме» - и ее поведение сразу же вышло за рамки приличий. Она отвлекалась на любые разговоры, вскакивала и ходила по комнате, каждый час выходила покурить… Работодатель решил, что имеет дело с непрофессиональным и ленивым человеком. Но к счастью, женщина как раз прошла обследование, и у нее обнаружили гиперактивность. С начальством удалось договориться – и сотрудница временно начала работать дома, где ее никто не отвлекал. Производительность сразу возросла. Но и тогда даме приходилось изолировать себя, отключать телефон, блокировать интернет… И при этом она не могла трудиться непрерывно, а открывала с десяток файлов и занималась ими по очереди, меняя каждые 15-20 мин, чтобы хоть как-то занять «прыгающее» внимание… Со временем лечение помогло, и женщина смогла работать в обычных условиях.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более распространенным диагнозом для школьников: сейчас таких детей только по официальной статистике в 15 раз больше, чем тридцать лет назад. Но проблема не исчезает по мере взросления, как минимум, у половины таких непосед, не получивших своевременной медицинской помощи. Часто синдром остается незамеченным годами, а обнаруживается случайно – например, во время визита с подозрением на депрессию к врачу.

Меняют работу и партнеров

Расстройство вызвано несколько иной работой мозга, нежели у большинства людей: активность нейромедиаторов, отвечающих за внимание, нарушена. Доктора утверждают, что в большинстве случаев это - наследственная проблема. Принято считать, что от СДВГ чаще страдают мальчики, но статистика показывает, что по мере взросления баланс выравнивается.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы быть активным, подвижным, быстро реагировать на любой внешний раздражитель? Такое поведение сейчас в тренде. Но быть мобильным или суетливым, неусидчивым – совершенно разные вещи.

В первую очередь, в зоне риска гиперактивного человека оказываются карьера и личная жизнь. Статистика показывает, что страдающие СДВГ гораздо чаще меняют работу и медленнее продвигаются по службе. Что же касается взаимоотношений, очевидно, что вечная несобранность и регулярные скачки настроения мало кого приведут в восторг. А уж вывести такого человека из себя и вовсе не составит труда. Пожалуй, это и является причиной неутешительной статистики – процент разводов среди таких людей гораздо выше, чем у остальных. Добавьте такие проблемы, как депрессия, попытки «помочь» себе алкоголем – они нередко добавляются к и без того трудной жизни «гиперактива». Однако после лечения большинство этих факторов снижаются или вовсе исчезают.

Тревожные звоночки

СДВГ у взрослых нередко остается незамеченным. Представленные ниже характеристики могут стать именно теми признаками, которые намекнут, что пора отправиться к специалисту.

Проблемы с концентрацией внимания;

Неорганизованность и регулярные опоздания;

Импульсивность и перепады настроения;

Постоянное откладывание на потом даже самых важных дел;

Тревожность и беспокойство;

Преследующее ощущение скуки.

Заболеть с годами невозможно

Врачи всего мира по сей день не могут достичь общего мнения по многим аспектам этого расстройства. Но все они сходятся в одном: СДВГ не возникает во взрослом возрасте, - проблема всегда проистекает из детства. Поэтому первое, чем займется врач на приеме - выяснит, были ли у человека детские симптомы заболевания. В первую очередь такие, как трудности с концентрацией внимания и гиперактивность. В этом специалисту помогут не только анкетирование и разговор с пациентом, но и беседа с его родными, которые смогут пролить свет на состояние дел в прошлом. Также могут помочь в установлении диагноза и психологические тесты, медицинские обследования на наличие сопутствующих заболеваний и исследования головного мозга (КТ, МРТ, ЭКГ).

В лечении расстройства используются как психотерапия, так и медикаментозные препараты. Такие средства призваны урегулировать состояние нарушенных нейромедиаторов.

С чем можно спутать

Поведение, внешне похожее на гиперактивность, встречается при многих нервных расстройствах. Например, тревожное расстройство, реакция на сильную психологическую травму заставляют человека «метаться». Истерическое расстройство делает поведение человека, когда он в стрессе, непоследовательным, заставляет говорить взахлеб, много жестикулировать, «истерить». Да и трудоспособность у такого человека низкая. Гипоманиакальное состояние ускоряет темп речи, движений, деятельности. Даже мысли скачут, и человек фонтанирует идеями. Отграничить эти состояния сможет психотерапевт. Но важнее всего, что СДВГ зависит не от психологических причин, его можно подтвердить или опровергнуть с помощью диагностики работы мозга.

Проверьте себя

Конечно, поставить точный диагноз сможет только специалист. Но если вы замечаете в своем поведении нелогичные и напрягающие нюансы, привносящие в вашу жизнь дискомфорт, тест поможет разобраться:

1.У меня возникают трудности с самоорганизованностью;

2.Когда у меня есть какое-то дело, я обычно медлю, прежде, чем приступить к нему;

3.Я берусь сразу за множество дел, но редко довожу что-то до конца;

4.Я склонен принимать решения импульсивно, под воздействием эмоций;

5.Я часто испытываю скуку;

6.Я не всегда могу достичь своих целей, даже если стремлюсь к этому;

7.Я часто отвлекаюсь и не слушаю собеседника во время разговора;

8.Бывает, что я настолько погружаюсь в какое-то дело, что мне сложно сделать перерыв либо переключиться;

9.У меня бывает склонность к излишеству (ненужные покупки, алкоголь, переедание и.т.д.);

10.Я легко разочаровываюсь и испытываю нетерпение, когда приходится чего-то ждать;

11.У меня заниженная самооценка;

12.Мне нужны эмоциональные встряски в виде покупок, новых знакомств, экстремальных видов спорта и.т.д.;

13.Я сначала говорю/делаю, и только после – думаю;

14.Я предпочитаю все делать по-своему, не следуя чьим-то советам;

15.Я нередко покачиваю ногой, стучу карандашом по столу или делаю что-то, дающее выход энергии;

16.Я чувствую себя угнетенно, когда не получаю, чего хочу;

17.Я вижу себя иначе, чем меня видят окружающие, и когда кто-то злится на меня, - я испытываю удивление;

18.Я нередко не считаюсь с возможными опасностями для моего здоровья и жизни;

19.Несмотря на то, что у меня есть страхи, окружающие описали бы меня как рискового человека;

20.Я делаю много ошибок из-за своей невнимательности;

21.У меня есть кровные родственники, страдавшие СДВГ, депрессией, биполярным расстройством.

Чем больше утвердительных ответов, тем выше вероятность, что у вас СДВГ.

Юлия Мирошниченко

Подробное и доступное пояснение, что такое синдром дефицита внимания, а также каковы его особенности и симптомы.

Сегодня в родительской среде и среде детских психологов набирают популярности такие термины, как «синдром дефицита внимания », «гиперактивность», «импульсивность» и т.д.

Они до сих пор вызывают бурные споры и обсуждения, до сих пор детально не изучены, но в том, что существуют дети (а часто – и взрослые) с вполне конкретными симптомами, которые и квалифицируют как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сомневаться не приходиться.

Существует ли на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивноси?

По поводу того, существует ли на самом деле синдром дефицита внимания, можно ли его действительно считать заболеванием, и насколько широко его распространение, до сих пор ведутся ожесточенные споры и в научных, и в образовательных, и в других кругах.

Частенько учителя, которые слышат о том, что какой-то ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, кривятся, как от зубной боли, и начинают бурно объяснять, что это все выдумки родителей, которые не хотят нормально воспитывать своего ребенка.

Родители же, возмущенные сомнениями педагогов в их родительских способностях, начинают в ответ обвинять учителей: «Мол, это вы не хотите работать и находить подход к разным детям».

Истина же, как всегда, находится где-то посредине.

Дети с СДВГ действительно существуют.

И с ними действительно нужно налаживать особый контакт – никуда учителя от этого не денутся.

Но и некоторые мамы с папами перегибают палку, считая, что поведение их детей в школе – проблемы исключительно учителей, даже не пытаясь со своей стороны повлиять на собственное чадо.

Именно невоспитанность, к которой приводит нежелание родителей заниматься серьезно своими малышами, принимается за синдром дефицита внимания.

“И никакого синдрома дефицита внимания у него нет!”…


Помню, однажды такой ребенок превратил на некоторое время в кошмар поездку для всех пассажиров вагона.

Он бегал по проходу, открывал все купе, пытался хватать то, что ему нравилось, орал, стучал по стенам.

На все это родители вообще не реагировали.

Попытки привлечь их внимание окончились ничем: мама, выслушав возмущение некоторых пассажиров, спокойно ответила, что позволяет своему сыну вести себя так, как ему хочется, и, если кого-то это не устраивает, то это исключительно их проблемы.

Дитю этому, кстати, было лет 10, то есть на несмышленого карапуза тот не тянул никак.

Приструнить маленького террориста удалось одной старшей женщине (потом оказалось, что дама воспитала троих мальчишек), моей соседке по купе.

Когда это невоспитанное чадо ворвалось к нам в купе, то женщина, встав, достаточно строго отчитала мальчика, запретив брать без спросу ее вещи и шуметь рядом с ее купе, пригрозив отшлепать его, как следует, если не успокоится.

Мальчик, очевидно, не привыкший к такому тону и к тому, что ему говорят «Нет», подзавис на некоторое время, а затем побежал жаловаться маме.

Та, выйдя из состояния флегмы, пришла разбираться: «Как так, ее чадо обидели?».

На что услышала спокойный ответ моей соседки: «Я веду себя так, как считаю нужным и, если это кого-то не устраивает, то это исключительно их проблемы».

В вагоне наконец-то воцарились мир и тишина, которые нарушали лишь сердитое сопение маленького террориста и его мамы.

Никакого синдрома дефицита внимания и гиперактивности у этого дитяти не было.

Был просто обнаглевший от безнаказанности пацаненок.

Первые исследования синдрома дефицита внимания


Исследования мозговой дисфункции проводились достаточно давно.

К примеру, еще в начале ХХ века Е. Кан и его соратники исследовали детей, которые отличались излишней активностью и импульсивностью, неумением долго , отвлекаемостью и т.д.

Сам же термин «синдром дефицита внимания» относительно новый, ведь впервые был использован лишь в начале 1980-х годов американскими психиатрами.

В этой же стране и начали активно исследовать этот интереснейший феномен.

Именно Американская ассоциация психиатров впервые создала классификацию детей, страдающих от синдрома дефицита внимания.

Согласно их исследованиям наблюдается три типа:

  1. Так называемый «чистый» синдром дефицита внимания.
  2. СДВ, сочетаемый с гиперактивностью.
  3. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего наблюдается именно комбинированная версия этого заболевания, поэтому аббревиатура СДВГ и стала столь распространенной в научной и научно-популярной литературе.

Отечественные же ученые от них, увы, пока сильно отстают.

Особенности синдрома дефицита внимания


Родителям, ребенок которых ведет себя не слишком хорошо и доставляет много неприятностей и им, и учителям, и воспитателям, и сверстникам, предстоит определить, действительно ли дитя страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности или же у него просто имеют пробелы в воспитании.

Прежде чем говорить о симптомах, мне бы хотелось, чтобы вы узнали о трех особенностях этого синдрома:

    Его распространенность не так велика, как кажется: всего 5–7% детей школьного возраста страдают от него.

    Если брать усредненные данные, то в каждом классе может быть ребенок с СДВГ.

    Немало, согласна, но это и не настолько пугающие цифры, как пытается доказать популярная литература.

  1. Мальчики подвергаются этому синдрому в два раза чаще, чем девочки, поэтому, если вы, являясь родителем мальчугана, заподозрили у своего малыша СДВГ, то поводов для беспокойства у вас гораздо больше, нежели у родителей девочек.
  2. До 5–6 лет заботиться синдромом дефицита внимания не стоит.

    До того, как ребенок пойдет в школу или хотя бы в подготовительную группу и начнет систематически обучаться, достаточно трудно определить у него СДВГ.

О том, как выявить СДВГ у ребенка

и что делать после подтверждения диагноза,

рассказано в видеоролике:

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Чтобы подтвердить свои опасения, обратите внимание на то, присутствуют ли у вашего малыша следующие симптомы:

  1. Не может сосредоточить свое внимание на долгое время.
  2. Постоянно вертит головой и отвлекается на что угодно, когда вы пытаетесь что-то рассказать или показать, или поиграть с ним в какую-то игру, требующую внимания.
  3. Трудно в правильной последовательности выполнять какое-либо задание.
  4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
  5. Постоянно теряет свои вещи, забывает, где оставил какую-то игрушку.
  6. Его невозможно организовать и привить ему какие-то правила поведения.
  7. Страдает от расстройств и забывает важные вещи.
  8. Не может совладать со своими побуждениями, да и не пытается этого делать.
  9. Если малыш что-то хочет, то должен получить это немедленно, потому что ожидание в очереди для него неприемлемо.
  10. Неспособен усидеть на месте даже короткое время, постоянно находится в бесцельном движении, причем не ходит, а бегает.
  11. Много болтает, перебивает других, не дает высказаться, не умеет слушать, когда ему что-то рассказывают.
  12. Легко впадает в истерику, демонстрирует свое раздражение и расстраивается даже тогда, когда для этого нет повода.
  13. Не учится на своих ошибках.

    Например, если он обжегся, то через некоторое время снова будет пить горячий чай, не дожидаясь, пока тот остынет.

  14. , может воспроизводить на бумаге буквы, будто отображенные в зеркале.
  15. Если отвлекается в процессе чтения, то ему достаточно трудно отыскать строку, на которой он закончил читать.

    Моментально забывает прочитанное.

  16. Вы замечаете, что дитя часто будто бы отключает свои чувства, то есть, физически он здесь, но в реальности не с вами, а мыслями где-то очень далеко.
  17. Наблюдаются пробелы в восприятии.

    Часто на ваш вопрос «Что вы делали сегодня на уроках?» вам отвечают: «Не помню».

Поодиночке эти симптомы еще не свидетельствуют о том, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность, но, если хотя бы 5 из них вы обнаружили у своего малыша, то следует обратиться к доктору, чтобы он подтвердил или развеял ваши опасения.

Синдром дефицита внимания не поддается лечению, зато поддается коррекции.

Только специалист подскажет вам (ведь каждый случай уникален), как быть со своим чадом, чтобы он нормально адаптировался в общество и его СДВГ не мешал ему жить полной жизнью и не создавал проблем окружающим.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

органических поражений головного мозга , и хорошо поддаются коррекции на ранних стадиях развития. Поведенческие расстройства взрослых, как правило, менее выражены, но не менее опасны. Поэтому крайне важно правильно диагностировать и лечить подобные расстройства в любом возрасте.

Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди. По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.

Основные понятия

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.

Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие. Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.

СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

  • ассоциативная и префронтальная кора;
  • мозжечок;
  • таламус;
  • мозолистое тело ;
  • Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

    • пищевой аллергией;
    • нарушениями обмена глюкозы;
    • патологией щитовидной железы;
    • гельминтозами;
    • болезнями бронхо-легочной системы.

    Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

    Клинические проявления

    Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

    Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

    Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

    • эмоциональная лабильность;
    • неспособность завершить планируемое действие;
    • вспыльчивость;
    • плохая стрессоустойчивость;
    • импульсивность.

    Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

    Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

    Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству. При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны. Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

    При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии . Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

    Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

    Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре.

    У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

    Лечение

    Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

    • когнитивная поведенческая терапия;
    • физиопроцедуры;
    • лечебная физкультура;
    • воздействие на сопутствующую патологию;
    • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
    • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

    Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента. Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения . Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач. Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой. Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью. Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии. Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

Публикации по теме