Весь ритуал православных похорон. Что такое церковный обряд в православии

Обряд есть внешнее выражение верований человека. Человек - существо чувственно-духовное, в природе которого духовно-идеальное бытие соединилось с чувственным и материальным. И как следствие в своем представлении человек старается идеальное облечь в видимое, чтобы через это сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека т. е. Бог, в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек не способен ни представлять себе этот предмет, ни встать в живые отношения с ним без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд.

Обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя его, оказывает освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека.

В новозаветных книгах Священного Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX, 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII, 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV, 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова «обряд», «обычай», т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеепомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

«Обряд (взятый сам по себе), - говорит священник Павел Флоренский,- есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни».

В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня - Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей, освящение дома, освящение плодов и вещей,- во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему, «входом, яко в дом Закхея» (из молитвы на освящение дома).

Эти обряды, существуя самостоятельно, тоже - явления тайны спасения, где Божие и человеческое соединяются воедино. В результате человеческое, бывшее само по себе, включается в процесс спасения людей Сыном Божиим, и в человеческое внедряется святость, идущая от Бога.

Обряды введены в храмовую и личную жизнь христианина для того, чтобы через них благословение Божие нисходило на жизнь и деятельность человека, святостью и благом укрепляя его духовные силы, а также все окружение его жизни.

Об обрядах в Священном Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Церковные обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, или заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на Иерусалимском соборе постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апостолов Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 правилом отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апостола Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Великий значительно сократил. Литургию Василия Великого, для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни «херувимская» и «Единородный Сыне» явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики. В Церковных обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, например, обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни.

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная , по выражению святого , не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан : поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Зачем в Церкви так много обрядов? Неужели нельзя служить Богу просто, без лишних видимых действий?

Вообще, человеческое мышление уже само по себе связано с определенными знаками и символами, как способами внешнего выражения. Например, слово есть выраженная посредством звука мысль» а многие наши жесты есть выражение наших эмоций или нашего настроения. Тем более, когда речь идет об истинах мира духовного, выразить их в нашем мире можно только посредством символических действий - обрядов. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены дьявол и грех.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться тем, что выше земных чувств и измерений. Так, возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира. Как прекрасно молиться вечером при огне свечи или лампады! Окропление святой водой своего жилья есть приобщение его к святыни Церкви, известно, как после этого в домах, подверженных действию нечистой силы, все умиротворяется.

Обилие церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. Видимые богослужебные действия и предметы церковного быта заключают в себе глубокие благодатные символы, как выражение духовно совершающегося в частности, каждение храма и молящихся людей святым ладаном символизирует обилие благодати Духа Святого, обитающего в храме и осеняющего молящихся. А помазание во время Всенощного бдения верующих святым елеем означает небесное благословение, подаваемое на богослужении.

Ничто в богослужении не является случайным - ни гимнография, ни видимые действия. Ведь человеку свойственно стремление к творчеству, и потому свои религиозные чувства и мысли он выражает в молитвах и песнопениях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуждается в куда меньшем обосновании, нежели бытие души), то свои религиозные чувства мы выражаем посредством поклонов, коленопреклонений и уже упомянутого крестного знамения. А если достаточно только в душе служить Богу, то зачем Бог даровал нам еще и тело? Не напрасно в Священном Писании сказано: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий ().

Соблюдая уже сложившуюся традицию, например, посещением храма в положенной одежде, мы выражаем наше уважение к храму и к тем, кто освятил эту традицию собственной благочестивой жизнью. Эти обряды соблюдали не только святые подвижники, но и цари, и знаменитые общественные деятели, и великие ученые - последуем же за ними.

Один знакомый батюшка в метро как-то встретился с последователями секты свидетелей Иеговы - парнем и девушкой. Парень сразу же начал доказывать, что все наши обряды суть внешнее и ненужное, что главное, чтобы вера была в душе. Священник внимательно выслушал, а затем искренно спросил: «Это ваша девушка? Наверное, вы любите друг друга? Может быть, станете одной семьей?» Когда они одобрительно кивнули, батюшка обратился к девушке: «Если он вам дарит цветы и оказывает знаки внимания, то не придавайте этому никакого значения — это все внешнее; и если он старается быть обходительным в своем общении с вами, то тоже не обращайте внимания, ведь это внешнее; и если он, готовясь к встрече с вами, следит за своим внешним обликом, старается достойно выглядеть, то это все тоже внешнее и ненужное, а главное, чтобы только в сердце была любовь». Глубокое недоумение и даже небольшое прозрение теперь были видны на лицах молодых людей. Парень не нашел, что ответить, и кто знает, может быть, в глубинах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заметим: в человеческом естестве душа тесно соединена с телом, так что даже исключительно духовные чувства - вера, благоговение, покаяние, богопочитание и другое выражаются вовне посредством видимых обрядов, знаков и действий.

Священник Валерий Духанин

Из кн. «Во что мы веруем». - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный ). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чём смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Содержание статьи

ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ, учрежденные божественным провидением священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая божественная благодать. В православии принято семь таинств, семь даров Святого Духа: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное предание.

Таинства и обряды.

Внешние знаки совершения таинств, т.е. церковные обряды, необходимы для человека, так как человеческая несовершенная природа нуждается в видимых символических действиях, помогающих почувствовать действие невидимой силы Бога. Кроме таинств, в Православной церкви приняты и другие богослужебные обряды, которые в отличие от таинств имеют не божественное, а церковное происхождение. Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь. Обряды же призывают благословение лишь на внешнюю сторону земной человеческой жизни (см . САКРАМЕНТАЛИИ) . Совершение каждого таинства несет с собой особый дар благодати. В крещении дается благодать, очищающая от греха; в миропомазании – благодать, укрепляющая человека в духовной жизни; елеосвящение – дар, исцеляющий недуги; в покаянии дается прощение согрешений.

Действенность таинств.

По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах см . ТАИНСТВО .

Семь таинств Православной церкви

призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.

Крещение

– самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Начало христианскому крещению как таинству было положено словами Иисуса, обращенными к апостолам перед его вознесением на небо: «…идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19; Мк 16:16). Способы крещения в древней церкви описаны в Учении двенадцати апостолов (1 – начало 2 вв.): «Крестите в живой [т.е. проточной] воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды». Вода как элемент космический и сакральный играет важнейшую роль при совершении таинства: крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Действующая через водную стихию божественная благодать освобождает человека от всякого греха: младенцев – от первородного, взрослых – и от первородного, и от совершенных в течение жизни. Апостол Павел называл крещение банею возрождения.

Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах (см . БАПТИСТЕРИЙ) . Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление.

Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого. См. КРЕЩЕНИЕ.

Миропомазание.

По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

Покаяние.

Это таинство очищает верующего от совершенных им после крещения грехов и дает силы продолжить подвиг земной христианской жизни. Исповедуя свои грехи перед священником, христианин получает от него прощение и таинственным образом разрешается от грехов самим Богом. Принимать исповедь может только епископ или священник, так как право прощать грехи они получают через таинство священства от самого Иисуса Христа. Священник обязан хранить тайну исповеди; за огласку исповеданных ему грехов он лишается сана. Евангельское учение понимает покаяние не просто как раскаяние в содеянном, но как возрождение, обновление человеческой души. Таинство покаяния совершается следующим образом. Перед иконой Иисуса Христа или перед Святым Крестом священник читает молитвы о кающихся для всех пришедших в храм на исповедь. Само исповедание грехов священнику происходит наедине с ним. Кающийся перечисляет свои согрешения, а когда закончит, делает земной поклон. Священник, возложив на голову исповедника епитрахиль, читает молитву, в которой испрашивает ему прощение, совершает над его головой крестное знамение, а затем дает целовать крест. В особых случаях священник имеет право наложить епитимью, т.е. определенного рода наказание в соответствии с тяжестью греха. В Православной церкви существует правило, согласно которому каждый христианин должен исповедываться не менее одного раза в год. ПОКАЯНИЕ .

Причащение, или евхаристия

Таинство священства.

Все таинства, за исключением крещения, может совершать только законным образом (т.е. в соответствии с канонами Православной церкви) поставленный священник, поскольку он при посвящении в сан получает это право через таинство священства. Таинство священства состоит в том, что через святительское рукоположение (хиротонию) на поставляемого в иерархическую степень нисходит Святой Дух. Благодать Святого Духа облекает посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим, дает ему право руководить паствой, наставлять их в вере и совершенствовании духовной жизни, также совершать для нее церковные таинства. Степени священства следующие: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Другие лица клира, т.н. церковнослужители, посвящаются не через рукоположение, а лишь благословением епископа. В высшие степени иерархии посвящаются только после последовательного прохождения низших. Способ поставления на ту или иную степень священства указан в наставлениях апостолов, в свидетельствах отцов церкви и в правилах вселенских соборов. Каждой степени благодать дается не в равной мере: в меньшей – диакону, большей – пресвитеру и в наибольшей – епископу. Соответственно данной благодати диакон выполняет роль сослужителя епископа и пресвитера при совершении таинств и богослужений. Пресвитер через рукоположение от епископа получает право совершать все таинства, кроме таинства священства, и все богослужения в своем приходе. Епископ – главный учитель и первый священнослужитель, главный управитель делами церкви в своей епархии. В епископы может рукополагать только собор епископов числом не менее двух. Таинство священства совершается в алтаре храма на литургии, чтобы новопоставленный мог принять участие со всем клиром в освящении Святых Даров. На литургии рукоположение совершается только над одним епископом, одним пресвитером и одним диаконом. Посвящаемый в диаконы приводится к царским вратам, где его встречают диаконы, которые вводят его в алтарь. В алтаре он кланяется престолу, трижды обходит вокруг него и целует углы престола, как бы принося присягу благоговейно чтить святость алтаря и престола. В знак смирения перед посвящающим его епископом он после каждого обхода целует руку и колено архиерея, затем трижды кланяется престолу и становится на одно правое колено, поскольку на диакона возлагается неполное священнослужение. В ознаменование того, что он посвящает все силы души служению у престола, он возлагает на престол руки и прикладывается к нему челом. Посвящению предшествует удостоверение, что не только посвящаемый, но и все члены его семьи – православные христиане. Православная церковь придерживается правила не повторять рукоположения, если оно было совершено правильно, хотя бы и в обществах неправославных. ЕПИСКОП; ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ; КЛИР; ПРЕСВИТЕР; СВЯЩЕННИК.

Таинство брака

– таинство, совершаемое над женихом и невестой, верующими, избравшими путь супружеской жизни, при совершении которого они перед священником и церковью дают свободное обещание хранить верность друг другу, а священник благословляет их союз и испрашивает им благодать чистого единодушия к рождению и христианскому воспитанию детей. Брак заключается во образ союза Христа и церкви. Прежде чем приступить к совершению таинства брака в церкви после литургии происходит оглашение, то есть причт сообщает прихожанам имена жениха и невесты и спрашивает, не знают ли они препятствий к заключению этого брака. После оглашения совершается самый брак. Таинство брака всегда происходит в храме в присутствии свидетелей. Обряд совершает священник. Чин заключения брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Для обручения священник выходит из алтаря и полагает на аналое посреди храма крест и Евангелие, символы невидимого присутствия самого Христа. Он благословляет жениха и невесту и вручает им зажженные свечи, которые знаменуют их чистоту. После чтения определенных молитв приносятся освященные на престоле кольца, и вступающие в брак в знак обоюдного согласия надевают друг другу кольца. Во время венчания благословляется брачный союз и испрашивается нисхождение на него божественной благодати. По окончании молитвословий священник берет венцы и возлагает их на голову жениха и невесты. Венцы означают награду за их целомудренную жизнь до брака. Брак по смерти одного из супругов может быть совершен во второй и в третий раз. Совершение таинства второго или третьего брака не столь торжественно. Двоебрачным и троебрачным не вручаются свечи и не возлагаются на головы венцы. Повторные браки допускаются церковью после вынесения епитимьи.

Елеосвящение, или соборование.

В этом таинстве при помазании елеем больным дается благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Елеопомазание совершается только над больными. Запрещается совершать его над здоровыми, а также над умершими. Перед елеосвящением больной исповедуется, а после (или до) причащается. Исполнение таинства предусматривает «собрание верующих», хотя может происходить как в церкви, так и дома. Желателен также собор семи пресвитеров по числу даров Святого Духа, но допускается и присутствие двух или трех священников. В крайних случаях разрешается действовать одному священнику, но молитвы произносить от лица собора. Для совершения таинства ставится стол, а на нем блюдо с пшеницей. Зерна пшеницы служат символом возрождения к новой жизни. Сверху пшеницы ставится сосуд с елеем, видимым знаком благодати. В него вливается вино: соединение елея с вином делается в память того, что именно так поступил евангельский добрый самарянин для лечения больного. Рядом ставят кисти для помазания и зажигают семь свечей. Богослужение таинства состоит из трех частей. Первая часть – молебное пение. Вторая часть – елеосвящение. Первый священник читает молитву на освящение елея, остальные повторяют ее тихо, затем поют тропари Богородице, Христу и святым целителям. Третья часть состоит из семи чтений Апостола, семи чтений Евангелия и семи помазаний. Помазываются те части тела, через которые в человека входит грех: лоб, ноздри, щеки, уста и обе стороны кистей рук. После седьмого помазания священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие, что означает руку самого Спасителя, исцеляющего недужных.

Церковные обряды

Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно-духовное, в природе которого бытие духовное-идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в видимое, чтобы через то сделать его доступным себе. Предмет религиозных верований человека (т. е. Бог, существо высочайшее) в высшей степени духовен и бесконечно возвышен над природою видимою; поэтому человек, особенно стоящий на невысокой степени нравственного развития, не способен ни представлять себе этот предмет, ни становиться в живые отношения к нему без какого-либо видимого посредства. Таким посредством и служит обряд. Как явление огня, грома, бури, молнии служило для евреев видимым знаком присутствия Божия на горе Синае во время законодательства, так и обряд везде и всегда служил для человека символом и удостоверением в действительности присутствия и воздействия Бога на человека. Православная церковь верует, что каждый обряд, совершенный во имя ее, оказывает то или другое освящающее, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Оторванная от всякой видимости и обрядности, религиозность впадает в крайности чистого субъективизма, т. е. принимает вид или неопределенной чувствительности, или же крайней логической отвлеченности. Пример религиозности первого рода представляет собою немецкий пиэтизм, пример религиозности второго рода - протестантский рационализм, близко граничащий с пантеизмом.

В новозаветных книгах Свящ. Писания греческими словами έυος, υρησκεια - обряд, έυος, είυιςμένον - обычай обозначается как то, что касается внешней стороны религиозной жизни - порядки иерархического управления (Луки I, 9), правила церковного благочиния (1 Кор. XI, 16), религиозные церемонии (Иоан. XIX, 40), обряд, имеющий символическое значение (Лук. 11, 27; Деян. Апост. XV, 1), внешнее благочестие (Иак. I, 26), так и то, что относится к порядкам жизни гражданской - народное желание (Иоан. XVIII, 39), судебное правило (Деян. Апост. XXV, 16). В первом значении обыкновенно на церковном языке и употребляются слова "обряд", "обычай", т. е. именем обряда в широком значении слова называется все то, что относится к внешней стороне религиозной жизни: богослужебные чины и уставы, предметы и действия, имеющие символическое значение. Сюда не принадлежит лишь та сторона церковных таинств, которая составляет их материю и форму - те священные действия и слова, в которых и через которые преподается невидимая благодать. Об обрядах в Свящ. Писании говорится мало. Порядок, чин внешнего богослужения ни Христом, ни Его апостолами не установлен. Ц. обряды развивались вместе с развитием самой церкви, и она то сокращала или дополняла их, то уничтожала, заменяла новыми. Такое отношение церкви к обрядам ясно свидетельствует, что она считала себя вправе изменять, отменять и вводить новые обряды, сохраняя при этом свою веру неизменною. Еще апостолы выразили свой взгляд на обряды в таком смысле, когда на соборе (51 г.) постановили не следовать ветхозаветному обряду обрезания и вообще не обременять христиан из язычников исполнением Моисеева закона. Это решение апостолов послужило твердым основанием для практики церкви в последующее время. Так, например, по первому правилу апост. Петра и Павла следовало 5 дней делать, а субботу и воскресенье праздновать; лаодикийский собор 29 прав. отменил правило апостолов и постановил праздновать только воскресенье. Чин литургии в первые века христианства совершался различно: в церкви иерусалимской литургия совершалась по преданию от апост. Иакова; в Кесарии эту литургию, как очень продолжительную, Василий Вел. значительно сократил; литургию Василия Вел., для облегчения мирян, в свою очередь, сократил Иоанн Златоуст. С течением времени чин литургии и сокращался по составу молитв и увеличивался некоторыми молитвами, песнопениями и обрядами, которых требовала сама жизнь. Так, песни "херувимская" и "Единородный Сыне" явились и внесены в литургию уже впоследствии (VI век). Некоторые богослужебные чины совершенно вышли из церковной практики, напр., чин летопроводства, чин пещного действа, чин действа страшного суда, чин действа в неделю Ваий, чин о братотворении и т. п. Ц. обряд, даже и не вытекающий непосредственно из божественного установления (как важнейшие тайносовершительные действия), не есть, однако, нечто совершенно случайное и произвольное. Та или другая обрядовая особенность, рождающаяся обыкновенно из народно-бытовых форм, принимается и присваивается церковью, как наилучший для данного времени способ выражения известной Ц. истины и охранения ее в одинаково для всех доступном символическом знаке. Но то, что представляется наилучшим для данного времени, может перестать быть таковым для последующего. Как человеческая форма божественной истины, раз принятый церковью обряд сохраняет свое значение лишь настолько и до тех пор, пока дальнейшие успехи религиозного сознания не вызовут к бытию новых, более совершенных обрядовых форм. Нашим отдаленным предкам трудно было усвоить себе истинное значение обрядности, особенно когда все настоятельно обращало их мысль больше к внешним формам религии, чем к ее внутреннему содержанию. Последнее как будто отступало на задний план; душа младенчески верующего христианина, принимая церковный обряд, как готовый и данный извне, видела в нем существенную часть верования, его неотделимую незаменимую принадлежность и законное уважение к Ц. обряду вырождалось в обрядоверие. Это отожествление обряда с догматом особенно ярко сказалось при исправлении богослужебных книг и обрядов, бывшем при патр. Никоне. Противники церковных исправлений в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а в введении новых обрядов - латинские ереси. С этого времени отмененные при Никоне обряды (двоение аллилуйя, седмипросфория, двуперстие, хождение посолонь и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства. - В Ц. обрядах выражаются наглядным образом истины и дух веры. Так, напр., обряд сложения перстов для крестного знамения образно представляет собою единство Бога по существу и троичность в лицах. Истины и события, представленные под видом действий, становятся понятными и для людей, живущих не столько умом, сколько чувством. Отнять у таких людей то, что привлекает их внешним образом, значило бы лишить их одного из источников религиозной жизни. Православная церковь, при всем богатстве форм и великолепии богослужения, умела соблюсти равновесие между формою и содержанием, найти границу между формализмом и дидактизмом, с одной стороны, и беспредметною игрою воображения - с другой. Католицизм нарушил это равновесие в пользу внешности и формы. Некоторые обряды католич. церкви введены в употребление в средние века по расчетам иерархической власти и корыстолюбия. Лютеране отвергли большую часть Ц. украшений, служб и обрядов, но оставили в своих храмах изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних молитв и гимнов составили свои новые. Реформаты отменили древние обряды и главное содержание богослужения поставили в проповеди. Ср. Ив. Перов. "О важности и необходимости обряда в деле религии" ("Миссионерское Обозрение", 1897, сент. - окт., 2-я кн.); его же, "Таинства и обряды православной церкви в их отношении к сообщаемой ими нам благодати" ("Руководство для сельских пастырей", 1894, № 11); проф. Α. Ф. Гусев, "Необходимость внешнего богопочтения" (Казань, 1902); прот. И. Иванов, "О значении храма и обряда в области веры и религии Христовой" (Воронеж, 1894); свящ. С. Марков, "О праве церкви изменять церковные постановления, обряды и обычаи, существа веры не касающиеся" (изд. 3, M., 1901); С. А - в, "Раскрытие понятий о догмате и обряде и выяснение различия между ними" ("Оренбургские Епарх. Ведомости", 1893, № 3); А. Никольский, "Истинный смысл и значение Ц. обрядов" ("Миссионерский Сборник", 1891, № 1); Смирнов, "Часы досуга. Опыт систематич. обличения раскола старообрядства" (ib., 1893, № 1); Громогласов, "Русский раскол и пр." (1898); А. М. Иванцов-Платонов, "О западных вероисповеданиях" (изд. 3, M., 1894).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Церковные обряды" в других словарях:

    Церковные обряды - – человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Обряды Русской православной церкви, типологически близкие театральному представлению. Первое упоминание о церковных действах относится к 16 в. Виды церковного действа: Шествие на осляти (исполнялось за неделю до пасхи, в день церковного праздникаБольшой Энциклопедический словарь

    Обряды Русской православной церкви, типологически близкие театральному представлению. Первое упоминание о церковных действах относится к XVI в. Виды церковных действ: «Шествие на осляти» (исполнялось за неделю до Пасхи, в день церковного… … Энциклопедический словарь

    церковные меннониты - церковные меннониты, одна из групп меннонитов в России. После того как в 1860 е гг. от россицских мeннонитов откололись так называемые братские меннониты, испытавшие на себе влияние баптизма, оставшихся верными старой меннонитской доктрине стали… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Театрализованные обряды русской православной церкви. Первое упоминание относится к 16 в. Известны Ц. д. пасхального («Шествие на осляти», «Омовение ног») и рождественского («Пещное действо») циклов. Обряд «Шествие на осляти»,… … Большая советская энциклопедия

    ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ И БИБЛИЯ - Слово «таинство», или точнее «тайна» (евр. сод; арам. раз), употребляется в ВЗ для обозначения промыслительных деяний Божьих, к–рые открыты пророкам (Ам 3:7; Дан 2:28). В аналогичном значении слово «тайна» (греч. must»riun) встречается и в… … Библиологический словарь

    Ритуал - церковные обряды … Популярный политический словарь

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - [Соединённое Королевство Великобритании и Сев. Ирландии; англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland], гос во Сев. Зап. Европы. Состоит из 4 географических и исторических частей Англии, Шотландии, Уэльса и Сев. Ирландии. Территория … Православная энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЕДИНОВЕРИЕ - в РПЦ. По определению 1 го единоверческого еп. сщмч. Симона (Шлеёва), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании … Православная энциклопедия

В православной Церкви установлено семь таинств. Таинствами называются церковные молитвы и священные действия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого.
Таинства: КРЕЩЕНИЕ, МИРОПОМАЗАНИЕ, ПРИЧАЩЕНИЕ, или ЕВХАРИСТИЯ, ПОКАЯНИЕ (Исповедь), ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (соборование), СВЯЩЕНСТВО, БРАК (Венчание).
Возрождаются старинные обычаи. Сейчас на Руси вновь крестят детей и венчаются в церкви.

КРЕЩЕНИЕ

Первое таинство в жизни христианина - крещение. Церковь считает, что Дух Святой дает нам новую духовную жизнь. Только после таинства крещения называемся мы христианами.
Самая древняя русская летопись рассказывает, что весной 988 года все население города Киева торжественно крестилось в водах реки Днепр. Князь Владимир велел собрать всех киевлян, он сам звал прийти «всех, кто ему друг», а так как князя Владимира любили, пришло очень много людей на берег Днепра. Взрослые входили в воду, держа детей на руках, священники стояли на берегу, читали молитвы, давали имена крестившимся. За просвещение своего народа молился и благодарил Бога князь Владимир. Собравшиеся приняли веру, которую принял их любимый князь.
Через таинство крещения «мы вступаем в своей земной жизни в церковь Христову. Подобно тому, как в акте физического рождения человека ему даруется все для последующей жизни, так и в его духовном рождении ему сразу даруется все то, что в дальнейшем должно развернуться в становлении жизни во Христе.
Во время совершения таинства крещения происходит наречение имени человека, который вручается покровительству соименного ему святого. Этот акт духовного рождения совершается в таинстве святого крещения, заповеданного Господом», - учит церковь.
Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти и по смерти тоже не оставляет его.
Обряд крещения в воде существовал еще задолго до Рождества Христова, он означал, что, окунаясь в воду, человек очищается от своих грехов и возвращается к чистой, новой жизни.
Обычно крестит совсем маленьких детей. При совершении этого таинства крестные родители с крещаемым младенцем и с зажженными свечами становятся у купели и исповедуют свою веру. Потом священник освящает воду и три раза окунает в нее младенца, говоря: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». Священник читает молитвы. И с этого, времени человек как бы умирает для плохой жизни и воскресает к новой жизни со Христом, Как видим, при крещении человек получает свое имя в честь святого. Этот святой делается его небесным другом и покровителем. Каждый христианин должен помнить день Памяти святого, имя которого он носит, этот день называется «именины» или «день ангела». Затем на шею надевают крест, который он тщательно бережет и носит всю жизнь.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Обычно вместе с крещением совершается миропомазание. Младенцу еще нужны и духовные силы, которые он получает в таинстве миропомазания. Обряд также проводит священник, который помазывает крестообразно особенным освященным епископом маслом - святым мирром - лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Через это таинство Дух Святой поселяется в душе новокрещенного и дает ему новые духовные силы.
После крещения и помазания святым мирром младенца три раз обносят, вслед за священником, вокруг купели.
Иисус Христос никого не крестил, но Он завещал своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». (Евангелие от Матфея, гл. 28, ст. 19.)

ВЕНЧАНИЕ

Венчание - религиозная церемония, имеющая место при заключении брака у христиан. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. До 1775 года обручение отделялось от венчания значительным промежутком времени. Впоследствии обручение и венчание предписано было совершать в одно время.
Церковью брак рассматривается как таинство, в котором благословляются мужчина и женщина, когда они делаются мужем и женой. В православной русской церкви венчание считается единственной формой заключения брака. При венчании требуется непременное присутствие жениха и невесты. Существенным моментом признавалось выражение женихом и невестой согласия на супружескую жизнь и желание вступить в брак. Предварительно выясняется, нет ли препятствий к браку; Выяснение должно происходить в храме.
Во время обручения священник при совершении молитвословий спрашивает жениха и невесту о их добро-вольном согласии вступить в брак и надевает, им освященные кольца. Обряд таинства брака состоит в том, что жених и невеста обмениваются кольцами.
А при венчании: священник спросит: «Не обещался ли другой?», «Не обещалась ли другому?», затем трижды, благословляя, призывает на них Божье благословение и трижды обводит их вокруг аналоя*.
Во время обряда жених и невеста стоят с зажженными свечами в руках и над их головами держат венцы.
Нельзя жить без веры, страшно подумать, что любимый человек вдруг изменит, предаст, уйдет. Молодые должны верить в то, что добро сильнее зла, а венчание придает уверенности, что они проживут мирно и счастливо всю жизнь. И молодые обычно уходят из церкви в надежде, что семья будет крепкая: Бог с ними, а он милостив.
Обряд венчания торжественный, красивый, таинственный.
Не совершается браковенчаний в продолжение постов Великого, Успенского, Петрова и Рождественского; накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение Святок, в течение сырой седмицы (Масленицы), начиная с Недели мясопустной, в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

ПРИЧАЩЕНИЕ

Причащение - главнейшее из христианских таинств, установленное самим Иисусом Христом.
В апостольские времена литургия совершалась ежедневно и все присутствующие обязательно причащались за каждою литургиею. Сейчас это невозможно, поэтому церковью установлено приступать к таинству не менее одного раза в год, но в связи с тем, что причащение - духовное питание нашей души, церковь рекомендует причащаться по крайней мере четыре раза в год, возможно, и чаще. К причастию допускаются все ее члены после «должного приготовления постом и покаянием». Причастие должно быть до принятия пищи. До причастия нельзя ни есть, ни пить. Это таинство совершается во время литургии или обедни. Господу приносятся в жертву хлеб и вино, они благословляются с призыванием Святого Духа и невидимо прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Эти Святые Дары священник дает причастникам со словами: «Причащается раб Божий (называет имя) честного и святого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную». Подходить к Святой Чаше надо с большим благоговением с земным поклоном, повторяя за священником слова молитвы; причастившись, поцеловать Чашу и отойти в сторону, где на столике приготовлено теплое вино и кусочки просфиры, чтобы запить причастие.
Причащение больных - особый вид преподания таинства людям, по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме и участвовать в принятии его. Церковь посылает болящим «святые дары» на дом. Обычно «свя-тые дары» приготовляются в Великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время.

ПОКАЯНИЕ

Покаяние - одно из семи таинств, установленное самим Иисусом Христом.
В апостольские времена существовали два вида покаяния: тайного - перед священником, и открытого, публичного - перед всем обществом церковным.
В православной церкви принято, что верующий исповедуется не менее одного раза в год, обыкновенно - к Великому посту, но также желательно в другие три поста: Рождественский, Петровский, Успенский.
Верующий, готовясь к покаянию, должен вспомнить все, чем грешил против Бога и ближних, попросить про-щения у всех, кого обижал. Исповедник подходит к священнику, который стоит перед аналоем, на котором лежит Евангелие и Крест, так как верующий будет говорить о своих грехах Самому Господу, а священник только слушающий свидетель. Рассказав все, исповедник становится на колени, и священник кладет ему на голову епитрахиль - длинную широкую ленту, которую носит священник, совершая богослужения, - и читает молитву, в которой именем и властью Господа Иисуса Христа прощает ему грехи.
Священник обязан хранить исповедь в тайне, иначе лишается сана, кроме тех исповедей, которые направлены «против Государя и общественного порядка». Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних.
При покаянии исповедующий невидимо освобождается от всех грехов самим Иисусом Христом, после чего делается невинным и священным, как после крещения. При этом необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Иисуса Христа и надежда на его милосердие.
Евангелие понимает покаяние не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение существа.

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Елеосвящение - одно из семи таинств, которое совершается над больными, в нем «невидимой благодатью прощаются грехи и облегчаются и исцеляются болезни души и тела».
Елеосвящение может быть совершено только над больным, не лишившимся еще сознания, после приготовления через покаяние, оно не может быть совершаемо над младенцами. Елеосвящение может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни.
По учению православной церкви, елеосвящение, «служащее духовным врачеством для недугов телесных, а также дарующее болящему оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться».
Веществом, для елеосвящения служит обыкновенное оливковое масло с присоединением к нему некоторого количества вина; совершать его положено собором семи священников, но в случае необходимости дозволяется совершать его и одному священнику.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Не забывать родных и близких, ушедших от нас,- в этом наша «животворящая святыня». А. С. Пушкин писал:

Два дивных чувства близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва...

Умирает человек, и мы обычно отмечаем поминовение об усопшем на 3-й, 9-й и 40-й день после ухода его из мирской жизни.
Что обозначают эти дни и почему обычно люди отмечают память о покойном?
Игумен Сергий нам разъясняет так:
«Сорокадневный период весьма знаменателен в предании Церкви как время, необходимое для получения благодатной помощи Отца Небесного.
В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. В третий же день Господь повелевает вознестись всякой христианской душе на небеса.
После поклонения Богу повелевается Им показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все сие рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Бога. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя. По рассмотрении же в продолжение шести
дней всей радости праведных она возносится Ангелами на поклонение Богу.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей разные отделения ада, в которых находясь, души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных.
В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения».
Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения об усопших на 3-й, 9-й и 40-й день.
Дни особого поминовения усопших:
суббота мясопустная, суббота 2-й седмицы Великого поста, суббота 3-й седмицы Великого поста, радоница - вторник второй недели по Пасхе (Фомина неделя),
суббота Троицкая,
суббота Дмитриевская (ноябрь).

ПАНИХИДА

Панихида - богослужение по умершим.
Панихида совершается над умершим - еще не погребенным, затем - в 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, в день его рождения, тезоименитства и смерти.
Православная церковь считает, что благодаря ее молитвам умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно христианскому верованию, церковь установила ряд молений о «упокоении» умерших и о даровании им «милости Божией и царства небесного». Напутствие в загробную жизнь молитвами церкви возможно как ежедневное поминовение умершего, годичное, даже вечное.
Кроме панихид по каждому умершему в отдельности, церковь совершает в определенные времена общие, или вселенские, панихиды. Вселенские панихиды совершаются в субботу мясопустную, в субботу Троицкую, в Дмитриевскую субботу и в субботу второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

ПОСТЫ

От чревообиядения - жестокость сердечная,
сон, леность, многословие, смехотворение...
Пост же - молитве чистота, души светило,
уму хранило, окаменению разорение, сну
легкость, здравие телу.

Иоанн Лествичник

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли к нам из седой древности. Пост существовал еще в Ветхом Завете. Посты - учреждение христианской церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. Соблюдать пост - это значит не есть скоромного (молочной и мясной пищи), говеть - постовать, постничать, поститься, то есть соблюдать ряд пищевых запретов и другие ограничения. Пост основан на примере Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне. Пост пришел в Россию вместе с христианством, отсюда берет начало то особое уважение к Посту, которое существовало ранее в русской церкви и в русском народе.
В прошлом государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам. На дни Великого поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, к этому времени приурочивались дела боготворительности, даже рабовладельцы освобождали рабов от работ, а некоторых отпускали на свободу.
На протяжении многих веков люди видели в кратковременном голодании большую пользу. Медики, изучавшие опыт предков (голодание, диеты), подтверждают благотворное влияние постов, постной пищи на организм человека: свидетельством этому является также то, что предки наши были сильные, здоровые и крепкие люди.
А в народе говорят: «С поста не мрут, а от обжорства дохнут», «Что человек ест, таков он и есть», «Никто с поста не умирает», «Великий пост всем прижмет хвост», «Великий пост как узлом затянуло», «Пост - не мост, не объедешь», «Кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста» и подшучивали: «Все посты постимся, а никуда не годимся».
Но посты строго соблюдались. Даже знаменитый Пифагор посвящал учеников в тайны своей философии только после того, как они проходили курс голодания. Исповеди (покаянию в ошибках, заблуждениях, грехах) всегда предшествуют посты.
Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.
Многодневные: Рождественский (или Филиппов), Великий пост, Петров пост, Успенский пост.
Народ подметил, что «Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий и постлакомка (Успенский).
Рождественский пост. Его еще называют «святая четыредесятница», ибо длится он сорок дней - с 28 ноября по 6 января - и предшествует Рождеству Христову. Другое название его - «филипповский пост», в просторечье - филипповки, так как в день его начала, 27 ноября, празднуется память Святого апостола Филиппа. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому - Петрову посту. Строгость его усиливается со 2 января, то есть в дни предпразднества Рождества Христова и достигает высшей степени в последний день, в сочельник. В этот день пост хранится до вечерней звезды.
Великий пост. Пост начинается в понедельник на следующий день по окончании Масленицы - масленичного заговенья - и длится семь предпасхальных недель, заканчивается в субботу Страстной недели, накануне Пасхи. Масленица - неделя перед Великим постом.
Суть Великого поста заключается в том, что. православные христиане посредством говения, то есть воздер-жания в пище, напитках, особой постовой молитвы и покаяния подготавливаются к встрече Светлого Хри-стова Воскресения - Пасхи.
Особенно строгий пост должно соблюдать в первую и последнюю недели Великого поста, когда благословляется сухоядение, а некоторые христиане не вкушают пищи от одного до трех дней. К этому времени зима уже изрядно подбирала все, особенно мясные припасы, и приходилось «попоститься». Переход на пост совершается постепенно: масленице предшествовали недели, носившие названия всеедных (сплошных) и пестрых, а саму Масленицу еще звали сырною: скоромное ели, а к мясному уже не прикасались. Рыбу ели только в Благовещение да в Вербное воскресенье.
Петров пост. Пост апостолов Петра и Павла, называемый Петровым, или апостольским. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня - 50 дней после Пасхи - и заканчивается 11 июля (28 июня по старому стилю), в канун дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост. Пост в честь Успения Пресвятой Богородицы начинается 14 августа, заканчивается в канун дня Успения Пресвятой Богородицы 27 августа (14 августа по старому стилю). В народе его называли госпожинки. По строгости пощения он приближается к Великому посту, ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня.
Однодневные. Кроме основных постов, постились по средам и пятницам в течение всего года. Не постились в светлую седмицу (неделя после Пасхи); в неделю Пятидесятницы; в Святки (от Рождества Христова до Богоявления, кроме Крещенского сочельника); в сырную неделю.
Предусмотренные религией посты не только восстанавливают здоровье, но и способствуют духовному, нравственному очищению. Посты, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении, угодных Богу. И в настоящее время церковь обращает внимание не столько на воздержание от пищи, сколько на духовное воздержание: преодоление собственных слабостей, тщеславия, высокомерия» надменности, различных искушений.
Необходимо воздерживаться от всякого рода развлечений, вечеринок, танцев, рассказывания анекдотов, сквернословия и т.п. «Ошибается тот, кто считает, что пост в воздержании от пищи. Истинный пост есть уда-ление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение почетен, прекращение клеветы, лжи, клятвопре-ступления» (Иоанн Златоуст).
Но иногда в глубокую старину христианский пост предусматривал полный отказ от пищи на несколько недель (около сорока дней). Сегодня известно, что это предельные сроки физиологического голодания. По преданиям, две тысячи лет тому назад Иисус Христос убеждал страждущих в необходимости прибегнуть к очищению организма от грехов и болезней через пост: «Во время поста избегайте сынов человеческих, а вернитесь в общество Ангелов Матери Земли вашей... Ищите чистый воздух в лесу и в поле... Ангел воздуха изгонит из тела вашего все нечистоты, которые оскверняли его снаружи и изнутри». Считалось, что посты и воздержание - рецепты духовного и физического здоровья.
По Христу, есть еще два Ангела, которые помогают человеку исцелиться во время поста: Ангел воды и Ан-гел солнечного света.
Философия христианского поста актуальна и сегодня.
Итак, в православном церковном календаре около двухсот дней занято постами, и соблюдение их было обязанностью каждого верующего, кроме больных, рожениц и детей.

ДЕСЯТЬ БИБЛЕЙСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

Соблюдая религиозные праздники, нельзя забывать о десяти библейских заповедях, сказанных Богом Мои-сею. Господь явил ему свою волю. Голос Божий, подобный раскатам грома, был слышен народу, который находился у подножия горы Синай.
1-я заповедь:
- Я - Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом моим.
2-я заповедь:
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли, - не поклоняйся им и не служи им...
3-я заповедь:
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4-я заповедь:
- Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седь-мой- субботу - Господу Богу твоему... Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5-я заповедь:
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6-я заповедь:
- Не убивай.
7-я заповедь:
- Не прелюбодействуй.
8-я заповедь:
- Не кради.
9-я заповедь:
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10-я заповедь:
- Не желай ничего, что у ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его - ничего, что у ближнего твоего.
В основе этих десяти заповедей лежат два великих принципа: первые четыре заповеди - любовь к Богу, последующие шесть заповедей - любовь к ближнему.
Христианской вере на Руси - более тысячи лет, и, наверное, невозможно отделить религиозную культуру от мирской культуры, общественной. У двух культур сходные ценности и следование заповедям, несомненно, будет способствовать возрождению Человека.

* Аналой-высокий столик, на котором лежит «Евангелие, и Крест.

Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.

Публикации по теме