Почему раскрываются цветки вьюнка. Цветки вьюнка закрываются - дождь близок, распускаются в пасмурную. Дополнительный материал к занятию

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет- биология

Класс- 5

Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты :

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные

Уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

Предметные

- уметь формулировать определение понятия «модель»;

Приводить примеры различных моделей;

Понимать значение научного моделирования;

Описывать этапы моделирования.

Методы обучения : словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

Тип урока - комбинированный

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие.

Беседа с дежурным

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительное отношение к обучению, к школе

2.Проверка домашнего задания

1)Организует работу с текстом с пропусками.

2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

Читают текст вслух по очереди.

Поясняют результат домашнего опыта.

Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

П.: формулировка гипотезы исследования,

проведение простейших опытов, трактовка результата,

3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

Организует работу по вопросам :

1.Что изображено на слайде?

2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

Демонстрирует слайд презентации с термином.

В :Что вы знаете о процессе научного моделирования?

Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды презентации

Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

Формулируют цели урока

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)Понятие модели

Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь.

Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

Б)Примеры моделей

У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайде

Слушают учителя. Рассматривают фотографии

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

Рассматривают иллюстрации слайда

К.: построение речевых высказываний.

Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний

В)Метод научного моделирования

У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

Слушают учителя.

Находят в учебнике информацию, читают вслух.

К.: построение речевых высказываний

П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

Г)Этапы научного моделирования

У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

П.: анализ схемы, выделение главного

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Организует работу по вопросам:

1.Что такое модель?

2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

4.Какие этапы включает научное моделирование?

Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

В .Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В :Довольны ли вы своей работой на уроке?

Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

П.: обобщение, формулировка выводов

К.: построение монологических высказываний

Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

6. Информация о домашнем задании

Инструктирует по домашнему заданию:

1)п.6 – пересказ,

2)Задание №3 (стр. 35)

3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Л.: положительное отношение к обучению

МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

Модель «Биосфера – 2»

Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Текст с пропусками

Задание: заполнить пропуски.

Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

________________________________________________________________.

Наблюдать можно за ____________________________________________.

Эксперимент – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

Приложение 2

Таблица «Знаю/ не знаю»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

3.Знаю этапы процесса моделирования

4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты


«Температура растений» - В каких поясах вегетационный период продолжительный, а в каких короткий? Приспособления растений к высоким температурам. Семена и целые растения лучше переносят жару в состоянии покоя. Классификация растений по отношению к теплу и холоду. Чтобы выдержать сильные морозы, растения получают естественную закалку.

«Растения-хищники» - Опрыскивание водой. У образца № 3 появляется цветонос (октябрь 2008). Влияние человека на окружающую среду. ЦЕЛЬ: вырастить растение-хищник в домашних условиях. Гипотеза: Бенедиктова Яна 3 «А» класс. Слои земной атмосферы. Глобальная экологическая проблема - «озоновые дыры». ЭКСПЕРИМЕНТ: Приобретение семян (июнь 2007).

«Конкурс о растениях» - Конкурс знатоков биологии (ботаники). Конкурс «И в шутку и всерьёз». Конкурс капитанов «Сила духа». Визитка команд. Домашнее задание. Девиз урока. Шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия. Психогимнастика «Улыбка». Какой ученый впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов?

«Лекарственные растения» - Володушка. Якорцы. Полынь. Растения Красноярского края. Желтушник. Лекарственные растения ПОЛЫНЬ Полынь – чернобыльник Полынь метельчатая Полынь Сиверса В настоящее время ученые проявляют повышенный интерес к представителям рода полынь- Artemisia L... Очень широко распространенное степное растение... Полынь метельчатая - однолетнее или двулетнее растение, отличается перисторассеченными листьями на узкие линейно-ланцетные или нитевидные дольки...

«Классификация растений» - Предложил взвешивать признаки. Пятикруговые Четырехмерные. ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ начала 20 в. Английские палеоботаники Е. Арбер и Дж. Упорядочил и усовершенствовал описательную морфологию растений и органографическую терминологию. Cистема покрытосеменных по А.А. Гроссгейму (1945). Пятикруговые Трехмерные.

«Растения степи» - На длинном общем черешке сидят многочисленные листовые дольки, крупнозазубренные по краю. Присутствие ковылей - характерный признак настоящей степи. По общей форме растение несколько напоминает шар. Степные растения. При сильном порыве ветра «шар» отламывается и начинает катиться по степи. Эспарцет песчаный.

Всего в теме 20 презентаций

Ах, чашечка, ах, чашечка вьюнка
Сияет розовым в орнаменте зелёном.
Обнял вьюнок все травы, край лужка,
Драпировал узором, нежным флёром...

Привстав на цыпочки, к деревьям льнёт,
Стараясь день и ночь украсить всю окрестность.
Поймёт ли кто усердия полёт?
Сердечко бьётся, тихо распуская нежность…

Опоре малой весело вьюнок
Ответит, граммофончики развесив.
Получит радость тот, кто одинок,
И будет нежно петь им теплый летний ветер.
Джамрина

Ботаники растение называют ипомеей.
Растение же это любители-цветоводы чаще называют вьюнком или граммофончиками. Для него подходит и то и другое. «Вьюнок» - потому что легко и быстро обвивает опору, «граммофончики» - из-за воронковидных, довольно крупных цветков самой разнообразной окраски - пурпурной, розовой, фиолетовой, голубой. Встречаются полосатые и махровые формы.

Растение это - из семейства вьюнковых, рода ипомея, в котором около 500 видов травянистых растений. Чаще всего в садах встречается ипомея пурпурная, но кроме нее есть ипомея красно- голубая - с красной звездочкой внутри лазоревого цветка, а на юге растет ипомея крупноцветковая с белыми грамофончиками.

Родина ипомеи - южные страны, вьющееся, слегка опушенное растение, длинные, до 2-З м стебли сплошь покрыты сердцевидными заостренными листьями с множеством цветков. Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня.

Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка.

Внешне на ипомеи похож полевой вьюнок, Convolvulus arvensis L. Народные названия: березка, повилика, вьюн. Он тоже из семейства вьюнковых. Это многолетний сорняк с подземным корневищем белого цвета и бледно-розовыми цветками. Растет он в посевах, вдоль дорог. К этому роду вьюнковых относятся и декоративные виды.

Ипомеей хорошо затенять солнечные террасы или веранды, обвить перголу, посадить их вдоль сетчатой ограды и закрыть участок от посторонних любопытных глаз.

Можно просто обсадить дом с южной стороны, обвить южные окна, и микроклимат в доме станет более благоприятным - прохладным и влажным, а доски, которыми обит дом снаружи, не будут рассыхаться. На давно освоенном участке с помощью шпалеры с ипомеей можно отделить сад или огород, участок хозяйственного назначения или стоянку для автомашины. И это будет самая красивая ограда. Если обсадить ипомеями беседку со столом и скамьями, то получится уютное место для отдыха. Арки из гнутых металлических прутьев над дорожкой к дому, увитые ипомеей, превратят эту дорожку в зеленый коридор. Еще проще соорудить такую арку над калиткой у входа на участок, украсить крыльцо или балкон.

Ипомеи можно посадить и в цветнике. С их помощью разбивают плоское пространство большого цветника, отчего он становится более живописным. Из ипомеи можно создать различные зеленые фигуры или фонтан со струями-стеблями, разлетающимися во все стороны или направленными в одну сторону. И все, что нужно для этого, - опоры соответствующей формы и ваша фантазия.

Очень интересный вариант - использование в качестве опор зеленых и засохших деревьев. Здесь открываются беспредельные возможности для творчества, вплоть до создания произведений искусства. Сучья плодовых или лесных деревьев можно прикрепить с помощью проволоки к вбитым в землю трубам, а затем обвить их ипомеей.

Лекарственные свойства вьюнка известны еще с времен Авиценны, который рекомендовал его для лечения астмы, заболеваний легких, печени и селезенки.
В химический состав растения входят психоактивные алкалоиды, поэтому в средние века вьюнок применялся для изготовления колдовской мази.
Растение обладает слабительным, желчегонным, мочегонным, гипотензивным и ранозаживляющим свойствами. Семена вьюнка усиливают перистальтику кишечника и повышают секреторную деятельность толстого кишечника. В народной медицине считается, что более эффективно применение свежего растения, так как сушеное сырье теряет большую часть действующих веществ.
Растение ядовито, следует соблюдать осторожность!

Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.

В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».

И, как всегда, сказка:

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое. Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь,- подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.

Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол оказался таким простаком и поверил столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет - он ничего не потеряет, а выйдет - обретет все.

Вьюнок подполз к Черемухе и слащавым голосом прошептал:
Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!
Черемуха накинула на плечи белую шаль - упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.
И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты…ты прелестнейшая из черемух! Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.

Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.
Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать…
- А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.
Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь,- лепетал Кол. - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты - они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб - их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок. Мне на них даже смотреть противно.
И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина,- торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь,- прокряхтел Кол. - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.

Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.
Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться.
И к весне Вьюнок - хотите верьте, хотите не верьте - уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.
Анна Саксе, Латвия

Аккорд свой нежный на исходе лета
Нам грамофончиком сыграл вьюнок.
Ах, лета уходящего примета, -
Спасибо, добродушный мой цветок!

Вьюнок мой милый, снова грустью думы
В прохладе вечера томят сильней.
Всё кажется, что в череде угрюмой
Нам мало выпало отрадных дней.

Обняв штакетник старого забора,
Ты ищешь в нём спасение своё.
Но только эта шаткая опора
Продлить не сможет счастие твоё.

Пусть ты цветёшь порою неприметно,
Цветок неярок твой, но духом горд.
И в предосенних, тихих звуках ветра
Я слышу твой венчающий аккорд!
Александр Соловьев

С первыми лучами восходящего солнца заметно меняется облик лужаек, лесных полян. Сверкают всеми красками радуги капли росы. Начинают порхать легкокрылые бабочки, отправляются на поиски нектара пчелы и шмели. Из множества растений они отдают предпочтение тем, у которых раскрылись яркие венчики. С каждым часом цветочная палитра обогащается все новыми колерами. А к вечеру цветки в определенной последовательности закрываются. Вместе с тем некоторые дремавшие днем растения, наоборот, раскрывают свои цветки лишь в сумерки и благоухают до утра.

Первым, кто заинтересовался таким поведением цветущих растений, был великий шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-1778). Долгое время он жил в небольшом университетском городке Упсала, руководил кафедрой ботаники. Линней создал систему классификации живых организмов, которая завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины XVIII века. Ученый этим по праву снискал себе мировую славу.

Линней открыл и изучил явление, которому дал название “сон цветов”. Он долго наблюдал за тем, как “просыпаются” и “засыпают” цветки. Изучая эти ритмы, ученый установил их закономерности у разных растений и нашел для своих наблюдений практическое применение. Однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней были посажены растения, которые распускали и закрывали венчики в строгой очередности и последовательности. “Циферблат” этих своеобразных часов был разбит на ряд секторов, в каждом из которых высаживались определенные виды растений. Такие часы без стрелок и цифр тем не менее работали безошибочно и без перерыва. Каждый час распахивал лепестки какой-нибудь цветок, другие же в это время оставались закрытыми.

Эти необычные часы были гордостью хозяина и немало удивляли многочисленных гостей ученого. С легкой руки Карла Линнея часы-клумбы появились во многих городах Европы. Однако они “шли” неточно, и главной ошибкой их создателей было механическое, без учета местных временных, пространственных и климатических условий, использование таблицы Линнея.

Дело в том, что в каждой конкретной местности цветочные часы показывают время по-разному. Это вызвано как географическими, так и экологическими факторами. К примеру, если козлобородник луговой на клумбе Линнея начинал раскрываться уже в три часа утра, то под Москвой он раскрывается между 4 и 5 часами утра. Один и тот же вид будет в разное время открывать цветки под Ленинградом, на Украине и на Кавказе.

Какие же причины заставляют растения открывать и закрывать свои венчики в определенное время?

Такое “поведение” растений объясняется особенностями их эволюции и условиями обитания. Главное воздействие оказывает смена дня и ночи. Только при условии достаточной освещенности в зеленых растениях протекает реакция фотосинтеза. С рассветом травы и деревья словно пробуждаются. Однако каждому виду определено свое время. Одни растения раскрывают венчики с восходом солнца, другие распрямляют лепестки гораздо позже, некоторые же и вовсе не распускаются днем.

Цветки очень чувствительны к изменениям температуры и влажности воздуха. Одни из них не переносят сырости, поэтому они в конце дня закрываются, так как ночью влажность воздуха повышается, а водяной пар при снижении температуры конденсируется в капельки росы. Вот и прячут на ночь такие растения свои тычинки и пестики, закрывая их лепестками и чашелистиками. А как только сверкнут лучи солнца, их цветки начинают раскрываться, так как многим из них не только не вредит, но даже полезна дневная жара.

Другие же растения любят тепло, но не переносят зноя. Они, как правило, распускаются ранним утром или во второй половине дня, а когда солнце стоит в зените – укрываются от жары. И так изо дня в день, в одно и то же время, покуда длится эстафета цветения.

Однако не только этим объясняется ритмичность жизни растений. Более важное значение в работе биологических часов играет связь растений с насекомыми-опылителями, у которых также существует свой ритм жизнедеятельности. Оказывается, их биологические часы идут синхронно. Такое соглашение о режиме работы взаимовыгодно для партнеров. Растение раскрывает свои цветки и готовится отдать пыльцу и нектар точно в то время, когда к нему подлетят пчелы, шмели, осы, бабочки, мухи. Благодаря такой согласованности насекомым в поисках корма не приходится совершать холостые вылеты. Такое поведение крылатых существ можно сравнить с поведением покупателя, который идет в магазин только во время его работы и не торопится туда в неурочное время.

Ученые экспериментально установили, что внутренние биологические часы растений надежно работают даже в тех случаях, когда искусственно устраняются на несколько дней внешние признаки суточного режима, например восход или закат солнца, отсутствует колебание температуры воздуха и др. Цветки раскрываются как по команде, в определенное время суток, а насекомые точно соблюдают установленный час свидания.

Именно таким негласным контрактом объясняется ночное цветение некоторых видов растений. Они распускают свои венчики лишь с наступлением темноты. Днем их цветки “спят”, потому что дневные насекомые с их короткими хоботками не в состоянии перенести пыльцу с тычинок на глубоко расположенное в трубочке венчика рыльце. Ночные же насекомые, прежде всего бабочки, отлично справляются с этим. А чтобы предмет их внимания был хорошо заметен, лепестки распускающихся ночью цветков окрашены, как правило, в белый, бело-розовый или желтый цвета. В этих же целях растения источают свои ароматы. Обоняние насекомых очень развито, и запах нектара они чувствуют на значительном расстоянии. Вспомните, как приятно пахнут с наступлением сумерек маттиола (левкой), душистый табак, ночная фиалка (гесперис).

Со времени создания Карлом Линнеем цветочных часов прошло более двух столетий. Но загадка суточных ритмов растений продолжает до сих пор интересовать ученых. Биологами уже давно исследуются пространственные аспекты приспособления растений и животных к окружающей среде, а проблемы биологических ритмов изучены в гораздо меньшей степени, хотя результаты наблюдений показывают, сколь поразительными могут быть приспособления растительных организмов в этом отношении. Однако, несмотря на усилия исследователей, сегодня можно лишь догадываться, каким же образом и при помощи каких средств растения столь верно определяют время, вернее, приурочивают свои физиологические процессы к определенному поведению животных или другим факторам. Вот уж действительно удивительное рядом!

Биологам еще предстоит снять завесу с тайны биологических часов. А наблюдательные путешественники и сейчас смогут воспользоваться живыми хронометрами, созданными природой. Но во избежание ошибки лучше воспользоваться одновременно несколькими индикаторами. В мире растений существует строгая очередность. Например, цветки мака-самосейки не откроются раньше соцветий козлобородника, а венчики цикория всегда закрываются позже, чем цветки картофеля. Скажем, на лугу вы заметили, что цветки смолки обыкновенной уже открылись, а соцветия козлобородника еще не закрылись. Значит, сейчас около 10 часов 30 минут.

Следует, однако, помнить, что “ходят” цветочные часы лишь в солнечную погоду. В пасмурный день некоторые цветки вовсе не раскрываются или цветочные часы начинают обнаруживать значительные погрешности.

Не следует также забывать, что цветочные часы показывают лишь солнечное время данного пункта. Мы же живем по усредненному поясному времени. При этом в пунктах, лежащих в западной и восточной частях каждого пояса, расхождение с солнечным временем составляет 1 час. Кроме того, в целях экономии электроэнергии устанавливают на весенне-летний период декретное время, которое также значительно отличается от местного солнечного времени. Поэтому каждому туристу рекомендуется составить на основании собственных наблюдений цветочные часы для района своих путешествий с учетом поясного и декретного времени.

При этом, конечно, не обойтись без знания особенностей растений. Систематические наблюдения за жизнью цветков станут исходным материалом для составления таблицы распускания и закрывания их венчиков.

Бодяк огородный

Растет на влажных лугах, в заболоченных кустарниках, по берегам рек. Стебель прямостоячий, бороздчатый, почти голый. Голые листья перисто-раздельные, с яйцевидными сегментами, усаженными по краям колючками. Прикорневые и нижние стеблевые листья с крылатыми черешками. Корзинки (“цветки”) располагаются по два-три на верхушке стебля и прикрыты верхушечными листьями. Крохотные трубчатые цветки желто-белой или желто-зеленой окраски. Их трубочка короче отгиба. Цветет почти все лето. Свои соцветия-корзинки раскрывает в 7-8 часов утра, закрывает в 14- 15 часов.

Бодяк полевой

Этот злостный сорняк доставляет немало неприятностей земледельцам. Он глушит посевы многих культур, снижает их урожайность. Листья у него цельные с крепкими колючками по краям. Цветки розово-фиолетовые, трубочка в несколько раз длиннее отгиба. Обертки грязно-пурпурные, их листочки снабжены колючками. Корзинки собраны в небольшое метельчатое соцветие. Распускается в 8-9 часов утра.

Вербена лекарственная

Местами в южных районах европейской части СССР и в Средней Азии растет как сорняк. Встречается в лесу, по берегам водоемов, в садах, огородах, на пустырях. Стебель четырехгранный, прямостоячий, вверху разветвленный. На нем супротивно размещены листья, сидящие на коротких черешках. Мелкие невзрачные цветки собраны в длинное колосовидное соцветие. Венчик бледно-лиловый, с косым, почти двугубым отгибом. Цветок вербены начинает раскрываться между 7 и 8 часами утра.

Вьюнок полевой

Его граммофончики открываются в 9-10 часов утра и лишь в 20 часов закрываются.

Гвоздика полевая

Растет в сосновых и смешанных лесах, на полянах, среди кустарников. Стебель простой или от основания ветвистый, как и листья, гладкий. На ланцетно-линейных листьях хорошо заметны три жилки. Цветет в июне – сентябре. Цветки на верхушках веточек одиночные, реже их бывает два-три. Зубцы чашечки ланцетные, заостренные. Лепестки (их пять, бледно-розовые, с темными пятнами) раскрывает в 5-6 часов утра,

Картофель

Примерно в 8 часов картофельное поле становится от раскрывшихся цветков белым или розовым (в зависимости от сорта). В 15-16 часов цветки закрываются.

Кислица обыкновенная

Ее листочки начинают распрямляться в 3-4 часа утра, а в 9-10 часов распускаются белые, реже розоватые цветки. В 18-19 часов они закрываются.

Козлобородник луговой

Его большое ярко-желтое соцветие напоминает соцветие (корзинку) одуванчика, только гораздо крупнее. Стебель прямой, ветвистый, с многочисленными узкими заостренными сизо-зелеными листьями. На каждом экземпляре распускается несколько корзинок на длинных, полых внутри, не утолщенных в верхней части цветоносах. Соцветие состоит из язычковых обоеполых цветков.

Растение цветет, по существу, все лето. Одновременно можно наблюдать и распускание корзинок, и созревание семян. Отцветший козлобородник бросается в глаза наличием лохматых “папах”. Однако перед ненастьем, чтобы укрыться от влаги, его плоды с длинными серебристыми хохолками собираются в плотный пучок, прикрываются листочками обертки, что несколько напоминает козлиную бороду. Отсюда и название растения.

Соцветия раскрываются с восходом солнца. Но вот на ваших глазах они стали торопливо закрываться и вскоре спрятали все свои язычковые цветки. Можете не сомневаться: сейчас 10-11 часов. Соцветие снова раскроется лишь утром следующего дня.

Колокольчик крапиволистный

От других видов колокольчиков он отличается прежде всего листьями, похожими на листья всем знакомой крапивы двудомной. Стебель прямостоячий, острогранистый с красноватым оттенком, иногда достигающий метровой высоты. В верхней части стебля в июне – августе поочередно распускаются красивые цветки, образующие короткометельчатое или кистевидное соцветие. Цветок довольно крупный – 3-6 см в длину. Чашечка в 2-3 раза короче венчика. Венчик сине-фиолетовый или лиловый (очень редко белый), колоколообразный, с пятью лопастями, снабженными по краям ресничками. Цветки колокольчика крапиволистного раскрываются в 8-9 часов утра.

Коровяк скипетровидный

Его плотное верхушечное соцветие-кисть напоминает скипетр. Длинные (до 25 см) листья удлиненно-эллиптические, заостренные, по краю городчатые, на ощупь бархатистые, густо покрыты мягкими волосками, на стройном, высоком (до 2 м) стебле все лето один за другим распускаются многочисленные цветки. Венчик состоит из пяти желтых лепестков. Тычинок пять, у трех из них нити беловойлочно-опушенные, а у остальных – голые. Раскрывает свои цветки в 5-6 часов утра.

Кувшинка белая

В хорошую погоду цветки появляются на поверхности водоема в 5-6 часов утра.

Лютик едкий

Раскрывает цветки в 7-8 часов утра, закрывает в 15-16 часов.

Мак-самосейка

В южных районах европейской части СССР его можно увидеть в посевах пшеницы, ржи, яровых культур, возле дорог. Каждый цветок мака живет не более двух дней. Лепестков всегда четыре, они ярко-красные или розовые. Цветки раскрываются в 5 часов утра, закрываются в 20-21 час.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Это интересное растение зацветает раньше всех. Листьев еще и в помине нет, а на глинистых склонах, в оврагах, по берегам рек и ручьев видны его соцветия-корзинки. Цветоносные побеги покрыты маленькими чешуевидными листочками. Они прижатые, яйцевидно-ланцетные, буровато-красноватые. Только после цветения развиваются прикорневые листья, сидящие на длинных черешках. Они округло-сердцевидные, неравномерно-зубчатые. Сверху листовая пластинка зелёная, голая, гладкая и кажется холодной. По народному понятию, это – “мачеха”. А нижняя поверхность листа – покрыта беловатым войлоком. Она мягкая, нежная – “мать”. Вот откуда происходит название этого растения. растения.

Корзинки мать-и-мачехи одиночные, состоящие из множества цветков (краевые цветки – язычковые, пестичные; срединные – трубчато-колокольчатые, обоеполые). Все они раскрываются в 9-10 часов, а закрываются около 18 часов.

Одуванчик лекарственный

Растение раскрывает свои корзинки в 5-6 часов утра, а после 17 часов их уже и не заметишь среди сплошной зелени трав.

Ослинник двулетний

Встречается на лесных опушках, главным образом на песчаных почвах, вдоль дорог. Растет как прямостоячий, вверху немного разветвленный, густо облиственный очередными цельнокрайними продолговатыми листьями, достигающими 20 см в длину. Прикорневые листья на длинных черешках, верхние – сидячие. Листовые пластинки с красными пятнами. Цветет в течение всего лета и даже осенью. Цветки собраны в длинную кисть. Венчик состоит из четырех больших ярко-желтых лепестков. Плод – длинная четырехгранная коробочка.

Цветки ослинника распускаются примерно в темноте цветущее растение напоминает – свечу. Поэтому иногда его называют “ночной свечкой”. Каждому распустившемуся цветку суждено жить менее суток уже в 12-13 часов следующего дня, независимо от состояния погоды, его лепестки увянут.

Смолка обыкновенная

Многолетнее растение из семейства гвоздичных. Образует небольшие дернинки. Внизу, у самой земли, растет густая копна обратноланцетных сизоватых листьев. Стебель простой, голый, темно-красный, липкий. Тронешь его рукой – и кажется, что он намазан смолой. Таким образом растение защищает себя от насекомых, которые повреждают его цветки, расположенные по пять – семь в мутовках, в совокупности образующих метельчатое соцветие. Чашечка трубчатая, с пятью зубчиками, на ней можно насчитать десять красных жилок. Лепестков, как и у большинства гвоздичных, пять. Они малиновые или пурпурные.

Раскрываются цветки в 10-11 часов и весь день весело сверкают рубинами среди сочной зелени. Они закроются лишь в 21 – 22 часа, когда зайдет солнце.

Цикорий обыкновенный

Эта трава начинает цвести в июле. Нежные голубые краевые цветки (“лепестки”) распрямляются с 7 до 8 часов утра, а сворачиваются, будто вянут, в 16-17 часов.

Шиповник

Цветки шиповника раскрываются рано утром, когда восходит солнце, и посещаются насекомыми до самого заката.

Ястребинка зонтичная

Имеет высокий прямостоячий стебель, щитковидно-ветвящийся на верхушке. Листья ланцетные, с завернутыми внутрь краями. Золотистые цветки собраны в корзинки, образующие щитковидное соцветие. Корзинки раскрываются ранним утром, а закрываются в 16-17 часов.

Время распускания и закрывания венчиков некоторых растений средней полосы европейской части России (ч)

Открывают цветки

  • Козлобородник луговой 4.00- 5.00
  • Мак-самосейка, кувшинка белая, одуванчик лекарственный, гвоздика полевая, коровяк скипетровидный, ястребинка зонтичная, шиповник 5.00- 6.00
  • Бодяк огородный, цикорий обыкновенный, лютик едкий, вербена лекарственная, картофель 7.00- 8.00
  • Бодяк полевой, колокольчик крапиволистный 8.00- 9.00
  • Мать-и-мачеха обыкновенная, вьюнок полевой, кислица обыкновенная 9.00- 10.00
  • Смолка обыкновенная 10.00-11.00
  • Ослинник двулетний 21.00

Закрывают цветки

  • Козлобородник луговой 10.00-11.00
  • Ослинник двулетний 12.00-13.00
  • Бодяк полевой 13.00-14.00
  • Лютик едкий, картофель 15.00-16.00
  • Ястребинка зонтичная, цикорий обыкновенный, одуванчик лекарственный, кувшинка белая 16.00-17.00
  • Мать-и-мачеха обыкновенная 17.00-18.00
  • Кислица обыкновенная 18.00-19.00
  • Мак-самосейка 20.00-21.00
  • Смолка обыкновенная 21.00-22.00
Ах, чашечка вьюнка... сияет розовым в орнаменте зеленом...

Ах, чашечка, ах, чашечка вьюнка
Сияет розовым в орнаменте зелёном.
Обнял вьюнок все травы, край лужка,
Драпировал узором, нежным флёром...

Привстав на цыпочки, к деревьям льнёт,
Стараясь, день и ночь украсить всю окрестность.
Поймёт ли кто усердия полёт?
Сердечко бьётся, тихо распуская нежность…

Опоре малой весело вьюнок
Ответит, граммофончики развесив.
Получит радость тот, кто одинок,
И будет нежно петь им теплый летний ветер.
Джамрина









Ботаники растение называют ипомеей.
Растение же это любители-цветоводы чаще называют вьюнком или граммофончиками. Для него подходит и то и другое. «Вьюнок» - потому что легко и быстро обвивает опору, «граммофончики» - из-за воронковидных, довольно крупных цветков самой разнообразной окраски - пурпурной, розовой, фиолетовой, голубой. Встречаются полосатые и махровые формы.









Растение это - из семейства вьюнковых, рода ипомея, в котором около 500 видов травянистых растений. Чаще всего в садах встречается ипомея пурпурная, но кроме нее есть ипомея красно- голубая - с красной звездочкой внутри лазоревого цветка, а на юге растет ипомея крупноцветковая с белыми грамофончиками.






Родина ипомеи - южные страны, вьющееся, слегка опушенное растение, длинные, до 2-З м стебли сплошь покрыты сердцевидными заостренными листьями с множеством цветков. Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня.





Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка.







Внешне на ипомеи похож полевой вьюнок, Convolvulus arvensis L. Народные названия: березка, повилика, вьюн. Он тоже из семейства вьюнковых. Это многолетний сорняк с подземным корневищем белого цвета и бледно-розовыми цветками. Растет он в посевах, вдоль дорог. К этому роду вьюнковых относятся и декоративные виды.





Ипомеей хорошо затенять солнечные террасы или веранды, обвить перголу, посадить их вдоль сетчатой ограды и закрыть участок от посторонних любопытных глаз.






Можно просто обсадить дом с южной стороны, обвить южные окна, и микроклимат в доме станет более благоприятным - прохладным и влажным, а доски, которыми обит дом снаружи, не будут рассыхаться. На давно освоенном участке с помощью шпалеры с ипомеей можно отделить сад или огород, участок хозяйственного назначения или стоянку для автомашины. И это будет самая красивая ограда. Если обсадить ипомеями беседку со столом и скамьями, то получится уютное место для отдыха. Арки из гнутых металлических прутьев над дорожкой к дому, увитые ипомеей, превратят эту дорожку в зеленый коридор. Еще проще соорудить такую арку над калиткой у входа на участок, украсить крыльцо или балкон.






Ипомеи можно посадить и в цветнике. С их помощью разбивают плоское пространство большого цветника, отчего он становится более живописным. Из ипомеи можно создать различные зеленые фигуры или фонтан со струями-стеблями, разлетающимися во все стороны или направленными в одну сторону. И все, что нужно для этого, - опоры соответствующей формы и ваша фантазия.





Очень интересный вариант - использование в качестве опор зеленых и засохших деревьев. Здесь открываются беспредельные возможности для творчества, вплоть до создания произведений искусства. Сучья плодовых или лесных деревьев можно прикрепить с помощью проволоки к вбитым в землю трубам, а затем обвить их ипомеей.






Лекарственные свойства вьюнка известны еще с времен Авиценны, который рекомендовал его для лечения астмы, заболеваний легких, печени и селезенки.
В химический состав растения входят психоактивные алкалоиды, поэтому в средние века вьюнок применялся для изготовления колдовской мази.
Растение обладает слабительным, желчегонным, мочегонным, гипотензивным и ранозаживляющим свойствами. Семена вьюнка усиливают перистальтику кишечника и повышают секреторную деятельность толстого кишечника. В народной медицине считается, что более эффективно применение свежего растения, так как сушеное сырье теряет большую часть действующих веществ.
Растение ядовито, следует соблюдать осторожность!





Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.





В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».






И, как всегда, сказка:

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое. Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь,- подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.




Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол оказался таким простаком и поверил столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет - он ничего не потеряет, а выйдет - обретет все.



Вьюнок подполз к Черемухе и слащавым голосом прошептал:
Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!
Черемуха накинула на плечи белую шаль - упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.
И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты…ты прелестнейшая из черемух! Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.



Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.
Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать…
- А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.
Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь,- лепетал Кол. - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты - они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб - их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок. Мне на них даже смотреть противно.
И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина,- торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь,- прокряхтел Кол. - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.




Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.
Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться.
И к весне Вьюнок - хотите верьте, хотите не верьте - уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.
Анна Саксе, Латвия





Аккорд свой нежный на исходе лета
Нам грамофончиком сыграл вьюнок.
Ах, лета уходящего примета, -
Спасибо, добродушный мой цветок!

Вьюнок мой милый, снова грустью думы
В прохладе вечера томят сильней.
Всё кажется, что в череде угрюмой
Нам мало выпало отрадных дней.

Обняв штакетник старого забора,
Ты ищешь в нём спасение своё.
Но только эта шаткая опора
Продлить не сможет счастие твоё.

Пусть ты цветёшь порою неприметно,
Цветок неярок твой, но духом горд.
И в предосенних, тихих звуках ветра
Я слышу твой венчающий аккорд!
Александр Соловьев




А в ботаническом саду префектуры Чиба (Япония) выращивают вот такую красоту:












Знакомый скромный цветочек!

Публикации по теме