Проповедь в неделю всех святых. Неделя Всех Святых. О празднике. Проповедь дня

В первый воскресный день после Пятидесятницы Церковь предлагает нам вспомнить всех святых - людей, которые своей жизнью и подвигом за всю историю христианской Церкви угождали Богу и свидетельствовали миру о любви Божьей к человеческому роду.

За две тысячи лет своей истории Православная Церковь явила бесчисленное количество подвижников, угодников Божьих, святителей, преподобных, мучеников, которые своей жизнью доказали, что святость возможна человеку.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни человека – это святость или стяжание благодати. Дух мирен, о котором упоминал святой, это благодатное состояние души человека, когда он ощущает мир с Богом. Тот человек, который не обретает этого мира, не может быть по- настоящему счастлив. Потому что мы знаем, дорогие братья и сестры, что все в этом мире проходящее и нет ничего постоянного. Даже сама человеческая жизнь, которая дается нам Господом, заканчивается. Человеку рано или поздно приходится переселяться в обители Небесного Отца и давать Ему отчет о прожитой жизни.

Сегодня Церковь предлагает нам услышать Евангельское чтение от апостола Матфея, которое по уставу полагается читать во время монашеского пострига. Эта аналогия очень яркая и удивительная. Монашеств – ангельское житие, которое свойственно не многим людям, а лишь тем, кто хочет безраздельно послужить Христу. Но оказывается внутреннее монашеское устроение должно быть у каждого христианина. Стремление к совершенству и любовь к Богу ¬– это главное, чем должен жить человек, где бы он не находился и какое бы послушание не выполнял.

Мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня » (Мф. 10 , 37). Человек, услышав эти слова, задается вопросом: «Как такое может быть?». А все очень просто. Господь на самом деле не требует от нас невозможного. Он говорит, что человек должен жить так, что бы потом ему не было стыдно. Для этого он должен выбирать в своей жизни нечто главное и стремиться к этому, а все остальное будет приложено. Господь говорит, что нужно брать крест свой и идти за ним. И это главная особенность всех святых и подвижников нашей Церкви. Ведь они также были связаны многими обязательствами, послушаниями, семейными узами, долгом перед Отечеством и народом. Но главной в их жизни была безраздельная любовь к Богу. Любовь не к чему-то абстрактному, а к Христу, как к личности.

Всегда трудно выбирать между некими абстракциями, но когда перед нами два человека, мы понимаем: кого мы любим, а кого нет. Христос говорит, что для того, чтобы называться христианином, чтобы стать верующим человеком, нужно выбрать Спасителя, поверить Ему, найти в себе мужество пойти за ним и тогда все остальное приложится. И вот мы слышим слова апостола Петра, обращенные к Христу «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам ?» (Мф. 19 , 27). Это вопрос, дорогие братья и сестры, тоже не праздный. Ибо человек, приходящий к Богу, в храм, очень часто вопрошает: «А что мне будет за это?». Ведь не секрет, дорогие братья и сестры, что многие люди приходят в храм, чтобы получить материальные или душевные блага. Даже церковные люди, молясь Богу, по мере сил и возможности служа Ему, подсознательно ждут от Него внешнего благополучия: здоровья, счастья, уважения и прочих благ. Но Христос на вопрос апостола Петра отвечает: «Сядете и вы на двенадцати Престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Мф. 19 , 28). Иисус говорил: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной » (Мк. 10 , 29-30). Оказывается вера во Христа, дорогие братья и сестры, не дает счастья человеку на земле, материальных благ. Главное, что Господь обещает человеку – вечность.

Господь говорит еще и о том, что если любишь Бога, то надо любить и ближнего своего. Действительно, дорогие братья и сестры, для того, чтобы полюбить Бога и вечность, нужно в земной жизни научиться любить людей, приучиться к благочестию. А мы знаем, братья и сестры, как это не просто. Даже тогда, когда человек хочет творить добро и понуждает себя к благим делам и благочестивым поступкам, то не всегда у него все получается. Люди, приходя на исповедь, говорят: «Из раза в раз поднимаясь, я снова падаю и согрешаю». Возникает вопрос: если мы выбрали путь христианской жизни, пришли в Церковь и готовы жить по заповедям Божиим, то почему у нас ничего не получается? Почему мы падаем? Почему унываем?

Может быть, вообще невозможно достижений святости? Но если мы откроем церковный календарь, то увидим, что количество святых бесчисленно. Человек, стремясь к святости, подвизаясь и служа Богу, прежде всего, должен приобрести смирение. Святости нельзя достичь без смиренного сердца. Ничего нельзя достичь, если человек не смиряется перед своими ближними, не научился терпеть их, а самое главное себя.

Однажды преподобному Антонию Великому – человеку, который жил ангельской жизнью пришел помысел о том, насколько он достиг святости. Он стал размышлять об этом и в это время услышал Божественный голос: «Антоний! Иди в Александрию и там ты увидишь человека, который намного тебя превзошел». Преподобный послушался гласа Божьего и отправился в Александрию. Господь привел его к дому, где жил простой человек. Он встретил некого кожевника. Преподобный спросил его, как тот живет и как служит Богу. На что человек ответил: «Не знаю за собой ничего доброго, живу и воспитываю детей, работаю, помогаю бедным, молюсь по мере сил и возможности, но доброго в моей жизни нет ничего». Антоний Великий был человеком высокой духовной жизни, очень проницательным. Он сразу понял, почему Бог привел его к кожевнику и что хотел сказать. Этот человек, наверное, не совершал великих подвигов, но в его сердце было великое смирение. Он не видел в своей жизни ничего доброго, смирялся и надеялся на Бога.

Таким образом, Господь показал, что главное в жизни человека ¬– это смирение. Если человек склоняет свою голову перед Божьим величием, то он может многого достигнуть. А если пытается с гордостью, ревностью и тщеславием даже Богу послужить, то из этого ничего не выйдет.

Совершая сегодня память всех святых нашей Церкви, мы в каком-то смысле празднуем и свои именины. Ведь сегодня совершается память всех наших небесных покровителей. Будем просить и молиться, чтобы Господь по их молитвам даровал нам смирение и ревность о доброй жизни. Чтобы мы со смирением служили Христу, помогали нашим ближним. А когда чего-нибудь у нас не получается, просили у Господа дать сил дальше продолжать свой путь и служение. И верю, что Господь услышит нас, простит нам грехи наши, поможет продолжить наше шествие за Ним и найти спасение в Царствии Небесном. Помощи всем Божьей и молитв святых нашей Церкви!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска,
7 июня 2015 г

Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с воскресным, праздничным днем сегодняшним. По милости Божией, провели мы Великий пост, провели мы Пасху, провели мы светлый праздник Пятидесятницы - праздник Святой Троицы, вчера совершили отдание, проводы этого праздника. И сегодня как бы итог всей истории Церкви Православной, осененной Духом Святым - Собор всех святых, от века Богу угодивших. Всемирный праздник торжества, весь мир сегодня празднует престольный день всех святых угодников Божиих.

Начиная от Ангелов, Архангелов, Херувимов, Серафимов, Господствий, Престол, Начальств, Властей - с Небесного Воинства начиная и кончая земными ангелами во плоти, которые Богу угодили и стали равными Ангелам. Здесь и великие наши праотцы Адам и Ева, прародители наши, великие праведники Ной, Енох и другие. Пророки великие, ветхозаветные патриархи, которые верою в грядущего Спасителя жили, спаслись и во пришествии Христовом стали наследниками Царствия Небеснаго, стали равны ангелам. Праведный Иов Многострадальный, праведный Иосиф Прекрасный и другие ветхозаветные праведники, Симеон Богоприимец, Иоанн Креститель, ставшие уже на границе Ветхого и Нового Заветов.

Особенно богат ангелами, угодниками Божиими - ангелами во плоти - Новый Завет: святой Иоанн Креститель, святые апостолы, святители Христовы, святые мученики, проповедники, апологеты, аскеты, преподобные отцы, пустынники, черноризцы, патриархи. Их же несть числа. Юродивые, цари и царицы, князья и княгини, преподобные, их же несть числа угодников Божиих, которые исполнили заповеди Божии, Богу угодили и наследовали Царствие Небесное, в лике Ангелов предстоят у Престола Божия.

Особенно богата Русская земля подвижниками XХ века, новомучениками, которые бесчисленным сонмом многомиллионным предстоят у Престола Божия и молятся о нас, о земле святой Русской.

И нас Господь всех создал не для погибели, но для спасения и для наследия жизни вечной. И нам нужно угождать Богу, и нам нужно приходить к Богу, и нас Господь ждет: “Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы…” - и мы должны также наследовать Царствие Небесное.

Не должно быть нытья, уныния, отчаяния о том, что мы не спасемся, что напрасна наша жизнь. Это ложь, мы лжецы и обманщики перед Богом.

Сегодня читали житие преподобного Никиты. Кем он был? Разбойник был, убийца, грабитель. И как Господь его чудесно обратил к Себе, и он стал еще, покаявшись, равный Ангелам - ангелом во плоти. Вот какое целебное свойство Господь дал нам всем - искреннее покаяние. И мы духовные разбойники, и мы духовные убийцы, и мы духовные отступники и отреченцы от Господа, но нам Господь также дал свойство: “Покайтесь, ибо (и для вас всех) приблизилось Царствие Небесное” . Всех нас ждет Господь, никого не отвергает. У Бога нет любимчиков, у Бога все одинаковы, все равны, все благодатны. Каждому Господь дает при зачатии бессмертную душу, и дай Господи, чтобы эта душа по греховности и по нерадивости нашей не погибла, но чтобы мы все спаслись и наследовали Царствие Небесное. Дай, Господи, чтобы и среди нас стояли скромные подвижники и угодники Божии, святые, от века Богу угодившие. Аминь.

Со святым праздничным днем великим приветствую всех вас! И входящих в храмы, всех встречают все святые. На каждый день написан угодник Божий на древнем образе минейном, и постоянно должна лампада гореть перед ним, каждый день. Это праздничный образ. Там написаны лишь только особо главные подвижники, а неизвестных подвижников - их же несть числа, от века Богу угодивших.

И у вас всех, у каждого, день Ангела есть. День Ангела Господь дает: при крещении - Ангела-Хранителя, и особый покровитель второй, тот угодник Божий, в честь которого вы крещены при крещении. Как два крыла птица имеет для полета, так и человек крещеный двух Ангелов-Хранителей имеет в жизни своей.

Так что дорожите всегда и сегодняшним днем, и днем памяти Ангела-хранителя - праздник Архистратига Божия Михаила. Дорожите и своим небесным покровителем. День Ангела всегда как особый пасхальный праздник, всегда чувствовать эту пасхальную духовную радость. И радуется тогда, когда мы чтим день Ангела своего, и тот угодник Божий, наш защитник и Ангел-Хранитель, в честь которого мы крещены. Монашествующим еще один добавляется Ангел-Хранитель. А у меня уже их сколько? Аж четыре, или три? Три, хотел на четвертого заехать - не получилось. Аж три: Иоанн Креститель, Зосима и Савватий. Уже больше не дадут, все получил, что нужно, от Господа, дай Бог сохранить то. Так что, слава Богу! А может, из вас еще кого Бог призовет, постригем, еще нового Ангела-Хранителя дадим. Тайна сия велика - спасение. Думал ли Никита-разбойник, что он станет столпником, что он станет подвижником? Думал ли благоразумный разбойник, осужденный на смертную казнь, что он спасется, что он обратится к Богу?! Пришло время - Господь сотворил чудо, призвал. И над вами, всегда подчеркиваю, Бог творит чудо. Призвал вас к Себе - будьте верны этому чуду, будьте верны Господу до последнего издыхания.

Праздник иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Перед вами образ Божией Матери. Пресвятая Дева Мария со сложенными руками на груди, молящаяся за нас. Умиления образ, умиленной молитвы. И скорбь Божией Матери о всех нас, грешных. Семь мечей, семь стрел пронзают сердце Пресвятой Девы Марии. Семь символических наших грехов: гордость, тщеславие, грубость, наша обидчивость, блуд и прочие мерзкие грехи, которые отторгают нас от Господа, творят врагами нас Божиими, пронзая сердце Пресвятой Девы Марии. Почему мы с особой любовью сегодня молились и молимся о врагах наших, о недоброжелателях наших и прежде всего о самих себе, чтобы не было у нас каменное, жестокое сердце, как во многих оно бьется, чтоб плотяное, любящее, доброе сердце, как мы читаем молитву у Престола Божия, священники: «Плотяное сердце дай нам, Господи», читаем мы молитвы ко причащению Святых Христовых Таин, это слово есть. Любящее сердце дай, Господи, смягчи, Матерь Божия, наши сердца человеческие. И когда наше сердце смягчится, тогда и окружающих людей всех смягчится сердце. Сами знаете: когда простишь от всего сердца - камень падает тогда с души, легко становится, радостно становится, Пасха. Такое чувство, готов объять тогда весь мир уже. Вот такого чувства благодатного, Матерь Божия Умиление злых сердец, даруй нам ощутить настоящую духовную земную Пасху в земной нашей жизни, и все люди чтоб ощущали эту духовную радость примирения, мира, покаяния, очищения и исправления своего злого сердца. Смягчи, Матерь Божия, сердца всех человек, молящихся и прибегающих под кров Твой! Вот таков праздник сегодняшнего дня Православная Церковь празднует после святой Пятидесятницы.

Сегодняшним днем окончили мы петь и читать Великую книгу церковную, Триодь Цветную. От Пасхальной ночи начали ее читать и петь, служить по ней. Ежедневно всю книгу вычитали мы, все службы, все трипеснцы, сегодня с чистой совестью закрываем эту книгу до будущего года, кто доживет из нас по милости Божией. За эту милость Божию, за подвиг молитвы в нашем храме благодарим мы Господа. Что Господь сподобил полностью выслужить все службы святой Пятидесятницы, Пасху Христову, во славу Божию.

Сегодня говорим, что 200 лет со дня рождения исполняется великого нашего русского поэта любимого - Александра Сергеевича Пушкина. Говорил вам, чем он ценен для нас, кончиной своей, покаянием. Говорят, и масон он был, и развратник. Да, все было у него в жизни. Но кающегося Бог всегда прощает, и кончина его чудная - настоящая христианская мирная кончина. Почему нам он должен служить светлым образом добрым, путеводной звездой нам всем, заблудшим грешникам. Как его Господь ждал до смертного вздоха, так и нас Господь ждет.

Сегодня читали письмо, как в больницу после автокатастрофы попал человек в тяжелейшем состоянии, некрещеный был. Рядом лежал с переломанным позвоночником христианин. Разговорились, узнал, что некрещеный, просит: «Покрестись». И он согласился. Пришел священник в больницу, покрестил его. Мирно он причастился, простился со всеми и на операции он легко, спокойно умер. Вот Господь предсмертный вздох принял. И я верю, что Господь обязательно помилует его, простит, и душа его во благих водворится. Почему и всем желаю, хоть мы и грешные люди, но обязательно со вздохом всегда каждый день помолитесь: «Господи, только дай мне христианскую мирную кончину, когда придет время, и добрый ответ на Суде Божием». Часто говорю: старые священники, еще царского рукоположения, отец Димитрий, помню, всегда в этот момент, пока колени гнулись, земной поклон ложили, когда дьякон или батюшка возглашал это прошение. Просили земным поклоном. И им Господь, я замечал, кто молился об этом даре Божием, даровал всегда мирную кончину христианскую. И нам всем!.. Мы все с каждым днем приближаемся к вечности. Вечером приду в келию, на сон грядущий перекрещусь на святые образа: «Слава Богу, день протопал». Уже не говорю: «ближе к смерти», - чтоб вас никого не шокировать. «Ближе к Царствию Небесному». Еще на один шаг, еще на один день, - вздохну. Вот так. Так и вам дай Бог вздохнуть в конце каждого дня: «Слава Богу!» «Про смерть, - кажуть, - не гадай, не хочемо», - а «ближе к Царствию Небесному» - мудро скажите, да и все, ближе приблизились, во славу Божию. Только не унывайте, только не нойте, что нам плохо. За все Слава Богу! Вот это самое главное - благодарение Богу, а Бог никогда благодарных чад Своих не оставит, во славу Божию.

Спаси, Господи, тружеников, которые потрудились на этой неделе. Одиннадцать гектар подсолнуха попололи. Вот так. Вот, кто потрудился, спаси Господи. Огороды свои повыпалывали все, лежебоки, а? Ай-ай, ай-ай, це Василь, мабуть, такий убогий? Василь: "Я батюшка" . Василю, стыдно мені. Чтоб огородики все чистые были, чтоб вы хорошо за землей святой ухаживали. Спаси, Господи, и мужиков наших - сена нам накосили. А пахнет как - не надышишься. Действительно, святое лето, сенокос, во славу Божию. Какая все-таки прекрасная, добрая, христианская такая жизнь. И какие вы убогие те… Ой, чуть не заругался. Живете в тех, хотел культурное слово сказать в кавычках, «курятниках» своих. Да. В городе там. Боже, я как побывал на этой неделе в Донецке, освящал квартиры. Посмотрел. Боже мой, какие вы убогие там живете! Ой-ой-ой-ой-ой! Боже… Деревня - и двор свой, и воздух свой, и все свое. Там, в этой клетке, сиди, как зверь. Там за стенкой стукают, там грюкают, вверху с…ся, внизу беснуются. Не поймешь, где находишься. В аду настоящем, да. Ад настоящий! А дышать нечем… Стены все закупорены эти, Боже мой. Городских много здесь? Да. Какие вы несчастные, бедные вы мои городские! Как хорошо по земельке босыми ногами походить, да огород пополоть, да с криницы воды напиться! Как мы эту землю забыли. Сядут у того бесовского ящика и смотрят. Не пообщаются, не поговорят между собой, не почитают ничего. Дьявола того, что вдалбливает свою ложь в голову, слушаем, блымаем глазами, верим да мерзости смотрим. Ой, какие вы убогие, городские мои, бедные вы люди! Недаром старец говорил: «Служи все время в селах, в городе погибнешь». Я всю жизнь, сколько прослужил, ни разу в городе не служил. Даже не знаю, как это там городские дамы эти ходят раскрашенные, певчие эти, безбожные артисты эти, накрашенные, распатланные поют. Говорят: «В церкви мы не были, мы были в опере церковной». Вот так, не поют, а завывают. По оперному все там, души-то нет. А как хорошо в деревне: хоть и просто поют, но с душой поют. Как я вам рассказывал про пение церковное. Старец был отец Епифаний в Винницкой губернии, юродивый он был, но прозорливый был. По деревням ходил, по церквам молился. Пришел, а его все почитали. Певчие, правый хор, так стараются, поют, выводят все эти ноты, полутона, тона, Боже мой, ну, как мы б сказали бы: «Ангелы поют». А на левом клиросе бабки беззубые еле «Господи, помилуй» тянут. Вот, после службы все ждут, сейчас отец Епифаний похвалит певчих. И отец Епифаний со скорбью посмотрел на правый хор: «Гав-гав, а Богу нет ничего». А на этих бабусь беззубых посмотрел: «Ангелы поют, ангелы с душой поют, славят Господа». Вот так. Так это и в деревнях. Хоть и просто поют, но с душой поют, во славу Божию. Так что, какое счастье жить в деревеньке! Бедные вы мои горожане. Что ж сделаешь, уже вас не научишь труду, вы разучены, вы уже бездельники. Я замечаю, городские приедут, ну покушать, поозорничать, да и все. А чтоб уже действительно помыть посуду побежать да все прочее - не-а, городских не заставишь, они уже к этому не приучены. Телевизор, к сожалению, этому не учит же, по-моему? Нет наверно? Трудолюбию святому не учит.

Да, еще вот. Вчера говорил и сегодня: наступает лето. С детьми… Не обременяйте меня своим «семейным счастьем», чтоб они мне тут не путались под ногами. Привели детей, помолились и с Богом после службы поехали домой. По неделям живут, по месяцу тут болтаются. Ну ладно, вы молитесь, а дети болтаются. Вчера я обмер: иду на полиелей в алтарь, детвора лазит по культиватору по этому. Ну оборвется ребенок, это же острые такие предметы железные, покалечится! Что ж тогда будет, радость мне? А она себе молится, хоть бы что ей. Таких блаженных мне не нужно, кукушек. Нарожали свое «семейное счастье» - воспитывайте их. Я отрекся от этого «счастья». И самый счастливый человек, что я - монах. Ни попадьи, ни попенят, ни внучат-сатанинят. Самый счастливый человек. А вы свое «счастье» понарожали, так уже и радуйтесь о нем. Подрастут, поумнеют, тогда мы будем уже заниматься. А сейчас детям нужны папа и мама, домашнее воспитание. У меня здесь нянек нет ходить за ними. Вот эта просьба. И уезжайте со своими детьми в свое семейное любимое счастье. Для многих, конечно, да почти для всех в кавычках это «счастье», так или нет? Семейная жизнь. Да всех спроси, и все опустят голову: так оно и есть. Ну что ж поделаешь. Прежде чем похоть исполнить, подумайте: а что ж с детьми будет, а как, куда их определить? А то - "Отец Зосима, куда мне детей определить?" Ваши проблемы! Я-то что, рожал их или что? Ваши же проблемы определять детей. Куда уже, как сможете, определяйте, только на добрый путь. На преступный путь чтобы дети не шли. Вот это мой сказ вам. Чтобы не было у нас напряженки никакой. Помолились. Дети - очень подвижные существа, им тяжело такие службы наши длинные выстаивать. Постояли немножко, вышли с детьми, на лавочке посидели, на крылечке. Там служба сейчас слышна, передается, транслируется все. Повели их, по надобностям сходили, вокруг храма обвели, что-то доброе сказали деткам, потом опять зашли - вот так нужно. Чтоб не томились дети, но чтобы живые они были. В храме Божием не стыдно выйти с ребеночком и на крылечке побыть, на воздухе. Старайтесь умнеть, рассуждение духовное иметь и в воспитании детей своих. Вот все, что хотел я вам рассказать.

В отношении поста, значит, - вот эту недельку постимся, рыбы не лопаем. А на Русских святых рыбу лопаем ради престольного праздника. В субботу и в воскресенье в Петров пост кушаем рыбу. И в праздники полиелейные все, кушаем рыбу, во славу Божию. А остальное - белки кончаются сегодня, витамины начинаются. Щавель хороший, петрушка, укроп хорошие, все хорошее. Кругом все начинается. Добрая витаминная растительная пища. У доброй хозяйки весь зеленый стол, как на Пасху, во славу Божию. Вот. Так что не стоните: «А что нам кушать?» Господь все дает, только умейте пользоваться даром Божиим. Все рассказал. Понятно все? Вопросы, есть какие?

Ответ : Не участвуйте в делах тьмы. Мы уже этого Кучму за пять лет посмотрели, лжеца и обманщика. Не надо участвовать в этом деле. Ну их. Они сейчас мягко стелют нам всем. Но он что кричит: «За єдину помісну українську церкву”. Это он нам беды несет. Этого Филарета нам несет, сатаниста этого, предателя; на что ж он нам сдался, такой бестолковый. А вот я почитал газетки коммунистов, их программу: они стоят за единую каноническую Церковь Русскую, я смотрю. Они ж тоже обманщики, наверное, да? Они ж 70 лет нас дурили-дурили, вели-вели к светлому будущему, привели нас всех, а теперь Бог его знает… Но они в программу свою ставят: «Единая Церковь каноническая Русская». Объединяющая русских, украинцев и белорусов. Вот это серьезное дело. Наше дело… волнует нас, конечно, что? Церковь. Духовное состояние - самое главное. Единственная радость у нас - прожить проживем, до смерти доживем, - чтоб не отняли у нас радости духовной - Святой Церкви Православной. Чтоб кощунства этого не совершили, чтоб Филарета нам не сунули этого или другого подобного ему. Сохрани Господь. У нас есть законный Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а киевских бандитов-самозванцев абсолютно нам не надо. Правильно сделали дончане, встретили Филарета, «угостили» его хорошо, а в Мариуполе еще лучше - этого басурмана из «Просвіти» накормили землей. Кричал: «Моя земля, що ви робите на моїй землi?» - так бабы ему как дали! Так он плевался потом ходил этой землей, накушался он, вот так. Из этой «Просвiти» бендеровец этот. Единственно, говорю: «Жаль, что меня там не было, бороду оторвал бы бесу этому точно я бы, и рука б не дрогнула, Филарету, сатанисту этому». Народ впрямую кричал: «Предатель ты несчастный, мы 30 лет за тебя Богу молились. Последние копейки тебе носили, верили в тебя, а ты растоптал нашу веру, нашу надежду растоптал, копейки наши все пограбил. Предатель же ты, Иуда». Вот он правильно говорит, народ… Устами народа истина глаголет всегда, это мы должны знать. Никаких сношений.

Сейчас этого Юрчика, сатаниста, Филарет поставил нам «епископом» своим Донецким. Ой, пошли они по селам кругом. Кругом регистрируются по селам, народ дурят, говорят, что они - законная церковь. А народ что понимает? Батюшка, батюшка, да и все.

Как когда-то обновленцы. Читаю сейчас историю обновленчества в 20-х годах, точно так они. Даром отпевают, даром требы совершают, им же платит Филарет доллары. Все даром, только идите к нам. К нам, к нам - у нас хорошо в хохляцкой церкви. Оно-то хорошо… Даром что бывает только? Сыр в мышеловке бывает даром, там даром дают. Ну а потом что мыши после этого - сами знаете. Так и вот это - мышеловка. С этим «даром» филаретовским - это погибель. Бояться как огня нужно. Лучше бы остаться неотпетым, чем чтоб отпел вот этот сатанист, лжепоп этот, самосвят этот сатанинский. Беснование страшное идет. Владыка с такой печалью говорит: «По селам пошли, захватывают кругом». Власти на их стороне, кругом зеленая улица открыта бесу. Просто самому бесу, преисподней, открыта зеленая улица. Печально все это. Но только одна вера нас освящает: Церковь пребудет до скончания века, и силы зла, врата адовы не одолеют ея . Дай, Господи, нам всем умереть в Матери-Церкви, и чтобы нам Церковь, как мы - 200 лет - пели сегодня «Вечную память» Пушкину, так и нам всем до скончания века Мать-Церковь пела бы вечную нашу христианскую память. Этого желаю себе, грешному, и вам всем, возлюбленная паства моя.

Все рассказал. Понятно все? Вопросы есть? Что у вас за мода у всех: на прием, на прием. Сидят днями, тяпку в руки взять попросить - нет, у ней ума нема. Чего сидишь? «На прием, мне нужно на прием». Ну ладно, позвали, послушал я: «А что мне делать с моими детьми? Что с моими внуками делать?» - «А что, я им ума вставлю? Ну что ты целый день просидела?» - «А я не знаю, что я просидела».

Вот так, мы попривыкали бездельничать, тунеядствовать, проводить даром время. Да пришла, да скорей помолилась, да дайте, сестры, я еще что-нибудь пополю, я что-нибудь сделаю да бумажку какую-то подниму, подмету где-то что-то. Да пойду в туалете порядок наведу, чтоб чистенько было. Нет, это нет - мы не понимаем. Сядут. Вчера приехали. Крестный ход идет - хоть бы встали, хоть бы перекрестились. Чего приехали, чего сидят? Зачем это мумии здесь нужны, в храме Божием? Вот, подумайте об этом. Мумии здесь не нужны. Здесь просто нужны добрые, трудолюбивые люди. И всем: прием, прием. Да за целый день зайдет один человек из нескольких десятков, которому действительно нужно что-то мне сказать. А так: то дети, то внуки, то мне не поробили, на мне порчи нет?.. И все прочее, прочее. Да что ж я вам? То посмотрите на фотографию сына моего. Да что ж я тебе, колдун, экстрасенс какой-то или что? Я же простой священник. «Как мне квартиру поменять?» - Да я ж не обменное бюро тебе! Ну что ж я буду, Господи… Ну духовное спросите что-то у меня. Да, я с удовольствием отвечу, приму, наставлю. «Квартиру продам я, не продам?» Продашь - хорошо, не продашь - еще лучше будет: ни квартиры, ни денег не будет, да и все. Так что в этом отношении не обременяйте просто меня временами пустотой. Вы мне даже, простите, не даете выйти на крылечко, подышать воздухом. Только выйду, сяду на лавочку, как ото на г...но мухи летят, так и на меня бабы все поналетели. Я махну рукой, все уже, подышал, пойду дальше. Вот так в затворе приходится мне сидеть - келья и церковь в основном. Ну, что ж сделаешь. Конечно, никому по мере сил стараюсь не отказать. Приехали люди издалека. Что-то церковное, важное - всегда отвечу, наставлю, подскажу, во славу Божию, как получится. Некоторые, только приедет, сразу же у меня сидит, некоторые три дня сидит, и неделю сидит, и никак не попадет. Значит, нет воли Божией на то. Все. Еще что?

- В пятницу купаться будем?

Обязательно! Всем купаться. Как князь Владимир: загоню всех в ставок голяка, и болтайтесь там. Пирогов чтоб понапекли вкусных хороших в пятницу, с маслом, с картошкой, во славу Божию, только с мясом нельзя, бо пост святой. Зеленых пирогов понапеките. Ещё что? Компоту, квасу понаделайте. Так, еще что? Говорите.

- Много скоромной пищи остается, а завтра пост. Что делать?

Доедать завтра, да? А зачем ты столько наварил? Собака есть, кошка есть - подоедают они. Все. А ты завтра не доедай. Сегодня заговляйтесь, но не обжирайтесь. От поста никто не помирает. От обжорства люди помирают. Доктор, так?

- Так, батюшка.

- «Минздрав предупреждает».

Все рассказал, все объяснил. Что еще непонятно? Ну, слава Богу, что все растолковал. Спаси, Господи, тех, кто трудится здесь в нашем храме Божием. Просто помолиться и потрудиться. Дай, Боже, и в дальнейшем такой путь жизни. Что ты хотел?

- Батюшка, у одного священника правая рука не работает. Крестится левой рукой можно?

Да пусть крестится, только справа налево. Если не работает рука, можно и той креститься, но только справа налево. Ну а что ж, ну если не работает рука? Можно и той креститься, но только с права налево. Это подожди как же? Это еще надо подумать… Беда заставит. Правильный крест можно положить, кощунства не будет. Еще что? Ну, дай Бог, чтоб все руки у вас работали.

Милостию Божией Господь укрепил: нас, священников, служить святую Божественную литургию, и вас, мирян, сподобил Господь мирно, тихо, спокойно молиться в сегодняшний воскресный день в нашем святом храме Божием. За сегодняшнюю молитву благодатную Божественной литургии и праздник «Всех святых» и Матери Божией иконы «Умягчение злых сердец» благодарим мы Господа. Матерь Божия, смягчи сердца всех человек, и добрых, и злых, чтобы кругом мир и тишина были, во славу Божию!

С завтрашнего дня пост наступает. Любое дело подвижническое, пост исполнить - нужно попросить помощи Божией. Чтоб не было гордыни у нас: «Мы постимся». С помощью Божией. Вот и попросим сейчас. Почитаем молитвы на начало поста, попросим Божиего благословения. Чтобы Господь помог мирно месяц попоститься, до праздника Петра и Павла дожить нам и окончить начинающийся с завтрашнего дня святой пост. Вот о чем мы и попросим сейчас в наших христианских молитвах.

День всех святых, или иначе Неделя Всех святых, празднуется в первое воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы. Этот праздник хранится Церковью уже много веков. Св. Иоанн Златоуст (IV век) в одной из своих проповедей прославляет память «всех святых, по всему миру пострадавших», и упоминает о особом дне их почитания. Среди песнопений св. прп. Ефрема Сирина (IV век) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая.

Позднее (в V-VI веках) празднование в честь всех святых стало совершаться в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви День всех святых является пограничным:
Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» - последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых:
Ис.43:9-14 - святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»)
Прем.3:1-9 - святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире»)
Прем.5:15 - 6:3 - святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»)

Читающийся на Литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33 -12:2 ) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33, Мф.10:37-38, Мф.19:27-30 ) говорит о подвиге святых Божиих избранников («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).

Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).

Антоний, митрополит Сурожский.

Проповедь в День всех святых.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день всех святых. Каждый из нас при крещении наречен именем одного из святых, в которых слава Божия, Его блеск, Его красота воссияла, каждый из нас посвящен его памяти, каждый из нас отдан под его личное, любовное, строгое покровительство.

Строгое - потому что путь Господень не широк и не легок, путь Господень узок и строг. И каждый из святых, прошедший этим путем, нас зовет за собой, идти этой тропой, этим путем. И перед каждым из нас задача: последовать за Христом по примеру того святого или той святой, имя которого нам дано. Это не значит стараться прожить той именно жизнью, какой он прожил, но это значит научиться от него, как живут те, которые хотят следовать за Христом, каждый по-своему, каждый - неповторимым, единственным образом, потому что каждый из нас неповторим.

Путь Господень - это путь отречения от себя ради чего-то, что больше нас, но не такое отречение от себя, которое значило бы, что мы перестаем быть собой. Это признание, что наша природа, наше призвание выше нас самих, и что мы должны себя перерасти, из мелких, малых стать великими. Мы призваны вырасти в полную меру того, что Господь задумал о каждом из нас, как выросли в свою меру те святые, которые глубоко приняли в сердце Евангелие Господне и прожили согласно ему.

Вот призыв, который обращен к нам всеми святыми устами святого Иоанна Златоустого: "Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам". Святой Иоанн говорит здесь о том, что мы напрасно воспеваем хвалу, напрасно поем славу святых, если мы не стараемся подобно им быть христианами всей жизнью, и умом, и сердцем, и волей, и плотью - всем своим существом.

Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя - мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал - и не творил...

Избежим же этого! Вдохновимся той неизреченной красотой Евангелия, той дивной красотой образа Христа Спасителя, той отраженной Божественной красотой, которую мы видим во святых, и перерастем себя. Станем и мы достойными своего звания человека, христианина, достойными того имени, которое нам дано, которое нам доверено. Аминь.

Проповедь в день памяти Всех святых

Митрополит Иларион Алфеев

«О чем напоминает нам сей день, когда мы празднуем память всех святых? Что общего между этими людьми, которые жили в разные исторические эпохи, несли разное служение, говорили на разных языках, по-разному жили и по-разному умирали? Среди святых, от века Богу угодивших, были и мученики, и святители, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Они по-разному угождали Богу: одних Он ставил на свещницу церковного служения, призывал к защите Православия, другие были призваны к исповеданию имени Христова, к тому, чтобы, не боясь смерти, идти за Христом. Кого-то Господь ставил на высокое общественное служение, вручал светскую власть и ответственность за судьбы людей, и в этом своем делании они следовали пути христианской добродетели. Иным Бог вселял в сердце любовь к монашеству и пустынножительству: они оставляли мир, уходили в пустыни и там наедине с Богом оплакивали свои грехи, молились за своих ближних и за весь мир. У каждого из святых был свой подвиг, но в несении этого подвига они остались верными Богу до конца - не отступились, не свернули с прямого пути, не предпочли человеческое Божественному. Каждый из них на первое место ставил Бога и Божественную правду, а все остальное шло вслед за этим.

Наверное, самое главное, что можно сказать о людях, которых мы прославляем в сей день, которым молимся и которых изображаем на иконах: они отдавали Богу всё, и Господь взамен тоже давал им всё. Ведь как часто мы с вами хотим отдать Богу только часть самих себя, только часть того, что нам принадлежит. Вот мы думаем: «У меня есть неделя, её я посвящу своим делам, а два часа утром в воскресенье – Богу». Кто-то добавит еще два часа в субботу вечером, чтобы побывать в храме на Всенощном бдении, кто-то – по полчаса утром и вечером на ежедневное молитвенное правило. Так, может быть, за неделю наберется пять или восемь часов, которые мы посвящаем Богу. А Господь ждет от нас, что мы посвятим Ему всю нашу жизнь, что мы, следуя призыву, который слышим за каждой Божественной литургией, себя Христу Богу предадим.

Нужно помнить: когда мы отдаем Богу всё, мы всё от Него получаем. Ищите прежде Царства Божия, и всё остальное приложится вам (см. Мф.6. 33). Опыт святых показывает: когда человек всего себя посвящает Богу, Господь одаряет его особой и обильной благодатью.

Сколько раз, узнавая житие того или иного святого, мы понимали, что не по человеческим силам было сделать то, что совершили эти угодники Божии в короткий промежуток времени, который был отведен им… И вот мы спрашиваем себя, как же это стало возможным. Ответ здесь такой: человек своими силами не может идти по пути Церкви, но если он стремится к этому, желает всего себя отдать Богу, посвятить Ему свои труды, думать о Нем не только в храме или во время домашней молитвы, но всю жизнь свою строить так, чтобы Бог присутствовал в ней, то Господь дает этому человеку сугубую благодать и особые силы для служения, на которое тот призван.

Для того, чтобы посвятить себя Богу, не обязательно стоять круглосуточно на молитве, да это и невозможно. И когда апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес 5. 17), он не имеет в виду, что мы должны бросить все свои дела, оставить работу и 24 часа в сутки читать молитвы, прерываясь, быть может, только на сон и еду. Апостол говорит нам, что мы должны строить свою жизнь таким образом, чтобы все наши дела, все наши помышления были настроены на одну волну – на Божественную волну; все, что делаем, мы должны посвящать Богу, молиться Ему и призывать Его благословение перед началом всякого дела. Тогда сама эта молитва будет помогать видеть границу между добром и злом, между тем, что делать дóлжно и тем, что совершать не следует. Сам Господь будет нас научать Своей благодатью и содействовать в нашем делании.

Молясь сегодня всем от века Богу угодившим святым, среди которых у каждого из нас есть угодник Божий, чье имя мы носим и к чьей помощи прибегаем в скорбных обстоятельствах, будем просить о том, чтобы и нам пройти путем правды и научиться посвящать Богу всю свою жизнь без остатка. Только такой путь достоин того, чтобы по нему идти. Именно ради этого Господь привел нас в этот мир, и только та жизнь человеческая является полноценной, которая посвящена Богу не частично или временно, а вся и без остатка.

Будем просить всех святых, чтобы они, будучи нашими небесными заступниками, помогали нам идти по пути, ведущему в Царствие Божие. Аминь».

Неделя всех святых

Священник Иоанн Павлов

Святые Божии угодники очень разные. Очень непохожими бывают их образ жизни, их характер, их подвиги, а также те времена и страны, в которых они жили. Святой апостол Павел сравнивает святых со звездами на небе. Звезды на небе все разные: среди них есть более яркие, а есть менее яркие. Также и по цвету звезды различаются: они могут быть белыми, красными, голубыми или желтыми. Но хотя звезды и разные, хотя отличаются по цвету и яркости, однако все они утверждаются на одном и том же небе. Точно так же и святые, хотя и очень разные, но все пребывают на едином небе Божества.

Апостол Павел говорит, что звездочки небесные различаются по своей славе. Так же и святые: одни из них в большей степени, а другие в меньшей степени прославлены Богом. «Бывают большие и меньшие дары Божии, – говорит преподобный Исаак Сирский, – хотя все они высоки и чудны, но один превосходит другой, и степень степени выше». Большую славу в Царстве Небесном имеют те, кто больше любил Бога здесь, во время земной жизни.

Или можно привести другое сравнение: святые подобны цветам в прекрасном саду. Ведь цветы также бывают очень разные: и по размеру, и по виду, и по цвету, и по аромату. Точно так же и святые: все они разные, но все пребывают в одном и том же небесном Божием саду.

Когда мы говорим о святых, то прежде всего нужно вспомнить, что и все мы, христиане, призваны прийти туда же, куда пришли они, то есть в Царствие Божие. Каждый из нас в свое время должен стать одной из небесных звездочек или одним из цветков в небесном райском саду. Ведь именно это и означает спастись и угодить Богу.

Как же нам прийти в Царствие Божие? А как святые туда пришли? Хотя святые и очень разные, однако у всех них есть одна общая черта: они любили Христа и свою жизнь посвятили тому, чтобы исполнить Его заповеди. Вот и мы должны посвятить этому свою жизнь, братия и сестры, и мы должны постараться исполнить в своей жизни заповеди Христовы. И учиться исполнять эти заповеди мы должны не у кого иного, как у самих святых. Для этого нам нужно узнать их поближе, завязать с ними общение. Ведь, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, беседа и общество ближних сильно действуют на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость.

Итак, нам непременно нужно, братия и сестры, подружиться со святыми. Как же можно приобрести их дружбу? Приобрести ее можно через чтение их житий и творений. Если мы читаем жития и творения святых, если стараемся по силе подражать им, то становимся близкими и единодушными их друзьями, продолжателями их дела на земле. Если же мы будем единодушными друзьями святых, то, несомненно, придем в свое время туда, где пребывают они, то есть на небо. Вот тогда каждый из нас и станет одним из прекрасных цветков в саду Небесного Царя, одной из вечных звездочек в Царстве Христа и Бога нашего. Аминь.

В неделю всех святых


Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Бесчисленны лики святых, праздник которых совершает сегодня Церковь. Их имена известны всем по нашим календарям, и каждый день они звучат на отпусте. Но еще больше среди них тех, кто сокрыты от нас, кого знает только Бог, потому что они исполнили заповеданное им. Их благословенный путь открыт для всех, кто в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов.

Мы услышим сейчас Евангелие о последнем явлении Воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. «Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, - пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус». Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать. Так немного - для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, еще более умаленное предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками - первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с Воскресшим Христом.

Они «пошли в Галилею». Место встречи назначено Самим Господом после Тайной Вечери: «По воскресении же Моем предваряю вас в Галилее». Место встречи подтверждено ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящим на камне от двери гроба: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите». Этой земле с самого начала служения Христова придается символическое значение: «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15). Галилея - цветущая страна, окрашенная зеленым цветом жизни. Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех, и смешение всех верований и всех неверий. Речь идет о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея - земля человеческого возрастания Христа - Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. «Из Назарета может ли быть что доброе?» - говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея - это приглашение для нас не мечтать не весть о чем: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твое приобщение святости должно начаться здесь.

В Евангелии сказано, что ученики Христовы должны идти «на гору, куда повелел им Иисус». Путь святости, к которой все мы призваны, - путь восхождения. Во всем Священном Писании гора - символическое место встречи с Богом и откровения Божия. С высоты видно далеко - дальше, чем на равнине. На высоте дышится свободнее, чем в загрязненных, особенно в наше время, городах. На высоте можно обрести уединение и слушать голос тишины, обыкновенно неразличимый среди каждодневной суеты. Господь непрестанно возводит человека на высоту. Гора Синая, где человек впервые встретил Единого Бога, гора заповедей блаженств, гора Преображения, гора молитвы. И Воскресение явлено было ученикам на горе. Восходим ли мы на эту гору, куда повелел нам Господь?

«И, увидев Его, они поклонились Ему, а иные усомнились». Поклонение и сомнение - два противоположных слова стоят рядом. Да, даже для восшедших на гору есть место для этой страшной реальности - для сомнения. Поклонение - это победа над сомнением. Вера - свободный акт, совершенно отличный от принудительной очевидности, скажем, научного порядка. Евангелие смиренно раскрывает нам величайшие тайны, оно далеко от всякой экзальтации. Все повествования о явлениях Воскресшего Господа имеют одну общую черту. Воскресение Христово не очевидно для обычного восприятия. Его не сразу узнают. Путь святости проходит через искание Бога и через сомнения, потому что тайны жизни не лежат на поверхности, они сокрыты в глубине. Молитвой и жизнью по вере преодолевается всякое сомнение, пока не откроется Духом Святым очевидность вечной жизни. И мы принесем поклонение Господу, подобно первым ученикам Его. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Душа, сподобившаяся встретить Бога, не может не узнать своего Творца, и не поклониться Ему».

«И приблизившись, - сказано в Евангелии, - Господь сказал им». Мы знаем это приближение в час Преображения. Расстояние между Божественным и человеческим таково, что надо, чтобы Бог пришел к нам. Мы не имеем сами в себе способности веровать. Бог первый приближается к нам. А нам принадлежит свобода ответить поклонением на Его приближение. «Господь сказал им», и мы слышим слово Воскресшего Христа. Все проповеди Господа во время Его земного служения, которыми запечатлено Евангелие, раскрывают этим последним Его словом по Воскресении.

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле», - говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во все Ветхом Завете только Бог один - «Господь неба и земли», «видимым же всем и невидимым». Наш Господь - Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос - Господь всяческих. Когда на Тайной Вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: «Сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя», Он дает знамение Своего владычества над всем сотворенным Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», - слышим мы в конце Божественной литургии, и отвечаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: «Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах». Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасен будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, еще «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас.

«Идите, научите все народы», - говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело - Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядет победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми.

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Речь идет о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя - и уча их соблюдать все, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым - не значит только все знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий все.

Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Присутствие Воскресшего Господа во всех местах земли обнимает так же полноту времен. Ангел Господень возвестил в начале Евангелия, что Ему имя будет Еммануил, что значит «с нами Бог». Вся святость всех святых заключена в этой тайне. И здесь испытание жизни каждого из нас. Если Бог с нами во все дни, во все мгновения времени, можем ли мы сказать, что и мы с Богом? Каждый день, каждая минута нашей жизни может быть освящена Его присутствием и стать путем к святости, к некончающейся встрече с Ним.

Список всех святых нашего церковного календаря вдохновляет, и в то же время опасен. Он вдохновляет, потому что мы можем видеть, как много у нас заступников на небесах. И он опасен, потому что можно подумать, что святость - это исключительное достояние апостолов, мучеников, пророков, святителей, пустынников, монахов, дев. В то время как святыми должны стать все, к кому обращено слово Христово. Это ты, обыкновенное человечество, для этой цели вызвано из небытия. И эти слова Воскресшего Господа сказаны для тебя. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с трезвением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1), так ныне говорит нам святой апостол Павел в послании Евреям, которое читалось за Божественной литургией. Что же означают эти слова великого апостола? Этими словами завершается апостольское чтение, а в начале этого чтения святой апостол Павел перечисляет многих святых, не называя их по имени, а только по деяниям их говорит о том, что они делали в Ветхом Завете.

И когда он говорит об облаке свидетелей, то имеет в виду, что это множество свидетелей в лице ветхозаветных праведников. Среди этих праведников были и родоначальники еврейского народа и пророки, и другие праведники, которые жили верою в грядущего Мессию, Спасителя всего мира. Одни из них, свято веруя, и жили праведно, передавая свою веру в грядущего Мессию своим потомкам; другие – это пророки – пророчествовали, предсказывали будущее и побуждали людей надеяться на то, что придет Спаситель и освободит всех от греха и его тяжких последствий. Эти люди не только пророчествовали о будущем, они обличали всякую неправду в людях, безнравственную жизнь, поведение, которое было всецело погружено в пороки и страсти, и, поэтому, конечно, обличаемые ненавидели обличителей, всячески их преследовали, и они вынуждены были скрываться в пустынях, пещерах, расщелинах земли. Их заключали в темницу, всячески издевались над ними, умерщвляли, но они до конца оставались верными Богу и до последнего своего издыхания проповедовали о том, что им открывал Сам Господь.

То, что говорит апостол Павел о ветхозаветных праздниках, еще в большей степени относится к тем праведникам, которые жили уже в Новом Завете, в Церкви Христовой. Это, прежде всего, и сами святые апостолы, которые проповедовали Евангелие по всему миру; это и святые мученики и исповедники, которые мужественно исповедовали свою веру, свои убеждения, свое мировоззрение перед гонителями; это и многие преподобные, которые жили вдали от мира и стремились к тому, чтобы стяжать спасение. Будучи вдали от мира, они молились и о тех, кто находятся в мирских условиях, помогая им своими молитвами. А когда к ним приходили люди из мира, они их наставляли в истинной христианской жизни.

Святые угодники Божии являются нашими наставниками, потому что они являют нам святость жизни, которой мы должны подражать. Святитель Астерий Амасиийский, который жил в 4 веке — это современник святого Иоанна Златоуста, говорит о том, что святые угодники Божии, являются учителями нашими и обличителями. Почему? А потому что святые подвижники, являя нам пример своей жизни, побуждают нас тем самым жить праведно и непорочно. А обличителями являются потому, что в свете их яркой святой жизни, обличаются даже самые малейшие пятна нашей личной жизни.

Святые являются не только учителями и обличителями нашими, но они являются также и молитвенниками, потому что они стяжали великую благодать и за святость своей жизни удостоились того, что они имеют дерзновение возносить свои молитвы о тех, кто к ним обращается, будучи, таким образом, ходатаями пред Престолом Всевышнего. Святой Иоанн евангелист, который написал Апокалипсис, в этой своей книге говорит о том, что ему представилось, что «дым фимиама» возносится с молитвами Святых пред Престолом Бога Небесного. И, таким образом, вот это свидетельство Иоанна апостола говорит нам о том, что молитвы святых действительно имеют важное значение: они покрывают наши прегрешения, и мы сподобляемся, благодаря тому, что святые молятся о нас, великих Божиих милостей.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не только молитвы непосредственно к угодникам Божиим доставляет нам радость и утешение, но даже и их святые останки являются многоцелебными, потому что даруют избавление от грехов и избавляют нас от многих болезней. Он называет места, где хранятся мощи святых угодников Божиих, «прибежищем», которое является, как говорит он, «благопотребным для всех»: для находящихся во грехе, если они прибегают к святым мощам, это «прибежище» дарует им избавление от духовных недугов, в которых они пребывают; для тех, кто благоденствует, продолжаются и становятся нерушимыми те блага, которыми они обладают; для больных это «прибежище» тоже полезно, потому что, если человек прибегает к мощам святых угодников Божиих, то сподобляется исцеления своих недугов. Но и для здравых, пребывающим в добром здравии, это является тоже «прибежищем», потому что дает возможность сохранить свое здоровье на будущее время.

Вот кого, дорогие братья и сестры, мы почитаем в этот святой день. Это святые угодники Божии, которые от века удостоились благодати Божией, угодили Богу, поэтому являются нашими ходатаями и заступниками, нашими учителями, обличителями, молитвенниками, которые даруют нам возможность, посредством их молитвы достигать тех духовных благ, которые сподобляет нас Господь по Своей милости и человеколюбию.

Будем же, дорогие братья и сестры, прославляя святых угодников Божиих, стремиться к тому, чтобы, действительно, подражать их святой жизни, в свете их яркой святой жизни рассматривать наше духовное состояние, состояние наших душ и состояние нашего поведения, нашей всей жизни, для того, чтобы мы под лучами этой немеркнущей славы святых угодников Божиих, рассматривали свою жизнь и выявляли те греховные пятна, которые мы обнаруживаем в своей душе, и искореняли их.

Действительно, дорогие братья и сестры, это великая радость, это великая благодать, это великое дарование Божие, что мы имеем возможность обращаться к сонму святых угодников Божиих, этому «облаку свидетелей», как говорит святой апостол Павел, потому что все они вместе и каждый в отдельности имеют великое дерзновение ко Господу представлять наши недостойные молитвы, чтобы и мы удостаивались неизреченных милостей от Господа и Спасителя нашего, Которому слава и честь вовеки веков.

Аминь.

Публикации по теме