Биологическое мышление: схематизм. Что является физиологической основой мышления! Что такое мышление в биологии

Собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает и хранит информацию. Только что полученные сведения сопоставляются с хранящимися в нашей и систематизируются, дополняя, уточняя или видоизменяя наши представления об окружающем мире и о нас самих. Благодаря этой огромной постоянной работе с информацией в мозге получает отражение объективно существующая реальность. Эти процессы отражения, т. е. познания человеком существенных связей и отношений вещей или явлений, и составляют сущность мышления.

Элементарные формы мышления, или, точнее, способность к отражению объективной реальности, свойственны и высшим животным. Человеческое мышление отличается от зачатков его у животных в первую очередь полнотой и глубиной отражения. В мозге животных получают отражение лишь наиболее простые, имеющие для них непосредственное значение закономерности и связи окружающего мира. А человеческое мышление способно охватить любые явления — от законов микромира до глобальных проблем устройства Вселенной — и познать их сущность.

Человеческое мышление имеет длинную предысторию. Оно развивалось в процессе практической деятельности, становления и развития общественно-производственных отношений одновременно с совершенствованием нашего мозга. Результаты познавательно-практической деятельности закреплялись в языке и с помощью речевого общения передавались от одного поколения к другому.

Таким образом, главная особенность мышления состоит в том, что оно протекает преимущественно в форме понятий, выраженных словами, в которых закреплен человеческий опыт. Это позволяет нам в процессе познания не ограничиваться только непосредственной информацией, исходящей от , а получать представление о таких свойствах и отношениях объектов мышления, которые непосредственно недоступны нашему восприятию — устройстве атома или характере процессов, происходящих в недрах звезд. Благодаря мышлению создается наука, возникает возможность познания законов природы, общества и самого мозга — носителя нашего мышления. Вот почему мышление называют высшей формой отражения объективной реальности.

Мышления — мозг. Важные физиологические механизмы его работы были открыты русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. . Они создали учение о рефлекторном характере работы мозга, об условно-рефлекторном (сигнальном) принципе высших форм его деятельности (см. ). Тем самым были развенчаны религиозные догмы о том, что мыслительная деятельность человека проявление бестелесной, нематериальной, божественной души. А это подрывало основы и самой религии.

Вопрос об отношении материального и духовного, об отношении материи и мышления всегда был и остается центральным вопросом философии. Вопреки идеализму и учению церковников, утверждающих, что мышление представляет собою якобы проявление особого духовного начала и является первичным, не зависящим от материи и никак не связанным с ней самостоятельным явлением, марксистско-ленинская философия считает материю первичной, а мышление лишь особым свойством высокоорганизованной материи.

Работать по новым учебникам Н.И. Сонина и В.И. Захарова интересно и увлекательно. Авторы существенно обновили не только теоретический и фактический материал школьного курса биологии, но и предложили новую структуру его изучения.
Задача учителя – сделать доступными сложность рассматриваемых проблем и объем фактического материала, не перегрузить урок второстепенными деталями и сведениями.
Схемы и рисунки в учебниках, нестандартные задания позволяют сочетать репродуктивную и творческую деятельность учащихся. Уровень их познавательной активности во многом будет зависеть от учителя, от его методических приемов.

ТРИЗ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, созданная отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой. Применение ее помогает развитию творческих способностей учащихся и реализации их личностного потенциала, учит анализировать, видеть проблему, противоречия, искать красивые, нестандартные способы их разрешения.

Основная идея теории заключается в том, что окружающий нас мир системен, а значит развивается и подчиняется определенным законам.

Система

Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных для выполнения определенных функций.
Примеры систем: ткань, растение, животное, человек, биоценоз, биосфера и т.п. (табл. 1).
Войдя в состав системы, отдельный элемент работает более эффективно и быстро развивается, но становится зависимым от системы и уже не может без нее существовать.
Главное свойство системы: она обладает качественно большими возможностями по сравнению с элементами, из которых она состоит.

Системный оператор

Любая система динамична, находится в развитии. У любой системы есть свои подсистемы и одновременно она является частью какой-либо надсистемы. Схематично это можно представить так:

(Примеры приведены в табл. 2.)

Схемой талантливого мышления Г.С. Альтшуллер назвал девятиэкранный системный оператор. (табл. 3). В центре его помещается интересующий нас объект и мы можем проанализировать его прошлое, увидеть будущее, найти ресурсы, спрогнозировать результаты.

Овладеть мышлением по системному оператору несложно. Главное – необходимо регулярно предлагать учащимся выполнять подобные задания и тогда системное восприятие событий, фактов будет происходить автоматически.

Любая система, достигшая потолка своего развития, всегда имеет «запасной выход» – переход в надсистему. Самый простой способ – объединение одной системы с другой такой же, например:

одноклеточный организм --> колониальный организм --> многоклеточный организм

При объединении одной системы с другой может происходить свертывание – отбрасываются лишние части, но возникает новое качество:

водоросли + грибы --> лишайник

Закон развития систем

Все системы находятся в постоянном развитии и подчиняются закону S-образного развития, т. е. любая система проходит следующие 3 обязательных этапа:

1-й этап – «детство» системы. Как правило, продолжается долго: идет процесс накопления и доработки новой системы.

2-й этап – расцвет системы, бурное ее развитие. Система совершенствуется, показатели ее сложности растут, но с какого-то момента улучшение становится невозможным, система остается на одном и том же уровне, наступает 3-й этап.

3-й этап – «старость» системы. Система перестает развиваться и совершенствоваться. В биологических системах 3-й этап не может продолжаться бесконечно долго. Если система недостаточно адаптивна к изменяющимся условиям, она обречена на гибель или в ее недрах зарождается новая, более совершенная система, которая постепенно заменит старую. Кроме того, эволюция не имеет обратного хода, и однажды исчезнувшие системы не рождаются вновь.

Графически жизнь системы можно изобразить универсальной кривой, показывающей, как меняются во времени темпы ее развития. Если на горизонтальной оси отложить время, а на вертикальной – показатели сложности изучаемой биологической системы, то получится график в виде S-образной кривой (1 – «детство»; 2 – «расцвет»; 3 – «старость»; А – гибель системы; Б – зарождение новой системы).

Примером может служить развитие человеческого организма. Если человек ведет здоровый образ жизни, он может продлить 3-й этап. Этому могут способствовать и своевременное лечение и операции по замене больных органов, но генетическая программа каждого живого организма приведет к постепенному угасанию функций и гибели организма.

Закон развития систем дает возможность прогнозировать ситуацию, видеть слабые стороны системы, предлагать интересные версии и гипотезы по сохранению старой и развитию новой системы. На одном из уроков родились проекты о будущем человечества: «под водой», «подземный город», «космическая станция», «бесприродный мир», «чужая планета». При разработке подобных проектов пригодятся знания по физике, химии, истории, будут полезны способности художника, дизайнера, изобретателя. Такие уроки могут перерасти в конференцию, научный семинар.

Приемы фантазирования

При изучении законов развития и функционирования биологических систем предложите учащимся использовать простые приемы фантазирования, преобразования обычного объекта (растения, животного), факта, явления.

    Принцип увеличения (или уменьшения) – проследить, как природа использовала этот принцип в эволюции динозавров, млекопитающих, морских животных. К каким результатам пришла, и что может быть в будущем.

    Принцип ускорения (или замедления) – рассмотрите на примере движения крови, движения животных (§ 16 в учебнике для 6-го класса) как влияет среда, организмы?

    Принцип изменения внешних связей – предположите изменение существенных связей между объектом и окружающей средой. Измените среду обитания организма. Ученики будут рассказывать, фантазировать, искать правильные решения, их не надо будет заставлять учить закон, они его откроют сами и запомнят навсегда.

    Принцип «наоборот» – измените свойство объекта на противоположное.

    Принцип динамизации – если объект (организм) статичен, «сделайте» его подвижным. Как изменятся его функции, органы, как будет происходить борьба за существование?

    Принцип универсализации – распространите свойство конкретного объекта на более широкую группу. Например, попробуйте представить, что произойдет, если у лягушки будет четырехкамерное сердце.

    Принцип вынесения – отделите от объекта присущее ему свойство, уничтожьте какую-либо функцию. Спрогнозируйте результат.

    Принцип смещения – представьте объект, существующий в несвойственном ему историческом времени.

Эти незамысловатые приемы пробудят интерес к предмету, помогут кроме знаний приобрести навыки исследовательской работы, умение отстаивать свои идеи, развивать творческие способности.

Творческие задачи по биологии

Чаще всего в биологии мы предлагаем так называемые «закрытые» задачи, т. е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения и единственно верный ответ. Решение подобных задач требует систематически наработанных знаний.

Но если ученик что-то пропустил, недоучил – решить такую задачу он не может. В результат пропадает интерес к предмету. Лучше предлагать открытые задачи: т. е. допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. Такие задачи можно назвать творческими: они содержат противоречия, допускают серию ответов, часто взаимоисключающих; для их решения требуется применение знаний из разных областей науки.

Вначале решать их учащимся будет трудно, они не умеют входить в режим поиска ответа, чувствуя противоречия, не пытаются их разрешать, а подбирают стандартные ответы.

Необходимо помогать использовать задачи как иллюстрации, яркие, запоминающиеся примеры к урокам. Дети научатся не только решать, но из интересных фактов конструировать собственные творческие задачи.

Примеры задач

    Почему змеи заползают на спящих людей? (Змеи холоднокровные и заползают погреться. )

    Некоторые морские птицы могут подолгу сопровождать теплоходы. Почему? (Надежный источник пищи .)

    Самка тигрового питона откладывает 40–50 яиц и обвивается вокруг кладки тремя-четырьмя кольцами. Получается живой кувшин, наполненный крупными змеиными яйцами. Зачем это нужно? (В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Для поддержания высокой температуры приходится прибегать к мышечной деятельности. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, сидя на яйцах, регулярно вздрагивает всем телом .)

    В питательной среде находятся бактерии. Их количество возрастает. Объясните ход графика. Предложите несколько гипотез.

Решение:

1-я гипотеза:

I – период интенсивного деления;
II – отдых, рост развитие (число не меняется);
III – новое деление, рост численности.

2-я гипотеза:

I – размножение;
II – исчерпаны ресурсы, голод;
III – а) если пища исчерпана, значит должен включиться новый ген, отвечающий за синтез ферментов, гидролизующих другое сырье; б) если заполнен поверхностный влой среды, уйти вглубь и получить шанс на развитие.

3-я гипотеза:

На II части возникает новая ситуация.

4-я гипотеза:

I и III участки – день;
II – ночь.

    Существует несколько типов размещения в пространстве животных и растений одного вида. Каковы причины и значения разного характера размещения?

I тип характерен для многих животных и растений:

а) защита, нападение, охота;
б) это могут быть колонии;
в) сидячие формы;
г) бесполое размножение, вегетативное размножение.

II тип складывается, если ни один из факторов (неравномерность биологических параметров среды, конкуренция) не оказывает сильного влияния на животных и растения.

III тип встречается реже:

а) из-за конкуренции;
б) у животных с территориальным поведением.

Идеальное домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

– сделать рисунок к теме;
– создать схему опорного конспекта;
– придумать биологическую задачу по теме;
– написать шпаргалку к уроку;
– подобрать из дополнительной литературы пример по изучаемой теме;
– составить кроссворд;
– построить модель цветка, растения, организма, системы;
– составить текст;
– придумать фантастический рассказ, например «жизнь организма в новой среде обитания»;
– найти описание эксперимента или придумать его самому.

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Изучение терминологии

Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием определений. Ребята должны понимать их смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система отработки его на каждом уроке, то и в памяти он остается недолго. И дело не столько в отсутствии тренировки, а главным образом в том, что еще не установилась связь с другими понятиями, нет логики целостного восприятия явления, процесса, предмета.

Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежит смысловая группировка или разбивка на части с выделением главного, единственного. В процессе запоминания следует использовать зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, эмоциональную и смешанную памяти.

Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины или если они включены в игровую деятельность.

Наши методические ошибки (отсутствие системы в повторении терминов; заучивание без пауз, то есть без переключения видов деятельности; необоснованный объем учебного материала (норма запоминания – 5–9 слов); монотонность и однообразие форм работы; изучение терминов изолированно, вне связи с другими уроками; замена одних терминов другими более простыми и понятными) могут тормозить освоение терминологии.

Для качественного усвоения научного языка биологии рекомендую следующий алгоритм.

1. Проговаривание термина.
2. Запись на доске и в тетради.
3. Работа над усвоением орфографии термина.
4. Выявление этимологии термина.
5. Тренинг.
6. Морфологический и фонетический анализ термина.
7. Введение термина в тему и использование в разных ситуациях.

Эксперимент на уроках

Эксперимент помогает усвоению новых знаний и выводит науку из лаборатории в повседневную жизнь.
Опыты могут быть введены в структуру урока как демонстрация или часть лабораторной работы учащихся. Вот некоторые примеры.

Диффузия

В стеклянный цилиндр с водой бросить кристаллы какой-нибудь окрашенной соли. Через несколько секунд начнется видимый процесс медленного беспорядочного движения веществ из области высокой концентрации в низкую.
Внести (открыть) источник достаточно сильного запаха, например воспользоваться аэрозолем дезодоранта для туалетных комнат, – на разном удалении его почувствуют через разное время.

Эффект осмоса

В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким.

Дыхание листьев

На растении у четырех листьев смазать вазелином верхнюю поверхность, а у других четырех нижнюю поверхность. Листья, смазанные снизу, – завяли, другие не пострадали.

(На нижней поверхности листа находится много устьиц. Вазелин прекратил доступ кислорода и углекислого газа, следовательно, прекратился процесс дыхания и фотосинтеза .)

Транспирация

На лист растения надеть полиэтиленовый пакетик. Через несколько часа внутри пакета будут видны капельки воды.

Фототропизм

Поставить растение на светлое место. Все листья повернутся к окну, его крона будет асимметричной. (В растениях вырабатывается гормон ауксин, который способствует удлинению клеток. Накапливается ауксин на темной стороне стебля и заставляет клетки вырастать длиннее обычных – это фототропизм. )

Капиллярность, тургор

Изготовить из плотной промокательной бумаги (салфетки, газеты) цветок, вырезав четыре лепестка диаметром около сантиметра.
Согните лепестки к центру, чтобы они перекрыли друг друга.
Положите цветок в воду. Он сразу начнет «распускаться». (Движение лепестков реального цветка обусловлено тургорным эффектом. В растениях, как и в бумаге, есть капилляры. Вода по ним поступает во все части цветка. )

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение уровня мышления показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Существует гипотеза, что процесс мышления протекает в головном мозге. Более того, она является общепринятой. Для этой гипотезы есть немало оснований, например, медицинских. Общеизвестно, что в случае травматических повреждений мозга возможны нарушения памяти, речи и самого мышления. Например, потеря кратковременной памяти или памяти на лица, появление дефектов речи, таких как заикание, и существенные изменения в осуществлении некоторых мыслительных операций, таких как абстрагирование или синтез. Примем эту гипотезу и мы. Итак, головной мозг как "физический уровень" мышления изучают нейробиологи. Многим из них, как правило, не свойственно широкое теоретизирование в отрыве от экспериментальных данных и построение неких концепций функционирования мозга. Известный американский нейрофизиолог Дэвид Хьюбел (David H. Hubel) в одной из своих работ прямо написал: "К счастью, спекуляции о принципах работы мозга не являются единственным путем для исследования, и изучать мозг - более увлекательное и, кажется, более полезное занятие". К его позиции можно отнестись с уважением, однако, надеюсь, это взгляд на проблему отдельных исследователей, а не научной дисциплины в целом. Нейробиологи в лице нейроанатомов и нейрофизиологов дали нам богатейший фактический материал. Подсчитано и измерено довольно много. От типичного объема головного мозга (1400 см3) и количества нейронов в нем (1011-1012) до величины мембранного потенциала (0,07 В) и максимальной "тактовой частоты", с которой нейроны могут генерировать импульсы (до 800 Гц, а 100-200 Гц - типично). В шутку можно дать "ориентир" разработчикам микропроцессоров - 1012 "транзисторов" на кристалле, напряжение питания ядра - 0,07 В, частота - около 1 кГц. Технологический процесс прикиньте сами. Это действительно только шутка, потому что нейрон невообразимо сложнее транзистора, а архитектура головного мозга имеет такую потрясающую степень параллелизма, что высокого быстродействия отдельных элементов или высокой тактовой частоты "устройства" в целом и не требуется. Кстати, на секунду отвлекусь на вопрос, связанный с происхождением современного человека. Наши возможные предки, или, по иному мнению, тупиковые ветви развития рода человеческого, нашими предтечами совсем не являющиеся, имели одну характерную особенность. Объем их головного мозга был значимо меньше, чем у Homo sapiens sapiens, за одним единственным исключением (табл. 2).

Таблица 2. Объем головного мозга у древних людей.

Несколько слов по поводу взаимоотношений неандертальцев и сапиенсов

Если прежде, когда в науке о происхождения человека преобладали взгляды о стадиальной эволюции: erectus - neanderthalensis - sapiens, более примитивный склад ума неандертальца не ставился под сомнение, то в современной антропологии четкого мнения по этому поводу нет.Как известно, своим именем неандертальцы обязаны долине Неандерталь в Германии, где впервые были найдены останки этого вида ископаемого человека. Черепная крышка неандертальца была предложена для изучения замечательному естествоиспытателю и ярому стороннику здравого смысла Рудольфу Вирхову (1821-1902). Первым диагнозом после осмотра фрагмента черепа было: ребенок-идиот, чьи родители в течение долгих лет стеснялись представить его обществу (не следует забывать и о политических демократических пристрастиях ученого).Так или иначе, значительно меньший объем лобных долей мозга поздних европейских неандертальцев, вероятно, был причиной того, что с прошлого века палеоантропы-неандертальцы считались нашими примитивными предшественниками. Однако дальнейшие находки неандерталоидных форм заставили ученых пересмотреть свои взгляды. Было доказано, что появление палеоантропов следует отнести к гораздо более раннему периоду. Кроме того, выяснилось, что неандертальское человечество было также разнообразно, как и современное, поэтому делать выводы о каких-либо "стандартах" объема мозга вряд ли стоит. Объем мозга современного человека не константа. Он варьирует в пределах первых сотен кубических сантиметров. В границах этой нормы абсолютно не выражена зависимость между объемом мозга и интеллектуальной мощью индивида. Хрестоматийным стал пример с французским писателем Анатолем Франсом, объем мозга которого был значительно меньше средней величины. Вот уж не подумаешь, читая "Остров пингвинов" или "Боги жаждут". Единственное, чем могу обрадовать представителей горделивого пола (мужского), - это тем, что ваш мозг, господа, как правило, больше по объему, чем мозг ваших очаровательных спутниц! Обнаружение форм погребальной обрядности у неандертальцев стало своего рода сенсацией. В пещере Шанидар (Ирак) археологи нашли коллективное погребение неандертальцев, одним из которых был мужчиной преклонных лет с ампутированной рукой. Специфическая форма стертости зубов позволила предположить, что ряд "ручных" операций он выполнял зубами. Анализ сохранившейся пыльцы в культурном слое показал, что тела погребенных были укрыты слоем цветов, содержащих наркотические вещества.Нет нужды доказывать, что уровень мышления неандертальцев был довольно высок.Что касается большей агрессивности сапиенсов, то бесспорных доказательств этому нет. Например, и те и другие были склонны к каннибализму. Однако рассматривать это как свидетельство агрессивности я бы поостереглась, памятуя, что каждый христианин и сегодня причащается...Вероятнее всего, между сапиенсами и неандертальцами могла иметь место метисация (то есть смешение), ведь палеоантропологи склонны относить "их" и "нас" к одному виду...

Это исключение - Homo sapiens neanderthalensis, головной мозг которого превосходил человеческий по объему на 100 см3. По этому поводу есть даже некая теория о том, почему неандертальцы так и не стали главенствующим видом на Земле, несмотря на свое столь высокое интеллектуальное развитие. Да по той простой причине, что вид Homo sapiens sapiens (то есть мы с вами), благодаря своей многочисленности и врожденной жестокости более совершенного конкурента просто-напросто истребил.

Это все к тому, что нам, якобы "венцу творения", явно не стоит задаваться. Могут со временем выясниться неприятные подробности нашего воцарения в подлунном мире. А теперь вернемся к нейрофизиологии.Помимо количественных получены и некоторые качественные результаты. Произведено картирование головного мозга, и имеются приблизительные сведения о том, какой участок головного мозга за какие функции отвечает.

Довольно много известно о двигательной коре, отвечающей за произвольные движения. Знание достигнуто во многом благодаря изучению естественных травм головного мозга человека - частому явлению в наш век войн и автомобилей. Относительно неплохо исследован зрительный тракт, включающий в себя первичную зрительную (или стриарную) кору. На сегодня имеется четкое представление, для чего она нужна и каков ее вклад в анализ зрительной информации. Более или менее изучены и несколько других отделов головного мозга. Очень много сведений получено о разновидностях, строении и функциях нейронов, физике и химии образования нервных импульсов, о синаптической передаче и организации нейронных сетей. Перечень знаний о "физическом уровне" мышления можно продолжать и продолжать, однако ни порознь, ни в совокупности они пока не привели к пониманию механизмов мышления.

Человеческий мозг в течение всей жизни собирает, анализирует, сортирует, обрабатывает и хранит информацию. Только что полученные сведения сопоставляются с хранящимися в нашей памяти и систематизируются, дополняя, уточняя или видоизменяя наши представления об окружающем мире и о нас самих. Благодаря этой огромной постоянной работе с информацией в мозге получает отражение объективно существующая реальность. Эти процессы отражения, т. е. познания человеком существенных связей и отношений вещей или явлений, и составляют сущность мышления.

Элементарные формы мышления, или, точнее, способность к отражению объективной реальности, свойственны и высшим животным. Человеческое мышление отличается от зачатков его у животных в первую очередь полнотой и глубиной отражения. В мозге животных получают отражение лишь наиболее простые, имеющие для них непосредственное значение закономерности и связи окружающего мира. А человеческое мышление способно охватить любые явления - от законов микромира до глобальных проблем устройства Вселенной - и познать их сущность.

Человеческое мышление имеет длинную предысторию. Оно развивалось в процессе практической деятельности, становления и развития общественно-производственных отношений одновременно с совершенствованием нашего мозга. Результаты познавательно-практической деятельности закреплялись в языке и с помощью речевого общения передавались от одного поколения к другому.

Таким образом, главная особенность мышления состоит в том, что оно протекает преимущественно в форме понятий, выраженных словами, в которых закреплен человеческий опыт. Это позволяет нам в процессе познания не ограничиваться только непосредственной информацией, исходящей от органов чувств, а получать представление о таких свойствах и отношениях объектов мышления, которые непосредственно недоступны нашему восприятию - устройстве атома или характере процессов, происходящих в недрах звезд. Благодаря мышлению создается наука, возникает возможность познания законов природы, общества и самого мозга - носителя нашего мышления. Вот почему мышление называют высшей формой отражения объективной реальности.

Орган мышления - мозг. Важные физиологические механизмы его работы были открыты русскими учеными И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. Они создали учение о рефлекторном характере работы мозга, об условнорефлекторном (сигнальном) принципе высших форм его деятельности (см. Высшая нервная деятельность). Тем самым были развейчаны религиозные догмы о том, что мысли тельная деятельность человека - проявление бестелесной, нематериальной, божественной души. А это подрывало основы и самой религии.

Вопрос об отношении материального и духовного, об отношении материи и мышления всегда был и остается центральным вопросом философии. Вопреки идеализму и учению церковников, утверждающих, что мышление представляет собою якобы проявление особого духовного начала и является первичным, не зависящим от материи и никак не связанным с ней самостоятельным явлением, марксистско-ленинская философия считает материю первичной, а мышление лишь особым свойством высокоорганизованной материи.

Публикации по теме