Развитие детей с нарушением интеллекта. Нарушения психического развития в детском возрасте

1.1. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития»

К детям с особенностями развития относят тех, у которых финические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физичес­кого развития предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обуслов­ливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с отклонениями в развитии - сложная и разнохарак­терная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе разви­тия ребенка, другие лишь коррегироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормаль­ного развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.

В основе отклонений в развитии лежат, в одних случаях, ор­ганические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других - периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми явля­ются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий,

подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим законо­мерностям психического развития ребенка, развитие аномаль­ного имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно ко­торой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интел­лектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Слож­ность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в ре­зультате повреждения слухового аппарата и являющегося пер­вичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпа­дением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие насту­пает немота - вторичный дефект. Такой ребенок сможет овла­деть речью только в условиях специального обучения с исполь­зованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестети­ческих ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познаватель­ных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ре­бенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реак­циях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вы­зывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в оп­ределенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой ос-

нове речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии ин­тенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются воз­можности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени до­ступны коррекционному воздействию, поскольку их возникно­вение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психичес­кие функции человека, его сознание, его личность. Л. С. Выготс­кий писал, что «недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерожде­ние общественных связей, смещение всех систем поведения» 1 .

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- пишет Л. С. Вы­готский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторич­ным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле ока­зывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непос­редственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принци­пиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» 2 .

Согласно этому положению Л. С. Выготского, чем дальше разведены между собой первопричины (первичный дефект био­логического происхождения) и вторичный симптом (наруше-

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

" Там же. С. 291.

ние в развитии психических процессов), тем больше возмож­ностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Например, в речевом развитии глухого ребенка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения ее произноси­тельной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собс­твенной речью. Вместе с тем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй, семантика), имеющие опосредо­ванную связь с первичным дефектом, в условиях специального обучения коррегируются в большей степени за счет активного использования письменной речи.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ре­бенка. Они являются способом приспособления личности ре­бенка к определенному вторичному дефекту развития.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заме­няются интенсивным использованием сохранных.

На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют раз­ный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависи­мость количественного и качественного, своеобразия вторич­ных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Своеобразие ребенка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения первичного дефекта. На­пример, характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отлича­ется от развития детей с распавшимися психическими функци­ями на более поздних этапах жизни. Возникновение умствен­ной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную струк­туру этого дефекта и специфику аномального развития.

В коррекционной педагогике выделяются основные 10 катего­рии детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:

    с нарушениями одного из анализаторов: с полной (то­тальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие или, как их раньше назвали, тугоухие;

    незрячие (слепые), слабовидящие;

    со специфическими речевыми отклонениями (алалия, об­щее недоразвитие речи, заикание);

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата (цереб­ральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);

    умственно отсталые и с различной степенью выражен­ности задержки психического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);

Ф со сложными нарушениями (незрячие умственно отста­лые; слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи и др.);

Ф аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально раз­вивающимся детям, т.е. нарушения системы психической де­ятельности. Например: грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, да и многое другое, что препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, ко­торые особенно очевидны у детей с пониженным слухом и спе­цифическими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании ин­формации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют в нем немногие части и свойства, далеко не всегда осмысливают их значение.

К числу основных задач 1 , решаемых коррекционной педаго­гикой, относятся следующие:

    комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняю­щихся от нормы;

    определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

» разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недо­статков их познавательной деятельности и личности;

* обоснование принципов организации системы разнооб­разных специальных учреждений, создающих оптималь­ные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

    установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специаль­ных детских садах и школах, а также при индивидуаль­ном обучении. Определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с на­ рушением развития;

    разработка специальных технических средств, помогаю­щих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

    определение путей и средств профилактики возникнове­ния нарушений развития у детей;

    нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

1 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, полученных путем экспериментальных исследований и целе­направленных систематических наблюдений за отклоняющи­мися в развитии и нормально развивающимися детьми раз­личных возрастов. Эта работа осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррек­ция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего разви­тия, помня, что «принцип и психологический механизм воспи­тания здесь те же, что и у нормального ребенка» 1 .

Лекция 2. Основные категории специальной психологии и педагогики.

2.1. Дети с нарушениями в развитии.

2.2. Системы помощи лицам с ОВЗ.

Дети с нарушениями в развитии.

Развитие психики детей с нарушениями в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

♦ цикличность психического развития;

♦ неравномерность психического развития;

♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

♦ пластичность нервной системы;

♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

♦ трудность словесного опосредования;

♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза):

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, натальный периоды или в раннем детстве. При недоразвитии имеется диффузное (повсеместное) поражение мозга. Все мозговые структуры недоразвиты, но наиболее пострадавшими поврежденного оказываются мышление и речь. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения. В основе патогенеза недоразвития лежит механизм ретардации функций.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация) . Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. При задержанном развитии имеется «мозаичное» поражение мозга, когда наряду с поврежденными структурами имеются и сохранные. Большая сохранность мозговых структур обеспечивает лучшую компенсацию нарушенных функций. В основе патогенеза задержанного развития лежит механизм ретардации функций.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. В основе патогенеза поврежденного развития лежит механизм ретардации функций.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. В основе патогенеза искаженного развития чаще лежит механизм акселерации (ускоренного развития функции). Когда одна или несколько психических функций (как правило, мышление, или речь) резко вырываются вперед, опережая онтогенетические сроки и при этом не подтягивая все остальные. При искаженном развитии также возможно сочетание механизмов акселерации и ретардации.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии и случаи патологического развития личности.

6. Дефицитарное развитие . Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных сенсорных систем – зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Дефицитарному развитию подвержены также дети с тяжелыми нарушениями речи.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение. Знание типов нарушенного развития дает возможность психологу более глубоко понять типологию данных нарушений и провести адекватную психокоррекцию.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);

♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения - это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций - беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс - это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием - ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами - пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Все дети разные. Одни буквально схватывают все на лету, другим нужно время, чтобы усвоить знания и научиться их применять. Причем верно это для всех этапов развития. Малыши учатся ходить, говорить, самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком в разном возрасте. Также как и научаются рисовать, читать, писать, решать задачи. Зависит это от темперамента, социального окружения, уровня внимания к ребенку со стороны взрослых, условий и среды обучения и много другого.

Но иногда случается так, что отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями крохи, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость». Встречается также диагноз «олигофрения», который ставится деткам с нарушением интеллектуального развития.

Как проявляется заболевание?


- это нарушение развития, которое становится очевидным в детском или подростковом возрасте. В случае тяжелого поражения головного мозга отставание в развитии заметно уже на первом году жизни. Если же речь идет о нарушении интеллектуального развития, то оно становится очевидным с момента поступления ребенка в школу.

Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением.

Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме. Во взрослом возрасте люди с подобным диагнозом могут успешно работать и жить в обществе, хотя им может понадобиться некоторая помощь.

Дети с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% всех детей с нарушением интеллекта. У них заболевание обнаруживается в дошкольном возрасте, еще на первых этапах развития. Ко времени поступления в школу уровень развития таких детей соответствует таковому у здоровых детей 2–3 лет.

Умеренная умственная отсталость диагностируется у большинства детей с синдромом Дауна. Они могут общаться с окружающими и сами заботиться о себе при условии должного руководства. Теоретические знания, которые могут быть усвоены такими детьми, редко превышают уровень второго класса. У подростков с умеренной умственной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм и, как следствие, сложности в общении со сверстниками.

Дети с тяжелой умственной отсталостью составляют 3–4% детей с нарушением интеллекта. Диагноз им ставится в раннем возрасте, поскольку уже в первые месяцы жизни отчетливо проявляются физические особенности или аномалии развития. Умение сидеть, ползать, ходить, пользоваться горшком и прочие этапы развития проходятся такими детьми гораздо позже нормы. Интеллектуальные нарушения у них обычно сопровождаются проблемами с физическим развитием или со здоровьем. В раннем детстве речь у таких детишек полностью отсутствует.

Только к 10–12 годам дети с тяжелой умственной отсталостью могут составлять предложения из 2–3 слов. В возрасте от 13 до 15 лет уровень развития таких детей соответствует таковому у 4− 6-летних здоровых детей.

Есть также дети с глубокой умственной отсталостью (1–2% всех детей с нарушениями интеллекта). Им ставят диагноз в младенчестве. У таких малышей наблюдаются ассиметричные черты лица и значительное отставание в развитии. Для того чтобы научить их самостоятельно употреблять пищу, одеваться, пользоваться туалетом, ухаживать за собой требуются длительные и интенсивные тренировки.

Причины заболевания

Существует около 1 000 различных органических причин нарушения интеллекта. Среди них:

  • Генетические заболевания;
  • Наследственность;
  • Нарушения внутриутробного развития;
  • Поздние роды (в возрасте старше 45 лет);
  • Неблагоприятное течение беременности;
  • Родовые травмы;
  • Воспаление оболочек мозга;
  • Черепно-мозговые травмы.

Дети исследуют мир путем прикосновения к объектам, опробования их на вкус, манипулирования ими. Все это помогает получить информацию об окружающей среде. В возрасте от полутора до двух лет у детей развиваются речевые навыки. Большинство детей с нарушением интеллекта проходят те же самые этапы развития, только в более позднем возрасте. Они также учатся играть в куклы и машинки, с удовольствием принимают участие в шумных играх. Если сверстники относятся к ним хорошо, то дети с нарушением интеллекта охотно общаются с ними и даже могут брать на себя роль лидеров и заводил в играх.

Трудности , с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:

  • ограничение речевых навыков . Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию;
  • проблемы с установлением дружеских отношений . Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их слова и мимика. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения;
  • сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т. п. , возникают трудности в процессе обучения.

Критерии диагностики умственной отсталости:

  • заниженное интеллектуальное функционирование;
  • неспособность осуществлять повседневную деятельность;
  • возникновение расстройства в возрасте до 18 лет.

Диагноз может быть поставлен только на основе комплексного обследования. Скажем, есть дети, которые имеют низкий коэффициент интеллекта, но при этом способны нормально общаться, обслуживать себя. Им диагноз «умственная отсталость» не ставится, поскольку наличие некоторых интеллектуальных расстройств еще не означает, что ребенка можно считать умственно неполноценным.

Способность к обучению

У детей, которым поставлен диагноз «умственная отсталость», очень отличаются способность и умение общаться с окружающими. Одни из них могут посещать обычную школу, успешно контактировать со взрослыми и сверстниками, решать задачи и усваивать общеобразовательную программу. Их физическое развитие протекает нормально, и внешне такие дети ничем не отличаются от здоровых детей.

Дети, имеющие тяжелые нарушения интеллекта, часто не могут справляться с обычными заданиями, поэтому обучать их приходится в специализированных учреждениях или дома.

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, способны учиться в обычных школах. Это достаточно смышленые малыши, развитие которых ненамного уступает таковому у сверстников. Важную роль здесь играют воспитатели и учителя, которые должны особенно внимательно относиться к таким деткам, поскольку они чаще подвержены чувству беспомощности и разочарования.

Ожидание неудачи, которое закрепляется при отсутствии грамотного подхода со стороны педагога, приводит к тому, что дети заранее настраиваются на то, что не могут решить поставленную перед ними задачу, даже если на самом деле ее решение им по силам. Дети с умственной отсталостью, видя негативное отношение к себе со стороны учителей, ожидают меньшего успеха от своих действий и довольствуются минимальными результатами, хотя могут достичь гораздо большего.

Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? Ответ на него зависит от поставленного диагноза. Дети с легкой умственной отсталостью могут заниматься в обычных школах и успешно контактировать со сверстниками при условии поддержки и поощрения со стороны взрослых. Дети, чьи интеллектуальные функции нарушены значительно, рискуют оказаться в изоляции, даже будучи принятыми в обычную школу или детский сад. Нормальные дети предпочитают играть и общаться с теми сверстниками, которые похожи на них. Поэтому больные малыши окажутся в вакууме. Это не пойдет им на пользу.

Развитие детей со значительным нарушением интеллекта лучше всего поручить специалистам, которые знают к ним подход. В специальных группах детских садов с такими детишками занимаются по специальной программе, что помогает скорректировать отклонения в развитии.

Нарушение интеллекта - это навсегда?

К сожалению, да. Но, хотя умственная отсталость - это относительно стабильное состояние в детстве и подростковом возрасте, показатели интеллекта могут со временем измениться в зависимости от типа нарушений и уровня умственной отсталости. При надлежащем обучении дети, страдающие легкой умственной отсталостью, могут сформировать хорошие адаптивные навыки в разных областях и вполне успешно жить и работать в обществе.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, жизнь иногда превращается в сплошной процесс диагностики, коррекции и реабилитации ребенка. Трудности могут и объединить семью, и, к сожалению, разрушить ее.

Чтобы такое не случилось, родителям и детям необходима поддержка специалистов самого разного профиля. О современных методиках проведения диагностической и коррекционной работы с детьми с ОПФР, а также о возможностях семейной психотерапии в нашей стране пойдет речь в данной статье.

Загадочный синдром

Наиболее сложно выявлять и корректировать те нарушения развития ребенка, нарушения в развитии детей, которые не связаны с органическим и физическим происхождением, а именно психические и функциональные отклонения, ибо трактовать их можно по-разному. Одно из таких нарушений у детей - гиперактивные расстройства или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

О проблемах детской психиатрии в последние годы чаще стали появляться публикации, в которых говорится, что лекарственные средства исчерпали себя при коррекции гиперкинетичных расстройств у детей. Но при этом применение психотропных средств при лечении лиц с ОПФР увеличилось в мире в 9 раз за последние 15 лет.

За последние 20 лет увеличилось количество психических расстройств у детей: синдром дефицита внимания и гиперактивности стали обнаруживать в 3 раза чаще, а количество расстройств аутичного спектра возросла в 20 раз! Безусловно, необходимо и дальше создавать эффективные лекарственные средства, но важно искать и более перспективные пути реабилитации детей с ОПФР.

Ключевая теория о возникновении СДВГ

Ключевая теория о возникновении СДВГ свидетельствует: проблемы в детском организме существуют из-за того, что головной мозг вырабатывает малое количество дофамина - гормона удовольствия. Препарат, который считается эффективным при коррекции такого нарушения - метамфетамин. Он одновременно является и лекарственным средством и наркотиком.

На 85 процентов этот препарат снимает проблемы поведения. Но всегда ли это хорошо для ребенка? Он становится адекватным только на то время, пока действует препарат. Очевидно, что решение о назначении метамфетамина может приниматься только при самых тяжелых формах СДУГ, если с ребенком совсем невозможно справиться. В других случаях необходимо пользоваться методами психолого-педагогического воздействия.

Есть мнение, что гиперкинетические расстройства являются просто особенностями ребенка, с которыми специалисты не всегда могут справиться. Некоторые считают, что это - результат плохого воспитания в семье. Существует мнение, что СДВГ является началом другого психического нарушения, например, расстройства шизофренического спектра.

Дети с синдромом гиперактивности

Дети с синдромом гиперактивности во взрослой жизни чаще других имеют различные эмоциональные переживания, у них могут развиться психопатия, тревожные состояния, депрессии.

Как же проявляется СДВГ? Часто у детей с этим синдромом неплохие показатели интеллектуального развития, но из-за неадекватного поведения, дефицита внимания, повышенной утомляемости и проблем с запоминанием дети учатся ниже уровня своих возможностей. Они дезорганизованы, склонны к протестам, в ответ на просьбы взрослых их первое слово - «нет».

Такие дети очень импульсивны, им нужно «все и сразу», они не способны отличить главное от вторичного. Они не умеют преодолевать себя, их трудно мотивировать к какой-то деятельности. Проанализировать результаты того или иного своего действия им также не по силам.

У детей с СДВГ нарушены сенсорные функции, им не нравится яркий свет, они боятся даже незначительного шума, а некоторых из них, наоборот, шум успокаивает. У таких детей повышенная тактильная чувствительность. Часто они не чувствуют голода, мало едят, отказываются от еды с кусочками хлеба. У них наблюдаются нарушения речи.

Такие дети очень хотят общения, только их не все приглашают в свою компанию, ведь ведут они себя с точки зрения обычных детей по-дурацки. До 10 лет таких детей нельзя одних выпускать на улицу, они чаще, чем их ровесники, травмируются.

Какими бы ни были дети с гиперкинетическими расстройствами, их обязательно нужно включать в среду здоровых людей. И информировать родителей, педагогов, врачей, что особых детей не нужно “ломать”, приспосабливая к незнакомомой среде, а окружение должно принимать их такими, какие они есть, и помогать им.

«Мишени» психологической помощи

Есть несколько уровней диагностики. На первом определяется симптоматичный диагноз, который сводится к фиксированию фактов поведения, речевой активности, которые замечаются при непосредственном наблюдении признаков развития.

Следующий уровень диагностики предполагает постановку функционального психологического диагноза, если психолог не только констатирует факты, которые наблюдает, но и описывает проявление отдельных психических функций и характерные черты ребенка (его память, внимание, мышление, самооценку, темперамент и др.). Оценка психолога, как правило, отображается в цифрах, часто он использует тесты (например, на интеллект).

Оценка отклонений и нарушения развития ребенка должна быть не только количественной, но и качественной, важно понять саму структуру дефекта, механизм возникновения нарушения развития ребенка. Если до функциональной диагностики психолога добавить информацию о системных связях между отдельными психическими функциями ребенка, об уровне его включенности во взаимоотношения с другими людьми и его умения справляться с различными жизненными задачами, - можно говорить о системном психологическом диагнозе.

При проведении системной диагностики нарушения развития ребенка необходимо сопоставлять полученные данные о развитии ребенка с данными о развитии других детей - как тех, кто развивается нормально, так и тех, кто имеет отклонения.

Психологическая помощь

Для того чтобы психологическая помощь была эффективной, она должна быть «точечной», иначе говоря, иметь конкретные мишени воздействия, которые и необходимо отмечать в процессе диагностики. Одной из ключевых идей, которые необходимо использовать в диагностике, является идея “зоны ближайшего развития”. Она помогает оценить конкретного ребенка в конкретных социальных условиях и вклад обучения и воспитания в состояние ребенка в этот момент.

Все больше детей с ОПФР сегодня идут учиться в учреждения общего образования по месту жительства. Главная цель психолого-педагогической службы таких учреждений образования - помогать в личностном развитии особых детей, в их позитивной социализации.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются диагностика нарушения развития ребенка и коррекционная работа. Чтобы определить правильный психологический диагноз ребенка, за ним нужно довольно долго наблюдать, вести с ним разговоры, одним словом, изучать. На начальном этапе психолог проводит скрининг-диагностику, чтобы определить для себя, что в близкое к норме, а что нет.

Если психолог выясняет наличие нарушений, а именно нарушения развития ребенка, он направляет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, где команда специалистов осуществляет более точную его диагностику и определяет определенный образовательный маршрут.

Понятно, что за 30-40 минут в условиях ПМПК невозможно провести полную диагностику. Она обязательно продолжится в учреждении образования, где педагог-психолог будет поэтапно осуществлять углубленную диагностику и на основании полученных данных составлять индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Если у специалистов появляется мысль, что у ребенка нарушение ЦНС, они обычно советуют родителям направить его на компьютерную или магнитно-резонансную томографию, пройти проверку на энцэфалографе, сделать ультразвуковое исследование головного мозга.

Однако эти методы исследований помогают выявить только грубые (структурные) нарушения головного мозга. Легкие нарушения функционирования ЦНС, недоразвитие мозговых зон и структур они не могут зафиксировать.

Методы диагностики

Аппаратные методы малоэффективны и при диагностике у детей гиперкинетических расстройств, минимальной мозговой дисфункции, аутизма. Здесь на помощь может прийти нейропсихологичный метод исследования, позволяющий дифференцировать недоразвития и повреждения на тонких уровнях.

В нашей стране, к сожалению, нейропсихология не развита, нет отдельной кафедры этого научного ответвления, нет специальных институтов, только считанные учреждения системы здравоохранения имеют соответствующих специалистов.

Хотя сегодня в мире нейропсихология очень актуальная отрасль знаний, которая постоянно развивается. Программы нейропсихологической реабилитации и коррекции стоят очень дорого.

Основная задача службы раннего вмешательства - профилактика инвалидизации детей с ОПФР и социального сиротства, а также поддержка семьи такого ребенка. Родители, которые узнали о рождении ребенка с нарушениями в развитии, чувствуют шок.

Психологическая помощь в этот период для них не всегда эффективна, они еще не готовы принять ее. Проходит время, и родители настраиваются на действия, они готовы сделать все для своего ребенка. Хотя их действия сначала не всегда правильные, часто под влиянием эмоций они пытаются найти какую-то волшебную палочку, которая должна помочь малышу, не прислушиваются при этом к мнениям специалистов.

Если же эмоции уступают место рациональным планам на будущее и адекватному обсуждению перспектив для всей семьи, с родителями можно разговаривать серьезно и о диагностике, и о способах лечения, и о коррекционной работе с ребенком.

Нарушения развития ребенка — единых требований быть не может

Об основной направленности коррекционных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи - развитию их коммуникативных способностей, формированию навыков речи поговорим подробнее. При отборе дидактического материала, речевых упражнений для проведения занятий по коррекции нарушений устной речи детей с ТНР (в том числе и для формирования языкового анализа и синтеза), необходимо учитывать различные уровни умственных способностей у детей и, соответственно, предусматривать разноуровневую систему помощи малышам.

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения - лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Публикации по теме