Выжигание по древесине. Выжигание по дереву — старое новое искусство

Долг платежом красен)
Спасибо всем, кто задавал вопросы! Как обещала, отвечаю на все подробно и развернуто. Теперь у меня будет пост, который я смогу присылать всем вопрощающим для первоначального ознакомления)

Начну прямо по порядку отвечать)

- Сначала эскиз карандашом наносится или сразу прожиг?
Это как раз то, о чем я говорила в прошлом посте - личные художественные навыки и манера рисунка. Умеете экспрессивно хаотично наносить линии, из которых затем волшебным образом складывается единая картинка - прекрасно! Хотите подстаховаться - рисуете сначала эскиз 1:1, вносите нужные правки и переносите его на дерево.
Лично я часто перестраховываюсь, да. Потому что если что-то и можно исправить, то далеко не всегда. При моей особенности прожига, испорченные вещи в 99% случаев отправляются на помойку.
Но и импровизации, как рыба на картинке ниже, случаются)

- Сильно ли пахнет?
Сильно! Иногда приятно, иногда не очень. Особенно сильно и неприятно могут пахнуть при прожигании пороки древесины. Крайне неприятно и опасно пахнут клеи и лаки, если вдруг попадаются. Возможны ожоги глаз и слизистых дыхательных путей, не шутка! Работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.

- Долго одна картинка рисуется?
Все индивидуально, зависит по большей части от размера и детальности. У меня на работу с достаточным количеством деталей, вроде той же Москвы, форматом А4, уходит от двух полных рабочих дней до недели.

- Сверху же лак?
Вовсе не обязательно. Если выжженая поверхность не предполагает активного контакта с жидкостями или другими вещами, то вполне можно обойтись и без покрытия. Чем хорошо выжигание - оно, в отличии от той же росписи, не выгорает, а выжженная поверхность сама являятся защищающим слоем, не пускающим в поры влагу, грибки и прочее. Нетронутая температурой древесина может потемнеть или выгореть, но прожженые участки останутся такими же даже через годы.
При желании все же дополнительно защитить поверхность, покрыть ее можно всем тем, чем обычно покрывают дерево: лаками, маслом, воском и их смесями и производными.

- Это же с фоток домики, много мелочей откидывать надо или по максимуму сохраняете?
Это тоже вопрос личных навыков и предпочтнений. Если мы выжигаем по фото, то стараемся сохранять максимум детелей, хотя в процессе что-то теряется, а что-то, наоборот, проявляется. Некоторые детали удается обозначить лишь намеком и полутенями, то есть они как бы есть, но не перетягивают на себя внимание.

-Как такие плавные переходы делаются и разные по тону части рисунка) одним выжигателем?
Я работаю одним выжигателем, паяльникового типа. Использую в основном одну насадку, которая уже стерта под мою руку, плюс периодически ее подтачиваю - это насадка в форме лопатки. Ею я и делаю переходы. Чем дольше задерживается "жало" и чем сильнее нажим на одном месте - тем след будет темнее, чем легче и быстрее проводимая линия - тем она светлее. Именно вариации сочетания "сила нажима+скорость штриха" и дают возможности своеобразной "палитры".

- Как добавить тона и шершавостей? ().
Именно при выжиганиии паяльниковым пирографом, можно добиваться объема и буквально шершавостей сильным нажатием на "жало" (см. фото с кошками). Или воспользоваться классикой - штриховать затемненные участки сильнее. Вот буквально, использовать паяльник как карандаш. На мой взгляд, кстати, наиболее похожие между собой техники - точно также возможны самые разные штриховки, точки и т.д. Для удобства только нужно выбрать наиболее удобную насадку, возможно как-то сточить под себя (например, убрать острые углы для более плавного скольжения).

- Подробнее про сам процесс: что, как, куда, в какой последовательности.

Первым делом выбирается и подготавливается эскиз, я все таки сторонник правок и ошибок на бумаге, а не на дереве.
Затем - подбирается и подготавливается поверхность под выжигание. Обычно достаточно легкой пошкурки - убрать заусенцы, пыль и все такое, что может нарушить рисунок.
Переносим изображение на поверхность - можно воспользоваться копиркой, но надо иметь ввиду, что она не очень легко удаляется с поверхности. Карандаш стереть проще, но оставшиеся частицы ластика могут картину попортить. В сложных случаях можно воспользоваться мелкой наждачкой и зачистить лишнее, а затем восстановить рисунок (если он повредился).
Ну и выжигание, собственно. Я делаю так: прожигаю контуры - нее сильно, буквально только наметить.А затем как раз и зачистить от разметки, выжженые контуры потом останутся. И дальше уже выжигаем по ним, обводя где надо, и где надо добавляя тон.
По завершении работы, можно по желанию добавить цвета - акрилом, морилками или акварелью. И также по желанию, покрыть лаком или маслом. После первого покрытия работа может оказаться шершавой - тогда полируем мелкой наждачкой и покрываем второй раз.
Остается только любоваться и гордиться собой)

- На чем лучше учиться? Что такое "сложное" дерево и не сложное?
Сложными для выжигания я называю хвойные породы. У них ярко выраженная структура годовых колец с разной плотностью. Эту особенность можно обыграть, но это требует опыта - прямые линии и равномерные участки "заливки" вывести будет сложно.
Точно так же сложно выжигать на плотной древесине с волокнистой структурой - дуб, бамбук.
Может показаться, что по этой логике легче всего работать с мягкими породами, но тут свои тонкости: мягкая, рыхлая древесина прожигается сразу сильно вглубь.
Идеально, на мой взгляд, для выжигания подходит береза (и, соответственно, фанера из нее), как и любая другая плотная, однородная, светлая древесина. (например, бук.) Ну и липу, как наиболее доступную, исключать все же не надо, к ней можно приспособиться.

- Паяльниковые пирографы, и петельные - с каким лучше начинать тем, кто ни разу не пробовал?
А тут я не советчик совсем. Я выжигаю паяльником, приспособилась и подружилась с ним настолько, что совершенно не представляю, как можно делать то же самое петельным выжигателем. У da_masyanya_ya наоборот)
Так что начинающим я бы посоветовала попробовать и то, и другое, и прислушаться к своим ощущениям. И вообще, и к выбору инструмента, и к выбору материала, лучше всего подходить с позиции собственного опыта, собственных предпочтений. Пробовать разное, пробовать много, но всегда отслеживать - как получается лучше, на чем идет легче, с чем работать приятнее)

Вот, вроде бы ответила на все)

Спасибо поучаствовавшим! Выводы сделаны, начинаем собирать и систематизировать информацию. А уж в каком виде все это материализуется, время покажет.

Продолжать задавать вопросы можно и нужно! Единственная просьба, сначала ознакомиться со всеми полезными материалами в этом блоге по данной теме) Ссылки, как всегда, прилагаю)

Выжигание по дереву в современном виде является сравнительно молодым декоративным искусством, однако его корни лежат в глубокой древности. В далеком прошлом метод выжигания применялся в основном для украшения домашней утвари. Сегодня искусство выжигания превратилось, скорее, в хобби. Таким ремеслом занимаются не только народные мастера, но и дети на уроках труда.

Какой инструмент требуется для выжигания по дереву?

Чтобы качество готовой работы соответствовало высочайшим стандартам, необходим выжигательный аппарат по дереву. Такой инструмент можно приобрести в готовом виде или сделать самостоятельно. Отечественный рынок способен предложить потребителю несколько вариантов выжигательных устройств. Однако для всех модификаций характерно наличие практически одних и тех же составляющих:

  • металлического экрана;
  • выжигательной иглы;
  • иглодержателя;
  • корпуса;
  • силового электропровода.

Питается инструмент для выжигания по дереву чаще всего от стандартной электросети в 220 В через трансформатор. Преимуществом обладают электровыжигательные приборы, в которых стандартный провод заменен кабелем с крупным сечением в пределах от 4 до 6 мм 2 . Подобная модификация позволяет существенно повысить накаливание выжигательной иглы.

Стандартный выжигательный аппарат с насадками содержит прямые иглы, форму которых лучше менять самостоятельно на изогнутую, загибая под углом примерно в 45 о. Для удобства работы плоскость выжигательной иглы стоит обработать при помощи мелкого напильника. Таким образом, можно получить наиболее удобный, универсальный аппарат с иглой, которая позволит выполнять выжигание как кончиком, так и плоскостью.

Основные типы приборов для выжигания по дереву

К первой категории можно отнести устройства с твердыми перьями, ко второй - с проволочными иглами. При этом обоими типами аппаратов происходит посредством их работы от стандартной электросети. В проволочных устройствах имеется функция регулировки температуры накала рабочей поверхности иглы.

Чтобы понять, какой именно выжигательный аппарат по дереву станет наиболее удобным и эффективным в той или иной ситуации, достаточно ознакомиться со спецификой конструкции отдельных вариантов.

Приборы с твердыми перьями ограничивают выбор лишь несколькими доступными моделями, так как из-за постоянной температуры накала их функциональность остается крайне ограниченной. Внимание здесь стоит сосредоточить на мощности, показатели которой должны составлять не менее 20 Ватт, иначе выжигательный аппарат по дереву будет существенно замедлять работу.

Если говорить о выжигателях с проволочными перьями, то их ассортимент куда более широк по сравнению с предыдущей категорией устройств. Поэтому, склоняясь к данному варианту, неподготовленному пользователю лучше посоветоваться со специалистом. Если говорить о наиболее совершенных, современных устройствах, то здесь можно выделить лазер для выжигания по дереву.

В конечном итоге, остановив собственный выбор на конкретной модели, стоит убедиться, что в комплекте имеется достаточное количество насадок. Это позволит значительно разнообразить круг доступных работ.

Достоинства и недостатки выжигательных приборов с твердыми перьями

Возвращаясь к вопросу выбора выжигателей с твердыми перьями, стоит рассмотреть их главные плюсы и очевидные минусы. Если говорить о преимуществах, то такой выжигательный аппарат по дереву может похвастаться демократичной, доступной ценой, особой простотой в использовании, высочайшей прочностью и, соответственно, длительным сроком службы.

Среди недостатков таких устройств стоит выделить:

  • длительный нагрев и остывание;
  • сильное нагревание и возможный перегрев рукоятки;
  • отсутствие возможности для реализации тонких, искусных художественных задумок;
  • недостаточное удобство большинства рукояток;
  • наличие высокой вероятности перегорания при длительном использовании.

Особенности выжигателей с проволочными иглами

Любой выжигательный аппарат профессиональный с проволочными иглами обладает куда более широким рядом преимуществ по сравнению с предыдущей категорией приборов. Применяются такие устройства для наиболее тонкой, художественной работы. Мощности данным аппаратам хватает для обработки самых твердых пород древесины, а на полный нагрев иглы здесь уходит не более нескольких секунд.

К главным недостаткам проволочных устройств можно отнести высокую стоимость, дороговизну ремонта, сложность поиска запасных частей и комплектующих, особенно, если выжигатель самодельный и приобретался через интернет. Более того, проволочные иглы часто перегорают, деформируются и приходят в полную негодность. Поэтому нуждаются в частой замене.

Какие материалы можно назвать оптимальными для выжигания?

В настоящее время, чтобы заниматься выжиганием, совсем необязательно тратить время на самостоятельный поиск материалов и эскизов. Достаточно приобрести готовый набор для выжигания по дереву. Если же необходимо воплотить в жизнь авторскую, уникальную задумку, в качестве основы могут сгодиться деревянные бруски, доски, древесные плиты.

Древесину для работы лучше выбирать хорошо просушенную, которая не станет коробиться и деформироваться после завершения работы. Немаловажным вопросом является подбор подходящей текстуры, оттенка и блеска древесной породы. Оптимальным вариантом для выжигания может стать мелкососудистая древесина, которая не содержит выраженных колец и сучков.

Если подходящих материалов нет под рукой или выжигательный прибор используется для обучения ребенка, то для начала лучше использовать набор для выжигания по дереву, который сегодня запросто можно заказать в интернете.

Подготовка материала

Поверхность заготовки для выжигания необходимо обязательно выровнять и по возможности тщательно отшлифовать наждачной бумагой. Поначалу не стоит прибегать к использованию уж слишком сложных рисунков. Если изображение не соответствует размеру заготовки, его масштаб стоит уменьшить или увеличить.

При отсутствии желания можно не изображать рисунок на заготовке самостоятельно. Достаточно использования копировальной бумаги, что позволит навести основные очертания рисунка, которые позже можно обвести карандашом.

Чтобы не испачкать материал, копировальную бумагу лучше выбирать старую. Только так можно избежать порчи деревянной основы, которая тщательно шлифовалась и готовилась к работе.

Технология выжигания по дереву

В настоящее время существует несколько распространенных технологий выжигания по дереву. Популярностью среди мастеров пользуется силуэтное, контурное и художественное, или живописное, выжигание. Главные отличия в данных технологиях заключаются прежде всего в технике исполнения и типах рисунков.

Контурное выжигание

Данная технология чаще всего используется начинающими, неопытными мастерами. Исполнение здесь можно сравнить с нанесением контурного изображения на лист бумаги. При выполнении контурной работы главное - удерживать кисть руки в максимально свободном положении при наличии хорошо зафиксированной точки опоры.

Все линии должны быть равными по глубине и ширине. Для работы лучше использовать максимально раскаленную иглу, уменьшив напряжение на трансформаторе до предела. Выполняя контурный рисунок на дереве, не стоит излишне усердствовать, с силой вдавливая иглу.

Силуэтное выжигание

Для применения техники силуэтного выжигания подходят тщательно зашлифованные, загнутые иглы, рабочая поверхность которых должна полностью касаться материала. Направлять иглу следует вдоль древесных волокон.

Начинающим мастерам, которые пользуются техникой силуэтного выжигания, рекомендуется использовать умеренно накаленные иглы. Только в таком случае можно добиться максимально гладкой текстуры поверхности при завершении работы.

Силуэтным выжиганием можно обрабатывать достаточно внушительные площади древесины. При этом нанесение гладких штрихов может образовывать не только темные линии. Перемещение раскаленной иглы в быстром темпе дает возможность получать самые различные оттенки, начиная с максимально глубокого коричневого цвета и заканчивая светло-бежевым рисунком.

Художественное выжигание

Технология основывается на профессиональном сочетании обеих вышеуказанных техник. Совершать первые пробы в художественном выжигании лучше с изображений геометрических фигур наиболее простой формы. Такой подход позволит ознакомиться с особенностями формирования эффекта игры света и тени на поверхности древесины.

Занимаясь художественным выжиганием по дереву, нужно помнить о необходимости наведения четких контуров изображаемых фигур. При этом главной задачей технологии художественного выжигания является передача объема в пространстве.

Безумно интересно - это популярное домашнее хобби для людей разной возрастной категории. Опытные пирографисты рисуют эксклюзивные картины и создают невероятные шедевры. Дети с удовольствием учатся выжигать по дереву геометрические фигуры и разных животных. Сама технология выжигания известна давно и достаточно проста, однако новичкам в этом деле придется проявить немного терпения и усидчивости, чтобы разобраться в основных принципах работы с электровыжигателем, а также изучить доступные способы нанесения орнамента или изображения на деревянную заготовку.

Выжигание по дереву для начинающих начинается с освоения базовых практических навыков и теории, которая включает также и правила техники безопасности при работе с пирографом (особенно это касается детей). Прежде чем приступить к творчеству, необходимо правильно подготовить рабочее место и запастись дополнительными материалами. Рассмотрим наиболее важные моменты в процессе выжигания, которые обязан знать каждый пирографист.

Как выжигать по дереву для начинающих

Одно из развлечений детства - выжигание на деревянной заготовке. Чтобы избежать типичных ошибок в процессе работы, желательно ближе познакомиться с тонкостями данного вида творчества. Начинающие пирографисты интересуются, как узоры при помощи пайки выжечь и можно ли выжигать паяльником? Для максимально комфортного и безопасного выжигания по дереву нужно использовать только электрический пирограф петличного или паяльникового типа - классический паяльник для этих целей явно не подойдет.

Кроме этого, правильно подбирайте деревянную заготовку, на которой будете выжигать рисунок или узор. Отдавайте предпочтение светлым и мягким породам древесины, у которых температура возгорания более 230–250℃. Опытные пирографисты сходятся во мнении, что из всего изобилия «расходных» материалов в интернете возможно только использовать липу, березу или осину. Для пробных работ подойдет мебельная фанера.

Первые рисунки на деревянной заготовке лучше выжигать маленькими точками, используя выжигательный паяльник петличного типа. Этот вариант подойдет для детей. Если любите экспериментировать, выбирайте компактный аппарат по выжиганию с твердым пером. При необходимости можно изменить «стиль» узора или изображения при помощи сменных насадок. В отличие от выжигателей с петлей, здесь толщина линии регулируется степенью нажатия на ручку.

Подготовка, доводка полотна перед выжиганием

Вид древесины для новичков в пирографии (чтобы нарисовать рисунки), а также «характер» изображения - это главное, с чем нужно определиться перед началом работ. Рельефные орнаменты лучше выжигать на твердых поверхностях, а гладкие рисунки - на мягких породах древесины. При этом любая поверхность, независимо от типа выжигаемого рисунка, должна быть ровной. Самый простой способ добиться нужного эффекта - обработать поверхность мелкой наждачной бумагой.

Кроме фанерной доски или другой деревянной заготовки, на которой будете выжигать, необходимо также заранее приготовить для работы следующие инструменты и материалы: карандаш, скотч, кнопки и другие канцелярские принадлежности, стандартная копировальная бумага или трафарет, металлическая подставка под ручку прибора. Пригодятся и латунные насадки, которые всегда держать лучше под рукой. Для выжигателей по дереву петличного типа купите нихромовую проволоку разного диаметра (0.3-1,5 мм), из которой можно делать запасные петли.

Пошаговая инструкция для начинающих

Запомните главное правило - чем ровнее поверхность заготовки, тем легче будет выжигать. Помимо этого, научитесь переносить изображение с эскиза на готовые дощечки при помощи копировальной бумаги черного цвета (кальки) или используя полупрозрачную папирусную бумагу. Как вариант, можно применять трафареты или обводить рисунок канцелярским ножом, аккуратно надавливая на линии изображения - по полученной бороздке легче вести жало выжигателя. Не поленитесь освоить технику выжигания по дереву, которая подробно описана в инструкции к прибору.

Чтобы лучше разобраться, как правильно работать с пирографом, посмотрите на досуге мастер класс по выжиганию в интернете. Обучающие видеоролики можно найти на YouTube. В процессе первых работ своими руками не торопитесь выжигать сложные графические элементы - начните с геометрических фигур и простых силуэтов. Для максимально продуктивной работы вам потребуются следующие навыки: усидчивость, аккуратность и внимательность. Не забывайте, что вы работаете с электроинструментом, поэтому соблюдайте осторожность.

Инструкция для начинающих пирографистов:

— Подберите удобное рабочее место. Желательно работать за столом с наклонной поверхностью, чтобы доска фанеры располагалась под углом 30–35 градусов относительно глаз. Прибор для выжигания и вспомогательные аксессуары должны располагаться «в шаговой» доступности, чтобы не тянуться за ними через весь стол.

— Начинайте выжигать рисунок с внешних линий. После этого переходите на основную часть узора или рисунка. К работе над второстепенными фрагментами приступайте в последнюю очередь. Обратите внимание, что выжигание картины лучше проводить поэтапно - в нескольких участках «полотна» поочередно.

— После завершения основных работ при желании рисунок можно раскрасить яркими акварельными красками или покрыть бесцветным лаком. Края фанерной дощечки лучше сразу зашкурить мелкой наждачкой, чтобы случайно не пораниться.

Непосредственно к процессу выжигания можно приступать после того, как паяльный элемент нагреется до нужной температуры. В современных моделях пирографов о готовности прибора к работе сигнализирует встроенный светодиодный индикатор. Если латунная насадка или нихромовая проволока не прогреваются должным образом, это указывает на неисправность трансформатора. Таким инструментом детям лучше не работать. Не забывайте периодически отключать пирограф от электросети.

Чтобы получить линии и штрихи разной толщины, регулируйте интенсивность прожига. Для тонких линий ведите ручку инструмента плавно, но быстро. Чтобы получить красивые толстые штрихи или сделать на рисунке эффект тени, выжигайте медленно. Помимо этого, можно регулировать насыщенность оттенка при помощи увеличения температуры пера. Но помните, что при большом накале спираль часто перегорает.


Выжигание по дереву или пирография, является одним из древнейших искусств. Одни из первых предметов, украшенных выжиганием, были найдены в Перу. Они датируются VII в до н.э. Древние умельцы получали изображения раскаленными на огне прутьями. В настоящее время любителей украсить свой быт становится все больше, а на смену прутикам пришли специальные приборы, с помощью которых на дерево наносятся линии разной толщины и насыщенности цвета.

Читайте также статью: - уроки для начинающих!

Как выбрать выжигатель

Выжечь несложную картинку можно даже обычным паяльником. Но для постоянных занятий лучше купить выжигатель по дереву. Он удобно лежит в руке, имеет оптимальную температуру нагрева и сменные насадки, которые значительно расширяют художественные возможности мастера.


Существуют два вида выжигателей – с проволочным или с твердым пером. Оба вида работают от сети 220 V, но образцы с твердым пером не имеют регулировки нагрева. При выборе следует обращать внимание на мощность прибора.

Если выжигатель имеет мощность менее 20 Вт, работа с ним будет достаточно медленной. Такие приборы рассчитаны на детей, или только постигающих азы выжигания.

Более мощные аппараты позволяют работать быстрее, но подходят тем, кто уже уверен в своих действиях.

Преимущества выжигателей с твердым пером

Данные модели отличаются простотой в работе и невысокой ценой. Выжигателем такого типа легко наносить простые изображения с минимумом деталей. Их чаще всего покупают для детей или новичков. Из недостатков прибора отмечают:

  • долгое время разогрева и охлаждения;
  • греющуюся в процессе работы рукоятку;
  • большой размер рукоятки и далеко отстоящее от нее перо.

Последняя особенность затрудняет нанесение тонких длинных линий и требует перерывов в работе для отдыха. При длительном использовании прибор может перегреться и выйти из строя. Поэтому для выжигания большого сложного рисунка лучше подобрать аппарат другого типа.

Особенности приборов с проволочным пером

Образцы аппаратов с проволочным пером обладают большими преимуществами:

  • быстрый нагрев и остывание;
  • удобная рукоятка;
  • беспроблемная замена проволоки в случае ее перегорания;
  • долгая служба пера;
  • возможность нанесения линий разной толщины.

Стоят такие модели заметно дороже, поэтому обычно их выбирают для профессиональных работ по дереву.


Для пробы лучше приобрести недорогую модель с твердым пером. Если занятие увлечет всерьез, в продаже есть широкий выбор приборов для выжигания по дереву с проволочным пером.

Как выбрать деревянную подложку и рисунок для выжигания

Для работы выбирают древесину липы, тополя, ясеня, осины, сосны. Эти породы мягкие и хорошо поддаются обработке.

Чем мягче древесина, тем легче и комфортнее с ней работать.

Перед работой доску необходимо тщательно обработать. Чем ровнее ее поверхность, тем аккуратнее выглядит рисунок. Оструганную доску шлифуют мелкой наждачной бумагой, проводя вдоль волокон. Это устранит мелкие неровности и сколы. В заключение ее протирают влажной ветошью от стружки и пыли, чтобы было легче перенести рисунок.

Картинки для выжигания по дереву для новичков должны иметь ясные контуры и небольшое количество деталей. Простые изображения сложнее испортить, всегда есть возможность поиграть с толщиной линии или добавить дополнительную в случае ошибки.

Темы для выжигания могут быть любыми:

  • поздравления с праздниками – такие поделки будут хорошим подарком;
  • герои мультфильмов – рисунки простые и увлекательные, их любят выжигать дети;
  • забавные изображения животных украсят и оживят интерьер кухни, прихожей или детской;
  • пейзажи прекрасно смотрятся в любой обстановке;
  • орнаменты уместны всегда, их несложно сделать по трафарету.

Самым сложным рисунком для выжигания по дереву является фотография. Здесь потребуется высокое мастерство исполнителя и комплект насадок для передачи всех нюансов.

Рисунки для выжигания можно скачать из сети или сделать самостоятельно. Для этого на рисунок накладывают лист кальки и аккуратно обводят все линии, стараясь передать их толщину.

Самые простые картинки дети могут нарисовать сами. В этом случае выжигать становится гораздо интереснее.

Переносят изображение на доску через копировальную бумагу. Ее закрепляют на дереве чернильной стороной вниз, поверх накладывают кальку с рисунком и переводят все линии, стараясь в процессе не сдвигать листы.

Чтобы первая работа увенчалась успехом, соблюдайте следующие тонкости:

  • наносите выжигателем тонкие штрихи вместо жирных линий, так легче направлять перо в нужную сторону;
  • нажимайте на перо с одинаковой силой на всей поверхности доски;
  • чем дольше удерживают перо на одном месте, тем темнее и глубже становится линия;
  • старайтесь двигать перо по волокну дерева, повернув его волокнами в себе, при выжигании против или поперек волокон усилий нужно прилагать больше;
  • перед работой потренируйтесь на ненужной дощечке с разными насадками, чтобы набить руку и иметь представление о том, в каких случаях их следует использовать;
  • начинайте выжигание с края эскиза – это самое незаметное место в случае ошибки;
  • проводите по одному и тому же месту несколько раз легкими тонкими штрихами, добиваясь оптимальной толщины;
  • подкладывайте под руку небольшую дощечку, чтобы не смазывать переведенный эскиз и не пачкать доску;
  • сначала прожгите основные линии изображения, чтобы увидеть основу композиции.

Научившись вести точные ровные линии, поэкспериментируйте с тенями. Используя данную технику, можно добиться объемного изображения. Для отображения теней используют разные насадки.

Картинка на дереве не обязательно должна оставаться одноцветной. Для раскрашивания используют акварельные краски (или карандаши) и кисточки.

Насадки необходимо периодически очищать от нагара. Для этого используют специальную шлифовальную колодку или ремень и оксид алюминия.

Готовое изделие покрывают лаком или клеем ПВА.

Соблюдение техники безопасности

Научите детей правилам безопасности при обращении с выжигателем и всегда следуйте им сами:

  • при смене насадок используйте плоскогубцы, чтобы не обжечь пальцы;
  • соблюдайте осторожность при работе с нагретым выжигателем;
  • всегда ставьте прибор на специальную подставку;
  • не оставляйте включенный прибор без внимания;
  • при работе в закрытых помещениях используйте вытяжной вентилятор, так как некоторые породы дерева сильно дымят и могут вызвать аллергию и раздражение дыхательных путей.

Выжигание по дереву – это увлекательное и полезное занятие. Оно позволит отвлечься после тяжелого рабочего дня, научить детей усидчивости и аккуратности и украсить ваш дом неповторимыми работами.

Видео-обзор выжигательной станции

Видео о переводе рисунка и процессе выжигания по дереву


Юлия Пятница

Выжигание по дереву - старое новое искусство

Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!

Выжигание по дереву: материалы

Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.

Цвет

Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.

Текстура

Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.

Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.

Твердость

Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.

И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.

Форма

Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.

Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.

Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.

Выжигание по дереву: инструменты

Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:

  • карандаши с твердыми перьями;
  • карандаши с проволочными перьями.

Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.

Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.

И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:

  • косое перо;
  • писчее перо;
  • перо для ретуши.

Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.

Техники выполнения

Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!

Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.

Стандартный

Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.

Негативный

Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.

При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.

Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.

Предварительная резьба

Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.

Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.

Мастер-класс для начинающих

Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.

  • Следует зачистить поверхность фоновой заготовки при помощи зашкуривания или лезвия.
  • Нанесите рисунок от руки при помощи графитного карандаша или перерисуйте готовый эскиз через копировальную бумагу.

  • Начните выжигать изображение по контуру. Если вы не сможете выполнить работу за один присест, готовый контур подскажет вам, где лучше выполнить ретуширование.
  • После контура займитесь отделкой фона — затемняйте его равномерно пером для ретуши или градиентно, используя разные виды перьев.
  • Дождитесь, пока рисунок остынет. После окончания работы смахните излишки и вытрите ластиком остатки карандаша.

Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.

Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.

Показать еще

Что можно сделать из ракушек? Оказывается, разных интересных идей – великое множество. Мастера рукоделия изготавливают даже целые панно и картины, а также украшения, вазы, подсвечники, букеты, декорируют морскими дарами предметы интерьера. Хотите попробовать – вам помогут наши мастер-классы.

Публикации по теме