Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Шпаргалка: Особенности внутреннего строения, размножение и классификация моллюсков Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом

Класс Птицы

Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализиро­вать, сравнивать, обобщать, работать с учебни­ком.

Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока:

I . Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II . Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

1) Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.

2) Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам....

3) У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....

4) Прочную опору для крыльев создает....

5) Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других назем­ных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., срос­шимися с...

6) Цевка – это часть....

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц - результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

(слайд 7)

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III . Изучение нового материала (25-30 минут).

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функ­ции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочево­го пузыря?

2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одина­ковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пище­варительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.

4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обра­ботка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, свя­занные с полетом, в тетрадь.

3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пре­смыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Используя рис., определите направление движения крови по со­судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назо­вите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодо­творение у птиц?

3) Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на бо­лее высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устно­му ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность

к полету

1. Пищеварительная.

2. Выделительная.

3. Дыхательная.

4. Кровеносная.

5. Нервная.

6. Половая.

Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Ды­хательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц свя­заны с приспособлением к полету.

Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.

IV . Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильные ответы:

1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

челюстей и зубов: (слайд 10)

а) зоб; в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;

б) легкие; г) трахея.

3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)

а) передний мозг; г) мозжечок;

б) средний мозг; д) продолговатый мозг.

в) промежуточный мозг;

6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).

Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).

Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)

Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Особенности внутреннего строения.

В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой), пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Она состоит чаще всего из двухкамерного сердцаи отходящих от него кровеносных сосудов. Нервная система образована несколькими парами нервных узлов с нервами. Ненужные для организма продукты обмена поступают из крови моллюсков в почки, а затем в мантийную полость и удаляются наружу. Почек может быть одна, две или четыре.

Размножение.

Среди моллюсков имеются как гермафродиты, так и раздельнополые животные. Прудовики и катушки – гермафродиты. Из отложенных ими яиц, склеенных между собой студенистым веществом, выходят маленькие улитки. Перловицы большинства видов раздельнополы. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости самки. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки, которые выталкиваются перловицей через сифон наружу, когда мимо нее проплывает какая – либо рыба. Личинки прикрепляются к коже и жабрам рыбы и развиваются на ее теле 1 – 2 месяца. Такая приспособленность перловиц и беззубок способствует расселению их в природе в фазе личинки. Это связано с малоподвижным образом жизни взрослых особей.

Основные классы моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса. Прудовиков, катушек и сходных с ними моллюсков относят к классу брюхоногих. Эти животные имеют цельную раковину (реже она редуцирована, как у слизней). Большую часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога (отсюда и название класса). Глаза брюхоногих располагаются или у основания щупалец (у прудовиков), или на концах щупалец (у катушек, слизней). Если моллюск имеет две пары щупалец, то глаза располагаются на их первой паре. Класс брюхоногих - самый многочисленный класс в типе моллюсков. Он объединяет около 90 тысяч видов.

Перловицы, беззубки, устрицы, мидии – представители класса двустворчатых. Тело этих животных заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с теркой, слюнных желез. В классе двустворчатых около 30 тысяч видов пресноводных и морских моллюсков.

Кальмары, осьминоги и каракатицы относятся к классу головоногих. Этих моллюсков около 600 видов. Головоногие заселяют в основном теплые и полносоленые моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие. Другая часть ноги образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.

Наибольшего развития у головоногих по сравнению с другими моллюсками достигает нервная система: нервные узлы слились и образовали крупный головной мозг. Органы чувств у них высоко развиты. Глаза головоногих моллюсков по сложности строения напоминают глаза рыб, а по остроте зрения не уступают глазам человека.

Ученые считают, что моллюски произошли от древних кольчатых червей. Одно из доказательств этого – сходство в строении личинок морских брюхоногих моллюсков и личинок морских многощетинковых червей. Кроме того, некоторые примитивные моллюски имеют общие черты строения с кольчатыми червями.
























ПРИЗНАКПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ Пищеварительн ая система Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. Дыхательная система Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. Кровеносная система 4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. Нервная система Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. Половая система Только один левый яичник (облегчение тела) Органы выделения Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).
Список используемых источников Литература «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, с.: ил. Интернет-источники: Класс птицы (общая характеристика): Источники иллюстраций: Виды пера: html Скелет птицы: tradicii.htmlhttp://xvatit.com/school/sch-online/compet/98581-paschalnie- tradicii.html Картинки из личного архива

Красноперова Наталья Тимофеевна

Учитель МАОУ СОШ № 10

Г. Кунгур, Пермский край

Тема урока: Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)

Ход урока:

Орг. Момент.

    Повторение. Фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

    • наличие перьев(легких и прочных)

      обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения

      наличие хвоста, служащего птице рулём

      образование цевки, как посадочного устройства

      лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

    клюв без зубов

    быстрое пищеварение

    частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией презентаций и элементами беседы

Какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

Где они расположены (грудная, брюшная полость)

Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

Пищеварительная система:

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии(например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

Какие органы составляют пищеварительную систему?

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

Как они туда попадают?

Для чего они нужны?

(роль зубов - перетирают пищу)

В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

Какая пища очень быстро переваривается

(мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

Какие особенности кровеносной

Какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной (обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

(крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

Объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

Какую роль играют большой и малый круги кровообращения

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

Рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

(точная координация движения птиц в полёте)

Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся (с использованием вопросов инструктивной карточки)

    рассмотрите схему строения органов дыхания птиц

    запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом

    как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

Публикации по теме