Отчет по учебной практике педагога в школе. Отчет по психолого-педагогической практике в школе

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 22 Г. КАЛИНИНГРАДА

236039 Г. Калининград,
Новый Вал, 23, тел/факс: 64-65-42
e-mail: [email protected]

Характеристика студентки 4 курса факультета филологии и журналистики БФУ им. И.Канта
Лавренчук Натальи Станиславовны

Лавренчук Наталья Станиславовна проходила педагогическую практику в МАОУ гимназии № 22 города Калининграда в период с 13 февраля по 7 марта 2013 года.

За период прохождения практики в школе вела уроки русского языка в 7 классе «Г» по программе С.И. Львовой и В.В. Львова.

Наталья Станиславовна продемонстрировала хорошее знание методики преподавания русского языка, умение применить на практике полученные знания. В процессе работы использовала разные методы подачи материала: индивидуальные, групповые, письменные и устные. Каждый урок был систематически пройден с классов на основе планов-конспектов, подготовленных на базе методического пособия и учебника. Провела 6 уроков русского языка в 7 классе «Г» по темам: «Наречие в тексте», «Наречие в словосочетании и предложении», Обобщение по теме «Наречие», «Подготовка к контрольному диктанту», «Служебные части речи. Предлог». А также дала два урока по развитию речи. Зачетный урок проходил по теме: «Обобщение о наречии».

Наталья Станиславовна проявила себя, как старательный и ответственный педагог. Ей удалось привлечь внимание класса к предмету русского языка и поддерживать атмосферу внутренней дисциплины и доброжелательности. Ученики принимали активное участие в диалоге с преподавателем: работали у доски, отвечали на вопросы, выполняли домашнее задание. Особенное внимание Наталья Станиславовна уделила развитию речи учащихся на уроке по «Подготовке к сжатому изложению». Проявила активное участие в формировании творческого мышления учащихся. Провела групповой анализ социальной активности и успешности класса.

Наталья Станиславовна всегда откликалась на просьбы учителя, оказывая помощь в организации работы класса во время вынужденного отсутствия преподавателя.

Педагогическая практика студенткой пройдена полностью.
Оценка за педагогическую практику - 5 (отлично).

Директор МАОУ гимназии № 22 Н.Н. Шпигель

Учитель русского языка и литературы А.А. Конюхова

Отчет о прохождении педагогической практики
Лавренчук Натальи Станиславовны с 22.02.2013 по 7.03.2013.

За время прохождения практики я научилась систематически организовывать план урока, рационально распределять время и свободно ориентироваться в учебном материале по ходу урока. Очень важным испытанием для меня стало поддержание внутреннего спокойствия и выработка стрессоустойчивости. Так как в отношениях класса и учителя было несколько эмоционально накаленных ситуаций, мне понадобилось удержать себя в спокойном и уверенном состоянии духа, чтобы собраться и вести занятия. Ещё один очень важный навык, над выработкой которого я поработала - это удержание внимания аудитории. Я думаю, что у меня получилось «ещё раз» пробудить у ребят интерес к русскому языку. Надеюсь, что мне удалось в понятной и доступной форме повторить и объяснить ребятам материал по теме «наречия» и «служебные части речи», привлечь их интерес к развитию творческого мышления при выполнении краткого изложения текста. Практика стала для меня прекрасной возможностью для повторения ранее изученного теоретического материала.

Отчет студента-практиканта Пинчук Е. В. о педагогической практике

В период с 14 февраля по 12 марта я, Пинчук Екатерина Владимировна, проходила педагогическую практику в гимназии №10 г. Гомеля.

Раздел I. Учебно-воспитательная работа по предмету

Я посетила 6 уроков русского языка и литературы, из них: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, урок закрепления изученного материала, урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков. На этих занятиях были использованы следующие методические приемы: блиц опрос, фронтальный опрос, беседа, слово учителя, репродуктивные и аналитические вопросы, тесты письменный и устный, работа с учебником, беседа с элементами опроса, словарный диктант, комментированный диктант, проверочный диктант, творческий диктант, перфокарты, карточки с индивидуальным заданием, вступительное слово, прием мгновенной проверки знаний (диктант в схеме), словесное рисование, устное иллюстрирование, итоговые вопросы, работа с алгоритмом и таблицей. Все вышеперечисленные методические приемы были использованы мною в последующей работе.

Я проводила уроки в 6 «А», «Б» и «В» классах. Все классы продемонстрировали удовлетворительную дисциплину. Успеваемость классов отражается градации букв, от первой самой высокой – «А», «Б», «В». В целом, успеваемость выше среднего во всех трех классах. В моей практике не было существенных проблем с установлением дисциплины в вышеназванных классах, в равной степени уровень успеваемости вполне удовлетворял моим притязаниям, позволяя реализовать любой задуманный урок в каждом из классов.

12 уроков было проведено мною за весь период практики. Такие типы уроков как изучение нового материала, комбинированные уроки, уроки закрепления изученного материала и уроки обобщения и систематизации знаний присутствовали в моей практике.

Было проведено 2 зачетных урока: русский язык, тема: «Правописание не с прилагательными», русская литература, тема: «М. Ю. Лермонтов. Урок-презентация». Данные уроки были оценены весьма высоко.

Подготовка к предстоящим урокам происходила по следующему алгоритму:

1. Консультация у учителя-методиста по подготовке предстоящего урока.

2. Осмысление содержания готовящегося урока по учебной программе, учебникам и другим методическим пособиям.

3. Четкое определение темы, целей и задач.

4. Разработка подробного плана-конспекта урока.

5. Подбор необходимых учебно-наглядных пособий.

6. Специальная работа по усвоению (запоминанию) содержания плана-конспекта урока путем его неоднократного активного воспроизведения.

7. Трех-четырехкратное «проигрывание» содержания и всех методических элементов урока.

Данный алгоритм использовался мною в полной мере. Наиболее эффективных элементов, на мой взгляд, здесь не может быть: они проистекают друг из друга, один пункт не возможен без другого.

Мною были использованы педагогические идеи Макаренко, а именно: любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. На практике, я не оказывала давление на учащегося 6 «А» класса Максима Лютого, несмотря на то, что я была предупреждена о регулярном плохом поведении. Я взяла на вооружение психологические идеи П. Ф. Каптерева, а именно: можно сказать, что ребенок тогда наиболее умственно работает, когда наиболее ощущает... Второй момент мыслительных процессов — переработка полученного ощущения — выражен у детей слабо, потому что у детей нет необходимых для него условий. Для энергичного выполнения этих моментов необходим уже значительный и систематизированный запас представлений. На практике было использовано следующим образом: слово учителя о сходстве ощущений связанных с погодными явлениями и с душевно-эмоциональными переживаниями, таким образом, раскрывается суть художественного приема пейзаж. Методический прием устное иллюстрирование, также является мостиком между эмпирическим и рациональным на уроке. Что касается основного методического принципа, используемого мною, то это требование Буслаева к методике преподавания: "возведения форм к ясному сознанию". На практике это кредо было реализовано мною, как тщательное разъяснение того или иного языкового факта и последующее выполнение упражнений с комментариями, объяснением.

У меня была возможность работать на параллельных классах, эту возможность я осуществила. Отношение к работе на параллельных классах сложилось положительное. При вторичном проведении урока по одному плану-конспекту позволяет корректировать недочеты подготовленного планы, в частности ощущение временных рамок. Конкретным примером может послужить проведения урока литературы по теме: « А. С. Пушкин «Дубровский»». На первом занятии я не успела прокомментировать домашнее задание задать итоговые вопросы, сказать заключительное слово. На последующих уроках эта проблема была решена.

В процессе проведения учебных занятий я приобрела следующие профессионально-педагогические умения: планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся, умение различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания; мысленно ставить себя в позицию воспитанника; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах; располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными обучаемыми, находить индивидуальный подход к ним.

Я посетила 13 уроков студентов-практикантов. Уроки были проанализированы мною в дневнике практики.

В учебной работе с учащимися я столкнулась с такими трудностями, как неподготовленность, отсутствие дисциплины. Я достаточно хорошо была подготовлена к практике по своему предмету, по психологии, педагогике и методике. Мои предложения по улучшению этой подготовки: по методике преподавания русской литературы необходимо ввести и расшифровать такое понятие, как работа с учебником, а также я считаю необходимым обучение, в первую очередь, стандартным урокам, в последнюю – нетрадиционным, новаторским.

Раздел II. Воспитательная работа по классному руководству

6 «А» класс, в котором я проходила практику по классному руководству, отличается зрелостью, умом, дисциплинированностью, находчивостью, готовностью к экспериментам. В ходе наблюдения, а также с учетом результата анализа «Социометрии», можно сказать, что класс достаточно дружный, относительно сплоченный (ИГС= 0,58). Особенности класса положительно сказались на моей внеклассной работе: ученики всегда рады любому мероприятию, с уважением и серьезностью относятся к важным темам классных часов, легко готовы перестроить свои графики ради внепланового мероприятия.

По воспитательной работе классного руководителя предусматривалось: посещение и анализ уроков других учителей в прикрепленном классе с целью общего знакомства с классом, успеваемостью, дисциплиной учащихся; посещение и анализ внеклассных мероприятий с целью восприятия образцов педагогической деятельности; изучение успеваемости учащихся по классному журналу; работа с активом класса; посещение и анализ внеклассных мероприятий, проводимых студентами-практикантами подгруппы; проведение своих воспитательных мероприятий; анализ плана воспитательной работы классного руководителя.

Сплочение коллектива – это ведущая воспитательная задача, которая решалась в процессе практики. Результаты удовлетворительные: мальчики и девочки, преимущественно общающиеся с одноклассниками своего пола, в меньшей степени перестали стеснятся вступать в дружеский контакт между одноклассниками противоположного пола.

Я провела внеклассное мероприятие по тему: «Из чего сделаны наши мальчишки? Из чего сделаны наши девчонки?». Ведущая воспитательная задача получила свое отражение в данном мероприятии. В классе улучшились взаимоотношения между девочками и мальчиками. Данное мероприятие было зачетным, оценено классным руководителем в 10 баллов. Проводя внеклассную работу, конкретно Я научилась искать индивидуальный подход к некоторым ученикам.

Проводилась индивидуальная работа с учащимися – беседа. Оказала положительное влияние на их воспитание. Преимущественно мы беседовали о причинах конфликтов внутри классов. Учащиеся что-то открыли для себя, что-то осознали.

Умения и навыки по классному руководству, которые я приобрела: коммуникативные способности с детьми, организаторские умения и навыки, создание общего благоприятного психологического климата в коллективе, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, анализ и оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива, изучение и анализ развития классного коллектива.

К трудностям, которые имели место в практике по классному руководству, я бы отнесла

Установление оптимальных взаимоотношений «учитель-ученик» и формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, это обусловлено отсутствием авторитета к моему нынешнему возрасту.

Раздел III. Психолого-педагогическое изучение учащихся

Конкретная работа, которая проводилась по психолого-педагогическому изучению учащихся, заключалась в следующем:

1. Посещение и анализ уроков в прикрепленном классе с целью сбора фактического материала об успеваемости, дисциплине, отношении к изучаемым предметам и т.д. для написания психолого-педагогической характеристики.

2. Беседы с учителями-предметниками и классным руководителем об изучаемом ученике

3. Беседы с изучаемым учеником, активом класса, отдельными группами учащихся по различным вопросам учебы, участия в жизни школы и класса, межличностных отношениях учащихся и т.д.

4. Наблюдения за изучаемым учеником в целом в различных ситуациях.

5. Наблюдения за отдельным учеником во время проведения собственной воспитательной работы.

6. Проведение анкетирования, тестирования изучаемого ученика. Фиксация результатов.

7. Изучение данных успеваемости учащегося по классному журналу.

Методы изучения учащегося, использованные мной на практике: наблюдение, беседа, метод анализа продуктов и результатов деятельности, анкета-опросник, социометрия, личностный опросник Айзенка, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса, метод компетентных оценок и независимых характеристик, исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.

Фактический материал по результатам проведенных методов отражен в психолого-педагогической характеристике на ученика 6 «А» класса Манцуровского Романа. В целом: тихий, скромный флегматик, пассивный, стабильный, с низким уровнем тревожности, целеустремленный, уровень развития средний, успеваемость выше среднего.

Раздел IV. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств

В начале практике я ощущала недочеты в своих личностных качествах, касающиеся темперамента и выдержки. В ходе периода практики работа над этими недостатками дала свои плоды: никакого внешнего выражения негативных эмоций.

Практика оказала положительное влияние на развитие у меня профессионально-личностных качеств и свойств.

Раздел V. Общие выводы и предложения

Качество и эффективность практики на высшем уровне. Степень овладения педагогической умелости в целом значительно продвинулась, отдельные компоненты остается лишь оттачивать (коммуникация с классом, индивидуальный подход к ученикам), другие развивать (отсутствие страха перед классом, темп речи, грамотность).

По улучшению университетской подготовки к учительской деятельности следующие предложения: обсуждение со студентами реальных положений, дел современных школ. По совершенствованию самой практики предложения таковы: необходимо увеличить сроки практики, в частности стартовый пассивный этап.

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени

Н.Г. Чернышевского»

Факультет математики, экономики и информатики

Кафедра физики и информационных технологий

Отчет по практике

Вид практики: педагогическая практика.

Сроки прохождения: 6.02.12 по 17.03.12

Место прохождения практики: МОШИ Л-Интернат г. Балашов

Выполнил: студент 142 группы

Митрафанов Алексей Александрович

Методист:

Олимов Айдар Анварович

Балашов 2012 г.

Тема: «Циклы с условиями».

1. Обучающая: Сформулировать у учащихся общие понятие об циклах с условиями.

2. Развивающая: Развить в учащихся внимательность, заинтересованность.

3. Воспитательная: Воспитать в учениках взаимное уважение в коллективе.

Ход урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Объяснение преподавателя

Способы обучения

Инструменты

обучения

Организационный момент (приветствие, психологический настрой)

Здравствуйте, ребята!

Садитесь!

Кто дежурный?

Кто отсутствует?

приветствие вопрос-

классный журнал, ручка

коллективная

Актуализация знаний

(вспоминание пройденного материала, проверка домашнего задания)

Ребята, на прошлом уроке мы проходили тему «Циклический алгоритм. Оператор цикла с параметром.».

Вопросы:

  1. Что является циклом?
  2. Сколько операторов цикла существует в Borland Pascal -е?
  3. В чем отличие вариантов 1 и 2, в записи оператора цикла с параметром?
  4. Когда выгодно можно воспользоваться оператором цикла с параметром?

наблюдение

коллективная

Объяснение нового материала

Циклы с параметрами.

Иногда заранее известно, сколько раз надо повторять цикл, но известно, что он должен выполняться, пока справедливо некоторое условие.

1.

while <условие> do <оператор>;

пока делать

условие— логическое выражение

оператор

Принцип работы:

  • ложным .

2. Цикл с последующим условием

repeat <операторы> until <условие>

повторять до тех пор пока

условие— логическое выражение

операторы

Принцип работы:

  • Проверяется ложность условия
  • Цикл работает, пока условие не станет истинным .

пояснение

коллективная

Закрепление пройденной темы (вопросы)

Вопросы:

  1. Какой цикл называется циклом с предварительным условием ?
  2. Назовите его принцип работы ?
  3. Какой цикл называется циклом с последующим условием ?
  4. Назовите его принцип работы .

коллективная

Рефлексия (практическое закрепление пройденной темы)

Ребята, а теперь займите свои рабочие места, и давайте совместно составим программу циклического алгоритма с предварительным условием:

З А Д А Н И Е: Составить блок схему, а после написать программу на выражение y=x 2 , в котором х=1…8, .

1. Программа:

Program P1;

Uses crt;

Var x:integer; y:real;

while (x<=8) do

y:=sqr (x);

writeln (‘y:=’,y);

наблюдение

компьютер

индивидуальная

Домашнее задание

оповещение

коллективная

Итог урока (вынесение итоговых оценок за урок)

На этом уроке мы познакомились с циклами, узнали их разновидности. Составили программу с использованием циклов с словиями.

оповещение

индивидуальная

Тема: Циклы с условиями.

Цели урока:

обучающая: формирование знаний и умений в области составления циклов с условиями; сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием циклов с условиями;

воспитательная : воспитание интереса к изучаемой дисциплине; самостоятельности и ответственности, умение находить решение на поставленные задачи.

развивающая : развитие алгоритмического мышления, умения логически мыслить, строить причинно-следственные связи, составлять информационные модели примеров из реальной жизни.

Тип урока: Практическая работа

Оборудование: персональные компьютеры, компьютер для демонстрации, мультимедийная доска, файлы с практической работой.

План урока.

I . Организационный момент.

II . Постановка целей и задач.

III. Повторение пройденного материала.

IV. Решение задач.

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов.

ХОД УРОКА.

I .Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.

II . Постановка целей и задач урока.

Тема нашего сегодняшнего урока “Цикл с параметром”

Сегодня на уроке мы с вами:

Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.

Научимся составлять условия к различным задачам;

Научиться составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.

III . Повторение пройденного материала.

  1. 3. Цикл с предварительным условием

while <условие> do <оператор>;

пока делать

условие— логическое выражение

оператор— любой оператор, в том числе и составной.

Принцип работы:

  • Проверяется истинность условия
  • Если условие истинно выполняется оператор
  • Цикл работает, пока условие не станет ложным .

1. Цикл с последующим условием

repeat <операторы> until <условие>

повторять до тех пор пока

условие— логическое выражение

операторы— любое количество любых операторов, в том числе и составной.

Принцип работы:

  • Выполняются все операторы между repeat и until
  • Проверяется ложность условия
  • Цикл работает, пока условие не станет истинным .

IV . Решение задач.

Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0

Writeln(‘ введите число’);

While i<>0 do

Writeln(‘ введите число’);

Вводить числа с клавиатуры, пока не будет введено число 0

Writeln(‘ введите число’);

Writeln(‘ введите число’);

V . Домашнее задание.

Составьте программу, запрашивающую рост очередного школьника и вычисляющую после завершения медосмотра средний рост прошедших осмотр. Количество школьников, подлежащих медосмотру заранее не известно.

VI . Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами:

Повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды циклов с условиями, их общий и структуру программы.

Научились составлять условия к различным задачам;

Научились составлять и вводить программу, с применением циклов с условиями.

Самоанализ урока информатики в 9в классе средней школы №7 города Балашова

Выполнил: Цыплаков А А.

Тема урока: «Цыклы. Цыклы с параметром»

Образовательные задачи: продолжить формировать знания алгоритмической структуры «цикл с параметром», принцип работы оператора FOR, умения и навыков программирования цикла «ДЛЯ», обеспечить усвоение работы алгоритма суммирования, сформировать навыки решения задач на поиск суммы.

Развивающие задачи: развитие умения выделять главное, формирование умений сравнивать, развитие самостоятельности мышления, формирование умения преодолевать трудности, развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей, внимания, мыслительных умений, перенос знаний и умений в новые ситуации. Применение своих умений на практике.

Воспитательные задачи: осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение следующих вопросов: товарищество, этические нормы поведения, уделять внимание эстетическому воспитанию, умение работать в паре и группой.

Тип урока: практическая работа, как возле доски так и на компьютере. Одну задачу мы разобрали возле доски вместе с классом, другую класс решил сам. Содержание учебного материала соответствовало дидактической цели, требованию программы, уровню образования в общеобразовательной школе. Материал выдан в соответствии с современным уровнем развития науки, базовым профилем обучения.

Методы обучения полностью соответствовали дидактической цели урока, требованиям программы, уровню образования общеобразовательной школы.

На уроке была создана ситуации выбора типа, вида, формы задания. Обеспечение оптимального сочетания репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности учащихся.

Формы организации познавательной деятельности: На уроке я сочетал групповые, парные и индивидуальные формы организации учебной деятельности. Обеспечивал включенность каждого ученика в активную практическую деятельность.

Средства обучения: на уроке была использована обычная доска, что позволило наглядно показать решение задачи цикла с параметром, объяснить непонятное учащимся и дать им возможность активно принимать участие в процессе решения задачи.

Так же использовалась интерактивная доска, с помощью которой учащиеся могли сравнивать правильность написания программы.

На уроке учащиеся пользовались компьютером. По два человека за одним компьютером, что позволило им самостоятельно составить программу на языке Pascal.

Организация обратной связи: При решении задач я подходил к каждому ученику, смотрел правильность написания программы, указывал на ошибки и помогал по просьбе учеников. Таким образом была полностью реализована обратная связь.

Время урока: было плохо спланировано. Я не успел дать третью задачу из запланированных, а вторую не все успели дописать. Темп урока был умеренным, ученики нехотя работали.

Психологический климат на уроке: на уроке царила дружественная атмосфера среди учеников. . Дисциплина не нарушалась По моей просьбе выйти к доске отозвался всего один ученик, другие опускали глаза и без охоты записывали примеры в тетрадь. Класс был медлителен, не все слушали меня. Один ученик пререкался и переписывал домашнюю работу. Увидев это, я закрыл его тетрадь и отложил в сторону. После чего ученик сел за компьютер.

Коммуникативная и организаторская грамотность студента:

На мой взгляд урок был проведён не очень хорошо. ученики не сразу понимали, что от них хотят.

Выявленные недостатки и пути их преодоления: У меня не хватило времени на решение третьей задачи. Вторая задача была интересна, но немного запутанна. Было плохо слышно с последней парты моя речь. Отсюда вывод: мне нужно грамотнее распоряжаться временем урока и давать на самостоятельную работу менее запутанную задачу. Громче и чётче говорить.

Анализ внеклассного мероприятия.

Я выбрал эту тему потому что близился праздник «Международный женский день». И я решил составить сценарий к празднику и подготовить поздравительную презентацию.

Цели:

  • Создание условий для духовного общения детей и родителей;
  • Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  • Формировать у детей и родителей позитивных семейных ценностей.

Форма проведении — конкурсы.

Место проведения - класс мамтематики. Помещение было красочно оформлено. Было музыкальное и мультемидийное сопровождение.

Учащиеся активно приняли участие в подготовке данного мероприятия, ответственно отнеслись к моим поручениям и их выполнениям. Проводимое мероприятие было рассчитано на 1 час и время этого мероприятия не вышло за свои рамки.

В ходе проводимого мероприятия учащиеся активно принимали участие, но не во всех конкурсах. Затруднение вызвал конкурс «знатоки», видимо не все учащиеся знали интересы своих мам. В зале царила напряжённая атмосфера, так как все переживали за свои команды.

Ценность данного мероприятия состоит в сближении детей со своими мамами, улучшению их взаимоотношений и просто дать детям и их мамам возможность отдохнуть таким образом.

Анализ рабочей программы педагога

  1. Общие сведения о программе :

1) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»

2) Рабочая программа по информатике и ИКТ

4) Преподаватель: Чуприн Валерий Владимирович

2. Анализ полноты представленности каждого структурного элемента рабочей программы:

1) Титульный лист:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области»

Рассмотрено на заседании методического объединения, согласовано зам.директора по УВР, Утверждаю Директор МОУ СОШ №7.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Чуприн Валерий Владимирович

Г.Балашов

2011-2012 у.г.

2) Пояснительная записка:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Балашова Саратовской области» 9класс

Информационные процессы, информационные технологии, информационная модель, информационные основы управления

Актуальность программы определена тем, что навыки использования средств информационных технологий, являющиеся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» входит в образовательную область «Математика».

Цели предмета для каждой ступени обучения:

1. Умение работать с различными видами информации с помощью компьютера

2. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и эстетических аспектов

3. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни

Ролью изучения информатики является развития мышления, формирования научного мировоззрения школьников.

  1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
  2. Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. Выработка навыков применения средств Икт в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;

Программа рассчитана на 68 часов в год(2часа в неделю);

Плановых контрольных работ-6

Практических работ-15;

Система оценки достижений: комплексный подход к оценке результатов образования

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю;

3) Учебно-тематический план

Номер урока

Наименование разделов и тем

Всего часов

Компьютерный практикум

Контрольные и диагностические материалы

Водный урок

1.1 Кодирование графической информации

1.1.1 Пространственная дискретизация

1.1.2 Растровые изображения на экране монитора

1.1.3 Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

ПР 1.1. Кодирование графической информации

1.2 Растровая и векторная графика

1.2.1 Растровая графика

1.2.2 Векторная графика

ПР 1.2. Редактирование изображений в ГР

1.3 Интерфейс и основные возможности графических редакторов

1.3.1 Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах

1.3.2 Инструменты рисования растровых графических редакторов

1.3.3 Работа с объектами в векторных графических редакторах

1.3.4 Редактирование изображений и рисунков

ПР 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

1.4 Растровая и векторная анимация

ПР 1.4. Анимация

1.5 Кодирование и обработка звуковой информации

1.6 Цифровое фото и видео

ПР 1.6. Захват цифрового фото

ПР 1.7. Захват и редактирование цифрового видео

Контрольная работа №1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

2.1 Кодирование текстовой информации

2.2 Создание документов в текстовых редакторах

ПР 2.1. Кодирование текстовой информации

2.3 Ввод и редактирование документа

ПР 2.2. Вставка в документ формул

2.4 Сохранение и печать документов

2.5 Форматирование документа

2.5.1 Форматирование символов

2.5.2 Форматирование абзацев

2.5.3 Нумерованные и маркированные списки

ПР 2.3. Форматирование

ПР 2.4. Создание списков

2.6 Таблицы

ПР 2.5. Вставка в документ таблицы

2.7 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

ПР 2.6. Перевод текста

2.8 Системы оптического распознавания документов

Контрольная работа №2

Кодирование и обработка текстовой информации

3.1. Кодирование числовой информации

3.1.1. Представление числовой информации с помощью системы счисления

3.1.2. Арифметические операции в позиционных системах счисления

3.1.3. Двоичное кодирование чисел в компьютере

ПР 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления с другую с помощью калькулятора

3.2. Электронные таблицы

3.2.1. Основные параметры электронных таблиц

3.2.2. Основные типы и форматы данных

3.2.3. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

3.2.4. Встроенные функции

ПР 3.3 Создание таблиц значений функций в ЭТ

3.3. Построение диаграмм и графиков

ПР 3.4. Построение диаграмм

3.4. Базы данных в электронных таблицах

3.4.1. Представление базы данных в виде таблицы и формы

3.4.2. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

ПР 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Контрольная работа №3

Кодирование и обработка числовой информации

4.1. Алгоритм и его формальное исполнение

4.1.1. Свойства алгоритма и его исполнители

4.1.2. Выполнение алгоритмов человеком

4.1.3. Выполнение алгоритмов компьютером

ПР 4.1. Знакомство с системами программирования

4.2. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке

4.2.1. Линейный алгоритм

4.2.2. Программирование ветвлений на Паскале. Условный оператор

4.2.3Решение задач с условным оператором

4.2.4. Программирование циклов. Цикл for

4.2.5Решение задач с использованием цикла for

4.2.6 Программирование циклов. Циклы while, repeat..until

4.2.7 Решение задач с использованием циклов while, repeat..until

4.3. Переменные: тип, имя, значение

4.4. Арифметические, строковые и логические выражения

4.5. Функции на языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

4.6. Основы объектно-ориентированного визуального программирования

4.7. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic 2005

Контрольная работа №4

Основы алгоритмизации

5.1. Окружающий мир как иерархическая система

5.2. Моделирование, формализации, визуализация

5.2.1. Моделирование как метод познания

5.2.2. Материальные и информационные модели

5.2.3. Формализация и визуализация моделей

5.3. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

5.4 Построение и исследование физических моделей

5.5 Приближенное решение уравнений

5.6 Экспертные системы распознавания химических веществ

5.7 Информационные модели управления объектами

Контрольная работа №5

Моделирование и формализация

6.1. Информационное общество

6.2 Информационная культура

6.3 перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Контрольная работа №6

Итоговая

Повторение. Резерв времени

Итого:

4) Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Знать/понимать:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

Уметь:

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты;

искать информацию с применением правил поиска (построение запроса) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источников информации при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться ПК и его периферийным оборудованием; следовать правилам техники безопасности, гигиены при работе со средством информационных и коммуникационных технологий;

5) Перечень учебно-методического обеспечения:

Преподавание курса ориентировано на использование УМК , в который входят:

— Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович - 2-е изд., испр. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 295 с.: ил. (рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения в 10-11 уч.году, приказ №822 от 23.12.1009г., рекомендован министерством образования Саратовской области к использованию в образовательном процессе в 2010-1011 уч.году; продолжает преемственность выбранной линии (8класс - базовый учебник «Информатика-8» Н.Д.Угриновича)).

— Н.Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителя. - М., 2008.

Windows-CD. Электронное пособие на CD.

Оборудование и приборы:

Мне нравится

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет физический

Кафедра электроники

о научно-педагогической практике в вузе

магистранта 5 курса, физического факультета

Алексеева Михаила Юрьевича

в ВГУ с 20.10.2010г. по 30.11.2010г.

Воронеж 2010

1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

Количество посещаемых и проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для изучения материал.

2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта

При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

3. Общие выводы о практике

Мне кажется, что при прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.

Благодаря практике я смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно, грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.

Таким образом, обучение в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.

4. Анализ и самоанализ вузовской лекции

4.1 Целенаправленность

В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более высококлассными специалистами.

В информационной лекции “Декларативное программирование” последовательно излагается применение различных языков программирования (PROLOG, LISP, Haskell, Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.). Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog"у и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10 лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений любой конкретно взятой.

4.3 Технология

Техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Так данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.

Выводы

Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией, что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать вступительную часть лекции.

Психологический портрет студента

Общие сведения о студенте

Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

Характеристика психологических особенностей студента

В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.

Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

Обладает хорошей дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания – произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

Преобладающее настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

Участие студента в различных видах деятельности

В целом успеваемость – удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

На данный момент кроме учебы в ВГУ проходит обучение в центре “Сименс” (изучает иностранные языки (английский и немецкий) программирование (Java, C++, Abab), системы управления и проектирования (SAP)).

Позиция студента в группе

Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.

Отчёт по педагогической практике.

В период с 01ноября по 14 ноября 2016 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Средняя школа №5» г.Симферополь Республики Крым.

Цели деятельности педколлектива определены в школьных документах. В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, методическими письмами и рекомендациями Министерства образования РФ, Министерства образования Республики Крым, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Школа работает по направлениям:

Создание комфортных условий успешного обучения и воспитания каждого ученика;

Формирование системы диагностики интересов творческих возможностей и развитие личности школьника и учителя ;

Сохранение здоровья учащихся;

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с государственными нормативными документами об образовании и требованиями образовательных стандартов.

Воспитательная работа в школе ведётся по направлениям: гражданско – патриотическое, учебно – познавательное, трудовое, нравственно – правовое, эстетическое, используются здоровьесберегающие технологии. Учителя используют разнообразные формы воспитательной работы – , предметные недели, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы.

Основные цели прохождения практики:

Закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

Получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

Развитие собственных педагогических способностей;

Овладение современными технологиями обучения и воспитания;

Освоение методик преподавания русского языка и литературы, используемых в учебном процессе;

Научиться осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а также классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков и внеклассных мероприятий, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям класса. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению дополнительных вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательно планировать и обдумывать все аспекты при подготовке учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических так и педагогических качеств имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в классе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным фактам, событиям, проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания по педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Публикации по теме