Реформа унитарных предприятий: проблемы и предложения. Проблемы акционирования муниципальных унитарных предприятий

Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

Сама по себе приватизация государственного имущества как метод по­вышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в воен­ные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных ус­ловиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предпри­ятия или объекты.

Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло опре­деленные шаги в направлении легализации частной собственности в эконо­мической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось со­гласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограниче­ния были сняты.

Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.

Для процесса приватизации характерны различные формы. Наиболь­шее распространение на Западе получили следующие: продажа государст­венных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекомму­никаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению прива­тизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмеша­тельства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных усло­виях, снижение потребности государственных служб в финансовых средст­вах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение кон­куренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.



Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществ­ляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлече­ние капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работ­никами, аренда предприятий.

Таким образом, приватизация является важнейшим элементом сис­темных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой дейст­вие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли част­ного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.

Первые законодательные акты по приватизации в России были при­няты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ под­писал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разрабо­танные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым доку­ментом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.

Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим до­кументом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для актив­ной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моде­лью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная мето­дика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, про­блемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демоно­полизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.

Предусматривалось четыре способа приватизации :

· аукцион,

· коммерческий конкурс,

· аренда с правом выкупа,

· акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер пред­приятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Крите­риями определения размеров предприятия являлись численность работни­ков и стоимость основных фондов.

Малые предприятия, к которым не применялась процедура акциони­рования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или вы­ставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выку­паться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством до­говор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование(преобразование в акцио­нерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-пра­вовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределя­лись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определен­ных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государст­венной или муниципальной собственности. В органы управления таких об­ществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные кор­порации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании : выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получив­шие наименование холдингов.

АКЦИОНИРОВАНИЕ

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"; от 24 декабря 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предпри-:

ятий в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении,порядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (про-. дажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации,подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мин-госимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить "золотую акцию" (см. Акция .

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра

юридических лиц. АО является его правопреемником.

АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Шапкина Г.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АКЦИОНИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа. Акционирование может выступать как этап процесса приватизации. По английски: Corporatization См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г … Юридический словарь

    Процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    акционирование - я, ср. action f. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска и продажи акций. Компания, прежде чем начать процесс акционирования или разделения собственности, иначе корпорирования, обращается к фирме с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    акционирование - Процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество; может выступать как форма приватизации … Юридическая энциклопедия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Акционирование как один из способов приватизации

2 Сущность и значение акционерной формы хозяйствования

2.1 Организация акционерного общества

2.2 Типы акционерного общества

3 Органы управления акционерного общества и основные направления совершенствования его деятельности

3.1 Организация управления

3.2 Основные направления совершенствования деятельности акционерного общества

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Переход предприятий к рыночной экономике обусловил поиск различных форм хозяйствования. Одна из них акционерная.

Преимущества этой формы хозяйствования, прежде всего в возможности создания новых и расширения действующих предприятий во всех отраслях экономики - промышленности, строительстве, на транспорте, оптовой торговле, банковском деле и других предприятий. Привлечение акционерного капитала позволяет такому предприятию создавать более конкурентно способное производство на относительно высокой технической базе, поскольку осуществляется централизация капитала акционеров, а непосредственное заинтересованное участие акционеров стимулирует экономное использование ресурсов, всемерное повышение эффективности производства.

В условиях акционерного предприятия происходит слияние личных и коллективных интересов трудящихся. С одной стороны, здесь реализуется коллективная форма собственности и каждый заинтересован в наивысших конечных результатах своего труда. С другой стороны, участвуя своей долей акций в капитале общества, каждый акционер проявляет творческую активность в меру своих возможностей - хозяйственную предприимчивость, что способствует повышению эффективности производства и реализации продукции, позволяет материально поощрить каждого. Акционерная форма хозяйствования раскрывает широкие возможности участия каждого работника в управлении делами предприятия. В условиях акционерного предприятия появляется возможность развития самых разнообразных форм самоуправления, воспитания чувства подлинного хозяина производства. Становится возможным принятия оригинальных решений, развития творческой инициативы.

Выпуск акций позволяет привлечь свободные денежные средства для ускорения экономического развития предприятия и социального развития коллектива работников. Появляется реальная возможность развития и модернизации производства, внедрения новой техники. В условиях акционерной формы хозяйтсвования должна быть положительно решена проблема заинтересованности предприятий в осноении и выпуске новой продукции.

Преимущества и практически неограниченные возможности акционерной формы приводят к тому, что все больше число индивидуальных предприятий вытесняется акционерными. Акционерная форма глубоко проникает в прмышленность, строительство, транспорт.

В июне 1990г. Совета Министров СССР утвердил Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах.

В России начался процесс приватизации, который проходил в несколько этапов.

В данной дипломной работе представлен анализ приватизационного процесса, происходящего в России, в частности, процесса акционирования. На основе проведенного анализа выявлено, что процесс акционирования в России имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он показал, что недостаточно собственного акционирования и утверждения коммерческих целей для получения устойчивых финансовых результатов, а необходимо так же внедрение действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и изменение компетенции органов управления, что, по сути, является проблемой в условиях переходной экономики. Кроме того, сохраняется проблема бюрократического влияния и административных рычагов управления, полного подчинения акционерного общества (АО) со 100% государственным капиталом властным структурам.

Автор данной дипломной работы полагает, что акционерная форма хозяйствования в условиях рыночных отношений является наиболее предпочтительной. Однако, в процессе акционирования учитывались, прежде всего, интересы директора предприятий, его стремления дополнить административную власть на предприятиях экономической. И в результате, весь приватизационный процесс в России стал решающим этапом образования современной российской экономической элиты. Главная цель приватизации - создание широкого слоя населения, владеющего собственностью («40 млн. акционеров» - А. Чубайс) оказалась неразрешенной.

Целью данной дипломной работы является не только анализ процесса акционирования, выявление его специфических особенностей, но и уделено внимание и анализу действующих правовых норм, регламентирующих процесс акционирования, а так же определение основных направлений совершенствования деятельности АО.

Для исследования темы были использованы правовые нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и другие нормативные акты; научные труды, автрские работы, а так же статистические данные, опубликованные в журнале «Вопросы экономики». Определены следующие временные рамки исследования начиная ваучерной приватизации России и по 1999 год.

1 АКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРИВАТИЗАЦИИ

В России акционерные общества появились в начале 18 в. К 1830 г. выпуск акций не поспевал за спросом на них. Интерес к акциям проявляли представители всех сословий.

Развитие акционерного дела принимало стихийный характер. Поэтому в 1835 г. были разработаны проект «Общего акционерного закона» (принятого в 1836 г.) и «Положение о компаниях на акциях». В России в тот период ясно осознавалось значение акционерных компаний как специфической формы организации предприятий. За весь период обсуждения законопроекта ни разу не ставилась под сомнение необходимость возникновения акционерных компаний в России. При этом с такой необходимостью связывались две цели: развитие в стране крупных промышленных, транспортных, торговых и других предприятий в акционерной форме и развитие при помощи таких компаний предпринимательской активности вообще.

Надо отметить и дальновидность российского правительства того периода, так как необходимость такого развития еще не выявилась со всей очевидностью и остротой.

По данным акционерной статистики за 1911 г., опубликованным в справочнике «Акционерно-паевые предприятия России», общее число акционерных предприятий только в промышленности и на транспорте составило 821. Наибольшее их число (303) приходилось на текстильную промышленность. Средний основной капитал на одно предприятие был равен 2142 тыс. руб. В машиностроении и обработке металлов было 92 акционерных предприятий со средним основным капиталом 2484 тыс. руб.

В конце 1917 - начале 1918 г.г. процесс развития акционерных обществ приостановился. Причиной этому явилась проводимая в те годы широкая национализация. Однако с 1920 г. этот процесс опять оживился. «Уже в 1920 г. было учреждено 20 акционерных обществ, а на начало 1925г. их было свыше 150. Причем важнейшей сферой действия акционерных обществ была торговля и торгово-промышленная деятельность. В конце 20-х - начале 30-х г.г. все акционерные общества были ликвидированы или преобразованы в государственные объединения. Сохранились лишь два акционерных предприятий: Банк для внешней торговли СССР (создан в 1924 г.) и всесоюзное акционерное общества «Интурист» (организовано в 1929 г.).».В 1973 г. было создано страховое акционерное общество СССР - «Ингосстрах». Однако все эти акционерные предприятия функционируют не в производственной сфере. Объективности ради необходимости отметить, что на постепенную ликвидацию акционерных обществ и товариществ в конце 20-х г. помимо идеологизации хозяйственной и общественной жизни определенное влияние оказали и вскрытые в эти годы негативные моменты в деятельности этих обществ и товариществ.

Новое развитие акционерные общества получили во второй половине 80-х г., когда стало ясно, что экономика страны переходит на рыночные отношения.

Определенным этапом на этом пути явилось Постановление Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» от 13 октября 1988 г., в соответствии с которым предприятиям и организациям было предоставлено право выпускать две категории акций: акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива, и акции предприятий, распространяемые среди других предприятий и организаций.

К 1 июля 1994 г. в России завершился первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного). Этот этап был настолько важен для страны, настолько огромен по своему значению, что требует серьезного анализа его итогов.

К главным из них, безусловно, следует отнести начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание условий для последующего перераспределения сложившихся в обществе прав собственности. «Давая предварительные оценки ваучерной приватизации, ее руководитель А. Чубайс отмечал: «Ни в одной стране мира подобного масштаба программа в подобные сроки мирным образом не совершалась. Россия сделала это впервые не только в своей истории, но и вообще в истории. Этот факт сегодня невозможно отрицать. Невозможно отрицать и тот факт, что именно программа российской приватизации сделала необратимой, пожалуй, всю программу российских экономических реформ.» .

Разумеется, нужно иметь в виду, что процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер огосударствления социалистической экономики поставил иные, более глубокие и масштабные задачи в области приватизации: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников. Именно из этой идеи исходил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», где приватизация рассматривалась не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как смена самого собственника, создание нового носителя отношений собственности.

Необходимость постановки именно такой задачи приватизации диктовалась тем обстоятельством, что в России, как и в других постсоциалистических странах, отсутствовал подобный носитель собственности в виде физического или юридического лица. Практически не было того, кто мог бы продавать собственность как товар, обмениваться им в интересах извлечения из него максимальной полезности. Разумеется, если бы в постсоциалистических странах было время и финансовые возможности, можно было бы подождать, пока класс частных собственников сформируется сам собой, в ходе исторического развития. Однако такой возможности в России не существовало. Поэтому ее должна была заменить широкомасштабная приватизация, которая в известном смысле явилась искусственно инициированным сверху созданием класса частных собственников, без которого переход к рыночной экономике в принципе невозможен.

Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год». Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации (оценка фондов на 01.01. 1994 г.). (Приложение 1).

Малые предприятия, к которым не применялась процедура корпоратизации, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. Такой шаг был рассчитан на то, чтобы, во-первых, узнать их рыночную стоимости и, во-вторых, создать конкуренцию между покупателями. Предусматривалось, что малые предприятия могут выкупаться частными лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды с правом последующего выкупа имущества предприятия.

На средних и крупных предприятиях приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и посторонними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива.

В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России. Видимо, по этой причине приватизация именовалась официальными властями как «народная». Инструментом ее проведения послужили приватизированные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. Одновременно избранная система приватизации, как неоднократно декларировали члены российского правительства, преследовала цель создания максимума заинтересованности трудовых коллективов в эффективной работе приватизированных предприятий.

По первому варианту работники предприятия получили следующие льготы:

право на привилегированные акции в объеме 25% Уставного капитала компании. Эти привилегированные акции не давали права голоса (их владельцы не могут голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное право на дивиденды по сравнению со всеми остальными акционерами. кроме того, владельцы привилегированных акций получили также право на получение своей доли в случае банкротства или продажи предприятия;

право на покупку до 10% простых акций, дающих право голоса, на исключительно льготных условиях. К этим условиям относится 30%-ная скидка с номинальной стоимости, трехлетняя рассрочка по оплате акций при первоначальном взносе, составляющем 15% от номинальной стоимости;

право использования приватизированных чеков при приобретении всех акций - привилегированных и простых;

возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по номинальной стоимости на сумму, не превышающую 5% Уставного капитала компании.

При втором варианте действовали следующие условия:

до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизированными чеками;

общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящим с ним в единый технологический комплекс, не может превышать 51% от величины Уставного капитала компании.

По третьему варианту группе работников (не обязательно весь трудовой коллектив) предоставлялось право заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению данная группа работников обязана провести в течение года реорганизацию предприятия, вложить в него свои личные средства в объеме не менее 200 минимальных заработных плат, установленных на территории России на каждого члена группы. В случае выполнения условий соглашения, члены группы получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. Кроме того, все работники предприятия, включая членов этой группы, могут приобрести еще 20% акций на тех же условиях, что и во втором варианте.

Особых приемов при проведении приватизации потребовали крупные предприятия и объединения-гиганты, которых немало в России. Здесь первым шагом к приватизации стало преобразование их в ОАО. Само по себе акционирование - это еще не приватизация в общепринятом смысле, а лишь изменения организационно-правовой формы предприятия. До продажи предприятие по-прежнему остается в собственности государства.

«Крупные предприятия, находящиеся в федеральной собственности, составляют 1/5 общего числа приватизационных предприятий. Всего к декабрю 1993г. Было приватизировано 86 тыс. Предприятий, из них акционировано (частично или полностью) 31%, продано 69%.

На конец 1993г было акционировано: примерно 17% предприятий федеральной собственности, свыше 22% предприятий регионального уровня, 70% предприятий муниципальной собственности. По стоимости приватизированного имущества доли названных уровней составили соответственно 68,4%; 21,1%; 10,5%.

Акционирование крупных предприятий осуществляется путем бесплатной передачи значительной части имущества трудовым коллективам или передачи акций за ваучеры. Передаваемая часть акций работникам предприятий в большинстве случаев оплачивается из доходов самих предприятий, что ухудшает их экономическое положение. В ходе ваучерной приватизации только каждые 10-12 из акционированных предприятий полностью реализовали свои акции. К началу 1994г. Лишь около 50% держателей ваучеров реализовали их в той или иной форме. К концу 1993г. Около 38 млн. Чеков вернулось государству, из них 14 млн.- по закрытой подписке, 24 млн. - через чековые аукционы.

Для более широкого вовлечения в процессе приватизации созданы чековые инвестиционные фонды. Начиная с декабря 1992г. стали проводиться чековые аукционы. Только за десять месяцев 1993г. их проведено более 3,5 тыс., где было выставлено 5500 предприятий из почти 80 областей. Проданный уставный капитал составил 53,2 млрд. руб., а приватизационных чеков принятого около 30 млн. штук.»

Акционирование проводится таким образом и на таких условиях, что на предприятиях практически сохраняются те же формы управления и тот же уровень предпринимательского интереса. Преобладание в 1992-1993 гг. Акционерной формы приватизации крупных предприятий и ориентация преимущественно на эту форму муниципальных предприятий тормозили ее интерес, делали его в большинстве случаев неэффективным.

2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АКЦИОНЕРНОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

2.1 Организация акционерного общества

Акционерное общество представляет собой организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, капитал которой разделен на определенное число акций и которое создано его участками (акционерами). Оно является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, выступает как самостоятельный субъект права, может от своего имени приобретать осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Собственность (капитал) АО определяется уставным капиталом, составленным из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При этом собственно акции подразделяются на размещенные акции (приобретенные акционерами), объявленные акции (которые общество вправе размещать дополнительно в определенном количестве и номинальной стоимости) и оплаченные акции (приобретенные и полностью оплаченные акции в течение установленного срока).

Особенностью акционерной собственности заключается в том, что акционерный капитал и другое имущество принадлежат обществу как юридическому лицу и не являются собственностью (совместной и долевой) его акционеров. Право на получение части имущества акционеры приобретают только при ликвидации общества. Акционеры имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также право на получение дивидендов.

Сравнивая акционерное общество с другими организационно-правовыми формами, например с обществом с ограниченной ответственностью, нужно отметить, что общество с ограниченной ответственностью - это объединения лиц, а акционерное общество - это объединение капиталов. Такая особенность акционерной собственности определяет всю систему отношений между АО и его учредителями (акционерами), а также порядок управления им.

В настоящее время нормативное регулирование организации, деятельности и управления акционерными обществами регламентировано законодательными актами, которые могут быть объединены в три группы:

нормы общеэкономического регулирования, устанавливающие правила деятельности всех хозяйствующих субъектов в сфере отношений с органами государственного управления, бюджетом, в сфере внешнеэкономических связей, а также по вопросам конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

нормы, регламентирующие преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества;

нормы, непосредственно регламентирующие организацию, деятельность акционерных обществ управления ими.

В рамках рассматриваемых проблем наибольшее значение имеют правовые нормы третьей группы. Эти правовые нормы установлены Гражданским Кодексом Российской Федерации (введен в действие с 1 января 1995г. Федеральным законом от 30 ноября 1994г. №52 - ФЗ) и Федеральным законом «Об акционерных обществах».

Федеральный закон «Об акционерных обществах» в соответствии с Гражданским Кодексом РФ определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также защиту их прав. Положения Закона «Об акционерных обществах» развивают соответствующие статьи Гражданского Кодекса, дополняют их нормами, необходимыми для правовой регламентации деятельности хозяйствующего субъекта данной организационно-правовой формы.

В соответствии с законом предусматриваются также права акционеров, как (в зависимости от доли акций) права голоса на общем собрании, право получения дивидендов, право созыва внеочередного собрания (пакет влияния), право вето (малый контрольный пакет), право решения вопросов повестки дня собрания акционеров (контрольный и большой контрольный пакет).

В целях обеспечения организационного единства производственных процессов (создания организационного единства технологических цепочек) предусмотрено слияние двух или нескольких акционерных обществ с переходам всех прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему обществу. Слияние обществ может происходить и с целью диверсификации производства, совершенствование обслуживания производственных процессов и так далее. Эти же цели преследует и присоединения общества. В этом случае присоединяемые общества прекращают свое существование, а все их права и обязанности передаются другому обществу. Процедура присоединения, таким образом, не требует создания нового общества и предусматривает внесение необходимых изменений в устав и другие документы.

В случае, если отсутствует целесообразность организационного объединения различных видов деятельности, либо нарушается антимонопольное законодательство, общество может быть разделено. При этом признается прекращение деятельности общества, а все его права и обязанности передаются вновь созданным обществом. Для аналитической реорганизации предусмотрена возможность выделения общества. В этом случае деятельность акционерного общества не прекращается, а вновь создаваемые (выделяемые) общества приобретают права юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества.

В соответствии с законодательством акционерное общество может быть также преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

Во всех случаях реорганизации общим собранием акционеров определяется порядок конвертации акций общества, а при преобразовании общества - обмена акций на вклады общества с ограниченной ответственностью или как членов производственного кооператива.

Законодательно закреплено требование об активном взаимодействии акционерных обществ (особенно крупных) со специализированными внешними организациями, в состав которых входят общества, осуществившие размещение акций, или реестродержатели (специализированные регистраторы), аудиторы, оценщики имущества (в том числе привлекаемые для определения рыночной цены акций), а также средства массовой информации, публикующие информацию об общих собраниях, отчеты акционерных обществ, результаты аудиторских проверок, сведения о реорганизации обществ.

2.2 Типы акционерного общества

По критериям участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить три типа акционерных обществ; АО со 100-процентным капиталом, принадлежащим государству; АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акция; АО, в которых акции государства не образует контрольного пакета.

Акционерные общества со 100-процентнымкапиталом, принадлежащим государству. Поскольку государство является единственным акционером компаний со 100-процентным госкапиталом, его управленческие решения не ограничиваются волей других акционеров. В этом смысле между ними и государственным коммерческим предприятием никакой разницы не существует.

Можно выделить по крайне мере три причины образования рассматриваемых АО.

Во-первых, акционерная форма в перспективе дает возможность без каких - либо организационных преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций за счет негосударственных средств.

Во-вторых, форма АО, по определению, предполагает широкую хозяйственную самостоятельность, ибо собственником имущества является именно АО, а не государство. Создается реальная возможность небюрократического контроля за деятельностью менеджеров со стороны государства. Он должен осуществляться в соответствии с общим принципом управления АО: акционеры непосредственно не управляют предприятием, они только периодически оценивают деятельность менеджеров исходя из достигнутых финансовых результатов. Государство - акционер должно поступать точно также, вводя, если это необходимо, дополнительные (кроме финансовых) критерии оценки деятельности руководителей общества. В-третьих, само по себе утверждение коммерческих целей не создает достаточной основы для получения устойчивых финансовых результатов. Необходимо внедрение действенной системы внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и изменение компетенции органов управления.

Хозяйственная самостоятельность и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки рыночного поведения АО со 100-процентным государственным капиталом, тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО ограничивается возможностью прямого давления работников аппарата государственного управления на его руководящие органы, способного препятствовать действиям этих органов, направленным на достижение лучших коммерческих результатов. В частности, Указом президента от 10 июня 1994г. №1200, устанавливающим назначение и порядок деятельности представителей государства в органах управления АО, никаких исключений для АО со 100% государственным капиталом не предусматривается. Это означает, что как председатель совета директоров (генеральный директор, президент АО), так и все его члены назначаются государственным органом, в ведении которого находится соответствующее АО. Таким образом, системой административных рычагов управления создается возможность полного подчинения АО со 100-% государственным капиталом командам властных структур. Задача заключается в том, чтобы практика применения этих рычагов была разумной и позволяла АО за счет принятия самостоятельных решений конкурировать на рынке (как внутреннем, так и внешнем).

Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая» акции. Они являются более перспективными по сравнению с формой, рассматриваемых выше. Контрольный пакет позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайне мере трех лет не менее 51% членов совета директоров формируемых АО должны составлять представители государства. Вместе с тем наблюдается связанная с фискальными соображениями тенденция выставлять на продажу значительный пакет акций принадлежащих государству. При этом для создания «эффективного собственника» акции продаются единым пакетом, то есть водни руки. Между тем нет никаких гарантий того, что этот пакет не будет куплен какой-нибудь сомнительной, а может быть, и мафиозной организацией. Положение усугубляется еще и тем, что имущество предприятия по действующим правилам определяется в ценах 1992 г. В таких условиях вполне понятно беспокойство администрации и трудового коллектива о судьбе своего предприятия.

В соответствии с указом президента от 10 июня 1994г. Представителями государства в органах управления АО могут быть государственные служащие либо иные граждане РФ.. Государственные служащие направляются представителями в органах управления АО на основе решений президента РФ, правительства, федеральных органов исполнительной власти или Российского фонда федерального имущества. Иные граждане - на основании договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. И те и другие субъекты обязаны в письменной форме согласовывать с органами исполнительной власти или с Российским фондом федерального имущества, от имени которых они действуют, проекты вносимых решений, свое голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления обществом к таким относятся принципиально важные решения: внесение изменений и дополнений в уставные документы; назначение (избрание) конкретных лиц в органы управления АО; изменение величины уставного капитала; получение кредитов в размере более 10% величины чистых активов; продажа или иное отчуждение и залог недвижимого имущества: участие АО в создании иных предприятий (в том числе дочерних) и финансово-промышленных групп. Перечень не исчерпывающий, ибо правительство РФ может его расширять по своему усмотрению.

Менее широкие возможности влияния на управление акционированным предприятием дает «золотая » акция. Она, как известно, предоставляет своему владельцу право отлагательного вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Анализа правомочий государственного органа, владеющего «золотой» акцией, свидетельствует о минимальных ограничениях компетенции собрания акционеров. По существу, они сводятся к контролю за организационными преобразованиями АО и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Во всех прочих вопросах собрание акционеров имеет такие же права, как и в любом другом АО, то пущенном в «свободное плавание» по рыночным волнам.

Одна из причин выпуска «золотой» акции является удовлетворение фискальных интересов государства. Ее выпуск дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции (исключая одну, «золотую», которая после срока своего действия либо при любом способе отчуждения конвертируется в обыкновенную акцию).

Таким образом, «золотая» акция и даже наличие контрольного пакета акций в руках государства не приводит к резкому ограничению хозяйственной самостоятельности и тоже время сохраняют за государственными структурами возможность внеэкономического влияния на деятельность преобразованных АО.

Акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства не составляет контрольного пакета акций. В них представитель государства является обычно одним из крупных инвесторов и влияет на принятие управленческих решений путем создания блока с другими инвесторами. Иными словами, не обладая контрольным пакетом, представитель государства не может диктовать АО свою волю, но может оказывать в ряде случаев определяющее влияние на принятие решений общим собранием акционеров. Так, известны случаи, когда 20-% пакет акций Федерального фонда имущества оказывал решающее влияние на выборах генерального директора АО.

«Правовой статус представителя государства в таком АО определяется все тем же Указом президента от10 июня 1994 г. №1200 и, следовательно, права и обязанности представителя государства в АО, где государство не обладает контрольным пакетом акций, ничем не отличаются от изложенных выше прав и обязанностей представителей государства в АО, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству».

Акционерное общество, являясь юридическим лицом, обладает всеми его свойствами, а именно: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность АО фактически ничем не ограничена. В ст. 49 ГК РФ и Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 2 указано: общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

На акционерные общества, так же как и на иные юридические лица, распространяются ограничения по предмету деятельности, связанные с необходимостью, связанные с необходимостью получения дополнительного разрешения на их осуществление. Речь идет о лицензировании. Вместе с тем Закон РФ «Об Акционерных Обществах» содержит в этом плане интересную норму, которая устанавливает, что если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требования о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности за исключением тех, которые предусмотрены специальным разрешением (лицензий), и им сопутствующих.

Закон предусматривает два типа акционерных обществ - открытые и закрытые.

В открытом обществе акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества; такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу; число акционеров открытого общества не ограничено.

Общества, учредителями которых выступают (в случаях установленных федеральными законами РФ), субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий) могут быть только открытыми.

Уставный капитал общества определяет часть суммарной стоимости имущества, позволяющего осуществлять эффективное развитие общества, а так же гарантирующего интересы кредиторов

Например Уставный капитал ОАО «Продтовары» составляет 3990000 тыс. руб., разделенный на 1452000 штук именных обыкновенных акций, номинальной стоимостью 2,5 тыс. рублей каждая на 144000 штук привилегированных акций номинальной стоимостью 2,5 тыс. руб. каждая. Для привилегированных акций установлены ежеквартальные размеры дивидендов в размере 1% от номинальной стоимости акций.

Акции общества распределяются между учредителями в следующих размерах:

В закрытом обществе его акции распространяются только среди учредителей этого общества или иного, заранее определенного круга лиц; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.

Наиболее спорные вопросы, касающиеся регулирования деятельности закрытого акционерного общества (ЗАО), можно условно разделить на три группы.

Первая группа - вопросы, связанные с определением ЗАО.

В соответствии с Законом «Об Акционерных Обществах» ст.7 п.3 к закрытым относятся те общества, акции которых распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Сравнения этого определения с определенными, данными в Положении об акционерных обществах, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. №601, позволяет сделать вывод о том, что определение ЗАО претерпело значительные изменения. Так, в Положении закрытым обществом признавалось такое, акции которого «могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров...».. Таким образом, в Законе определения ЗАО дается через описание возможностей самого общества реализовать права по распределению акций, в Положении - через описания возможностей самих акционеров по распределению собственными акциями. Разный подход к определению закрытого общества определил и качественные различия в механизме «закрытия» общества. И если в первом варианте «закрытость» общества заключалась в дополнительном согласии одних акционеров на отчуждение акций другими, то в последнем этого нет. Закрытость общества в новом законе достигается за счет распределения обществом акций только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Такой подход к «закрытию» АО необычен для российской практике, поэтому может повлечь массу ошибок при его применении. В первую очередь возникает сложность при образовании так называемого заранее определенного круга лиц.

Вместе с тем, предоставляя право самому обществу определять круг лиц, среди которых можно будет распределять акции, устанавливать их количество и таким образом регулировать «качество» и количество принимаемых акционеров, Закон открывает неограниченные возможности «проникновения» в ЗАО любых физических и юридических лиц через приобретение акций у самих акционеров. Это - вторая группа вопросов.

Если проанализировать положения Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 7 п. 2 и 3 под углом зрения противопоставления открытого общества закрытому, то неизбежно возникнет новый вопрос: почему применительно к акционерам открытого общества Законом специально оговорено право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества? Ведь если Закон не оговаривает каких-либо ограничений на отчуждение акций акционерами закрытого общества, то специальное положение об этом для акционеров открытого общества теряет смысл. Если же воспринимать это положение как норму, определяющую различия в правомочиях акционеров разного типа обществ, то в нормах, регулирующих права акционеров закрытого общества, должны содержаться какие-либо ограничения в отношении отчуждения ими своих акций.

В этой ситуации было бы логично связать возможность акционеров отчуждать свои акции именно с теми лицами, которые попали в тот самый «заранее определенный круг лиц». Но на прямую такой связи Закон не предусматривает, как, впрочем, не предусматривает и установления каких-либо ограничений на этот счет в уставе общества.

Казалось бы, в подтверждение отсутствия необходимости таких ограничений вводится норма о преимущественном праве акционеров закрытого общества приобретать акции, продаваемые другими акционерами. Однако это право может быть реализовано акционером лишь по «цене предложения другому лицу». В положениях Закона нет никаких регуляторов реализации такого права. Поэтому разработчикам уставов ЗАО дается следующая рекомендация для устранения этого проблема: необходимо специально «расшифровать» смысл положения «цена предложения другому лицу» и порядок применения этой нормы в уставе. Например, это можно сделать в такой форме: Цена предложения другому лицу - это цена акции, устанавливаемая самим акционером - продавцом, по которой лицо, согласившиеся ее приобрести, может выкупить ее только после окончания действия преимущественных прав на приобретение акций акционерами и самим обществом.

В случае если акция не выкупается по этой цене и акционер-продавец устанавливает новую, более низкую цену предложения, то это вновь влечет за собой возникновение преимущественного права акционеров общества и самого общества. Далее процедура покупки акции и последствия ее невыкупа повторяется. Установление каждой новой цены предложения другому лицу восстанавливает преимущественное право акционеров этого общества и самого общества приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Но даже следование этой рекомендации не исключает возможности возникновения такой ситуации, когда само общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц, а акционер независимо от размера его пакета акций реально может предлагать свои акции без всяких ограничений. Более того, возможна ситуация, когда акционер безвозмездно передает свои акции, например в форме дарения. В таких случаях Закон вообще не предусматривает возникновения каких-либо преимущественных прав у других акционеров. С этим моментом связана третья группа вопросов. Действительно, ограничивая предельное количество акционеров закрытого общества пятьюдесятью акционерами, Закон, казалось бы, предусмотрел тем самым невозможность неограниченна широкого распространения акций. Дополнительно это требование обеспечивается достаточно жесткой нормой Закона РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст.7 п.3, от 25.12.1990 г., которая определяет, что если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, то в течение одного года оно должно быть преобразовано в открытое. Если число акционеров не уменьшится до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В месте с тем Закон РФ «ОБ Акционерных Обществах» ст. 94 п. 4 ограничил применение этой нормы, распространив ее только на закрытые общества, которые созданы после 1 января 1996 г., и соответственно исключения возможность ее применения в отношении ЗАО, созданных до введения в действие, т.е. до 1 января 1996г.

Положение «Об Акционерных Обществах» и Гражданский Кодекс РФ ст. 97 совершенно однозначно установили запрет для ЗАО на проведение открытой подписки и на предложение своих акций для приобретения неограниченному кругу лиц и соответственно возможность их распределения среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц.

Гражданский Кодекс РФ ст. 97 распространила эти обязанности и равна на все ЗАО независимо от даты их учреждения, поскольку ст. 5 Федерального закона «О введение в действие части первой Гражданского Кодекса РФ» однозначно установила: «Часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее действия, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действия». Таким образом, положение Гражданского Кодекса РФ о возможности закрытого общества распределять свои акции только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц с учетом уже описанных запретов не может быть изъято из регулирования правомочий закрытого общества.

Далее о преимущественных правах акционеров. Наряду с выше приведенной аргументацией, которая применима и в данном случае, право преимущественной покупки акций осуществляется акционерами также в соответствии с общими правилами, изложенными в Гражданском Кодексе РФ ст. 250. Эти правила заключаются в том, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. При продажи доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя. Таким образом, и преимущественные права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, не могут быть изъяты из регулирования правомочий акционеров.

И наконец, ограничения по количеству акционеров. По этому вопросу ст.97 ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений, указывая на то, что конкретные количественные ограничения будут установлены Законом «Об Акционерных Обществах». Отдав на откуп Закону решения вопроса о предельном количестве акционеров ЗАО, ГК РФ дал возможность Закону определять круг ЗАО, на которые будут распространяться это ограничение.

Таким образом, несмотря на нечеткую формулировку Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 97 п. 4, все приведенные аргументы доказывают, что нормы ст.7 п.3 Закона, которые не применяются к ЗАО, созданным до 1 января 1996 г., касаются только положения, устанавливающегося предельное количество их акционеров, и не затрагивают всех других положений.

Последствия такого подхода оцениваются неоднозначно. С одной стороны, эта оценка позитивная, поскольку в процессе преобразования ряда предприятий в акционерных обществах (например, арендных предприятий, имеющих право выкупа имущества или уже его выкупивших) было создано больное количество ЗАО с числом акционеров, значительно превышающим пятьдесят, - от двухсот до нескольких тысяч. Положение Закона РФ «Об Акционерных Обществах» ст. 94 создает спокойные условия для работы тех организаций, которые в соответствии с действовавшим на момент их создания законом могли выбрать совершенно определенный тип акционерного общества и не изменять его. С другой стороны, эту оценку можно считать негативной, поскольку Закон не только не содержит каких-либо регуляторов количество акционеров для таких ЗАО, но и не предусматривает никакого, фиксирования без права изменения их численности на определенную дату. В настоящее время это провоцирует возникновения совершенно не нормальной, на мой взгляд, ситуации, когда численность акционеров закрытого общества, в несколько раз превышающая предельную, может продолжать увеличиваться. А если это связать с возможностью акционеров продавать свои акции неограниченному кругу лиц, то мы увидим, что попытка закрыть общество через количественный критерий не всегда применима.

Акционерное общество, как любое юридическое лицо, независимо от его типа может создавать филиалы и открывать представительства.

Филиал и представительство общества имеют много схожих черт;

являются обособленными подразделениями общества;

должны быть расположены вне места нахождения общества (т.е. вне места его регистрации);

не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения;

наделяются создавшим их обществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества;

руководители назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом;

осуществляют деятельность от имени создавшего их общества;

ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество;

устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.

Различие между филиалам и представительствам заключается в следующем: представительство - это подразделение, которое представляет интересы АО и осуществляет их защиту; филиал не может осуществлять все функции общества, в том числе функции представительства, или их часть.

В законодательстве наметился поворот к упорядочению процесса создания филиалов и представительств. В основном это связано с тем, что сведения о филиалах и представительства должны быть занесены в устав. Выполнение этого положения требует совершения ряда действий.

Во-первых, принять решения о создании филиалов и об открытии представительств.

Закон РФ «Об Акционерных Обществах» определяет это действие как исключительную компетенцию совета директоров, то есть ни общее собрание акционеров, ни исполнительный орган не вправе решать этот вопрос. Однако только решения совета директоров недостаточно, поскольку Законом предусмотрен обязательный порядок внесения этих сведений в устав - только общим собранием акционеров.

Во-вторых, совет директоров обязан внести вопрос о создания из общего правила, то есть не требует регистрации таких изменений, а допускает лишь уведомительный порядок сообщения. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления.

3 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Организация управления

Действующее законодательство об акционерных обществах предусматривает трехзвенную систему управления, включающую общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган. (Приложение 2).

В зависимости от конкурентных условий эта система может быть упрощена или видоизменена. Так, имеется возможности использования двухзвенной системы управления, предусматривающей закрепление функций совета директоров за общим собранием, если количество акционров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Полномочия исполнительного органа могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпрнимателю (трастовое управление). Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерным обществом. Высшим, но не всевластным. Оно не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа, и не вправе принимать решения по ним.

Собрание акционеров представляет собой неоднородный орган с точки зрения его состава. В самом общем виде акционеры могут быть раздлены на три группы:

Акционеры, приобретающие акции в целях спекуляции или в качестве рантье. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности; их забота состоит в том, чтобы их доля принесла как можно больше денег. При возможности увеличения дохода они продают акции и вкладывают деньги в более выгодные ценные бумаги.

Акционеры - работники предприятия (включая администрацию). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему совсем не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники - владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники.

Крупные акционеры, приобретающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает приобретает предприятие (или ряд предприятий) для того, чтобы развивать производство, в других - налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих - покупает пакет акций в целях переподажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в весьма определенной роли. В процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться исходя из интересов государства.

Фактическая реализация права на управление акционерным обществом каждым акционером - проблема, не решенная не только нашим законодательством, но и законами других стран. «В США, например, проблема обеспечения участия владельцев акционерного капитала в руководстве акционерным обществом обсуждается весьма активно. Предлагают обеспечить инвесторам значительные преимущества перед биржевыми спекулянтами на общем собрании акционеров: право голоса на этом собрании должны иметь акционеры только после двух лет владения акциями, причем на третьем году владения они будут иметь 1/3 голоса, на четвертом году - 2/3 голоса и лишь на пятом - полный голос. Полным голосом сразу пользуется лишь лицо, которое приобрело не менее 20% акционерного капитала. Тем самым резко ограничиваются права биржевых спекулянтов, которые владеют акциями в течение непродолжительного времени»..

Подобные документы

    Основные понятия юридических лиц. История становления акционирования в России. Акционерное общество, как форма хозяйствования в РФ. Учреждение ЗАО и органы его управления. Общий порядок реорганизации и ликвидации ЗАО. Виды акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2009

    Понятие и цели приватизации; этапы ее проведения в России. Характеристика акционирования, банкротства и коммерческого конкурса как основных способов разгосударствления собственности. Содержание альтернативной программы приватизации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Преимущество акционерной формы предпринимательства. Типы акционерных обществ, порядок, создания. Уставный капитал акционерного общества и его формирование. Акция и права акционеров. Ликвидация акционерного общества. Правовая форма акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2008

    Процесс разгосударствления и приватизации: сущность, цель и формы. Практика разгосударствления и приватизации в Узбекистане. Акционирование предприятий в данном государстве на сегодня. Приватизация предприятий и объектов в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Преимущество акционерной формы собственности на данном этапе развития экономики. Принципы организации акционерного общества. Порядок создания акционерного общества. Устав акционерного общества. Ликвидация акционерного общества. Управление обществом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2002

    Порядок учреждения акционерного общества, его виды и структура. Преимущества акционерной формы организации предприятия. Сущность акции и ее роль в формировании капитала. Состояние и перспективы российского рынка акций, лидирующие отрасли промышленности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие и пути разгосударствления. Сущность и формы приватизации. Акционирование и ваучерная приватизация. Итоги и перспективы приватизации в России. Изучение опыта ваучерной и платной приватизации в зарубежных странах: Франция, Германия, Испания.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Теоретические аспекты акционерной формы собственности и этапы ее развития. Анализ организационной деятельности акционерного общества в Республике Казахстан. Порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества, права и обязанности акционера.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Понятие приватизации, ее сущность и особенности, история возникновения и развития. Формы и способы приватизации, их отличительные черты и характеристика. Цели приватизации и этапы ее проведения в РФ. Результаты и уроки приватизации в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2009

    Понятие акционерной формы организации предприятия. Учреждение акционерного общества, его виды, управление обществом и преимущества. АО в переходной экономике РФ. Проблемы функционирования фирм и осуществление предпринимательской деятельности в России.

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается, но не с той скоростью, с какой хотелось бы. Об этом говорится в заключении Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий.

Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

Так, из 522 ФГУПов, включённых в трехлетнюю программу приватизации, по истечении двух третей срока её реализации только в отношении 85 предприятий будут утверждены распоряжения об условиях приватизации. Еще 137 предприятий находятся в стадии ликвидации, а в отношении 215 из оставшихся 300 ФГУПов приватизация приостановлена в связи с не снятыми ограничениями на их приватизацию либо решениями Правительства об их акционировании не ранее 2016 года.

Вместе с тем существенное беспокойство вызывает отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов. По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако, по словам замминистра экономического развития, руководителя Росимущества Ольги Дергуновой, такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление. Однако в Росимуществе считают, что если у предприятия есть деньги на выплату зарплат, то должны быть средства и на оформление прав.

Если же денег нет, то такой ФГУП тем более нужно ликвидировать. А если ФГУП выполняет государственно значимые функции, тогда возникает вопрос к профильному ФОИВу: почему он не выделяет средства на нужное ему предприятие», - говорит Ольга Дергунова.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых в отношении значительного процента федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Значительно и число ФГУПов, годами не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, по сути, "оболочек", которые подлежат ликвидации как юридическое лицо без каких-либо преобразований. Однако для ликвидационных процедур также необходимы средства, выделять которые курирующие данные ФГУПы госорганы не хотят, поскольку не заинтересованы - они не несут никакой ответственности за подобное состояние дел», - отмечает член Экспертного совета при Правительстве РФ Юрий Берестнев.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании унитарных предприятий.

Если гендиректор саботирует акционирование, значит, он не заинтересован в этом, а значит, скорее всего, сидит на финансовых потоках и пользуется непрозрачностью», - полагает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Между тем, в соответствии с утверждённым Правительством РФ распределением полномочий, именно отраслевые министерства и ведомства должны обеспечивать подготовку и представление в Росимущество документов, которые необходимы для принятия решения об условиях приватизации.

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

ФГУПы составляют лишь небольшую часть от общего количества унитарных предприятий. Так, на начало 2015 года в России насчитывалось почти 24,5 тыс. унитарных предприятий, из них лишь чуть более 1 тыс. - ФГУПы. По данным ФАС, именно участие муниципальных унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. При этом, как отмечают эксперты, единой программы для реформирования унитарных предприятий, собственником имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, нет.

Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.

Публикации по теме