Химия для детей: интересные опыты. Интересные химические опыты, которые можно легко повторить в домашних условиях

Ни один человек, хотя бы мало-мальски знакомый с проблемами современного образования, не станет спорить о преимуществах советской системы. Однако у нее были и определенные недостатки, в частности, в изучении естественнонаучных предметов упор часто делался на обеспечение теоретической составляющей, а практика отодвигалась на второй план. При этом любой преподаватель подтвердит, что лучший способ зародить у ребенка интерес к этим предметам — это показать какой-нибудь эффектный физический или химический опыт. Особенно это важно на начальном этапе изучения таких предметов и даже задолго до этого. Во втором случае хорошим подспорьем для родителей может стать специальный набор для химических опытов, которым можно пользоваться и в домашних условиях. Правда, приобретая такой подарок, папы и мамы должны понимать, что им также придется принять участие в занятиях, так как такая "игрушка" в руках ребенка, оставленного без присмотра, представляет определенную опасность.

Что такое химический опыт

Прежде всего следует разобраться, о чем идет речь. Вообще принято считать, что химический эксперимент — это манипуляции с различными органическими и неорганическими веществами с целью установить их свойства и реакции в различных условиях. Если речь идет об опытах, которые производятся с целью вызвать у ребенка стремление изучить окружающий мир, то они должны быть зрелищными и при этом простыми. Кроме того, не рекомендуется выбирать варианты, требующие обеспечения особых мер безопасности.

С чего начать

Прежде всего можно рассказать ребенку о том, что все, что нас окружает, в том числе его собственное тело, состоит из различных веществ, которые вступают во взаимодействие. В результате чего можно наблюдать различные явления: и те, к которым люди давно привыкли и не обращают на них внимания, и весьма необычные. При этом в качестве примера можно привести ржавчину, которая является следствием окисления металлов, или дым из костра, являющийся газом, выделяемым при горении различных предметов. Далее можно начать показывать простые химические опыты.

"Яйцо-поплавок"

Очень интересный опыт можно показать, используя яйцо и водный раствор соляной кислоты. Для его проведения необходимо взять стеклянный графин или широкий стакан и налить на дно 5-процентный раствор соляной кислоты. Затем в него необходимо опустить яйцо и подождать некоторое время.

Вскоре на поверхности яичной скорлупы, вследствие реакции соляной кислоты и карбоната кальция, содержащегося в скорлупе, появятся пузырьки углекислого газа и поднимут яйцо вверх. Достигнув поверхности, пузырьки газа полопаются, и "груз" опять уйдет на дно посуды. Процесс поднимания и ныряния яйца будет продолжаться до тех пор, пока вся яичная скорлупа не растворится в соляной кислоте.

"Тайные знаки"

Интересные химические опыты можно проделать и с серной кислотой. Например, ватной палочкой, смоченной в 20 % растворе серной кислоты, на бумаге рисуют фигурки или буквы и ждут, когда жидкость высохнет. Затем листок проглаживают горячим утюгом и наблюдают, как начинают появляться черные буквы. Этот опыт будет еще более эффектным, если подержать листок над пламенем свечи, однако делать это необходимо крайне осторожно, стараясь не поджечь бумагу.

"Огненная надпись"

Предыдущий опыт можно сделать и по-другому. Для этого на листе бумаги рисуют карандашом контур какой-либо фигуры или буквы и готовят состав, состоящий из 20 г KNO 3 , растворенных в 15 мл горячей воды. Затем кисточкой пропитывают бумагу вдоль карандашных линий так, чтобы не оставалось промежутков. Как только зрители будут готовы, а лист высохнет, нужно поднести горящую лучинку к надписи только в одной точке. Сразу же появится искра, которая "побежит” по контуру рисунка, пока не достигнет конца линии.

Наверняка маленьким зрителям будет интересно, почему достигается такой эффект. Объясните, что при нагревании нитрат калия превращается в другое вещество — нитрит калия и выделяет кислород, поддерживающий горение.

"Несгораемый платочек"

Детям наверняка будет интересен опыт с "несгораемой" тканью. Чтобы его продемонстрировать, в 100 мл воды растворяют 10 г силикатного клея и смачивают получившейся жидкостью кусок ткани или платочек. Затем его отжимают и с помощью пинцета погружают в емкость с ацетоном или бензином. Сразу же поджигают ткань с помощью лучинки и наблюдают, как пламя "пожирает" платок, однако он остается целым.

"Синий букет"

Простые химические опыты могут быть очень зрелищными. Предлагаем вам удивить зрителя, использовав бумажные цветы, лепестки которых следует промазать клеем из натурального крахмала. Затем букетик нужно поместить в банку, капнуть на дно несколько капелек спиртовой настойки йода и плотно закрыть крышку. Через несколько минут произойдет "чудо": цветы станут синими, поскольку пары йода заставят крахмал поменять свой цвет.

"Елочные украшения"

Оригинальный химический опыт, в результате которого у вас появятся красивые украшения для мини-елочки, получится, если использовать насыщенный раствор (1:12) алюмокалиевых квасцов KAl(SO 4) 2 с добавкой медного купороса CuSO 4 (1:5).

Сначала нужно из проволоки сделать каркас фигурки, обмотать ее белыми шерстяными нитками и опустить их в заранее приготовленную смесь. Через неделю-две на заготовке вырастут кристаллы, которые следует покрыть лаком, чтобы они не рассыпались.

"Вулканы"

Очень эффектный химический опыт получится, если взять тарелку, пластилин, пищевую соду, столовый уксус, краситель красного цвета и жидкость для мытья посуды. Далее нужно поступить следующим образом:

  • разделить кусок пластилина на две части;
  • одну раскатать в плоский блин, а из второй вылепить полый конус, на вершине которого нужно оставить отверстие;
  • конус положить на пластилиновое основание и соединить так, чтобы "вулкан" не пропускал воду;
  • поставить конструкцию на поднос;
  • залить "лаву", состоящую из 1 ст. л. питьевой соды и нескольких капель жидкого пищевого красителя;
  • когда зрители будут готовы, влить в "жерло" уксус и понаблюдать за бурной реакцией, во время которой выделяется углекислый газ, а из вулкана вытекает красная пена.

Как видите, домашние химические опыты могут быть самыми разнообразными, и все они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

сайт собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, - у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится : 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится : 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится : 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.

Опыт : В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.

Объяснение : С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Зажженная спичка

Понадобятся : Спички, фонарик.

Опыт : Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался.

Объяснение : Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.

А вы знали, что 29 мая День химика? Кто из нас в детстве не мечтал творить своеобразные волшебства, удивительные химические опыты? Пора воплощать мечты в реальность! Читайте скорее дальше, и мы расскажем, как весело провести День химика 2017, а также какие химические опыты для детей легко провести в домашних условиях.


Домашний вулкан

Если вас уже не привлекают, то… Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуйте устроить его дома! Чтобы устроить химический опыт «вулкан» вам понадобится сода, уксус, краситель пищевой, пластиковый стакан, стакан теплой воды.

В пластиковый стаканчик насыпаете 2-3 ложки столовые соды, туда добавляете ¼ стакана теплой воды и немного пищевого красителя, желательно красного цвета. Потом добавляете ¼ уксуса и наблюдаете за «извержением» вулкана.

Роза и аммиак

Очень интересный и оригинальный химический опыт с растениями можно посмотреть на видео из YouTube:

Самонадувающйся шарик

Хотите провести для детей безопасные химические опыты? Тогда вам точно понравиться эксперимент с воздушным шариком. Приготовьте заранее: бутылку пластиковую, соду пищевую, воздушный шарик и уксус.

Внутрь шарика насыпаете 1 ложку чайную соды. В бутылку наливаете ½ стакана уксуса, после чего надеваете шарик на горлышко бутылки и делаете так, чтобы сода попала в уксус. В результате бурной химической реакции, которая сопровождается активным выделением углекислого газа, шарик начнет надуваться.

Фараоновая змея

Для опыта понадобится: таблетки глюконата кальция, сухое горючее, спички или газовая горелка. Алгоритм действий смотрите на YouTube ролике:

Цветное волшебство

Хотите удивить ребенка? Скорее проводите химические опыты с цветом! Вам понадобятся следующие доступные составляющие: крахмал, йод, прозрачная емкость.

Смешайте в емкости белоснежный крахмал и коричневый йод. В результате вы получите удивительную смесь синего цвета.

Выращиваем змею

Самые интересные домашние химические опыты можно провести, используя доступные ингредиенты. Для создания змеи вам понадобятся: тарелка, песок речной, пудра сахарная, спирт этиловый, зажигалка или горелка, сода пищевая.

На тарелку насыпаете песочную горку и пропитываете ее спиртом. В горке сверху делаете углубление, куда аккуратно добавляете сахарную пудру и соду. Теперь поджигаем песочную горку и наблюдаем. Через пару минут с вершины горки начнет вырастать темная извивающаяся лента, которая напоминает змейку.

Как провести химические эксперименты со взрывом смотрите на следующем видео с Youtube:

Домашние химики-ученые считают, что самое полезное свойство моющих средств - это содержание ПАВов (поверхностно-активных веществ). ПАВы значительно снижают электростатическое напряжение между частицами веществ и расщепляют конгломераты. Это свойство облегчает чистку одежды. В этой статье химических реакций, которые вы можете повторить с бытовой химией, ведь с помощью ПАВов можно не только удалять грязь, но и проводить зрелищные опыты.

Опыт первый: пенный вулкан в банке

Провести этот интересный эксперимент в домашних условиях очень просто. Для него понадобится:

    гидроперит, или (чем выше концентрация раствора, тем интенсивнее будет реакция и эффектнее извержение «вулкана»; поэтому лучше купить таблетки в аптеке и непосредственно перед использованием развести их в небольшом объеме в пропорции 1/1 (получится 50%-ный раствор - это отличная концентрация);

    гелевое моющее средство для посуды (приготовить примерно 50 мл водного раствора);

    краситель.

Теперь нужно получить эффективный катализатор - аммиакат . Осторожно и по каплям добавляйте аммиачную жидкость в до полного растворения.


Кристаллы сульфата меди

Рассмотрим формулу:

Cu­SO₄ + 6NH₃ + 2H₂O = (OH)₂ (аммиакат меди) + (NH₄)₂SO₄

Реакция разложения перекиси:

2H₂O₂ → 2H₂O + O₂

Делаем вулкан: смешиваем аммиакат с моющим раствором в банке или широкогорлой колбе. Затем быстро вливаем раствор гидроперита. «Извержение» может быть очень сильным - для подстраховки под колбу-вулкан лучше подставить какую-то емкость.

Опыт второй: реакция кислоты и солей натрия

Пожалуй, это самое привычное соединение, которое есть в каждом доме, - это пищевая сода. Она взаимодействует с кислотой, и в результате получается новая соль, вода и углекислый газ. Последний можно обнаружить по шипению и пузырям в месте реакции.


Опыт третий: «плавающие» мыльные пузыри

Это очень простой опыт с пищевой содой. Вам понадобится:

  • аквариум с широким дном;
  • пищевая сода (150-200 грамм);
  • (6-9%-ный раствор);
  • мыльные пузыри (чтобы сделать их самостоятельно, смешайте воду, средство для мытья посуды и глицерин);

По дну аквариума нужно равномерно рассыпать соду и залить ее уксусной кислотой. В результате получается углекислый газ. Он тяжелее воздуха и поэтому оседает у дна стеклянного короба. Чтобы определить, есть ли там СО₂, опустите зажженную спичку ко дну - в углекислом газе она моментально потухнет.

NaH­CO₃ + CH₃­COOH → CH₃­COONa + H₂O + CO₂

Теперь нужно дуть пузыри в емкость. Они будут медленно перемещаться по горизонтальной линии (невидимой глазу границе соприкосновения углекислого газа и воздуха, как бы плавая в аквариуме).

Опыт четвертый: реакция соды и кислоты 2.0

Для опыта понадобятся:

  • разные виды негигроскопичных пищевых продуктов (например, жевательный мармелад).
  • стакан с разведенной пищевой содой (одна столовая ложка);
  • стакан с раствором уксусной или любой другой доступной кислоты (яблочной, ).

Кусочки мармелада разрезать острым ножом на полоски длиной в 1-3 см и поместить для обработки в стакан с содовым раствором. Подождать 10 минут, а затем переместить кусочки в другой стакан (с кислотным раствором).

Ленточки будут обрастать пузырьками образующегося углекислого газа и всплывать наверх. На поверхности пузырьки улетучатся, подъемная сила газа исчезнет, а ленточки мармелада утонут, опять обрастут пузырьками, и так до тех пор, пока реактивы в емкости не закончатся.

Опыт пятый: свойства щелочи и лакмусовая бумага

Большинство моющих средств содержит едкий натр, самую распространенную щелочь. Выявить ее наличие в растворе моющего вещества можно в этом элементарном эксперименте. В домашних условиях юный энтузиаст легко проведет его самостоятельно:

  • взять полоску лакмусовой бумаги;
  • растворить в воде немного жидкого мыла;
  • опустить лакмус в мыльную жидкость;
  • дождаться окрашивания индикатора в синий цвет, что и будет свидетельствовать о щелочной реакции раствора.

Нажмите , чтобы узнать, какие еще опыты на определение кислотности среды пожно провести из подручных веществ.

Опыт шестой: цветные взрывы-разводы в молоке

Опыт основан на свойствах взаимодействия жиров и ПАВ. Молекулы жира имеют особенное, двойственное, строение: гидрофильный (взаимодействующий, диссоциирующий с водой) и гидрофобный (нерастворимый в воде «хвост» многоатомного соединения) конец молекулы.

  1. В широкую емкость небольшой глубины налить молоко («полотно», на котором будет виден цветовой взрыв). Молоко - это суспензия, взвесь жировых молекул в воде.
  2. Пипеткой добавить несколько капель водорастворимого жидкого красителя в емкость с молоком. Можно добавить в разные места емкости разные красители и сделать многоцветный взрыв.
  3. Затем необходимо смочить ватную палочку в жидком моющем средстве и прикоснуться к поверхности молока. Белое «полотно» молока превращается в движущуюся палитру с красками, которые двигаются в жидкости, как спирали, и закручиваются в причудливые изгибы.

В основе данного явления лежит способность ПАВ фрагментировать (делить на участки) пленку из молекул жира на поверхности жидкости. Жировые молекулы, отталкиваясь своими гидрофобными «хвостами», мигрируют в молочной взвеси, а вместе с ними и частично нерастворенная краска.

Вечер занимательной химии

При подготовке химического вечера требуется тщательная подготовка учителя к проведению опытов.

Проведению вечера должна предшествовать продолжительная, тщательная работа с учащимися, при этом одному ученику не следует поручать больше двух опытов.

Цель проведения химического вечера – повторить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии и привить им практические навыки в разработке и осуществлении опытов.

Описание основных этапов проведения вечера занимательной химии

I. Вступительное слово учителя на тему “Роль химии в жизни общества”.

II. Занимательные опыты по химии.

Ведущий (роль ведущего выполняет один из учеников 10-11-го класса):

Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить. И так, мы начинаем! Опыт № 1: “Вулкан”.

Опыт № 1. Описание:

Участник вечера высыпает на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. Описание:

Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3. Описание:

Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.

Примечание: заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.

У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Описание:

Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ребята, у меня в руках фигурка человека из цинка. Давайте оденем его.

Опыт № 5. Описание:

Участник вечера опускает фигурку в 10%-й раствор ацетата свинца. Фигурка покрывается пушистым слоем кристаллов свинца, напоминающим меховую одежду.

Сущность опыта – более активный металл вытисняет из растворов солей менее активный металл.

Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 6. Описание:

Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 7. Описание:

Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт № 8. Описание:

Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

А теперь удивительные огни!

Опыт № 9. Описание:

Участник вечера помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Опыт № 10. Описание:

Ведущий обращается к участнику вечера:

Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.

Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.

Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.

Ведущий :

Безобразие, ты же меня чуть не отравил!

Участник вечера:

Простите мен, я, наверное, перепутал стаканы.

Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.

Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 11. Описание:

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры!

III. Командные игры.

Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.

Игра № 1. Химическое лото.

На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.

Игра № 2. Химическая викторина.

Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.

Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.

Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.

Вечер заканчивается вручением призов наиболее активным участникам.

Публикации по теме