Внеклассное занятие по экологии. Игра в начальной школе. Экологическая ромашка

С.Л. Трифонова

учитель начальных классов

МОУСОШ № 8

« Будь природе другом »

Цель занятия:

Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

    оформление плаката « Будь природе другом»

    творческие задания;

    мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)

I .Организация начала урока.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл .- 2)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.

Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».

Учитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом, “логос”-наука. (слайд 3)

Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

Какие проблемы существуют? (слайд 4)

Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

Послушайте историю о лесе.

1 Лес (слайд 5)

– Жил был лес.

2 Птицы (слайд 6)

Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

3 Звери (слайд 7-8)

Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

4 ЦВЕТЫ

Цветы украшали (слайд 9)

5 Человек

Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

6 Вырубка леса (слайд 10)

Стал человек тогда вырубать лес.

7 Пожар в лесу

Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (слайд 11-13)

8 Загрязнение водоемов.

Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . (слайд 14)

9 Воздух

Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)

10 Засорение отходами.

Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (слайд 16-17)

11 Просьба леса

Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . (слайд 18)

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

Почему в лесу никто не живет?

Ученик

Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

Задание 1

Учитель

У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

3. Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

4 . Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (
сосна)

На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные).

. Деревья

Учитель

Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки. отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(кукушка)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее...(Синичка)

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (Утка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.(заяц)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Задание 3

Учитель

Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает?

Ученик

Не хватает цветов.

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки,отгадки прикрепи к доске.

Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (одуванчик)

Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички . (ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.(колокольчик)

Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (слайд 19)

Задание 4

Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.

(слайд 20,21,22,23)

Задание 5

"Ситуации".

1 группа.

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

2 группа.

1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?– спросила старушка.

Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

3 группа.

1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

Задание 6

Учитель

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Задание 7

Учитель

Территорию нашего поселка окружают живописные места . Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.

Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки . Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом , собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)

Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.

С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.

Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя . (Слайд 24-27)

Сценка

1 турист : Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад.

2 турист : Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист : Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают:

Жги и лей, руби и бей!

4 турист : Урны нет! Неси в кусты!

Мы с природою на “ты”!

1турис т: Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки –

В море пусть плывут посылки!

2 турист : Мы цари! Молчи природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Она – твой давний, добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую,

Нас много, а она – одна!

Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

Задание 8

Учитель

Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.

У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат. (рисунки)

Задание 9

Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)

Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. ( Слайд 30)

Может ли при этом человек оставаться здоровым ? (слайд 31)

«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

Игра «Пойми меня».

(определить, что является отходами)

Задание 1.

    У меня очень много игрушек из нее.

    Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

    Предметы, сделанные из нее, легкие.

    Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.

    Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается . (Пластмасса.) 200 лет.

Задание 2.

    Его делают из песка.

    Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Если его сильно нагреть, оно тянется.

    Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

Задание 3.

    Это получается, когда становится старым или ломается.

    Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

    Это можно сдать и получить деньги.

    Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.

    Это бывает цветным и черным . (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

Задание 4.

    Ее изобрели китайцы.

    В нашей стране ее получают из древесины.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют или пишут . (Бумага – 2 года)

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

Что можно сделать?

Мусор можно: ( слайд 32)

а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

Задания:

    Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?

    Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

ПОКАЗ работ из вторсырья.

Экологическая работа «Мусорная фантазия»

Итог

Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!

Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня . (слайд 33-34)

Рефлексия:

Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета . напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд -35) А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.

«Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.

Экология - популярное слово нашего времени. Сегодн Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с применением системно - деятельностного подхода.я трудно найти человека, не слышавшего его...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как всё взаимосвязано в природе,

Разумно и неразделимо!

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы,

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес и, как в безлунной бездне,

Всё-всё – до муравьиной кучи,

До ёжика, до светлячка – исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи…

Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,

Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

Н. Жоговолева

Экология - популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например, растение - с воздухом, водой, животными и человеком; животные - с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, человеком. Экология изучает и то, как люди, связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют на неё). Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с детства, развивать и закреплять в школе.

Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с применением системно - деятельностного подхода.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Рассматривая младший школьный возраст, как ценный этап в развитии экологической культуры личности, формировании компетентности современного школьника выделяют основные показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды. Я считаю, что экологическое воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром природы вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном, бережно относиться к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить нашу прекрасную планету.

Ранний возраст – это-то время, когда родители, воспитатели детских дошкольных учреждений и учителя начальных классов могут повлиять на формирование культуры отношений в системе «человек - окружающая среда». Ответственное отношение человека к природе формируется в процессе непосредственного общения с природой, очень важен компетентностный подход педагога в формировании экологической культуры ребёнка. Родная природа – замечательный источник, из которого ребенок узнаёт много нового и интересного, получает разнообразные знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в густой траве, гусеницу, ползущую по стеблю цветка. Внимание их привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Дети должны понять, что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а бездумные решения некоторых людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому, прежде чем принять важное решение, касающееся изменений в природе, нужно просчитать, какие будут последствия.

В одном из стихотворений И.Мазнина есть такие замечательные слова:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

На уроках окружающего мира, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между растениями и животными, между природой и человеком. Без этого трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников. Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи, например, при распределении гнездовой или охотничьей территории очень важна забота взрослых животных о потомстве. Существуют связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому, грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Связи между неживой и живой природой проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, в болоте, в поле и называются природным сообществом. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Человек - часть природы, он неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется в материальной и духовной жизни людей. Воздействие человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Это и сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте, нарушение местообитания живых организмов. Загрязнение воды в реке приводит к гибели рыб, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах. Из этого следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии - очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки непроизвольно. Мы с детьми с удовольствием ходим на прогулку под общим названием «По тропинке в лес пойдём». Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный, полезный. На свежем воздухе ребята читают стихи о природе, сами загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя. Все вместе играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать. Зимой мы совершаем лыжные соревнования «Звонкая лыжня» и лыжные прогулки «В царство Деда Мороза». Во время прогулок мы наблюдаем за зимующими птицами, рассматриваем следы на снегу, что интересно и поучительно. Пребывание детей на свежем воздухе и движение полезно для здоровья. Это важный этап в формировании здорового образа жизни младших школьников.

Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. На природе была проведена познавательная игра «Зелёная аптека», где сразу и рассмотрели некоторые лекарственные растения. Дети поделились собственным опытом и знаниями о лекарственных растениях. Интеллектуально – познавательные игры «Тропой туриста», «О больших и маленьких», «Птицы – наши друзья», «Юные экологи» позволяют показать свои знания и узнать много нового.

Викторина - одна из форм экологического воспитания. Вопросы составляю на основе сведений о природных объектах и явлениях. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области окружающего мира и, конечно, общая эрудиция.

На уроках, классных часах и во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы загадок, рисунков на различные темы. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:

  • Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
  • На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  • После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
  • Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

Вместе с ребятами мы разработали «Правила юных друзей природы»:

  • Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;
  • Не сбивай грибы, даже несъедобные;
  • Не обрывай паутину, не убивай паучков;
  • Не распугивай птичьи стаи;
  • Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;
  • Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;
  • Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.

Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не могут жить без цветов? Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает.

Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?

Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:

  • узнай и расскажи (детям нужно найти материал о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на уроке или мероприятии);
  • вести из сада и огорода (одна - две жабы может полностью очистить от слизней огород и т.д.);
  • знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук-носорог, сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?)
  • знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100г мёда, должна облететь 1000000 цветков)
  • подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).

Дети приготовили книжки-малышки на тему «Берегите растения и животных». В них нарисовали редкие растения и животных, а также нарисовали знаки к «Правилам юных друзей природы».

В рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО в классе ведётся работа по формированию у детей бережного отношения к природе, воспитанию нравственной культуры, обогащению представлений о добре и зле, формированию опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоению новых знаний об оказании помощи природе. Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагает наличие познавательных, познавательно-развлекательных, исследовательских, благотворительных, и практических мероприятий. В работу включен материал, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Обучающимся необходимо получать знания переходящие в качество и норму жизни. Они должны осознавать необходимость сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов). Обучающиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса. Наблюдаем за поведением птиц, смотрим, что из предложенного птицы клюют лучше, какие птицы чаще прилетают на кормушку, в какую погоду, как себя ведут. Все эти сведения мы зафиксировали, и в дальнейшем использовали в проекте о зимующих птицах. Проект «Зимующие птицы нашего края» осуществлялся в зимнее время. С помощью родителей ребята изготовили и повесили кормушки. В процессе дети наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам, засыпали разный корм для птиц, делали выводы. Чаще всего к нам на кормушку прилетают синички и воробьи. Они охотно поедают зерно, крупу, крошки хлеба, а синички и кусочки сала. Для всех живых существ зима – трудное время. И для птиц тоже. Поэтому, птички благодарны людям за то, что они подкармливают их зимой, а весной и летом они принесут нам огромную пользу, будут очищать наши сады и огороды от вредителей.

Действительно, значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Исследовательская деятельность нацелена на результат, помогает обобщить знания и умения ребёнка, способствует их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Ребята участвуют в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Чистая улица», «Чистый двор», «Посади дерево». В акции «Посади дерево» дети принимают участие вместе с родителями. Подросшие деревья будут радовать жителей прохладой в жаркий день, своей красотой и полезными ягодами, (например, рябина и черёмуха). В своих садах и огородах ребята помогают ухаживать за культурными плодовыми деревьями и кустарниками. Благодаря стараниям местных жителей, наше село богато зелёными насаждениями.

Все виды деятельности, которые я использую, развивают коммуникативные универсальные учебные действия: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, а также регулятивные ууд - начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи.

С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»

О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.

С. К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.

В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова «Научное общество учащихся» «Путь к природе», 2005 г.

Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.

О. Д. Сапронова «Занимательный материал на уроках естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 - 8, 1992 г.

И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»

А.А.Плешаков «Природа» учебное пособие для начальной школы, издательство «Вентана-Граф»

Н.Л.Болотова, А.А.Шабунова «Экология Вологодской области», Вологда, 2008 г.


Региональный научно-педагогический журнал «Педагогический поиск» №6 февраль 2008г.

Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ № 2» г. Щигры Курской области

ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен по­знавать ее и непременно учить­ся любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действи­тельно созидающей, а не губи­тельной частью мира.

Одним из противоречий со­временной эпохи, затрагиваю­щим самые основы существо­вания цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно от­ветственное значение приобре­тает целенаправленная работа школы по формированию у под­растающего поколения экологи­ческой культуры.

Экология (греч.) - «экос» -дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме.

Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их ок­ружает; наука о связях между человеком и природой.

Удовлетворению обще­ственной потребности в дей­ственном экологическом воспи­тании младших школьников при­звано служить изучение систе­мы учебных курсов «Зеленый дом» А.А. Плешакова. Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и обще­ства.

Одновременно на доступ­ном для учащихся уровне рас­крывается сложившееся проти­воречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.

К таким проблемам отно­сятся:

1) защита неживой природы и почв от загрязнения, разруше­ния и истощения;

2)сохранение многообразия видов организмов и целостнос­ти их сообществ;

3)охрана природы, как не­обходимое условие сохранения здоровья людей;

4)сохранение всего живого на планете;

5)защита планеты от всех видов загрязнений;

6)борьба с уничтожением лесов;

7) люди должны остановить наступление пустынь.

На протяжении своей исто­рии человечество не только по­знавало природу и открывало новые земли. Люди использова­ли природные богатства. И по мере того, как людей станови­лось вес больше, а развитие на­уки и техники давало им новые возможности, всё заметнее про­являлись изменения в природе, вызванные деятельностью че­ловека.

Человек действительно из­менил Землю, но при этом сде­лал ее во многом опасной для собственного здоровья, для бу­дущего детей. Например, он сделал самому себе и своей пла­нете три «подарка»: озоновая дыра, кислотные дожди, парни­ковый эффект.

ОПАСНОСТЬ ОЗОНОВОЙ ДЫРЫ

Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель возду­ха, лак и другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это мо­жет нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках бы­вают вещества, которые, попа­дая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Ан­тарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой бу­дет разрушен, всё живое на Зем­ле погибнет.

КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ

Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выб­росами промышленных пред­приятий, котельных, автомоби­лей. Выпадая с дождем на зем­лю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушают­ся от кислотных дождей.

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ

В парниках на наших огоро­дах стекло или пленка удерживают тепло.

В последнее время что-то подобное стало происхо­дить и на всей Земле. Она, ка­жется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфе­ре. Он выделяется при сжига­нии людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд. тонн топлива, при котором обра­зуется 5,5 млрд. тонн углекис­лого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление кли­мата. Это явление назвали пар­ никовым эффектом. Если температура на Земле повы­сится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется, и вода зато­ пит огромные площади суши. Повсюду изменится погода, раз­ладится работа сельского хозяй­ства и вся жизнь людей.

Существует еще немало гло­бальных экологических про­блем человечества. Охрана ок­ружающей среды - задача все­го человечества. Для ее реше­ния необходимо широкое между­народное сотрудничество.

Государства заключают раз­личные международные со­глашения, чтобы сообща бо­роться за спасение природы.
Одно из таких соглашений -Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи­вотных и растений. Этот до­кумент защищает от истребле­ния и массового вывоза в раз­ные страны многих животных Африки, Азии, Южной Америки.
Созданы различные между­народные организации, служащие делу охраны
природы.
Одна из них Всемирный фонд дикой природы. Эмблемой этой организации служит изображение панды - одного из самых редких животных мира. Во всем мире известна

международная экологическая " организация - Гринпис. Это название в переводе с английско­го языка означает «Зеленый мир». Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загрязнения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит междуна­родные кампании в защиту ле­сов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и живот­ных.

Особое внимание к пробле­мам экологического образования младших школьников можно объяснить двумя основными причинами:

1) необходимостью рас­сматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьно­го обучения (с 1 по 11 класс);

2) актуальностью формиро­вания элементарной экологи­ческой культуры в наиболее благоприятный период эмоцио­нального взаимодействия ребен­ка с природой.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Его чувства и ум развиваются со­ответственно тому, какой харак­тер носят его отношения с при­родой. Именно поэтому так ва­жен в экологическом воспитании начальный этап школьного обу­чения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются.

На какой результат экологи­ческого воспитания детей 7-10 лет можно рассчитывать?

К концу начального обучения может быть сформирована го­товность ребенка к правильно­му взаимодействию с окружа­ющей природой. Эта готовность включает: эмоциональную го­ товность - восприимчивость к миру природы, чувство удивле­ния, восторженности;

деловую готовность - воз­можность реализовать свои зна­ния в разнообразных нестандар­тных ситуациях;

интеллектуальную го­товность - определенный уро­вень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культу­ры.

Формы и методы экологи­ческой работы: экологические уроки, экскурсии, кружки, акции, конкурсы, выставки, праздники, игры, сказки; обсуждение и про­игрывание различных ситуаций; уроки доброты, мышления; тру­довые десанты, зеленый пат­руль, клуб исследователей при­роды, лаборатория юного эколо­га; ведение «Панорамы добрых дел», фенологических календа­рей природы; дни экологическо­го творчества и др.

Остановлюсь на некоторых из них.

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ

На процесс развития эколо­гической культуры младших школьников существенное вли­яние оказывают ситуации, в ко­торых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведе­ния. Это более важно, нежели простое предложение запретов и предписаний, которые учащи­еся запоминают механически. Тематика этических бесед по экологии может быть самой раз­личной: «Природа просит защи­ты», «На страже зеленого дру­га», «Учитесь жалеть», «Земля - наш общий дом», «Птенец на дороге», «Встреча с ежиком» и другие

Беседа «Ты пришел в гости к природе»

Ты пришел в гости к при­роде. А зачем? Чтобы услы­шать пение птиц? Чтобы уви­деть, как раскрывается тугой бутон колокольчика? Чтобы полюбоваться ее красотой? Чтобы насладиться свежим, душистым воздухом? На­брать в лукошко лесных ягод, орехов, грибов?

Да мало ли зачем ты при­шел в гости к природе! Но не

забывай: ты - в гостях! Ты -в чужом доме, в котором мно­го своих жильцов и правил. Выполняй их!

- Что же это за правила?
Начнем с самого начала:

ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбира­ешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уго­лок, за которым проглядыва­ют стволы белых берез. Там. наверное, очень светло и уют­но! Решение принято и ты (один или с друзьями) начина­ешь свое движение к выбран­ному уголку прямо напрямик - по лесным травам и невы­соким лесным кустарникам.

Но. стоп! Что-то ты сде­лал неправильно, не так. Так в гостях не ведут!

- Ребята, заметили ли вы допущенную ошибку?

- Все ли правильно?

- Так ли надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

Тогда послушайте одно изречение, которое, может быть, поможет вам испра­вить допущенную ошибку: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тро­пу, а тысячи - пустыню».

Теперь понятно, что за ошибку совершил гость при­роды?

Да. слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утрамбовать. А заодно и по­вредить корни деревьев, кус­тарников, которые страдают от подобных гостей.

- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе того примера?

«Не топчи зря лесные по­лянки и уголки, передвигайся по тропинкам!»

Учащимся начальных клас­сов нравится искать выход из подобных ситуаций, поэтому полезно чаще «водить их в гос­ти к природе» и создавать раз­ные ситуации, например: «При­вал в лесу», «Шум в лесу», «Му­равейник» и др.

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание. Поэтому первая задача учителя - изучить с детьми жизнь обитателей при­роды; узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараться выполнять не­обходимые предписания и зап­реты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов.

Природа - общий дом ра­стений, животных и человека, а еще источник ресурсов для жиз­ни. Природа может сосущество­вать без человека, как это было уже когда-то, а вот человек без природного окружения не может. Нам, людям, надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ

В настоящее время отмеча­ется усиление внимания к про­блеме совершенствования орга­низации и содержания развива­ющего обучения.

Основной путь развиваю­ щего обучения - включение учащихся в творческую дея­тельность.

Цель и назначение про­блемного обучения - преодо­леть элементы механического усвоения знаний в обучении, ак тивизировать мыслитель­ную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования.- Тол­чком к продуктивному мышле­нию, направленному на поиски выхода из состояния затрудне­ния, служит проблемная ситуа­ция (проблемная задача, про­блемное задание, проблемный вопрос).

Если учитель вводит в учеб­ный процесс учебные проблемы, то управление процессом выхо­да из проблемной ситуации есть управление процессом само­стоятельного решения про­блемы учащимися.

Я применяю проблемные ситуаций на уроках окружающе­го мира в 3-4 классах. Как при­ятно видеть сияющие глаза де­тей, слышать радостные возгласы: «Ура! Я сообразил!», «Я пря­мо как настоящий ученый!» и т.д.

Учебные проблемы созда­ют благоприятные условия для развития коммуникативных спо­собностей детей, развития инди­видуальности и творческого мышления.

ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. I . Тема «Осень».

1. Что приблизит наступле­ние осени: затяжные летние дож­ди или изменения положения солнца на небосклоне?

2. Почему птицы не прячут­ся от холодов в снегу, ведь там тепло, даже листья у трав зеле­ные?

3. Можно ли задержать пе­релетных птиц, если развесить везде утепленные птичьи доми­ки?

П. Тема «Части расте­ний».

  1. 1. Если у кустарника еже­годно срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он де­ревом?
  2. Почему на лугу, где пас­лись козы, никогда не цвели цве­ты?
  3. Чем клубень картофеля отличается от свеклы?

4. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

III . Тема «Живая и нежи­вая природа».

  1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и ок­ружающий нас мир одно и тоже?
  2. Может ли природа быть учителем? Докажи.
  3. Смогут ли существовать на Земле водоросли, кроты, если исчезнет солнце?

При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: науч­ ность и доступность, систе­матичность и последова­тельность. Планируя уроки, необходимо выбирать наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения

Учебная проблема должна за­интересовывать учащихся сво­ей необычностью, красочнос­тью и эмоциональностью.

На уроке необходимо быть внимательным к эмоционально­му состоянию ученика при раз­решении учебных проблем, вов­ремя выяснить причины затруд­нений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевре­менную помощь.

В «Концепции устойчи­вого развития России» выде­лен раздел «Экологическое об­разование, экологизация обще­ственного сознания», а поста­новления правительства возво­дят экологическое образование в разряд первостепенных го­сударственных проблем.

Почему именно природе от­водится особая роль в форми­ровании личности ребенка?

Потому что природа окру­жает ребенка с первых дней его жизни. У детей рано проявляет­ся стремление к активному по­знанию природы, которая притя­гательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатле­ний, вызывает радостные эмо­ции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое. Все педагоги знают, что ре­бенок с радостью познает и ис­следует то, что его интересует. Поэтому - первая и главная за­ дача педагога - сначала заин­ тересовать учеников объек­том, а уже потом о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязь в окру­жающем мире.

Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загад­ками и задачами, но прежде де­тей надо научить решать эко­логические задачи приемами * выявления и разрешения экологических противоречий, выяснить почти самостоятельно не только как это всегда бывает, но и почему так происходит. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская»деятельность развивает и закрепляет познавательное от­ношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.

При изучении курса окружа­ющего мира в начальной школе я использую такие экологичес­кие игры:

1. Ролевые - «Строитель­ство города» - осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

2. Имитационные - «Эко­система водоема (леса)» - роль компонентов, их взаимосвязь.

3. Соревновательные -конкурсы, КВН, викторины, «Поле чудес», «Что? Где? Ког­да?».

4. Игры-путешествия:
«Кто где живет?», «Летает, бе­гает, прыгает?» (о приспособ­ленности животных к среде обитания), «У кого какой дом» (об экосистемах),

5. Игра-перевоплощение
«Если бы я был...»

Каждый участник выбирает себе природный объект (обла­ко, ручеек, цветок, березка, ка­пелька, лучик и т.д.) и должен погрузиться в его мир, вообра­зить себя этим объектом, ощу­тить его характер. От лица объекта он начинает рассказ о том, что его окружает, как он «живет», что «чувствует», како­вы его заботы, беды и т.д.

В своей работе часто ис­пользую различные творческие задания. Дети с удовольствием придумывают «свои» знаки по правилам поведения в природе (3 класс), рисуют красочные и содержательные плакаты под названием «Планета заболела» (4 класс).

Одной из форм экологичес­кого воспитания являются экс­курсии. Их цель: найти ответы на поставленные вопросы, нако­пить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу при­роды. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности (роща, парк, аллея, школьная клумба, пришкольный участок), ближайших предприятий (кирпичный завод, хлебозавод).

После проведения экскурсий дети пишут сочинения-мини­атюры об увиденном и услы­шанном, делятся своими впе­чатлениями.

Экологическое воспитание осуществляется и на внекласс­ных мероприятиях. Тема одно­го из них была такой «Они мо­гут исчезнуть». Задача вне­классного занятия - предста­вить детям яркие, запоминаю­щиеся «портреты» редких и на­ходящихся под угрозой исчезно­вения живых существ. К мероп­риятию дети тщательно готови­лись, самостоятельно (или с по­мощью родителей) подбирали сведения об исчезнувших и ис­чезающих видах существ Зем­ли, принесли книги, открытки, рисунки, статьи. Была «Красная книга» Курской области и Рос­сии, из них были прочитаны не­которые статьи и рассмотрены иллюстрации Дети узнали мно­го интересного про «Гриб-ба­ран», «Подснежник альпийс­кий», «Меч-траву», «Бабочку-аполлона», «Земляничное дере­во», «Утку-мандаринку». На этом же занятии шла речь о за­поведниках, заказниках, нацио­нальных парках, зоопарках, пи­томниках, ботанических садах, памятниках природы. Думаю, после этого мероприятия учащи­еся будут знать о многообразии форм охраны природы.

Закончить свою статью хо­чется стихотворением М. Дудина «Берегите!», которое было эпиграфом внеклассного мероп­риятия.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Наталья Дронова
Экологическое воспитание младших школьников

Дроновой. Н. П.

Тема экологии мне близка и понятна, т. к в течение 5 лет-это была моя тема по самообразованию. Сейчас я продолжаю работу над этой темой, но уже во внеурочной деятельности. Я веду экологический кружок .

Экология – это наука , изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер : не хватает экологических знаний , нет бережного отношения к природе.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания , направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу : выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда , когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю ,прежде всего,воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Разумеется, экологически грамотное , бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста ,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.

Набираю учеников первого класса и стараюсь в первые школьные дни сводить на экскурсию в лес,где растут деревья и цветы. Обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно.

В октябре провели субботник на пришкольном дворе . Целый час ребята усердно и с большим удовольствием работали. Затем они взвешали мусор и убедились, что мы в силах сделать планету чище и краше. В результате наша земля стала чище на 30 кг.

Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности для экологического воспитания . И у нас, с моими детьми, есть излюбленное место в лесу- это большая полянка в окружении берёзок и большая берёза по середине,а рядом два муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями. Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как наши муравьи поработали на уроке. Дети остаются довольны этим.

Всегда на любую экскурсию берём фотоаппарат,а дети фотографируют всё, что им нравится. Это даёт возможность наблюдать за изменениями в природе.

Повышению познавательной активности учащихся в походах, на прогулках служат дидактические игры, например : «Знаешь ли деревья?» , «Какое дерево лист потеряло?» , «Где растёт» и другие.

Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых : мух, комаров, мошек, ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании .

Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением нашего края, учу их отличать одних птиц от других,сравнивая их оперение и повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : КВН, утренники, познавательные игры. Оформляю выставки : «Перелётные птицы» , «Зимующие птицы» .

Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой» . Так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому провожу много внеклассных мероприятий в классе,в библиотеке,на природе, на которых рассказываю о «Красной книге» , о поведении в лесу, о бережном отношении к природе, при этом использую материалы журналов «Начальная школа » , «Педсовет, «Юный натуралист» и другую литературу,а также материалы из интернета.

Большую помощь на уроках дают диски «Красная книга Омской обл.» , «Я познаю окружающий мир» , «Экология » и др.

И всё-таки самым любимым занятием детей остаётся слушание сказок об экологии , а затем рисование по своим впечатлениям. Большой интерес вызывают сказки написанные самими детьми. Стараюсь делать презентации к ним, а это добавляет интерес и вызывает чувство любви к природе С наступлением весны провожу внеклассное занятие на тему «Если ты пошёл в гости» . Во вступительном слове говорю :

Все знают и вы тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила поведения. Например надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не обижать хозяев, что бы им было приятно. Но вот отправились вы на прогулку или в поход. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. Вы в гостях у природы, у тех кто здесь живет : у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д.

Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе .

На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.

На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

Воспитывая экологическую культуру , мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по –другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот, навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи предлагаются для активизации внимания учеников.

На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца.

На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные вырезки о природе, журналы «Юный натуралист» , «Свирель» , интересные книги о природе, а иной раз просто картинки. Из них мы делаем интересные изделия «Коллаж» . Они украшают наш класс.

Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра . Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это : викторины, ребусы, кроссворды.

Большую помощь в формировании экологического воспитания учащихся оказывает уголок природы.

«Почемучкин портфель!» , сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья должны ответить. Например; кого в лесу называют портным? Лесным доктором? У каких птиц зимой появляются детёныши? «Перепутаница» , где по описанию надо изобразить нужное животное или птицу.

«Советы предупреждения» .Например : «Прочитай и запомни! Поджигать старую сухую траву ни в коем случае нельзя. В огне погибнут полезные насекомые, разрушится биологическое равновесие в природе. Но новая трава потом растёт не лучше, а хуже, Кроме того, часто возникают пожары. Берегите всё живое ребята! Природа ошибок не простит»

С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания предлагаются вот такие методики : «Лес благодарит и сердится» , «Радости и огорчения» , «Секретный разговор» , «Письмо зелёному другу» и другие

Хочется верить, что вот такая работа по воспитанию экологической культуры младших школьников , проведённая с детьми, не пройдёт даром.

Уважаемые коллеги! Я желаю Вам успехов в работе! Надеюсь, что моя работа поможет Вам строить работу с детьми грамотно и интересно!

Публикации по теме