На сретенке открывается новый храм. Сретенский монастырь. Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

В праздник Вознесения Господня, отмечавшийся в 2017 году 25 мая, духовные центры столицы пополнились новым храмом Сретенского монастыря (адрес: Москва, ул. Большая, 19, корпус 1). Возведён он был в честь служителей Божьих, ставших жертвами гонения на Церковь, осуществлявшегося долгие годы большевистской властью. Это отразилось в его названии ─ храм Новомучеников и Исповедников российских.

Конкурс на создание храма-памятника

В течение двух месяцев (с октября по ноябрь 2012 года) продолжался объявленный Московской патриархией конкурс на создание проекта нового храма Сретенского монастыря на Лубянке. По замыслу создателей, он должен был явиться памятником всем новомученикам российским, ставшим жертвами террора в отношении служителей церкви, развязанного большевиками после их прихода к власти в результате вооружённого переворота 1917 года, а также в течение всего последующего исторического периода. Именно потому изначально предполагалось назвать его храмом Новомучеников и Исповедников российских.

Необходимость расширения пространства для богослужений

Кроме духовной потребности увековечить память этих людей, одной из причин, побудивших братию монастыря обратиться к предстоятелю РПЦ за благословением в столь благочестивом начинании, были причины чисто практического характера.

Дело в том, что после десятилетий коммунистического правления единственным действующим храмом на территории обители оставался собор Сретения иконы Божьей Матери, не вмещавший всех желающих присутствовать на богослужениях. В результате многие прихожане были вынуждены, оставаясь снаружи, слушать трансляцию службы, звучавшую в репродукторах. Эту проблему в полной мере должно было решить создание в Сретенском монастыре нового храма.

Основное требования к проектам

После получения патриаршего благословения был определён состав жюри предстоящего конкурса, в который вошли, кроме представителей монастыря, многие известные столичные искусствоведы и архитекторы. Заранее было объявлено, что принимаемые к их рассмотрению проекты должны отвечать целому ряду строго определённых требований.

Прежде всего, его облик должен соответствовать идеи Дома Божьего, являющейся тем фундаментом, на котором зиждется вся православная храмовая архитектура. Кроме того, он обязан отражать духовное величие подвига, свершённого российскими новомучениками во имя торжества веры.

Возможные стили постройки будущего храма

Участникам конкурса предлагалось спроектировать здание Сретенского монастыря в традициях русского церковного зодчества. Возможными стилями в данном случае являлись: московский, новгородский, владимиро-суздальский, псковский и ново-византийский. Однако допускалось и включение в проект некоторых современных элементов.

Именно эти пункты были заложены в основу предъявляемых требований, но перечень задач, поставленных перед участниками конкурса, этим не ограничился, поскольку в их число входило решение ряда чисто технических вопросов. Одним из главных среди них являлось требование о том, что проектная вместительность будущего собора должна быть не менее 2 тыс. человек.

Дополнительные требования

Ещё одним требованием являлось обеспечение возможности в летнее время проводить богослужения под открытым небом, как это принято делать, например, в Псково-Печерском монастыре, и устраивать вокруг собора крестный ходы. Учитывая стеснённость монастырской территории, решение этих задач представляло собой определённую сложность.

И наконец, в проекте нового храма Сретенского монастыря должно быть предусмотрено максимально большее количество различных подсобных помещений, таких как ризницы, технические службы, аудитории катехизического образовательного центра, воскресной школы и созданного в обители православного издательства. В подземном же этаже должна была размещаться стоянка машин, составляющих многочисленный монастырский автопарк.

Такая плотность подсобных помещений была вызвана тем, что при своей весьма небольшой площади, является самым населённым в столице. Кроме 45 иноков, его постоянными насельниками являются около 200 учащихся духовной семинарии. Однако в задании особо подчёркивалось, что выполнение всех технических требований не должно идти в ущерб общему облику собора.

Начало творческого состязания

Для участия в конкурсе по созданию нового храма Сретенского монастыря на Лубянке было подано 48 работ, многие из которых можно было по праву назвать талантливыми и самобытными. При их рассмотрении члены комиссии приложили максимум усилий для наиболее объективного определения победителя.

Ещё задолго до оглашения его имени наместник монастыря ─ епископ Тихон (Шевкунов) - разослал всем архитекторам, приславшим свои работы, письма с выражением благодарности за их участие в этом творческом состязании. Согласно условиям конкурса, несмотря на то, что в жизнь должен был воплотиться лишь один проект, признанный лучшим, награды ожидали первых трёх лауреатов.

Объявление победителя конкурса

После внимательного рассмотрения и всестороннего обсуждения поступивших работ был определён победитель конкурса. Им стал проект, разработанный архитектурной мастерской, руководимой Д. Смирновым. Определились также имена и двух остальных лауреатов. После этого решение комиссии было утверждено Патриархом Кириллом.

Что же заставило членов жюри отдать предпочтение именно этой работе? Отвечая на вопросы журналистов, епископ Тихон, в частности, подчеркнул, что архитектор Д. Смирнов и его коллеги наиболее полно сумели воплотить в своём проекте черты собора, являющегося памятником торжеству победы Христа и его верных последователей, коими являются святые новомученики российские. Предложенный ими образ храма необычайно величественен и светел. В то же время его установка на постаменте-стилобате придаёт ему черты памятника.

Дискуссии и споры

Особенно удачным, по мнению членов жюри, стало оформление главного фасада здания с расположенными над входом живописными изображениями Спасителя и Его святых угодников. Это в полной мере можно назвать эсхатологическим (вероучительным) выражением победы Церкви, в котором посреди Небесного Града Иерусалима представлен образ Агнца Божьего ─ Иисуса Христа. Тем не менее среди посетителей выставки работ, представленных для участия в конкурсе, именно эта архитектурная находка вызвала наиболее жаркие дискуссии.

Нашлось немало скептиков, усмотревших в ней некое уклонение в сторону модернизма. Едва ли подобная точка зрения имеет под собой серьёзные основания, поскольку подобным же образом оформлен фасад главного храма знаменитой Псково-Печерской обители, и никогда его не подвергалась критике. В то же время художественная параллель между новым храмом и тем, что расположен в городе Печоры, подчёркивает духовную связь, давно установленную между этими обителями. В данном случае немаловажную роль сыграл тот факт, что сам епископ Тихон начинал свой иноческий путь именно в Псково-Печерском монастыре.

При всей оригинальности конструкции облик нового храма достаточно традиционен. Если внешнее архитектурное убранство в полной мере соответствует русскому стилю, что становится очевидным даже при беглом взгляде, то для внутреннего оформления помещений использованы элементы византийского искусства.

Решение технических проблем

Существенная заслуга архитекторов состоит также в том, что новый храм Сретенского монастыря обладает и рядом конструктивных достоинств. Прежде всего, его вместимость составляет 2 тыс. человек, что в полной мере соответствует техническому заданию. Кроме того, проектировщики расположили его таким образом, что при весьма плотной застройке окружающего его района здание собора хорошо просматривается с весьма значительного расстояния. Это достигнуто за счёт того, что оно расположено на одной линии с уличными домами и не выходит на Рождественский бульвар. Кстати, этим проект Д. Смирнова и его коллег выгодно отличается от работ большинства конкурсантов.

Неожиданные проблемы

Однако возведение храма не обошлось без серьёзных конфликтов с защитниками архитектурного наследия Москвы и жителями близлежащих районов. Дело в том, что для реализации проекта необходимо было снести шесть монастырских строений, являющихся историческими памятниками, входящими в городскую охранную зону. Кроме того, вызывало опасение, что здание собора, высота которого 61 метр, став высотной доминантой всего района, исказит облик Рождественского бульвара. Тем не менее министерство культуры изменило границы охранной зоны и одобрило снос намеченных зданий.

В связи с этим пять архитектурных и градозащитных организаций направили обращение к президенту страны с просьбой не допустить уничтожения исторических построек и инициировать создание комиссии для проведения полноценной экспертизы по данному вопросу. Однако их труды оказались бесплодны, и в декабре 2013 года все намеченные монастырские постройки были снесены.

Открытие собора

Вскоре после этого началось строительство, а уже в сентябре 2016 года был установлен главный купол нового храма Сретенского монастыря. Открытие его и торжественное освящение состоялось годом позже. В праздник Вознесения Господня, который отмечался 25 мая, святейший Патриарх Кирилл освятил новый собор, и тогда же в нём была совершена первая литургия.

После того, как богослужения в новом храме Сретенского монастыря вошли в соответствие с порядком, установленным Церковным уставом, в него были торжественно перенесены мощи святого новомученика российского Иллариона Троицкого ─ выдающегося церковного деятеля, ставшего жертвой красного террора. Кроме того, придя в храм, верующие могут поклониться частицам мощей многих угодников Божьих, хранящихся там и являющихся его святынями.

Расписание богослужений в новом храме Сретенского монастыря

Несмотря на то, что собор возведён на территории обители и является монастырским храмом, деятельность клира направлена в равной степени и на духовное окормление прихожан, для которых его двери всегда открыты. Более того, как было сказано выше, при составлении проекта собора была учтена возможность проведения богослужений не только внутри помещений, но и при большом скоплении народа, под открытым небом возле нового храма Сретенского монастыря.

Расписание богослужений при этом составлено таким образом, чтобы удовлетворить духовные запросы как братии, так и мирян. В будние дни специально для насельников обители в 6:45 проводится братский молебен, а затем в 8:00 Божественная литургия, на которую собираются все желающие. Вечерняя служба также общая и начинается в 18:00. В праздничные же дни график несколько меняется. Проводятся две литургии ─ ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00. Вечерняя служба начинается так же, как и обычно - в 18:00.

Сретенский монастырь - удивительное место в центре Москвы olga_sorokina wrote in October 12th, 2017

Год назад, проходя по Большой Лубянке и увидев купола нового собора, я, влекомая любопытством и какой-то ещё неведомой силой, шагнула за ворота Сретенского монастыря.

И так там оказалось душевно! Ходила я, ходила и мечтала только об одном, чтоб кто-то рассказал мне во всех подробностях
и о монастыре, и о храмах, и о людях, так или иначе связанных с монастырём одной судьбой.
Я интуитивно чувствовала, что это удивительное место!
И помню, что пообещала себе найти о нём побольше информации и обязательно сюда вернуться, когда откроется новый храм.

И вот вдруг нежданно негаданно случилась Экскурсия в Сретенский монастырь
И всё потому, что совсем недавно при монастыре начал работать

Экскурсии проводятся регулярно для всех желающих!
Можно заказать экскурсию заранее, а можно просто прийти в монастырь и присоединиться к ближайшей группе.
Три храма, уникальный баптистерий, крипта - это далеко не полный список того, что можно посмотреть во время экскурсии
по этому уникальному месту в самом центре Москвы.

Но обо всём по порядку.

Итак. Сретенский монастырь в Москве основан в конце XIV века на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери,
которая прибыла крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для совершения молитвенного стояния об избавлении Москвы от нашествия хана Тамерлана.

Список этой иконы

и сейчас украшает пятиярусный иконостас Собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери .

Этот пятиглавый соборный храм монастыря, построенный в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича, единственный из уцелевших в XX веке. Да, у Сретенского монастыря, как и у многих, судьба в годы советской власти была непростой. В 30-е годы XX века большая часть сооружений была разрушена, на территории велись массовые расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД. Офицерское общежитие было устроено и в Сретенском соборе, но это скорее благо, потому что уникальные фрески были просто наспех прикрыты фанерой, и благодаря этому уцелели.
И сегодня приходя в собор мы имеем возможность любоваться его росписью и его удивительными иконами.

Помимо списка Владимирской иконы Божией матери, что находится в иконостасе, в храме есть ещё одна Богоматерь Владимирская. Это та самая икона, что находилась в келье отца Иоанна (Крестьянкина).
Но я хочу рассказать вам ещё об одной удивительной иконе в иконостасе Сретенского собора. Иконостас в современном виде создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. И вот ещё в 1995 году появилась икона, на которой изображены члены расстрелянной царской семьи как символ новомученников российских, хотя официально царская семья была канонизирована в 2000 году.

Именно поэтому на иконе в Сретенском соборе нет имён, официально их тогда писать ещё было нельзя. Ну, разве не удивительный факт!

Но и на этом список Святынь собора не заканчивается!
В нём есть пристройка в виде Храма преподобной Марии Египетской с частицей мощей.

Но самое-самое находится в крипте. Там точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освящённая патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.
Благодаря негативу можно подойти близко-близко и рассмотреть все подробности.


Очень впечатляет!!!

Второе впечатляющее здание на территории монастыря - это здание семинарии .

Ещё в 1999 году при Святейшем Патриархе Алексии II было получено разрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так и появилось Сретенское высшее духовное училище, а через 5 лет оно было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня здесь учатся более 200 воспитанников.
Здание семинарии, украшенное майоликовыми панно, очень красиво снаружи.
Но не меньше хочется побывать внутри, где тоже много интересного.
И первое, что могут увидеть все, кто переступил порог семинарии, это своеобразный герб "Ангел, ведущий отрока ко Христу".

Как символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.

Но ещё больше поражает вестибюль на первом этаже, где находится удивительная фреска «Христос и Его ученики».

В центре - Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны - Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники.
Уникальность её и в том, на ней можно увидеть Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Да, они тоже ученики Христа.
А ещё на фреске изображены патриарх Алексий II, отец Иоанн (Крестьянкин) и почившие монахи Сретенского монастыря.

Перед фреской установлен интерактивный экран, с помощью которого можно всё подробно изучить и получить информацию обо всех, кто изображён.

И, наконец, расскажу про Новый храм. Тот, который ещё год назад был окружён строительными лесами и кранами.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Помните, сколько лет обычно строились храмы на Руси? Этот же красавец возник за три года!
В 2014 году был вырыт котлован, залит фундамент и построен первый этаж храма, а уже в 2016 освящены и подняты на свои места купола и кресты и практически закончена роспись нижнего храма.
Освящение состоялось 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня.
Храм получился красивым и величественным. Состоит из верхнего и нижнего храмов.
По пути к нижнему храму можно рассматривать фрески со сценами из Библии.

Но верхний храм поразил моё воображение! Просторный, светлый, наполненный воздухом, он дарит ощущение невесомости, полёта и звенящей радости единения с Богом!
Очень хороший получился храм!

Здесь же сейчас покоятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является Небесным покровителем Сретенского Монастыря и Сретенской Духовной Семинарии. После прихода к власти большевиков и гонений на Церковь, архимандрит Иларион был арестован, а в декабре 1923 года приговорен к трем годам заключения, сослан в Кемский лагерь, а затем на Соловки.

Я, конечно, не смогла рассказать обо всём, что узнала и увидела на экскурсии, так что советую вам самим отправиться в Сретенский монастырь на эту увлекательную экскурсию!
Кстати, у Паломнического центра Сретенского монастыря есть ещё и группа

В четверг, 25 мая, президент России посетил Сретенский монастырь, поздравил его наместника епископа Егорьевского Тихона с открытием нового храма и пообщался с представителями за границей. Накануне, в среду, глава государства поздравил с тезоименитством и приложился к мощам Николая Чудотворца. Лейтмотивом встреч стала драма Гражданской войны и ее последствия для церкви и всего народа. В год столетия двух революций президент вывел формулу, согласно которой надо учиться воспринимать историю целиком, ничего не замалчивая.

С недавних пор, гуляя по бульварам или петляя по переулочкам рядом с Лубянкой, невозможно не заметить пятиглавую церковь на холме: золотые купола с серебряной чеканной окантовкой. Новый храм стал архитектурной и смысловой доминантой квартала - 61 метр в высоту. Пока он стоял в лесах, сложно было оценить размеры. Теперь даже не верится, что он уместился на небольшом пятачке земли.

Впервые за многие десятилетия новый собор появился в историческом центре Москвы. Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, рассчитанный на две тысячи прихожан, был возведен необычайно быстро - за три года и три месяца. Стояла задача успеть к столетию революции. И успели. 25 мая, в день Вознесения Господня, храм был освящен патриархом.

Теперь старый собор, единственный из зданий монастыря уцелевший в XX веке, кажется совсем крошечным. А на фоне стоящей рядом семинарии с подключенным Wi-Fi и электронным табло, еще и по-детски простым и трогательным.

Между семинарией и храмом оградили место для прихожан, чуть поодаль устроили небольшую территорию для банкета под белыми шатрами. Всюду в этот день стояли охранники и дружинники. «Сколько их тут! Бог не выдаст, свинья не съест». - «Неверно: береженого Бог бережет. Так правильно», - обсуждали между собой верующие.

Прессе и ВИП-гостям выделили место на балконе нового храма. Пока длилась литургия и причастие, многие ждали на улице - не все желающие смоли уместиться внутри. Когда хлынул сильный дождь - побежали под своды старого собора. А священнослужители, ничуть не смутившись непогодой, вынесли два стола, несколько огромных корзин и начали раздавать прихожанам просфоры.

В своей проповеди патриарх говорил о достоинстве человеческой природы, которую стяжатели и властолюбцы оскверняют грехами. А затем обратился к главному событию. «Храм построен недалеко от известной Лубянки, где совершались неправедные суды над людьми, в том числе над нашими священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение», - напомнил патриарх Кирилл.

Лубянка была символом страданий наших людей, но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову, указал предстоятель Русской церкви.

Он награждал мэра Москвы и епископа Тихона орденом Святого князя Даниила Московского I степени, когда Путин вошел в храм. И, пока присутствующие не успели обратить на него внимания, приложился к мощам святителя Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря. Утром ковчег с мощами торжественно перенесли из старого храма и установили на четырех камнях, привезенных с Соловецких островов. Там, в лагере особого назначения, священномученик провел несколько лет жизни. Перекрестившись, Путин отошел назад и ждал, пока патриарх даст ему слово.

«Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать о том, как затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность - делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал президент.

Фото: Администрация Президента России

Путин отметил, что, на его взгляд, новый храм олицетворяет примирение и глубоко символично, что он открывается в год столетия Февральской и Октябрьской революций, «ставших отправной точкой для многих тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке». Не вдаваясь в рассуждения о причинах исторической драмы, Путин подчеркнул, что надо помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая.

По словам президента, саму российскую государственность невозможно представить без духовного, исторического опыта Русской православной церкви. И общая цель светской и духовной власти - «не допускать никакого ожесточения и никакого раскола».

Затем глава государства преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую тут же поместили на почетное место в алтаре. Патриарх и епископ Тихон, которого в СМИ часто называют духовником президента, провели Путина по храмовому комплексу. Через толпу прихожан все трое прошли к семинарии, где президента ждали иерархи Русской православной церкви за границей.

Она возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после Гражданской войны в России часть духовенства. Спустя 90 лет патриарх и митрополит Лавр подписали акт, по которому Русская православная церковь за границей стала самоуправляемой частью РПЦ.

«За долгие годы разобщенности, уходящей своими корнями в драму братоубийственной Гражданской войны, накопилось слишком много противоречий и взаимного недоверия. Но обе церкви, искренне стремясь к укреплению православия, укреплению нашей общей Родины, сумели достойно пройти этот путь», - сказал Путин.

О чем еще говорили церковные иерархи с президентом - осталось за закрытыми дверями. Впрочем, встреча длилась недолго - минут 15. Священнослужители, в свою очередь, подарили ему икону святителя Ионы Ханькоуского. День его памяти отмечается 7 октября - в день рождения Путина.

В целом президент провел в Сретенском монастыре чуть более часа и покинул его через боковой вход, так и не пообщавшись с прихожанами. Люди, вернувшиеся к храму после проливного дождя, начали потихоньку расходиться.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

25 мая 2017 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершено великое освящение нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в древнем московском Сретенском монастыре.

Новый собор на территории Сретенского мужского монастыря возводился на протяжении более трех лет на пожертвования. Его построили к 100-летней годовщине революционных событий 1917 года.

Закладной камень на месте строительства 28 декабря 2013 года освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Высота храма — 61 метр, а общая площадь фресок составляет более 6 тысяч квадратных метров. На двух этажах в стилобатной части разместятся просветительский и молодежный центры.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на территории Сретенского мужского монастыря олицетворяет собой и память тех, кто пострадал за веру в период богоборчества, кто погиб в ходе репрессий; и вместе с тем он олицетворяет примирение.




Сретенский монастырь и новый храм

Действующий ныне мужской Сретенский монастырь был основан в 1397 году. В 1917 году Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы за православие, но в 1925 был закрыт, а в 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря была разрушена. На их месте разместилось общежитие офицеров НКВД, а на монастырской территории велись расстрелы. В память о жертвах при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест.

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской православной церкви и открыт как приходской храм. В 1993 году открыто подворье Псково-Печерского монастыря, которое через два года было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

При храме будут созданы два музея — новомучеников и Туринской плащаницы. Наместником нового монастыря стал епископ Егорьевский Тихон.

Публикации по теме