Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по эмоциональной окраске

МБОУ "СОШ №12"

Разработка урока

Тема «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Выполнила учитель русского языка и литературы: Нигматова Лилия Зуфаровна.

Альметьевск, 2017г.

Тема урока : Виды предложений по эмоциональной окраске

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Цели урока :

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником

Содержательная : формирование знаний о видах предложений по эмоциональной окраске

Планируемые результаты :

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД :

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи, получит возможность планировать достижения целей самостоятельно, учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Предметные : обучающийся научится определять виды предложений по эмоциональной окраске; обучающийся получит возможность находить предложения по эмоциональной окраске в художественном тексте и научится составлять предложения по эмоциональной окраске.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм проверки определения видов предложений по эмоциональной окраске, эталоны для самопроверки.

Ход урока :

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Учитель. Знание лучшее богатство. Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик. Самое лучшее богатство в мире –это иметь знания.

Ученик. Самое лучшее богатство получать эти знания, иметь возможность получать их.

Учитель. Готовы получать самое лучшее богатство?

Ученик. Да, готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

Ученик. На дом было задано: первое , знать материалы п.11, упр.169; второе, упр. 170, 171

третье, для умников и умниц: творческое задание на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?»

Учитель. Кто выполнил упражнение №169 проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №169 (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания.) ,

169.

У каждого человека есть свобода выбора (повеств). Выбор существует ежедневно (повеств). Ежеминутно (повеств). Разный по своей серьезности (повеств). Неодинаковый по своим последствиям (повеств).

Шагнуть или не шагнуть? (вопр) Промолчать или ответить? (вопр) Стерпеть или не стерпеть? (вопр) Превозмочь или отступить? (вопр) Да или нет? (вопр) Куда пойти учиться? (вопр) Как жить? (вопр) Что делать? (вопр)

Вопросы-громады и вопросы-карлики (повеств). Вопросы-океаны и вопросы-капли (повеств). Думайте. (побуд) Решайте. (побуд).

Учитель. Те, кто выполнил повышенный уровень упражнение № 170 проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах .

Эталон №2 к упражнению № 170. (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания. В какой форме употреблены глаголы?) ;171. ( спишите текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме повелительного наклонения множественного числа.)

170

1.К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась(в изъявительном наклонении). (повествовательное)2. А вы, ноктюрн сыграть могли бы(условное наклонение) на флейте водосточных труб ? (вопросительное) 3. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет(побудительное).(повествовательное)4.Довольна ль(изъявительное наклонение) ты признанием моим? (вопросительное).5. Не спи, не спи (повелит.накл.), работай, не прерывай труда ! (побудительное)6. Кого ж любить (в изъявительном наклонении) ? Кому же верить(в изъявительном наклонении)? (вопросительное).

171. Научитесь находить красоту в окружающем мире. Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда меркнут краски заката. Всмотритесь в ясный день в розовые облака, а в дождливый в темные тучи. Научитесь слушать шум леса, журчание ручья, пение соловья. Воспитывайте в себе чувство прекрасного.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я выполнил упражнение №170 без ошибок.

Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. У меня возникли затруднения в определении видов предложений по цели высказывания. Я не мог определить вид предложения.(К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась)

Ученик. Я допустил ошибку в слове резко. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что в слове резко пишется буква з, потому что проверочное слово резок.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?» подойдите ко мне.

Учитель. Прослушайте работы, выберите лучшее для прочтения в классе и проверьте по плану, который проецирован на доске. Оцените работу по критериям, которые написаны на доске.

Требования к творческой работе:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

Учитель. Прочитайте выбранную вами работу, а вы ребята послушайте и оцените эту работу

Ученик. Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания предложения делятся на:

Повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

Вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

Побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Виды предложений по эмоциональной окраске»

ФИ______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Упражнение № 173

Карточка 1 (групповая работа)

Работа в парах

Карточка №2

Самостоятельная работа по упр.174.

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Распределите эти предложения по таблице.

Скоро я уезжаю в .

Ребята, берегите природу!

Не ломайте деревья!

Пылай, великая Москва!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес

Спой, Светик, не стыдись!

Померкни, солнце Австерлица!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться

Учитель. Сверьтесь с эталоном

Эталон

Ребята, берегите природу!

Скоро я уезжаю в .

О девушки! Как холодно весной!

Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.

Не ломайте деревья!

Потом они сразу срывались с дерева и улетали.

Пылай, великая Москва!

Снегири клевали рябину не спеша

Россия, бранная царица, воспомни древние права!

Зимний лес стоял тихо и неподвижно, всё замерло кругом.

Спой, Светик, не стыдись!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.

Померкни, солнце Австерлица!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Скоро я уезжаю в .» в первый столбик « Предложения, которые выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности» Я думал что это предложение проговаривается с радостью.

Ученик. Я поставил предложение « Не ломайте деревья!» во второй столбик « Предложения, которые произносятся спокойным тоном.». Я подумал, что это предложение произносится спокойным тоном.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки.

Ученик. Нет. Пока мы затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Уметь определять восклицательные предложения.

4 . Построение проекта выхода из затруднения .

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться определять виды предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Постановка восклицательного знака в конце предложения.

Учитель. Давайте уточним тему. По–моему, можно назвать виды предложений по эмоциональной окраске. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта .

Учитель. Прочитайте правило на стр.143, параграф 12.

Что вы узнали из параграфа 12?

Ученик. Мы узнали, что при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм. По алгоритму мы можем объяснить, почему в некоторых предложениях ставится восклицательный знак.

Учитель. Представьте, первая группа, свой алгоритм.

Ученик. Мы составили алгоритм и назвали его «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Алгоритм действия

Учитель. А какой алгоритм получился у второй группы?

Алгоритм действия второй группы.

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Выражаем свои чувства, эмоции, отношения к происходящему

выделение слова происходит путем повышения тона

Учитель. А какой алгоритм получился у третьей группы?

Алгоритм действия

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Предложение произносится с восклицательной интонацией

Учитель. Какой алгоритм удобнее в использовании?

Ученик. Третий алгоритм лучший в использовании. Теперь мы можем объяснить какое предложение является восклицательным, а какое невосклицательным.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем в парах над упражнением № 173 учебника фронтально, поочередно комментируя предложения.

Ученик. Над озером, над заводью лесной-

Нарядная зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады…

« О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, опять

Мелькает снег и бор гудит сурово…

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

Учитель. Зависит ли интонация от состояния «героини» стихотворения?

Ученик. Интонация зависит от состояния «героини».

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что «героиня», выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Как изменяется интонация?

Ученик. Повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак.

Учитель. Прочитайте последнее предложение, выражая уверенность, сомнение, радость, вопрос.

Ученики читают последнее предложение.

Учитель. А какой знак (вопросительный, восклицательный, точку) вы поставите?

Ученик. В конце предложения я бы поставил восклицательный знак, так как в предложении выражаются чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе

На столах карточки №1. Выполните следующее задание.

Карточка №1

Дополните текст одним-двумя восклицательными предложениями

Учитель. Прочитайте как выполнили это задание.

Ученик. А я бы добавил такие предложения. Осенняя пора – очей очарование. Выйдя на улицу ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Ребята, что же у нас получилось.

Ученик.

Август. Уходит лето. За его последним месяцем спряталась осень. Деревья ещё зелёные, но где-то в гуще листвы уже притаился первый осенний лист.
Пока ели чернику и смородину, август нарумянил рябиновые кисти. В разогретых травах не смолкает пение. Самая заметная мелодия - треск кузнечика. Грубеет зелень травы-муравы. Тих, задумчив и щедр август.

После него наступает сентябрь. Как же прекрасна осень! Она навевает грусть об уходящем лете. Жаль! Очень жаль! Лето прошло. Осенью , выйдя на улицу, ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону .

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.. Выполним упражнение 174. Прочитайте задание

Ученик. Прочитайте отрывок из повести В. Железнякова «Чучело». К какому стилю речи относится текст? Как в тексте передано эмоциональное состояние героини?

Читают текст.

Ученик. Текст относится к художественному стилю.

Ученик. В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков, пауз.

Учитель. Правильно. А теперь выпишите из текста глаголы, обозначающие движение.

Учитель. Ребята, выполните морфемный и морфологический разбор.

Два ученика выходят к доске. Один выполняет морфемный разбор, другой морфологический

Учитель. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.

Эталон

1)Текст относится к художественному стилю.

2)В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков.

3) Неслась, слетал, уедем, взбегала, взлететь, скатывалась

4)Причудливо

При – приставка

чуд- корень

лив-суффикс

о-суффикс

причудливо –основа.

1Их- местоимение

2Н.ф-их

3 Морф.приз.:

Пост.: притяж,мн.ч.,

Непост.: в предл. пад.

4В предложении является определением: на карнизах (чьих?) их.

Куртка нараспашку

Нараспашку- нареч.,относится к сущ.,

Н.ф.-нараспашку

Морф.приз.:

Неизменяемое;

Наречие образа действия

Куртка (какая?) нараспашку, является обстоятельством

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я допустил ошибку в определении видов предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как нам нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

    Суди о человеке по его труду.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Как называются вышеперечисленные предложения?

    Чему учат нас с вами эти предложения?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. Мы узнали о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Да.

Учитель. Составьте 2-3 восклицательных предложения по фотографии «Золотая осень».

Учитель. Прочитайте,что у вас получилось.

Ученик. О как прекрасна осень! Это чудесная пора! Как писал А.С. Пушкин: « Унылая пора! Очей очарованье!»

Ученик. Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты! Красота осенней природы это романтика! О как прекрасно золотое время года!

9.Этап рефлексии .

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали, что бывают виды предложений по эмоциональной окраске, в которых выражаются чувства, эмоции.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли где нужно поставить восклицательный знак.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Новое правило, при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. А что вам понравилось на уроке?

Ученик. Мне больше всего понравилось описывать картину И.И. Левитана. Восхищаться красотой осени. Выражать свое эмоциональное отношение к природе.

Ученик. А мне было интересно работать с алгоритмом. Мы получили два алгоритма и затем создали общий, взяли лучшее из двух полученных.

Ученик. Мне было интересно проверить свою работу по эталону. Я сразу увидел свои ошибки.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.

Домашнее задание .

Учитель. Я предлагаю на выбор три задания, которые спроецированы на экране.

1). Кто усвоил тему «Виды предложений по эмоциональной окраске», но пока сомневается, предлагаю вам выполнить задание по карточке. Выписать эмоционально окрашенные предложения.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!

2).Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упражнение № 175 .

3)Кто научился определять виды предложений по эмоциональной окраске и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните творческую работу. Составить памятку, используя восклицательные предложения (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Как вести себя в школе!»

Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны. До свидания!
















Словарная работа. Эмоция – душевное переживание, чувство. Эмоциональный – 1) насыщенный эмоциями, выражающий их; 2) подверженный эмоциям. Задание: составить со словом эмоции 2 словосочетания так, чтобы в первом слово эмоции было главным, а во втором – зависимым.


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится … Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются … -произносятся … -в конце предложения ставится …


Конспект. Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные -предложения, в которых выражаются какие-либо чувства -произносятся с эмоциональной интонацией -в конце предложения ставится! Невосклицательные -предложения, в которых не выражаются какие-либо чувства -произносятся без эмоций -в конце предложения ставится. ?




Задание: записать предложения, поставить в конце знак завершения, определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 1.Откуда снег в эту пору 2.Хорошо в лесу 3.На долгие годы запомнился мне прощальный клич прекрасных птиц 4.Не разоряйте муравейников 5.Дослушайте фразу до конца
Самостоятельная работа. Упражнение Найти границы предложений, поставить знак завершения. 2.Подчеркнуть грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). 3.Определить вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.


1) восклицательные;

2) невосклицательные (нейтральные).

Если рассмотреть структурносемантические типы простого предложения на линейной шкале переходности, то выявятся следующие закономерности:

1) чаще всего восклицательными бывают нечленимые предложения и близкие к ним номинативные предложения;

2) односоставные чаще бывают восклицательными, чем двусоставными;

3) простые чаще бывают восклицательными, чем сложные.

  • - Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака...

    Словарь лингвистических терминов

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение; 2) в основе деления простого предложения на типы по структуре лежит различие в способе выражения предикативности...
  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - По функции, по целенаправленности заключенного в них высказывания предложения делятся на: 1) повествовательные, служащие для передачи одной из трех основных форм мысли – суждения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Деление предложений на утвердительные и отрицательные, в связи с чем необходимо рассмотреть ряд положений: 1) соотношение модальности и утверждения / отрицания...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) восклицательные; 2) невосклицательные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - В русистике К.с.п. включает его содержательную и формальную стороны. Выделяется ряд классификаций: 1) семантическую классификацию разработал более ста лет назад Ф.И. Буслаев...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Логико-семантическая классификация, исходящая из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, причем придаточное рассматривается как аналог члена предложения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы предложений выделяются по разным основаниям: 1) по количеству предикативных частей: двучленные / многочленные предложения; 2) по наличию союзных средств связи: союзные / бессоюзные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделение простых и сложных предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"классификация предложений по эмоциональной окраске" в книгах

Книга жалоб и предложений

Из книги Химия автора Володарский Александр

Книга жалоб и предложений История публикации этого поста забавна. Я периодически выходил в интернет со спрятанного телефона, но публиковать тексты в интернете с него не мог по соображениям безопасности. Оперативно реагировать на комментарии тоже было опасно, в

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Примерно к 1956 г. на моем счету было уже 50 рацпредложений. Не могу сказать, что все они были очень ценные, но все касались новых видов инструмента для получения резьбы или улучшали технологию изготовления различных инструментов. И

Подготовка поверхности к окраске

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Подготовка поверхности к окраске Масляная краска прекрасно ложится на загрунтованную и зашпатлеванную поверхность. В качестве подготовительных работ огромное значение отдается грунтовке: она выравнивает поверхность и пропитывает древесину, что создает защитный слой

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений»

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений» № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не

Еще несколько предложений

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Еще несколько предложений Отлично. С возвращением! Эту главу, как и все последующие, нужно осилить в один заход. Кроме того, чтобы заложить прочную основу для выработки новых привычек и закрепить их, следует прочитать первую главу и выполнить начальные упражнения в

Открыты для предложений

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Открыты для предложений В сердце любой компании-новатора, конечно же, должна быть система распространения предложений. Это катализатор творчества персонала; это полезный «концентрат», который лежит в основе успеха компании. Многие исследования и достижения в данной

Чтение предложений

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Чтение предложений Теперь вам предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого на основе первых надо составить вторые.Мама прыгаетБоря читаетПапа естДаже при словарном запасе от 50 до 75 слов количество возможных

5. Замещение предложений

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

5. Замещение предложений В любом суждении, выражаемом в языковом утвердительном предложении, следует, таким образом, хорошо различать три уровня, а именно уровень предложений, уровень суждений и уровень проецируемых суждениями положений дел. Несмотря на их различие, три

5. Подготовка поверхностей к окраске

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

5. Подготовка поверхностей к окраске Для того, чтобы свежеокрашенная поверхность была гладкой и имела ровный цвет, ее подвергают предварительной обработке. Подготовка поверхностей к окраске осуществляется специальным инструментом, к которому относятся скребки,

§ 178. Типы предложений

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 178. Типы предложений Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и

7.5. Типы предложений

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.5. Типы предложений В русском языке существует несколько типов предложений.1. По характеру отношения к реальной действительности различают предложения реальной и ирреальной модальностей.2. Утвердительные и отрицательные предложения.3. По цели высказывания –

5.3. Ввод предложений

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи

Из книги Избранное автора ибн Сина Абу Али

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи Исследуя натуру, нам негоже, Не зная местности, судить о цвете кожи. К примеру, в жарком климате страна, Там кожа местных жителей черна. А у славян у снежного предела На удивленье кожа побелела. Семь

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима A6M2. выпускавшиеся Накадзимой. кроме мелких технических отличий можно было определить по белому ободку вокруг Хиномару на фюзеляже. Накадзима наносила белый ободок начиная с первого выпущенного

Система предложений

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Система предложений Система предложений - неотъемлемая часть кайдзен для индивида. Чтобы сделать ее динамичной, высшему менеджменту нужен тщательно продуманный план.Все знают, что первые представления о статистическом контроле качества и его значении для управления

Предложения по эмоциональной окраске делятся на:

- восклицательные;

- невосклицательные

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, т. е. выра­жать отношение говорящего. Если эмоциональность передает­ся с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным .

С помощью восклицательной интонации могут передавать­ся чувства радости, восхищения, гнева, страха, презрения, удивления и т. п.

Например:

Ах, как ты горько, до зарезу, по­позже, молодость, нужна! (Тв.) - предложение по цели вы­сказывания повествовательное, в нем заключено сообщение, и с помощью восклицательной интонации, а также междометия выражено чувство горечи, сожаления;

Ну же, Таня, говори! (М. Г.) - предложение побудительное, эмоциональное по интонации - восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада;

«Ты чего, - кричит он зло и грубо, - ты чего, дев­чонка, скалишь зубы?» (М. Г.) - в предложении выражается вопрос с эмоциональной оценкой (ярости, злобы)

В восклицательных предложениях эмоциональность создается также с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, вот так, же, ну и др.

Например:

Как дорог мне в родном народе тот молодеческий резон, что звал всегда его к свободе, к мечте, живущей испокон! (Тв.)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет изучения синтаксиса русского языка

Место дисциплины в учебном процессе.. дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин опд и.. основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин стилистика и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Пояснительная записка
В разделе «Синтаксис. Пунктуация», согласно Государственному образовательному стандарту, должны изучаться следующие темы: - предмет синтаксиса; - словосочетание;

Дисциплины
Вид работы Трудоемкость, ч. Общая трудоемкость Аудиторная работа

Понятие синтаксиса
Разделсинтаксисаявляется последним, завершающим разделом курса современного русского языка. Как известно, в науке о языке принято выделять пять основных языковых ур

Предмет изучения синтаксиса русского языка
Однозначного ответа на впрос о том, что является предметом синтаксиса русского языка не существует. По этомувопросу в науке о русском языке известно четыре научных направления.

Синтаксические средства русского языка
Синтаксические средства русского языка, с по­мощью которых строятся предложения и словосочетания, раз­нообразны. Основными являются формы сл


Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий правила сочетания слов в связной речи; это наука о связи слов. Предметом синтаксиса являются слово в

Понятие о словосочетании как номинативной единицы языка
Термин «словосочетание» понимался и понимается линг­вистами по-разному. Для одних он означает любое грамма­тическое сочетание полнозначных слов, включая и предло­жение. Такого взгля

Состав словосочетания
Словосочетание является двучленным. В нем выде­ляется грамматически господствующий член и грам­матически зависимый, подчиненный член. Так, в слово­сочетании:

Синтаксические отношения между членами словосочетания
Слова в словосочетании вступают друг с другом не только в грамматические связи, но и в с мысловые отношения. Отношения между господствующим и подчиненным чле­нами словосочетания можно в общем виде

Типы связи слов в словосочетании
Зависимость подчиненного члена от господствующего вы­ражается в словосочетании формальными средствами: - флек­сиями; - служебными словами; - положением (позицией) слов от

Типы словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова
Структурные и семантические особенности словосочета­ния во многом зависят от того, какой частью речи выражен господствующий член. Поэтому в синтаксисе рассматривается классификация

Глагольные словосочетания
В глагольных словосочетаниях господствующий член мо­жет быть выражен той или иной глагольной формой, а именно: 1. формой инфинитива (читать

Субстантивные словосочетания
В субстантивных словосочетаниях господствующий член выражается существительным или субстантивированным сло­вом (большой дом, случайный прохожий, п

Адъективные словосочетания
В адъективных словосочетаниях господствующий член представлен прилагательным (довольный успехом, красный от загара, способный к музыке). Завис

Словосочетания с числительным в роли главного слова
Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов (семеро друзей, второй слева). Разными структурными свойствами обладают т


Упражнение 1 Выпишите из предложения все словосочетания: В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.


Словосо­четание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Простые

Понятие о предложении
Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивн

Предикативность
Предикативность - это отнесенность содержаще­гося в предложении высказывания к действительности, уста­навливаемая и выражаемая говорящим. Предикативность проявляется и раскрыва

Интонация сообщения
Интонация предложения имеет замкнутую структуру: - на­чало; - развитие; - завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение

Грамматическая организованность
Наряду с предикативностью и интонацией сообщения как основными признаками предложение характеризуется грамматической организованностью. Она проявляется как в наличии связи слов (это

Актуальное членение предложения
Актуальное (или коммуникативное) чле­нение предложения, имеющее иную природу, нежели грам­матическое, осуществляется в процессе речи, в определенной ситуации общения, с учетом связи

Типы предложений по цели высказывания
Предложения по цели высказывания делятся на: - повествова­тельные; - вопросительные; - побудительные.

Повествовательные предложения
В повествовательном предложении выражается сообщение. Оно может представлять собой: 1) описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно(М. Г.); В Карантин

Побудительные предложения
Побудительное предложение выражает волеизъяв­ление, побуждение к действию. Оно адресовано собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть не­сколько (или множе

Вопросительные предложения
Вопросительное предложение служит для выраже­ния вопроса, обращенного к собеседнику. С помощью вопроса говорящий стремится получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либ

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте с правильной интонацией приведенные тексты: Текст 1 Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял м


Предложение - главное средство выражения и сообще­ния мысли. Его основная функция в языке - коммуника­тивная, т. е. функция сообщения. Предикативность

План темы
1. Понятие простого предложения. 2. Двусоставные предложения: - подлежащее; - сказуемое. 3. Односоставные предложения: - глагольные односоставные предло

Понятие простого предложения
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со стро­ением предикативного ядра, с соотношением главных и второ­степенных ч

Двусоставные предложения
Главные члены, подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло

Подлежащее
В русском языке подлежащее - это абсолютно неза­висимый главный член двусоставного предложения. Грамма­тическими показателями независимости подлежащего являю

Сказуемое
Грамматическая зависимость сказуемого от подлежащего заключается в том, что сказуемому принадлежит актив­ная роль в выражении предикативной связи главных членов предложения. Формы с

Односоставные предложения
Односоставные предложения - это самостоя­тельный структурно-семантический тип простого предложе­ния, противопоставленный двусоставным. Специфика их за­ключается в том, что пред

Глагольные односоставные предложения
Глагольные односоставные предложения разнообразны по структуре и по грамматическим значениям. В выражении ос­новных элементов предикативности - модальности, времени, лица - решающая роль принадлежи

Определенно-личные предложения
В односоставных определенно-личных предло­жениях выражается действие (признак), соотнесенное с опре­деленным деятелем (носителем признака), который, однако, словесно не обозначен. Указание на конкр

Неопределенно-личные предложения
В односоставных неопределенно-личных пред­ложениях выражается независимое действие (признак). Де­ятель (носитель признака) не назван, но грамматически пред­ставлен как неопределенный. Напр

Обобщенно-личные предложения
В односоставных обобщенно-личных предложе­ниях выражается независимое действие (признак). Деятель словесно не обозначен, но грамматически представлен как обобщенный. Указание на отнесенность к обоб

Безличные предложения
В односоставных безличных предложениях выража­ется независимое действие безотносительно к деятелю. Гла­гольные формы главного члена предложения не указывают на деятеля и не способны делать это по с

Субстантивные односоставные предложения
Субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т. е. не только не содержат ни «физических» глагольных форм, ни нулевых форм, но и не предполагают про

Номинативные предложения
В односоставных номинативных предложениях выражается бытие предмета в настоящем времени. Как бы­тийное значение, так и указание на совпадение бытия с мо­ментом речи проявляются в главном члене, нез

Генитивные предложения
По основным значениям бытийности и настоящего вре­мени, выражаемым в главном члене, генитивные пред­ложения сходны с номинативными. Однако родительный квантитативный (количественный) вносит в них д

Нечлинимые предложения
Основным структурным типам простого предложения - двусоставным и односоставным - в русском языке противо­поставлены так называемые нечленимые предложения. Например:

Распространенные предложения
Основные структурные типы простого предложения: - двусоставные: Дети проснулись; Зима была снежная; Солнце начинало припекать; Учить детей - нелёгкое дело; -

Определение
Определение - это второстепенный член предложе­ния, выражающий общее значение признака, которое реали­зуется в многообразных частных значениях. В составе предло­жения определен

Обстоятельства
Данный тип второстепенных членов предложения очень разнообразен и разнороден по значению и по форме. Обсто­ятельственные второстепенные члены предложения характеризуют действие или

Полные и неполные предложения
Различение полных и неполных предложений очень важно для лингвистической теории и учебной практики. В теорети­ческом плане понятие полноты/неполноты связано с самой сущностью предло

Предложения, осложненные обособленными членами
Структура простого распространенного предложения, со­держащего то или иное число второстепенных членов, может быть еще более осложнена путем обособления одного (или не­скольких) из

Обособленные определения
Обособление определений является продуктивным прие­мом осложнения структуры простого предложения. Благода­ря обособлению выражаемый определением признак актуали­зируется, а все соде

Обособленные обстоятельства
Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделит

Сравнительные обороты
Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их. Сравнение, уподобление как специфич

Предложения, осложненные однородными членами
Простое предложение, как распространенное, так и нерас­пространенное, может быть осложнено однородными членами. Синтаксические отношения в таком предложении включают как сочинение, так и подчинение

Конструкции, не входящие в структуру предложения
Наряду с предложениями, заключающими сообщение, по­буждение или вопрос, в речи употребляются конструкции, не являющиеся самостоятельными предложениями и не входящие в структуру пред

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Определите следующие структурные про­тивопоставления в ряде предложений: - двусоставные - односоставные предложения; - нерасп


Подлежащее и сказуемое, - это предикативная основа двусоставного предложения. Прежде всего, в них получают выражение основные категории предло­жения - модальнос

План темы
1. Понятие сложного предложения. 2. Союзные сложные предложения: - сложносочиненные предложения; - сложноподчиненные предложения: - нерасчлененные сложноподчинен

Понятие сложного предложения

Союзные сложные предложения
Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамма­тическая форма представлена союзными средствами: союза­ми, союзными (отн

Сложносочиненные предложения
Сложносочиненное предложение (ССП) выражает значе­ние грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения, и одновременно средством связи частей

Соединительные предложения
В сложносочиненных соединительных предложениях значение однородности выражается в перечислении одно­типных событий, ситуаций, что оформляется соединительны­ми союзами. Основ

Противительные предложения
В сложносочиненных противительных предложениях вы­ражаются отношения противоположности, несов­местимости; их грамматическая форма создается союзами а, но, да, однако, же,

Присоединительные предложения
Сложносочиненные присоединительные предложения сочетают в себе значе­ние грамматической равнозначности и добавочности: первая часть семантически завершена, автономна, а вторая

Предложения усложненной структуры
Как мы видели, минимальный состав сложносочиненного предложения определяется содержанием отношений между его частями. Одни отношения обусловливают закрытую структуру (сопоставление, противопоставле

Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из двух неравнозначных предикативных частей; это его элемен­тарная структура: господствующая часть - «главное предло

Нерасчлененные сложноподчиненные предложения
В нерасчлененных сложноподчиненных предложениях придаточные являются присловными. Они поясняют, характеризуют определенные словоформы в составе главной части

Местоименно-соотносительные сложноподчиненные предложения
В местоименно-соотносительных предложениях контактное слово - указательное местоименное слово - выполняет одновременно несколько функций. Во-первых, оно организует

Изъяснительные сложноподчиненные предложения
Структура изъяснительных сложноподчиненных предло­жений определяется валентностью контактных слов, необхо­димостью их «распространения». Валентность формируется не столько г

Расчлененные сложноподчиненные предложения
Главный структурный признак расчлененных сложнопод­чиненных предложений - соотнесение предикативных час­тей (главной и придаточной) в целом; присловной связи меж­ду ними нет

Придаточные сопоставительные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные сопоставительные присоединяются с помощью союзов в то время как, между тем как, если...то, тогда как.

Придаточные условные
К главной части сложноподчиненного предложения прида­точные условные присоединяются посредством союзов если (то), а также стилистически окрашенных ежели, коли, раз

Придаточные целевые
Придаточные целевые обозначают цель, мотив, объясняю­щий содержание главной части сложноподчиненного предло­жения. Они присоединяются посредством союзов чтобы, дабы (уст

Придаточные уступительные
Уступительные отношения имеют сложный характер. Для их объяснения говорят, что придаточная часть (уступительная) сложноподчи­ненного предложение обозначает обратное условие

Присоединительными
Это особый вид сложноподчиненного предложения, кото­рый не относится ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительн


Термином «сложноподчиненное предложение» следует, строго говоря, обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т. е. состоящее из главной части и придаточной. Это элемента

Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзное сложное предложение - один из двух основ­ных структурных типов сложного предложения в русском языке, который выделяется по формальному критерию. Бессоюзи

Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры
Сложные предложения с бессоюзной связью имеют гибкую структуру. Она может оформлять как отдельные виды отно­шений (перечисление, пояснение, обусловленность и др.), так и различные их комбинации. Пр

Многочленные сложные предложения
Термином «многочленные сложные предложения» обозна­чаются разнообразные конструкции, имеющие два общих признака: а) число предикативных частей более двух;

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Докажите, что данные предложения сложные. Что-то начало мне мерещиться, как если бы ночью снился сон, от которого оста


Сложное предложение представляет собой струк­турное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предло­жению

Понятие речи и текста
Структурные средства языка, его единицы реально вопло­щаются в речевой деятельности человека. Рассмотренные на­ми единицы синтаксиса - словосочетание и предложение

Отличительные признаки текста
По мнению Л.М. Майдановой, в определение понятия «текст» входят три отличительных признака текста: - целостность;

ОРТ повернулось лицом к малышам
Первый канал намеревался вплотную заняться «детским вопросом» еще прошлой осенью. Трудно сказать, что именно помешало коллегам. Скорее всего, кризис. И вот снова осень, и теперь у них все получи

Виды и типы текстов
В лингвистической литературе проведена типология текстов, которая показала, что по единым основаниям возможна классификация всех известных текстов. Например, по вида

Построить свой дом
…Село Пронькино. Заметно молодеет оно. Появляются новые добротные дома. Сельчане сами их строят. Правление колхоза имени Фрунзе выделяет денежные ссуды, помогает транспортом

На орбите Марса пропал американский спутник
Нам придется подождать с новостями о марсианской погоде. Первый в мире межпланетный метеорологический спутник «Марс Клаймит Орбитер» потерялся при приближении к «красной планете». Специалисты НА

В Оренбурге появилась мисс-студентка
Вот и прошел межвузовский конкурс красоты «Мисс-студентка». В нем приняли участие девушки из четырех университетов: ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГЮА. В зале дома культуры «Россия» атмосфера

Перед вами тексты для анализа
Задание по тексту: Укажите черты описания и повествования в приводимом тексте. Около полувека назад в дачном посёлке Куоккала стоял неподалёку от


Текст - это конкретный продукт, результат речевой де­ятельности. Он строится по абстрактным грамматическим схемам, по обобщенным правилам, но заключает конкретн

Основные типы речевых ошибок
Среди качеств хорошей речи называются чистота, выразительность, богатство, уместность её. Для журналиста качества чистоты и уместности сольются с правильностью и понятностью. В реальном процессе об

Неправильным подбором слов в словосочетании и предложении
Для более точного выражения наших мыслей большую роль играет правильный подбор слов в словосочетании и предложении. Например: Большаяполовина студентов нашей группы явил

Речевые ошибки грамматического типа, связанные с нарушением согласования членов предложения
Например: Были даны консультации учителям, обратившихся за помощью. Время, выделенного на повышение квалификации учителей, было явно недостаточно.

Неправильным порядком слов в предложении
Речевые ошибки могут быть связаны с неправильным порядком слов и предложении. Например: Космодром согревает теплыми лучами солнце. Фраза получилась двусменной. Не

Некоторые особенности порядка слов в простом предложении
I.В русском языке широко распространены предло­жения с прямым порядком главных членов, когда подлежащее (или группа подлежащего, т. е. под­лежащее с зависимыми от него словами) стои

Порядок слов в предложениях с обособленными и необособленными распространенными определениями
I. Причастный оборот и прилагательное с зависи­мыми словами должны стоять до или после сущест­вительного, к которому относятся, и не должны вклю­чать его в свой состав. Нап

Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению. На­пример: Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края

Материала
1. Перечислите основные типы речевых ошибок. 2. Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ. 3.

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1 Прочитайте, укажите случаи инверсии. 1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф.

План темы
1. Понятие пунктуации. 2. Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения. 3. Употребление запятой между однородными членами предложения.

Понятие пунктуации
Пуктуация(позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это - со­брание правил постановки знаков препи­нания; - расстановка знаков препи­нания в тексте;

Знаки препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения
I.В конце самостоятельных предложений (простых и сложных) ставится точка либо вопросительный знак, либо восклицательный знак. Точка ставится в том случае, если предложение повествовательно

Употребление запятой между однородными членами предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения. Например:

Предложения
При отсутствии глагола-связки в составном имен­ном сказуемом ставится тире: 1. если подлежащее и сказуемое выражены име­нами существительными в именительном падеже.

Словами при однородных членах
I.Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то...не то), ставится запятая. Наприме

Обособленные члены предложения
Обособленными членами называются члены предло­жения, выделяемые по смыслу и интонацией. Обособленными бы­вают: а) определения; б) приложения;

Обособление определений
1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению. Например:

Предложения
Уточняющие члены предложения выде­ляются при произнесении интонацией, а на письме - запятыми. 1. Чаще всего обособляются уточняющие обстоя­тельс

Обособление дополнений
Обособляются дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, включая, исключаяи др. Например: Кто, кроме охотника, испы­тал, как отрадно б

Сравнительные обороты
Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежелии др., выде­ляются запятыми.

Вводные слова и вводные предложения
Вводные слова - это слова (или словосочетания), с по­мощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Чаше всего в качестве вводных слов

Знаки препинания в сложносочиненном предложении
I. 1.Каждое из предложений, входящих в сложно­сочиненное, отделяется от другого запятой. Напри­мер: Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Мани­лов увел своего гостя

Одним придаточным
Придаточные предложения соединяют­ся с главным при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Союзы, соединяя придаточное предложение с главным, не яв­ляются, однако, чле

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложении с двумя или несколькими при­даточными бывают нескольких видов. 1. Сложноподчиненные предложения с последовательным подч

Знаки препинания при них
I. Употребление запятой и точки с запятой 1. Между предложениями, входящими в состав бес­союзного сложного предложения, ставится запятая в том сл


Когда говорящий в процессе речевой деятельности произ­водит текст, может возникнуть потребность передать чужую речь, включить ее содержание в информацию. Чужая речь -


Цитаты - это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновид­ностью прямой речи. Цитироваться могут как закончен­ные предложения, так и их части

Материала
1. Дайте определение пунктуации. 2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого. 3. Что такое пунктограмма? 4. Когда

Понятие о пунктуации
Упражнение 1 А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и ука­жите способ их связи.

Предложения
Упражнение 3 Прочитайте, укажите среди сложных предложе­ний сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Перепи­шите, подчеркивая грамматическую основу каждого простого пред­ложения

Членами предложения
Упражнение 7 Прочитайте, укажите однородные члены пред­ложения. Какими членами предложения они являются, как соеди­нены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания

Знаки препинания в простом предложении
Упражнение 13 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор про­стых предложений, указав: 1) тип предложения по цели высказыва­ния (по

Употребление тире между членами предложения
Упражнение 14 Перепишите, обозначая подлежащее и сказуе­мое и ставя, где это нужно, тире. 1. Дон река капризная (Пауст.). 2.

Словами при однородных членах
Упражнение 18 Прочитайте, выделите однородные члены и укажите, чем они связаны. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, подчеркните союзы, связывающие однородные члены, отметь

Знаки препинания при обособленных членах предложения
Упражнение 23 Прочитайте. Укажите обособленные члены предложения и объясните пунктуацию при них. 1. Пламя нашего костра освещает его [камень] со стороны, обращенно

Обособление определений
Упражнение 24 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию при обособленных определениях. I. 1. За дом

Обособление дополнений
Упражнение 31 Прочитайте. Укажите обособленные обстоя­тельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборо­тами. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания

Сравнительные обороты
Упражнение 40 Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. I. 1. Свет

Знаки препинания в сложных предложениях
Упражнение 49 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предл

Предложении
Упражнение 50 Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений. I. Я стал читать и

Предложении
Упражнение 57 Прочитайте. Укажите придаточные предложе­ния, отметьте, каким союзом или союзным словом каждое из них свя­зано с главным, какое значение имеет. Перепишите, ра

Препинания в них
Упражнение 64 Прочитайте и установите смысловые отноше­ния между простыми предложениями, входящими в сложное бес­союзное. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинани

Знаки препинания при прямой речи и диалоге
Упражнение 70 А. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописны­ми. 1. Он поднял голову, взгл

Цитаты и знаки препинания при них
Упражнение 72 Данные высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Место, куда надо вставить эти слова, отмечено знаком ||. 1. Обращаться со слов


Пуктуация– это со­брание правил постановки знаков препи­нания; расстановка знаков препи­нания в тексте; то же, что знаки препи­нания.

Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация»является экзамен. Экзамен проводится устно, студенту предл

Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация» (для студентов специальности «Журналистика») Примечание:Фонд контроль

Предложение как основная синтаксическая единица
Задание 24 Определите простое предложение: А) Я открыл глаза. В) В туманном небе на го

Простое предложение
Задание 32 Определите односоставное предложение: А) Светало. В) Мне придется вернуться? С) За стеклом все было снежно и безмолвно

Сложное предложение
Задание 62 Определите сложное предложение: А) Мне стало мерещиться. В) В эту ночь в саду шелестел дождь, и потом несколько

Пунктуация
Задание 88 Определите восклицательное предложение: А) Живее, кони, живее. В) Мы въехали в кусты. С) Дорога стала ухабистее.

Глоссарий
НОРМА (ЯЗЫКОВАЯ), норма литературная, - принятые в об­щественно-речевой практике образован­ных людей правила произношения, грам­матические и другие языковые средства, правила слово

Список условных сокращений
Абр. – Ф. Абрамов Аж. – В. Ажаев Акс. – С.Т. Аксаков А.К.Т. – А.К. Толстой Андр. – Л. Андреев А.Н.С. – А.Н. Со

Сведения об исследователях русского языка
АВАНЁСОВ Рубен Иванович [р. 1(14). 2.1902, г. Шуша (Нагорный Карабах) Азерб. ССР] - сов. языковед, чл.-корр. АН СССР (1958). Окончил МГУ (1925), проф. МГУ (с 1937), д-р филологич.

Сложносочиненное предложение (ССП)

Сложноподчиненное предложение (СПП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Бессоюзное сложное предложение (БСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Многочленное сложное предложение (МСП)
1. По модальности: реальное или нереальное. 2. По характеру предикативных отношений: утвердительное или отрицательное. 3. По цели высказывания: повествовательное,

Как спасали Серого
Мы иногда оказываемся достойны наших честных и неподкупных собак. Этот серый пес разбередил души завсегдатаев Нижегородского рынка. Собака жалобно скулила, вместо передней лапки – к

Здоровые мужики рыдали как дети
Пятнадцать минут назад глубоко под землей прогремел взрыв. Но у входа в торговый центр – уже целая толпа зевак. Они мешают работе пожарных и сотрудников Центра экстренной медицинской помощи. “Что з

Связи Номинационная цепочка
1. Средства межфразовой связи 1. Структура номинационной це- смыслового типа: почки: а) средства связи межпонятий- а) базов

Понятие диалога
(отрывок из книги «Образовательные возможности общения в деятельности журналиста) Для журналиста особенно важным является понимание того, что успех его де

Бескрылые летуны
В теплые дни бабьего лета или чуть позже, но при хорошей погоде вы непременно увидите бескрылых маленьких летунов-путешественников. Сидит на сучке паучок, выпускает серебристую гибк

Поезд не может уйти без тебя
Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием “Магический квадрат” в музее изобразительных искусств я впервые увидела

Публикации по теме