Как надо ходить на кладбище. Почему нельзя зимой ходить на кладбище

Места последнего упокоения всегда привлекали к себе внимание, неудивительно, что кладбищенские суеверия так многочисленны. О чем могут предупредить тайные знаки, которые потусторонние силы посылают нам в скорбном месте? Разбираемся в вопросе.

В статье:

Приметы на кладбище - что можно делать

С этим местом связано много суеверий. Требуется соблюдать все правила поведения. Нельзя приходить с пустыми руками - , хлеб и другие угощения, оставьте их на могиле.

Алкоголь на похоронах

Являться на место упокоения тысяч людей в нетрезвом виде запрещено. Также недопустимо употреблять алкоголь на похоронах.

Тем более спиртное развязывает язык, а на кладбище лучше следить за словами, чтобы не оскорбить усопших. За упокоение души выпьете на поминках.

Что говорить

Есть такая примета:

О чем хорошем на могиле скажешь, то на ней и останется.

С умершими родственниками можно делиться переживаниям и радостями, при этом не следует вызвать у них зависть или чрезмерную жалость. Потому что и в одном, и в другом случае они захотят забрать говорящего к себе. Фраза вроде «Мне так плохо живется, лучше умереть» может стать роковой. Духи расценят это как призыв к действию и «придут на помощь» к страждущему, который так стремится попасть в потусторонний мир.

Надо помнить, что позволить себе быть открытым можно только с тем родственником, которому доверяли при жизни и с которым были близки. Если громко разговаривать и хвастаться своими победами на чужой могиле, то все хорошее уйдет родственникам ее обитателя.

Воздержитесь от выяснения отношений и ругани среди могил. Примета гласит, что кто на кладбище ссориться придет, тот так и проживет в вечных разборках.

Можно ли забирать вещи с могилы

Конечно, нет. Запомните сами это правило и объясните его детям: дом - территория живых, а все, что находится на кладбище, принадлежит этому месту. Взять что-либо оттуда - очень плохая примета.

Принести кладбищенскую землю - все равно что признать свой дом частью кладбища. Для духов он будет «помечен» как их сфера влияния. Потребуется помощь очень сильного мага, чтобы очистить жилище от могильной печати.

Что-то поднять с могилы - значит, отобрать эту вещь у мертвеца. А усопшие очень ревностно относятся к тому, что им принадлежит.

Можно ли считать деньги на кладбище

Есть еще одна известная примета: посчитаешь деньги на могиле - навсегда с ними расстанешься. Выпали купюры - не трогайте их. Даже большая сумма пусть лежит.

Если поднять деньги с кладбищенской земли, из-за своей неосторожности и алчности можно нажить проблемы и болезни и потратить на их решение намного больше средств, чем могли бы оставить.

Пришлось достать на кладбище кошелек - оставьте монеты на могиле. Лучше у надгробья родственника или хотя бы тезки.

Можно ли фотографироваться на кладбище

Большинство примет гласит, что нельзя, поскольку это место скопления негативной энергетики. Известна мистическая связь между человеком и его изображением на фото - на снимке останется отпечаток всего негатива этого места.

Если вы запечатлеете себя в царстве мертвых, то либо притянете их к себе, либо сами скоро туда отправитесь.

Особенно опрометчиво делать снимок возле гроба с покойником, а также на могилах младше сорока дней. Давно известно, что этот период неслучаен, именно столько сохраняется негативная энергия, которая высвободилась во время смерти человека. Душа умершего находится среди живых, не обретая покой. Последствия такого фото могут оказаться губительными - вплоть до появления серьезных заболеваний.

Считается, что воспоминания об этом поверье сохранились с давних времен в слове «срок». «Вышел срок» - значит, прошло сорок дней.

Фотографированием можно потревожить души людей, упокоенных в могилах, которые попали в кадр. Они возвратятся в свой дом или придут к тому, кто сделал фотографию. В этом случае вполне реально столкнуться с .

Кладбище используется не только для захоронения усопших. Это одно из главных мест проведения чёрных обрядов. Здесь , просят , а ведьмы тут . Оно пропитано мощной негативной информацией, которая останется на снимке.

Не имеет значения, бумажная фотография или электронная. Второй вариант даже хуже, ведь цифровые снимки легко копируются. Не выкладывайте их в Сеть.

Хранение «мертвых» изображений чревато ухудшением атмосферы в жилище, болезнями домочадцев и появлением проблем в отношениях, денежных вопросах и других аспектах. Особенно страдают от таких источников негатива дети - они больше подвержены магическим атакам, нежели взрослые.

Если в доме уже имеются подобные фото, и расставаться с ними, несмотря на плохие приметы, желания нет, храните их лицевой стороной вниз, так, чтобы изображения не было видно. Можно упаковать источник негатива в плотный конверт.

Приметы на похоронах и кладбище

Проводы в последний путь - это очень серьёзное мероприятие. :

  • стоять не в черном одеянии, а в белом или разноцветном;
  • громко разговаривать, проявлять неуважение к умершему;
  • забирать любые вещи из гроба (даже если покойный обещал подарить их при жизни);
  • рассказывать истории, не касающиеся темы мероприятия;
  • говорить плохо о покойнике;
  • носить открытую обувь (голые пальцы, пятка).

Чтобы избавиться от негативной энергии места, следует взять с собой бутылку святой воды и на выходе омыть лицо, руки и ноги. Покидать кладбище можно только тем путем, по которому пришли.

Примета - если упал на кладбище

Этот знак указывает, что упавшего человека тянет к могильной земле, и, возможно, ему . Тому, кто упал на похоронах, необходимо срочно удалиться с кладбища. После этого над ним нужно прочитать трижды молитву «Отче наш », умыть святой водой и перекрестить церковной горящей свечой.

Если упал памятник на кладбище

В таком случае говорят, что это неуспокоенная душа умершего дает о себе знать. Если человека что-то держит в этом мире, он будет пытаться разобраться, в чем причина задержки.

Возможно, у усопшего есть незаконченная миссия или ему необходимо уберечь родных или друзей от чего-то - дух будет пытаться всячески связаться с ними. Упавший памятник - явный знак того, что душа хочет быть услышанной. Следует обратиться за помощью к медиуму и выяснить, что нужно родственнику.

Кошка на похоронах - плохая примета

В Древнем Египте кошек считали посредниками между живыми и мертвыми. По легендам эти животные могли говорить от лица усопшего и даже временно являться пристанищем для его души.

В помещении, где лежит покойник, не должно быть домашних животных. Особенно это касается кошек. Как только случилось несчастье, их нужно вывести из дома. А еще лучше - на некоторое время отправить пожить к родственникам.

Кошка рвется обратно - к новому покойнику. Особенно опасно, если животное ляжет спать под гробом с усопшим. Это говорит о том, что скоро в семье случится еще одно горе.

Примкнувшее к процессии животное лучше отогнать, но проявить к нему уважение. Не бейте ногами и не толкайте - в его образе может прийти чей-либо дух. Бросьте в сторону гостинец, какой не жалко - откупитесь.

Если кошка запрыгнет на покойного или крышку гроба, это предвещает смерть самого близкого человека усопшего. В некоторых странах верят, что такое поведение кота указывает на страшное предсказание в виде вампира или упыря для умершего.

Многое зависит и от окраса кота, встреченного на погосте. Разумеется, приметы особенное внимание уделяют черным особям. Считается, что в их облике может находиться ведьма или маг-некромант. По старинным легендам они являются вместилищами душ грешников. Белый же кот - воплощение праведника, который не завершил некое дело в мире живых. Но встреча с ним не сулит ничего хорошего, это знак к болезни или серьезной опасности.

Мы так устроены, что до конца не можем осознать и принять существование смерти. Именно поэтому данное явление окутано тайной: существует множество ритуалов, которые мы стараемся соблюдать, не вникая в их смысл. Одним из таковых считается обычай навещать усопших до обеда. Почему именно утро - благоприятное время для посещения тех, кого нет рядом с нами?

Традиция берет начало с давних времен, особенно распространена она среди жителей сел. От пожилых людей можно часто услышать страшные истории о ведьмах и душах умерших, блуждающих по погосту. Темные маги, как и духи, только и ждут того, чтобы украсть душу человека, случайно попавшего на территорию кладбища. Но по поверьям происходит это после захода солнца. Так почему же нельзя ходить на кладбище после обеда? Многие люди не нарушают этой традиции по следующим причинам:

  • суеверные люди, а также люди со слабой психикой стараются придерживаться обычая, не задумываясь о его смысле. Происходит это из-за нежелания рисковать и страха перед неизвестностью;
  • некоторые считают, что именно до полудня души усопших приходят к могилам, и возле памятников ожидают родных и друзей. Так ли это на самом деле? Церковь опровергает данное утверждение, объясняя, что души усопших не привязаны к определенным местам.

И все-таки: есть ли основательная причина не посещать кладбище после обеда? По мнению экстрасенсов и парапсихологов, в период с 12 часов ночи и до 6 часов утра на территории, где хоронят покойников, осуществляется мощный энергообмен. Что это означает? Люди со слабой энергетикой рискуют притянуть негатив в свою жизнь.

Можно ли ходить на кладбище после обеда?

Практически каждый современный человек страдает от одной серьезной напасти: тотальной занятости. Порой возможности навестить до обеда умершего родственника или друга просто нет. Как поступить в таком случае? Постарайтесь попасть на погост до захода солнца. И дело не в темных силах и колдунах, которых можно встретить на кладбище. В темное время суток вы можете столкнуться с преступниками, наркоманами, алкоголиками или дикими собаками, что представляет реальную угрозу вашей жизни.

А если вы все же боитесь негативной энергетики, стоит надеть крестик, с которым вас крестили, и отбросить все плохие мысли. Думайте о том, что вы идете в гости к дорогому для вас человеку. И помните, если что-то упадет на кладбище, вещь нужно оставить там: выносить что-либо с территории покойников - плохая примета.

Иисус призывал людей не оплакивать умерших. Ведь их души воскресли в новой жизни, в другом мире. Но некоторые люди верят в волшебство и суеверия, различные поверья, придерживаются обрядов, которые очень далеки от христианской веры.

  • Нельзя часто ходить на кладбище и долго прогуливаться между могилами и памятниками . Так советуют некоторые гадалки и экстрасенсы, а также люди, далекие от истинной христианской веры. Мол, там витает дух смерти, очень плохая энергетика, которая высасывает силы из живых. Особенно за этот тезис хватаются городские жители, которые оправдывают свою занятость, лень, забывчивость, пренебрежение к истории и безразличие к памяти умерших предков, родных и близких людей.
  • Беременным женщинам и маленьким детям нельзя идти на похороны и посещать кладбище. Вообще, на церемонию похорон, на поминальную панихиду и на кладбище должны те, кто искренне и сознательно хочет и готов это сделать. Навещать могилы умерших близких надо не с отчаянием и мыслью о том, что мы оставляем родного человека в земле, а с мыслью о том, что человека надо отпустить на небо. Ведь по христианской вере человек умирает , чтобы обрести новую жизнь
  • Придя домой с кладбища , следует тщательно перестирать всю одежду, которая была надета на вас, протереть обувь и вымыться. Некоторые еще на выходе с кладбища моют руки, а придя домой, еще перед калиткой долго и старательно чистит и отряхивают обувь и одежду, моют руки с мылом и даже несколько минут держат обувь над горящей церковной свечой.
  • Любая ранка, которая была получена на территории кладбища, долго заживает и человек может умереть. Если гадалки и экстрасенсы говорят про всякие фантомы, культ смерти, воздействие плохой энергетики и астральных планов умерших, то медики и санэпидемиологи отмечают о гигиене и дезинфекции-за опасности занесения инфекции.
  • Ничего нельзя уносить с собой с кладбища, даже дорогие и ценные вещи. Запрещено брать домой цветы на рассаду (даже не из могил, а просто из аллей и цветников), платки и полотенца, снятые с креста или венков . Потому можно взять на себя чужие беды и болезни. Много людей верят, что красивый букет живых или искусственных цветов с надгробия может взять не только пьяница, чтобы продать за 100 граммов водки, а и какая-то «бабушка», которая подложит во двор или пустит в продажу с колдовскими заговорами, чтобы отвести от себя болезни на кого-то другого, навести порчу...
  • Если вы на кладбище что-то нечаянно уронили, ни в коем случае нельзя поднимать это с земли. Это суеверие и предрассудок - не надо верить, что так вы продлите свою жизнь и избежите болезней. Кто занимается колдовством, намеренно оставляет сбоку на могиле деньги или золотую вещь. Чтобы кто-то забрал и взял на себя чужие несчастья. А если упали документы, мобильный телефон, ключи от машины, сумка, очки? Достаточно протереть влажной салфеткой. Мы все не вечны, а продолжить наши годы поможет вера, надежда, позитивное мышление, здоровый образ жизни.
  • Если вы были на могилках , и вам почудилось, что кто-то позвал, то нужно трижды перекреститься и произнести: “Боже мой, спаси меня, раба Божьего (назовите свое полное имя), сохрани и помилуй! Аминь!” Не надо бояться того, что вас зовут на кладбищах. Никто не собирается вас забрать на тот свет. Ведь в Поминальную неделю, на Провода, на Родительские дни здесь можно не только пообщаться с умершими предками, родными и близкими, но и увидеть много знакомых - весь город или село. К тому же на родные могилы могут приехать старые знакомые, друзья детства, дальние родственники, которых вы не видели уже много лет...
  • На поминальной неделе с могил нельзя забирать любую еду, так как они предназначены для покойного. Церковь считает, что жертвовать, в том числе еду, пасхальные куличи, крашеные яйца и прочим лучше живым - бедным, немощным, нищим, несчастным людям, тем, кто нуждается в помощи. Пожертвования можно принести в храм, подать просителям милостыни.
  • На могилку ставится рюмочка водки для мертвого, которая накрывается кусочком хлеба. Водка умершим не нужна - им нужна разрешительная молитва, говорят священники. Некоторые батюшки отмечают, что поминать водкой усопших - великий грех. Это все равно, что обрекать его душу на горький путь и адский огонь. Недаром старые люди говорили, что «водка жжет умершего». Не является христианской и традиция выливать рюмку водки на могилу в ноги покойного.
  • На кладбище нужно ходить только днем до захода солнца. Действительно, после захода солнца и ночью на кладбище ходят в основном асоциальные элементы, алкоголики, бездомные, другие нехорошие люди, которые делают зло другим - воры цветов и цветного металла; хулиганы, вандалы, сатанисты, ведуны, колдуны, черные маги.

Когда покойные родственники очень часто снятся, и вы от этого просыпаетесь, то сходите в церковь, поставьте свечку и закажите поминание своих родственников. Подумайте, а может, это совесть вас гложет. Чем вы провинились перед ними и как это можно исправить? Если уже поздно что-то исправлять, подумайте, что можно изменить в своей жизни, чтобы стать лучшими, более счастливыми... Попросите прощения, отпустите страшные мысли и оставьте в своей памяти только светлые воспоминания...

Одним из самых важных элементов культуры каждого народа является поминание усопших. В сокровищницах народной и философской мысли можно найти немало мудрых изречений на эту тему, но даже без них не нужно объяснять важность этого обычая, идущего из глубины веков и незримо связывающего друг с другом все человеческие поколения. Особую важность поминание приобретает для тех, у кого потеря родных и близких – ещё свежая рана. Посещение кладбищ для них – это один из способов справиться со своим горем.

С народным обычаем солидарны все религии мира, однако они же предупреждают и о нежелательности частых посещений кладбищ, а православная церковь, например, даже разделяет т.н. «дни радости» и «дни печали», выпадающие на Пасху (один из главных христианских праздников, посвящённых воскресению Христа). С религиями согласны и экстрасенсы, утверждающие, что кладбище – это средоточие мёртвой энергетики, и человек, слишком часто посещающий его, не только воспринимает её в полной мере, но и несёт т.н. «мёртвую землю» к себе домой. Поэтому так важно, по их мнению, ничего не брать с кладбища, а по возвращении с него (после уборки могил или их посещения в определённые дни) обязательно вымыть руки и вытереть ноги, оставив эту землю за порогом.

Поскольку с обычаем поминания мёртвых связано немало примет, суеверий и самых противоречивых сведений, особенно в сельской местности, неудивительно, что очень часто можно услышать вопрос, адресованный в равной степени и православным священникам, и обычным пожилым людям: когда можно и когда нельзя ходить на кладбище? Что удивительно, ответы бывают самыми разными. Например, на вопрос, можно ли посещать кладбище на Пасху, один священник ответит отрицательно, другой скажет, что это не по канону, но тем не менее не возбраняется, а в деревнях же, напротив, нередко бытует мнение, что можно. Кроме того, бытуют рассказы о том, как и сами батюшки посещали на Пасху кладбища и святили там куличи (такую историю, например, рассказывает настоятель храма в п. Максаковка, Республика Коми, отец Игнатий). Кто же прав и по каким же дням на самом деле нужно посещать место последнего покоя?

«Машина времени»

Начнём с Пасхи – точнее, с рассказа не о ней, а о её истории в ХХ веке (это поможет понять природу некоторых обычаев, распространённых на постсоветском пространстве по сегодняшний день). До революции 1917 года она была не просто большим религиозным праздником, но ещё и праздником государственным, к которому согласно закону 1897 года давалось четыре выходных дня (пятница и суббота Страстной недели, предшествующей Пасхе, и понедельник и вторник следующей). Таким образом жители дореволюционной России получали маленькие пасхальные каникулы. Первые семь дней после праздника назывались «пасхальной неделей», а после неё начиналась т.н. Радоница (или Радуница) – древнейший народный праздник поминовения мёртвых, возникший ещё в дохристианскую эпоху и чуть ли не единственный (за исключением, пожалуй, Троицы), полностью воспринятый и поддержанный православием. Точно определённого дня для Радоницы не было: её отмечали и в первое воскресенье после Пасхи, и в следующий за ним понедельник, и во вторник. Единственное, что можно отметить в этой связи, было общее для всех местностей правило: поминали мёртвых (и соответственно посещали кладбище) не позже 9-го дня после Христового Воскресения.


О повсеместном распространении Радоницы говорит хотя бы то, что в русском языке она имеет 14 диалектных синонимов, в украинском – 5, в белорусском – 7, а в приграничном украино-польско-белорусско-русском Полесье её называют «Деды радостные». На последнее название, кстати, стоит обратить внимание, как и на некоторые синонимы типа «Бабский Великдень» или «Мертвецкий Великдень», прижившиеся в украинском языке. После крещения Руси народное сознание накрепко связало Пасху как празднование воскресение Сына Божьего и обещанное им через Писание воскресение всех мёртвых в Судный день, что способствовало возникновению следующей трактовки: Пасха – это общий праздник для всех живых и мёртвых; в этот день Бог отпускает души на землю, чтобы они вместе с живыми отпраздновали этот день, и разрешает им побыть вместе целую неделю. На Радоницу же души возвращаются обратно, и это также было закреплено в некоторых названиях-синонимах этого праздника: «Проводы» (или «Проводки») – в украинском языке и «Навьи проводы» – в русском. То есть, Пасха стала символом объединения мёртвого и живого мира, подкреплённым евангельским рассказом о сошествии в эти дни Иисуса в ад и освобождении из него всех грешников, и Радоница воспринималась как её естественное продолжение: живые люди провожают души мёртвых родственников обратно на кладбище. Несмотря на то, что это было неканоническое толкование сути праздника, церковь не препятствовала ему и даже в чём-то его поощряла – например, предпочитала называть «мёртвых» «усопшими», в чём народное сознание видело лишнее подтверждение своей правоты. Единственное, от чего она предостерегала верующих – это от излишнего разгула и размаха при праздновании, свойственного славянской душе (особенно после строгого Великого поста).

Как известно, Советская власть не очень жаловала православную веру и её служителей, и это ещё мягко сказано. Выдернув из контекста фразу Карла Маркса о религии как об «опиуме для народа» (при этом совершенно забыв, что во времена Маркса опиум являлся болеутоляющим средством, а его наркотические свойства были выявлены позже), она восприняла её как лозунг и начала действовать в соответствии с ним. В годы гражданской войны священнослужители были одними из первых, кто подвергался различным репрессиям, и даже поиски патриархом Тихоном (В. И. Беллавиным (1865-1925)) компромисса между Советской властью и церковью не имели особого успеха. Никакие его уверения в лояльности церкви к власти, никакая помощь во время изъятия ценностей в помощь пострадавшим от голода 1920-1921 г.г. (Тихон разрешил «жертвовать на нужды голодающим» церковную утварь и украшения, «не имеющие богослужебного употребления») не могли отменить факта анафемы 1918 года и публичного осуждения им действий Советской власти в период революции и гражданской войны. Реакция была соответствующей: храмы и церкви закрывались и осквернялись, а все прежние праздники объявлялись «пережитком старого режима» и запрещались. Естественным образом в этот список попала и Пасха: открытое её празднование на государственном уровне было запрещено (как, собственно, и Радоницы). Исключение делалось лишь для стариков, но против них (как и против верующих различных возрастных категорий, воспитанных в соответствующей среде и не поддававшихся атеистической пропаганде) Советская власть использовала моральное давление, блокируя добровольцами подступы к уцелевшим церквям в субботу и воскресенье. Логика была не только в недопущении прихожан: для оцепления привлекались активные беспартийные, сочувствующие Советской власти, комсомольцы и коммунисты, и среди них обязательно должны были найтись (и находились) знакомые и друзья тех, кто шёл на богослужение, которые сообщали их имена в партийные и комсомольские ячейки. Нетрудно понять, что последствия для верующих могли быть самыми неприятными и плачевными.

Такое положение дел приводило к тому, что люди под предлогом «посетить могилки» начинали в пасхальный день идти на кладбища, где отмечали Пасху вместе со своими умершими родными и близкими. Это не противоречило народному пониманию Пасхи, о котором мы уже упоминали, и способствовало её окончательному объединению с Радоницей, пусть и в несколько искажённом под воздействием внешних обстоятельств варианте. Так и родился обычай, до сих пор вводящий в заблуждение очень многих жителей постсоветских стран.

Так продолжалось до 1941 года. Во время войны, когда СССР искал не только материальной, но и моральной поддержки где только мог и в чём только мог (известно, что в ночь на 19 ноября 1942 года перед наступлением советских войск под Сталинградом специальный самолёт втайне даже облетел их позиции, имея на борту мощи знаменитого полководца Тамерлана), отношения власти и церкви заметно потеплели. Сталин не раз имел в своём кабинете долгие беседы с местоблюстителем патриаршего престола, а затем патриархом Московским и всея Руси Сергием (И.И. Страгородским, (1867 – 1944)), а 4 апреля 1942 года как раз перед очередной Пасхой был издан указ, официально разрешавший её празднование и позволявший всем желающим, несмотря на комендантский час и режим светомаскировки, находиться на улицах всю ночь.

Последствия этого распоряжения сохранились в архивах российского ФСБ. Так, согласно донесениям сотрудников НКВД, в ту ночь в одной только Москве праздничные службы посетили около 85 тыс. человек, причём в некоторых храмах их число достигало до 4-6 тысяч. Вряд ли это число было преувеличенным: в ведомстве прекрасно знали, какие последствия для исполнителей могут повлечь за собой недостоверные сведения такого рода. Конечно, многие скептики сразу истолковали этот шаг как, говоря современным языком, очень грамотную пиар-акцию, призванную не только обеспечить поддержку власти советских верующих, но и получить дополнительные очки в глазах союзников по антигитлеровской коалиции, но верующим-то было совершенно всё равно. В тех же донесениях сохранились тщательно записанные в тот день слова благодарности Сталину, которые произносили посетители московских храмов, и они были совершенно искренними.

После войны Пасху уже не запрещали официально, хотя противодействие её празднованию в довоенном духе всё равно оказывалось, особенно в глубинке. Свидетелем одного такого празднования стал в 1961 году учитель математики в сельской школе, будущий всемирно прославленный писатель А. И. Солженицын, отразивший свои впечатления в одном из рассказов цикла «Крохотки». Во многих, даже не воцерковленных семьях родилась традиция домашнего празднования Пасхи (и в архивах РИА «Новости» сохранилось немало любительских фотографий на эту тему), после чего люди отправлялись на кладбище в тот же день поминать своих родных и праздновать с ними. Так довоенный обычай ещё более укрепился в сознании советского человека.

Вплоть до распада СССР отношение к Пасхе представляло собой удивительную двойственность, присущую самой сути Советской власти. Начиная с 70-х годов ХХ века, ближе к празднику в магазинах начинал продаваться т.н. кекс «Весенний», очень-очень напоминавший по своей форме пасхальный кулич, а государственные типографии – сначала московские, затем и областные – выпускали пасхальные открытки. Надписей на них типа «Поздравляем с Пасхой», конечно же, не было, но пасхальные элементы неизменно присутствовали. Праздничные богослужения по-прежнему привлекали толпы людей, и в Москве часто доходило до того, что в субботу отменялись маршруты автобусов и троллейбусов, проходивших мимо наиболее посещаемых храмов: их посетителей было так много, что они не умещались ни в помещениях, ни внутри ограды и запруживали тротуар и проезжую часть. С другой стороны, Пасху по-прежнему не признавали официально, следующие за ней дни были рабочими, а меры воздействия стали более изощрёнными и весьма действенными. Например, в ночь с пасхальной субботы на воскресенье по телевидению (или в сельском клубе) намечался показ какого-нибудь популярного заграничного кинофильма (чаще всего французского боевика или комедии), а в глубинке устраивались крупные дискотеки. Естественно, зачастую выбор делался не в пользу богослужения. Подобное отношение было и к поминовению мёртвых: поскольку традиционные для этого дни были рабочими, возник обычай «Родительского дня», для которого стихийно выбрали выходной 7-й день после Пасхи – воскресенье. Сохранялось и посещение кладбища на Пасху, тем более что многие погосты в глубинке находились непосредственно при церквях, и таким образом люди убивали сразу двух зайцев. Те же, кто был вынужден уехать из родных мест, старались ездить на могилы родственников во время отпуска, что привело к тому, что кладбища посещались не в какой-то определённый день, а в любой удобный.

Сложившиеся под влиянием реалий обычаи привели к тому, что когда с распадом СССР в 1991 году церковь стала открыто указывать на недопустимость бесконтрольного посещения кладбищ, это привело к многочисленным вопросам и путанице. Её отголоском до сих пор служит упомянутое нами разное понимание одного и того же праздника жителями постсоветской провинции и разномыслие православных священников по этому поводу. Впрочем… разномыслие ли?

Когда же правильно посещать кладбища на Пасху?

В наши дни ответ на этот вопрос представляет собой два с виду взаимоисключающих подхода. С одной стороны, церковь, говоря о «днях радости» и «днях печали», категорически не советует смешивать их друг с другом. Логика проста: посещая кладбище в пасхальный день, сложно удержаться от скорби по безвременно ушедшим, и даже обещание грядущего воскресения мало способно утешить человека. Между тем суть Пасхи – это прежде всего радость от победы над смертью, и именно так трактуют его все праздничные песнопения и молитвы. Церковь по-прежнему приветствует посещение кладбища в пасхальные дни, но советует это делать так, чтобы не смешивать одно с другим – то есть, проще говоря, идти к усопшим родным на Радоницу, называемую ещё Фоминой неделей. Вопрос в другом – как быть, если 9-й день после Пасхи по-прежнему рабочий? Ответ на него можно найти в дореволюционных народных традициях: как мы уже рассказывали, Радоницу в разных уголках России отмечали в любой из трёх дней – первое воскресенье после Пасхи (7-й), понедельник (8-й) и вторник (9-й). Церковный устав разрешает молиться за усопших с понедельника. Лучше всего, конечно же, ходить на кладбище на 9-й день – это вполне согласуется с не противоречащими христианской традиции народными представлениями о посещении мира живых душами умерших, – но если такой возможности нет, то вполне допустимо сходить на погост в воскресенье или в понедельник. Единственное, от чего предостерегают священнослужители – не стоит ходить на кладбища после Радоницы, то есть, в среду и остальные дни: это просто бессмысленно с христианской точки зрения. Разве что по желанию…

С другой стороны, в Библии и церковном православном уставе действительно нет запрета посещать кладбище именно на Пасху, и с формальной точки зрения ходить туда в этот день можно. Но, как мы уже рассказали, это противоречит духу праздника, а в споре между формой и сутью предпочтение всегда следует отдавать именно сути. Кроме того, есть ещё один немаловажный нюанс: на время пасхальной недели в храмах не поминают усопших и не читают сорокоуст, откладывая это до Радоницы. Если же кто-нибудь умирает на Пасху, церковь расценивает это как Божью милость и благодать, и отпевание умершего производится по пасхальному чину, не так, как в другие дни. Перед посещением кладбищ же священники советуют зайти в храм, помолиться за усопшего и самому причаститься.

Что же касается упомянутой нами истории о посещении священником кладбища в день Пасхи, это действительно произошло несколько лет назад в одном из российских городов по наказу настоятеля и, скорее всего, имело своей целью не поддержание традиции, а ненавязчивое просвещение. Известно, что многие священнослужители, разъясняя своим прихожанам деликатные тонкости празднования Пасхи и Радоницы, не говорят о прямом запрете посещения кладбища на Пасху (они и не могут об этом говорить), а лишь выделяют приоритеты и иначе расставляют смысловые акценты – мол, лучше будет, если вы сделаете так…

Когда ещё можно ходить на кладбища?

Помимо Радоницы, есть ещё несколько дней в году, когда ходят на кладбище:

  1. день похорон умершего человека (что само собой разумеется).
  2. 3-й, 9-й и 40-й день после его смерти.
  3. ежегодно в день ухода человека из жизни.
  4. мясопустная (первая вселенская родительская) суббота, после которой начинается масленица.
  5. 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.
  6. Троицкая (вселенская родительская) суббота – день перед праздником Троицы.
  7. Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Во многих российских областях, а также на Балканах, эти субботы считались главными днями поминовения умерших предков, которые, согласно народным представлениям, также, как и на Пасху, приходят в гости к своим родным. После посещения кладбища предполагается домашний поминальный ужин, состоящий обычно из непарного количества блюд, и т. н. «дедовский вечер», на протяжении которого стараются вести размеренные разговоры и вспоминают всех ушедших. Для их душ откладывают понемногу от каждого блюда, зажигают свечу и ставят её в зерно, в отдельную рюмку наливают алкоголь. По окончании вечера посуду со стола обычно не убирают до следующего дня.

Нередко в сельской местности можно встретить также обычай ходить на кладбище за несколько дней до поминального воскресенья или в период между 1-м и 9-м мая, когда традиционно ходили убирать братские могилы воинов, погибших во время Великой Отечественной войны, а заодно и навести порядок на могилах родственников. Священники по этому поводу говорят так: мол, чёткого расписания, когда ухаживать за могилами, не существует, однако лучше всего придерживаться сложившихся традиций.

Однозначно не рекомендуется церковью посещать кладбища на главные христианские праздники – Рождество, Благовещение и прочие. Если же в эти дни умер кто-нибудь из близких, то для решения этой коллизии лучше обратиться к православному священнику, хотя надо сказать, что народное сознание, оказывавшееся перед подобным выбором, не мудрствовало лукаво и часто выбирало посещение кладбища с погребением, мотивируя свой выбор известной поговоркой «Смерть да родини не ждут години». Однако ни священники, ни экстрасенсы, ни народная мудрость не советуют ходить на кладбища после заката, а всяческие высказывания типа «свои вреда не причинят, так что на погосте можно даже переночевать» расцениваются ими как суеверия. Также можно встретить совет не посещать кладбища даже в установленные дни:

  1. беременным.
  2. тем женщинам, у которых наступили месячные (хотя этот совет не строгий, и в конце концов церковь оставляет окончательное решение на усмотрение самих женщин).
  3. в день рождения усопшего, который лучше всего также провести в кругу семьи, вспоминая о нём добрым словом.

Как нужно вести себя на кладбище

Православная церковь не приветствует устойчивые народные традиции:

  1. есть и пить на кладбище во время посещения могил с целью помянуть усопших.
  2. лить водку в могилу.
  3. оставлять на могиле еду.

Согласно канону, в дни посещения кладбища следует прибрать могилу, зажечь свечу, помолиться за душу усопшего (ради этого можно пригласить священника) и просто помолчать в память о нём. Поминальный обед/ужин лучше всего сделать дома. Нельзя наступать на могилы и перепрыгивать через них, убирать на чужих могилах, если об этом не попросят родственники похороненных в них, и уносить что-либо с кладбища. Если вы что-то обронили, то лучше его там оставить. Если обронённый предмет очень важен, забирая его, нужно положить что-либо взамен (конфеты, цветы, печенье) – то есть, «откупиться от смерти», как говорят экстрасенсы, иначе в доме скоро появится покойник. Обязательно следует после посещение кладбища вымыть руки, очистить свою обувь от «мёртвой земли» и тот инструмент, которым убирали на могиле. Также поощряется в этот день давать милостыню, а припасённую для кладбища еду рекомендуется раздать голодным и нищим на «помин души».

Заключение

Поминание усопших – очень важная часть человеческой культуры, но не менее важно делать это правильно. К сожалению, никто не может знать, правы ли народные обычаи и предписания церкви или нет, и поведение человека в дни поминовения – это отголоски его тайных надежд и веры в то, что всё в конце концов будет хорошо для всех. А коль так, то лучше всего отмечать поминальные дни с обязательным посещением кладбища так, чтобы потом не было стыдно за своё поведение или за незнание чего-либо – ни перед живыми, ни перед мёртвыми.

Посещение кладбища сопряжено с некоторыми традициями и суевериями. Считается, что эта земля принадлежит мертвым, а у них свои законы, которые следует соблюдать живым. Как вести себя на кладбище?Что можно делать, а что - категорически запрещено?

Посещение могил

Посещение могил родственников, друзей, знакомых - это традиция, которая существует в каждой религии. Но правила посещения усопших могут различаться. По православному верованию кладбище является священным местом. Крест на могиле усопшего располагается в ногах, а изображение распятия на нем обращено к лицу покойного.

Обращает внимание христиан на то, чтобы живущие родственники следили за могилами своих почивших близких. Ограда и крест должны быть вовремя покрашены. Ухоженность могилы, живые цветы на ней символизируют память о покойном.

Как вести себя на кладбище? Можно ли на могилке усопшего оставить печенье, конфеты? Православные традиции посещения кладбища имеют на этот счет строгие ограничения.

Православные обычаи посещения кладбища

Молитвы читаются по желанию. Однако существуют специальные молитвы по усопшим:

  • Об усопшем христианине.
  • Молитва вдовца.
  • Молитва вдовы.
  • О почивших детях.
  • Молитва о почивших родителях.
  • Акафист об единоумершем.
  • Акафист об упокоении усопших.

Священники предупреждают, что на могилах православных запрещено распивать спиртные напитки. Посещение кладбища - не веселый праздник.

Ни в коем случае не следует поливать спиртным или сыпать на него крошки. Такие действия оскорбляют усопшего. Лучше прибраться на могилке, помолчать, вспоминая покойного. Запрещается приносить искусственные цветы. Зато можно посадить живые цветы или другие растения - они являются символом вечной жизни.

Родительские дни

Родительские дни - так называются Вселенские В эти дни принято приходить на кладбище, посещать могилы усопших родственников. Не существует определенных чисел месяца, на которые приходятся Родительские субботы. Это связано с тем, что великопостно-пасхальный цикл - переходящий.

  • Родительские субботы. Это субботы на 2, 3, 4-й неделе Великого поста.
  • Троицкая родительская суббота. Это день накануне праздника
  • Мясопустная суббота. Ее время - за 8 дней до Великого поста.
  • Это суббота, предшествующая 8 ноября. В этот день поминают убитых воинов.

Помимо Родительских суббот существуют и другие дни поминовений:

  • Радоница. Это вторник 2-й недели после Пасхи.
  • воинов - 9 мая.

Как правильно вести себя на кладбище?

Во время посещения кладбища следует вести себя уважительно по отношению к усопшим. Эмоциональные излишества не приведут к добру. Запрещается громко разговаривать, петь, кричать, веселиться, рыдать. Нельзя ходить по могильным холмам - для этого существуют специальные тропинки, дорожки.

На территории кладбища есть колонки, колодцы или краны с водой. Она предназначена только для уборки на могилах. Запрещается использовать кладбищенскую воду для питья. Питьевую необходимо привезти из дома или купить по дороге.

Как вести себя на кладбище?Можно ли оставить на могиле вещи усопшего? Любимую чашку, часы покойного или другие предметы, которые нравились ему, можно оставить на могиле.

Нельзя забирать с кладбища или могилы посторонние предметы домой. Они пропитаны «мертвой» энергетикой. Если с могилы берется какая-либо вещь - ее следует заменить на другую. Например, разбилась ваза для цветов - необходимо поставить новую.

Протирать памятник или оградку от грязи, пыли следует только ненужной ветошью. После использования она выбрасывается в специальные мусорные контейнеры на территории кладбища. Ни в коем случае не использовать вещи живых для приведения могилы в порядок.

Ограничения по посещению кладбища

Как правильно вести себя на кладбище в родительский день?Кому можно приходить на могилу? Издавна кладбища используются темными колдунами для проведения ритуалов или сбора необходимых ингредиентов. Священники уверяют, что истинно верующего человека не может затронуть магическая сила.

  • беременным женщинам;
  • кормящим мамам;
  • женщинам с маленьким (или грудным) ребенком.

Беременные или недавно родившие женщины, дети до 7 лет чувствительны к отрицательной энергетике. Поэтому им лучше избегать территории кладбища. По преданиям, маг может обменять с помощью специального ритуала жизнь тяжелобольного человека на жизнь маленького ребенка или еще не родившегося младенца.

Как вести себя на похоронах?

Похороны православного начинаются с отпевания его в доме или в храме. Для этой церемонии женщины традиционно покрывают голову платком. Надевают платье (юбку) до колен или ниже. Запрещаются майки, шорты, любая фривольная одежда. Для мужчин - строгий костюм или брюки с рубашкой (свитером).

Как вести себя на похоронах на кладбище? Во время похорон некоторые родственники остаются дома, чтобы подготовить поминальный обед. Присутствие на похоронах - дело добровольное. Если нет желания или плохое самочувствие - можно не ездить на кладбище.

Во время похорон также следует избегать сильных эмоций - громкий плач, неуместные действия оставляют тягостное впечатление. Во время похорон родственники идут позади гроба. Кровные родственники не моют пол в доме усопшего - это лучше сделать хорошим знакомым, коллегам.

На кладбище после прощания целуют венец на лбу и руку покойного. Из гроба следует забрать икону и живые цветы. Затем лицо покойного накрывают саваном, гроб закрывают. Полотенца, на которых опускали гроб в землю, остаются в могиле. Мужчинам, которые несли усопшего, на память дают новые полотенца. Женщинам раздают новые носовые платки. После кладбища родственники приглашают всех на поминальный обед.

На православные похороны можно пригласить священника. Хоронить же с музыкой - не по-христиански.

Святые отцы предупреждают, что в родительский день не стоит плакать и убиваться. Молитвы, милостыня, заказ панихиды - так православные поминают усопших. Приезжать на кладбище в Родительские субботы следует в первой половине дня.

Как вести себя на кладбище в родительский день?Православной церковью допускается поминальный обед на кладбище. До и после трапезы следует читать молитву. Как уже упоминалось, запрещается распивать спиртные напитки на кладбище.

Если от поминального обеда осталась еда, нельзя оставлять ее на могиле «покойнику». Лучше отдать ее нищим, с просьбой помянуть в молитвах усопшего.

Слова «род», «радость» стали основой для названия «радоница» Как вести себя накладбище в Радоницу? С давних времен принято приезжать в этот день на кладбище всей семьей. Обходить могилки своих почивших родственников, вспоминать их добрые дела и поступки.

Внешний вид

Разобравшись с тем, как вести себя на кладбище,стоит подумать о правильной одежде для его посещения. Обычно цветовая гамма подбирается темная, неяркая. Никаких веселых цветочков и легкомысленных горошков. Строгая, удобная одежда по погоде без шортов и мини. Ноги и руки должны быть максимально закрыты.

В обуви стоит придерживаться того же принципа. Закрытая обувь приглушенных тонов идеально подойдет для посещения кладбища. Высокий каблук или шлепанцы на погосте недопустимы.

Кладбищенские приметы

На кладбище следует приходить только с покрытой головой. Иначе выпавший волос (или другой биоматериал живого человека) может быть использован в черных ритуалах.

Все одноразовые предметы (стаканчики, салфетки, тарелки) после посещения могилы выбрасывают в мусорный контейнер на территории кладбища. Или дома их моют проточной водой.

Вещи живых нельзя оставлять на кладбище. Или забирать что-либо с могилы домой.

Если во время посещения кладбища вещь упала на землю - лучше оставить ее там, она уже принадлежит мертвым. Если это необходимая вещь (например ключи) - следует промыть ее проточной водой.

Уходить с кладбища следует той же дорогой, что и пришли. Даже если целью посещения было несколько могил и есть возможность выйти с другой стороны кладбища - не стоит этого делать.

Публикации по теме