Название программы психологической подготовки детей к школе. Программа психологической подготовки детей к школе

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению.

Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 5,5 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.

Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

Программа предполагает занятия по 40 минут, в середине занятия предусмотрены два перерыва-разминки на 5 минут. Желательно, чтобы группа не превышала 3 человек.

В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.

ПРОГРАММА
“Хочу учиться!”

дошкольники

№ п/п Содержание Количество часов
1. Развитие внимания

Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.

12
2. Развитие памяти

Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.

10
3. Развитие мышления

Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации.

15
4. Развитие восприятия

Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)

10
5. Развитие воображения 7
6. Развитие мелкой моторики рук

Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук

10
Всего: 64

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
“Хочу учиться!”
(психологическая подготовка детей к школе)
дошкольники
4 часа в неделю, всего – 64 часа.

Содержание Количество часов
1. “Знакомство.

Сходства и отличия, память и произвольное внимание”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”.

2. Развитие памяти: “Гномик”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Сходства и отличия”.

4
2. “Недостающие фигуры, память и счет”

1. Развитие внимания, восприятия: “Стрелки”, “Фигурки”.

2. Развитие памяти: “Память и счет”, “Что лежит на столе”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Недостающие фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
3. “Лишний предмет, фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Нарисуй фигуры”, “Дорисуй картинку”.

2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”.

3. Развитие мышления, воображения: “Квадраты”, “Лишний предмет”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
4. “Коврики, классификация, запомни фразы”

1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”.

2. Развитие памяти: “Белочка”, “Запомни фразы”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
5. “Найди фигуру, память, фрагменты”

1. Развитие внимания, восприятия: “Мячики-цветочки”, “Помоги Бабе-Яге”, “Найди фигуру”.

2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”.

3. Развитие мышления, воображения: “Дорисуй фрагмент”, “Четвертая фигурка”, “Ёжики”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
6. “Каскад слов, домики, классификация”

1. Развитие внимания, восприятия: “Дострой фигуры”, “Улов”.

2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Запоминание цифр, букв, слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Соедини фигуры”, “Классификация”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
7. “Расставь значки, память, сравнение предметов”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь значки”, “Найди квадрат”.

2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”.

3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Сравнение предметов”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.

4
8. “Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”

1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Развитие пространственных представлений”.

2. Развитие памяти: “Слуховая память”, “Произвольная регуляция деятельности”.

3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”.

4
9. “Наблюдательность, графический диктант”

1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”.

2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”.

3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
10. “Зрительное воображение, что пропущено”

1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Расставь значки”.

2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”.

3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.

4
11. “Найди числа, узор, последовательные картинки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Наблюдатель”, “Найди числа”.

2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”.

3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Пропущенные фигуры”.

4
12. “Копирование образца, классификация, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Фрагменты”, “Цифры”.

2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Развитие памяти”.

3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Закономерность”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
13. “Веселые картинки, пропущенные фигуры”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай слова”, “Будь внимателен”.

2. Развитие памяти: “Рассказ”, “Весёлые картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Продолжи ряд”, “Пропущенные фигуры”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
14. “Лабиринты, парные картинки, закономерность”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай и запиши”, “Лабиринты”.

2. Развитие памяти: “Запомни и отыщи предмет”, “Парные картинки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Закономерность”, “Белочки”, “Настроение”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
15. “Лестница, третий лишний”

1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Корабли”.

2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.

3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.

4
16. “Сравни картинки, фигурки”

1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.

2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.

3. Развитие мышления, воображения: “Фигурки”, “Мышонок”, “Печенье”.

4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.

4

Литература:

  1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
  2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  3. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
  5. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
  6. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
  7. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
  8. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
  9. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
  10. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
  11. Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
  12. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.

«Подготовка к школе: занятия с психологом»

Возраст обучающихся - 5-7 лет. Срок реализации 8 месяцев (сентябрь - апрель)

Пояснительная записка

Настоящая программа направленна на профилактику проявлений различных форм школьной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения учебной деятельностью.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к оказанию действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста и подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

Цель программы - всестороннее развитие познавательной деятельности детей, важных для школьного обучения базовых умений на которых будут формироваться навыки чтения, письма, счета, способствовать формированию внутренней позиции школьника.

Задачи программы:

  • развитие познавательных психических проце ссов - восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развитие мыслительной деятельность ребенка;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций;
  • развитие произвольности психической деятельности и поведения;
  • формирование умений осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • учить правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • обучать умению анализировать и копировать образец;
  • формировать умение различать пространственные отношения между объектами.

Особенность данной программы заключается в том, что для всех детей создаются равные условия, одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психологических качеств и интеллектуальных умений необходимых для успешного обучения в школе.

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения, для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), 1 раз в неделю, по 30 мину. Занятия проходят в групповой форме.
Ожидаемые результаты программы и методы контроля.

По итогам обучения по программе ожидается, следующие результаты:

  • совершенствуются познавательные способности детей,
  • развиты мыслительные умения,
  • развита мелкая мускулатура рук,
  • научатся подчинять свои действия заданной системе требований,
  • осуществлять звуковой анализ и синтез,
  • действовать в соответствии с инструкцией взрослого,
  • научатся анализировать и копировать образец,
  • научатся различать пространственные отношения объектов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать такие показатели, как поведение детей на занятиях: отмечаются такие особенности при выполнении заданий как активность, заинтересованность, эмоциональное состояние, произвольность поведения, умение удержать инструкции. По итогам обучения по программе проводится фронтальная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа

1час 25 мин

Развитие мышления

1час 40 мин

Развитие внимания

1час 10 мин

Развитие памяти

1час 10 мин

Развитие пространственных представлений

Развитие умения анализировать и копировать образец

1час 10 мин

Развитие психомоторики

1 час 40 мин

Развитие восприятия

Развитие произвольности поведения, психической деятельности

1 час 45 мин

Развитие воображения

Итого


Тема. 1. Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа.


Практическая работа. Чистое произнесение сложных согласных звуков часто смешиваемых артикуляционно (скороговорки). Выделение отдельных звуков речи в словах. Различение звуков речи и слов близких по акустическим и артикуляционным признакам.

Тема. 2. Развитие мышления.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие вербального мышления (обобщения, конкретизации), критичности мыслительной деятельности - подбираем слова относящиеся к определенному понятию (овощи, транспорт…), нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), определение лишнего предмета, подбор обобщающего слова к набору слов. Развитие зрительного анализа, способности к синтезу, операции сравнения - рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Звери спрятались от волка», «Какую игрушку сняли»), игры с разрезанными картинками. Развитие операции абстрагирования - на примере формы и размер а («Разложи конфеты», «Положи игрушки в коробки») нахождение отличий («Найди отличия») Наглядно образного мышления, критичности мыслительной деятельности - нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), игры с перепутанными линиями («Помоги Ежику попасть в домик», «Помогу червячку»), рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Подбери заплатку», «Что перепутал художник»).

Тема. 3. Развитие внимания.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие устойчивости внимания - расставление значков в фигурах (в течении 2 мин), игры с перепутанными линиями, штриховка фигур линиями. Развитие распределения внимания - выполнение одновременно нескольких заданий («Слушай сказку и вычеркивай»). Развитие объема внимания - рассмотрение картинок с изображением предметов, дальнейшее воспроизведение их по памяти.

Тема. 4. Развитие памяти.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие слуховой памяти - сложение слогов в слова, повторение цепочки слов («Повтори и добавь», «Ряды слов», «У кого ряд длиннее»), воспроизведение второго слова в паре по памяти («Пары слов»); зрительной - изображение фигур с образца по памяти («Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй»), поиск на рисунках предметов по памяти («Запомни и найди»), запоминание последовательности картинок.

Тема. 5. Развитие пространственных представлений.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие умения различать пространственные отношения между объектами - рассмотрение рисунков выполнение заданий на определение предметов в пространстве («Что где находится», «Куда ускакал зайчик»), рисование предметов с противоположным пространственном направлении («Нарисуй наоборот»), раскрашивание фигур и рисование значков соответственно пространственному расположению («Раскрась домики и клеточки», «Внутри, справа, слев а, внизу»), графическое изображение узоров.

Тема. 6. Развитие умения анализировать и копировать образец.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие умения работать в соответствии с образцом - соединение точек, дорисовывание узора до конца строки, штриховка изображения. Срисовывание фигуры с образца, дорисовывание половины изображения предметов.

Тема. 7. Развитие мелкой моторики.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие микромоторики (дифференциация мышечных усилий) - штриховка фигур линиями, раскраска изображений с разной силой нажатия на карандаш, рисование узоров, изображений предметов, графическое рисование узоров, соединение точек по образцу.

Тема. 8. Развитие восприятия.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие зрительного восприятия - выделение отдельных частей предметов, сравнение предметов, нахож дение сходных и различных элементов - рассмотрении рисунков, выполнение предложенного задания («Где спрятались кошечки», «Что в школьном портфеле», «Что сначала, что потом»…). Развитие слухового темно-ритмического восприятия - повторении серии ударов карандашом о стол.

Тема. 9. Развитие произвольности поведения, психической деятельности.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Подвижные игры («Огонь-вода», «Иголка-нитка», «Карлики и великаны»…), изображение графических узоров («Графический диктант»).

Тема. 10. Развитие воображения.

Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование предметов на основе различных фигур.

Методическое обеспечение.

Занятия с детьми проходят в групповой форме. В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде, направленные на р азвитие тех или иных психических процессов.

На занятиях используются различные методы обучения - словесные, наглядные, практические. Такие приемы как игра, письменные и устные задания. Также активно используются методы мотивации поведения и деятельности - одобрение, похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению у детей, и тем самым способствует формированию внутренней позиции школьника.

По своей структуре занятие состоит из вводной части, основной и заключительной. Задача вводной части является создание у детей положительного эмоционального настроя, раскрепощения, создание атмосферы доверия и тепла. Используются игры и упражнений для привлечения внимания детей и направленные на развитие самоконтроля.

Основная часть включает в себя игры и упражнения направленные на развитие психических процессов дошкольников. Сначала детям подаётся инструкция (объяснение, разъяснение) к выполнению заданий, демонстрируется наглядный материал (если присутствует в задании). Далее дети выполняют упражнения и предложенные игры.

На каждом занятии проводятся динамические паузы.

В заключительной части подводятся итоги, обсуждаются трудности упражнений. Завершается занятие ритуалом прощания.

Для успешной реализации программы, важно следующие условия:

  • регулярное проведение и посещение детьми занятий,
  • чтобы каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
  • обсуждение ответов, по возможности с участием каждого ребенка,
  • чтобы каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий,
  • при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществление контроль за правильностью их выполнения,
  • соблюдение время предоставления тестового материала, где это обусловлено инструкцией,
  • чтобы каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца.

Материально-техническое оснащение:

  • просторное, светлое помещение;
  • стол и стул для педагога;
  • пространство для по движных игр;
  • столы, стулья для обучающихся;
  • доска, мел;
  • наглядные материалы.

Список литературы

  1. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. - М.: Генезис, 2014.
  2. «Цветик - семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет, под ред. Н.Ю.Куражевой. - СПб.: Речь, 2014.
  3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2006.
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. - СПб.: Питер, 2008.
  5. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  1. Панфилова М.А. Лесная школе: коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа. 2010.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Тетради для детей. - М.: Дрофа. 2010.
  4. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. - М.: Г енезис, 2013.
  5. Школа для дошколят. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН
  6. Школа для дошколят. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН
  7. Школа для дошколят. Развиваем память: Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН
  8. Школа для дошколят. Тренируем руку: Рабочая тетрадь. - М.: РОСМЭН

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на всю изученность по –прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, а у детей, поступающих в 1 класс, с каждым годом всё больше и больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, в нервно-психическом и функциональном развитии. Поэтому дети всё больше нуждаются в профессиональной помощи психолога, в психолого-педагогическом сопровождении в условиях ДОУ.

Эта работа включает в себя:

проведение диагностики готовности к школьному обучению;

прогнозирование на её основе школьных трудностей;

проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на обучение, воспитание и развитие у детей старшего дошкольного возраста комплекса функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе;

Для решения данной проблемы и оказания помощи к успешному поступлению в школу привели к необходимости создания «План-программы по подготовке детей к школе», которая включает цикл специальных коррекционно-развивающих тренингов для детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 7 лет)

Цель: подготовка к школьному обучению, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе (организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции).

3. Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижения тревожности, повышение уверенности в себе.

4. Профилактика и коррекция нарушений зрения, обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Форма организации занятий

Педагог-психолог по результатам диагностики формирует группу детей из 6 – 7 детей, желательно разнополые. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, беседы и т.д. Занятия длятся 25 минут, постепенно увеличивая к концу учебного года продолжительность занятий до 30 – 35 минут в зависимости от состояния и возможностей детей.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в большую клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура

Каждое занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 8 блоков заданий.

1. Игры и упражнения на социально-психологическую подготовку к школе. Это игры-приветствия, беседы, увлекательные задания, этюды, проигрывание ситуаций, рисуночная и песочная терапия, которые помогут рассказать о школе, проверить, готов ли ребенок к переменам в своей жизни: знает ли, что такое режим дня, уроки, перемена, правила гигиены, способен ли налаживать хорошие отношения со сверстниками и взрослыми.

2. Интеллектуально–развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия). Они направлены на умственное развитие детей через совершенствование органов чувств.

3. Дыхательно–координационные упражнения. Направленные на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, улучшения ритмирования организма, развитие самоконтроля и произвольности.

4. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

5. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

6. Пальчиковая гимнастика. Способствовать развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости рук.

7. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия, что значительно улучшает восприятие, активизирует процесс обучения.

8. Игры и упражнения на снятие психомышечного напряжения. Используется мышечная релаксация, аутотренинг и т.д.

Примерные занятия по социально-психологической подготовки детей к школьному обучению

1 подготовительное занятие

Задачи:

— Создание доверительной обстановки.

— Выяснение целей посещения занятий.

— Развитие зрительной памяти, внимания, мышления и речи у детей.

— Снятие эмоционального напряжения.

1 блок заданий:

Как твоё имя?

Ты хочешь в школу!

Мы рисуем (дошкольник и школьник).

2 блок заданий:

1. Назови слова (буква с)

2. Звери – насекомые – школьные принадлежности – транспорт.

3. Лишнее слово

4. Запомни и нарисуй

3 блок заданий: Упражнение «Певец» (со звуком а – о – у).

4 блок заданий: одновременно обеими руками в тетради нарисовать яблоко.

5 блок заданий: узор под диктовку.

6 блок заданий: «Кулак – ребро — ладонь», «Замок»

7 блок заданий: «Рисуем глазами квадрат» (зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами квадрат 3 раза по часовой стрелки, и 3 раза – против).

8 блок заданий: упражнение «Торт», «Куклы» («Петрушка» — «Буратино» — «Петрушка»), аутотренинг.

Примерный план занятия:

Задачи:

— Формирование адекватного представления о школьной жизни.

— Развитие зрительной, смысловой памяти, логического мышления, речи.

— Развитие слухового и зрительных анализаторов, пространственной ориентации, мелких мышц руки, сенсомоторных движений.

— Овладение навыками саморегуляции.

1 блок заданий:

Беседа: Школа и школьные правила

2 блок заданий:

1. Придумай к паре слов третье слово по смыслу.

2. Запомни цветные знаки и назови.

3. Сравни и заполни.

4. Говори наоборот.

3 блок заданий: Упражнение «Ракета».

4 блок заданий: Одновременно нарисовать обеими руками 2 круга и заштриховать их вертикальными линиями.

5 блок заданий: узор под диктовку.

6 блок заданий: «Лягушка», «Лязгинка», «Ухо-нос».

7 блок заданий: «Рисуем глазами треугольник» (зафиксировав подбородок руками, рисуем глазами треугольник 3 раза по часовой стрелки, и 3 раза – против).

8 блок заданий: упражнение «Возьми себя в руки», релаксация «Волшебный сон».

Используемая литература
(упражнения, задания, игры):

С.А Козлова «Социально – психологическая подготовка к школе» — М.; Школьная Пресса, 2004.

С.В. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 7 лет» — М.: Издательство Гном и Д; 2001

А.Л. Сиротюк «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — М.:ТЦ Сфера, 2003

Елена Бенецкая

ВВЕДЕНИЕ

Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, но и эмоциональный интеллект, личностные качества ребенка, коммуникативные навыки.

Становление личности – одна из важнейших сторон нравственного воспитания, которое включает в себя освоение растущим человеком моральных ценностей, формирование нравственных качеств и способности жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении.

Нравственное развитие ребенка основывается на следующей структуре :

Когнитивный компонент (нравственное сознание) – знание нравственных норм, знание о том, что хорошо, а что плохо.

Эмоциональный компонент (нравственные чувства) – чувства, которые вызывают у ребенка эти нормы (ребенок может знать, что жадным быть плохо, но при этом негативно относиться к этой норме – ведь жадным быть так выгодно)

Поведенческий компонент (нравственная направленность поведения) – реальное поведение ребенка, оно может как соответствовать моральным нормам, так и противоречить им.

Знание не всегда принимается ребенком на эмоциональном уровне. Задача педагогов и родителей не только дать знания, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны малыша – их реализации им в повседневных поступках. А это возможно лишь через практическую деятельность : личный пример, игру, этюды, упражнения.

Проблемой педагогов-психологов в маленьких городах , поселках является непросвещенность населения, недоверие. Большинство родителей не созрели для принятия психологической помощи . Но есть вопрос, который волнует всех без исключения родителей – это подготовка ребенка к школе .

Чтобы расположить к себе родителей, вызвать в них интерес и доверие, мной и была выбрана именно эта тема «Психологическая готовность ребенка к школе ». Чем больше я изучала материал, тем больше убеждалась в актуальности данной проблемы, тем более, что и администрация детского сада, и воспитатели сделали заявку именно по этому вопросу. Нарабатывать материал начала с 1998 года. Разработала план работы кружка «Фантазеры» - куда вошли 28 занятий, которые проводились в подготовительной группе 1 раз в неделю. На этих занятиях больший акцент делался на развитие психических процессов : мышление, память, внимание и т. д.

Но диагностические исследования детей , анкетирование родителей и воспитателей побудили меня к созданию новой программы , где на первый план вышли задачи на развитие коммуникативных способностей, эмпатии, структуру самосознания, которую образуют следующие компоненты : самооценка, притязание на признание, образ себя как представителя определенного пола.

Занятия организуются в игровой форме, т. к. это основной вид деятельности дошкольников . Проводятся с детьми подготовительной логопедической группы 1 раз в неделю, с октября по апрель.

Цель : Подготовка детей к школе .

Задачи :

1. Развитие коммуникативных качеств, преодоление барьера в общении, снятие психического напряжения .

2. Формирование эмоционально-мотивационной установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

3. Расширение представлений детей о школе , снятие страха перед школой ; формирование у детей позиции «Я – школьник » .

4. Развивать интеллект дошкольников : образное логическое мышление, все виды памяти, внимание, восприятие, речь, готовить руку к письму.

По традиции каждое занятие начинается с речевки – это дисциплинирует, объединяет ребят и настраивает на работу.

Все занятия состоят из подбора дидактических, подвижных игр, этюдов и упражнений, благодаря которым занятия проходят динамично, интересно и помогают решить все указанные выше задачи. Частая смена деятельности позволяет не допустить утомления и на протяжении всего занятия удерживать внимание детей , желание заниматься.

Планируемый результат :

1. 100% подготовка детей к школе .

2. Положительная мотивация к обучению в школе .

3. Развивать у детей такие качества как терпимость, усидчивость, дисциплинированность, доброта, взаимопонимание, доброжелательность, активность.

Тематический план

I Развитие коммуникативных навыков, преодоление барьера в общении, снятие психического напряжения .

II Развитие эмоциональной сферы, самосознания и индивидуальности.

III Расширение представлений о школе , принятие себя в роли ученика.

IV Развитие психических процессов (мышление, речь, внимание, память, восприятие)

Игры, этюды, упражнения : «Соберитесь вместе» , «Давайте поздороваемся» , коллективное сочинение сказки, «Встаньте все те, кто…» , «Мое настроение» , «Подарок на всех» , «Сбрось усталость» , «Нарисуй настроение» и т. д.

Этюды и упражнения : «Угадай эмоцию» ,

«Лото настроений» , «Новая кукла» , «Баба Яга» , «Золушка» , «Назови похожее» и т. д.

Беседа «Кое-что о школе » , чтение стихов и произведений о школе , знакомство с умными книгами : словарями, энциклопедиями, учебниками и т. д.

Дидактические игры и упражнения : «Пальчиковая гимнастика» , «Угадай загадку» , «Найди по описанию» , «Плохо-хорошо» , «Что изменилось?» , «Непохожих не бывает» и т. д.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Гаврина С. Е. и другие «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать»

Ярославль 1997г.

2. Калинина Р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника »

3. Козлова С. А. «Мой Мир – приобщение ребенка к социальному миру»

Москва 2000г.

4. Лебеденко Е. Н. «Развитие самосознания и индивидуальности»

Москва 2003г.

5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения»

Москва 2001г.

6. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей »

Ярославль 1997г.

7. ТРИЗ : журналы «Дошкольное воспитание » №№7-8,9-10 за 1992г. ;

№№3,4,6 за 1993г. ; №№5,10 за 1994г. ; №№4,6 за 1995г.

8. Хухлаева О. В. «Лесенка радости»

Москва 1998г.

9. Чистякова М. И. «Психогимнастика »

Москва 1990г.

10. Шипицина Л. М. и другие «Азбука общения»

Публикации по теме:

Доклад для родителей в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность ребёнка к школе» Тема собрания: «Психологическая готовность ребёнка к школе».Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности.

Проект «Подготовка детей к школе» Актуальность проекта: Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают.

Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- д/с №1 «Колокольчик» Консультация для родителей в подготовительной.

Программа кружка «Подготовка к школе» Пояснительная записка. Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологической подготовке детей к школе

« Психологическая азбука»

2014/2015 учебный год

2 часа в неделю (всего 66 часов)

Учебно-тематический план (66 часов)

№ занятий

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. Знакомство. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития.

1.1.

Введение. Знакомство с детьми.

  1. Упражнение «Как Вас зовут», «Загадки»
  2. Игра «Назови имя», «Больше всего я люблю», «Море волнуется».

3. Упражнение «Пальчиковая гимнастика». Цветовое оформление занятия.

1 ч.

1.2.

Общая осведомленность. Кругозор детей.

  1. «Сходства и отличия» , «Определение времени года по картинкам»
  2. Методика «Загадки», «Сравни картинки»
  3. Упражнение « Подвижность, сила и гибкость пальцев»

1 ч.

1.3.

Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов.

  1. Методика «Различие правой, левой сторон», « Построение заборчика»
  2. Методика «Установление закономерностей», «Какие предметы спрятаны в рисунках»
  3. «Исключение неподходящей картинки», «Штриховка»
  4. Общеразвивающие подвижные игры

2 ч.

РАЗДЕЛ 2. Развитие познавательной сферы и моторики детей.

2.4.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. Игра «Назови и запомни овощи», «Выполни команду», «Раскрась правильно»
  2. «Запомни точно», «Слуховая память», «Запомни фразы»
  1. «Кто кем(чем) будет?», «Кто кем был», «Жили-были», «Кто без чего не обойдется»
  2. «Нарисуй по точкам»

2ч.

2.5.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Вычеркни лишние фигурки», «Найди и раскрась два одинаковых квадрата», «Простые рисунки»
  2. «Нарисуй точно», «Слуховая память», «Графический диктант»
  3. «Простые рисунки», «Кто это?», « Постройка дом», «Изобрази сюжет картинки»
  4. «Пальчики узнавальчики», «Нарисуй по точкам, заштрихуй и раскрась»

2ч.

2.6.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Где кончается каждая линия?», «Найди такой же, раскрась», «Дорисуй»
  1. «Видеоскоп», «Цепочка слов»
  1. «Эхо»,»Лишнее слово», » Винни пух и все, все,все»

4. «Нарисуй по образцу и заштрихуй»

2 ч.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Дорисуй то чего не хватает», «Буквы обводи, цифра зачеркни», «Найди отличия»
  2. «Найди картинку», «Выполняй по хлопку» «Ближе дальше»
  1. «Аукцион слов», «Отгадай загадки»
  2. «Пальчиковая рулетка», «Две сороконожки»,»Напрягаем -расслабляем»

2ч.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Найди и обведи»,»Угадай кто говорит», «Запомни и зарисуй»
  1. «Слепой и поводырь», «Нарисуй по памяти», «Сосед слева, сосед справа»
  2. «Настроение», «Черный ящик»,»Подарок»

4. «Нарисуй по точкам», «Движение в средней зоне»

2ч.

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Крупная и мелкая моторика

  1. «Что появилось нового?», « Чего не хватает?»
  1. «Зрительная память», «Графический диктант»
  1. «Точка зрения», «Какое что бывает?», «Что где растет», «Отгадай предмет по описанию»
  1. «Ловушка», «Где мы были, мы не скажем»

2 ч.

2.10

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Зашифруй слова», «Зашифруй цифры», «Подери картинку»
  1. « Копирование образца», «Раскрась правильно»
  1. « Найди меня», «Поиграем, помечтаем», «Составь рассказ с использованием определенных слов»
  2. «Веселый оркестр», «Братцы», «Сова»

2ч.

2.11

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Продолжи ряд», «Незаконченные рисунки»
  1. «У кого ряд длинее», «Запомни точно», «Запомни и отыщи предмет»
  2. «Установи связь между предметами», «Рисуем героев стихотворения», « Инсценируем стихотворение»
  3. «Нарисуй по точкам», «Печатная машинка», «Ходилки»

2 ч.

2.12

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Волшебный мешочек», «Зашумленные фрукты и овощи», «Разрезанная капуста»
  2. «Чей узор лучше?», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй»
  1. «Как люди», «Расставь картинки по порядку», «Найди общее слово»

4. Самомассаж «Лисонька», «Раздели ягоды»

2ч.

2.13

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Разрезанная картинка», «Собери цветы», «Наведем порядок»
  1. «Нарисуй по памяти», «Механическая память и осмысленное запоминание»
  2. «Собери картинку из частей и составь рассказ», «Найди лишнее»
  3. «Обведи по контуру правой и левой рукой», «Поиграем с орешком», «Соедини точки»

2ч.

2.14

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. « Продолжи узор», «Заполни пустые фигуры по образцу»
  2. «Повтори рисунок», «Графический диктант»
  3. «Скажи наоборот.Закончи предложения», « Назови одним словом», «Подумай и дорисуй»

4. «Лепка гриба»

2ч.

2.15

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Птичка», «Собери картинку», «Пройдись по следам», «Чувствуем спиной»
  2. «Эталоны», «Выполни задание по образцу»
  3. «Времена года», «Расставь картинки по порядку»
  4. «Лабиринт», «Человек из шишки»

2ч.

2.16

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Разложи в ряд», «Собери яблочко», «Ежик»
  2. «Заполни пустые фигуры», «Запомни фразы и произнеси»
  3. «Порядок в доме», «Найди деревья», «Назови одним словом»
  4. «Обведи по контуру не отрывая руку», «Дорисуй вторую половинку»

2ч.

2.17

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

1. «Внимательно», «Кто точнее нарисует»

  1. «Графический диктант», «Запомни и нарисуй»
  1. «Расставь картинки и составь рассказ», «Дорисуй и назови», «Волшебные кляксы»
  2. «Здороваемся в парах», «Поиграем с орешком»

2ч.

2.18

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Расставь точки», «Наблюдательность»
  2. «Да и нет», «Узор»
  1. «Измени конец сказки» «Немного перепутал»
  2. «Перепутанные линии», «Занимательная гимнастика»

2 ч.

2.19

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Найди отличия», «Четыре стихии»
  2. «Зрительная память», «Десять слов»
  3. «Путешественники-исследователи», «Кто все занет молодец»

4. «Дорисуй вторую половинку»

2 ч.

2.20

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

  1. Мелкая моторика
  1. «Пройди через лабиринт», «Сосчитай фигуры»
  2. «Графический диктант», «Нарисуй по памяти»
  3. «Что сначала, что потом», «Пантомима»
  4. «Наши увлечения», «Гимнастика для кисти и пальцев рук»

2 ч.

2.21

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Что ты видишь?», «Штриховка»
  2. «Запомни точно», «Срисуй фигуры точно»

3.« Составь рассказ. Снеговик», «Цветная сказка»

4. «Нарисуй одной рукой», «Ладошки»

2 ч.

2.22

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Нарисуй одной рукой», « Нарисуй точно такую же»
  2. «Белочка», «Запомни фразы»
  1. «Обобщение», « Инструменты»
  2. «Нарисуй по точкам», «Напрягаем-расслабляем»

2 ч.

2.23

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Мячики-цветочки», «Коврики», «Найди фигуру»
  2. «Запомни и ответь», «Найди и раскрась одинаковым цветом»

3.«Что растет в саду», «Полет шмеля»

4. «Работа с бумагой», «Зернышко»

2 ч.

2.24

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Назови транспорт», «По машинам»
  2. «Посмотри и угадай», «Копирование образца»
  3. «Зашифрованный рисунок», « Что лишнее»

4. «Нарисуй одной рукой», «Соедини линии»

2ч.

2.25

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Синхронный счет», «Живые цепочки»
  2. «Слуховая память», «Произвольная регуляция деятельности»
  3. «Зоопарк», «Зашифрованный рисунок», «Угадай кто я»

4. «Нарисуй картинку», «Поиграем с орешком»

2 ч.

2.26

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Найди одинаковые и отличающиеся», «Составь фигуру»
  2. «Запомни картинку», «Запомни порядок»
  1. «Способы применения предмета», «Вордбол»
  2. «Нарисуй такую же картинку», «Дорисуй вторую половину», «Подвижность пальцев»

2 ч.

2.27

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

1. «Сравни предметы», «Образец и правило»

  1. «Графический диктант», «Быстрый ответ»

3.«Эрудит», «Зашифрованная картинка»

4. «Ухо нос», «Лезгинка», «Две сороконожки»

2ч.

2.28

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Найди фото», «Нарисуй так же», «Покажи одинаковые»
  2. «Графический диктант», «Запомни и отыщи предмет»
  1. «Найди пару», «Противоположности», «Исключи лишний»
  2. «Дорисуй вторую половину», «Лезгинка», «Две сороконожки»

2 ч.

2.29

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Перепутанные линии», «Звездное небо»
  2. «Картинки-помощницы», «Графический диктант»
  3. «Найди такие же», «Кленовые листья», «Чем отличаются»

2 ч.

2.30

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Узнай цифры», «Чего не хватает?»
  2. «Две картинки», «Одинаковые рисунки»
  3. «Загадочные фигуры», «Золотая рыбка»
  4. «Подвижность, сила и гибкость пальцев»

2 ч.

2.31

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Выполни задание по образцу», «Найди дом цыпленку»
  2. «Найди и раскрась одинаковых», «Слуховая память»
  3. «Какие квадраты одинаковые?», « Фантастическое дерево»
  4. «Подвижность, сила и гибкость пальцев»

2 ч.

2.32

  1. Внимание, восприятие
  1. Память

3.Мышление, воображение

4. Мелкая моторика

  1. «Геометрические фигуры», «Развитие пространственных представлений»
  2. «Сочини рассказ по картинке», «Графический диктант»
  3. «Фантастическое животное», «Дорисуй фрагмент»
  4. «Нарисуй одной рукой»

2 ч.

2.33

  1. Резерв

2ч.

РАЗДЕЛ 3. Вторичное исследование познавательной сферы детей и моторики.

3.34- 3.35

Исследование общей осведомленности, памяти, внимания, воображения,мышления. Восприятие. Представление о внешних свойствах предметов. Мелкая моторика.

4ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа психологической подготовки детей к школе « Психологическая азбука» направлена на развитие познавательной сферы и моторики дошкольников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, так как, с нашей точки зрения, именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.

Данная программа включает следующие разделы:

Раздел 1. Знакомство. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития. (4 часа)

Введение. Знакомство с детьми. Исследование познавательной сферы, общей осведомленности и кругозора детей. Исследование мелкой моторики, восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представление о внешних свойствах предметов

Раздел 2. Развитие познавательной сферы, крупной и мелкой моторики детей. (60 часов)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Описание предметов. Составление рассказов по картинкам. Живое-неживое. Выделение признака формы, Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Составление целого из частей на разрезанном наглядном материале.Дифференциация правой (левой) сторон. Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, выше-ниже, и т.д.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона), расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Изучение временных показателей: времен года, дней недели. Последовательность событий. Раньше-позже. Развитие мыслительных операций сравнения (как правильно и неправильно сравнивать). Развитие тактильно-двигательного восприятия. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из раного материала. Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие слуховой и тактильной координации. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации.

Раздел 3. Вторичное исследование познавательной сферы и моторики детей. Групповое и индивидуальное обследование. (4 часа)

Программа рассчитана на 66 занятий в году (2 часа в неделю).

Резерв - 2 часа.

Краткая характеристика развивающей программы

Для дошкольников

« Психологическая азбука ».

Подход к разработке основных принципов и содержания развивающей программы обусловлен тремя обстоятельствами:

  1. Применительно к развитию детской психики четко сформулировано положение состоящее в том, что естественный ход развития познавательной деятельности детей начинается с глобально-диффузного отражения действительности и постепенно переходит ко все более расчлененным и дифференцированным ее формам. Эффективное преодоление глобальности и недифференцированности детской психики рассматривается как фактор психического и, в частности умственного развития детей. Способом же расчленения их чувственных впечатлений выступает всестороннее развитие процессов анализа, под которыми мы понимаем выделение в объекте различных сторон, свойств, связей и отношений и соответствующих им форм синтеза.
  2. Изучая психологические причины трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, наблюдается, что около 70% трудностей по этим предметам обусловлено недостатками развития различных видов и форм процесса анализа и синтеза. Поскольку в усвоении знаний процессы анализа и синтеза играют ведущую роль, их целенаправленное развитие позволит устранить значительное число трудностей у будущих учащихся в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний.
  3. Актуальности

Целью данной развивающей программы является формирование у детей психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых знаний. Обучение будущих школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико-синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал детей, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, то есть его мировоззрения.

Определяя содержание занятий психологического развития дошкольников мы основывались прежде всего на:

1) Актуальности целенаправленной и систематической работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Так как эта деятельность способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

2) анализе психологических причин трудностей, которые испытывают дети при усвоении нового материала по основным школьным дисциплинам – русскому языку, чтению, математике;

3) необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста;

4) необходимости формирования психологической готовности учащихся к началу школьного обучения.

Исходя из этого содержанием этих занятий явилось развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью , (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать педагога, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.

«Стержнем» данной развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность детей. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их.

Так, задача решаемая в процессе развития восприятия , - научить детей не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов, но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, то есть умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти будущих первоклассников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперировать объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним-двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом постепенно закладываются основы абстрактного мышления у дошкольников. Не менее важной является и подготовка мышления детей к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей данной программы, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук:

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаем, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используем следующие приемы:

  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития дошкольников – формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (занятие 2.29, «Найди такие же»). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями, и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме.

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований будущих первоклассников, например, внутреннего плана действия. Задания направлены на развитие умения расчленено воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (занятие 2.23, « Запомни и ответь»).

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности).

Структура занятий психологического развития

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях, постепенно должен у детей закрепиться. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова.

Так же важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности.

Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса детей к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней психологической направленности.

Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы детей на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Ахутина Т.В., Игнатьева СМ., Максименко ММ. Методы нейропсихологического обследования детей // Вестник Московского ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1996.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Изд-во АПН, 1947.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Педагогика, 1960.
4. Глас Д., Стэнли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. - М.: Прогресс, 1976.
5. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования дошкольников. - М.: Советская педагогика. 1974.
6. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. - М.: Медицине, 1996.
7. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению детей младшего школьного возраста / Актуальные проблемы педагогической практики. - СПб.: Акционер и К, 2004.

    2. Научить детей выполнять графические задания, данные по образцу.

    3. Научить детей правильно держать в руках карандаш и проводить им линии по данному образцу.

    МАТЕРИАЛ: Цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги, заготовки рисунков овощей, листы бумаги с графическими заданиями.

    ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

    1. Листы с графическими заданиями.

    2. Цветные карандаши, простые карандаши, чистые листы бумаги.

    3. Заготовки овощей на листах бумаги.

    4. Кассеты с записями мелодий.

    СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

    Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее. Я очень рада видеть вас у себя в гостях. И сегодня я хочу поздороваться с вами по особому. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и точно так же передаст его соседу - дотронется до него. И так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Замечательно!

    Игра « НАЗОВИ И ЗАПОМНИ ОВОЩИ ».

    1. Учащимся дан рисунок, на котором изображены следующие овощи

    1. Картофель -- Помидор
    2. Огурец -- Тыква
    3. Морковь -- Арбуз

    Психолог: Рассмотрите внимательно рисунок. Какие предметы изображены на нём? Нарисуй от точки на морковке – короткие чёрточки, на картофелинах – точки, На огурцах – линии. Раскрась линии.

    Упражнение « ЗАГАДКИ ».

    1) Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (МЯЧ)

    2) Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)

    3) Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (СОБАКА)

    4) Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьёт, песенки поёт. (КОШКА)

    5) Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз,

    А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (МЕДВЕДЬ)

    6) Поверну волшебный круг и меня услышит друг. (ТЕЛЕФОН)

    Упражнение « МЫ РИСУЕМ » (Графическое задание).

    Учащимся раздаются листы бумаги, на которых даны ряды изображений. Им даётся задание закончить данные линии по образцу, не нарушая закономерности.

    « О ЖЁЛТОМ ЦЫПЛЁНКЕ ».

    « Жил – был маленький жёлтый цыплёнок. И были у него мама (большой палец) и папа (средний палец). На день рождения цыплёнку подарили большую конфету – карандаш, которая была очень тяжёлой. Решили положить её на папу – средний палец, а мама – большой палец сверху придерживает, а цыплёнок клюёт указательным пальцем ».

    Так ребёнок обучается свободно держать карандаш, не прогибая от напряжения указательный палец в фаланге.

    Пальчиковая гимнастика:

    «Кулачки – ладошки» (выполняется двумя руками 10 раз)

    «Большой палец здоровается со своими братьями» (2 раза каждой рукой).

    Игра « ЗАСОЛКА КАПУСТЫ ».

    Дети сначала по подражанию взрослому, затем самостоятельно выполняют движения одновременно с проговариванием текста игры:

    « Мы капусту рубим » - движения кистями и ладонями.

    « Мы морковку трём » - пальцы сжать в кулаки, движения от себя, к себе.

    « Мы капусту солим » - пальцы собраны в щепотку.

    « Мы капусту жмём » - движения пальцами рук: сжимаем, разжимаем.

    Игра « ОГУРЧИК ».

    Дети выполняют движения пальцами под текст русской песенки.

    Огуречик, огуречик -- правая рука сжата в кулак, большой палец поднят вверх.

    Не ходи на тот конечик – движения « шаги » указательного и среднего пальцев обеих рук.

    Там мышка живёт – пальцы левой руки охватывают мизинец правой.

    Тебе хвостик отгрызёт.

    Игра-разминка "Кто кем (чем) будет?"

    Игра хороша тем, что можно играть и с группой и вдвоем с ребенком. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

    Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

    - цыпленок - петухом;

    - мальчик - мужчиной;

  • теленок - коровой или быком

- бумага - книгой

- снег -водой

- вода - льдом

- семечко - цветком

- мука - блинчиками, хлебом, пирожком, макаронами и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?"

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

-пирожок - тестом

  • мужчина - мальчиком
  • женщина -девочкой

Игра «Съедобное – несъедобное»

Упражнение выполняется с мячом. Ведущий называет различные предметы: если это съедобное – игроки ловят мяч, а если нет, то не ловят.

Игра "Жили-были..."

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.

Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

Для детей поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос:

"Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

«Жила-была маленькая девочка, что с ней потом стало?»- Она выросла, и стала взрослой женщиной»

«Жило-бало яйцо, что с ним потом стало?»

«Жил-был щенок или птенец?»

Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Упражнение «Простые рисунки».

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать

Упражнение «Графический диктант».

Загадка: Кашу варим в ней и суп. Будут сыты все вокруг (кастрюля).

Выполните задание под мою диктовку. Отгадайте загадку по окончании работы.

2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Подведение итогов занятия. Цветовое оформление занятия.


Публикации по теме