Что такое мораль коротко и ясно. Что такое

Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.

Понятие морали.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль (от латинского «moralis» - нравственный; «mores» - нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования поведения лю-дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-


бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-ные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-даваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-достойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако-нам.

2.2. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют



− регулятивную,

− воспитательную, − познавательную,

− оценочно-императивную, − ориентирующую,

− мотивационную,

− коммуникативную, − прогностическую

и некоторые другие ее функции4.

4Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.


Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-нависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по-следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).


Мораль нельзя сводить только к сознанию.

Выступая против отождествления


моральному (нравственному)

нравственности и нравствен-


ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это


взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-отношения»5

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-ный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его че-ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-нием. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие по-ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

5Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.


мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-щающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей,


сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

− гуманизм - признание человека высшей ценностью; − альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

− милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выра-жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм - сознательное стремление содействовать об-щему благу;

− отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собствен-


ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той нравственности, различают так называемые формальные


или иной принципы,


относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в кото-рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризо-вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и


улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-шей справедливости, гуманизма.

Формами духовного воздействия (общественной оценки,одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами моральвключает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучаетсяспециальной философской дисциплиной — этикой.2) Отдельное практическоенравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

Значение слова Мораль по словарю синонимов:

Мораль — нравственность
этика

Значение слова Мораль по словарю Ушакова:

МОРАЛЬ
морали, мн. нет, ж. (от латин. moralis — нравственный) . 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Ленин . Буржуазная мораль. Принципы морали. ? Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. 2. нравственный вывод из чего-н., нравственный урок . Мораль сей басни такова. Крылов . Отсюда мораль: никакой пощады врагу! Прописная мораль (см. прописной) .

Значение слова Мораль по словарю Даля:

Мораль
ж. франц. нравоученье, нравственое ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные.

Значение слова Мораль по словарю Брокгауза и Ефрона:

Определение слова «Мораль» по БСЭ:

Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение)
нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). предмет специального изучения этики. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены в конечном счёте объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития (см. Исторический материализм) . Но способы непосредственной детерминации действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, могут быть самыми различными. Одним из таких способов является нормативная регуляция, в которой потребности совместной жизни людей в обществе и необходимость согласования их массовидных действий фиксируются в общих правилах (нормах) поведения, предписаниях и оценках.
М. принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. М. выделяется из первоначально нерасчленённой нормативной регуляции в особую сферу отношений уже в родовом обществе, проходит длительную историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, где её требования, принципы, идеалы и оценки приобретают в значительной мере классовый характер и смысл, хотя наряду с этим сохраняются и общечеловеческие моральные нормы, связанные с общими для всех эпох условиями человеческого общежития . М. достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.
М. регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни — в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы М. имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных, традиционно-обычных, ритуально-этикетных, организационно-административных и технических норм. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.
Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычая) формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений . Выполнение требований М. может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности . Авторитет того или иного лица в М. не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в М. нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.
В отличие же от простых обычаев, нормы М. не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать . Последние, отражаясь в общественном мнении, вместе с тем являют собой нечто более устойчивое, исторически стабильное и систематическое. М. отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности
(«назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены М. с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в М., в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью . В классово антагонистическом обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Требования их полного и последовательного исполнения (например, неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности) поддерживались обычно теми, кто испытывал на себе бремя угнетения, социальной несправедливости или же сочувствовал положению эксплуатируемых и неравноправных слоев общества. Вырабатывающееся на этой основе нравственно-критическое отношение к господствующему строю является одним из важных моментов оппозиционного, а затем и революционного сознания трудящихся классов.
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер. она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в М. громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы. В этом смысле К. Маркс говорил о том, что
«…мораль зиждется на автономии человеческого духа…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 13). В М. оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения . В связи с этим в моральной регуляции особую роль обретает личное воспитание, т. е. формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия М., как совесть, чувство личного достоинства и чести).
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. в общесоциальном же масштабе, в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщённом виде данной нормой. Поэтому форма выражения нравственной нормы — не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определённых частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. поэтому с точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.
Нравственность имеет несколько основных исторических форм соответственно основным общественным формациям. Доклассовая М. характеризуется относительной простотой, неполной отвлечённостью от архаических обычаев, неразвитостью общих принципов и связана с не вполне ещё самостоятельным положением индивида в общинно-родовом обществе.
«Племя оставалось для человека границей как по отношению к иноплеменнику, так и по отношению к самому себе… Люди этой эпохи… не оторвались еще… от пуповины первобытной общности» (Энгельс Ф., там же, т. 21, с. 99). Равенство индивидов предполагается само собой, но именно поэтому оно ещё не выступает в качестве особого требования уважения равных прав каждой личности . Требование справедливости относилось ко всем членам коллектива и предусматривало различные права и обязанности индивида перед родовым целым. В этот период формировались простейшие моральные требования к человеку как члену рода, производителю и воину (уважение к обычаям рода, выносливость, смелость, почитание старших, чувство равенства в дележе добычи), тогда как многие формы личных взаимоотношений в брачно-семейных и других сферах регулировались в основном ещё иными способами (обычаями, ритуалами и церемониалами, религиозно-мифическими представлениями).
В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований М. общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым,
«…которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества» (там же). Эти мотивы нравственного осуждения пороков существующего общества и устремления к полному осуществлению основных требований М. красной нитью проходят всю историю классовой борьбы и являются одной из сторон формирования революционной М. угнетённых классов, принимая всякий раз особую форму.
Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями. В М. античного общества производительный труд не выступал как дело, достойное свободного человека. Раб обычно исключался из сферы действия М. и считался, с одной стороны, существом, к которому нельзя предъявлять никаких требований добродетели, а с другой — объектом отношения, не подпадавшим под критерии нравственности. В феодальном обществе, напротив, труд выступает уже как обязанность человека (крепостного, свободного крестьянина или ремесленника), получая одновременно и религиозную санкцию. В рыцарско-феодальном сословии добродетелями считались в основном лишь воинские доблести, чувство дворянской чести . В европейско-феодальном обществе христианская мораль, наиболее общий синтез и санкция данного строя, по характеристике Энгельса (см. там же, т. 7, с. 361), делала особый упор на смирении, укрощении плоти и
«гордыни» в противовес культу разума, воли или чувственности человека в античности . Раннехристианская заповедь «любви к ближнему» в средневековье раннего и среднего периодов почти не затрагивала обычных межчеловеческих отношений (массовое сознание рыцарского и крестьянских сословий в основном остаётся ещё языческим). в позднее же средневековье эта заповедь приобрела отвлечённо-религиозный смысл служения людям (милости, сострадания) как
«сынам бога», что не касалось существа господствующих отношений между классами. Укреплению существующих порядков служит характерное для феодализма разграничение обязанностей и добродетелей привилегированных и угнетаемых слоёв населения.
Нарождающаяся буржуазная М. выступила с признанием равенства всех людей (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 106-07), но лишь в качестве «равенства возможностей» для индивидов как потенциальных свободных предпринимателей. По существу это означало равенство лишь частных собственников. В борьбе с феодально-христианской М. буржуазная М. первоначально выступила под знаком
«разумного эгоизма» и «взаимного использования», т. е. основывалась на той иллюзии, что любой человек, добиваясь только собственных «разумных» целей, тем самым способствует благу других и общества в целом . В классическом буржуазном представлении М. в целом сводилась к способу достижения индивидом жизненного успеха и счастья. Особенно это характерно для М. эпохи первоначального накопления, где принципом добродетели считался аскетизм усердия и скопидомства и откладывание на будущее наслаждений и наград. Впоследствии этот принцип воздержания проповедовался рабочему классу как путь обретения жизненного благополучия . Однако для рабочего, по словам Ф. Энгельса,
«…честность, трудолюбие, бережливость и все прочие добродетели, рекомендуемые ему мудрой буржуазией…», вовсе не являются гарантией того, что они «…действительно приведут его к счастью» (там же, т. 2, с. 265). В рамках буржуазной М. находят, конечно, выражение и некоторые общечеловеческие нравственные нормы, но они толкуются, как правило, ограниченно, применительно к условиям господства капиталистических отношений, и практикуются лишь до тех пор, пока не вступают в противоречие с классовыми интересами буржуазии . Действительное состояние нравов буржуазии и особенно тех её групп, которые связаны с большим бизнесом и государственной политикой, всегда было

Мораль (от лат . moralis – нравственный)– 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

17.1.2. Главное противоречие морали . Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

17.1.3. Чем мораль отличается от нравственности ? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности , а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль .

17.1.4.Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

17.2 . Структура морали : идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

17.2.1. Моральные ценности .

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1)добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло ;

2)долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3)честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4)счастье .

Что такое добро и зло ?

1) Гоббс : «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель ).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье ?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья : 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч . eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

17.2.2. Нравственные нормы, регулятивы .

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности » - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.2.3. Ценности и нормы .

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

17.3 . Специфика морали .

17.3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

17.3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

17.3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов .

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

17.4 . Функции морали .

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

17.5 . Происхождение морали .

17.5.1. Религиозный взгляд .

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

17.5.2. Космологическое объяснение .

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.5.3. Биологическое объяснение .

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

17.5.4. Антропологическое объяснение .

1)Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентам ом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

17.5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение .

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск .) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика :

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

17.6 . Этапы формирования нравственной культуры личности .

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

02Ноя

Мораль – это система сугубо условных правил поведения в обществе, основанная на сложившейся восприятия добра и зла. В широком понимании, мораль – это система координат, которая позволяет направлять действия людей таким образом, чтобы результаты их действий приносил благо для всего человечества в целом. С точки зрения психологии, мораль это – глубинная часть человеческой психики, которая отвечает за оценку происходящих событий, а именно за распознание добра и зла. Довольно часто слово «мораль», принято заменять словом «Нравственность».

Что такое мораль человека. Понятие (определение) морали простыми словами – кратко.

Несмотря на достаточно простую суть термина «мораль», существует огромное множество его определений. Так или иначе, практически все они являются верными, но, пожалуй, самым простым ответом на вопрос «Что такое мораль?» будет данное утверждение:

Мораль — это попытка человека определить, что правильно и неправильно в отношении наших действий и мыслей. Что хорошо и плохо для нашего бытия.

Если с термином по большому счету все более или менее понятно, то сама концепция того, что является моральным, а что является аморальным вызывает массу споров. Дело в том, что понятия зла и добра не всегда являются абсолютными и их оценка зависит исключительно от современной парадигмы, принятой в обществе.

К примеру, в средние «темные» века, когда общество было малообразованным, но весьма религиозным – сжигать людей, заподозренных в колдовстве было весьма высокоморальным поступком. Само собой, что в современную эпоху , науки и права, подобное считается ужасной глупостью и преступлением, но исторические факты никто не отменял. А еще было рабство, святые войны, различного рода и другие события которые воспринимались определенными частями общества, как что-то нормальное. Благодаря подобным примерам мы разобрались с тем, что мораль и ее нормы, это весьма условные правила, которые способны изменятся в угоду общественному укладу.

Несмотря на приведенные выше примеры и печальный исторический опыт в оценке тех или иных событий, сейчас мы имеем в определенном отношении более или менее адекватную систему моральных ценностей.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Золотое правило морали гласит:

«Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали с тобой. »

Существует несколько интерпретаций данного принципа, но все они передают одну суть.

Нормы и примеры морали.

К нормам и примерам морали можно отнести огромное множество аспектов, некоторые из них будут высокоморальными абсолютно везде, а некоторые спорными с учетом различия культурных особенностей. Тем не менее в качестве примера приведем именно те нормы морали, которые не вызывают сомнений.

Нормы морали в обществе:

  • Честность;
  • Храбрость;
  • Умение держать слово;
  • Надежность;
  • Щедрость;
  • Сдержанность (самоконтроль);
  • Терпение и смирение;
  • Милосердие;
  • Справедливость;
  • Терпение к различиям ();
  • Самоуважение и уважение к другим людям.

В регуляции поведения человека, межличностных и социальных отношений играют роль многие факторы, одним из которых является мораль.

Некоторые ценности и нормы могут немного варьироваться в зависимости от эпохи, народа, класса или общества.

Но все же принципы морали остаются неизменными практически во все времена и во всех уголках земного шара: не убивать, не воровать, не лгать, не делать другим того, чего не желаешь себе.

Что такое мораль

Мораль - это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль, связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что - нет? Другими словами - это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая - к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная - формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная - диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная - дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие - осуждают?
  • Контролирующая - позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума .
  • Интегрирующая - объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Структура морали

Важная ниша в структуре морали - система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.

Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность - жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд : любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности - например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности - оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать - следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни - как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д.), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными). Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.

Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать - это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек - признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов - только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные - обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль - передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что - «злом», что полезно человеку и обществу , а что - вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие - второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) - также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея - признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило - относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя - против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме - запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль - неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.

Публикации по теме