Когда день черноморского флота вмф

Сегодня, 13 мая, в России отмечается День Черноморского флота. В новом формате, как праздник составной части Военно-морского флота Российской Федерации, День ЧФ РФ был учреждён в 1996 году.


Дата празднования выбрана в связи с таким военно-историческим событием как вхождение одиннадцати кораблей Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту 13 мая 1783 года. Командовал флотилией вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачёв, флотоводец, участник Чесменского сражения.

Он и стал первым командующим создаваемого Черноморского флота России.

Центрами торжеств сегодня являются два города-героя: Севастополь и Новороссийск, которые ещё совсем недавно были разделены не только морской гладью, но и государственной границей. Сегодня никакой границы между этими славными городами нет, а гладь Чёрного моря их теперь соединяет как две базы одного из флотов ВМФ РФ – прославленного Черноморского.

Этот год для Черноморского флота РФ особый. Почему? – Ведь дата вовсе не юбилейная. А дело всё в том, что именно в 2017 году истекал срок действия Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ в Крыму. Соглашение было подписано в 1997 году. Тогда свои подписи под документом с возможностью его пролонгации поставили Виктор Черномырдин от России и Павел Лазаренко от Украины.

Фактически это соглашение стало документом по разделению Черноморского флота. И после его подписания резко активизировались западные спецслужбы, которые посредством всевозможных неправительственных фондов и «исследовательских центров», включая небезызвестный «Номос», стали предпринимать попытки по вытеснению российского Черноморского флота с военной базы в Севастополе. Основной упор делался на то, что Украина – страна нейтральная, а город Севастополь якобы должен стать «экологической площадкой» - городом без какой-либо военной инфраструктуры (российской, конечно). При этом за кулисами уже рисовались планы по превращению «экологической площадки» в очередную натовскую военно-морскую базу. Ведь натовские надводные корабли и подводные лодки экологически чище российских... Шутки шутками, а ведь в издаваемых упомянутых «Номосом» газетёнках примерно под таким инфосоусом всё и преподносилось украинской общественности с непременными заявлениями о необходимости стремиться в Европу и НАТО.

Для «проводов» российского Черноморского флота из Севастополя и других крымских баз даже был создан особый сайт. Это «Флот2017», название которого говорит само за себя. Те, кто стал инициатором создания этой интернет-площадки, прилагали все усилия по срыву выполнения достигнутых в 2010 году Харьковских соглашений. На основании этих соглашений, подписанных тогдашними президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем, срок действия договора о пребывании Черноморского флота ВМФ РФ в Крыму продлевался ещё на 25 лет – после наступления 2017 года. То есть продлевался до 2042 года.

Что обращает на себя особое внимание – упомянутый сайт продолжает и сегодня публиковать своеобразный «обратный счётчик», который показывает, «сколько российскому Черноморскому флоту осталось находиться в Севастополе». 13 мая 2017 года этот счётчик показывает «16 дней» и явно вызывает раздражение у майданных элит и в первую очередь у их ставленников, которые одной из целей государственного переворота на Украине видели превращение Крымского полуострова в военную базу Североатлантического блока.

Кстати, в главных редакторах «Флот2017» ходил Дмитрий Тымчук, получивший поистине мировую известность в 2014-м – как каска, говорящая «потерь нет». Публикуя ежедневно антироссийские посты до октября 2014 года, сайт приказал долго жить, испустив ещё один то ли вздох, то ли дух уже в августе 2015 года. С тех пор «не дышит», а только считает. На автомате. Машущие во след российским кораблям платочками в цвете украинского флага на анимации, видимо, вызывали у антироссийских элит особенный восторг.

Проект сегодня выглядит посмешищем для тех, кто на него делал большую ставку с 2008 года. Как посмешищем выглядит и всё то, что сегодня называется украинским флотом, а могло быть частью единого флота единого большого государства, к которому, возможно, ещё приведёт, как привела к воссоединению Крыма с Россией. Ведь тогда тоже многие не верили.

Сегодня Черноморский флот, как фактически и все годы несения своей службы, является одной из важнейших составляющих системы безопасности России на море и в прибрежных районах. Корабли и вспомогательные суда ЧФ РФ участвуют в патрулировании восточного Средиземноморья, внося свой вклад в дело борьбы с международным терроризмом в Сирии. Из официального определения Минобороны РФ:

Черноморский флот - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота на Чёрном море. Черноморский флот как составная часть Военно-морского флота является средством обеспечения военной безопасности России на юге. Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Основными задачами Черноморского флота в настоящее время являются:

защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
обеспечение безопасности судоходства;
выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.).

В День Черноморского флота "Военное обозрение" поздравляет всех моряков-черноморцев и ветеранов флота с праздником!

13 мая — День Черноморского флота. В этот день (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту (недалеко от татарского села Ахтиар) вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева. Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Так было сформировано ядро нового флота. С этого события начинается история регулярного Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.

Удивительная и порою трагичная судьба выпала на долю Черноморского флота. Его корабли и эскадры мужественно сражались во многих морях и с разными противниками, но никогда не знали поражения в бою. Однако волею политических обстоятельств флот несколько раз оказывался в состоянии полного разорения и упадка. Пройдя через эти тяжелейшие испытания, он возрождался вновь, восстанавливал свои боевые традиции, обретал новую славу и новых героев.

Выход к Черному морю и создание флота

Создание Черноморского флота венчает многовековую историю движения Руси к Черному морю. «Еще в 865 году стая русских лодок неожиданно появилась под стенами Царьграда, и с тех пор наш народ стал всем известен под именем русского. Таким образом, история России начинается с морского набега, за которым последовало много других. Походы русских в Черное море повторялись так часто и производили столь сильное впечатление на прибрежных жителей, что его стали называть Русским морем. Морская сила служила для нашего объединения, обогащения и защиты от врагов. Так было в прошлом…» пишет известный историк российского флота Е.И. Аренс.

Последующие исторические события на много веков отделили русский народ от Черного моря, но необходимость возврата к нему понимали все наши великие самодержцы. Большой вклад в решение этой проблемы внес Петр I, но окончательно решить ее удалось Екатерине II. В 1768 году она утвердила план борьбы за выход России к Черному морю. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова и Таганрога, со строительства на донских верфях кораблей для Азовской флотилии. Эта комплексная система мер получила условное название «Донская экспедиция», а возглавлять ее Екатерина II доверила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну Наума Сенявина, сподвижника императора Петра Великого.



Художник Коваленко В.К.

Флотилия успешно действовала в Азовском море, а затем стала выходить и в Черное. Встал вопрос о преобразовании ее в полноценный флот. И 1 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении вице-адмирала Ф.А. Клокачева командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». Одновременно в Херсоне была построена верфь и создан кадетский корпус, который начал готовить для флота офицерские кадры. С 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два линейных корабля.

Общее руководство освоением южных областей страны Екатерина II поручила своему фавориту, наместнику Новороссийского края, генерал-губернатору Г.А. Потемкину. Он питал страсть к флоту, любил его, и именно по его инициативе появился новый тип корабля — линейный фрегат. Первым из них стал «Святой Георгий Победоносец», построенный в июле 1785 года. Документы свидетельствуют, что светлейший князь, уделяя исключительное внимание проблемам строительства флота, проявил ум, размах и масштабность государственного деятеля, административную энергию и трудолюбие.



Коллаж

Результаты трудов Г.А. Потемкина по преобразованию края и созданию Черноморского флота Екатерина II увидела лично во время своего путешествия по Крыму в 1787 году. Наибольшее впечатление на нее произвел Севастополь. Здесь она присутствовала при подъеме кайзер-флага на флагмане Черноморского флота — линейном 66-пушечном корабле «Слава Екатерины». Затем Потемкин дал великолепный обед в Инкермане. По сигналу князя отодвинули занавес, и гости с балкона увидели необыкновенную картину. В виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек.

В боях и сражениях крепла боевая мощь Черноморского флота

Молодому флоту сразу же пришлось столкнуться с активным противодействием Турции, которая запрещала российским военным судам плавание по Черному морю, а в случае неповиновения угрожала уничтожить их силами турецкого флота. Но нам ли бояться чьих-то угроз. В сентябре 1778 года всего 28 русских кораблей под командованием Ф.A. Клокачева, даже не успев сделать ни одного выстрела, а только решительным маневром, сорвали высадку крупного турецкого десанта в Феодосию. Более 170 турецких кораблей и судов уклонились от боя и ушли к своим берегам.


Корабль «Слава Екатерины»

Позднее, Светлейший князь с гордостью сообщал в Санкт-Петербург о том, что «его моряки успешно действуют не только в Черном, но и в Средиземном морях. Русский флот решительно отбил нападение превосходившего его турецкого флота. Вице-адмирал А.Н. Сенявин с пятью кораблями навел страх на население берега Малой Азии, а 2 августа 1789 года 18 русских кораблей атаковали 50 турецких и обратили их в бегство». Боевые действия Черноморского флота стали еще более активными и эффективными с 1790 г., когда его возглавил контр-адмирал Федор Федорович Ушаков.

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, черноморцы нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), у Керченского пролива (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В эти годы ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова. О значении его побед читайте в статье о . Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с 2 турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире.

Тяжелые времена и большие утраты

Во время Крымской войны черноморская эскадра разгромила турецкий флот в Синопском сражении (подробности читайте в статье ). Во время обороны Севастополя моряки во главе с Нахимовым и Корниловым (подробнее о нем читайте ) героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Однако политики и дипломаты не выдержали давления западных держав и подписали Парижский мирный договор 1856 года. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море.

В 1871 году этот запрет был снят, и Россия начала создавать паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. Он вел боевые действия на море, поддерживал войска Кавказского фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника (подробнее читайте статью о бое русских броненосцев с ). Личный состав флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и в гражданской войне.

В июне 1918 года часть кораблей пришлось затопить в Новороссийске, а корабли находившиеся в Севастополе были захвачены сначала германскими войсками, а затем белогвардейцами. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск из Крыма около 150 кораблей и судов были уведены в Бизерту (Тунис). Черноморский флот второй раз пережил тяжелейший удар.

Краснознаменный Черноморский флот

В 1921 году советское правительство приняло решение о восстановлении Черноморского флота. В основном оно было закончено к 1928 году. В 1929 - 1937 годах флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был уже хорошо оснащенный по тому времени флот. Наличие таких сил в сочетании с высокой боевой выучкой личного состава позволило Черноморскому флоту внести достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

В ходе войны черноморские корабли эффективно поддерживали приморский фланг нашей армии, обороняли свои базы, действовали на коммуникациях противника, наносили удары по его береговым объектам. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали Новороссийские десанты в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 года и многие другие. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма и Одессы, а Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, с боями дошла до Вены.

Черноморский флот на новом подъеме

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной, но с возвращением Крыма в состав России он вновь получил свою историческую главную базу – Севастополь. Начинается новый этап возрождения флота. Черноморцы достойно продолжают и приумножают свои боевые традиции дальними походами и напряженной боевой подготовкой. Наш флот на постоянной основе вернулся в Средиземное море, решает задачи в океанской зоне, участвует в международных учениях. Флот живет и развивается так, как того требуют современные условия.


Сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота
Фото А. Бричевского

В настоящее время Крым, Севастополь и Черноморский флот находятся в центре внимания всего многомиллионного народа нашей страны. Мы радуемся произошедшим переменам и надеемся, что они дадут новый импульс в развитии Черноморского флота. А как Вы, уважаемый читатель, думаете, сможет ли Черноморский флот восстановить свое былое могущество на уровне современных требований и как быстро это может произойти.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

13 мая отмечают свой праздник моряки-черноморцы. Именно в этот день в далёком 1783 году в Ахтиарскую бухту (юго-западная часть полуострова Крым) вошли 11 военных кораблей Азовской флотилии. Командовал кораблями вице-адмирал Федот Клокачёв, который впоследствии и стал командующим Черноморским флотом Российской империи. Федот Алексеевич Клокачёв известен своими победами на море и тем, что именно он является первым в государства кавалером ордена Святого Георгия среди моряков.


Учитывая тот факт, что 13 мая считается днём рождения Черноморского флота России, именно этот день и стал официальной датой празднования дня Черноморского флота РФ. В календарь новой России праздник был введён в 1996 году.

Второй год подряд военные моряки-черноморцы празднуют день ЧФ РФ на всех базах флота, находясь у себя дома – после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. В течение определённого времени России приходилось арендовать севастопольскую базу ЧФ РФ у Украины, и Киев старался использовать такое положение для давления на Москву то с целью снижения цен на газ, то в откровенно политических целях, пытаясь выторговать для себя новые и новые дивиденды, при этом угрожая расторжением соглашения о пребывания базы ЧФ РФ на Крымском полуострове. С того момента когда Крым и Севастополь вернулись на Родину, все разговоры о том, что Украина планирует до срока разорвать соглашение об аренде севастопольского базы ВМФ РФ отпали сами собой.

Что представляет собой Черноморский флот сегодня? Это оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ, обеспечивающее безопасность России на южных рубежах.

Министерство обороны ставит перед моряками Черноморского флота следующие задачи:

защита экономической зоны РФ и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной и хозяйственной деятельности;

обеспечение безопасности судоходства на Чёрном море;

выполнение внешнеполитических акций правительства РФ в экономически важных районах Мирового океана. Речь идёт о дружественных визитах, деловых заходах, совместных учениях, действиях в составе миротворческих сил.

Эти задачи Черноморский флот решает с использованием имеющихся в распоряжении сил и средств. Это не только надводные корабли для действий в ближней морской и океанской зонах, дизель-электрические подводные лодки, но также части береговых войск, морская ракетоносная, противолодочная и истребительная авиация. В связи с участившимися заходами кораблей стран НАТО в акваторию Чёрного моря, активность подразделений, частей и соединений ЧФ РФ возросла существенным образом.

За пару дней до праздника военных моряков-черноморцев экипажи нескольких кораблей ЧФ РФ начали совместные учения с китайскими моряками. Основная фаза учений "Морское взаимодействие-2015" пройдёт в Средиземном море. Возглавляет российскую корабельную группировку на совместных учениях флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва".

Помимо него в учениях принимают участие сторожевики и десантные корабли ЧФ РФ, а также спасательный буксир и ракетный корабль на воздушной подушке. С китайской стороны участие в "Морском взаимодействии-2015" принимают три корабля флота КНР (морских сил Народно-освободительной армии Китая - НОАК).

Российско-китайские совместные учения уже вызвали негативную реакцию в ряде западных государств. В США и ЕС заявили, что Москва и Пекин «не должны были выбирать» средиземноморский регион для совместных учений, так как это якобы выглядит как недружественный акт и провокация в отношении стран, входящих в НАТО. Странно, почему те же США и Евросоюз ничего не говорят о недружественных актах и провокации, когда корабли стран НАТО (например, США или Франции) бороздят просторы Чёрного моря, проводят учения неподалёку от берегов Китая, да и вообще появляются в любом месте Мирового океана, где посчитают необходимым?..

Возвращаясь к празднику… Одним из городов России, где празднование Дня Черноморского флота пройдёт с особым размахом, станет Севастополь. Здесь на 13 мая намечены мероприятия по возложению венков к памятникам морякам-черноморцам, а также к монументу, воздвигнутому в честь императрицы Екатерины II, во времена правления которой образовался не только Черноморский флот России, но и сам город Севастополь. Власти города рассказывают о том, что на 13 мая 2015 года намечено проведение праздничных концертов, а также встреч с ветеранами флота.

Серия торжественных мероприятий пройдёт и на другой базе ЧФ РФ – в Новороссийске.

«Военное обозрение» поздравляет моряков и ветеранов Черноморского флота России (СССР) с праздником!

Манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля 1873 года Крым был присоединен к России. А уже через два месяца подписала указ о создании Черноморского флота России. И 13 мая 1783 года в Ахтиарской бухте Черного моря появились 11 русских кораблей из Азовской флотилии , которыми командовал адмирал Федот Клокачев. Эта дата и стала днем рождения Черноморского флота.

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев ранее отлично проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 года, командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа». Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором, так что выбор Екатерины II был не случаен.

Среди знаменитых адмиралов Черноморского флота такие имена как Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин.

Герой Севастопольской обороны 1854-55 гг. великий русский флотоводец адмирал говорил: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь - славный" .

Другой выдающийся русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1790-1792 гг., причисленный Русской православной церковью к лику святых как праведный воин отмечал: "Смерть предпочитаю я бесчестному служению" .

Моряки-черноморцы всегда были верны заветам своих славных адмиралов и с честью оберегали южные рубежи России.

Практически с самого своего рождения Черноморскому флоту пришлось вступить в бой за интересы России.

К 1787 году флот насчитывал в своём составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

В 1787 году Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанёс турецкому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.

С 1798 по 1800 годы флоту предстояло воевать с Францией. Под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля, одержав ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу. Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, усилив своё господство в этом регионе.

Благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоят мощные линейные корабли, число которых к середине XIX века достигло 14-ти. Помимо них, в составе флота числилось 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Лучшим из линейных кораблей, бесспорно, являлся 74-пушечный корабль «Азов», отличившийся в 1827 году в Наваринском сражении. В русско-турецкой войне 1828-1829 годах прославился 18-пушечный бриг «Меркурий», одним из первых награждённый кормовым Георгиевским флагом.

Во время Крымской войны эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

Поражение в Крымской войне и невыгодные условия Парижского мира 1856 года лишили Россию возможности содержать военный флот и военно-морские укрепления на Черном море. Однако после франко-прусской войны 1870-1871 годов, вызвавшей падение французской монархии, русское правительство приступило к постепенному восстановлению своего военного присутствия в регионе.

В частности, под руководством генерала Э. И. Тотлебена началось строительство подземных артиллерийских укреплений на Крымском полуострове в районе Керчи, а для защиты Севастополя были построены броненосцы береговой обороны «Вице-адмирал Попов» и «Новгород», прозванные «поповками».

Тем не менее, к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годах Россия не имела на Черном море полноценного флота, оказавшись в заведомо невыигрышном положении в сравнении с противником. В результате в мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.

Во второй половине 1880-х годов, в рамках принятой царским правительством в 1881 году 20-летней судостроительной программы, началось строительство серии барбетных паровых броненосцев для Черноморского флота. С 1889 по 1894 год в строй были введены однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», а в 1892 году - отличавшийся от них по конструкции барбетный броненосец «Двенадцать апостолов».

К началу XX века их дополнили более совершенные башенные броненосцы «Три Святителя», «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», а также многочисленные миноносцы и минные крейсера.

К началу Первой мировой войны, помимо вышеперечисленных броненосцев, в составе Черноморского флота имелись паровые броненосцы «Пантелеймон» (быв. «Князь Потёмкин Таврический»), «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», бронепалубные крейсера «Очаков», «Память Меркурия-II» (быв. «Кагул»), «Алмаз». Достраивались новейшие дредноуты «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина Великая», строились линейные крейсера типа «Измаил», а также подводные лодки и эскадренные миноносцы типа «Новик».

Во время Первой мировой войны Черноморский флот представлял собой грозную силу и контролировал всю акваторию Черного моря , а также оказывал поддержку Румынскому и Кавказскому фронтам. Во время походов к Босфору и берегам Турции флот совместно с ВВС проводил успешные военные операции по затоплению и захвату вражеских кораблей. К 1917 году Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, имел транспортную, подводную, миноносную флотилии. Серьезный удар по боеспособности флота нанесла Февральская революция, а после Октябрьской - Черноморский флот окончательно потерял боеспособность.

Моряки Черноморского флота в начале 1918 года совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление Советской власти, а затем участвовали в борьбе с наступающими германскими войсками. Большая часть кораблей была переведена в Новороссийск, а затем затоплена по приказу большевиков, чтобы не допустить их захвата немцами. Черноморский флот был фактически уничтожен. Во время гражданской войны был создан Белый Черноморский флот, активно принимавший участие в поддержке ВСЮР, а затем Русской армии. Черноморский флот провел эвакуацию войск и беженцев из Крыма. Во время эвакуации Севастополь покинули более 130 кораблей. В 1921 году начинается создание советского Черноморского флота.

С 1929 по 1937 год Черноморский флот активно вооружается - были построены более 500 боевых кораблей и катеров различных классов, сотни боевых самолетов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», крейсер-минзаг «Коминтерн», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение нацистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено .

Высокий героизм и подготовка экипажей занимают ключевое место в победах Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза , 54766 человек были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Черноморский флот был награждён орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.

Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями Черноморского флота СССР (англ. Black Sea bumping incident of 1988).

12 февраля 1988-го корабли Черноморского флота провели операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод.

Провокационные действия американцев получили активный отпор со стороны моряков ЧФ. Два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».

Непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.

«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу.


Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший за ним период общей политической и экономической неопределенности.

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота России на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота СССР были созданы Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70% всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно - в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.

В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе ежегодная арендная плата в размере 97,75 млн долл, выплачиваемая путём погашаемой Россией части государственного долга Украины, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года.

По Соглашению между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.

В августе 2008 года Черноморский флот принимал участие в событиях, связанных с войной на Кавказе.

10 августа 2008 года группировка Черноморского флота РФ, состоящая из 2 больших десантных кораблей (флагман «Цезарь Куников» и «Саратов») и 2 кораблей охранения (МРК «Мираж» и МПК «Суздалец») находилась у берегов Абхазии, в районе, входящем в морские границы Грузии, но объявленном Россией зоной безопасности. Флагман Черноморского флота ГРКР «Москва» находился в этот день в районе Новороссийска и не принимал участия в столкновении.

В районе патрулирования российскими кораблями были обнаружены 5 идущих на большой скорости не идентифицированных катеров (1 гидрографический и 4 патрульных, как выяснилось позднее), которые нарушили границу объявленной Россией зоны безопасности и не реагировали на предупреждения, - грузинские катера шли на сближение с кораблями Черноморского флота. В 18.39 один из российских кораблей произвёл предупредительный выстрел зенитной ракетой, упавшей между катерами. При этом, по гипотезе И. Матвеева, был подожжен шрапнелью сторожевой катер Р-204 (проект 1400М, «Гриф»), но остался в строю. Грузинские катера продолжали двигаться прежним курсом на сближение и увеличили скорость.

Тогда в 18.41 МРК «Мираж» с дистанции 25 км выпустил по гражданскому гидрографическому сейнеру «Гантиади» 2 крылатые ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет цель - сейнер «Гантиади» - быстро затонул (исчез с экрана радара после большой кратковременной засветки, оставляемой взрывом цели). О потоплении катера известно только из рапорта российских моряков, место предполагаемого поражения цели не обследовалось.

Оставшиеся 4 грузинских катера развернулись назад, но в 18.50 один из них снова пошёл на сближение с кораблями ЧФ. МРК «Мираж» с дистанции 15 км выпустил по нему ракету из ЗРК «Оса-М». После попадания ракеты в борт катера DHK-82 типа «Ярославец», тот потерял скорость и вышел с линии огня и после снятия экипажа другим катером выгорел и затонул.

Морской бой: Черноморский флот против ВМФ Грузии. 2008 год

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет - до 2042-2047 годов.

27 апреля 2010 года Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.

19 октября 2011 года Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации.

С 18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе де-факто перешла под юрисдикцию России , а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.

Как заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса были вызваны угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

Со времени присоединения Крыма к России Черноморский флот значительно увеличил свою боевую мощь.

Так, по словам бывшего главы службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, за последний год Черноморский флот России нарастил свои боевые возможности в 3 три раза .

"Черноморский флот увеличен по количеству, боевые возможности возросли в три раза по сравнению с тем, когда еще не было аннексии Крыма. Контингент на территории Крыма и количество комплексов также увеличены. Поэтому Россия уже готова к тому, чтобы продемонстрировать свою силу на полуострове и в Черном море использую всю свою мощь", – заявил Н. Маломуж в марте 2015-го в программе "События" на телеканале "Украина".

Сегодня Черноморский флот - это оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Чёрном море. Как составная часть ВМФ России и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.

Флагман - гвардейский ракетный крейсер «Москва».

Вот уже на протяжении многих лет в России с размахом и колоритом отмечается День Черноморского флота. Приходится он на 13 мая. Традиция праздновать вышеуказанную дату появилась давно, но официально ее закрепили только в 1996 году.

Чем же примечателен этот грандиозный праздник - День Черноморского флота?

Во многих российских городах 13 мая организовываются торжественные парады, на обелисках и мемориалах отдается дань памяти погибшим в войнах матросам. Во славу этих защитников Родины служится торжественный молебен. И это еще далеко не все мероприятия, которыми запоминается великая дата - День Черноморского флота. Но о них несколько позже. Сначала о том, как зарождалась флотилия на Черном море.

Историческая справка

Конечно же, начало славной истории эскадры положили такие известные адмиралы, как Ушаков, Нахимов, Лазарев, Кузнецов. Именно русские корабли, бизировавшиеся на Черном море, повлияли на ход событий Первой мировой и Крымской войн. Да и во время Великой Отечественной они сыграли одну из главных ролей в обороне Крыма, Северного Кавказа и Севастополя.

Всем известно, что еще в 1783 году группа кораблей флотилии Азова, насчитывавшая 11 единиц, пересекла акваторию черноморской бухты (Ахтиарская). Это произошло 13 мая: современникам данная дата известна как День Черноморского флота. Через некоторое время она соединилась с эскадрой Днепропетровской флотилии. В итоге 28 боевых морских суден составили костяк новоиспеченного российского флота. После того как Крым стал русским, российская самодержица Екатерина Вторая и распорядилась сформировать Черноморский флот, который возглавил адмирал Федор Клокачев. Его морская армия повлияла на ход событий в войне с Турцией и Францией. Однако флотилия проиграла и в 1856 году, а во французской столице был подписан международный документ, согласно которому у России была отнята прерогатива иметь военную армию на Черном море. Только положения Лондонской конвенции от 1871 года устранили вышеуказанную несправедливость.

Недавние вехи истории

Черноморский флот в последние годы был серьезным стратегическим объектом спора между Россией и Украиной, базы которого были поделены.

В 1994 году в российской столице главы вышеуказанных государств официально договорились о том, что проблема армии на Черном море будет иметь поэтапный план решения, однако принцип разделения флота документ оставил в силе.

И наконец, в начале лета 1997 года на черноморских судах водрузили Вот уже на протяжении последних нескольких лет российская эскадра на Черном море плавает на огромные расстояния в другие страны с целью обмена опытом. Учения проводятся с Итальянскими, французскими, болгарскими, греческими, индийскими, египетскими военно-морскими силами.

Традиции праздника

Праздник День уже давно обрел свои славные традиции. Торжества начинаются с того, что к памятнику, созданному в честь Трехсотлетия создания Черноморского флота моряки возлагают цветы и венки. Целый день с утра до вечера на улицах российских городов идут концерты, а россияне организовывают масштабные праздничные гулянья. Поздравление с Днем Черноморского флота говорят Главнокомандующий эскадрой, а также представители нашей страны. В этот день получают знаки отличия, правительственные награды, ценные подарки и награды моряки, отличившиеся на службе. На корабли водружаются Военно-морской и сигнальные флаги.

Севастопольцы всегда помнят о праздничных традициях

И конечно же, День Черноморского флота России с особым масштабом и широтой отмечается в Севастополе.

В акватории местной бухты устраиваются грандиозный военно-спортивный праздник и парад кораблей. Жители и гости портового года могут посмотреть военный парад, праздничные концерты, поучаствовать в викторинах, состязаниях. Ну а на некоторых морских судах 13 мая организовывают так называемый когда простые обыватели могут своими глазами увидеть, как устроен быт моряка.

Итак, наступает 13 мая - День Черноморского флота, и жители Севостополя устремляются в Дом офицеров, чтобы посмотреть экспозицию картин художников, профессионально рисующих морские пейзажи. Как не посетить в праздник Музей Черноморского флота, чтобы посмотреть уникальную коллекцию холодного и огнестрельного оружия, портреты участников военных сражений, русские литографии и многое другое?

В вечернее время праздника для севастопольцев поют и танцуют звезды эстрады, а спустя несколько часов над бухтой прогремит артиллерийский салют, после которого никто по домам не расходится. Гости остаются насладиться захватывающим зрелищем - фонтанами на воде.

Праздник в этом году

В текущем году 13 мая, День Черноморского флота, был также отпразднован на славу. Опять же, в первую очередь это ощущалось в Севастополе.

К памятнику основательнице флота - Екатерине Второй, были возложены цветы, а в гарнизонном храме был отслужен молебен, на котором присутствовали глава штаба Черноморского флота Александр Носатов, представители офицерского состава, ветераны флота и рядовые матросы. В доме офицеров для моряков был организован праздничный концерт.

На площадке летней эстрады, которая находится на Приморском бульваре, выступили музыканты и артисты, приехавшие из самых отдаленных уголков России. В 2015 году корабельный состав флота будет расширен на несколько боевых единиц, что не может не радовать.

Для русского народа День образования Черноморского флота - это важный и значимый праздник.

Сила и мощь армии на Черном море

В настоящее время русская флотилия, базирующаяся на Черном море, - это оплот обороноспособности страны, а именно ее южных границ.

Арсенал армии поистине впечатляет: современные надводные суда, высокотехнологичные подводные лодки, ракетоносные, истребительные и противолодочные средства. С такими объектами нам не страшны никакие внешние угрозы. Тем более что до 2020 года наша флотилия будет пополняться современными морскими судами. Только в текущем году в нее войдут 3 эсминца и 4 подводных корабля.

Публикации по теме