Олимпийские игры в греции древности. Как проводились олимпийские игры в древности

Н.Н.Чесноков, Н.Ю.Мельникова

I. Олимпийские игры Древней Греции.

1.1. Истоки, условия, место проведения Олимпийских игр.

Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.

Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм.

Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах в память о своей победе он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.

Но есть и третья, далеко не последняя, легенда возникновения Олимпийских игр. Легенда гласит, что эллинский царь Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что он должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам "Год радости". Так якобы возникла идея проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно последовать этому совету. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Согласно договору их проведения, а также для того, чтобы дать возможность атлетам и гостям прибыть на соревнования, объявлялось священное перемирие на три месяца. Несмотря на воинственность греков, эта договоренность свято соблюдалось. В случае нарушения священного перемирия, называемого "экихирия", жители Эллады имели право наложить на нарушителя денежный штраф и лишить город или человека права участия в предстоящих Олимпийских играх.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком. Время проведения Игр - август-сентябрь как бы подтверждает эту версию.

Слава Олимпии в древнем мире была очень велика. Ее прославляли поэты, о ней говорили историки, философы и ораторы, о ней слагали мифы и легенды. Пиндар посвятил Олимпии и играм многие из своих од. "Нет другой эвезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней, - Олимпийские игры" писал поэт.

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей на которой располагалось по 40 тыс. человек.

На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.

1.2. Виды упражнений в программе Игр, участники и победители Игр.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.

Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотрам специальных судей ("элланодиков"), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др. В период с УI до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения, а также женщины к Играм не допускались.

Для регулярных тренировок атлетов в Олимпии существовали гимнасия и палестра.

Палестра представляла собой площадку, посыпанную песком, на которой атлеты занимались борьбой, кулачным боем, прыжками в длину. Нередко палестры назывались гимнассиями.

Олимпийский гимнассий, который соответствовал по размеру стадиону, имел открытие и крытые дорожки. Здесь занимались бегуны, метатели. Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная одной классической стадии.

Женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина - жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы.

За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика - дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.

Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Особенно почетной считалась победа в стадиодроме. Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Отметим, что от числа атлетов-победителей зависел политический престиж города в эллинском государстве.

Среди античных олимпиоников наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, сдержавший 12 побед (164-152 г.г. до н. э.) в стадиодроме, диаулосе и беге в экипировке, Гермоген из Ксаифа - 0 побед (81-89 г.г. до н. э.) и Астилос из Кротона - 7 побед (488-476 г.г. до н. э.) в тех же видах бега, Хионис из Лаконии - 6 побед (664-656 г.г. до н. э.) - в беге и прыжках, Милон из Кротона - 6 побед (540-516 г.г. до н. э.) и Гипписфен из Спарты - 5 побед (624-608 г.г. до н. э.) - борьбе.

Популярность Игр достигла своего апогея в У и IУ в.в. до н. э. В них участвовали представители многих стран Средиземного моря - Африки, Италии, Сицилии и даже стран Азии. В этот период времени снимаются основные запреты, действовавшие ранее: к соревнованиям допускаются иностранцы, а также выходцы из малоимущих слоев населения.

Олимпийские игры не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать и греческие земли в 146 г. до н. э. завоевал Рим. В первые годы становления Римской империи ее знать и жители проявили большой интерес к Играм. В те годы Олимпия превратилась в процветающий туристический город с огромным числом спортсооружений и гостиниц. В Играх уже принимали участие не только греки и римляне, но и представители стран Азии и Африки. Постепенно профессионалы на Играх вытесняли любителей. Олимпийские игры становились более грубыми.

В 394 г. римский император Феодосий I, насильственно насаждавший христианство и усмотревший в играх языческий обряд, запретил проведение Олимпиад. В то же время, как отмечают многие историки, он лишь выполнил приговор времени - цели общества и ценности Олимпизма стали несовместимы.

В течение 1168 лет было проведено 293 Олимпиады. О многих аспектах древних Олимпийских игр судить довольно трудно. История донесла до наших не так много фактов, включая и имена победителей, их социальное происхождение.

Историки утверждают, что представители низших слоев населения активно стали выступать на Олимпиадах после 400 г. до н. э., а представители из высших слоев продолжали соревноваться главными образом в конных состязаниях.

1.3. Общекультурное значение Олимпийских игр.

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников, строительство которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

Олимпия сильно пострадала при Сулле, который позволил своим солдатам в 85 г. до н. э. разграбить ее сокровища. Известно, что он приказал 175-ю Олимпиаду 80 г. до н. э. проводить в Риме.

Во время римского периода Олимпийские игры постепенно утрачивали былой размах и значимость. Олимпия приходила в упадок.

Внимание к городу вновь усилилось во II в. н. э. На Олимпийские игры приезжали спортсмены из Александрии, Сирии, Финокии, Армении и т.д. Этот расцвет Олимпии связан с воздействием христианских идей на граждан Римской империи.

В IV в. н. э. Олимпийские игры потеряли многие свои традиции, о чем свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.

Вскоре после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации.

II. Возрождение Олимпийских игр.

2.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения.

Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ в.в. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады.

Возрождению Олимпийских игр способствовали следующие предпосылки.

Во-первых, первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.

Во-вторых, в этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс, Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-.Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская (М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).

В-третьих, в 1960-1880 г.г. начинаются широкие спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.

1863 г. в Англии, создается первое национальное объединение - футбольная лига;

В 1864 г. состоялась встреча студенческих команд Кэмбриджского и Оксфордского университетов по легкой атлетике, включившие в себя бег на 440 ярдов, 200 и 120 ярдов с барьерами, стипль-чез, прыжки в длину и высоту;

В 1881 г. создается Европейская ассоциация гимнастики;

В 1888 г. в Америке создается любительский легкоатлетический союз и т.д.

В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937 г.г.).

2.2. Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр.

Пьер де Кубертен родился 1 января 1863 года в Париже в семье живописца из древнего рода Фреда де Кубертена. В детстве он любил ездить верхом, заниматься фехтованием, греблей. В 12-летнем возрасте ему попалась книга "Школьные года Тома Брауна", переведенная с английского языка. Она и зародила в нем интерес к физическому воспитанию. Будучи ребенком, он вместе с родителями побывал в Италии, Германии, Австрии и Швейцарии. Юношей он несколько раз посещал Англию. Огромное влияние на него оказывала философия Томаса Арнольда, одного из пропагандистов английской школы физического воспитания с 1828 по 1842 г.г. Закончив лицей в Париже, он поступил в Парижский университет и после его окончания стал бакалавром искусства, науки и права. Затем он продолжил свое образование в Свободной школе политических наук в Париже, где близко познакомился с французской философией, историей английского образования. Большое влияние на него оказал отец Карон, профессор гуманистических наук и риторики, который преподавал ему греческий язык, историю римской империи и много рассказывал о древних Олимпийских играх. Несомненно, политические события, происходившие в Европе, и в первую очередь поражение Франции в войне с Пруссией, оказали огромное влияние на его воспитание и взгляды.

П.Кубертен посвятил себя образовательной реформе во Франции и изучению различных систем физического воспитания. В 1886-1887 г.г. П.Кубертен опубликовал несколько статей по этим проблемам. В отличие от многих современников он не копирует зарубежный опыт, а создает на его основе нечто новое, призывая, например, отказаться от военизированного воспитания молодежи на основе немецкой гимнастики.

По словам самого Кубертена, его кампания за возрождение Олимпийских игр началась 30 августа 1887 года после публикации статьи, в которой он обратил внимание французов на необходимость более разносторонней физической подготовки детей в школах и объявил о создании Лиги физического воспитания. В 1888 г. Кубертен издает книгу "Воспитание в Англии", а через год "Английское воспитание во Франции", в которых он уже делится своими замыслами с читателями.

Весной 1893 г. он был официальным представителем Франции на Всемирной выставке в Чикаго, во время которой состоялся Международный конгресс по физическому воспитанию. Он принял в нем участие, а также посетил ряд американских университетов. По пути домой в декабре 1893 г. он провел несколько дней в Лондоне и встретился с секретарем любительской спортивной ассоциации Г.Гербертом. 1 августа 1893 г. на собрании своего клуба Кубертен включил в повестку дня дополнительный вопрос относительно возможности возрождения Олимпийских игр.

2.3. Олимпийский конгресс (1894 г.) и его роль в олимпийском движении.

В январе 1894 г. П.Кубертен разослал приглашения и программу конгресса во многие зарубежные клубы.

16 июня 1894 г. в 16.15 в большом зале Сорбоны собралось около 2000 чел. В последний момент в пригласительных билетах сделали запись "Конгресс возрождения Олимпийских игр".

На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. Делегаты конгресса были разбиты на две секции. Первая обсуждала проблемы любительства.

Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей статье Кубертен, а именно:

1. Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.

2. Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в ХIХ веке.

3. Игры будут проводится для взрослых.

4. Будут введены строгие определения "любителя". Деньги будут использоваться только для организации, строительства сооружений и проведения торжеств.

5. Современные Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е. проводиться в разных странах.

Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих странах.

2.4. Создание МОК и его Хартия.

Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. Ими стали 15 чел. их 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции, профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии. Генеральным секретарем МОК был избран Кубертен, а президентом МОК - Д.Викелас.

Димитриус Викелас (1835-1908) - греческий поэт и филолог. Участвовал в качестве представителя греческого гимнастического союза. При обсуждении на конгрессе вопроса об организации Игр I Олимпиады отстоял предложение об их проведении в 1896 г. в Афинах.

Избрание Д.Викеласа I президентом МОК способствовало положение Олимпийской Хартии о том, что президент МОК должен представлять страну, проводящую очередные Олимпийские игры.

Д.Викелас внес значительный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады 1896 г. После их окончания он передал пост президента МОК Пьеру де Кубертену и посвятил себя литературной деятельности.

На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном.

В Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура, основные принципы Олимпийского движения.

Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит "Международный", а затем уже "Олимпийский". Кроме того, многих из названиях членов он знал лично.

Кубертен нашел понимание у делегатов конгресса, который закончился триумфально.

I-е Олимпийские игры было решено провести в 1896 г. в Афинах. Король Греции прислал Кубертену 21 июня телеграмму с благодарностью членам конгресса о возрождении Олимпийских игр.

Процессу возрождения Олимпийских игр и создания МОК способствовал целый ряд факторов, среди которых следует назвать бурное развитие связи и транспорта, облегчивших обмен материальными и духовными ценностями между народами, проведения всемирных промышленных и торговых ярмарок, конференций, возникновение международных организаций, включая и спортивные.

Ясно, что Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр, включение в программу большого количества соревнований и видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец, создание МОК, который стал гарантом олимпизма.

Кубертен, как гуманист и просветитель, надеялся, что образование способно сыграть роль фактора примирения и позволит избежать социальных столкновений. Он мыслил олимпизм, как средство познания народами друг друга, как носитель ценностей, позволяющих людям уважать друг друга. Кубертен не подвергал сомнению основы своего общества. Он просто хотел, чтобы существование в нем проблемы и противоречия решались мирно без войны и кровавых конфликтов. Для достижения этой цели он ратует за олимпизм как воспитательное движение, как средство взаимопонимание между людьми и странами.

Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу. "Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", - писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх 1920 г. бельгийским фехтовальщиком В.Буэном.

По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее", красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится олимпийским девизом.

С 1901 по 1914 г.г. Кубертен издавал ежемесячный журнал "Ревю олимпик", в котором была отражена деятельность МОК и все что связано с олимпизмом и с Олимпийскими играм. В этот период были написаны многие известные его работы: "Психология спорта", "Новые формы физического воспитания", "Нагота и спорт", "Почему я возродил Олимпийские игры", "Спортивная педагогика", "Очерки по спортивной психологии", "Всемирная история" (4 тома). В 1931 г. он издал "Олимпийские мемуары".

Пьер де Кубертен умер в 1937 году, похоронен в Лозанне. Сердце, по желанию самого Кубертен захоронено в Олимпии.

Многие сегодня называют его идеалистом. Да, несомненно, он переоценивал значение спорта. Но несмотря на утопический характер некоторых идей Кубертена они проникнуты благородством и гуманизмом. Такие его идеи, как доступность спорта народу, воспитание гармонично развитой личности, интернационализм, влияние спорта на улучшение мира и др., стали сегодня реальностью.

Пьер де Кубертен был сторонником либеральной демократии и нес в себе гуманистический заряд эпохи Возрождения. Он пытался средствами педагогики, и в первую очередь через физическое воспитание и спорт, реформировать межчеловеческие и международные отношения.

2.5. Вступление России в Олимпийское движение.

Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности.

В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно-Греко-Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в 1766 г. устроила своеобразный турнир, состоящий из состязаний в верховой езде и демонстрации костюмов. Турнир проводился в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 г. и назывался придворной каруселью.

Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге. Как отмечает профессор В.В.Столбов, в статье "Русско-советская Олимпийская Одиссея", к понятию "Олимпийские игры" в России неоднократно обращались ученые (Ломоносов М.В.), поэты и писатели (Баратынский Е.А., Жуковский В.А.), просветители и общественные деятели (Назарян С., Тиханович П.), в конце ХIХ в. многие художники в своих работах отражали тему Олимпийских игр (В.Верещагин, К.Гун, Н.Дмитриев), скульптор И.П.Панфилов в 1871 г. получил золотую медаль за барельеф "Олимпийские игры дискоболов".

Известные ученые в своих работах также обращались к теме Олимпийских игр. Так выдающийся ученый начала ХХ века основатель русской оригинальной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт много внимания уделил древним Олимпийским играм. В работе "Исторический очерк" он отмечал их важное значение для эстетического и нравственного воспитания молодежи.

Развитие научно-теоретических вопросов связанных с Олимпийскими играми способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение. Помимо теоретических вопросов в России со середины ХIХ века бурно начинают развиваться такие виды спорта как большой теннис, парусный, конькобежный, велосипедный спорт, легкая атлетика. Появляются первые чемпионы мира, такие как Н.Струнников - неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, прозванный зарубежными специалистами "славянским чудом", П.Заковорот - чемпион Мира по фехтованию, неоднократными победителями разных международных соревнований по велосипедному спорту были Сергей Уточкин и Алексей Бутыжкин и многие другие.

Видные государственные и общественные деятели России принимали активное участие в Олимпийском движении.

На I Олимпийском конгрессе в 1894 г. избран членом МОК для России А.Д.Бутовский (1894-1900), который был автором многих трудов по теории и методике физической подготовки в армии и учебных заведениях. Педагог, генерал русской армии, как член МОК он внес заметный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады в Афинах. А.Д.Бутовский выступал активным пропагандистом Олимпийских идей в России. Участвовал во многих Олимпийских конгрессах, где выступал с научными докладами.

Помимо А.Д.Бутовского членами МОК для России были: граф Г.И.Рибопьер (1900-1913), который являлся крупнейшим меценатом спорта, был президентом Санкт-Петербургского атлетического общества и покровительствовал развитию в России борьбы и тяжелой атлетики, князь С.К.Белосельский-Белозерский (1900-1908) был генералом русской армии как меценат клуба "Спорт" (Петербург) уделял внимание развитию спорта в России, князь С.А.Трубецкой (1908-1910) также являлся сторонником развития русского спорта и Олимпийского движения, князь Л.В.Урусов (1910-1913) также пропагандировал Олимпийское движение в России, Г.А. Дюперон (1913-1915) был председателем Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи. Как видный теоретик и историк русского спорта организовал и впоследствии руководил многими общественными спортивными организациями Петербурга и Москвы. С момента создания Российского Олимпийского комитета (1911 г.) был его секретарем.

Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896 г., когда ее представители А.Д.Бутовский и Н.Риттер побывали на Играх I Олимпиады.

Были предприняты неоднократные попытки добиться участия русских спортсменов в Олимпийском движении, однако отсутствие правительственной поддержки и средств, слабость и разобщенность спортивных организаций, а также недоверие многих скептиков, не веривших в успех Олимпийских игр и их реальное существование послужило причинами отсутствия представителей России на спортивных аренах первых трех Олимпиад.

Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в Лондон впервые отправились спортсмены России. Делегация состояла из 8 человек. Первым русским чемпионом стал фигурист Н.Панин-Коломенкин. Борцы А.Петров и Н.Орлов были удостоены серебряных медалей.

Успешный дебют спортсменов России вызывал широкий резонанс у русской спортивной общественности. Участие в последующих Играх У Олимпиады в 1912 г., а также заинтересованность в дальнейших успехах русского спорта на Олимпийских играх способствовало созданию в 1911 г. Российского Олимпийского комитета (РОК). Его возглавил председатель Петербургского общества любителей бега на коньках В.И. Срезневский, а секретарем был избран Г.А.Дюперрон.

После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский олимпийские комитеты.

Впервые Россия официально принимала участие на Играх У Олимпиады в 1912 г. Команда России состояла из 170 спортсменов, выступавших во всех разделах олимпийской программы. Результаты оказались скромными: 2 серебряные и 2 бронзовые награды и предпоследние место в неофициальном командном зачете было расценено как поражение.

Для более целенаправленной подготовки к Играм УI Олимпиады в 1916 г., а также для дальнейшего развития спортивного движения, в России проводятся в 1913 и 1914 г.г. Всероссийские Олимпиады, программа которых во многом была сходной с Олимпийской.

Однако с началом I мировой войны Игры УI Олимпиады в 1916 г. не проводились. После ее окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г.

Современные Олимпийские игры - это спортивные состязания международного масштаба. Традиция их проведения родилась еще до нашей эры в Древней Греции, где спорт имел для людей огромное значение.

История возникновения

Согласно легенде, матери всех древнегреческих богов Рее служили мифические существа с уродливыми телами - дактили. Пять братьев-дактилей однажды отправились в Олимпию, греческое поселение, считающееся священным местом. Глядя на прекрасные фигуры божественных статуй, которых было множество в храмах Олимпии, дактили захотели сделать свои тела хоть чуточку привлекательнее. Для этого они стали заниматься спортом и соревноваться между собой в беге, тем самым положив начало традиции устраивать спортивные состязания.

Так ещё в глубокой древности соревнования атлетов прозвали Олимпийскими благодаря месту их первого проведения и организовывали каждые пять лет, по числу мифических братьев.

Через какое-то время традиция проведения Олимпийских игр прервалась, но во II веке до нашей эры возобновилась снова. С тех пор промежуток между Олимпиадами составляет 4 года.

Повод для перемирия

Античная Греция, или как её ещё называли Эллада, не была единой страной. Она состояла из нескольких небольших независимых государств, между которыми постоянно проходили кровопролитные войны.

История говорит о том, что Ифиту, царю греческого государства Элиды, на территории которой находилась Олимпия, оракул-предсказатель дал совет, организовать в угоду богам зрелищное спортивное празднество, которое спасет страну от вражеских набегов и разорения. Ифит заручился поддержкой уважаемого законодателя из Спарты и учредил в священной Олимпии регулярные состязания в беге.

Накануне проведения Олимпийских игр во всей Греции устанавливалось перемирие. На месяц прекращались всякие войны. Кроме того, Элида со временем превратилась в неприкасаемую страну, против которой запрещалось воевать другим государствам.

Организация древних Игр

Празднования проходили все в той же Олимпии в одно время, незадолго до сбора винограда. Продолжались они в течение пяти дней. Спортивные состязания сменялись жертвоприношениями богам, чествованиями победителей и грандиозными пиршествами.

Изначально участниками соревнований могли стать только мужчины, рожденные в Элиде и никогда не совершавшие преступлений, остальные были исключительно зрителями. Женщины на праздник вообще не допускались. Каждый олимпийский спортсмен обязан был усиленно тренироваться не менее 10 месяцев в году и иметь отличную физическую форму.

Спортсмены состязались в беге, позже в борьбе и гонках на колесницах.

Победители получали особое уважение, награждались венками из веточек оливы, пальмовыми ветками, денежными премиями или запасами мяса и другого продовольствия.

Древние Олимпийские игры всегда привлекали огромное количество зрителей и участников. Торговцы пользовались этим для совершения различных сделок, деятели искусства знакомили людей со своими творениями.

Олимпиады в Древнем Риме

В 146 году до нашей эры Рим подчинил себе Грецию. Римляне не запретили проведение олимпийских празднеств, но они перестали носить спортивный характер. Олимпийские игры превратились в кровавое зрелище. На стадионах проводились жестокие бои. Гладиаторы бились друг с другом насмерть, сражались с быками и свирепыми дикими животными.

К концу IV века нашей эры в Рим пришла христианская вера, после чего правительство страны приняло решение отказаться от Олимпийских игр, как от языческого праздника. А войны и стихийные бедствия со временем и вовсе стерли Олимпию с лица земли.

Возрождение олимпийских традиций

В XVIII веке немецких учёных заинтересовали археологические находки, сделанные в районе древней Олимпии. Раскопки античных спортивных сооружений привели к возникновению в Европе идеи возобновления Олимпийских игрищ, как мощного стимула для развития спортивной культуры среди населения.

Особый вклад в возвращение олимпийских традиций внес общественный деятель из Франции барон Пьер де Кубертен. По его мнению, европейская молодежь того времени имела слаборазвитую физическую форму, но это могло бы изменить появление регулярных спортивных соревнований. К тому же посредством мирных атлетических состязаний, молодые люди имели бы возможность демонстрировать свое мужество и силу без кровопролития и проявлений жёстокости.

В 1894 году в Париже проходит важное международное мероприятие, посвященное развитию спорта. Именно там звучит сообщение французского барона о желании возобновить Олимпийские традиции. Идея получает поддержку влиятельных людей. И в тот же знаменательный год появляется Международный олимпийский комитет - новая организация, пропагандирующая развитие спортивного движения и ведение здорового образа жизни. Пьеру де Кубертену предоставляется одна из ведущих должностей в комитете.

Лето 1896 года ознаменовано проведением первых современных Олимпийских соревнований. Они проходят в греческих Афинах и становятся настоящим событием во всем культурном мире. Участие в играх принимают лучшие спортсмены из 14 государств.

1924 год отмечен в истории организацией первых зимних Олимпийских игр. Их появление связано с развитием многочисленных зимних видов спорта. В настоящее время разница между зимними и летними играми составляет два года.

Игры современности

Олимпийские игры теперь носят исключительно спортивный характер и не имеют никакого отношения к религии. Организуются они в разных странах, то есть не имеют постоянного места проведения. Параллельно состязаниям для здоровых участников проводятся соревнования для спортсменов-инвалидов.

В 1913 году возник особый атрибут олимпийского праздника - пять скрепленных олимпийских колец, символизирующих единство пяти частей света: Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. С 1936 года в стране, где проводятся игры, принято зажигать Олимпийский факел и сохранять его огонь до конца проведения всех спортивных мероприятий.

Сегодня, как и в древности, олимпийские чемпионы пользуются особым почётом, ведь они защищают не только собственную честь, но и престиж своей страны. Кроме того, как и в античной Греции, Олимпиада в настоящее время является грандиозным праздником с целым рядом пышных церемоний, свидетелями которых, к счастью, может стать каждый желающий.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл , победив царя Элиды Авгия , и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

Фев 10 2014

Олимпиада в Древней Греции – это событие, на время которого всегда заключалось перемирие. Это мы знаем еще со школьных времен. Но чем еще были интересны Олимпийские игры в Древней Греции? Чем именно они отличаются от современных?

Конечно, в Олимпиады в Древней Греции были только летние. Более-менее крупные соревнования в зимних видах спорта, высшей точкой которых сейчас является Олимпиада в Сочи-2104, начали проводить только в XIX веке. В Греции Игры являлись частью религиозного культа. История утверждает, что впервые состязания сильнейших и быстрейших прошли в 776 году до нашей эры, а в последний раз в 394 году уже нашей эры. Всего Олимпиаду провели 293 раза.

Место проведения – священная Олимпия. Победить на Олимпийских играх было очень почетным не только для самого атлета, но и для города-полиса, откуда он был родом. С XI века до н.э. проводились еще Немейские игры, Истмийские и Пифийские игры. О них есть упоминания в дошедших до нас произведениях Симонида, Плутарха, Геродота и других авторов.

Легенды об учреждении Игр

Одна из легенд гласит, что правитель Элиды по имени Ифит увидел, что его народ устал от войн. Он отправился в Дельфы, где служительница храма Аполлона, жрица, передала волю богов: устроить спортивный праздник, в котором должна быть задействованы атлеты всей страны. Так и было сделано. Царь Ифит, законотворец Ликург и реформатор Клиосфен определили, как и когда должны проводится атлетические игры. Они же приказали объявлять преступником любого, кто придет на соревнования с оружием.

По другой легенде Геракл, сын Зевса, пришел в Олимпию и принес ветвь оливкового дерева, считавшегося священным. Именно Гераклу принадлежит идея учреждения игр в честь победы Зевса над собственным отцом Кроном.

История проведения Олимпийских игр в Древней Греции

Во время каждых Олимпийских игр в Древней Греции неоднократно проводились религиозные церемонии. Первый день Игр – день жертвоприношений богам-покровителям. Жертвы приносили и в последний день перед тем, как вручить награды атлетам-победителям. Олимпийские игры были отличным поводом встретиться правителям полисов, чтобы прекратить войну и заключить мир.

Warning!

Некоторые историки считают, что первые Олимпийские игры в Древней Греции прошли не в 776 году до нашей эры, а на 100 с небольшим лет раньше

Историк Тимей предложил ввести особое олимпийское летоисчисление. И предложение было принято. Олимпийские игры всегда проходили в священный месяц, который начинался в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Зачастую эту традицию принимают во внимание до сих пор, назначая даты очередных летних Игр. Олимпиада должна была повторяться каждые 1417 дней. Этот срок назывался олимпийским годом.

Изначально игры ограничивались только Олимпией, но вскоре они обрели поистине общегреческий масштаб. На игры приезжали не только атлеты, но и зрители из полисов и колоний от Черного до Средиземного моря.
Когда Рим подчинил себе Элладу, игры продолжались. Не раз среди победителей соревнований были не только граждане, но и римские императоры. Например, Нерон победил в скачках на колесницах, запряженных десятком лошадей. В 4 веке до нашей эры греческая культура начала приходить в упадок. Олимпийские игры стали утрачивать свою суть, становясь похожими на развлекательное шоу.

В 394 году нашей эры римский император Феодосий I Великий, насаждавший христианство, игры запретил, посчитав их пережитком язычества.

Организация Олимпийских игр в Древней Греции

В Олимпийских играх могли принимать участие только мужчины. Причем только свободнорожденные мужчины. Некоторые источники утверждают, что к соревнованиям допускались только те граждане, которые свободно говорили по-гречески. Иностранцы, рабы и варвары в Играх участвовать не могли. Эллины требовали исключения из списка участников даже Александра Македонского. Однако он доказал свое право перед судьями, принял участие в забеге на скорость и разделил первое место с другим атлетом. К участию в играх не допускались те, кто нарушал закон, совершал преступления был уличен в святотатстве и пренебрежении к богам.

Важной частью античных Олимпийских игр были не только состязания, но и подготовка к ним. Элланодики или гелланодики, то есть авторитетные граждане, за год до начала игр наблюдали за атлетами, которые после определенной подготовки должны были сдать что-то вроде экзамена. И лишь те, кто сдал олимпийский норматив, получали месяц на финальный этап подготовки под полным контролем элланодиков.

Главный принцип Олимпийских игр в Древней Греции – честность. Перед началом соревнований все атлеты давали клятву. Сейчас эта традиция осталась – представитель команды страны-хозяйки Олимпиады до сих пор приносит клятву сражаться честно, держась за полотнище олимпийского флага. Греческие элланодики следили за тем, чтобы не было мошенничества. А если таковое было обнаружено, то провинившегося штрафовали и били. Кстати, на деньги, полученные в виде штрафов, были отлиты статуи Зевса, которые установили перед входом в стадион Олимпии.

История Олимпийских игр берет свое начало в Древней Греции. Первые исторические упоминания об этом мероприятии датируются 776 годом до н.э. Интересно, что Олимпийские игры в древности проводились не только как спортивные состязания, но еще и как религиозная церемония. Изначально игры устраивались каждые четыре года и длились они всего один день. Согласно одной из легенд, первым участником древнегреческих олимпийских игр стал Геркулес.

Древнегреческая Олимпия была единственным местом, где проходили Олимпийские игры древности. Это крупнейшее святилище на Пелопоннесе было выбрано не случайно - оно имело форму естественного, природного амфитеатра, который располагался среди лесистых равнин и склонов, между реками Клавдия и Алфей. Благодаря удобному расположению поселения Олимпия, участники из далеких земель прибывали на игры на кораблях.

Исторические документы свидетельствуют, что Олимпийские игры в древности проходили только в мирное время - за месяц до начала игр между всеми враждующими городами объявлялось перемирие, чтобы все участники смогли безопасно прибыть в Олимпию. Любой город, который нарушал закон о перемирии, наказывался путем запрета его спортсменам участвовать в дальнейших соревнованиях.

В Олимпии не только проводились Олимпийские игры - история рассказывает о том, что там проходил и древнегреческий религиозный фестиваль. Во время религиозной церемонии народ славил Зевса, а также павших героев. Сами игры начинались с молитвы и ритуального жертвоприношения.

В год, когда должны были проводиться Олимпийские игры, в древности во все уголки Греции направлялись гонцы с факелами, которые объявляли о перемирии. Много веков спустя несение факела стало неотъемлемым ритуалом, предшествующим началу современных Олимпийских игр.

Соискателями на чемпионство в соревнованиях могли быть только свободнорожденные греки или рабы, получившие освобождение и помилование. Спортивные соревнования устраивались отдельно для мужчин и отдельно для мальчиков. Юношей группировали на несколько категорий, исходя из их возраста, телосложения и силы.

Хоть женщинам и запрещено было участвовать в физических соревнованиях, но они могли показать свои умения в конноспортивных состязаниях, однако для этого должны были владеть колесницей или лошадью.

Олимпийские игры в древности изначально включали в свой регламент только пять видов спортивных соревнований: метание копья, метание диска, прыжки в длину, борьбу и бег. Впоследствии прибавились скачки, гонки на колесницах, бокс и панкратион. В первый день Олимпиады проводились религиозные церемонии, а также древнегреческие спортсмены принимали присягу о соблюдении честных правил игры. Сами состязания начинались на следующий день.

Победителей соревнований венчали коронами из оливковых листьев из храма Зевса. Кроме этого, победитель мог изваять в Олимпии собственную статую. После возвращения в родные края чемпиона ждали слава и почет - он получал различные привилегии в виде бесплатного питания и лучших мест на общественных мероприятиях.

На Олимпийских играх были предусмотрены только первые призовые места, поэтому спорт в Древней Греции с самого раннего детства культивировался и почитался так же, как и гуманитарное образование.

Публикации по теме