«Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы. Нетрадиционные методы обучения студентов

Многим из нас отчетливо помнятся времена, когда мы ни на мгновение не задумывались о самостоятельном образовании наших детей, однако в условиях современности раннее развитие детей все более твердо становится неотъемлемым элементом реальности. В популярных и довольно-таки уважаемых печатных изданиях для родителей развернута бурная дискуссия по поводу выявления недостатков и преимуществ самых разных современных систем раннего воспитания и развития детей . Сегодня довольно широко применяется практическая методика, уникальная разработка японских педагогов, основным постулатом которой является тезис: «после трех лет уже поздно обучать и развивать ребенка». Многим из нас это покажется неубедительным и, как следствие, неэффективным методом образования. Однако, пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана. В своей практической деятельности Доман опирался на то, что мозг с самого рождения запрограммирован на обучение и развитие ребенка . До тех пор, пока идет его активный рост малышу не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Его методика уходит корнями в далекие сороковые годы 20го столетия. В то время, юный Глен являлся успешным ученым-нейрофизиологом и практикующим специалистом в области нейрохирургии. Он опытным путем смог открыть и убедительно обосновать важнейший закон человеческой жизнедеятельности, который сегодня нам всем хорошо известен: мозг растет и находится в процессе непрекращающегося развития лишь случае, если он работает. За основу была взята идея о том, что уменьшение нагрузки на мозг в первые годы жизни малыша наилучшим образом способствует развитию его интеллекта; чем больше мы уделяем внимание физическому развитию ребенка в возрасте до года , тем интенсивнее происходит формирование мозга, в результате чего будут более совершенными и зрелыми его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что в результате применения теории Домана, раннее развитие новорожденного ребенка влечет за собой раннюю самостоятельность малыша, вследствие чего происходит ускоренное формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, а это, в свою очередь, влечет за собой скорейшее повышение уровня сообразительнее вашего малыша.

Не удовлетворившись лишь теоретическим успехом, Доман стал разрабатывать и на практике внедрять уникальную систему реабилитации пациентов, подверженных обширному поражению центральной нервной системы, являющейся следствием тяжелых нарушений здоровья и физического развития ребенка. Применяя внешние раздражители, он пытался побудить к активности «резервные» клетки головного мозга. Одним из практических примеров выявления результатов выздоровления ребенка и уровня его развития стал такой метод: малышу стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий по обучению и развитию ребенка. Затем - слова, картинки... После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать, у них появлялась работоспособность опорно-двигательного аппарата и пробуждались речевые функции. Наивысшими результатами методики развития детей младшего дошкольного возраста Глена Домана стало то, что большинство из тех детей, кого еще вчера считали неполноценными, не только догоняли, но со временем могли перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. В итоге это привело к тому, что практические основы этой методики стали применяться и для обучения здоровых детей.

Возглавляемый Гленом Доманом институт, смог добиться невероятных результатов в обучении маленьких детей математике, чтении, естествознании, истории и прочим дисциплинам, и все эти методики разработаны на основе вышеупомянутого принципа. Для более точечного развития карточки подразделяются на тематические серии, после чего их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку (десять раз в день по десять секунд - десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее). Со временем сложность программы развития детей дошкольного возраста возрастает. Неукоснительное соблюдение данных методических рекомендаций, в итоге, приводит к тому, что абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. А это уже, согласитесь, весьма любопытно.

Однако, даже принимая во внимание ошеломляющие результаты, многое в опыте Домана настораживает. Исходя из положений теоретических основ в системе Домана, ребенок является пассивным объектом обучения: ему необходимо лишь усваивать информацию, получаемую от матери, когда та, в свою очередь, показывает ему серии карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Это требует высоких затрат, так как обучающему родителю приходиться изготовить для обучаемого тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей. Это требует и высокого самоконтроля, ведь отвлечение на посторонние вопросы строго настрого запрещено.

Ребенок, чье образование и развитие происходит в этом ключе, вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное от рождения стремление к самостоятельному познанию мира и развитию творческих способностей детей будет задушено в зародыше. Объясняется это достаточно просто: если при обучении использовать только картинки с соответствующим текстом, у ребенка достаточно сложно формируется умение самостоятельно читать (слушать) и, собственно, анализировать текст. Для своевременного формирования у ребенка нормального речевого аппарата, способности анализировать и интерпретировать полученный текст, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, Мама должна постоянно и в обязательном порядке играть с ним в традиционные потешки и пальчиковые игры. А для этого, увы, не остается ни времени, ни места.

Для своей методики развития детей младшего дошкольного возраста Доман предполагает рамки того мира, в котором малыш будет ограничен рамками своей семьи, однако прежде чем на, однако прежде всего малышу необходимо понять и усвоить свое место в системе мироздания. А также, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, а при столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками. Кроме того, Доман уверен, что для физического и психического развития ребенка , малышу абсолютно незачем играть в обычные игры и игрушки, однако на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима ребенку для нормального интеллектуального и эмоционального развития.

Механическое запоминание слов - основа методики Домана для обучения чтению ребенка. Слова несколько раз в день показывают малышу, при этом Доман считает, что со временем ребенок научится понимать законы, по которым письмо передает устную речь. Практика же показывает, что любой малыш очень редко улавливает законы, по которым письмо передает устную речь. Именно поэтому рекомендуется опереться на методику развития детей, которая позволит структурировать речь у ребенка младшего школьного возраста.

Чтение

Для развития речи и обучения чтению у детей идеально подходит методика Зайцева. По этой методике ребенку вместе с изучением складывания кубиков можно вводить слова, правда, только те, которые ему хорошо уже известны и он умеет их говорить. Как только ваш ребенок выучит новое слово, нужно записать его на карточку и вставить в специальный альбом, который нужно просматривать со своим чадом, как можно чаще. По мере того, как малыш начинает говорить словосочетания, нужно вставлять в альбом и их. Потом можно писать крупными буквами (не менее 2 см в высоту) коротенькие сказки или рассказы и читать их вместе с малышом. Именно это поможет освоить письменную речь столь же просто, как и разговорную.

Физическое развитие

Многие родители интуитивно понимают, какую гимнастику делать со своими детьми для физического развития ребенка. Но Доман предлагает использовать еще один существенный нюанс - закрепить у новорожденного ползательный рефлекс. Именно это ведет к стремительному росту нижних отделов мозга, предполагает Доман.

Как это сделать? Необходимо с самого рождения ребенка помещать его в специальное приспособление для ползания - трек (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»). В принципе, находчивые родители с подачи Домана заменяют трек двумя книжными полками, которые ставят на полу специальным образом. Малыш должен лежать между ними так, чтобы лежа на животе, он касался их бедрами и предплечьями. Именно такая позиция позволяет срабатывать врожденному рефлексу, который помогает детям выкарабкаться из животика мамы. Также ребенок, едва появившись на свет, сможет проползать длительные дистанции.

Необходимо помещать ребенка в такой трек на время дневного сна или дать ему поползать вечерами, когда он бодрствует. Благодаря этому ребенок начинает по - настоящему ползать уже к четырем месяцам. Это, безусловно, заставляет мать гордиться своим ребенком уже с младенческого возраста!

Математика

Как считает Доман, любой ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками обозначения цифр. Вот пример: когда нам говорят сто двадцать пять, представляем себе число 125, записанное цифрами, а не реальное количество. Именно поэту Доман предлагает достаточно регулярно и с достаточной интенсивностью демонстрировать ребенку карточки, на которых нарисованы точки от одной до бесконечности. Таким образом, ребенок научится определять количество предметов с ходу, при этом их не пересчитывая. Кроме этого, такой навык пригодится в дальнейшем, чтобы выполнять в уме арифметические действия с большими числами. В - общем, данная методика развития ребенка дошкольного возраста настолько трудоемка, что воплощать ее в жизнь тяжело. Но Доман, несомненно, прав в том, что ребенок должен понять, что такое количество, а только после этого можно его знакомить со знаками, обозначающими числа. Хорошей подмогой для развития ребенка при обучении счету может стать и пособие Зайцева «Тысяча+», основанное примерно на том же принципе.

Энциклопедические знания

Именно этот аспект обучения детей дошкольного возраста является самым спорным и сложным. Для родителей очень соблазнительным является тот факт, что совсем маленький ребенок научится знаниям истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Однако, если наполнить голову ребенка можно какими угодно знаниями, все таки для их использования и анализа требуется определенная интеллектуальная зрелость. Ребенок не сможет воспользоваться своими знаниями в должной мере.

Большую пользу принесет знакомство ребенка с теми фактами, которые встречаются в сказках, песнях, играх. Например, стоит показать малышу специальные карточки с предметами обихода, растениями, овощами, фруктами, домашними животными. Также полезными стоит считать карточки, на которых изображены дети, которые что - то делают (улыбаются, играют, спят). Для развития детей младшего дошкольного возраста можно сделать целые серии карточек по темам. Можно сделать карточки с профессиями: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун. Благодаря этому развивается как кругозор ребенка, так и его речь. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Стоит подумать об удобстве использования таких карточек: вставить их в альбом со специальными прозрачными кармашками, а картинки подписать крупными буквами. Малыш научится не только запоминать картинки, но и читать.

Такие занятия стоит совмещать с чтением самых любимых сказок и стихов. Если вы читаете русские народные сказки, то подготовьте серию карточек с изображениями предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). А вот если вы читаете «Айболит», то можно показать ребенку Африку на географической карте, рассказать о животных, которые там живут, сделать картинки с их изображениями.

Доман советует показывать каждую карточку всего одну - две секунды, потому как мозг маленького ребенка только «фотографирует» изображение, а обрабатывает потом, в состоянии покоя. Стоит заметить, что это справедливо только для детей первого - начала второго года жизни. А вот малыши постарше начинают самостоятельно рассматривать картинки, отбирать альбом и подолгу рассматривать понравившиеся изображения.

Интуитивно каждая мама самостоятельно понимает, когда стоит показывать картинки подольше. В обучении и развитии ребенка все достаточно индивидуально, все узнается методом проб и собственных ошибок. Уверены, у вас все получится!

Н. В. РОМАНОВА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Интеллектуальное развитие общества, его информатизация проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательную. Эти процессы требуют обновления классического образования, под которым понимается совокупность взаимосвязанных средств, методов и приемов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности обучаемого. Сегодня одной из основных дидактических задач является воспитание человека нового типа, способного к решению нестандартных проблем, умеющего видеть их возникновение, умеющего осуществлять поиск различной информации для решения возникающих проблем, самостоятельно на определенном этапе обучения создавать новые знания.

Возникшая проблема в системе образования не может быть решена с помощью традиционных методов обучения, в частности, при обучении физике. Необходимо внедрение нетрадиционных методов обучения, например, таких как проблемно-исследовательский, использование компьютерно-ориентированных технологий и другие. Среди множества различных методов обучения для формирования личностно – ориентированного образования, на наш взгляд, можно выделить именно проблемно-исследова-тельский. Основное различие между проблемно-исследовательским и традиционным обучением состоит в целях, методах и принципах организации учебного процесса. Цель проблемно-исследовательского обучения – усвоение не только основ наук (как в традиционных методах обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие продуктивного мышления школьников, их познавательных и творческих способностей.

Принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности лежит в основе организации проблемно-исследовательского метода обучения. Проблемно-исследовательский метод обучения предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивно-творческой деятельности школьников по усвоению системы научных понятий, методов исследования, способов логического мышления.

Для того чтобы понять суть проблемно-исследовательского метода обучения и успешного применения его на практике необходимо выявить суть нескольких приемов – проблемно-исследовательский эксперимент и система творческих заданий. Рассмотрим основные психолого-педагогические категории, понятия и механизм действия этих приемов.

По определению «учебную проблему можно определить как задачу (вопрос, задание), вызывающую у ученика познавательное затруднение, решение которой не может быть достигнуто по известному ученику образцу (схеме, алгоритму), оно требует от него самостоятельного, нестандартного мышления и разрешения. Это дает ему новое значение обобщающего характера (новую закономерность), новый способ действия, выявление общих условий при которых действует определенная закономерность».

В психологии и педагоге существуют несколько характерных признаков проблемной ситуации. Одним из таких признаков – состояние интеллектуального затруднения, который является основой проблемно-исследовательского метода обучения. Второй характерный признак – создание противоречивой ситуации при обучении физике, т. е., когда знания и умения, которыми владеет ученик, противоречат тому, что необходимо для понимания объяснения и решения данной проблемной задачи.

Основными понятиями принципа (метода) проблемного обучения являются «проблемная ситуация», «проблема», «проблемная задача».

Остановимся конкретно на проблемной задаче. Каждая проблема, не указывает направления решения и не ограничивает его. Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет проблемную задачу. Всякая проблемная задача содержит проблему и, следовательно, проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация и проблема составляют задачу. Человек решает всегда только проблемные задачи. Когда перед ним возникает проблема, он ее переводит в проблемную задачу, то есть в фонде знаний находит некоторые исходные параметры для ее решения. При неудаче он ищет иные исходные параметры, и конструирует новые варианты задачи в рамках той же проблемы.

В условиях проблемно-исследовательского обучения важна правильная постановкаучителем проблемы, с целью мотивации учеников к воспроизведению в памяти известной информации; к действию репродуктивного характера; стимулированию продуктивного мышления, в результате которого учащиеся открывают новое знание и умение.

Следует выделить условия, при которых вопрос можетстать проблемным. По мнению, «вопрос должен иметь логическую связь с ранее усвоенными понятиями и теми, которые подлежат усвоению в данной ситуации, он должен содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать неудовлетворенность при сопоставлении нового с ранее изученным и имеющимся запасом знаний, умений и навыков».

Суть проблемно-исследовательского метода обучения заключается в том, что учащиеся, осознав проблему, сами намечают план поиска, строят предположения, обдумывают, сравнивают, ведут наблюдения, делают выводы обобщения. Исходя из приведенных условий и понятий, проблемно-исследовательский метод обучения является мощным средством формирования продуктивно-творческого мышления и мотивации к познавательной деятельности .

И сущность проблемно-исследовательского метода обучения сводится к тому к тому, что учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются по образцу, они сами самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования проблемы), при сравнении различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяются самими учащимися. Деятельность учителя сводится в данном случае к оперативному управлению процессом решения проблемной задачи. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом к изучаемому предмету, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, системностью. Если говорить о функциональности этого метода в учебном процессе, то в функциональном плане проблемно-исследовательский метод – многофункционален. Он:

Организует творческое усвоение знаний, т. е. учит применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые в результате такого решения;

Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов;

Является условием формирования интереса, потребности в мыслительной деятельности,

Формирует черты творческой деятельности,

Развивает продуктивное мышление.

При использовании проблемно-исследовательского метода в обучении всегда присутствует механизм обнаружения нового с психологической точки зрения.

Для того чтобы сформулировать и решить учебную задачу, возникающую в проблемной задаче даже в простом варианте, ученик должен самостоятельно пройти необходимые этапы умственной деятельности. Это – наблюдение и изучение фактов и явлений; выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы); выдвижение гипотез; построение плана исследования; осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими; формулировка решения и объяснения проблемы; проверка решения; практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний. В этом случае деятельность учащихся должна быть самостоятельной.

Задача учителя, состоит, прежде всего, в построении такой совокупности заданий, которая бы обеспечивала продуктивное применение учащимися основных знаний. Существуют определенные формы заданий.

Формы заданий при проблемно-исследовательском методе могут быть различными и разной сложности, либо задания качественного характера, требующие от учащихся сию минутного ответа, на поставленную проблему, например: «Почему сильный ветер летом чаще ломает деревья, чем зимой?», «Можно ли поднять тело с Земли, приложив к нему силу, равную силе тяжести?», либо количественного характера, например: «Определить массу шара, если при столкновении с шаром массой 1кг он получает ускорение 2 м/с2. Ускорение движущегося шара 4м/с2.»

Решение: при взаимодействии тел имеем – а1/а2=m2/m1 отсюда следует, что m2= а1.m1/а2 . m2= 2кг. Либо какого-то обобщения после изучения определенных тем. Например, при изучении тем: «Электрический ток в различных средах», принципа относительности Галилея, закона электромагнитной индукции.

В связи с этим проблемно-исследовательские задания должны представлять собой как небольшие поисковые задания качественного характера, так и исследовательские, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Например:

1. Сосуд с жидкостью движется горизонтально с ускорением. Что произойдет с поверхностью жидкости?

Ответ : останется горизонтальной, наклонится под углом к направлению движения, наклонится под углом против направления движения.

Или, например, более сложные задания, решаемые по этапам:

1. Как изменится давление газа при увеличении его объема в 2,4 раза? При этом средняя скорость движения молекул остается неизменной.

1 этап . Так как средняя скорость движения молекул осталась неизменной, то Т=const, следовательно – процесс изотермический.

2 этап . При увеличении объема газа число столкновений молекул газа со стенками сосуда уменьшается.

3 этап . На основании уравнения PV = m / RT следует, что давление газа уменьшится во столько же раз, т. е. либо в 2, либо в 4 раза.

2. Имеем замкнутую рамку, перемещающуюся равномерно и прямолинейно в однородном магнитном поле; а)перемещающуюся прямолинейно и ускоренно; б)вращающуюся в магнитном поле. В каких случаях возникнет индукционный ток?

1 этап . На основании законов Фарадея в первых двух случаях магнитный поток Ф не изменяется, т. е. равен 0.

2 этап . Значит, индукционный ток в замкнутой рамке не возникает.

3 этап . При вращении замкнутой рамки Ф изменяется и не равен 0.

4 этап . Следовательно, в третьем случае индукционный ток может возникнуть, при определенных условиях.

5 этап . Если линии магнитной индукции не параллельны плоскости рамки и не перпендикулярны к ней во время вращения.

Исходя из приведенных примеров, на базе психолого-педагогических исследований можно выявить уровни познавательно-продуктивной деятельности учащихся.

Школьная практика показывает, что при классно-урочной форме обучения, при использовании проблемного метода обучения, учитель организует деятельность учащихся главным образом на уровне познавательно-продуктивной деятельности обучаемых. Не следует при этом недооценивать и переоценивать возможности учащихся. Нужно помнить, что, по возможности каждый ученик должен увидеть в изучаемом им предмете непознанные и нерешенные вопросы, поставить и сформулировать дальнюю главную проблему необходимо так, чтобы она побудила их творческие силы.

Проблемно-исследовательский метод обучения с помощью специальных конструкций проблемных задач не только развивает продуктивное мышление, но и учит отдельным процедурам творческой деятельности. В одном случае учащиеся учатся видеть проблемы, в другом – строить доказательство, в третьем – делать выводы из представленных фактов, в четвертом – высказывать предположения, в пятом составлять план проверки решения.

Так как физика наука экспериментальная и физический эксперимент является неотъемлемой частью при обучении физике в школе, на наш взгляд, наиболее целесообразным представляется использование демонстрационного физического эксперимента при проблемно-исследовательском методе обучения.

При этом выделяют 4 важных дидактических формы постановки демонстрационного физического эксперимента – иллюстративную, репрезентативную или (комбинированную), фантологическую или (мысленный эксперимент) и исследовательско-экспериментальную. Каждая из этих форм различным образом активизирует мыслительный процесс и дает возможность эксперименту занять на уроке вполне определенное место.

В данном случае особый интерес представляет исследовательская форма постановки демонстрационного физического эксперимента. Рассмотрим ее специфические особенности .

Демонстрационный эксперимент, поставленный в форме исследования проблемы, позволяет формировать у учащихся обобщенные экспериментальные умения. Для этого учащимся предлагают некоторые алгоритмические предписания, в частности, детализация и стилистическое оформление, которые меняются в зависимости от их возрастных особенностей и степени подготовленности к такой работе. В связи с этими предписаниями, деятельность учащихся стоит организовать так, чтобы она включала в себя ряд соответствующих факторов: постановка и осмысливание целей исследования, выдвижение и обоснование гипотезы, которую следует проверить с помощью эксперимента; условий, необходимых для его постановки; проектирование и создание экспериментальной установки, планирование хода эксперимента; конкретное осуществление этого плана, наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов измерений, оформление и приведение в систему данных эксперимента, их анализ и формирование выводов, прогнозирование (в некоторых случаях) дальнейшего теоретического и экспериментального этапа познания данного физического явления.

Исследовательская форма постановки демонстрационного физического эксперимента является мощным средством развития интереса к предмету, подготовки учащихся к самостоятельной творческой работе.

Такой подход к постановке демонстрационного физического эксперимента отличается от традиционного. Учитель в данном случае вначале показа демонстрационного эксперимента создает проблемную ситуацию (задачу), а далее, в зависимости от имеющихся у учащихся знаний и умений, и в зависимости от уровня проблемного обучения, проходят все этапы решения поставленной задачи проблемно-исследовательским методом.

Проблемно-исследовательский демонстрационный эксперимент является частным случаем проблемно-исследовательского метода обучения, когда проблемные ситуации возникают в ходе демонстрационного эксперимента. При этом учащимся легче сформулировать и решить проблемную задачу т. к. вместе с абстрактно-логическим мышлением у них работает и наглядно-образное представление.

Проблемно-исследовательский демонстрационный эксперимент развивает высший уровень продуктивного мышления учащихся.

Например, имеем тело, подвешенное на нити, линейка и часы (секундомер).

1. Задание. Определить и вычислить период и частоту колебаний тела подвешенного на нити (математического маятника).

2. Задание . Повторить опыт, уменьшив длину нити маятника в 2 раза, 4 раза. Выяснить, что происходит с периодом и частотой колебаний?

3. Задание . Сделать вывод о зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины нити.

4. Задание. Какими видами энергий обладает тело, подвешенное на нити? Происходит ли переход энергий при колебаниях маятника?

5. Задание. Объяснить, каким образом в данном опыте используется закон сохранения энергии.

Таким образом, с помощью простого натурного демонстрационного эксперимента возможно решить проблемные задачи различных уровней сложности.

______________________

1. Карпук обучение физике в процессе решения задач // Физика: проблемы обучения. – 2002. – №1. – С. 21-29.

2. Романова мышление и конструктивные умения студентов (на примере демонстрационного физ. эксперимента): дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 1997.

3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие и частные вопросы. // Под. ред. . – М., 2000.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Обучение делается не только по стандартным методам. Есть также и нестандартное обучение, которое подразумевает получение результатов, используя иные методы, чем традиционные. В некоторых случаях не имеет значение, какие способы были использованы в достижение целей. То же самое касается обучения, в мире образования всегда нужно быть открытым к тому, чтобы применить какую-ту новую и эффективную методику. Получить знания нелегко, поэтому важно в итоге все же их получить и в этих целях рассматривается нетрадиционные методы обучения.

Нетрадиционные методы можно отнести к современным методам обучения, хотя когда-то в образовании тоже применялись не только традиционные методы. Стоит ли их использовать или нет? Ответы на этот вопрос противоречивы по той простой причине, что есть сторонники традиционных методов обучения, а есть их противоположности. Каждый должен выбирать как для себя лучше, и как добиться знаний, важнее ли способы или достижение целей. В каждой отрасли есть свои методы нетрадиционного обучения, хотя между ними может быть и что-то общее.

Уроки можно провести в виде соревнований, в виде ролевой игры и многое другое. В зависимости от тематики и аудитории выбирается оптимальный метод. Стоит отметить, что некоторые методы подойдут для детей младших классов, другие только для студентов и т.д. Очень важно применить правильный метод к правильной публике, и сделать это корректно. Это называют правильным подходом к образованию. На самом деле этот правильный подход нужно найти иногда к каждому ученику, так как у каждого свои особенности. Учитель должен быть хорошим психологом и уметь анализировать. Это позволит добиться эффективности в обучении, а это самое главное, так как в этом заключается цель образования – получить знания. Так что нетрадиционные методы обучения это чаще всего методы, которые используются преподавателем, и которые обладают индивидуальностью и даже субъективностью, но при этом эффективны, что самое главное.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

И именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

ГРУППЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок откровение.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета».

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра . Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу.

Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает заучивать наизусть из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?! Горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи, спряжения или научиться писать частицу со словом.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд , как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу « найди лишнего» , которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться. Ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

ВЫВОДЫ

Таким образом, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

Формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;

Воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Гельплинг Е.М. « Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы». – Курск, 2012

Дьяченко Т.Н. « Методическая разработка урока по развитию речи». – Москва, 2013

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие), Воронеж, 2006.

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки», ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.

Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок», часть 5 (инновационные уроки). Издательство «Учитель», 2007.

Введение…………………………………………………………………………...1

Нетрадиционные формы урока и влияние на здоровье школьника

1.1.Нетрадиционные уроки и их классификация……………………………….4

1.2.Понятие здоровья в педагогической валеологии…………………………...8

1.3.Типологии нетрадиционных форм обучения………………………………12

Анкетирование учителей по вопросу влияния нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Приложение 1……………………………………………………………………29

Введение

Здоровье помогает нам выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраненное и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья юных россиян вызывает опасения: в среднем каждый российский ребенок имеет несколько хронических заболеваний. В 40% причиной этого специалисты называют несбалансированное питание, лишь в 15% случаев ссылаются на организацию медицинского обслуживания, столько же приходится на генетические особенности, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.(5)

Многие годы ребенок проводит в стенах образовательного учреждения и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.(7)

Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, та как оно определяет будущее страны. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело. сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой, для интеллектуального и умственного и развития человека.(5)

Определенную роль играет состояние здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.(7)

В последние десятилетия все большее внимание привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье. Из-за излишнего шума и нервозности в школе из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесс, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями. Физиолог Н.М. Щелованов писал «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеет важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма».

Детские стрессы нарушают нормативное течение физиологических процессов, что неизбежно влечет к ухудшению здоровья ребенка.

В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности.(5)

Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная

объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей

неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителей.(8)

Целью исследования является изучить нетрадиционные формы обучения как средства создания здоровьесберегающей сферы в классе.

Объект исследования: здоровьесберегающая сфера в классе. Предметом исследования являются нетрадиционные формы обучения.

Гипотеза. Предполагаю, что использование нетрадиционных форм обучения должно привести к улучшению здоровья школьников.

Метод исследования - теоретический анализ литературы.

Материалом для исследования послужили научные статьи, учебные пособия, методическая литература,посвященная данной проблеме,а так же различные Интернет - сайты.

Базой исследования явилась МОУ Гавровская средняя общеобразовательная школа.

Глава I .

Нетрадиционные формы урока и влияние их на здоровье школьника.

1.1.Нетрадиционные уроки и их классификация.

Понятие и особенности нетрадиционного урока

Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретают целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни». При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма (4)

Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Нетрадиционный урок- это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов – новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышаю мотивацию учения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями,навыками, умениями.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.Подобная смена привычной обстановки, носящая игровой, увлекательный характер занятий, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

Осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

Обеспечивается деловая, рабочая атмосфера,серьезное отношение учащихся к уроку;

Предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры, урок – спектакль, урок – интервью, урок –праздник,урок – экскурсия, видео – урок, интегрированный урок, урок –проект, урок –мюзикл,урок –экскурсия.

Классификация нетрадиционных уроков .

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Ниже рассматривается вариативность классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения.

Типы уроков Варианты нетрадиционных уроков
Уроки формирования новых знаний Интегрированные (межпредметные) уроки; Учебные конференции (пресс-конференции); Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия); Уроки исследования.
Уроки обучения умениям и навыкам Практикумы; уроки – диалоги; уроки с ролевой, деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений Повторительно- обобщающие диспуты; Семинары внеклассного чтения; Игровые уроки: »КВН»,»Что? Где? Когда? » , «Поле чудес», «Счастливый случай»; Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт); Уроки-конкурсы; Уроки-соревнования
Уроки проверки и учета знаний и умений Уроки - консультация; Зачетные уроки; Уроки викторины; Смотр знаний; Защита творческих работ, проектов.

Классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и более обоснованно планировать, используя всю их « политру » добиваясь поставленных целей.

В истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связаны с требованиями и потребностями развивающегося общества. В классификации форм организации обучения выделяются следующие основания: количество и состав учащихся, место работы, продолжительность учебной работы. Тогда формы обучения подразделяются соответственно на:

– индивидуальные (работает один ученик)

– индивидуально - парные (контакт ученика и ученика, учителя и ученика в современных условиях данное явление определяется как репетиторство);

– индивидуально - групповые: группа работает в одном помещении, но состоит из разновозрастных учеников (эта форма обучения использовалась в школах средневековья);

– взаимное обучение (данная система возникла в Англии и называется белл - ланкастерской системой);

– дифференцированное обучение по способностям учащихся (мангеймская система);

– бригадное обучение, задание получает бригада: 5-6 учащихся одного класса, отчитывает обычно бригадир (данная форма обучения присуща 20-м годам XX века);

– американский « Винетка - план», « Трампа-план» и др.

– обучение в микрогруппах (фронтальные и массовые формы работы и т.д.).

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. Термин «нетрадиционные формы урока» включает в себя нетрадиционные:

Подготовку и проведение урока;

Структуру урока;

Взаимоотношение и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;

Подбор и критерии оценки учебных материалов;

Анализ урока.

Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

Замысел

Организация

Проведение

Замысел самый сложный и ответственный этап. Он включает следующее:

Определение временных рамок;

Определение темы урока;

Определение типа урока;

Выбор класса;

Выбор нетрадиционной формы урока;

– выбор форм учебной работы.

При определении временных рамок следует определить: время проведения нетрадиционного урока и время подготовки. Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1час 30минут) или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать от нескольких дней до месяца. Это зависит от:

– выбранной формы;

– целей урока;

– умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

Поясним на примерах. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как семинар, урок-консультация, защита оценки, лекция парадокс уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока - месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки - от двух недель до месяца.

Если цель урока - проверить знания и умения учащихся по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих заданий и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока расширить представления школьников по изученной теме, показать связь предмета с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой.

При определении темы урока выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющий особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведу несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - практикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.

Можно привести следующие типы уроков:

– Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

– Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

– Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер начинает действовать» и т.д.

– Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

– Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

– Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

– Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.

– Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.

– Интегрированные уроки.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

– Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок - творческий отчет и т. д.

– Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т.д.

– Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

– Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефис, урок - исторический обзор, урок - портрет и т.д.

– Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок - аукцион и т.д.

– Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т.д.

– Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т.д.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме.

В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

Специфика предмета и класса,

Характеристика темы (материал),

Возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

Особенности и возможности выбранной формы урока;

Характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы - индивидуальная, коллективная, фронтальная - и как часто применялось в данном классе).

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которыми школьники особенно не избалованы. Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:

Распределение обязанностей (между учителем и учащимися);

Написание сценария урока (с указанием конкретных целей);

Подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;

Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока, при распределении обязанностей, могут принимать участие:

– Учитель (группа учителей). Он пишет сценарий урока, подбирает задания, критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т.д.

– Учитель и группа учащихся. Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

– Учитель и класс. В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, демонстрацию опытов и т.п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решить задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе. Учитель на этом этапе выступает в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита оценки (проекта, идеи) и т.д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

Придумывание и разработка сценария, пожалуй, самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать

Учитель (группа учителей);

Учитель совместно с группой учащихся.

Возможно, основная работа по созданию сценария ляжет на полечи наиболее активных, творчески мыслящих, талантливых учеников. Сценарий должен отражать следующие моменты:

Подробный план урока (с указанием целей урока);

Инструкции по поведению каждого этапа урока;

Список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися) и реквизита;

Подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т.п. с решениями и критерии их оценки;

Критерии оценки деятельности учащихся;

Вопросы для анализа урока.

Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания:

Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т.д.

Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов).

Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.

Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку.

Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

Выполнение заданий по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.

Существует разнообразная литература, откуда можно подбирать соответствующие задания. Перечислю лишь некоторые типы заданий, которые могут быть включены в подборку: ребусы, головоломки, кроссворды, анаграммы и др. Помимо заданий можно использовать игры и создавать на уроке игровые ситуации (например, «Пятый лишний», «Черный ящик»).

При разных формах учебной работы на уроке структура карточек с заданиями может быть различна.

Индивидуальная работа.

Возможные варианты составления заданий:

Все учащиеся получают одинаковые задание;

Однотипные задания с разными данными (или похожими формулировками);

Разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);

Другие варианты.

Групповая работа. Группам можно предлагать:

Одинаковые задания (если группа одноуровневая);

Задания, одинаковые по уровню сложности (для разноуровневых групп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам;

Другие варианты.

Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

Критерии оценки работы учащихся разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются последним до или в начале урока.

Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы).

Критерии оценки могут быть различны при разных видах, формах учебной работы.

Групповая работа оценивается по-разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы, (учащиеся получают одинаковые оценки) или же на группу «выделяется» определенное число «5», «4», «3», и ученики сами «распределяют» их между собой (обсуждение в группах).

Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.

Выставляют оценку: учитель; учитель и капитан (при групповой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы).

Когда выставлять оценку? Возможны варианты: по ходу урока (например, после доклада учащегося); в конце урока (если оценивается устная работа); после урока (в случае, когда необходимо оценить письменную работу).

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее. Качество и эффективность урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т. е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно. Перечень вопросов, на которые рекомендуется ответить себе после урока, не ограничен.

Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования).

Анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить: что осталось в памяти); при желании можно проводить двойной анализ (в разное время).

Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки нетрадиционного урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:

Хорошее знание предмета и методики;

Творческий подход к работе, изобретательность;

Осознанное отношение к использованию нетрадиционных форм урока в учебном процессе;

Учет собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и для ее раскрытия уже нужно обладать определенным набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы.

Отметим, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету и учебе. При разработке интегрированных уроков целесообразно объединять усилия разных учителей - предметников .

Публикации по теме