Молитвы на каждый день страстной недели. Страстная седмица великого поста

Страстная неделя – это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье!

Как провести Страстную седмицу?

О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала спросили у известных священников.

Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Сопереживайте Спасителю

Протоиерей Валериан Кречетов

Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца.

И Иоанн Предтеча, и Сам Господь начали свою проповедь со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ». И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте » (Мф 26:34).

Готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю.

Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа.

В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.

Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити ». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню.

Страстная седмица – это драгоценное время

Службы Страстной недели – это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением.

Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.

Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином.

Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом – на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения – это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности.

Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему. А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица – это драгоценное время.

Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда. Но падшему человеку это очень трудно. Наше сердце к этому не способно, оно как бы изнемогает, оно не может себя очистить, не может себя приготовить к тому, чтобы всегда быть с Богом. А здесь Господь Сам берет наше сердце в Свои руки, ведет Своей мощной рукой и совершает ту работу, которую мы должны были бы сделать сами, но стали неспособны на это. Церковь вводит нас в мощное шествие ко Христу, в жизнь со Христом, поэтому на богослужении прийти приблизиться ко Христу, почувствовать себя вместе с Ним гораздо легче, чем в одиночестве.

Обстоятельства нашей жизни таковы, что препятствуют участвовать во всех службах. Мы в храме Николы в Кузнецах стараемся служить по две службы в день: самые великие службы удвоить, чтобы все члены семьи могли подменить друг друга и поучаствовать в этих, даже не службах, а событиях.

Каждый день Страстной седмицы, так же как повествование об этих днях в Евангелии, является путем к страданию, которое совершилось на Голгофе. Само наше путешествие по дням Страстной седмицы похоже на тот путь на страсти, который прошел Сам Господь.

Вот мы видим, как Господь приходил в Иерусалим, потом уходил и приходил снова, говорил Свои последние поучения народу и ученикам. Службы делают нас спутниками Христа, Его слушателями. Вспоминаются Страстной четверг, … Мне кажется, тут комментарии не нужны и даже невозможны. Это настолько выше слов, что, как поется в службе, «изумевает всяк ум». Лучше прийти в храм и поучаствовать самому.

Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом.

Протоиерей Владимир Шафоростов:

Не дайте себе прожить это время расслабленно

Протоиерей Владимир Шафоростов

Страстная неделя – время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения.

К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала “Православие и мир” о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается.

Верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться».

В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего.

Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему.

Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.

Протоиерей Игорь Фомин:

Напитаться духом Богослужения

Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении.

Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы.

Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.

В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас.

Протоиерей Кирилл Каледа:

Ежедневное чтение Евангелия

К Страстной неделе надо готовиться. Подготовка к Страстной седмице – это Великий пост.

Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.

Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни.

Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду.

Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова:

Проникнуться атмосферой святых дней

Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели – посетить все службы. Быть и на последней и далее на всех – то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное – в пасхальную Вечерню.

Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения – надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое.

Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться.

Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами – можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.

Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать. Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе.

В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел. Лучше отложить то, что можно сделать в другое время. Не планировать суеты, помочь себе в максимальной концентрации, поспособствовать внутренней собранности.

Протоиерей Максим Козлов:

Чтобы быт не поглотил бытие

Страстная неделя – это время, когда все достигает своего максимума. Поэтому тонкость не в том, что нужно для нее специально придумать что-то особенное, а просто нужно постараться то, что важно делать в жизни обычной, здесь делать в степени максимального развития.

От нас, с одной стороны, потребуется, во-первых, максимально глубокое и ответственное осознание своего участия в богослужениях этих дней, которые, конечно же, очень не хочется пропускать. Понятно, что люди, которые учатся или работают, не будут иметь возможность быть на всех службах. Но все же у большинства из нас есть возможность дома или в дороге, в транспорте вычитывать выдержки из Триоди постной Службы Страстной недели, которые многократно были изданы.

Конечно, есть дни, в которых нужно все усилия приложить, чтобы попасть на службы. Подумать заранее, перенести зачет, договориться с начальником, взять отгул. Это Богослужение великого Четверга, когда все нас зовет причаститься. , с последованием Страстей Христовых, с выносом плащаницы.

Часто люди пропускают Богослужение Великой Субботы. Говорят, что к этому времени сил не остается, но на самом деле не хватает внутреннего понимания, что на этой службе нужно быть. Это богослужение, с которого, собственно, начинается Пасха. Которое есть такой удивительный переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова.

Конечно, на Страстной каждый, кто не имеет каких-то абсолютных препятствий, должен постараться приобщиться Святых Христовых Таин.

Посещение богослужений в максимальной для себя мере не должно стать чем-то убаюкивающим. Службы наши удивительно красивы. Но нужно стараться не привести это в сентиментальные переживания по поводу . Это более соприсутствие .

Очень важно в эти дни не забывать людей, которые вокруг нас. Известно, что к концу поста все мы устаем. Но мы ведь знаем, что так бывает и соответственно, должны быть готовы к тому, что мы легче можем сорваться, друг друга лишить возможности в мире подойти к Пасхе. Вот к этому нужно отнестись очень и очень внимательно.

Если просят помочь убраться дома к Пасхе – то нужно, конечно, помочь. Но совсем хорошо будет, если это «помочь убраться» будет не вместо службы, а вместе со службой, скажем, вместо собственного сна и еще чего-нибудь, что мы себе разрешаем. Надо свои личные занятия постараться максимально раздвинуть с этих дней. Но конечно в каждой семье должны быть, особенно, если есть маленькие дети, компромиссы. Кто-то пойдет на одну службу, а кто-то на другую. Как-то надо чередоваться, договариваться, как друг друга отпускать.

И последнее. Жизнь в Церкви церковного человека богата и многообразна. Помимо бытия, в ней есть быт. В жизни каждого из нас будут предпасхальные приготовления. Для кого-то это забота о подарках, для кого-то – предварительные попечения о пасхальных яствах, которых все мы будем ждать в той или иной мере. Но только бы не стало это приоритетом. Ну, не должна быть пасха как творожная еда важнее Пасхи как Христова Воскресения. Пусть будет на каком-то иерархически правильном в жизни месте.

Протоиерей Максим Первозванский:

В дни Страстной недели будьте в храме

Протоиерей Максим Первозванский

Поскольку Страстная неделя является кульминацией всего церковного года, и периодом, когда в храмах вспоминаются все события, происходившие в последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа, то я настоятельно бы советовал, как можно больше времени потратить на пребывание в храме.

Все богослужения Страстной седмицы построены таким образом, чтобы мы не пропускали ни одного из них.

На воскресной вечерней службе обычно уже служится утреня с песнопением «Се жених грядет в полуночи» и читается Евангелие.

Утреня следующего дня посвящена пребыванию Господа в Иерусалиме в период между его и страстями.

В среду вечером и в четверг утром совершаются богослужения Великого Четверга.

В четверг вечером – утреня Страстного Пятка и чтение страстных Евангелий.

В пятницу в храмах служится три богослужения – это царские часы, вечерня с выносом плащаницы и утреня с погребением.

Потом, конечно, божественная литургия и богослужения Великой Субботы.

Надо также отметить, что люди совершают ошибку, пытаясь снова на Страстной неделе особенно подробно исповедоваться, вновь подумать о своих грехах. Этого делать не нужно. Раньше в храмах иногда даже вывешивали объявления о том, что поисповедоваться надо постараться до празднования Входа Господня в Иерусалим, а, начиная с этого праздника, для тех, кто исповедовался в течение Великого Поста, можно причащаться уже и без исповеди.

Поэтому мой главный совет – по возможности посетить как можно большее количество богослужений и причаститься как минимум в Великий Четверг и на Пасху.

Подготовили Наталья Смирнова, Мария Абушкина, Александр Филиппов.

Вы прочитали статью Страстная неделя – как её провести?

Многие наверняка слышали, что знахари и целители относятся к празднику Пасхи и предшествующей ему Страстной неделе с особым почтением. Считается, что в эти дни заговоры и магические ритуалы обладают особой силой. В эти дни при помощи заговоров и веры в Господа можно вылечить безнадежно больных, оградить оберегами свою семью от всех бед и даже поправить свое материальное положение.

Заговоры для здоровья

Заговор от боли в костях

В понедельник Страстной недели необходимо купить кусок мыла. При этом сдачу не берут и спасибо не говорят. Когда принесете мыло в дом, надо, чтобы его подержал в руках “невинный “человек, лучше всего – ребенок. Можно мужчина или женщина, которые еще не состояли в браке. Затем забрать это мыло и вымыть им себе руки. При мытье рук надо говорить заговор:

“Как мыло с моих рук Вода Божья смывает,
Так пусть вся хворь
С тела моего убывает.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор от артрита, остеоартроза, ревматизма

Тем, кто страдает артритом, остеоартрозом, ревматизмом и так далее, необходимо во вторник Страстной недели встать на порог своего дома и три раза произнести молитву:

“Господи Боже, помоги!
Святая Богородица, благослови!
Выговариваю я
Из всех суставов мою боль,
Прогоняю я святой молитвою свою хворь.
Пойди хворь из моих рук и моих ног.
Переступи боль моя мой порог.
Будьте вы, мои слова,
Крепки и лепки,
До тела моего цепки.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговоры от болезней

От различных заболеваний есть замечательные молитвы, но при этом надо иметь яйцо, оставленное с Пасхи и веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья. При освящении вербы надо следить, чтобы на землю не упала ни одна веточка. Иначе можете заболеть.

Заговоры от болезней

Веточками вербы дотрагиваются до больных мест и говорят:

“Святой Павел вербой махал,
От меня (имя) боль прогонял.
И как верно то, что люди Вербное воскресенье чтут,
Так же свято слово, что мои боли уйдут.
Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор от боли на пасхальное яйцо

Пасхальным яйцом катают по больному месту, говоря тридцать три раза:

“Христос воскрес, смертию смерть поправ.
Люди Господа восхваляют,
А Божьи слова мою боль отгоняют.

Аминь.”

Заговор для лечения суставов в Великий Четверг

” Как четверговая соль в воде тает,
Так пусть костяная хворь пропадает.
Чистый четверг, зайди на мой порог,
Очисти меня, рабу Божью (имя).
Во имя Отца и сына и Святого Духа. Аминь.”

Заговор для здоровья на пасхальной неделе

В четверг после Пасхи тоже можно поправить свое здоровье. Надо в емкость со святой водой заглянуть так, чтобы увидеть свое отражение, стать на колени над водой и читать:

“Чей лик в воде отразился,
Того бы лихомон усмирился.
Иди, хворь, на Марью Продовик,
С ней обручайся, а с (имя) не знайся.
Аминь. Аминь. Аминь.”

После этого воду вылить под дерево.

Для красоты и здоровья в Чистый четверг умываются с золота или серебра. Золото или серебро кладут в воду. В Великий Четверг.

Заговоры для красоты и здоровья

Для красоты и привлекательности необходимо в Великий четверг встать очень рано, бросить в воду серебряную монету, умыться заговоренной водой, утереться новым полотенцем. Слова заговора:

“Серебряной водой умоюсь,
Золотою ризою укроюсь.
Как денежки народ любит,
Так пусть и меня весь мир любит и голубит”.

Также существует заговор на красоту, который необходимо читать в среду Страстной недели. Выгляньте в окно и читайте, глядя на небо:

“Господи, Всемогущий Боже,
Создавший все из ничего!
Благослови и очисти мое тело,
Да будет свято и крепко твое дело.
Как у тела небесного ничего не болит,
Не ноет, не мозжит и огнем не горит,
Так бы и у меня мои косточки не болели,
Не ныли, не мозжили и не горели.
Вода Божья с небес спускается,
Тело от хвори мое очищается.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.”

“Шла я, раба Божья (имя), дорогой, вышла к глубокому синему морю,
Лицом к радости, спиной к горю.
В море синем плывет белорыбица – царица,
Никто в мире с красотой и здоровьем ее не сравнится.
Глаза у царицы стеклянные,
Плавники у нее оловянные,
Голова золотая, а душа ее лубяная.
Боли она ни своей, ни чужой не слышит,
Вода морская ее колышет,качает,
Никаких хворей она не знает.
Так бы и я (имя) хворей не знала,
Никогда не болела и не страдала.
На ныне, на века, на все светлые времена. Аминь.”

Обязательно оставьте свечу со Страстной пятницы. Она в дальнейшем может пригодиться, чтобы избавиться от прыщей. Надо взять эту свечу, измерить ее суровой ниткой, отрезать нить,заговорив, сжечь нить и свечу. Слова заговора:

“Как нитка суровая сгорит, так лицо мое от прыща освободит. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.”

Заговор на Пасху для тяжелобольного

Если у вас в доме или в больнице находится тяжелобольной человек, на Пасху надо обязательно пойти в храм, похристосоваться с батюшкой, обменявшись яйцами. С этим яйцом надо подойти к иконе Пресвятой Богородицы, перекреститься и говорить:

“Матушка Богородица – Христос Воскрес!
Пречистая Богородица, идем со мной
Ко мне домой, с нами Пасху справлять,
Раба Божьего (имя) исцелять.”

После этого надо идти домой, ни с кем не разговаривая. Дома это яйцо скормить больному. Обычно, этот больной живет еще год.

Заговор от туберкулеза

В третий день Пасхи можно подлечить туберкулез. Для этого с пасхальным яйцом идут на кладбище, находят могилку покойника с таким же именем, как у больного. Больной должен поцеловать яйцо и произнести следующие слова:

“Яичко святая Магдалена взяла,
Господу его подала.
Как то яичко гладко, без изъяна,
Так бы у (имя) легкие стали чисты,
Гладки без изъяна,
Без боли и без хвори.
Во веки веков. Аминь.”

До самого дома ни с кем не разговаривают. Нельзя оглядываться.

Существует много способов для привлечения удачи в Пасху и в Светлую седмицу. Например, для привлечения денег идут в третий день Пасхи в храм. Нужно оказаться самой первой из прихожан. Зажигают свечу у распятия Иисуса Христа и произносят:

“Как к этому кресту люди идут,
Так пусть ко мне большие деньги придут.
Ныне, вечно и бесконечно.”

На Пасху существует такой ритуал на удачу. Нужно первое яйцо, снесенное на Пасху, разбить в керамическую чашечку со словами: “Будь яйцо во мне, а удача на мне. Аминь.” Яйцо незамедлительно выпить. Господь вам подарит свою милость – удача вам будет сопутствовать весь год.

Для того, чтобы у вас водились деньги, нужно в Великий четверг пересчитать все деньги, которые имеются в доме. Тогда деньги обязательно привлекут другие денежки.

Заговоры для удачи и богатства

Чтобы в вашем доме царили счастье и благополучие, надо первое яйцо, которое на Пасху вы покрасили, отдать самому младшенькому в семье. При этом про себя говорить: “До тех пор, пока люди красить яйца будут, до той самой поры святые наш дом не забудут. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.”

При помощи пасхального кулича можно добиться уважения людей. Оставьте кусочек освященного кулича, которым разговлялись, носите его на себе девять дней, предварительно заговорив. а затем сьешьте, размочив в молоке. Слова заговора:

” Как с любовью люди в храме кулич держали, Святым Божьим словом благословляли, Так бы и меня, рабу божью (имя), С любовью принимали, Кланялись, как выйду, И на ноги вставали.”

Для материального достатка необходимо, чтобы в семье в Великий четверг периодически спрашивали друг у друга: “Деньги ведутся?” Ответ: “Ведутся, ведутся, девать некуда!”

Для удачи, для успеха, от беды в ночь со среды на чистый Четверг узелок с солью кладут в печь. Еще до восхода солнца забирают его и несут к любой воде (речке, колодцу, озеру), бросают соль в воду и говорят:

“Из соли лапти не плетут,
Из соли дорожку не ткут,
Никто соль врагом не считает,
Никто соли зла не желает.
В нее не стреляют, ее не секут,
Ни палками, ни кнутами ее не бьют.
Никто соль не судит, не убивает,
Никто смерти и порчи ей не желает.
Так бы и мне, Божьей рабе,
Быть, как соли четверговой, неуязвимой,
Ни зверем, ни человеком непобедимой.
И будьте слова мои лепки, И будьте дела мои крепки.
Как камень Алатырь крепок.
Как банный лист до голого зада лепок.
Ключ, замок, язык. Аминь.
Аминь Аминь.”

Если вас по жизни преследуют неудачи и пустота, если вам пожелали плохое, необходимо в Чистый Четверг, встав на колени и открыв крышку, заглянуть в темень погреба и громко сказать:

“Как жерло погреба не видать, так и лиху от худых слов не бывать.
Во имя Отца и Сына и Святого духа.
Ныне, присно и во веки веков. Аминь.”
Зажигать свет,фонарь, свечу нельзя.

Необходимо всегда почитать на Страстной неделе Пятницу Великого поста. Кто в этот день прочтет Сон Пресвятой Богородицы, тот никогда внезапной смертью не умрет. Божья милость его спасет от всех бед, тот проживет долгий и счастливый век.

“Крест – хранитель всей Вселенной.
Крест – церковная красота.
Крест – церквям держава.
Крест – верным утверждение.
Крест – ангелам слава.
Крест Христов от трех сложений,
Сон рабе твоей (имя) От Троицы единородного
Господа Нашего Иисуса Христа.
Пособи, Господи,
Победить врагов дьявольскую злую мысль.
Слава кресту твоему,
Поклоняемся, Владыка,
И Святое Воскресение Твое славим.
Спаси мя, грешницу, рабу твою(имя),
Всегда и ныне,
И присно, и во веки веков. Аминь. Жезл Твой.
Опочивала Пресвятая Богородица
В Вифлееме граде,
Чудесном марте месяце
В Божьей церкви, за престолом.
И пришел Господь к ней и рече:
“Мати моя Мария, Пресвятая Богородица, Спишь ты или не спишь?
Слышишь ли иль не слышишь?
Что во сне видишь?
Пробудись ото сна высшею славою,
И непобедимою здесь
В будущем веке сподоби
И даже радость бесконечная.
Не печали, не воздыхание, но жизнь вечная.
Святую Троицу и Мать прославляем.
Господа Бога моего Иисуса Христа величаем,
Всегда и ныне,
И присно, и во веки веков. Аминь.”

Молитва от воров в Страстную пятницу

Существует очень сильная молитва от врагов, которую надо читать обязательно только в Страстную пятницу:

“Во имя Отца и сына и Святого Духа.
Царь Ирод бьется, дерется,
Кровь проливает, никого не жалеет,
Никому не спускает.
Против злого человека
Есть Великий Стрелец – Бог Отец!
У Господа нашего Иисуса Христа солнце – лук,
Месяц – стрела.
Есть чем стрелять.
Никому не даст Господь меня обижать.
Господь Бог у меня впереди,
Богородица позади,
С ними я никого не боюсь.
С ними я никого не страшусь.
А вы, мои лиходеи – враги,
Вам спица в языки.
Каленые клещи в клыки,
И в поганые очи пески.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Заговор на Пасху для хорошей торговли

“Как в праздник полно в храме людей,
Так пусть полно будет их в лавке моей.
Кто в лавку мою войдет,
тот и товар мой весь заберет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Торговля пойдет успешно.

Заговор для людской милости

Можно для людской милости перед Пасхой подойти к храму, поклониться и произносить:

“Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Как нынче к Светлому празднику соберется народ,
Как много нынче православных к храму придет:
Креститься, смотреть на кресты золоченые,
Любоваться на яички и куличи печеные,
– Так бы чтобы глядели и любовались на меня
Старые бабы и старики, пожилые и молодые мужики,
Древние старухи, вдовы и молодухи,
Красные девицы, отроки и отроковицы,
Малые ребята, малые девчата.
Глядели. смотрели, любовались
На мою красоту удивлялись.
Казалась бы я им милей красного золота,
Светлей серебра белого,
Павой шла, в милость вошла.
Где я ступлю – там любовь и милость найду.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь Аминь.”

Заговор от беды на Пасху

Люди всегда обращались за помощью к Божьей милости.В этот великий Светлый праздник Христовой Пасхи нужно, услышав колокольный звон, перекреститься и сказать:

“Христос воскрес! Как не грызут колокол, не плетут косу из лебеды, так чтобы у меня (имя) Весь год не было горя и беды. Аминь.”

Рекомендуем к прочтению: Подготовка к празднику Пасхи

Как попросить прощения у умершего человека

Если вы чувствуете вину перед человеком, который уже умер, а вы при жизни не успели попросить у него прощения, то на Пасху можно это сделать. Надо прийти на могилу этого человека и прочитать три раза молитвы “Отче наш” и “Да воскреснет Бог.”

После прочтения молитв сразу же попросить прощение. В старину говорили, что покойники в этот день слышат каждое слово, обращенное к ним.

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честнóго, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопрождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Гóспода пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни΄, Боже, суди΄ земли΄».

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится .

«Все дни, – говорится в Синак-саре, – превосходит святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия великая и святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братии своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предизображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по крестному пути Господа до светлого торжества Христова Воскресения.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к Страстям Христовым. В соответствии с тем, что пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь впервые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как впервые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к Страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно Страждущего, Поруганного и Распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах; полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви из-за большого количества читаемого многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет – и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве? И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это... Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

Путь Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется Жених душ (), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на Кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия Креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни, как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих, Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы; одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

В воскресенье заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица — период воспоминания последних дней Христа и Его Спасительных Страстей. Издавна эти дни, называемые «святыми» или «великими», проходили в особенно строгом посте и глубокой молитве. О том, как правильно провести это время, рассказывает иеродиакон Тихон (Зубакин).

— Отец Тихон, в чем особенности Страстной седмицы?

— Страстная седмица – это последняя неделя Великого поста. Так же, как и первая, она будет наполнена особыми постовыми песнопениями, покаянными молитвами, которые настраивают человека на то, что сейчас Господь идет на Свои Крестные Страдания, будет принесена Крестная Жертва, за Которой последует искупление наших человеческих грехов. Каждый из днейэтой Седмицы мы будем слышать отпуст: «Грядый на вольную страсть нас и нашего ради спасения…». Люди должны понять и прочувствовать, что это Жертва, когда Господь пришел на землю, принял образ человеческий, а в конце Своейземной жизни принял Крестные страдания, очень велика по своей сути.

Каждый день Страстной недели в храмах совершаются особые богослужения. Расскажите о них .

— Да, богослужения Страстной седмицы особенные, а каждый день несет в себе особый смысл. В Понедельник Страстной седмицы вспоминается целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В Великий Вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. Если кто-то не успел посетить эти великопостные службы в течение Четыредесятницы, нужно постараться восполнить этот пробел.

В Великую Среду, как известно, Иудой Искариотом было совершено предательство Иисуса Христа. Именно в память об этом событии мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром. Утром этого дня в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.

В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря, одно из главных событий из жизни Христа. В этот день все православные причащаются Святых Христовых Таин. После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. За вечерним богослужением будет совершаться чтение 12-ти Страстных Евангелий, где отражены Крестные страдания Христа.

День Великой Пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Вечером совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы.

Великая Суббота, предпраздничный день, когда люди готовятся к такому великому торжественному событию – Светлому Христову Воскресению.

Следует отметить такой момент, что до революции на дни Страстной седмицы закрывались все заведения, как театры, питейные заведения, все люди были на богослужениях в храме. Понимая, какое важное событие предстоит – Воскресение Христово, они приносили свое покаяние, чтобы достойно встретить великий христианский праздник.

— Отец Тихон, как правильно провести эти святые дни перед Пасхой?

— Во-первых, с покаянным и благодарным чувством к Богу, что Он принял страдания, страшные мучения, чтобы освободить нас от уз ада. Он дал нам возможность и способность бороться с грехом, преобразив нашучеловеческую природу Своим Воскресением, Он даровал нам возможность также воскреснуть в дальнейшей своей жизни.

В дни Страстной седмицы нужно стараться как можно чаще посещать храм. Присутствуя на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем.

— Православные верующие во время Страстной седмицы стараются ежедневно посещать богослужения, но у некоторых такой возможности нет. Как быть в этом случае?

— Мы понимаем, что житейские обязанности, проблемы, связанные с работой или еще с чем-то, не позволяют нам посещать храм, какбы мы хотели, новечером мы можем это делать. Как раз будут такие сугубые постовые службы, какв первую Седмицу, когда мы читали канон Андрея Критского. Поэтому у кого нет возможности приходить утром, можно прийти вечером, когда человеческий день наиболее разгружен, чтобы прикоснуться к этой святыне — Страстной службе. Но у кого совсем не получается, не надо отчаиваться, необходимо благодарить Бога и в последующем стараться приходить в храм, причащаться, исповедоваться. Бывает, что нет возможности – у кого-то работа, у кого-то дети, кто-то еще чем-то занят. Однако помнить надо всегда — главнейшее место в жизни надо отдавать Богу, тогда наша жизнь будет правильной.

У нас есть большое количество литературы, во-первых, нужно читать Евангелие, чтобы знать, какою ценою далось наше спасение, читать покаянные молитвы, Псалтирь – это вообще покаянная книга, которую написал пророк Давид.

— Отец Тихон, скажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к встрече праздника праздников и торжества из торжеств Пасхи Христовой?

— Покаянием и молитвой. Весь пост нам дан для того, чтобы подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. По традиции, люди в Великий Четверг причащаются, исповедуются, посещают богослужения, готовятся к этому празднику.

В каждой семье заведено, что к Пасхе мы убираем свои жилища – это хорошо, но не нужно забывать о душе, что мы должны и духовно готовиться к этому празднику, навести порядок в сердце, в мыслях, примириться с ближними, стараться ни на кого не обижаться. Вот с этими чувствами причаститься и вступить в Светлое Христово Воскресение.

— Традиционно на Руси пекут куличи и красят яйца. Расскажите, пожалуйста, об этих традициях.

— Конечно, это русские традиции, которые в нашей жизни укоренились, укрепились. Я, как сельский житель, помню, как бабушки в Великий Четверг начинали печь кулики. Идешь по улице и пахнет куличами, и было уже предпасхальное настроение. Эти традиции нужно обязательно сохранить, потому что может случиться так, что наши дети о них просто не узнают. У нас был еще такой обычай, когда я еще в школе учился, в сам день Пасхи мы ходили и поздравляли односельчан со Светлым праздником Пасхи Христовой. Всем говорили: «Христос Воскресе», и нам давали крашеные яйца — в каждом доме они свои, особенные, кто-то луковой шелухой красит, кто-то какую-нибудь ниточку привяжет, какой-нибудь узорчик нарисует, это было для нас очень торжественно и радостно. Многие люди нас даже специально приглашали, чтобы мы пришли к ним поздравить с праздником. Поэтому эти традиции обязательно надо хранить. Как говорится, кто не знает своей истории, у того нет будущего, то есть нация обречена на духовное вымирание. А все эти пасхальные традиции очень благодатные и приятные, потому что русская душа широкая, ее нужно обязательно как-то укреплять.

— Отец Тихон, спаси Господи, что ответили на наши вопросы.

— Во славу Божию.

Публикации по теме