Что делать если отчислили из университета 2 курс. Отчисление из ВУЗа: подробное FAQ

В разгар сессии студентов начинают интересовать вопросы, связанные с отчислением. Если вы перешли на эту статью через поиск, то процентов 80%, что вы учитесь на первом курсе. Постараюсь ниже полностью раскрыть тему и ответить на самые популярные вопросы касающиеся отчисления из российских вузов.

Вначале пару слов об отчислении в общем, затем ответы на частые вопросы. Если статья не ответила на ваш вопрос - задавайте его в комментариях.

В российских вузах отчисляют неохотно . Потому что у нас образование - это бизнес. ВУЗы можно сравнить с продуктовыми магазинами, нас с пришедшими покупать хлеб. Мы вынуждены ходить в магазины и покупать хлеб, тк без него нам будет не очень хорошо.

По стране в целом это так, однако правило не распространяется на лучшие вузы. По причине того, что в эти самые лучшие вузы традиционно большая конкуренция и у них нет нужды в деньгах/студентах. Получается, что топовые вузы студентам нужнее, чем студенты этим вузам. Логика такая: этого отчислим, на его место 100 таких попросятся. Если продолжать аналогию, то средние/мелкие университеты - это продуктовые магазины, встроенные в первый этаж вашего дома, а топовые ВУЗы - крупные супермаркеты.

Совсем по-другому обстоит ситуация в райцентрах и различных негосударственных ВУЗах, которые по большей части живут на деньги студентов-платников. Как выгонишь того, кто тебя кормит? Хз.

И не только платные университеты грешат нежеланием отчислять конкретно не справляющихся с учебным планом студентов. Государственные бюджетные вузы, расположенные в столицах небольших регионов, также вынуждены терпеть, так как, во-первых, лучшие едут в Москвы-Казани, а те, кто остаются, либо не смогли поступить в вышеперечисленные города из-за низких баллов ЕГЭ, либо не вывезут проживание в столице финансово, во-вторых, опять же деньги.

Объясню: бюджетные вузы получают определенную сумму за промежуток времени за КАЖДОГО бюджетного студента . Это в дополнении к тем, кто учится платно. Чем больше студентов, тем больше бабок. Все просто. Про то, за что конкретно отчисляют, чуть ниже.

СРАЗУ как только поступите, пробейте отношение к должникам. Бывает такое, что в пределах вуза, один факультет относится к должникам снисходительно, другой отчисляет направо налево.

За что могут отчислить из университета?

1) Не выполнение учебного плана.

Самая частая причина – отчисление за неуспеваемость из ВУЗа. Отчисляют за то, что вовремя не сдал зачеты/экзамены.

Могут ли отчислить из университета за долги?

За сколько долгов отчисляют?

Сильно зависит от университета. У знакомого, учащегося в ИТМО, полгруппы отчислили после 1-й первой сессии. ИТМО относится как раз к «топовым» университетам.

Могут ли отчислить за 1 долг?

Того самого знакомого отчислили за 1 долг) Но, как правило, если вы учитесь в ВУЗах средней величины и тех, о которых я говорил выше, некоторые время после окончания сессии беспокоиться не о чем.

Отчисляют ли с платного?

Вам надо сильно постараться, чтобы вас отчислили с платки. При всем при этом, если путать берега сильнее обычного, то все может быть.

2) Порча имущества ВУЗа, прочая дичь

Без комментариев, все понятно.

Вывод: пробиваете отношение через старшекурсников к должникам и действуйте по ситуации. Если зная то, что относятся реально строго, вы будете ебланить, то ответственность за последствия полностью на вас.

Если это не произошло по собственному желанию, то отчисление из ВУЗа для студента является настоящей катастрофой. На самом деле случаев добровольного ухода студентов из высших заведений достаточно мало. Обычно отчисляют студентов из академий, университетов и институтов за проступки с его стороны. Причиной для отчисления студента из ВУЗа Кургана может стать:

  • его неуспеваемость по трем и более учебным дисциплинам, если задолженность не ликвидирована в определенные сроки;
  • без уважительной причины не прохождение итоговой аттестации;
  • большое количество пропусков занятий без уважительных причин (от 30 дней в учебном году);
  • не оплаченное обучение в предусмотренные сроки;
  • невыполнение студентом систематически каких-либо обязательств.

Таким образом, причин для отчисления из ВУЗа достаточно много. И на практике эти причины встречаются очень часто. Например, только в 2010-2011 учебном году из курганских ВУЗов было отчислено порядка 15 тыс. студентов со всех форм обучения. Из общего числа студентов 1641 человек были отчислены из университетов Кургана - с дневной формы обучения 837 человек и с заочной формы обучения 804 человека. За последние годы довольно много студентов, в том числе и первокурсников, отчисляются из ВУЗов Кургана. Большая часть студентов отчисляется по причине неуспеваемости. К таким студентам относятся обычно те студенты ВУЗов, которые при поступлении имели низкие проходные баллы. Случались ситуации, когда абитуриент становился студентом, имея всего 1, 2, или 3 балла. Такие абитуриенты зачислялись в учебное заведение, но по уровню своей подготовки не могли обучаться и по итогам 1 или 2 семестра таких студентов отчисляли.

Что делать дальше, если Вас всё-таки отчислили из ВУЗа? В такой ситуации возможны несколько вариантов. Во-первых, можно попытаться восстановиться в том же учебном заведении, из которого Вы были отчислены. В том случае, если раньше не было каких-либо временных ограничений, то в настоящее время, с момента принятия новейшего Кодекса об образовании, воспользоваться правом на восстановление можно только в течение трех лет со дня отчисления. По окончании этого срока придется поступать на общих основаниях. Это нововведение не стало неожиданностью лишь для курсантов «силовых» ВУЗов и слушателей военных факультетов гражданских высших учебных заведений. Они раньше могли восстанавливаться не раньше, чем через десять месяцев после отчисления и не позднее трех лет. Во-вторых, если же продолжать обучение хочется, но к бросившему Вас учебному заведению не лежит душа, то стоит попробовать свои силы в другом учебном заведении. А можно и вообще отправиться в свободный полет: есть немало примеров, когда люди, не имеющие высшего образования, добивались больших успехов, а специалисты с дипломами высшего образования оставались всю жизнь низкоквалифицированными работниками.

Подробные советы тем, кто был отчислен из ВУЗа:

1. Идти учиться в другой ВУЗ

Студентам, которые были отчислены, следует попробовать устроиться на учебу в другое учебное заведение. Причем некоторые ВУЗы новых студентов принимают не только летом, но и вначале второго семестра после окончания зимней сессии.

Но тут есть одно условие: все предыдущие сессии должны быть сданы полностью. Однако если у Вас есть академическая справка или учебные программы полностью совпадают, то можно перевестись даже с задолженностями.

«Мне хотелось перевестись в собственном университете на другой факультет, но оказалось, что там большая разница в изучаемых предметах - говорит студентка Елена. - Мне пришлось уйти в другой ВУЗ Кургана, который был рангом ниже, однако туда меня приняли без излишних заморочек на платное отделение. Мне не пришлось терять год - и все довольны».

Вполне вероятно, что Вам всё-таки придется заново пройти программу курса, с которого Вы были отчислены. В этом случает плюс всего один: поменяйте университет на более престижный, хоть и придется при этом потратить время.

2. Пройти кратковременные курсы

Если не получается восстановиться в ВУЗе, то освободившееся время можно потратить на курсы. Такие образовательные программы обычно платные, но, потратив свои средства, Вы можете получить неплохое образование, возможно, по совсем другой специальности.

Можно заняться тем, что улучшить свои знания по тем предметам, из-за которых Вы были отчислены. Занятия с репетиторами из ВУЗов стоят порядка 1000 рублей за академический час. Улучшив свои познания в определенном предмете, Вы сможете легко сдать его в следующий раз.

3. Начать работать

Отчисление из ВУЗа часто сопровождается финансовыми проблемами: студенту приходится переходить на самообеспечение, так как родители отказывают в финансовой поддержке нерадивому студенту.

Вы можете попробовать найти работу и начать с самого низкого уровня в карьере. Однако, такие вакансии наиболее привлекательны в крупных компаниях, где у Вас есть возможность закрепиться и успешно продвигаться по карьерной лестнице.

Когда в следующем году у Вас будет возможность восстановиться в университете, то при хорошем стечении обстоятельств можно подумать и о заочном отделении, чтобы совмещать учебу в Кургане с работой.

Медицинский - не могла сдать органическую химию, преподаватель очень много хотел "заниматься по вечерам" один на один, а потом валили с математикой, пересдавала один и тот же зачет 27 раз, результат никто не показывал, просто говорили что не сдала. Кто ж знал, что каждый год у них есть список кого нужно отчислить или "подтолкнуть" к отчислению, и бюджет - в первую очередь. Пошла туда после 11, потому что с моим набором экзаменов было, в принципе, больше и некуда, а это казалось мне интересным - из семьи медиков, 12 лет в больнице ошивалась каждый день пока мама работала. Учиться было не тяжело, не считая преподавателей, которые очень близки к материалам в анатомичке и их требования иногда сводили с ума, например, однажды анатомию поставили в 6 утра. Я жила в другом городе, первый автобус начинал ходить в 6.05, нужно добраться в дальний район этого другого города, что занимало в обычное время около 2х часов. Итого - несколько раз у меня были прогулы, хотя я пыталась и к преподавателю подходить, и в деканат, но бесполезно - "твои проблемы, ты знала куда идешь учиться и что у нас куча корпусов на разных концах города". К концу первого курса я ушла. Мне осточертело мучать свой организм (вставать в 5, приезжать в 10-11 (по 2 часа в обе стороны), заниматься до 3-4 утра, ну и так далее), бегать от химика (банальное я не буду с вами спать не срабатывало - девочки же всегда подразумевают да под нет), сдавать каждую неделю математику и бороться с этой напрочь застарелой системой, где цвет полосок воротничка на халате может поспособствовать не допуску на лекцию или вовсе на экзамен.
Родители после этого, конечно, взбесились. Кричали, пытались наказать, унижали, однажды в сумку положили номер службы по вызову и подпись "теперь тебе только туда". Мне не то чтобы было страшно стыдно или случился конец света, но когда все вокруг считают тебя достаточно умным для вышки и тыкают что без образования твое место на свалке - это влияет на тебя поверх собственных ощущений и желаний.

Поэтому я собрала документы и пошла в пед на психфак, снова бюджет (больше документы с прошлого года особо выбора не давали). Тогда я съехала от родителей, работала и как-то непонятно зачем это все мне было. Психология мне страшно не понравилась, атмосфера была почти такая же. Я каким-то чудным образом дотянула еще год (у нас был прекрасный куратор, и ее предмет я посещала всегда) и отчислилась, припрыгивая и светясь от счастья, уходя в тот день из вуза.

Тогда появилась нормальная постоянная работа, и следующим вузом был уже платный с вечеркой - "переводчик". Там я проучилась два года, и более-менее все было неплохо, если не считать того, что работать, а потом 5 часов сидеть и заставлять мозги шевелиться - чертовски тяжко. А потом нам поменяли учителя английского, с которым мы страшно не подружились. Каждая пара была сорвана...мной) Мне расхотелось учиться почти что совсем, я забрала документы ииии... перевелась в другой вуз на заочку.

Четвертый уже банально надоел. Из-за разницы предметов я бесконечно что-то учила, бегала за преподами и каждый раз уходила ни с чем. Некоторые были ужасно упрямыми и отправляли обратно откуда пришла. Политика и МЭО оказались совсем не моим и хотелось блевать от каждой пары. Английский почти не изучали. Было жалко денег за фактически самообучение. И я снова ушла. После уже не хотелось никуда идти. Давно уже было все равно будет ли эта корочка или нет.

В пятый вуз я пошла снова на заочку, потому что специальность казалась интересной и она была полезна для моей работы. Я была в восторге после первой сессии - это было почти обычное обучение - интересные пары, потрясающие преподаватели, все чудесно. На вторую сессию назадавали бесконечное количество рефератов, в сессию их спрашивали и это и был зачет, или в сессию выдавали билеты. С одной стороны все очень просто - гугл, ворд, клавиатура, потраченная бумага, так 8 раз и диплом твой. Мечта, а не учеба. С другой стороны - а зачем мне это? В общем-то кроме картонки в виде диплома мне не прибудут знания. Все, что нужно для работы я изучала сама, и оно было гораздо интереснее и полезнее. Но ушла я оттуда потому что уехала в другую страну - наконец-то поиски программы с минимумом затрат дали плоды. За год подтянула язык, начала другой для того, чтобы поехать сначала по примерно такой же программе как сейчас (освоиться и доучить язык до нужного уровня), а после нее поступить в той же стране в вуз на специальность, которая не о том, что будет в конце, а о том, что будет в процессе, это интересно мне именно для процесса дальнейшего саморазвития, моего и профессионального.

Жалею ли я хоть об одном из них? Нет. Они были необходимым "злом" для нужных выводов и изучения что же мне действительно хочется делать. Жалею ли я что у меня нет вышки? В большей степени нет, но иногда я всерьез разочаровываюсь в вакансии, когда диплом требуется для галочки, хотя вакансия совсем от него не зависит. Я не чувствую себя ущербной, не чувствую что упустила что-то важное в жизни, не чувствую что я никогда не смогу найти хорошую работу или что-то такое. Я способна сама себя развить до чего угодно (чем и занималась всегда), выучить языки, научиться делать что угодно (от как сделать сайт до как класть плитку на стену или делать пол), и мне не нужно чтобы в бумажке мне написали что я это умею. Да, я собираюсь в ближайшие три года на учебу снова, в последний раз, но это больше о возможностях - о технике, которая у них есть, о местах где можно попробовать себя во всех направлениях и выбрать свое (сейчас физически я просто не могу это сделать), о ресурсах, о площадке, о наработке базы, об открытии того, о чем я просто не подозреваю. Я общалась с выпускниками, учителями по этой специальности в этом конкретном вузе, и это что-то вроде осознанного выбора. Мне совершенно все равно будет ли у меня в итоге диплом, он все равно особо не повлияет на работу в силу специальности, мне важно получить именно это сопровождение.

1. Общие положения

1.1. Установленный порядок перевода, отчисления и восстановления студентов подразумевает всестороннее, объективное рассмотрение этих вопросов, полностью исключающее дискриминацию и ущемление прав личности.

1.2. Определяющим условием восстановления, зачисления или перевода студентов является их возможность успешно продолжить обучение.

2. Отчисление студентов университета

2.1. Обучение студентов в вузе может быть прервано по уважительным и неуважительным причинам. Наличие у студента объективных обстоятельств, вынуждающих его прервать обучение в вузе, является уважительной причиной, позволяющей отчислить студента по собственному желанию.

2.2. К неуважительным причинам отчисления относятся:

2.2.1. Отчисление по собственному желанию без указания причин отчисления.

2.2.2. Академическая неуспеваемость по итогам экзаменационной сессии (если имеются три и более задолженностей, включая неудовлетворительные оценки по курсовой работе, практике или другому дифференцированному зачету), а также по неудовлетворительным итогам пересдач задолженностей, когда студентом использованы две попытки пересдачи или уже истек срок ликвидации задолженности (один месяц следующего семестра после зимней сессии и период летних каникул после летней сессии).

2.2.3. Нарушение учебной дисциплины, выразившееся в утере связи с университетом, или систематические прогулы занятий (свыше 50%) в течение месяца без уважительных причин.

2.2.4. Неявка студента в университет к началу семестра или по окончании срока академического отпуска в течение 15 дней без уважительной причины.

2.2.5. Совершение антиобщественных поступков или систематическое нарушение студентом правил внутреннего распорядка университета и правил проживания в общежитии, влекущих за собой административное или уголовное наказание.

2.2.6. Нарушение условий договора (для студентов, обучающихся на платной основе).

3. Порядок оформления документов при отчислении студентов

3.1. При отчислении по собственному желанию студент пишет заявление на имя ректора университета, получает на заявлении визу декана или его заместителя по учебной работе. После этого заявление поступает в учебный отдел. При отчислении по уважительной причине необходимо к заявлению приложить документ, подтверждающий причину отчисления. Отчисление по собственному желанию производится при условии, что студент на момент подачи заявления не имеет академической задолженности.

3.2. При отчислении по причинам, указанным в пп. 2.2.2 -2.2.6, декан подает на имя ректора представление, в котором он предлагает отчислить студента, указывая при этом причину отчисления. Не рекомендуется представлять студента к отчислению по нескольким причинам. Следует указать основную, а при изложении конкретных фактов приводить и другие причины, если таковые имеются. При этом отчисление студентов по причине, указанной в п. 2.2.5, производится с учетом мнения студенческого профкома.

Документы из деканата передаются в учебный отдел для подготовки проекта приказа.

Примечание : При отчислении из университета студенту по его требованию выдается академическая справка установленного образца и подлинник документа об образовании, находящийся в личном деле студента.
При отчислении студентов дневной формы обучения виза декана должна содержать рекомендацию о выселении студента из общежития, если он там проживал.

4. Перевод студентов университета

4.1. Перевод студентов в другой вуз по любой форме обучения производится с согласия ректоров обоих вузов. Студент пишет заявление на имя ректора университета и получает на нем визу декана. Получив документ, подтверждающий согласие ректора на перевод, студент заверяет его подпись гербовой печатью в отделе кадров.

Студент может быть переведен в другой вуз как в период каникул, так и в течение семестра, но при условии, что он не подлежит отчислению из университета по причинам, указанным в пп. 2.2.2 - 2.2.5.

4.2. Перевод внутри вуза.

4.2.1. На родственную специальность по любой форме обучения студент может быть переведен при условии выполнения учебного плана по прежней специальности, сдачи разницы в учебных планах по новой специальности с учетом наличия вакантных мест.

Перевод осуществляется в период летних или зимних каникул на второй и последующие курсы на основании личного заявления студента. Для этого необходимо согласие деканов обоих факультетов или декана одного факультета, если перевод осуществляется в рамках факультета.

При переходе студента с одной основной образовательной программы на другую ректор издает приказ. В приказе может содержаться специальная запись об утверждении индивидуального 1 плана студента по сдаче необходимого учебного материала (ликвидации академической задолженности), если студент не может 1 освоить учебный материал самостоятельно.

У студента остается его студенческий билет и зачетная книжка, в которые вносятся соответствующие исправления, заверенные подписью ректора (проректора) и печатью вуза. В зачетной книжке делаются записи о сдаче разницы в учебных планах. Перевод со специальности на специальность на первом курсе может быть произведен только в рамках одного факультета при общем конкурсе и полном совпадении вступительных экзаменов.

4.2.2. Перевод с одной формы обучения на другую в рамках одной специальности производится приказом ректора на основании личного заявления студента с согласия декана в период каникул, не ранее чем по окончании первого курса.

Переводу с вечерней на дневную форму обучения подлежат студенты, успешно сдавшие разницу в учебных планах и имеющие только отличные и хорошие оценки. При переводе студентов необходимо учитывать наличие на соответствующем курсе вакантных мест.

4.2.3. Перевод в другую академическую группу в рамках одной специальности осуществляется по приказу ректора с учетом целесообразности этого перевода на основании личного заявления студента.

4.2.4. Студент, обучающийся на платной основе, может быть переведен на бюджетное место (при наличии вакансий на данном курсе) по решению ученого совета факультета (университета). При этом студент, обучающийся на бюджетной основе и нуждающийся в изменении формы обучения (переводе с вечернего на дневное отделение и т.п.), обладает преимущественным правом при условии обучения на "хорошо" и "отлично".

Примечание : Если перевод студента в другой вуз или на другую специальность противоречит его индивидуальному договору с предприятием, учреждением, организацией, то его ответственность за этот шаг определяется условиями договора, заключенного в соответствии с приказом Госкомвуза РФ от 26.09.95 г. № 1335 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
При согласии на перевод виза декана на заявлении студента должна содержать информацию об отсутствии задолженности, ликвидации разницы в учебных планах, размере назначаемой стипендии, группе и курсе, на который переводится студент.

5. Восстановление в число студентов университета и зачисление в порядке перевода из другого вуза

5.1. Общие положения.

Восстановление в число студентов университета и перевод производятся на конкурсной основе, как правило, на второй и последующие курсы в период каникул с учетом наличия вакантных бюджетных мест на данном курсе1 и при условии сдачи задолженностей по учебному плану за предыдущие курсы или разницы в учебных планах.

Предпочтение при восстановлении рекомендуется отдавать лицам, прервавшим обучение в вузе по уважительной причине (см. п. 2.1.). Собеседование с лицами, претендующими на восстановление или перевод в университет, проводит специально сформированная комиссия факультета, в компетенцию которой входит определение уровня подготовки и возможностей претендента успешно продолжить обучение в университете. При этом следует иметь в виду, что разница в учебных планах по сравнению с планами ЯрГУ не должна превышать трех-четырех дисциплин, включая экзамены и зачеты.

Гражданин имеет право на восстановление в университет в течение 5 лет после отчисления из вуза по собственному желанию или по уважительной причине и в течение 3 лет - после отчисления по неуважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного соответствующим стандартом (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год. Исключения могут быть допущены только для определенных категорий граждан по согласованию с Минобразованием России.

Восстановление и перевод на первый курс производятся в порядке исключения не ранее чем со второго семестра. При этом каждый случай рассматривается строго в индивидуальном порядке.

За гражданами, призванными на военную службу в период обучения в государственных образовательных учреждениях профессионального образования, при увольнении с военной службы сохраняется право на продолжение образования в том образовательном учреждении, где они обучались до призыва.

Военнослужащие, имеющие незаконченное высшее или высшее военное образование, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право на зачисление в университет без вступительных экзаменов на первый и последующие курсы.

Прием указанных лиц производится в течение всего учебного года дополнительно к установленному университету плану приема2 .

Для лиц, обучавшихся ранее в аккредитованных вузах, ликвидация разницы в учебных планах или сдача задолженности, производимая еще до зачисления в университет, проходит на платной основе в соответствии с Положением ЯрГУ о порядке образования, распределения и использования фондов внебюджетных средств, утвержденным 10.06.97 г., а перезачет оценок по дисциплинам, изученным ранее, - в соответствии с приказом ректора ЯрГУ от 11.02.96 г. № 42.

Перевод граждан, получающих образование в неаккредитованных вузах, может осуществляться после аттестации через экстернат в соответствии с пунктами 4 и 5 Положения об экстернате, утвержденного приказом Минобразования России от 14.10.97 года №2033, кроме тех направлений и специальностей, получение;; которых в форме экстерната не допускается.

При наличии вакантных бюджетных мест на соответствующем курсе обучения по интересующей гражданина основной образовательной программе нельзя проводить восстановление (перевод) на договорной основе с оплатой юридическими или физическими лицами, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

При положительном решении вопроса о восстановлении или зачислении виза декана на заявлении претендента должна содержать информацию о ликвидации им задолженностей или разницы в учебных планах, курсе и группе, куда он зачисляется, размере назначаемой стипендии.

Лица, рекомендуемые деканатом к зачислению в университет, заполняют анкету для внесения информации о них в банк данных ЭВМ. Заполненная анкета прилагается к заявлению и передается вместе с остальными документами в учебный отдел.

5.2. Восстановление лиц, отчисленных из ЯрГУ, производится на основании их личного заявления с учетом результатов собеседования, проводимого комиссией факультета. При определении семестра, с которого студент может возобновить обучение, не следует без явной необходимости допускать восстановление на курс, на котором студент уже обучался до отчисления.

При восстановлении студента на курс, с которого он был отчислен, декан указанием по факультету определяет, какие из имеющихся у студента оценок перезачесть и по каким дисциплинам студент обязан вновь сдавать экзамены и зачеты.

5.3. Зачисление лиц, прервавших ранее обучение в других вузах, производится на основании их личного заявления на имя ректора университета и академической справки установленного образца.

На основании собеседования, проводимого комиссией факультета, и изучения представленных документов деканат может принять решение о допуске гражданина к сдаче разницы в учебных планах, если таковая имеется. Информация об итогах собеседования, разница в планах, сведения о выданных направлениях на сдачу экзаменов и зачетов фиксируются деканом на заявлении студента.

5.4. Перевод студентов из другого вуза в ЯрГУ производится по итогам собеседования, проводимого комиссией факультета, и анализа представленных документов (заявление с подтверждением согласия на перевод ректора другого вуза. Подпись последнего должна быть заверена гербовой печатью. Ксерокопия правильно оформленной зачетной книжки, заверенная подписью декана и печатью факультета).

После принятия комиссией положительного решения студент пишет заявление на имя ректора университета с просьбой о зачислении в порядке перевода из вуза, в котором он ранее обучался. На заявлении фиксируется решение комиссии о допуске студента к ликвидации разницы в учебных планах, дается перечень этих дисциплин и делается отметка о выдаче направлений на сдачу недостающих экзаменов и зачетов.

При переводе студентов на ту же основную образовательную программу, по которой он обучался ранее, или родственную основную образовательную программу, сдаче подлежит:

  • разница в учебных планах, возникшая из-за методических отличий в последовательности реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта по направлению подготовки или специальности;
  • разница в дисциплинах, устанавливаемых Ученым советом вуза.

Дисциплины, изученные студентом по его выбору в вузе, из которого он переводится, перезачитываются принимающим вузом без дополнительной аттестации.

В других случаях перевода, сопровождающихся переходом на другую основную образовательную программу, перечень дисциплин (разделов), подлежащих сдаче, и их объемы полностью определяет принимающий факультет по согласованию с заинтересованной кафедрой в соответствии с

Положением о порядке перезачета оценок.

На заявлении студента, ликвидировавшего разницу в учебных планах, декан констатирует этот факт и рекомендует ректору допустить студента до занятий в соответствующую группу определенного курса. Одновременно решается вопрос о назначении стипендии.

При положительном решении вопроса о переводе студент допускается до занятий приказом ректора. Ему отделом кадров выдается на руки (или отправляется по почте в вуз, где обучался студент) справка установленного образца (см. Приложение ).

Указанную справку и письменное заявление об отчислении в связи с переводом студент представляет в высшее учебное заведение, в котором он обучался.

На основании представленной справки и заявления студента ректор вуза, из которого студент переводится, в течение 10 дней со дня подачи заявления издает приказ о его отчислении с формулировкой: "Отчислен в связи с переводом в.... вуз". Из личного дела студента извлекается и выдается ему на руки документ об образовании, на основании которого он был зачислен в вуз (далее - документ об образовании), а также оформляется и выдается академическая справка установленного образца.

В личном деле остается копия документа об образовании, заверенная вузом, и выписка из приказа об отчислении в связи с переводом, а также сданные студентом студенческий билет и зачетная книжка.

В университете формируется и ставится на учет новое личное дело студента, в которое заносится заявление о переводе, академическая справка, документ об образовании и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода, а также договор, если зачисление осуществляется на место с оплатой стоимости обучения.

5.5. Зачисление лиц, имеющих высшее образование, для получения второй специальности производится по договору на условиях полной самоокупаемости на основании диплома и вкладыша в диплом или их копий, заверенных нотариально, и личного заявления на имя ректора университета.

При соответствии ранее полученной подготовки вновь избранной специальности и при условии выполнения в предшествующем вузе в полном объеме учебного плана за первый и последующие курсы по специальности ЯрГУ указанные лица, независимо от профиля их работы, могут быть зачислены соответственно на второй или последующие курсы. При невозможности зачисления на второй курс в силу несоответствия пройденных дисциплин или программных требований, желающие получить вторую специальность поступают в университет на общих основаниях.

Вопрос о правомерности восстановления претендента на второй или последующие курсы решает комиссия факультета на основании собеседования с ним и анализа представленных документов. Решение комиссии и прочие записи на заявлении делаются в порядке, изложенном в разделе 5.4.

5.6. Зачисление в университет граждан, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями из числа имеющих незаконченное или законченное высшее военное образование, производится на основании личного заявления на имя ректора, диплома о высшем образовании и приложения к диплому или их нотариально заверенных копий (академической справки для имеющих незаконченное высшее военное образование) и документа об увольнении в запас по вышеизложенным причинам.

Зачислению на второй и последующие курсы должна предшествовать сдача разницы в учебных планах за соответствующий курс, которая устанавливается комиссией факультета, проводящей собеседование.

5.7. Студенты, желающие реализовать свое право на изучение любых дополнительных курсов, преподаваемых в университете или другом вузе, включая прохождение интересующих их видов практики, пишут заявление на имя ректора с просьбой разрешить посещать занятия на другой специальности (направлении) по определенным дисциплинам и сдавать по ним экзамены и зачеты.

При согласии декана, подтвержденном письменно на заявлении студента, ректор рассматривает заявление и при положительном решении издает приказ по университету.

При допуске к занятиям студентов других вузов требуется согласие ректоров обоих вузов.

На специальностях, пользующихся особой популярностью у студентов, с целью предотвращения переполнения академических групп Совет факультета может ежегодно устанавливать определенную квоту, отбирая претендентов на конкурсной основе.

Итоги сдаваемых студентами экзаменов и зачетов фиксируются в отдельной ведомости, которая хранится в деканате факультета, где студент слушает курсы. Кроме того, оценки заносятся в зачетную книжку студента и в направления, выдаваемые студенту деканатом факультета, на котором он слушает дополнительные дисциплины. Эти направления студент сдает в деканат по основному месту учебы, где они подшиваются к экзаменационным ведомостям группы. По окончании студентом университета оценки по дополнительно изученным дисциплинам вносятся в приложение к его диплому.

6. Порядок предоставления студентам академического отпуска

6.1. Основанием для предоставления студентам академического отпуска по медицинским показаниям является снижение трудоспособности вследствие нарушения функций организма, обусловленного хроническими заболеваниями, анатомическими дефектами, длительными и частыми заболеваниями.

Вопрос о предоставлении академического отпуска по болезни решает ректор на основании заключения ВКК или главного врача студенческой поликлиники. Медицинское освидетельствование студента производится на основании запроса деканата по этому поводу. Справка ВКК и личное заявление сдаются студентом в деканат, а оттуда с соответствующей визой декана или его заместителя передаются в учебный отдел для оформления проекта приказа.

Студенты 1-го курса дневного отделения во всех случаях обострения хронических заболеваний, сопровождающихся временной утратой трудоспособности в течение четырех месяцев в учебном году, отчисляются из университета или переводятся на другой факультет, где обучение по состоянию здоровья не противопоказано. Вопрос о предоставлении академического отпуска студентам 1-го курса решает администрация университета строго в индивидуальном порядке.

Студенты, не высказывающие жалоб на состояние здоровья до начала экзаменационной сессии, но получившие во время сессии неудовлетворительные оценки и возбудившие после этого ходатайство о предоставлении академического отпуска, считаются неуспевающими, и академический отпуск им не предоставляется.

Срок академического отпуска по болезни ограничивается одним годом.

6.2. Академический отпуск студенткам по беременности и родам предоставляется на основании медицинской справки из женской консультации. Отпуск по уходу за ребенком сроком до трех лет может быть предоставлен студентам на основании копии свидетельства о рождении ребенка и личного заявления на имя ректора.

6.3. Отчисление студента с правом восстановления (вне зависимости от наличия вакантных мест) в связи с призывом на действительную военную службу производится на основании личного заявления студента на имя ректора и копии повестки райвоенкомата.

Примечание : Возвращение студентов из академического отпуска и отпуска по уходу за ребенком оформляется приказом ректора на основании личного заявления студента, а в случае, указанном в п. 6.1., студент представляет также медицинскую справку из студенческой поликлиники после обследования по заболеванию, явившемуся причиной отпуска.

6.4. Правом повторного обучения на одном из курсов пользуются студенты, не выполнившие учебный план за данный курс, в связи с продолжительными пропусками занятий (не менее 1,5-2 мес.) по болезни, по уходу за больным членом семьи, в связи с длительными служебными командировками и другими обстоятельствами, подтвержденными в каждом конкретном случае соответствующими документами.

На повторное обучение могут быть оставлены студенты, возвратившиеся с действительной военной службы в течение учебного года и не выполнившие в связи с этим программные требования за соответствующий курс.

Используемые нормативные акты:

  1. Закон РФ о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.93 г. № 597).
  3. Устав Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (утв. 30.11.93 года).
  4. Приказ Министерства образования РФ от 24.02.98 г. № 501 "Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения РФ в другое".
  5. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (принят Государственной Думой 06.03.98 г.).

Приложение
к Порядку перевода студентов
из одного высшего учебного заведения
Российской Федерации в другое

Угловой штамп вуза Дата выдачи и регистрационный номер

СПРАВКА Выдана__________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) в том, что он(а) на основании личного заявления и ксерокопии зачетной книжки _________________________________________________________________________________ (дата выдачи и регистрационный номер зачетной книжки) выданной___________________________________________________ (полное наименование вуза) был(а) допущен(а) к аттестационным испытаниям, которые успешно выдержал(а). Данное лицо будет зачислено переводом для продолжения образования по основной образовательной программе по направлению подготовки (специальности) __________________________________________________________________________________ (наименование в соответствии с действующим классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования) после предъявления документа об образовании и академической справки.

Ректор (проректор)_______________________________(Подпись)

(Сост. В. П. Исаева; Яросл. гос. ун-т, Ярославль, 1998)

Отчисление из учебного учреждения, в которое ребенок действительно мечтал поступить, – трагедия. Родителям надо взять себя в руки, постараться понять его внутреннее состояние, чувства, а не рассказывать каждую секунду, какой он лоботряс и безответственный бездельник. Ребенку и так очень плохо. Ругать, унижать – самый простой, но неконструктивный, недостойный родителя выход. Это не помощь любимых близких.

А что же делать, если ребенок оказался отчисленным? Как помочь ему? Сначала необходимо разобраться, почему это произошло. Ведь из колледжа дети просто так не уходят, они прекрасно понимают, что необходимо получить образование, профессию.

Серьезно, спокойно поговорите с любимым чадом. Намерен ли он продолжить учебу в этом колледже? Если ребенок поступил с низкой успеваемостью, не исключено, что ему очень тяжело учиться, он не понимает материал. Совместно поставьте цель восстановиться в колледже и в следующем учебном году с новыми силами и знаниями продолжить учебу. Но для этого ребенку придется заняться самообразованием, устроиться на соответствующие курсы, может быть, воспользоваться услугами репетиторов, чтобы повысить уровень своих знаний. Тогда появится возможность пересдать задолженности и продолжить обучение.

Может быть, он разочаровался в выбранной профессии и хотел бы получить другую? Тогда необходимо начать активно готовиться к поступлению или переводу в соответствующее учебное заведение.

Самое неприятное, если ребенок перестал учиться из-за лени, влияния асоциальных знакомых, завис в интернете или перед телевизором. Стремление учиться, получить образование, хорошую, интересную работу у таких ребят утрачивается. В этом случае ребенок может связаться с уличными компаниями, а вытекающие из этого последствия всем известны. Поэтому никаких «отдохну, потом возьмусь за учебу, работу»! Вчера отчислили, сегодня сходили в колледж, выяснили причины, а также возможность восстановления. А завтра – обложиться учебниками, устроиться на курсы, например, компьютерные, иностранного языка или подготовки по школьным предметам, а также на работу, чтобы оплачивать курсы, репетиторов. Начать же карьеру при таких обстоятельствах придется с самых азов – ведь без образования и профессиональных навыков и опыта работы возьмут только на неквалифицированные позиции. А в следующем учебном году восстановиться или поступить в другое учебное заведение и с новыми силами, закрепленными усердным самообразованием, знаниями, более осознанно и целеустремленно приступить к учебе. Возможно, ребенок предпочтет вариант совмещения работы и учебы. Но родителям нужно учесть один опасный момент: если ребенка устроит работа, заработная плата, он может вообще отказаться от попыток получить образование, желать чего-то большего. Человек привыкает ко всему. Прочитайте с этой позиции, к примеру, Абэ Кобо «Женщина в песках». Ребенок может привыкнуть довольствоваться малым, перестать стремиться к чему-то лучшему.

Если совершенно нет желания учиться в колледже, предложите получить профессию в училище. В отличие от колледжа, где система обучения напоминает вузовскую, в училище основное внимание уделяется овладению практическими навыками, необходимыми для будущей работы по выбранной специальности, а если поступили после 9-го класса – и получению среднего образования по программе общеобразовательной школы.

Молодые люди соответствующего возраста, оказавшиеся отчисленными, сначала отслужат в армии, и лишь потом задумаются о продолжении обучения.

Выходы из такой сложной ситуации, как отчисление, есть. Надо только понять причину происшедшего и действительные желания ребенка. Поставить цель и стараться ее достичь. Как бы вы ни переживали, как бы вам ни было плохо, не оставляйте ребенка один на один с проблемами. Помогите ему мудрым советом, предложенным в ненавязчивой форме, конкретным делом. Но ребенок должен отчетливо понимать, что образовавшееся свободное время (допустим, до начала следующего учебного года) – это не радостный отпуск, отдых в свое удовольствие, а упорный труд, наверстывание знаний, умений и навыков, отсутствие которых, скорее всего, и привело к отчислению.

Публикации по теме