Причины и факторы социальной дезадаптации. · Интеллектуальная зрелость. Значительный объём знаний у подростков - результат самостоятельной работы. Умение у таких школьников приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Нежелание подчиняться т

Дезадаптация является многофакторным процессом. Нами был предпринят анализ ведущих факторов, определяющих возникновение, развитие формы и глубину дезадаптации. В насто-ящее время накоплен значительный объем информации о факторах дезадаптации подростков, требуется его обобщить и систематизировать. Дезадаптация может быть инициирована различными факторами, которые можно объединить в две основные группы: социальные, или объективные, и личностные, или субъективные. Факторы тесно взаимосвязаны, взаимодополняя и обусловливая друг друга, так же как взаимосвязаны процессы социо- и психоонтогенеза.
На первом месте среди факторов, определяющих уровень дезадаптации, стоит фактор семьи. Ведущим этот фактор считает подавляющее число исследователей. Одной из ведущих функций семьи считается воспитательная, обеспечивающая социализацию детей. Однако выполнение этой функции далеко не всегда удовлетворительное, что приводит к дезадаптации
членов семьи в целом и подростков в частности. Исследователями выделяется ряд причин дезадаптации, возникающих в семье:
неполный состав семьи, это часто приводит к усилению комплекса ущербности, неполноценности, депрессиям, невротическим состояниям, озлобленности, преждевременному выполнению подростками «взрослых социальных ролей» - кормильцев семей, защитников и т. д.;
низкий уровень педагогической культуры родителей, приводящий к гипероопеке, либо же к гипоопеке (по классификации А.Е. Личко);
негативные отношения внутри семьи, определяющие повышенную тревожность подростков; фрустрационные и невротические состояния; агрессивность поведенческих реакций, негативизм;
различные педагогические подходы родителей и старших родственников;
отстранение родителей от процесса воспитания в силу различных причин;
низкое или сверхобеспеченное материальное положение семьи, порождающее негативные модели поведения с точки зрения их влияния на подростков.
С семейными взаимоотношениями связано как возникновение дезадаптации, так и усиление дезадаптационных процессов, обусловленных другими факторами. Эффект усиления дезадаптации обычно связан с некорректными реакциями родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т. д. В результате последующего наказания подростков у них формируются устойчивые дезадаптаци- онные процессы, проявления которых различны:
уход из дома, который может быть вызван страхом перед физическим наказанием, либо же, как ответная реакция на него;
вступление в асоциальные группы;
депрессивные расстройства, которые в подростковом возрасте на стадии первичной социализации могут привести к тяжелым формам дезадаптации, имеющим нередко почти необратимый характер;
приобретение вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания);
попытки суицида.
На второе место по значимости нами был поставлен фактор организации учебной деятельности, фактор школы. Причины школьной дезадаптации различны, как и ее формы. Чаще всего подростковая дезадаптация, связанная с учебной деятельностью, проявляется в нарушениях правил поведения, взаимоотношений в рамках учебных заведений (с педагогами, с одноклассниками и т. д.), а также в серьезных затруднениях при усвоении учебного материала, слабой реализации творческого и интеллектуального потенциала подростков. По мнению Н.М. Иовчука и А.А. Северного, «школьная дезадаптация представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды» . К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:
негуманный характер общения в школе;
особенности индивидуального стиля учителя;
личностные качества педагогов и администрации учебного заведения;
наниевая парадигма, господствующая в школе, при которой нет условий для полноценного личностного развития подростков;
негативные установки педагогов по отношению к уча-щимся;
особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах;
низкий методический уровень преподавания;
низкий уровень общей культуры педагогов и т. д.
Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин. Подростковая дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления школьной дезадаптации у подростков:
ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;
изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;
потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;
возрастание конфликтов с окружающими;
учебная неуспеваемость подростков. Причины ее различны: это и нарушения в познавательной сфере (недостаточный уровень умственного развития, плохая память, слабая концентрация внимания, неразвитое понятийное мышление и т. д.), и отрицательная учебная мотивация, вызванная негативными личностными взаимоотношениями с педагогом, либо же общими личностными установками, и длительные болезни подростка, предопределяющие отставание учеников и т. д.;
невыполнение школьником учебных обязанностей;
увеличение количества нарушений дисциплины.
Опасность подростковой дезадаптации, связанной с обучением в школе, возрастает вследствие переноса негативного отношения к школе на отношение к социумам различного ранга, что приводит к асоциализации личности, к затруднению в аффилиации. Эффект «наложения» достигает нередко значительных величин.
Особое место в иерархии факторов дезадаптации занимают свойства самой личности подростка. Среди многочисленных причин дезадаптации, относящихся к данному фактору, мож-но выделить:
недостаток развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-личностной сфер личности;
отсутствие системы ценностных ориентиров;
появление внутренних комплексов;
физические и психические переутомления;
период личностных неудач;
ощущение несправедливости, предательства;
неадекватную самооценку (как завышенную, так и заниженную);
нарушение познавательной сферы (общий низкий уровень интеллектуального развития, нарушение
памяти, внимания и т. д.);
чрезмерную интраверсию, затрудняющую процесс социализации;
затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;
повышенную возбудимость, часто являющуюся предпосылкой девиантного поведения;
первичную агрессивность социального поведения, тесно взаимосвязанную с предрасположенностью к конфликтам;
слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении, что приводит к возникновению психологической зависимости от проявления направленности референтных групп.
Важнейшей причиной дезадаптации являются особенности характера. Их значение в отечественной науке долгое время преуменьшалось, однако исследования зарубежных психологов, ряда отечественных ученых (С.А. Бадмаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др.) показали, что многие случаи дезадаптации вызываются именно нарушениями в личностной сфере. Особенности характера (его акцентуации), по мнению С.А. Бадмаева, могут быть предрасполагающими факторами для развития невротических реакций, нервов и т. д., обусловливающими проявления дезадаптацион- ного поведения . Акцентуация сама по себе может не являться причиной дезадаптации, так как, по сути, является крайним вариантом нормального характера. Однако в психотравми- рующих ситуациях она способствует нарушению адаптации и приводит к девиантному характеру поведения подростков. По мнению К. Леонгарда, акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. В зависимости от акцентуации выделяют несколько видов характера (С.А. Бадмаев, А.Е. Личко, Т.Д. Молодцова и т. д.), предрасположенных к различным видам адаптационных нарушений. В обобщенном виде их классификации мы представили в таблице 2.
Взаимосвязь между акцентуацией характера и предрасположенностью к дезадаптации № Тип акцентуированного характера Основна3 характеристика Характер нарушений 1 Циклоидный Отличается быстрыми колебаниями настроения, преобладает подавленность, как следствие - низкая успеваемость. Низкая общительность сменяется чрезмерной активностью. Есть предрасположенность к конкретной алкоголизации. Периоды депрессий могут сменяться периодами девиантного поведения Проявляются в субъект- но-личностном и интимно-личностном комплексах. Дезадаптация временная 2 Лабильный Главная черта - крайняя неустойчивость настроения. Болезненно реагируют на замечания, быстро отходят. Способны к импульсивным нарушениям дисциплины Преимущественно в интимно-личностной и деятельностном комплексах 3 Гипертимный Отличается большой подвижностью, общительностью, склонностью к нарушениям дисциплины. Учатся неровно из-за недисциплинированности. Претендуют на роль лидеров. Нередко попадают в асоциальные компании. Завышенная самооценка, болезненно реагируют на неудачи В деятельном комплексе. Дезадаптация ситуативная, развивается в социальной среде 4 Сенситивный Отличается повышенным уровнем тревожности, мало-общительны. В учебной деятельности старательны, но часто не отвечают из-за стеснительности. Самооценка занижена, часто развивается комплекс неполноценности. Ответственны, но не стремятся к лидерству. Крайне болезненно реагируют на замечания Преимущественно в субъектно-личностном комплексе. Преобладает психологическая деза-даптация, довольно ус-тойчивая 5 Психоастенический Нерешительны, мнительны, склонны к самоанализу. Трудно принимают решения, придерживаются ритуалов, выдуманных примет. Компенсаторный механизм проявляется в скоропалительности и неудачливости действий. Плохо даются спорт и ручные навыки В субъектно-личност- ном и деятельностном комплексах. Длительный латентный период дезадаптации при ее устойчивом характере 6 Шизоидный Очень замкнуты, необщительны, малоэмоциональны во внешних проявлениях. Поступки непредсказуемы. Осуждают общепринятые идеалы. Увлечения постоянны, но причудливы. Нередко проявления социального нонконформизма. Характерен аутизм, интравертизм В мировоззренческом, социально-идеологическом, внутрисоциумном комплексах. Нарушения часто скрыты, но устойчивы 7 Истероидный Отличается чрезмерным эгоцентризмом, стремлением обратить на себя внимание окружающих. Склонны ко лжи и фантазированию. Чувства поверхностны и непостоянны. Нередко проявляется инфантилизм, эмансипация, внешняя оппозиционность. Нередко девиантное поведение как способ привлечь к себе внимание. Пре-тендует на лидерство в коллективе. Демонстративное асоциальное поведение, алкоголизация, наркомания В социально-идеологическом, интимно-личностном, внутрисоци- альном, деятельностном комплексах. Дезадаптация часто поведенческая, высокой интенсивности 8 Эпилептоидный Характерны жестокость, эмоциональность реакций, агрессивность. Злопамятны, инертны в мышлении. Часто наблюдаются аффектные реакции. Конфликтны Во внутрисоциумном, интимно-личностном комплексах. Дезадаптация поведенческая, устойчива, высокой интенсивности 9 Неустойчивый Безинициативны, легко подчиняются другим, не доводят дел до конца. Повышенная тяга к удовольствиям, безделью. Нередко уходят с уроков, легко попадают в асоциальные группы. Рано приобретают вредные привычки. Могут совершать правонарушения. Учебная деятельность абсолютно не привлекает, не способны прогнозировать будущее, последствия своих поступков В деятельностном, внут- рисоциумном комплексах. Дезадаптация устойчивая, преимущественно в социальной сфере 10 Конформный Характерна зависимость от микросоциума. Не имеют своих убеждений, принимая взгляды референтной группы. Быстро адаптируются, в том числе и к асоциальным группам. Направленность личности зависит от среды общения. Если компания асоциальна, начинает пить, курить, совершать правонарушения Во внутрисоциумном комплексе, иногда в деятельностном. Поддается реадаптации при переводе в группу с положительной направленностью
Нарушения в определенных комплексах личностно-зна- чимых взаимоотношений во многом обусловливаются типом акцентуации характера. Конечно, надо отметить, что в чистом виде вышеперечисленные типы характеров встречаются очень редко, чаще наблюдаются смешанные, или комплексные, типы характеров. Психологические исследования А.Е. Личко показали, что прослеживается хорошо выраженная корреляция между особенностями заострений характера у подростков и отклоняющимся поведением, свидетельствующем о процессах дезадаптации. Нередко дезадаптация связана с нарушениями психики. К целям нашей работы не относится характеристика патогенных нарушений, однако в школах, как показали данные психологических исследований, обучаются дети, у которых нарушения не достигли критических величин, но находятся в пограничных состояниях. Исследования дезадаптации, вызванной предрасположенностью к психическим заболеваниям, проводились Н.П. Вайзманом, А.Л. Гройсманом, В.А. Худиком и другими психологами. Их исследования показали, что наблюдается тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимовлияние. Однако нередко отклонения в психическом развитии оказываются незамеченными, а на первый план выступают нарушения поведения, которые являются лишь внешними проявлениями психических коллизий, реакцией подростков на дезадаптационные ситуации. Эти вторичные нарушения нередко имеют более яркие внешние проявления и социальные последствия. Так, по мнению А.О. Дробинской, проявления психофизического инфантилизма может в такой степени отягощаться неврастеническими и психопатоподобными нарушениями, возникающими у подростков при неадекватных его уровню развития школьных требованиях, что реальные, физиологически обусловленные учебные трудности уходят на второй план, а на первый план выступают нарушения поведения . В этом случае реадапта- ционная работа выстраивается исходя из внешних проявлений дезадаптации, не соответствующих ее глубинной сущности, первопричине. В итоге реадаптационные мероприятия оказываются малоэффективными, так как скорректировать поведение подростка можно лишь при нейтрализации ведущего дезапта- циогенного фактора. В данном случае без формирования содер-
жательной учебной мотивации и создания устойчивой ситуации успешного обучения это невозможно.
Психические нарушения проявляются постепенно, особенно это заметно в подростковом возрасте. Так, по свидетельству Н.М. Иовчука и А.А. Северного, депрессивные расстройства проявляются в замедленном мышлении, трудностях в запоминании, отказе от ситуаций, требующих умственного напряжения. Постепенно, в младшем подростковом возрасте, депрессивные школьники все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, однако не справляясь со всем объемом. Постепенно начинает снижаться успеваемость при сохранении прежнего уровня притязаний, что вызывает раздражение у подростков. В старшем подростковом возрасте при отсутствии успехов наряду с длительной подготовкой подросток начинает избегать контрольных, пропускает занятия, у него развивается устойчивая глубинная дезадаптация. К дезадаптации может привести и излишнее ограждение подростков с выявленными психическими нарушениями невысокой интенсивности от нагрузки, что препятствует самоактуализации, са-моразвитию и социализации личности. Так, порой развивается искусственная депривация подростков вследствие необоснованных ограничений их деятельности, запретов на занятия спортом, освобождения от посещения школы. Все это усложняет проблемы обучения, нарушает связь детей и подростков со сверстниками, углубляет чувство неполноценности, концентрацию на собственных переживаниях, ограничивает круг интересов и снижает возможности реализации своих способностей . Как следствие - проявление дезадаптации. Таким образом, меха-низмы социальной дезадаптации, в основе которой лежат психические нарушения, очень разнообразны, что, вероятно, должно учитываться при реадаптации.
Третье место в иерархии факторов дезадаптации принадлежит фактору референтных групп. Референтные группы могут находиться как внутри классного коллектива, так и вне его (неформальная группа общения, спортивные секции, подростковые клубы и т. д.). Референтные группы удовлетворяют потребность подростков в общении, в аффилиации. Влияние референтных групп может быть как положительным, так и отрицательным, может как являться причиной дезадаптации, при-
чем различных видов, так и являться дезадаптационно-нейтра- лизующим фактором.
Таким образом, влияние референтных групп может проявляться как в социальной фацелитации, то есть в положительном стимулирующем влиянии поведения членов группы на деятельность подростка, совершаемую в их присутствии или при их непосредственном участии; так и в социальной ингиби- ции, выражающейся в торможении поведения и психических процессов субъекта общения . Если подросток чувствует себя в референтной группе комфортно, то его действия становятся раскованными, он самореализует себя, у него повышается адаптационный потенциал. Однако если в референтной группе подросток находится на подчиненных ролях, то часто начинает действовать механизм конформности, когда он, расходясь во мнении с членами референтной группы, тем не менее в силу конъюнктурных соображений соглашается с ними. В результате возникает внутренний конфликт, связанный с расхождением между мотивом и реальным действием. Это неизбежно приводит к дезадаптации, чаще внутренней, чем пове-денческой. В последнее время, в силу объективного расширения сферы общения детей, референтные группы все реже находятся внутри классного коллектива, что также снижает эффективность воспитательной работы, повышает риск создания дезадаптационных ситуаций. Во многом это объясняется исчезновением организованных детских и молодежных организаций, чье влияние, при всех минусах, все-таки в целом было положительным. В связи с этим мы постарались в условиях эксперимента создать подростковую общественную организацию, о чем пойдет речь в главе 2. Однако нельзя не учитывать, что в силу возрастных особенностей подростки испытывают потребность в неформализованном общении. Существует даже предположение, что стихийно-групповое общение является почти неизбежным, закономерно обусловленным этапом в процессе социализации подростков, через который проходят не менее 80- 85 % . По мнению Т.Д. Молодцовой, аффилиация становится источником дезадаптации при следующих условиях:
нереализованности аффилиации в классном коллективе, если референтной группы нет и вне школы;
если аффилиация реализуется, но в референтной группе с асоциальной направленностью.
Наши наблюдения, анализ периодической печати показывают, что за последние годы снизилось количество неформальных подростковых группировок и их социальное влияние. Причины этого процесса многофакторны и очень малоиссле- дованы. На наш взгляд, это связано с общей деполитизацией общества; появлением внешних источников информации (видеомагнитофонов, компьютерных игр), привлекающих подростков во внеучебное время и способствующих индивидуализации досуга подростков. Анализ влияния неформальных референтных групп затруднен вследствие скрытности подростков, слабой информированности социально-психологических служб. Асоциально направленные референтные группы могут способствовать появлению у подростков вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания), которые становятся причиной дезадаптации по мере укрепления привязанности к алкоголю и наркотическим веществам.
Одной из мер педагогической поддержки подростков следует считать деятельность по развитию классного коллектива, формирования у него положительной направленности, лично- стно-значимой для подростка коллективной деятельности. Как отмечают Л.И. Божович, Л.И. Новикова и др., в коллективе развиваются такие феномены, как традиции, общественное мнение, взаимопомощь, взаимная требовательность, внутригруп- повое соревнование, социальная идентификация, социально- психологический климат, рефлексия и т. д. Направленность этих процессов зависит от их нравственного содержания.
Заметно возросла роль социального фактора. Этот фактор включает в себя материальное положение семьи, возможность приобщения к культурным ценностям, идеологические установки общества, уровень преступности и т. д.
За последнее десятилетие наблюдается устойчивая дина-мика увеличения числа семей социально неблагополучных, в которых существует опасность появления причин, затрудняющих успешную адаптацию подростков как к учебной деятельности, так и к социальным взаимоотношениям. На взаимосвязь социальных условий и уровня дезадаптации указывал М. Рат- тер: «Для детей из районов с низким социальным статусом ха-
рактерен высокий уровень правонарушений, психических отклонений и затруднений в овладении школьными знаниями» . Особое место в качестве фактора дезадаптации занимают возрастные особенности подростков. Хотя по этому вопросу опубликовано огромное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов, тем не менее не существует единого представления даже по возрастной градации подростков. Большинство авторов относят к подросткам детей от 10-11 до 14-16 лет. На наш взгляд, целесообразно выделение двух возрастных групп подростков - младших (от 10 до 13 лет) и старших (от 14 до 15 лет), которые характеризуются специфическими чертами в поведении, отношении к учебной деятельности, взаимоотношениях. Довольно сильно отличаются у младших и старших подростков система жизненных ориентиров; различную значимость имеют факторы дезадаптации. Наряду с этим, существуют и общие характерные черты подросткового возраста. Так, деятельность приобретает характер активного сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, ее планирования. Подростки способны предсказать последствия своей деятельности, найти причины неудач, провести определенную корректировку дальнейших действий. Более широким становится круг взаимоотношений, причем их характер усложняется. Основным, ведущим мотивом деятельности становится стремление определить свое место в социуме, на что указывает Л.И. Божович. Своеобразной чертой возраста является попытка самоутверждения, непризнание авторитетов, что иногда приводит к нигилизму, негативизму во взаимоотношениях с родителями, педагогами. Как правило, у подростков младшего возраста преобладает ситуационная мотивация, в то время как у старших подростков происходит «перевешивание» личностной или диапозитивной мотивации над ситуационной. Наличие той или иной мотивации связано с преобладанием определенных потребностей. Хорошо известна пирамида человеческих потребностей, разработанная известным западным психологом А. Мас-лоу. В основании этой пирамиды лежат физиологические потребности, верхнюю часть пирамиды составляют потребность в самоактуализации, эстетические и познавательные потребности. Результаты многолетних исследований показывают, что для подавляющего числа современных подростков характерна пи-
рамида усеченная, которую в схематизированном виде можно представить следующим образом (см. рис. 1).
Потребность в познании
Потребность в одобрении со стороны сверстников, родителей, педагогов, представителей референтной группы
Потребность в общении, осознании себя частью определенного социума, где можно найти признание себя как «части общего»
Потребность в безопасности, чувстве уверенности
Физиологические потребности, необходимые для функционирования организма
Рис.1 Пирамида потребностей подростков
Как видим, потребность в самоактуализации и эстетическом выражении не является жизненно важным для многих подростков, их потребности ограничиваются нижними ступеньками. Такая картина является результатом того, что деятельность педагогов при традиционном обучении в основном направлена на реализацию потребностей в познании. Но у подростков очень сильно стремление к самоутверждению и, не находя в учебной деятельности возможностей этого, многие из них удовлетворяют свое стремление в различного рода и уровня асоциальной деятельности. Противоречия подросткового возраста заключаются и в том, что у подростка может быть потребность в познании, но не в обучении, потребность в общении, но не в подчинении. Таким образом, традиционный подход к образованию, считающий подростка объектом обучения, часто не приводит к желаемым результатам из-за неучета возрастных особенностей учащихся. Как следствие - растущий уровень дезадаптации, нарушения психического состояния детей, высокий уровень конфликтности.
Еще одной особенностью подросткового возраста является частое несовпадение фаз возрастного созревания (полового, органического и социального), на что указывал в своих трудах
Л.С. Выготский. Это связано как с биологическими процессами (акселерацией, при которой ускоряется органическое и половое созревание), так и социальными условиями и субъективными факторами. Отчуждение подростков от реальных социальных и бытовых проблем, снижение воспитательной функции учебных заведений приводят зачастую к замедлению социального созревания, а порой и к социальному инфантилизму, иждивенчеству. Это также создает предпосылки к развитию дезадаптации.
Одной из наиболее важных, и в то же время болезненных проблем для подростка является проблема самоидентификации, осознания своего места в социуме, самопознания себя как личности. Прежде всего, здесь следует выделить то обстоятельство, что подростков характеризует неадекватное ощущение самостоятельности, самодостаточности наряду с неуверен-ностью в себе. Несовпадение желаний «взрослости» и реального осознания действительного состояния часто приводит в одних случаях к эффективным действиям, в других - к депрессивным и фрустрационным состояниям. Чувство взрослости, как отмечает Т.Д. Молодцова, может проявляться тройственно: положительно (стремление к самостоятельности, повышении ответственности), нейтрально (подражание взрослым в одежде, манерах) и отрицательно (грубость, пьянство, курение и т.д.) . Нередко стремление «показать себя взрослым», самоутвердиться и повысить свой рейтинг среди сверстников принимает нежелательные дезадаптивные формы (агрессивное поведение, появление вредных привычек, уход из дома и т. д.). Поэтому очень важно использовать эту особенность подростков в практической педагогической деятельности, создавая условия, где подростки могли бы проявить себя, почувствовать себя ответственными, самостоятельными. Очень хорошо это понимал и использовал в практической деятельности А.С. Макаренко, многие положения которого актуальны и в настоящее время. Сущность механизма взросления обстоятельно раскрыта немецким ученым X. Ремшмидтом, который указывал на следующие этапы в развитии подростков:
пересмотр ценностных представлений, возникновение самой мысли о возможности несогласия с общепринятыми и декларируемыми убеждениями;
отказ от старых образцов поведения, большая независимость от мнения семьи, школы;
созревание собственного «Я», формирование самооценки, частая смена ее направленности;
наряду с повышением внешней самостоятельности, на-блюдается ориентация во вкусах, эталонах поведения на референтную группу. Как следствие - усиление конформизма по отношению к референтной группе с од-новременным конформизмом по отношению к официальным структурам .
Изменяется в подростковом возрасте и характер ведущих отношений, причем они различаются у младших и старших подростков - если у младших подростков ведущими являются лично-общественные отношения, то для старших - личност- но-интимные. Значимость личностных отношений в старшем подростковом возрасте подчеркивает Р.И. Шевандрин, считающий, что «эмоциональные связи в группах сверстников являются настолько значимыми, что их нарушения сопровождаются стойкими состояниями тревоги и психического дискомфорта и могут оказываться причиной неврозов» . Можно сделать вывод, что уровень развития межличностных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. Естественно, что значимость отношений определяется их функциями. К ним можно отнести следующие:
информативная (получение информации, сообщение которой недоступно другим образом);
аффилиативная (удовлетворение естественной потребности в общении);
ориентирообразующая (в результатах отношений происходит формирование ценностных ориентиров);
эмоционально-разгрузочная (происходит развитие эмоционально-чувственной сферы личности);
компенсаторная (в процессе отношений происходит неосознанная компенсация отрицательных эмоций, неприятностей, ранее полученных, восстанавливается са-моуважение подростков).
В школьной жизни подростков часто возникает противоречие, следствием которого является возникновение дезадап- тационных предпосылок. Суть противоречия заключается в ярко
выраженной, личностно-значимой потребности в общении, с одной стороны, и резким увеличением учебного материала, изучение которого отводится на дом и требует большого объема времени на его выполнение. В результате у подростка или не удовлетворяется потребность в аффилиации, либо возникают проблемы в учебной деятельности, снижается успеваемость, что влечет за собой конфликты в школе и в семье. Особенностью старших подростков является повышенный интерес к определению уровня развития своих способностей. Это проявляется в увлечении тестами, в участии в олимпиадах, конкурсах. Этот интерес обусловливает и взаимосвязь между учебными и профессиональными интересами, стремление к самосовершенствованию, изучению особенностей межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных сферах. В результате проявления этой возрастной особенности подростков, особенно старших, нередко изменяется мотивация учебной деятельности, которая становится «местом самоутверждения», на что указывает Ю.М. Орлов . Об опасности процесса, при котором учение не носит для подростков смыслообразую- щего характера, предостерегал И.С. Кон, который отмечал, что стремление к лидерству и престижности как к средству самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность личностных качеств, про-тиворечивость в отношениях с окружающими его людьми. Реализация потребности в общении, важность которой подчеркивалась ранее, приводит к повышению у подростков уровня социального восприятия (перцепции) и саморегуляции поведе-ния, так как «общая закономерность характерообразования - формирование рефлексивных свойств личности на основе коммуникативных .
В связи с этой особенностью подросткового возраста существует опасность, что в случае отсутствия успеха в общении подросток начнет искать себе пример для подражания, которым может стать эстрадный кумир, известный актер и т. д. С этим связан эффект «фанатизма», когда подросток теряет связь с действительностью, интерес к окружающим его сверстникам, начинает испытывать серьезные проблемы в реальном общении, нарушается процесс самоидентификации. Нередко это используют в своих целях асоциальные элементы, предста-
вители различных сект. Поэтому создание системы ориентиров, личностно-важных для подростков, является одним из отдельных условий преодоления подросткового кризиса в от-ношениях к своему «Я» и к окружающим.
Вообще, вопрос о том, являются ли подростковые кризисы, приводящие к деградации, обязательным явлением в под-ростковом возрасте, или же их можно избежать, является открытым. Представители западной психологической школы (С. Холл, Э. Шпангер, неофрейдисты и др.) чаще делают вывод о неизбежности подростковой дезадаптации, объясняя ее необходимостью разрешения запрограммированных внутренних противоречий. Так, Ж. Пиаже объясняет причину подростковой дезадаптации переоценкой собственных возможностей при изменении с помощью идей себя и окружающего мира . З. Фрейд, Э. Шпангер основное значение придают нереа- лизованности сексуальных стремлений подростков . Э. Эриксон объясняет причины дезадаптации потерей самоидентичности. По его мнению, в случае неудачи этого поиска у подростка начинается диффузия идентичности, потеря своего «Я», растерянность и непредсказуемость .
В советской и российской педагогике и психологии более распространено мнение, что подростковая дезадаптация не является неизбежной, что ее возникновение и развитие обусловлено конкретными факторами, влияние которых при соответствующей работе можно нейтрализовать. Наряду с этим в большинстве работ подчеркивается, что именно подростковому возрасту надо уделять повышенное внимание, как наиболее дезадаптационно опасному периоду. Подростковая дезадаптация может проявляться в различных формах. Одной из наиболее распространенных является форма угнетенного психического состояния. Подростки, нередко без внешних оснований, начинают испытывать комплекс неполноценности, ощущение оторванности от коллектива, у них пропадает радость от деятельности, теряется ощущение перспективы, возникает чувство тревожности и неуверенности в себе. Наряду с ухудшением психического состояния наблюдается и снижение уровня физической подготовки. У подростков появляется ранее не свой-ственная им медлительность, неловкость, что усиливает развитие дезадаптации. Из-за снижения импульса к деятельности
подростки просматривают все телепередачи, способны часами сидеть без дела, ругая себя при этом за отсутствие силы воли. Положение усугубляется отсутствием спонтанной психологической компенсации вследствие угнетенного состояния в течение всего дня.
В связи с развитием навязчивых идей о собственной неполноценности подростки держатся с родителями и сверстниками отчужденно, у них отмечается углубление замкнутости, молчаливости, отстранение от коллективной деятельности, то есть нарастает «депрессивный аутизм», что приводит к дальнейшему развитию дезадаптации.
Нередко наблюдается и обратная картина, приводящая, впрочем, к схожему результату. Подростки этого типа обладают повышенной возбудимостью, на все замечания в свой адрес они реагирует грубостью, порой переходящей во враждебное отношение. Они становятся конфликтными, драчливыми, заносчивыми, нетерпимыми к чужому мнению. Для подростков характерна повышенная оппозиционность, негативизм. Н.М. Иовчук и А. А. Северный указывают, что у подростков «возможны разного рода истероформные состояния, демонстративные попытки самоубийства, уходы из дома и бродяжничество». Референтная группа у таких подростков чаще всего носит асоциальную направленность, нередко подростки, стараясь снять напряжение, употребляют алкоголь, наркотические и токсические вещества, что усугубляет дезадаптивное состояние.
При характеристике возрастных особенностей подростков нельзя не остановиться на проблеме попыток к суициду, так как по статистическим данным наибольшее количество самоубийств приходится на старшую подростковую и раннюю юно-шескую возрастные группы, а за последние 5 лет в России число самоубийств среди подростков возросло на 60 % . Эти же авторы считают, что увеличивается число суицидальных попыток в раннем подростковом возрасте. Чаще всего попытки суи-цида бывают вызваны нарушениями взаимоотношений в семье, учебными неудачами, нарушением интимно-личностных отношений. Действия подростков обычно импульсивны, срабатывает реакция «короткого замыкания». Особенностью этого возраста можно считать то обстоятельство, что суицидальные попытки часто вызваны стремлением восстановить нарушен-
ные в результате конфликтов социальные связи, а не осознанной потребностью к самоуничтожению. В основе суицидальных попыток всегда лежат дезадаптивные состояния той или иной степени тяжести. Приведем статистические данные А.Л. Гройсмана, который в результате наблюдения за 500 дезадаптированными подростками установил, что источниками дезадаптирующих ситуаций являлись: учебная деятельность (35 % случаев), семейные отношения (24 % случаев), сексуальная неудовлетворенность (14 %), недовольство собой (5 %) и др. . Постараемся обобщить внутренние причины подростковой дезадаптации:
Недостаточная реализация потребности в личностно- значимых взаимоотношениях либо же неудовлетворенная потребность в общении в целом.
Потеря личностно-значимых ориентиров в перспективном развитии либо же становление системы ложных ориентиров.
Несовпадение «ощущаемого Я» и «идеального Я», развитие комплекса неполноценности, формирование неадекватной самооценки.
Разрыв между возможностями подростков и их претензией на социальное положение, потеря самоидентичности. Повышенная конфликтность вследствие желания самоутвердиться.
Несовпадение в системе целеполагания подростков и социальных институтов, прежде всего школы. Для школы главной целью до сих пор является «вооружение» учащегося системой ЗУН, для подростка - самоутверждение, самоактуализация в системе межличностных отношений.
Недостаточная реализация чувств «взрослости» у подростков, инертность системы отношений со стороны родителей и педагогов.
Возрастная повышенная нервная возбудимость, психическая неустойчивость подростков, нередко приводящая к невротическим или депрессивным состояниям.
На основе анализа сущности факторов, причин и форм дезадаптации подростков нами вводится понятие адаптационного потенциала личности, отражающего устойчивость подростков к дезадаптационным факторам. Он представляет собой совокупность всех субъективных качеств и способностей личнос-
ти, позволяющих ей успешно адаптироваться к окружающим условиям. Адаптационный потенциал личности является ин- тегративным феноменом, включающим те характеристики и особенности личности (личностные свойства, физическое и психическое здоровье, характер, мировоззрение и т. д.), кото-рые повышают его способность устанавливать с окружающим миром и самим собой гармоничные отношения. Поэтому одним из основных направлений профилактической работы по предотвращению дезадаптационных процессов является повышение адаптационного потенциала подростков путем создания условий для саморазвития личности. Адаптационный потенциал является изменчивой величиной и зависит от возрастных особенностей, личностного опыта подростка, внешних условий. Так, при переходе учащегося в другой коллектив, где его могут изначально не принять как новичка в сложившейся социальной структуре, многие личностные качества, определяющие адаптационный потенциал, могут подвергнуться сущностным изменениям, изменить свою направленность (оптимизм может смениться пессимизмом, общительность - замкнутостью и т. д.). Снизившийся в результате потенциал затруднит адаптацию в дальнейшем, в новых ситуациях. Поэтому при диагностике личностных качеств, определяющих адаптационный потенциал, нами учитывалась их динамика.
Дезадаптация, как любой процесс, имеющий факторы возникновения и развития, параметры качественного состояния, направленность развития, поддается классификации. Классификационная характеристика необходима для выбора оптимальных путей реадаптации и профилактики дезадаптации. В настоящее время существует несколько типов классификации дезадаптации (С.А. Беличевой, Т.Д. Молодцовой и др.) по различным критериям. Наиболее полный вариант классификации принадлежит Т.Д. Молодцовой . Исходя из многолетних наблюдений за учащимися, предлагаем свой вариант классификации:
по источнику возникновения;
по характеру проявления;
по области проявления;
по интенсивности;
- по охвату. Как указано выше, процесс дезадаптации зак-лючается в рассогласовании отношений личности с окружающим миром или с самим собой, то есть всегда является внутренне личностным процессом, но побудительной силой, провоцирующей внутриличностные нарушения, могут быть как внешние факторы по отношению к личности, так и изменения качеств самого субъекта. Поэтому по источнику возникновения дезадаптацию подразделяют на экзогенную, где причиной дезадаптации служат преимущественно внешние факторы, факторы социальной среды; эндогенную с преимущественным участием в процессе дезадаптации внутренних факторов (психогенных заболеваний, индивидуальных особенностей психологического развития и т. д.) и комплексную, причины возник-новения которой многофакторны.
Эта классификация, на наш взгляд, дополняет классификацию Т.Д. Молодцовой, которая в зависимости от проявления дезадаптации выделяет патогенную, проявляющуюся в неврозах, истериках, психопатиях, соматических нарушениях и т. д.; психологическую, выражающуюся в акцептуациях характера, фрустрированности, неадекватности самооценки, деприваци- ях и т. д.; психосоциальную, определяющуюся по конфликтности, девиантному поведению, неуспеваемости, нарушениях взаимоотношений; социальную, когда подросток открыто противоречит общепринятым социальным требованиям. Комплексное использование классификации Т.Д. Молодцовой и клас-сификации, предложенной нами, позволяет составить более полную картину о сущности дезадаптации, ее первопричинах и проявлениях.
По характеру проявления дезадаптацию мы подразделяем на поведенческую, проявляющуюся в деятельностных ответных реакциях подростков на дезадапционно-обусловливающие факторы, и скрытую, глубинную, внешне не выраженную, но при определенных условиях способную перейти в поведенческую дезадаптацию. Поведенческие реакции подростков, испытывающих процесс дезадаптации, могут проявляться в конфликтах, недисциплинированности, правонарушениях, вредных привычках, отказе выполнять распоряжения родителей, педагогов, администрации школы. В наиболее тяжелых формах дезадапта-
ции возможны уходы из дома, бродяжничество, попытки суицида и т. д.
Поведенческая дезадаптация легче обнаруживается, что часто облегчает процесс реадаптации.
Скрытая дезадаптация в основном связана с нарушениями во внутриличностной среде, определяется индивидуальными особенностями личности, а также может достигать значительной интенсивности. При переходе в поведенческую дезадаптацию она может проявляться в виде депрессии, аффективных реакций и т. д.
По области проявления, на наш взгляд, дезадаптацию можно подразделить на мировоззренческую, когда основные нарушения происходят в мировоззренческом или социально-идеологическом комплексах личностно-значимых взаимоотношений; дезадаптацию деятельностью, при которой нарушения отношений наблюдаются в процессе участия подростка в той или иной деятельности; дезадаптацию общения, возникающую при нарушении во внутрисоциумном и интимно-личностном ком-плексах отношений, то есть нарушения возникают в процессе взаимодействия подростка в семье, школе, со сверстниками, педагогами; субъектно-личностную, при которой дезадаптация возникает вследствие неудовлетворенности школьника собой, то есть происходит нарушение отношения к самому себе. Хотя внешне более ярко проявляется, как правило, дезадаптация общения, однако по последствиям, не всегда ближайшим по времени и предсказуемым, опаснее, как нам представляется, дезадаптация мировоззренческая. Этот вид дезадаптации характерен как раз для подросткового возраста, когда у подростка складывается система собственных убеждений, формируется «личностный стержень». Если процесс мировоззренческой дезадаптации протекает интенсивно, возникает социальный нонконформизм, наблюдаются асоциальные поведенческие реакции. Эти четыре вида дезадаптации очень тесно взаимосвязаны - мировоззренческая дезадаптация неизбежно влечет субъект- но-личностную дезадаптацию и, как следствие, возникает дезадаптация общения, что вызывает деятельностную дезадаптацию. Может быть и наоборот: деятельностная дезадаптация влечет все остальные виды дезадаптации.
По глубине охвата выделяем общую дезадаптацию, когда нарушениям подвергается подавляющее число комплексов лич- ностно-значимых взаимоотношений, и частную, затрагивающую определенные виды комплексов. Чаще всего частной деза-даптации подвергается интимно-личностный комплекс. Некоторые подвиды дезадаптации выделены Т.Д. Молодцовой. Так, она подразделяет по характеру возникновения дезадаптацию первичную и вторичную. Первичная дезадаптация является источником вторичной, причем часто другого вида. В случае возникновения конфликта в семье (первичная дезадаптация) подросток может замкнуться в себе (вторичная дезадаптация), снизить успеваемость, из-за чего возникает конфликт в школе (вторичная дезадаптация), компенсируя возникшие психологические проблемы, подросток «раздражается» на младших школьниках, может совершить правонарушение. Поэтому очень важно определить, что послужило первопричиной дезадаптации, иначе процесс реадаптации будет очень затруднен, если вообще возможен. Согласны мы с выделением А.С. Беличевой, а позднее - с изменениями Т.Д. Молодцовой, таких подвидов дезадаптации как устойчивой, временной, ситуативной, дифференцированных по времени ее протекания. В случае кратков-ременной дезадаптации, связанной с какой-либо конфликтной ситуацией и прекращающейся по завершении конфликта, речь будет идти о ситуативной дезадаптации. Если дезадаптация периодически проявляется в сходных ситуациях, но еще не приобрела устойчивого характера, такой подвид дезадаптации относится к временной. Устойчивая дезадаптация характеризуется регулярным, длительным действием, слабо поддается реадаптации и, как правило, захватывает значительное число комплексов взаимоотношений. Конечно, приведенные классификации довольно условны, в реальной действительности дезадаптация чаще всего является комплексным образованием, обусловленным различными факторами.

«Социальная дезадаптация подростков и способы ее преодоления»

, МОО «Социально-волонтерский центр»

В настоящий момент большая часть населения нашей страны живет в условиях экономической и бытовой неустроенности, устойчивых психологических стрессов, личной растерянности. Изменениям подверглись не только экономическое и политическое состояние государства, но и культура, нравственные ценности, отношение к семье и подрастающему поколению. Это основная причина столь неприглядной картины в дестабилизации общества и семьи. Нестабильность экономики привела к резкому обнищанию населения, расслоению общества на бедных и богатых. Наиболее уязвимым слоем стали дети и подростки, которые более остро отреагировали на данные изменения. В условиях школы возникает необходимость дифференциации степеней трудности и активной помощи и реабилитации.

В обществе можно выделить 3 типа неблагополучных семей, где чаще появляются «трудные подростки»:

Первый - криминогенный тип семьи, где отношения строятся таким образом, что они приносят вред духовному и физическому развитию ребенка : систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, криминальный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, частое их избиение. Такая семья имеет нередко несколько детей. Воспитательный процесс в этих семьях полностью отсутствуют.

Второй тип - «внешне спокойные» семьи, где за «благополучным фасадом» скрываются длительные и с трудом подавляемые негативные чувства родителей друг к другу, нередко наступают длительные периоды плохого настроения, тоски, депрессии, когда супруги не разговаривают друг с другом. Воспитательный процесс формализован и ограничивается увеличением требовательности к подростку и острой эмоциональной реакции на его поведение.

Третий тип - семьи с низким социальным статусом. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. В этих семьях тяжелое материальное положение, слабая забота о детях, отсутствие полезной организации жизни и деятельности. Дети из этих семей стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых и школьных компаниях.

Эти отношения нередко сопровождаются серьезными нервно-психическими расстройствами подростков, осложняются проблемами возрастного кризиса. Понятие «возрастного кризиса», введенное, обозначает своеобразную поведенческую реакцию самого ребенка на возникающую у него потребность перемен. Подросток «проговаривает» все это открытым текстом своего поведения. Первыми с проявлениями возрастного кризиса сталкиваются родители подростка. В криминогенном типе семьи одобрительно относятся к асоциальным формам поведения ребенка. Семья, где «внешне спокойные» отношения, встречает «взрывом» отношений, конфликтами и отторжением от проблем подростка. В семьях с низким социальным статусом проявления возрастного кризиса часто остаются незамеченными.

Для смягчения проблем переходного возраста необходимо, по мнению, вовремя взрослым обратить внимание на позитивное содержание кризисного сообщения подростка. Для этого необходимо рассмотреть опыт других государств. Маргарет Мид показала, что в некоторых человеческих сообществах нет и следа подросткового кризиса. Например, в традиционном обществе Самоа вместо подросткового кризиса существует плавный переход, отроков 10-15 лет постепенно включают во взрослую трудовую деятельность. В Западной культуре ребенка начинают готовить к процессу социализации очень рано. Проблемы «трудных подростков» решаются путем более глубокой дифференциации «трудности». Их рассматривают с позиции устойчивых эмоциональных состояний, в которых представляются идеалы, ценности, жизненный стиль, социальная роль и поведение. Все эти представления подросток еще проверяет на «прочность» в условиях реальной жизни, координирует с ценностями своей семьи, которая готова к изменениям .

Таким образом, негативизм подростка рассматривается как асоциальная или антисоциальная реакция на рассогласованность личных и общественно одобряемых ценностей. «Трудных подростков» необходимо рассматривать не изолированно, а как значимую составную часть семейной структуры и стремиться к максимальному изменению специфики семейных отношений. Для этого необходимо просвещать родителей о трудностях протекания подросткового возраста.

Негативистические реакции подростков проявляются не только в семье, но и в школе. Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, проявляющими негативизм, нежелательные поведенческие реакции. В современной школе сформировался устойчивый заказ учителей и родителей на индивидуальную работу с тем или иным «трудным подростком». Поэтому в практической деятельности возникает необходимость дифференциации «трудных подростков». Условно можно разделить таких детей на следующие группы:

1. Дети с асоциальным поведением. В эту группу попадают подростки, стоящие на внутришкольном учете или на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей;

2. Дети с нервными и психическими расстройствами, проявляющиеся на поведенческом и эмоциональном уровнях.

3. Особую группу составляют подростки, употребляющие наркотические вещества.

Такое разделение на группы «трудных подростков» делает проблему выбора и применения адекватной коррекционной работы более целенаправленной. Для предотвращения проявлений негативизма в подростковом возрасте необходимо специально создавать условия, где ребенок имел бы возможность стать другим: более успешным, уверенным в себе и т. д.

1. Детям с асоциальным поведением необходимо, прежде всего, организовать конструктивную занятость во внеурочное время (секции, кружки, клубы по интересам); проводить для них тренинги личностного роста, эмоциональной устойчивости, эффективного общения, в содержание которых включаются упражнения типа: упражнения: «доброта», это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы; упражнение «тростинка на ветру» дает великолепный опыт взаимного доверия.

Желательно, чтобы мини-тренинг проходил в группе 10-16 человек и длился 60-90 минут. Интервал между занятиями - 1-2 дня. В тренинговую группу входят подростки по желанию, не только «трудные», но и дети с нормализованными формами поведения.

2. Группа детей с нервными и психическими расстройствами. Психологу важно постоянно проводить мониторинг состояния здоровья этих подростков. Для этого необходим постоянный контакт с родителями, которые в зависимости от состояния здоровья подростка проходят медицинскую реабилитацию 1-2 раза в год. В условиях школы необходимо проводить мини-тренинги по развитию стрессоустойчивости, формированию эмоциональной стабильности, профилактике неврозов, психотерапию психосоматических заболеваний, которые могут включать задания следующего типа:

Упражнение «Пресс» нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, тревожности, агрессивности .. Упражнение «Настроение» снимает осадок от травмирующей ситуации.

3. Группа подростков, употребляющих наркотические вещества. Если такие дети выявляются, то наиболее оптимальным решением будет направление их в наркологический или социально-реадаптационный центры. А после этого необходимо активно включить их в конструктивную занятость и работать с ними, как с детьми первой группы.

Таким образом, учитывая рост социальной дезадаптации подростков в обществе, возникла необходимость создания широкой сети центров социально-психологической помощи детям и подросткам, с которыми активно должен сотрудничать школьный психолог.

Практика работы школьного психолога показывает необходимость расширения круга людей, которые помогают преодолеть проблемы возрастного кризиса, опираясь на учителей, родителей, значимых и авторитетных взрослых для подростка людей.

В работе с такими подростками важно шире применять групповые формы работы, в которых дети «заражаются» позитивными формами поведения и устойчивыми адекватными реакциями.

Список использованной литературы:

1. Захаров Ю. «Подростки «группы риска» » // Воспитание школьников №4 "00;

2. Красновсий Л. «Когда «трудным» трудно» // Воспитание школьников №9’02;

3. Лушагина И. «Детям риска требуется помощь» // Воспитание школьников №4’97;

4. , «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» СПб’ 01;

5. «Игры, в которые играют…» Дубна’00;

6. , «Психология саморазвития» М’ 95 ;

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

Дезадаптация социальная - нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невозможность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъявляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого взаимодействия с людьми

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:

§ просчеты воспитания;

§ особенности характера и темперамента;

§ личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

§ акцентуации характера,

§ особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

§ опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

§ кризисные периоды развития ребенка,

§ психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность. Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

§ отсутствие навыков общения,

§ неадекватная оценка себя в системе общения,

§ высокие требования к окружающим,

§ эмоциональная неуравновешенность,

§ установки, препятствующие общению,

§ тревожность и боязнь общения,

§ замкнутость.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.

Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Внутренние факторы школьной дезадаптации:

§ соматическая ослабленность;

§ ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);

§ особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);

§ личностные особенности ребенка (акцентуации характера):

§ особенности саморегуляции поведения,

§ уровень тревожности,

§ высокая интеллектуальная активность,

§ вербализм,

§ шизоидность.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:

§ повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

§ высокая активность,

§ гипервозбудимость,

§ заторможенность,

§ психомоторная нестабильность,

§ возрастные особенности темперамента.

Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

§ Факторы семейной системы.

§ Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

§ Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

§ Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).

§ Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

§ Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

§ формирование навыков общения,

§ гармонизация отношений в семье,

§ коррекция некоторых личностных свойств,

§ коррекция самооценки ребенка.

Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека. Удивительно, но с развитием информационных технологий множество людей чувствуют себя одинокими и неприспособленными к внешним условиям действительности. Некоторые теряются в совершенно обыденных ситуациях и не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности. Получается, что взрослому человеку приходится заново учиться радоваться жизни, потому что он стремительно утрачивает этот навык. То же касается и , у которых отмечается дезадаптация. Сегодня подростки предпочитают , реализовывать в интернете свои потребности в общении. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми. Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе. В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Утрата привычного коллектива

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация, к счастью, происходит с человеком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности. Выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями. Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так. Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено с социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается. Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира. Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя. Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

Признаки социальной дезадаптации

По каким признакам можно понять, что у человека имеется дезадаптация? Существуют характерные признаки, указывающие на то, что личность является социально изолированной, переживает некоторое неблагополучие.

Агрессия

Самым ярким признаком дезадаптации является проявление негативных чувств. Агрессивное поведение свойственно для социальной дезадаптации. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения. Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит. Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.

Уход в себя

Другим признаком дезадаптации человека к внешним условиям становится ярко выраженная замкнутость. Человек перестает общаться, рассчитывать на помощь других людей. Ему становится гораздо проще потребовать чего-то, нежели решиться попросить об одолжении. Социальная дезадаптация характеризуется отсутствием прочно выстроенных связей, отношений и стремлений завязать новые знакомства. Человек может долгое время находиться один, и чем дольше это продолжается, тем сложнее ему становится вернуться в коллектив, суметь восстановить прерванные связи. Уход в себя позволяет личности избежать ненужных столкновений, которые могли бы негативно повлиять на настроение. Постепенно человек привыкает прятаться от людей в привычной для него обстановке и не хочет ничего менять. Социальная дезадаптация коварна тем, что поначалу никак не замечается личностью. Когда человек сам начинает осознавать, что с ним что-то не в порядке, то становится уже поздно.

Социофобия

Она является следствием неправильного отношения к жизни и почти всегда характеризует любую дезадаптацию. Человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей, которым было бы интересно его внутреннее состояние. Общество никогда не прощает личности инакомыслия, желания жить только ради себя. Чем больше мы склонны замыкаться на своей проблеме, тем труднее впоследствии становится выходить из своего уютного и привычного мирка, который уже функционирует, казалось бы, по нашим законам. Социофобия является отражением внутреннего уклада жизни человека, подвергнувшегося социальной дезадаптации. Страх перед людьми, новыми знакомствами обусловлен необходимостью менять отношение к окружающей действительности. Это признак неуверенности в себе и того, что у человека наблюдается дезадаптация.

Нежелание подчиняться требованиям общества

Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений, которые мешают ему почувствовать себя полноценным счастливым человеком. Дезадаптация заставляет избегать всяческого контакта с людьми, а не только выстраивать с ними серьезные отношения. Иногда доходит до абсурда: надо куда-то сходить, а человек боится выйти на улицу и придумывает себе различные оправдания, чтобы только не покидать безопасного места. Происходит это еще и потому, что общество диктует личности свои требования. Дезадаптация заставляет избегать подобных ситуаций. Человеку становится важно только защитить свой внутренний мир от возможных посягательств со стороны других людей. В противном случае он начинает чувствовать себя крайне некомфортно и неуютно.

Коррекция социальной дезадаптации

Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.

Социальные контакты

Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.

Проработка страхов и сомнений

У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.

Профилактика социальной дезадаптации

Лучше не доводить до крайности и не допускать развития дезадаптации. Чем раньше будут предприняты активные меры, тем лучше и спокойнее вы начнете себя ощущать. Дезадаптация – это слишком серьезно, чтобы можно было с этим шутить. Всегда есть вероятность того, что человек, уйдя в себя, больше никогда не вернется к нормальному общению. Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями. Следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

Таким образом, социальная дезадаптация – это сложная проблема, требующая к себе пристального внимания. Человек, который избегает общества, обязательно нуждается в помощи. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует себя одиноким и ненужным.

Публикации по теме