Строение листа растения, типы расположения листовых пластин, фотосинтез и транспирация. Лист дерева. Строение, функции и виды листьев

Лист - это важнейший орган растения, главной его функцией является фотосинтез, т. е. синтез органических веществ из неорганических. Однако по внешнему строению листья растений разных видов отличаются. По форме листа часто можно определить, какому виду растений он принадлежит. Разнообразие внешнего строения листьев связано главным образом с тем, что растения приспособлены к разным условиям жизни.

Листья растений отличаются по размеру. Самые маленькие листья имеют размер меньше сантиметра (мокрица, ряска). Огромные листья характерны для некоторых тропических растений. Так у водного растения виктории диаметр листьев больше метра.

Во внешнем строении листьев большинства растений выделяют листовую пластинку и черешок . В листовой пластинке находится преимущественно фотосинтезирующая ткань, а черешок служит для соединения листовой пластинки со стеблем. Однако у некоторых видов растений листья не имеют черешков. Листья с черешками характерны для большинства деревьев (клен, липа, береза и др.). Листья без черешков свойственны алоэ, пшенице, кукурузе и др.

При внешнем осмотре листа на нем хорошо видны так называемые жилки . Лучше они видны на нижней стороне листа. Жилки образованы проводящими пучками и механическими волокнами. По проводящей ткани двигаются от корней вода и минеральные вещества, а в обратную сторону, от листьев, органические вещества. Механическая ткань придает листьям прочность и жесткость.

При параллельном жилковании жилки в листовой пластине располагаются параллельно друг другу и выглядят как прямые линии.

При дуговом жилковании расположение жилок похоже на параллельное, но чем дальше от центральной оси листовой пластинки, тем больше жилка имеет форму дуги, а не прямой.

Параллельное и дуговое жилкование характерно для многих однодольных растений. Так многие злаки (пшеница, рожь) и лук имеют параллельное жилкование, а ландыш - дуговое.

При сетчатом жилковании жилки в листе образуют ветвящуюся сеть. Такое жилкование характерно для многих двудольных растений.

Существуют и другие типы жилкования листьев.

Простые и сложные листья

В зависимости от количества листовых пластин на одном черешке листья делят на простые и сложные.

У простых листьев на одном черешке развивается только одна листовая пластина (береза, осина, дуб).

У сложных листьев от одного общего черешка отрастают несколько или множество листовых пластин; при этом у каждого такого листочка есть свой маленький черешок, который его соединяет с общим черешком. Примерами растений со сложными листьями являются рябина, акация, земляника.

Расположение листьев

На стебле растения выделяют узлы и междоузлия. От узлов отрастают листья, а междоузлия - это участки стебля между узлами. Расположение листьев на стебле может быть различным в зависимости от вида растения.

Если листья располагаются по одному в узлах, при этом все вместе листья дают вид расположения как бы по спирали вдоль стебля, то говорят об очередном расположении листьев . Такое расположение характерно для подсолнечника, березы, шиповника.

При супротивном расположении листья растут по два в каждом узле, друг напротив друга. Супротивное расположение встречается у клена, крапивы и др.

Если в каждом узле растут более двух листьев, то говорят о мутовчатом листорасположении . Оно свойственно, например, для элодеи.

Существует также розеточное расположение листьев , когда междоузлий почти нет, а все листья растут как бы из одного места по кругу.

Не парадоксально ли то, что, говоря об окружающем нас мире, мы, не задумываясь об этом, воспринимаем его зелёным?
Это легко объяснимо: пока на Земле есть зелёные растения, создающие с помощью света из углекислого газа органику - основу жизни всех остальных - живём и мы…

Но почему же растения зелёные?
Все предметы мы видим только благодаря тому, что они отражают падающие на них лучи света. Например, лист чистой бумаги, воспринимаемый нами как белый, отражает все части спектра. А предмет, кажущийся нам чёрным, все лучи поглощает. Несложно понять, что если волокна ткани пропитать веществом, которое поглощает все лучи света, кроме красных, то и сшитое из этой ткани платье мы будем воспринимать как красное.
Точно так же и хлорофилл - основной растительный пигмент - поглощает все лучи, кроме зелёных. И не просто поглощает, но использует их энергию в своих интересах, особенно активно - красную часть спектра, противоположную зелёной.

И всё же листья растений далеко не всегда бывают зелёными. Именно это и станет темой моего рассказа. Конечно, многие вещи я буду излагать очень упрощенно (да простят меня профессионалы). Но иметь представление о причинах изменения цвета листьев растений, как мне кажется, должен каждый человек, всерьез занимающийся их выращиванием.

Незелёная зелень

В тканях любого живого растения постоянно присутствует несколько пигментов. Конечно, главным из них является зелёный - хлорофилл , определяющий основную окраску листьев.
Но есть ещё и антоциан , активно поглощающий зелёные лучи и полностью отражающий красные.
Пигмент ксантозин поглощает все лучи, кроме жёлтых, а каротин отражает целую группу лучей и кажется нам оранжево-морковным.
Известен и пигмент под названием бетулин , который окрашивает ткани растения в белый цвет (но встречается он только у берёзы; и то - не в листьях, а в коре, и поэтому о нём мы говорить не будем).

Все дополнительные пигменты листьев мы видим лишь после гибели хлорофилла. Например, на листьях растений с приходом осенних холодов или в результате старения листа, как это происходит у всенародно любимых кодиеумов.
Яркие пёстрые листья , являясь его единственным украшением, по сути, мертвы и уже ничего не дают растению. Селекционеры лишь выбрали клоны, способные сохранять максимально долго эти бесполезные, но красивые старые листья.

Наверное, многим цветоводам приходилось наблюдать покраснение листьев у растений, подвергшихся воздействию излишне яркого солнечного света. В быту это явление называют «загаром». Но когда мы загораем, для защиты от воздействия ультрафиолетового излучения в коже вырабатывается специальный пигмент - меланин. У растений же никаких новых пигментов не вырабатывается, а напротив, разрушается хлорофилл; тогда становится видимым и прежде имевшийся в тканях антоциан. Понятно, что такое покраснение листьев - сигнал тревоги для хозяина растения.

Кстати, листья некоторых растений (у - стебли) при избытке света иногда приобретают голубоватую окраску. Это объясняется выработкой на поверхности ткани воскового слоя, который очень эффективно отражает все лучи света, но особенно активно - голубые и синие.

Очень интересно решают проблему максимального использования света растения, живущие в условиях его постоянного дефицита. Например, под пологом тропического леса.
Многие обращали внимание на листья , у которых верхняя поверхность листа тёмно-зелёная, а нижняя насыщенно-красная. Понятно, что о разрушении хлорофилла в данном случае речь не идёт.
Дело в том, что лучи света при прохождении тонкой листовой пластины поглощаются далеко не полностью: часть света проходит лист насквозь и теряется растением. Именно эту проблему и решает окрашенная антоцианом нижняя поверхность листа. Она отражает особо ценные красные лучи обратно внутрь листа, т.е. заставляет их повторно пройти через хлоропласты. Понятно, что КПД по использованию лучей света у такого листа повышается значительно.

Важной функцией дополнительных пигментов листа растения является улавливание фотонов в жёлто-зёленой части спектра, которая не используется хлорофиллом. В результате этого увеличивается общая эффективность фотосинтеза.
Приведу в качестве примера пассифлору трехполосую (Passiflora trifasciata). Среди огромного разнообразия данный вид стоит особо. Пожалуй, это единственная пассифлора, выращиваемая исключительно ради декоративных листьев. Их красно-фиолетовая окраска, изменяющаяся в зависимости от освещения, обусловлена наличием дополнительных пигментов, активно использующих все участки спектра падающего света. Кроме того, в центре каждой лопасти листа проходит серебристая полоса. В целом, окраска листьев этой пассифлоры напоминает нарядную раскраску листьев королевских бегоний.

Однако на ярком свету листья пассифлоры трёхполосой становятся просто зёлеными, а от полос в лучшем случае остаются отдельные серебристые крапинки. Дело в том, что серебристые полосы представляют собой ни что иное, как скопление заполненных воздухом клеток, которые в равной степени преломляют все лучи проходящего через них света. Некоторая часть их отражается, и поэтому мы их воспринимаем как серебристо-белые, а большая часть направляется внутрь листовой пластины. Другими словами, эти пустотелые клетки действуют подобно линзам, значительно повышая эффективность фотосинтеза. Понятно, что у растений с достаточной освещённостью нужда в этом приспособлении листьев отпадает, и тогда пустотелые клетки заполняются хлорофиллом.

Программа, предписывающая растению вырабатывать хлорофилл, записана на генном уровне. Известно более сотни генов, участвующих в этом процессе. Но этот сложный механизм иногда даёт сбой - появляются растения, у которых или часть листовой пластины, или отдельные листья целиком лишены хлорофилла. Тогда клетки листа могут быть заполнены дополнительными пигментами (при этом лист приобретает соответствующую окраску) или просто становятся пустотелыми, и потому кажутся белыми.

Конечно, с точки зрения здоровой физиологии такие растения надо считать неполноценными. Но в практическом цветоводстве они относятся к особо декоративным, их охотно выращивают.

Имея дело с подобными растениями, следует учитывать, что они гораздо капризнее своих зелёных собратьев и поэтому особенно требовательны к . Ведь недостаток хлорофилла в листьях в первую очередь влечёт уменьшение питания растений. Поэтому при недостаточном освещении их листья быстро теряют былую яркость и пестроту окраски, становятся блеклыми и угнетёнными.

Кроме того, любителям подобных растений надо помнить, что избыток в почве азота может привести к исчезновению пятнистости листьев за счет накопления хлорофилла.
И ещё: при размножении таких растений наследование пёстрой окраски листьев возможно только у черенков. Сеянцы же (а иногда и листовые черенки) превращаются в нормально окрашенные, зелёные экземпляры.

Хитрые листья

Отдельного упоминания заслуживают необычные листья некоторых представителей семейства мезембриантемовых (аизооновых), и в первую очередь, литопсов.

На сайте сайт


Еженедельный Бесплатный Дайджест Сайта сайт

Каждую неделю, на протяжении 10 лет, для 100.000 наших подписчиков, прекрасная подборка актуальных материалов о цветах и саде, а так же другая полезная информация.

Подпишитесь и получайте!

Осень - одно из самых красивых времен года. Разнообразие и богатство природы в этот период просто поражают сознание, настолько отличаются друг от друга листья простые и сложные. Листорасположение у каждого растения особенное (бывает поочередным или мутовчатым), и именно по нему можно определить, к какому виду оно относится. Давайте подробнее изучим особенности и функции каждого вида листьев.

Определение в ботанике

Наряду с цветками, корнем, стеблем и побегами, листья являются важнейшими вегетативными органами у растений, которые также отвечают за функцию фотосинтеза. Помимо этого, они выполняют множество других работ, например участвуют в процессах дыхания, испарения и гуттации растений. Различают следующие простые и сложные, каждый из них имеет свои особенности и встречается у определенного вида растений.

Очень часто листовые пластинки принимаются за листья, однако на самом деле это орган, который состоит из пластинки (по ней проходят жилки) и черенка, который берет начало у основания и связывает листовую пластинку с прилистниками. Он всегда занимает боковое положение на стебле, причем все листья расположены на нем в определенной последовательности таким образом, чтобы обеспечить оптимальный доступ к солнечным лучам. Его размеры могут варьироваться от 2 см до 20 м (у тропических пальм).

Внешнее строение и формы

Одной из особенностей этих органов является их плоская форма, благодаря которой обеспечивается максимальное соприкосновение поверхности растения с воздушной средой и солнечными лучами. Формы простых и отличаются друг от друга внешним видом. У простых бывает только одна листовая пластинка, которая соединяется с основанием при помощи черешка. Сложные же состоят из нескольких листовых пластинок, расположенных на одном черешке. Вспомните, как выглядит посередине проходит самая толстая жилка, к которой прикреплены по два или три прилистника с каждой стороны. Такая сложная называется супротивной, потому как листовые пластинки расположены симметрично друг другу.

Основные составляющие - это пластинки и жилки, которые проходят по их поверхности, а также черешок, прилистники (хотя они бывают не у всех растений) и основание, с помощью которого элемент соединяется со стеблем дерева или другого растения.

В отличие от формы простого листа, у сложных можно встретить несколько разновидностей, которые имеют свои отличительные свойства и особенности.

Внутреннее строение

Верхняя поверхность листовых пластинок всегда покрыта кожицей, которая состоит из слоя бесцветных клеток покровной ткани - эпидермиса. Главные функции кожицы - это защита от внешних механических повреждений и теплообмен. Благодаря тому что ее клетки прозрачные, солнечный свет беспрепятственно проходит сквозь нее.

Нижняя поверхность также состоит из этих прозрачных клеток, плотно прилегающих друг к другу. Однако среди них присутствуют мелкие парные клетки зеленого цвета, между которыми есть щель. Именно эту часть и называют устьицем. Размыкаясь и снова соединяясь, зеленые клетки открывают и закрывают вход в устьице. Во время этих движений и происходит испарение влаги и процесс газообмена. Известно, что на поверхность одной листовой пластины приходится от 90 до 300 устьиц на 1 мм 2 .

Интересный факт: зеленые клетки практически всегда расположены на той стороне листа, на которой происходит максимальный воздушный обмен. Так, например, у плавающих на воде растений, кубышки или кувшинки, устьица находятся на внешней стороне, обращенной к воздушной среде.

Разновидности

Ученые выделяют два основных вида листьев: это лист простой и сложный. Строение каждого из них имеет свои особенности. В зависимости от внешнего вида, количества пластин и формы их краев, сложные листья также можно разделить на несколько типов. Итак, вот самые распространенные виды, если отбирать по внешним признакам:

  • веерообразный (форма напоминает полукруг);
  • копьевидный (острый, иногда на поверхности присутствуют колючки);
  • ланцетный (довольно широкий, с зауженными краями);
  • овальный (яйцевидная форма, которая немного заостряется ближе к основанию);
  • дланевидный и лопастный (их иногда можно перепутать, так как они оба имеют по несколько лопастей);
  • пальчатый (пластинки расходятся от черешка, внешний вид напоминает пальцы рук);
  • игольчатый (тонкий и довольно острый).

Этот список можно продолжать еще долго, однако сложная форма листа имеет еще несколько типов в зависимости от формы краев, а также расположения самих листовых пластинок.

Типы сложных растений

По краям пластинок очень часто можно определить, к какому виду относится то или иное растение. Следующие формы встречаются в природе наиболее часто:

  • цельнокрайные - имеют гладкие края, на которых полностью отсутствуют зубцы;
  • зубчатые - как понятно из названия, у таких листьев присутствуют по краям зубчики;
  • мелкозубчатые - такие напоминают пилу, у которой очень острые и маленькие резцы;
  • волнистые - такие имеют волнообразные вырезы, у которых нет строгого порядка или стандартной формы.

Особенности каждого вида

Стоит подробнее поговорить об отличительных признаках простых и сложных листьев, так как это может помочь определить, что это за растение и к какому виду оно относится. Итак, одно из самых заметных особенностей каждого вида - это количество пластинок. Если присутствуют три элемента, то перед нами тройчато-форменные листы. Если пять - пальчатые, а если больше, то их называют перисто-разделенными. На каждой пластинке можно наблюдать особую систему жилкования, благодаря которой во внутренние ткани поступают питательные вещества. У простых и сложных разновидностей они различаются по форме и структуре. Вот самые распространненные виды расположения жилок:

  • дуговидное (когда жилкование напоминает по форме менору - один из символов иудаизма);
  • поперечное;
  • продольное;
  • пальчатое;
  • параллельное;
  • сетчатое;
  • перистое.

Еще один отличительный признак - это то, каким образом располагаются на стебле листья. Простые и сложные - все без исключения прикрепляются к стеблям растений двумя способами:

  • с помощью черенка, в таком случае растение относится к черешковым;
  • без черенка, когда основание разрастается и охватывает стебель, тогда перед нами сидячее растение.

Листья растений: простые и сложные

Если классифицировать растения по признакам листьев, то можно отметить следующие факты. Простые обычно распространены у всех травянистых растений, включая кустарники и деревья. Сложные же встречаются как у кустарников, так и у деревьев, однако, в отличие от простых, во время листопада они опадают не сразу целиком, а по частям: сначала сами пластинки, а затем и черенок.

Давайте разберем на примерах название простых и сложных листьев у растений. У большинства деревьев, произрастающих в России, листья относятся к простому виду. Осина, береза и тополь имеют разные формы: ланцетный, округлый с зубчатыми краями и копьевидный соответственно. С наступлением осенних холодов у каждого из них листья осыпаются целиком. Они встречаются также и у таких фруктовых деревьев, как яблоня, груша и вишня; сельскохозяйственные культуры, такие как овес и кукуруза, тоже имеют простые листья.

Сложные формы присутствуют на бобовых растениях, например перистосложные листья у гороха. Листья пальчатой формы имеют следующие деревья: клен, каштан, люпин и др. Вспомните клевер луговой, его форма называется тройчатосложной с ресничными краями.

Какие функции выполняют листья?

Простые и сложные формы этих органов обусловлены во многом климатическими условиями. В жарких странах деревья имеют листья больших размеров, которые служат своего рода защитным ограждением от солнечных лучей.

Однако основная незаменимая функция - это участие в фотосинтезе. Как известно, именно благодаря этому процессу деревья могут преобразовывать углекислый газ в кислород путем поглощения солнечной энергии.

Вторым по значению процессом является клеточное дыхание. С помощью митохондрий листья набирают кислород, а через устьица выдыхают уже углекислый газ, который затем используется во время фотосинтеза. Так как фотосинтез происходит только при свете, то ночью углекислый газ запасается в виде органических кислот.

Транспирация - это испарение воды с поверхности листьев. Благодаря этому регулируется общая температура и влажность растения. Интенсивность испарения зависит от размера и толщины пластинок и от скорости ветра в определенный момент времени.

Адаптация и видоизменения

Многие листья - простые и сложные - имеют способности адаптироваться под условия окружающей среды. В процессе эволюции они приобрели способности видизменяться. Вот самые удивительные из них:

  • способность вырабатывать воск, который ложится на поверхность и мешает чрезмерному испарению водяных капель;
  • образуют хранилища для воды во время дождей, происходит это благодаря срастанию краев таким образом, что образуется мешковидная емкость (такие формы можно встретить у многих тропических лиан);
  • способность изменять поверхность пластинок, изрезанные листья препятствуют воздействию сильных ветров, тем самым оберегая растения от повреждений.

Многие факты, связанные с жизнедеятельностью этих незаменимых органов растений, до сих пор остаются малоизученными. Эти прекрасные украшения самой природы, помимо вышеперечисленных функций, выполняют еще одну эстетическую задачу - они радуют людей своим великолепием и разнообразием ярких красок!

Лист - очень важный орган растения. Это часть побега, основными функциями которой являются транспирация и фотосинтез. Особенности строения листа заключаются в его высокой морфологической пластичности, больших приспособительных возможностях и разнообразии форм. Основание может расширяться в виде прилистников - листовидных косых образований с каждой стороны. В некоторых случаях они бывают настолько большими, что играют в фотосинтезе определённую роль. Прилистники бывают приросшими к черешку или свободными, они могут быть смещены на внутреннюю сторону, и тогда называются пазушными.

Внешнее строение листа

Листовые пластинки неодинаковы по размерам: они могут быть от нескольких миллиметров до десяти-пятнадцати метров, а у пальм - даже целых двадцать метров. Строение листа определяет продолжительность жизни вегетативного органа, она обычно короткая - не больше нескольких месяцев, хотя у некоторых составляет от полутора до пятнадцати лет. Форма и размер выступают наследственными признаками.

Части листьев

Лист являет собой боковой вегетативный орган, который растет от стебля, имеет при основании зону роста и двустороннюю симметрию. Обычно он состоит из черешка (за исключением сидячих листьев) и листовой пластинки. У ряда семейств строение листа предполагает также наличие прилистников. Наружные органы растений могут быть простыми - с одной пластинкой, и сложными - с несколькими пластинками.

Листовая подушка (основание) - это та часть, которая соединяет лист со стеблем. Находящаяся здесь образовательная ткань дает рост черешку и листовой пластинке.

Черешок - суженная часть, своим основанием соединяющая стебель и листовую пластинку. Он ориентирует лист относительно света, выступает местом, где располагается вставочная образовательная ткань, за счёт которой и происходит рост вегетативного органа. Кроме этого, черешок ослабляет удары по листу во время дождя, ветра, града.

Листовая пластинка - обычно плоская расширенная часть, выполняющая функции газообмена, фотосинтеза, транспирации, а у некоторых видов также функцию вегетативного размножения.

Говоря про анатомическое строение листа, необходимо сказать и о прилистниках. Это листовидные парные образования в основании вегетативного органа. При развёртывании листа они могут опадать или сохраняться. Предназначены для защиты пазушных боковых почек и вставочной образовательной ткани.

Сложные и простые листья

Строение листа считается простым, если он имеет одну листовую пластинку, и сложным - если несколько или множество пластинок с сочленениями. За счет последних пластинки сложных листьев опадают не вместе, а по одной. Но у некоторых растений возможно опадение и целиком.

Цельные листья по форме могут быть лопастными, раздельными или рассечёнными. У лопастного листа вырезы по краю пластинки составляют до 1/4 его ширины. Для раздельного органа характерно большее углубление, его лопасти называют долями. Рассечённый лист по краям пластины имеет вырезы, доходящие практически до средней жилки.

Если пластинка удлинённая, с треугольными сегментами и долями, лист называют струговидным (например, у одуванчика). Если боковые доли к основанию уменьшаются, являются неравновеликими, а конечная доля округлая и крупная, получается лировидный наружный орган растения (к примеру, у редьки).

Строение листа с несколькими пластинами значительно отличается. Выделяют пальчатосложные, тройчатосложные, перистосложные органы. Если сложный лист включает три пластинки, он называется тройчатым, или тройчатосложным (например, клён). Пальчатосложным лист считается тогда, когда его черешочки прикрепляются к главному черешку в одной точке, а пластинки расходятся радиально (к примеру, люпин). Если боковые пластинки на главном черешке имеются с двух сторон по длине, лист называют перистосложным.

Формы цельных пластинок

У разных растений формы листовых пластинок неодинаковы по степени расчленённости, очертанию, виду основания и верхушки. Они могут иметь круглые, овальные, треугольные, эллиптические и другие очертания. Пластинка бывает удлиненной, а ее свободный конец может быть тупым, остроконечным, острым или заострённым. Основание оттянуто и сужено к стеблю, бывает сердцевидным или округлым.

Прикрепление к стеблю

Рассматривая строение листа растения, следует сказать пару слов о том, как он крепится к побегу. Прикрепление осуществляется при помощи длинных или коротких черешков. Бывают также сидячие листья. У некоторых растений их основания срастаются с побегом (низбегающий лист), а случается, что побег насквозь пронизывает пластинку (пронзённый лист).

Внутреннее строение. Кожица

Эпидерма (верхняя кожица) - это покровная ткань, расположенная на обращённой стороне органа растения, часто покрытая кутикулой, волосками, воском. Внутреннее строение листа таково, что снаружи он имеет кожицу, защищающую его от высыхания, механических повреждений, проникновения болезнетворных микроорганизмов к внутренним тканям и других неблагоприятных воздействий.

Клетки кожицы являются живыми, они разные по форме и размерам: одни - прозрачные, крупные, бесцветные, плотно прилегающие друг к другу; другие - более мелкие, с хлоропластами, придающими им зелёный цвет, такие клетки могут менять форму и располагаются парами.

Устьице

Клетки кожицы могут отдаляться друг от друга, в таком случае между ними появляется щель, которую называют устьичной. Когда клетки насыщены водой, устьице открывается, а при оттоке жидкости - закрывается.

Анатомическое строение листа таково, что через устьичные щели к внутренним клеткам поступает воздух и через них же наружу выходят газообразные вещества. Когда растения недостаточно обеспечены водой (это бывает в жаркую и сухую погоду), устьица закрываются. Так представители флоры себя защищают от иссушения, поскольку при закрытых устьичных щелях водяные пары наружу не выходят и сохраняются в межклетниках. Таким образом, в засушливый период растения сохраняют воду.

Основная ткань

Внутреннее строение листа не обходится без столбчатой ткани, клетки которой находятся в верхней, обращенной к свету стороне, плотно прилегают друг к другу, имеют цилиндрическую форму. Все клетки имеют тонкую оболочку, ядро, хлоропласты, цитоплазму, вакуоль.

Еще одна основная ткань - губчатая. Ее клетки по форме круглые, расположены рыхло, между ними есть крупные межклетники, заполненные воздухом.

То, каким будет строение листа растения, какое количество слоёв губчатой и столбчатой тканей образуется, зависит от освещения. У выросших на свету листьев столбчатая ткань гораздо сильнее развита, чем у тех, что росли в условиях затемнения.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас-крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова-ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви-доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли-ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на-секомых.

Ход урока

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото-синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото-синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про-дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не-обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис-лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле-кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку-да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло-тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо-бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это-го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве-ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен-ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш-ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От-веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла-стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи-нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни-ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб-лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки , как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле-ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо-бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен-ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе-го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва-ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли-тературой, заполнить таблицу.

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю-щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни-тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Публикации по теме