Слова с двойной буквой ж. Удвоенные согласные в корне слова

Двойные согласные в корне или после приставки - тема несложная. Но некоторые слова включают в устной речи звонкий звук, отображающий на письме не одну, а две буквы. Примеры, в которых встречаются удвоенные согласные, изложены в статье.

В оправдание тех, кто не обладает стопроцентной грамотностью (а их большинство), стоит сказать, что речь, которую использовал Пушкин, - одна из самых сложных в мире. А потому правила орфографии необходимо время от времени повторять. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в написании

Двойное «ж»

В русском языке немало слов, написание которых не соответствует ни одному правилу. Так, двойное «ж» пишется в следующих словах:

  • жжение;
  • дрожжи;
  • вожжи;
  • жужжать;
  • можжевельник.

Но в случае чередования звуков «ж» и «з» пишется иначе. Например, глагол «визжать» происходит от существительного «визг». А потому, несмотря на то что в устной речи слышатся удвоенные согласные, пишется все же «зж».

Сложные слова

Единицы языка, именуемые сложносокращенными, при написании нередко вызывают сомнения. Если первая часть слова заканчивается буквой, с которой начинается вторая, имеют место удвоенные согласные.

  • роддом;
  • главврач.

Эти случаи не следует путать со словами, образованными из двух частей, одна из которых включает удвоенные согласные:

  • грампластинка (граммофонная пластинка);
  • конармия (конная армия).

Но если имя прилагательное образовано от основы, в которой есть удвоенные согласные, вышеприведенное правило соблюдается. Ему нужно следовать и при написании других частей речи. Главное условие - двойной согласный предшествует суффиксу. Ниже приведены примеры предложений, в которых присутствуют слова с удвоенными согласными.

  1. Галлы - это племена, существовавшие в так называемый галльский период.
  2. Его работу оценили пятью баллами по пятибалльной системе.
  3. Гуннский лук - оружие, созданное кочевниками, которые известны в истории как гунны .
  4. После того как девять участников покинули проект, это была уже не группа , а небольшая группка .
  5. Почтальон имел обыкновение употреблять в речи уменьшительные формы: письмецо, телеграммка , посылочка.

Исключения

Но есть лексические единицы, образованные от слов с двойными согласными, но не попадающие под правила, приведенные выше. Эти исключения нужно запомнить.

  • кристалл, но кристальный;
  • финн, но финский;
  • колонна, но колонка;
  • тонна, но пятитонка.

К исключениям можно также отнести производные от имен собственных.

  • В те далекие времена она была еще не Аллой Петровной - женщиной грозной и властной, а глупой и наивной Алкой .
  • Одним из персонажей в произведении Фурманова была девушка по имени Анна , известная более как «Анка -пулеметчица».
  • Его звали Филиппом . А из всех произведений классической литературы он больше всего не любил рассказ Толстого «Филипок ».

На стыке приставки и корня

В таких случаях применяется написание слов с удвоенными согласными. Но это правило также имеет исключения. В таких словах, например, как воззвать или подделка, приставка заканчивается на ту букву, с которой начинается корень.

Следует не путать написание глаголов «поддаться» и «податься». В первом случае речь идет о действии, которое можно выразить следующим образом: «оказаться под влиянием, согласиться», во втором - «отправиться».

Слова иностранного происхождения

Написание заимствований нужно проверять по орфографическому словарю. Либо изучать иностранные языки. Ведь такие слова, как аббревиатура, аккомодация и аппликация, имеют латинское происхождение. Изучать необязательно. Производные от многих латинских слов встречаются в современном английском, немецком и французском.

Тем, кто не желает тратить время на грамматику и фонетику иностранного языка, нужно запомнить написание иностранных слов. Ниже приведены предложения, в которых присутствуют заимствования с удвоенными согласными.

  1. Агрессия нередко становится следствием алкогольного отравления.
  2. Симптомы акклиматизации проявляются у каждого человека по-разному.
  3. В этом магазине можно приобрести не только одежду, но и различные аксессуары .
  4. Аммиак обладает высоким уровнем токсичности.
  5. Аппретирование является сложным и трудоемким процессом.
  6. Метод, подразумевающий замену одних объектов другими, называется аппроксимацией .
  7. Коллежский асессор , проживавший по соседству, был человеком загадочным, скрытным.
  8. Ведьма варила благовонные зелья, готовила странные эссенции .
  9. В городе было много терриконов, к оторые приезжие нередко принимали за настоящие горы.
  10. Представители русской интеллигенции в поисках спасения вынуждены были покидать родные места.

Заимствования с одним согласным

Существует еще ряд слов иноязычного происхождения, в которых нет удвоенных согласных, но отчего-то именно в их написании часто совершаются ошибки:

  • атрибут;
  • балюстрада;
  • дилер;
  • дилетант;
  • импресарио;
  • росомаха.

И, наконец, всем известное слово, в котором присутствуют удвоенные согласные в корне: ссора. Безусловно, в производном от него глаголе писать три буквы «с» не нужно (рассориться). Слова, образованные по этой схеме, могут включать лишь два согласных.

Русский язык - базовый предмет в школе. Но с годами навыки, приобретенные в детстве и отрочестве, теряются. В написании текстов люди, казалось бы, образованные часто совершают грубые ошибки. На вопрос о том, в каких случаях нужно писать двойные согласные, ответить может не каждый. А так называемым врожденным чувством языка одарены лишь избранные. Поэтому правила русского языка необходимо повторять на протяжении всей жизни.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
  • Развивающие :
    • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
    • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
  • Воспитательные :
    • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
    • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Принципы:

  • наглядности;
  • воспитывающего обучения;
  • активности (игровой момент);
  • учет возрастных особенностей.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
    • наглядный;
    • словесный (рассказ, беседа);
    • практический (упражнения);
    • проблемный;
    • исследовательский;
    • информационно-коммуникативный.
  • Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
  • Контроля и самоконтроля:
    • устный и письменный;
    • фронтальный и групповой;
    • текущий.
  • Самостоятельность ученика:
    • под руководством учителя;
    • самостоятельная учебная деятельность.

Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Оборудование: интерактивная доска,компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3;№4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).

Форма работы: коллективная, в парах, в группах.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
  3. Введение в игровой сюжет
  4. Работа по теме урока
  5. Физкультминутка
  6. Работа в группах
  7. Итоги урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Вопросы и задания: по ходу урока.

(СЛАЙД 2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля. Классная работа.

II. Чистописание. Актуализация знаний

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

мм пп лл рр (сс бб дд жж) (СЛАЙД 4)

– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).

– Поиграем в игру «Доскажи словечко» (СЛАЙД)

1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)

2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно … (грипп)

3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … (аллея)

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением) . Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо) . Например, …

Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенн ой согласной? (СЛАЙД 14)

– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).

IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД)

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными

Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.

– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?

1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие)

2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?

3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).

4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)

Проверь себя (CЛАЙД 9).

– Назовите слова, сходные по звучанию.

– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)

– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова. (CЛАЙД 14)

2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)

– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)

А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.

3. Классификация слов

– Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)

Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.

Проверь себя (CЛАЙД)

– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД)

Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)

– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)

Колонна теннис
Пассажир класс
Телеграмма килограмм

Сделайте вывод. первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй - слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,

Обрати внимание: В словах галерея , юный , длина нет удвоенной согласной!

4. Происхождение слов (CЛАЙД)

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными - это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит - проход, дорога. (Зачитать из словаря).

– Есть еще один интересный факт - УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.

– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

V. Физкультминутка музыкальная

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую (CЛАЙДЫ 15-16)

– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.

1 вариант 2 вариант
шо-ссе
один-надцать
расс-каз
хок-кей
акк-уратно
пер-рон
с-сора
груп-па

При переносе двойные согласные разделяй! (СЛАЙД 17)

Кас-са, тен-нис, цен-ный подарок, рус-ский язык

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). СЛАЙД 18.

Напишите слова-отгадки, разделите их для переноса:

  • Шестой день недели (суб-бота)
  • Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
  • Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
  • Место, где продают билеты (кас-са)
  • Комната для занятий (класс)
  • Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)

VI. Творческая работа (в группах)

– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.

  • Суббота, Одесса, касса, пассажир.
  • Класс, теннис, хоккей.

Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).

VIII. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)

Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)

– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?

Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)

– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами) (СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)

– Оцени свою работу на уроке.

Жёлтый – всё получалось, было легко.
Зелёный – я испытывал трудности, но старался.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)

Подобрать слова с удвоенными согласными в корне и записать их в столбики на карточках: (с. 15)
Задание труднее, но интереснее: Составить и записать небольшой рассказ со словами: аппетит, ванна, грипп, компресс, массаж, Алла, суббота.

В русском языке действует тенденция к утрате долготы согласного (или продления выдержки) на конце слова. Не произносятся на конце слова двойные взрывные согласные: ватт [т], кокк [к], стафилококк [к], стрептококк [к] (при отсутствии двойного [к] и между гласными: стафилококка [к], стрептококки [к’)), групп [п], трупп [п] (род.

Пад. ми. ч. от слов группа, труппа, которые в положении между гласными могут сохранять двойной согласный [п]). Обычно не произносятся на конце слова двойные шумные фрикативные согласные: ср. кросс [с], класс [с], конгресс [с], компромисс [с], прогресс [с], процесс [с], мисс [с]. Впрочем, при изменяемости этих слов между гласными также произносится [с]: ср. кросса [с], класса [с], доп. [с:], прогрессом [с], доп. [с:] И т. д. В форме род. пяд. мн. ч. касс, масс (от касса, масса) двойной согласный, по крайней

мере в тщательной речи, сохраняется, что объясняется воздействием других падежных форм, где в положении между гласными произносится [с:]: ср. касс [с:] при касса [с:], кассу [с:]; масс [с:] при масса [с:], массу [с:].

Двойные согласные сонорные [м], [н], [л] на конце слова вообще могут произноситься. Однако они произносятся далеко не во всех случаях. Так, слово грамм произносится без двойного согласного на конце слова, как и перед гласным: грамм [м], грамма [м], килограмм [м], килограмма [м]. Слово программа может произноситься с двойным [м], но на конце слова в форме род. пад. мн. ч. произносится без двойного согласного: ср. программа [м:] и программ [м] и [м:]. Форма род. пад. мн. ч. сумм может удерживать двойной согласный под воздействием других форм, где двойной согласный произносится между гласными: ср. сумм [м:] и сумма [м:]. Двойной согласный [н] обычно не произносится на конце слова при сохранении его в положении между гласными: пять тонн [и], но тонна [н:]. В формах род. пад. мн. ч. бонн, ванн двойной согласный [н] может сохраняться: бонн [н:], ванн [н:]. Двойной согласный [л] на конце слова не произносится: галл [л] при галла [л:]. В форме род. пад. мн. ч. вилл двойной согласный может сохраняться под воздействием других падежных форм: вилл [л:] к вилла [л:], виллу [л:]. Впрочем, твердой нормы произношения двойных согласных [м], [н], [л] на конце слова нет. В отличие от взрывных согласных сонорные могут произноситься на конце как двойные. Но общая тенденция к утрате двойных согласных действительна и для сонорных. Последние в отчетливой, чеканной речи могут сохранять двойной характер согласных под воздействием других форм тех же слов, где двойной согласный находится перед гласным.

Слова с удвоенными согласными в корне подчиняются простым правилам русского языка, которые изучают в средней школе. Для грамотного написания орфограммы, следует заранее научиться разбирать слово составляющие: корни, суффиксы.

Вконтакте

Двойные буквы на стыке между приставкой корнем

  1. Если приставка и корень начинаются на одну и ту же букву, то пишутся удвоенные согласные. Разобрав слова на морфемы, легко понять, как пишутся эти слова. Правило действует для таких слов, как: преддверие, воззвание, беззаконный, ввести, поддержать, восстановить, рассердить, раззадорить, бессовестный.
  2. Слова с приставками, которые оканчиваются на –с и однокоренные слову «ссора» также пишутся с удвоенными согласными .

Примеры: рассориться, поссориться.

Обратите внимание! Несмотря на то, что в однокоренных слову «ссора», вместе с приставкой образуется три буквы С, пишется только две. В русском языке не может быть тройной . Это же правило с отсутствием утроенной согласной действует и для остальных слов .

Cложные существительные с удвоенной согласной

Существительные с удвоенной согласной могут быть сложносочиненными , состоять из двух смысловых корней или основ. Удвоенная согласная пишется в том случае, если между корнями нет соединительной гласной, а начинаются они с одной буквы.

Пример таких слов: Моссовет (Московский совет), главврач (главный врач), Компартия (Коммунистическая партия)

Правописание удвоенных согласных в зарубежных словах

Заимствованные существительные, которые пишутся с удвоенными буквами — самый распространенный тип слов.

Проверить их невозможно, можно только запомнить, или пользоваться орфографическим словарем.

Вот несколько таких слов: , балласт, гиппопотам, массажист, миллиметр, оккупант, оттоманка, оффшор, палаццо, пассажир, пессимизм, пицца, плиссе, попурри, программист, профессор.

Слова с удвоенной РР — одна из самых обширных групп слов. Примеры: терраса, перрон, терроризм, аррозия, корректор, геморрой, цирроз, терракотовый, баррикада. Эти слова связаны с латинскими и греческими словами, представляют собой медицинские или узкопрофессиональные термины.

Определить основу слова тяжело в таких словах, как шоссе, аттракцион, коллекция. Корень в слове аллея тоже пишется с двумя –ЛЛ-. Все эти слова являются иноязычными по происхождению, их производные также имеют две одинаковых буквы в основе.

Важно! Производные от слов с парой удвоенных согласных в корне обычно тоже пишутся с двумя согласными.

  • Шоссе – шоссейный.
  • Коллекция – коллекционный.
  • Компромисс – компромиссный.

Исключением из этого правила являются образования, русифицировавшиеся с течением времени. Обычно двойное –НН- превращается в одиночное, если после него используется суффикс –К-.

  • Колонна – колонка.
  • Манна – манка.
  • Кристалл – кристальный.

Для проверки этих слов лучше воспользоваться словарем.

Более того, в некоторых случаях, даже при отсутствии суффикса –К- производные от иноязычных слов с удвоенной буквой в корне образуют формы с одной буквой . Примеры этих исключений:

Оперетта – опереточный, опереточник.

Колонна – колончатый, колонковый, колонка, колоночный. Другие производные пишутся с двумя –Н-. Для сравнения: колоннада, колонный.

Кристалл – кристальный, кристальчик. Это правило действует только в тех случаях, когда в словах возникает сочетание –ЛЬ-. Для сравнения: кристаллический, кристаллик.

Двойная согласная в словах с русским происхождением

Правописание слов с традиционно русскими корнями определяется исторически. Существуют правила, которые помогут проверить слова с удвоенной согласной.

Удвоенная –ЖЖ-:

  • В словах, образованных от «жечь». Примеры: жжение, сожжённый, жжёт.
  • В исконно русских словах удвоенные согласные есть в таки словах, как: вожжи, можжевеловый, жужжать.

Совет ! Как двойные согласные в исконно русских словах на слух могут восприниматься сочетания букв зж-зг-зд.

Пример таких слов: брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (дребезг).

Исключением из правила являются также слова жужелица, брыжи. Их написание связано с историческим развитием.

Удвоенные согласные в корне слова Россия и его производных.Правописание этих слов не проверяется правилом, запомните их . Некоторые из этих слов: Россия, российский, великоросс. Но когда корень меняется на рус, в корне остается одна согласная: русист, обрусеть.

Это правило используется, если только вторая –С- не появляется в суффиксе.

Примеры таких исключений: Белоруссия, русский.

Удвоенная согласная в именах собственных

Имена с удвоенной согласной часто встречаются , поэтому необходимо помнить об их написании.

Женские имена: Алла, Анна, Римма.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Публикации по теме