Итоги войны 1877 1878. Русско-турецкие войны – кратко

Война, которая в 1877 г. разгорелась между Российской империей и Турцией, стала логическим продолжением другого вооруженного конфликта между странами – Крымской войны. Отличительными чертами военных действий стали непродолжительность противостояний, значительный перевес России с первых дней войны на фронтах сражений, глобальные последствия, затронувшие много стран и народов. Закончилось противостояние в 1878 г., после чего стали происходит события, заложившие основу для противоречий глобального масштаба.

Османская империя, которую постоянно «лихорадило» от восстаний на Балканах, не готовилась к очередной войне с Россией. Но терять собственные владения не хотелось, поэтому и началось очередное военное противостояние между двумя империями. После окончания страны несколько десятилетий, вплоть до I мировой войны, открыто не воевали.

Противоборствующие стороны

  • Османская империя.
  • Россия.
  • Союзниками России стали Сербия, Болгария, Босния и Герцеговина, Черногория, княжество Валахии и Молдавии.
  • Порту (европейские дипломаты так называли правительство Османской империи) поддерживали восставшие народы Чечни, Дагестана, Абхазии, а также Польский легион.

Причины конфликта

Очередной конфликт между странами спровоцировал комплекс факторов, взаимосвязанные между собой, и постоянно углубляющиеся. И турецкий султан, и император Александр Второй понимали, что избежать войны не получиться. К главным причинам противостояния стоит отнести:

  • Россия проиграла в Крымской войне, поэтому хотела реванша. Десять лет – с 1860 по 1870 гг. – император и его министры проводили активную внешнюю политику в восточном направлении, стараясь решить турецкий вопрос.
  • В Российской империи углублялся политический и социально-экономический кризис;
  • Желание России выйти на международную арену. С этой целью происходило укрепление и развитие дипломатической службы империи. Постепенно началось сближение с Германией и Австро-Венгрией, с которым Россия подписала «Союз трех императоров».
  • В то время, как авторитет и позиции Российской империи на международной арене усиливались, Турция теряла своих союзников. Страну стали называть «больным человеком» Европы.
  • В Османской империи значительно ухудшился экономический кризис, вызванный феодальным укладом жизни.
  • В политической сфере ситуация тоже была критической. За 1876 год сменилось три султана, которые не могли справиться с недовольством населения и усмирить балканские народы.
  • Активизировались движения за национальную независимость славянских народов Балканского полуострова. Последние видели в России гаранта их свободы от турков и ислама.

Непосредственным поводом к началу войны стало антитурецкое восстание в Боснии и Герцеговине, которое вспыхнуло там в 1875 г. Одновременно с этим Турция вела военные действия против Сербии, и султан отказывался прекратить там борьбу, мотивируя свой отказ тем, что это внутренние дела Османской империи.

Россия обратилась к Австро-Венгрии, Франции, Англии и Германии с просьбой оказать влияние на Турцию. Но попытки императора Александра Второго оказались безрезультатными. Англия отказалась вмешиваться вообще, а Германия и Австро-Венгерская империя стали корректировать предложения, полученные от России.

Главной задачей западных союзников стало сохранение целостности Турции, чтобы не допустить усиления России. Англия преследовала и собственные интересы. Правительство этой страны вкладывало много финансовых средств в экономику Турции, поэтому необходимо было сохранить Османскую империю, полностью подчинив ее британскому влиянию.

Австро-Венгрия лавировала между Россией и Турцией, но не собиралась оказывать поддержку ни одному государству. В составе Австро-Венгерской империи проживало огромное количество славянских народов, которые требовали независимости, как и славяне в составе Турции.

Оказавшись в довольно сложном внешнеполитическом положении, Россия решила поддержать славянские народы на Балканах. Если бы император оказался, то престиж государства упал бы.

В преддверии войны в России стали возникать различные славянские общества и комитеты, которые призывали императора освободить балканские народы от турецкого ига. Революционные силы в империи наделись на то, что в России начнется собственное национально-освободительное восстание, результатом которого будет свержение царизма.

Ход войны

Конфликт начался с манифеста, подписанный в апреле 1877 г. Александром Вторым. Это было фактическое объявление войны. После этого был проведен в Кишиневе парад и молебен, который благословил действия русской армии против Турции в борьбе за освобождение славянских народов.

Уже в мае армия России была введена в Румынию, что позволило начать наступления на владения Порты на Европейском континенте. Румынская армия стала союзником Российской империи только к осени 1877 г.

Одновременно с наступлением на Турцию, Александр Второй начал проводить военную реформу, направленную на реорганизацию армии. Против Османской империи воевало почти 700 тысяч солдат. Численность турецкой армии составляла около 281 тыс. солдат. Но преимущество в тактическом положении было на стороне Порты, которая могла воевать на Черном море. Россия получила выход к нему только в начале 1870-х гг., поэтому Черноморский флот к тому времени не был готов.

Военные действия проводились на двух фронтах:

  • Азиатском;
  • Европейском.

Войска Российской империи на Балканском полуострове возглавил Великий князь Николай Николаевич, турецкой армией руководил Абдул Керим Надир-паша. Наступление в Румынии позволило ликвидировать речной флот турок на Дунае. Это позволило начать в конце июля 1877 г. осаду города Плевна. Турки за это время укрепили Стамбул и другие стратегически важные пункты, надеясь остановить продвижение русских войск.

Плевна была взята только к концу декабря 1877 г., и император сразу отдал приказ идти дальше, переходить Балканские горы. В начале января 1878 г. был преодолен перевал Чурьяк, и русская армия вступила на территорию Болгарии. По очереди были взяты крупные города, последним сдался Адрианополь, в котором 31 января было подписано временное перемирие.

На Кавказском театре военных действий руководство принадлежало Великому князю Михаилу Николаевичу и генералу Михаилу Лорис-Меликову. В середине октября 1877 г. турецкие войска, которые возглавлял Ахмед-Мухтар-паша, сдались у Аладжи. До 18 ноября держалась еще последняя крепость Каре, в которой вскоре не осталось гарнизона. Когда последние солдаты были выведены, то крепость сдалась.

Русско-турецкая война фактически закончилась, но все победы еще надо было закрепить юридически.

Итоги и результаты

Финальной чертой в конфликте между Портой и Россией стало подписание Сан-Стефанского мирного договора. Это произошло 3 марта (по старому стилю – 19 февраля) 1878 г. Условия договора закрепили за Россией следующие завоевания:

  • Обширные территории на Закавказье, в том числе крепости, Каре, Баязет, Батум, Ардаган.
  • Войска России на два года продолжали оставаться в Болгарии на 2 года.
  • Империя получила назад Южную Бессарабию.

В выигрыше оказались Босния и Герцеговина, Болгария, получившие автономию. Болгария стсла княжеством, которое стало вассалом Турции. Но это была формальность, поскольку руководство страны проводило собственную внешнюю политику, формировало правительство, создало войско.

Черногория, Сербия и Румыния стали полностью независимыми от Порты, которая обязывалась выплатить большую контрибуцию России. Император Александр Второй отпраздновал победу очень шумно, раздавая своим ближайшим родственникам награды, имения, статусы и должности в правительстве.

Переговоры в Берлине

Многие вопросы мирный договор в Сан-Стефано решить не смог, поэтому и в Берлине была организована специальная встреча великих держав. Его работа началась 1 июня (13 июня) 1878 года и продолжалась ровно месяц.

«Идейными вдохновителями» конгресса стали Австро-Венгерская и Британская империи, которым подходило то, что Турция была довольно ослабленной. Но правительствам этих государств не нравилось появление на Балканах Болгарского княжества и усиление Сербии. Именно их Англия и Австро-Венгрия рассматривали, как форпосты для продвижения России дальше на Балканский полуостров.

Александр Второй не мог воевать сразу против двух сильных государств Европы. Для этого не было ни ресурсов, ни денег, да и внутренняя ситуация внутри страны не позволяло снова ввязываться в военные действия. Император попытался найти поддержку в Германии у Отто фон Бисмарка, но получил дипломатический отказ. Канцлер предложил провести международную конференцию, чтобы окончательно решить «восточный вопрос». Местом проведения конгресса стал Берлин.

Главными действующими лицами, которые распределяли роли и составляли повестки дня, были делегаты из Германии, России, Франции, Австро-Венгрии, Британии. Присутствовали представители и от других стран – Италии, Турции, Греции, Ирана, Черногории, Румынии, Сербии. Руководство конгрессом взял на себя канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Окончательный документ – акт – был подписан всеми участниками конгресса 1 (13) июля 1878 г. Его условия отразили всю противоречивость точек зрения на решение «восточного вопроса». Германия, в частности, не хотела, чтобы позиции России в Европе усилились. Франция же, наоборот, старалась, чтобы требования русского императора были удовлетворены максимально. Но французская делегация боялась усиления Германии, поэтому свою поддержку оказывала тайно и несмело. Воспользовавшись ситуацией, Австро-Венгрия и Англия, навязали свои условия России. Таким образом, окончательные итоги работы Берлинского конгресса были следующими:

  • Болгария была разделена на две части – Северную и Южную. Северная Болгария продолжала оставаться княжеством, а Южная получила название Восточная Румелия, как автономная провинция в составе Порты.
  • Подтверждена независимость балканских государств – Сербии, Румынии, Черногории, территория которой была значительно уменьшена. Сербия получила часть территорий, на которые претендовала Болгария.
  • Россия вынуждена была вернуть крепость Баязет Османской империи.
  • Военная контрибуция Турции Российской империи составляло 300 млн. рублей.
  • Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.
  • Россия получила южную часть Бессарабии.
  • Река Дунай объявлялась свободной для судоходства.

Англия, как один из инициаторов конгресса, не получила никаких территориальных «бонусов». Но руководству Британии это не надо было, поскольку все изменения в Сан-Стефанский мир разрабатывались и вносили английскими делегатами. Защита интересов Турции на конференции не было бесплатным актом. Ровно за неделю до открытия Берлинского конгресса Порта передала Англии остров Кипр.

Таким образом, Берлинский конгресс значительно перекроил карту Европы, ослабив позиции Российской империи и продлив агонию Турции. Многие территориальные проблемы так и не были решены, произошло углубление противоречий между национальными государствами.

Результаты конгресса определили расстановку сил на международной арене, что через несколько десятилетий привело к Первой мировой войне.

Больше всего от войны выиграли славянские народы Балкан. В частности, независимыми стали Сербия, Румыния, Черногория, стала формироваться Болгарская государственность. Создание независимых стран активизировало национальные движения в Австро-Венгрии и России, обострило социальные противоречия в обществе. Международная конференция решила проблемы европейских государств, и заложило «бомбу» замедленного действия на Балканах. Именно с этого региона и началась потом Первая мировая война. Развитие подобной ситуации предвидел Отто фон Бисмарк, называющий Балканы «пороховым погребом» Европы.

Русско-турецкая война 1877-1878 г. (кратко)

Русско-турецкая война 1877-1878 г. (кратко)

В качестве основной причины начала военных действий историки выделяют увеличение национального самосознания в балканских странах. Такого рода настроения в обществе были связаны с так называемым Апрельским восстанием, которое произошло в Болгарии. Беспощадность и жестокость с которыми был подавлен данный бунт заставили европейские государства (вместе с Российской империей) проявить сочувствие к братьям по вере, которые находились на территории Турции.

Итак, двадцать четвёртого апреля 1877 года Россия объявляет Порте войну. Архиепископ Павел на молебне после кишинёвского торжественного парада зачитывает манифест Александра Второго, который заявил о начале войны против Османской империи. Уже в мае того же года русские войска вводятся на румынскую землю.

На подготовленности и организации войска сказалась и военная реформа Александра Второго. В составе русской армии было почти семьсот тысяч человек.

Переход армии в Румынию был сделан для устранения дунайского флота, который контролировал большинство переправ через Дунай. Небольшая речная турецкая флотилия не смогла дать отпор и совсем скоро Днепр был форсирован русскими войсками, что стало первым шагом к Константинополю. В качестве следующего важного шага можно выделить осаду Плевны, капитулировавшей десятого декабря. После этого русские войска в составе трёхсот тысяч человек готовились к наступлению.

В этот же период Сербия возобновляет действия против Порты, а двадцать третьего декабря 1877 года отряд генерала Ромейко-Гурко совершает рейд через Балканы, благодаря чему была взята София.

Двадцать седьмого и двадцать восьмого декабря происходит важный бой при Шейново, итогом которого становится разгром турецкой тридцати тысячной армии.

Главными задачами азиатского направления русско-турецкой войны было обеспечение безопасности границ и желание сломить на европейском рубеже сосредоточенность турок.

Историки привыкли считать началом Кавказской кампании Абхазский мятеж, состоявшийся в мае 1877 года. В тот же период город Сухум был оставлен русскими и вернуть его получилось только в августе. Во время закавказских операций русские войска захватили множество цитаделей и крепостей. Однако во второй половине лета 1877 года военные действия «замерли» в ожидании подкрепления.

Начиная с осени русские войска придерживались исключительно осадной тактики. Например, так взяли город Карс, захват которого так и не состоялся из-за перемирия.

Урок по истории России в 8 классе.

Учитель Калоева Т.С. МБОУ СОШ № 46. г. Владикавказ.

Тема: Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Тип урока: Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные:

    Выяснить причины войны.

    ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;

    Выяснить цели сторон

Развивающие:

    развивать навыки работы с картой

    развивать умения выделять главное в тексте учебника,

    рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательные:

на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Основные понятия:

    Берлинский конгресс – июнь 1878 г.

    Плевна

    Никополь

    Шипкинский перевал

Оборудование урока:

    Настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»;

    Презентация к уроку.

    проектор;

    экран;

    компьютер;

План урока:

    Балканский кризис.

    Силы и планы сторон.

    Ход военных действий.

    Падение Плевны. Перелом в войне.

    Берлинский конгресс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос.

Назовите основные направления внешней политики Александра II. Что такое внешняя политика? (Это взаимоотношения с другими государствами.

Назовите основные направления? (Это ближневосточное, европейское, дальневосточное и среднеазиатское направления, а также продажа Аляски.)

1.Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи.

2. Европейское направление. В 1870-е гг. после Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. В 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях - "Союз трёх императоров".

3 . Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под командованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

4 .Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем.

5 . Продажа Аляски. Решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США.

Какое событие во внешней политике России в то время можно было назвать "триумфом российской дипломатии"? (Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.)

III. Изучение новой темы.

1.Балканский кризис. Вспомните, что такое «восточный вопрос»? (Круг проблем, связанных с Османской империей).

Цель России в войне:

1. Освободить славянские народы от турецкого ига.

Повод к войне: По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.

Какие славянские народы находились под властью Османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина).

Причины войны : Россия и освободительная борьба балканских народов.

Весной 1875 г. началось восстание против турецкого ига в Боснии и Герцеговине.

Через год, в апреле 1876 г., восстание вспыхнуло в Болгарии. Турецкие каратели огнем и мечом подавляли эти восстания. Только в Болгарии они вырезали более 30 тысяч человек. Сербия и Черногория летом 1876 г. начали войну против Турции. Но силы были неравные. Плохо вооруженные славянские армии терпели неудачи. В России ширилось общественное движение в защиту славян. На Балканы отправлялись тысячи русских добровольцев. По всей стране собирались пожертвования, закупались оружие, лекарства, снаряжались госпитали. Выдающийся русский хирург Н. В. Склифосовский возглавил русские санитарные отряды в Черногории, а известный врач-терапевт С. П. Боткин - в Сербии. Александр II внес 10 тысяч рублей в пользу восставших. Отовсюду неслись призывы к военному вмешательству России. Однако правительство действовало осторожно, сознавая неготовность России к большой войне. Реформы в армии и ее перевооружение еще не были завершены. Не успели воссоздать и Черноморский флот. Тем временем Сербия потерпела поражение. Сербский князь Милан обратился к царю с просьбой о помощи. В октябре 1876 г. Россия предъявила Турции ультиматум: немедленно заключить с Сербией перемирие. Вмешательство России предотвратило падение Белграда.

Задание: война разворачивалась на 2-х фронтах: Балканском и Кавказском.

Сравните силы сторон. Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне.

Силы сторон

Балканский фронт

Кавказский фронт

русские

турки

русские

турки

250 000 солдат

338 000 солдат

55 000 солдат

70 000 солдат

12 апреля 1877 г . – Александр II подписал манифест о начале войны с Турцией

Работа с картой.

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

3. Ход военных действий.

Работа с учебником: с.199-201.

Отвечаем на вопросы:

1.Когда русская армия переправилась через Дунай?- (в июне 1877г).

2.Кто освободил столицу Болгарии Тырново? (отряд И.В.Гурко).

3. Когда пала Плевна? 9в ноябре 1877г.)

4.Как называли в войсках Скобелева? («Белый генерал»)

4. Сан-Стефанский мирный договор.

Успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. 19 февраля 1878 г. -подписание договора между Россией и Турцией.

Согласно договору: Сербия, Черногория и Румыния получали независимость. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи, т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.

Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.

Болгария была разделена на две части:

Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции,

Южная – автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.

Значительно урезаны территории Сербии и Черногории.

Россия возвращала крепость Баязет Турции.

Австрия присоединила Боснию и Герцеговину.

Англия получала остров Кипр.

( Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобождённых Россией от турецкого ига. Его решения показали непрочность союза трёх императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.)

Ребята, сейчас вы поработаете с текстом. Найдите в нём ошибки и напишите правильный ответ.

Каждое крупное событие оставляет след в истории, живёт в памяти человечества. Героизм и мужество русских и болгар были увековечены в памятниках. Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружён на Шипке в Болгарии.

Несмотря на вынужденные уступки России, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки. Мы должны всегда помнить о том, что герои Победы незримыми нитями были связаны с героями русско-турецкой войны 1877-1878гг., также как и с суворовскими чудо-богатырями, воинами Дмитрия Донского и Александра Невского и всеми нашими великими предками. И эта преемственность, несмотря ни на что, должна сохраниться в нашем народе навсегда. И каждый из вас, памятуя об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!

И каждый из нас, должен помнить об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!

Герои русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Балканский фронт:

    генерал Столетов Н.Г. – оборона Шипки.

    генерал Криденер Н.П. – вместо крепости Плевна взял Никополь.

    генерал Скобелев М.Д. – занял пригород Стамбула – Сан-Стефано.

    генерал Гурко Н.В. – освободил Тырново, захватил Шипкинский перевал, занял Софию, Адрианополь.

    генерал Тотлебен Э. И. – освободил Плевну от турок.

Кавказский фронт:

    Лорис-Меликов М.Т. – занял крепости Баязет, Ардаган, Карс.

    В конце подводится итог урока. Выставляются оценки за урок.

    Домашнее задание: п § 28. Составить хронологическую таблицу войны 1877-1878 гг. Прочитать документы на с.203-204, ответить на вопросы.

Цели:

Образовательные:

  • изучить причины, ход и последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.;
  • узнать цели сторон и механизм развязывания войны, соотношение сил и ход военных действий;
  • познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с картой
  • развивать умения выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, ставить и разрешать проблемы.

Воспитывающие: на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия:

  • Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  • Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
  • Берлинский конгресс – июнь 1878 г.
  • Плевна
  • Никополь
  • Шипкинский перевал

Оборудование урока:

  • настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг»;
  • настенная карта «Балканские государства после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»;
  • проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы.

План урока:

  1. Причин и повод войны.
  2. Силы и планы сторон.
  3. Ход военных действий.
  4. Сан-Стефанский мирный договор.
  5. Берлинский конгресс.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка домашнего задания.

Назовите направления внешней политики Александра II.

Какое событие во внешней политике России в то время можно назвать «триумфом российской дипломатии»?

Какие действия Россия предпринимала для укрепления своих границ?

III. Изучение нового материала. Приложение 1

1. Причины и повод войны

Вспомните, что такое «восточный вопрос»? (Круг проблем, связанных с Османской империей).

Цель урока: изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Работаем по следующему плану: Приложение 1 .

Перенесите его в тетрадь

План урока:

  1. Причины войны
  2. Повод
  3. Ход войны
  4. Герои
  5. Сан-Стефанский мирный договор

В конце урока мы заполним эту схему.

Причины русско-турецкой войны 1877-1878 г .: Приложение 1

  1. Освободительное движение в Боснии, Герцеговине, Болгарии против османского ига.
  2. Борьба европейских стран за влияние на Балканскую политику.
  1. Освободить славянские народы от турецкого ига.
  2. Подъем авторитета России как великой державы.

По инициативе А.М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали от Турции уравнять христиан в правах с мусульманами, но Турция, ободренная поддержкой Англии, ответила отказом.

Какие славянские народы находились под властью Османской империи? (Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина).

Рассказ учителя: Весной 1875 г. в Боснии и Герцеговине вспыхнули волнения, которые вскоре охватили все провинции Османской империи. Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивали погромы, уничтожали целые селения, убивали детей, женщин, стариков.

Такая жестокость вызывала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь в ряды восставших.

Летом 1876 г. войну Турции объявила Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал М.Г. Чернов, добровольно отправившийся на Балканы.

Россия не была готова к войне. Военные реформы еще не были завершены.

Что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? (Россия должна договориться с Австро-Венгрией о ее нейтралитете и обезопасить себя таким образом от антирусской коалиции европейских государств).

Поэтому Александр II дал согласие на оккупацию турецкой провинции Боснии и Герцеговины австрийскими войсками.

Работа с настенной картой.

2. Силы и планы сторон Приложение 1

Задание: война разворачивалась на 2-х фронтах: Балканском и Кавказском.

Сравните силы сторон. Сделайте вывод о готовности России и Османской империи к войне. Предположите ее исход.

Силы сторон

Балканский фронт

Кавказский фронт

250 000 солдат

338 000 солдат

55 000 солдат

70 000 солдат

ружье Бердана (1300 шагов)

ружье Мартини (1800 шагов)

ружье Снайдера (1300 шагов)

ружье Генри (1500 шагов)

конница 8 000

конница 6 000

конница 4 000

конница 2 000

стальные нарезные пушки

стальные нарезные пушки

чугунные гладкоствольные пушки

3. Ход военных действий

Работа с настенной картой:

Стратегически важные пункты театра военных действий: Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал Северную часть Болгарии с Южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шел кратчайший путь к городу Адрианополю, то есть в тыл турецкой армии.

  1. Русская армия прошла (по договоренности) через Румынию.
  2. Переправилась через Дунай.
  3. Генерал Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново.
  4. Гурко 5 июля захватил Шипкинский перевал. (удобная дорога на Стамбул).
  5. Генерал Криденер вместо крепости Плевна взял Никополь (в 40 км от Плевны).
  6. Турки заняли Плевну и оказались в тылу у русских войск.
  7. Три штурма Плевны в июле-августе окончились неудачей.
  8. Под руководством инженер - генерала Тотлебена турецкие войска выбиты из Плевны в ноябре 1877 г.
  9. Гурко в середине декабря занял Софию.
  10. Отряд Скобелева стремительно наступал на Стамбул.
  11. В январе 1878 г. отряд Гурко овладел Адрианополем.
  12. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула – Сан-Стефано.

Генерал Лорис-Меликов разбил превосходящие силы противника и занял крепости:

  • Баязет
  • Ардаган
  • вышел к Эрзеруму.

4. Сан-Стефанский мирный договор (19 февраля 1878 г.): Приложение 1

  1. Сербия, Черногория, Румыния получали независимость.
  2. Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи (то есть получала право на свое правительство, армию, связь с Турцией – уплата дани).
  3. Россия получала Южную Бессарабию, кавказские города Ардаган, Карс, Баязет, Батум.

5. Берлинский конгресс (июнь 1878 г.): Приложение 1

  1. Болгария была разделена на две части:
  2. Северная объявлялась княжеством зависимым от Турции,
  3. Южная – автономной турецкой провинцией Восточная Румелия.
  4. Значительно урезаны территории Сербии и Черногории.
  5. Россия возвращала крепость Баязет Турции.
  6. Австрия присоединила Боснию и Герцеговину.
  7. Англия получала остров Кипр.

Герои русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: Приложение 1

Балканский фронт:

  • генерал Столетов Н.Г. – оборона Шипки.
  • генерал Криденер Н.П. – вместо крепости Плевна взял Никополь.
  • генерал Скобелев М.Д. – занял пригород Стамбула – Сан-Стефано.
  • генерал Гурко Н.В. – освободил Тырново, захватил Шипкинский перевал, занял Софию, Адрианополь.
  • генерал Тотлебен Э. И. – освободил Плевну от турок.

Кавказский фронт:

  • Лорис-Меликов М.Т. – занял крепости Баязет, Ардаган, Карс.

28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 г.г.»

IV. Подведение итогов урока Приложение 1

Вспомним план нашего урока и заполним в тетради схему:

  • Причины войны
  • Повод
  • Ход военных действий
  • Сан-Стефанский мирный договор

Выразите свое мнение о Берлинском конгрессе.

Конспект урока по истории России в 8 классе

Дата проведения: 21.04.2016г.

Тема урока: «Русско-турецкая война 1877–1878 годов».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1. Обозначить причины и предпосылки войны; оценить силы русской армии накануне войны; дать характеристику и описать ход боевых действий; рассмотреть главные сражения войны; проанализировать и сравнить Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский договор; назвать причины победы русской армии в войне;

2. Формировать умение учащихся работать с текстом учебника, с исторической картой и медиафайлами; анализировать исторические документы;

3. Воспитать чувство гордости за свою страну, привить любовь к славным победам русского оружия.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

    Назвать причины и предпосылки Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

    Описать ход боевых действий.

    Назвать даты главных сражений между русской и турецкой армиями.

    Показывать на исторической карте: а) места сражений; б) направления движения войск; в) место заключения Сан-Стефанского мирного договора; г) такие государства как: Сербия, Болгария, Черногория, Босния и Герцоговина, Румыния.

    Проводить самостоятельный поиск информации, работая с текстом учебника и документами в соответствии с заданиями.

    Проанализировать Сан-Стефанский мирный договор и Берлинское соглашение.

    Назвать причины победы русской армии и рассказать итоги войны.

Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI XVIII век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждения. – М.: Просвещение, 2009; карта «Русско-турецкая война 1877–1878 годов».

План урока

1. Причины и предпосылки начала войны, Балканский кризис.

2. Ход боевых действий.

3. Заключение Сан-Стефанского мирного договора и Берлинский конгресс.

4. Окончательные итоги войны и причины победы Российской Империи.

Ход урока

Проверка домашнего задания: какую тему на прошлом уроке мы изучили?

Что вам было задано на дом?

Назовите задачи русской внешней политики в период царствования Александра II .

Назовите главные направления русской внешней политики в период царствования Александра II .

Назовите итоги внешней политики России на всех направлениях.

Каков главный итог внешней политики России в период царствования Александра II ?

Вводное слово: Сегодня на уроке мы поговорим о Русско-турецкой войне 1877–1878 годов.

Внешняя политика Александра II , §27.

Восстановление международного престижа и отмена условий Парижского мира.

Европейское, Кавказское, Среднеазиатское, Дальневосточное, Аляска.

На Европейском направлении: поиск союзника, установление дружественных отношений с Пруссией;

На Кавказском направлении: окончание Кавказской войны, присоединение занятых территорий, подавление действий местных племён и военачальников;

На Среднеазиатском:

Присоединение Бухарского и Хивинского ханств, образование Туркестанского края в составе Российской Империи;

На Дальневосточном направлении:

Заключение Айгунского и Пекинского договоров с Китаем, установление чёткой границы между Россией и Китаем; установление границы между Россией и Японией;

Продажа Аляски США.

Россия смогла вернуть себе международный престиж и авторитет, восстановить статус великой державы.

2. Изучение нового материала.

1)Причины и предпосылки войны, Балканский кризис.

2) Ход боевых действий.

3) Заключение Сан-Стефанского мирного договора и Берлинский конгресс.

4)Окончательные итоги войны. Причины победы России.

Какую роль играла Россия в отношении христианских народов Балканского полуострова?

Какова была политика Турции в данном регионе?

Итак, в середине 70-х годов XIX века на почве религиозных и этнических притеснений вспыхнуло восстание в Боснии и Герцоговине, которое было поддержано Сербами и Болгарами, так же поднявшими восстание.

Как вы думаете, могли ли восставшие народы долго сопротивляться? Свой ответ аргументируйте.

Россия выступает в поддержку восставших народов, созывает ряд международных конференций по этому вопросу. Россия, Германия и Австрия открыто призывают Турцию соблюдать права христиан, на что Турция отвечает отказом. Россия предъявляет Турции ультиматум, который турецкая сторона проигнорировала.

Как вы считаете, справедливо ли было России в данной ситуации начинать войну?

Правительство оценило силы сторон в пользу России, что позволяло начинать войну. На основании текста учебника на странице 198-199, второй абзац пункта «Начало военных действий», ответьте на следующий вопросы:

Была ли готова к войне русская армия? Какие были её главные проблемы?

Итак, в июне 1877 года русская армия переправилась через Дунай. На первых порах кампания проходила успешно: серьёзного сопротивления не встречалось, была освобождена древняя Болгарская столица Тырново. Болгары активно начали вливаться в ряды ополчения. Наши войска заняли стратегически важный Шипкинский перевал и Никополь. Итак, взгляните на карту: после Шипкинского перевала открывается прямая дорога на Стамбул.

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, который передаст нам атмосферу боевых схваток на Шипке. Ответьте на вопрос:

Пока наши войска яростно отражали атаки противника на Шипке, в тылу наших войск возникла серьёзная угроза: турки заняли Плевну, которую наше командование сочло маловажным объектом. Взгляните на карту и ответьте на вопрос:

Какое положение занимала Плевна по отношению к русским войскам?

Русские войска осадили Плевну, предприняли 3 неудачных попытки штурма, потеряли большое количество солдат и перешли к «правильной» осаде. Турки сдались лишь тогда, когда у них закончились припасы.

Освободившиеся из-под Плевны силы в ноябре 1877 года были брошены на помощь нашим войскам на Шипке.

Чем был необычен такой ход русского командования?

Подоспевшие подкрепления отбросили турецкие силы от Шипки и сходу развили наступление на Стамбул. С этого момента итог войны был ясен окончательно. Русские войска за несколько месяцев дошли до пригорода Стамбула, Андрианаполя. Турки запросили перемирия. Недалеко от Стамбула, в местечке Сан-Стефано был заключён мирный договор. Откройте страницу учебника 201, найдите пункт «Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс» и прочитайте первые 2 абзаца.

Итак, какие же были условия этого мирного договора?

Однако странам Запада такие условия не понравились, и они настояли на созыве Берлинского конгресса, в котором Россия вынуждена была принять участие. Прочитайте следующие два абзаца и выпишите условия Берлинского соглашения .

Как вы видите, Европейские страны, боясь усиления России, попытались задавить её на дипломатическом уровне.

На основании полученных на сегодняшнем уроке знаний, скажите, почему Россия одержала победу в войне?

Россия выступала их защитницей и покровительницей.

Политика Турции была направлена на притеснение местных христианских народов по религиозному и этническому признаку.

Восставшие народы не имели возможности долго сопротивляться, так как они не имели сильных, боеспособных армий.

Россия справедливо начала войну, т.к. Турция не выполнила требований международного сообщества и продолжила активные действия на Балканах.

Русская армия была готова к войне, положительные результаты начала давать военная реформа: армия перевооружалась, переобучалась, комплектовалась по новым принципам. Главной проблемой армии был командный состав, представляющий собой старую офицерскую школу и устаревшие взгляды на ведение войны.

Записывают в тетради в след за учителем главную информацию.

Находят Шипкинский перевал, анализируют характер местности.

Смотрят видеофрагмент из х\ф «Герои Шипки».

Героическими, смелыми, отважными.

Плевна находилась в тылу русских войск, создавая серьёзную угрозу.

Войска не отвели на зимние квартиры и продолжили боевые действия зимой, что было не характерно для того времени.

Читают текст учебника.

России возвращается Южная Бессарабия;

Присоединились закавказские крепости Батум, Карс, Ардаган;

Сербия, Черногория и Румыния получили независимость;

Болгария получила автономию;

Читают текст учебника

Раздел Болгарии;

Урезаны территории Сербиии Черногории;

Сокращены приобретения России в Закавказье.

Военная реформа начала давать положительные результаты; выгодное для России соотношение сил; мужество и героизм воинов; высокий уровень патриотизма во всём обществе; поддержка местного населения.

3. Закрепление.

Назовите значение Русско-турецкой войны 1877-1878 годов для России.

Анализируют информацию, полученную в ходе урока, определяют значение Русско-турецкой войны 1877-1878 годов для России.

Анализируют свою работу на уроке с таблицами, ставят себе оценку.

2 – неудовлетворительно;

3 – удовлетворительно;

4 – хорошо;

5 – отлично.

5. Оценивание результатов и запись домашнего задания.

Выставление и комментирование отметок. Вербальная оценка деятельности класса в целом.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Запись домашнего задания: сравнительный анализ Сан-Стефанского мирного договора и Берлинского соглашения письменно.

Публикации по теме