Отчет практиканта по педагогической практике. Отчет по практике педагогическая практика на гоувпо «челябинский государственный университет

студента — практиканта
____группы ___ курса
факультета Технологии и Предпринимательства
_______________________________

проходящего педагогическую практику в
___________________________________
в период с ___________ по ___________

С _______— ___ года по _______— ____года я проходил практику в ____________________________.

1. Отчет по педагогической практике — выполнение плана

В ходе педагогической практики я познакомился с направлениями воспитательной работы школы и организацией педагогического процесса в современных условиях.

Как учитель закрепил и углубил теоретические знания, полученные в ходе психолого-педагогических и специальных дисциплин. Овладел содержанием, формами и методами воспитательной работы по предмету и в коллективе, классе, умениями и навыками анализа организации содержания и результатов педагогического процесса.

Усвоил методы и приёмы планирования деятельности учителя.

В ходе практики совершенствовал такие профессиональные умения как: изучение личности ученика, его возрастных и индивидуальных особенностей, изучение классного коллектива, изучение особенностей классного руководителя, коллектива и воспитательной работы, с учётом индивидуальных и групповых особенностей учащихся класса.

Также учился планировать содержание и методы по руководству учебной и внеклассной воспитательной деятельности школьников; организацию, ход и результат деятельности классного руководителя и учителя по специальности своей педагогической деятельности.

За период прохождения педагогической практики я считаю, что план я выполнил. Были некоторые отклонения плана в посещениях уроков, но это время я тратил на подготовку к проведению уроков и классных часов.

Так же я тратил время на помощь учителю технологии в подготовке материала для уроков, оказывал помощь в проведении классных часов, помощь в проведении других общешкольных мероприятий по заданиям педагога организатора и зам. директора по воспитательной работе.

2. Количество посещённых занятий, их обсуждений

3. Отчет по педагогической практике — основные результаты посещений

Посещая уроки, я наблюдал за учениками, их поведением и отношениями в классе. Наблюдал, как дети готовятся к урокам, выполняют домашнее задание, работают на уроке, в каких отношениях с учителями, как учителя относятся к ученикам.

Пронаблюдать какие методы применяют учителя в обучении учащихся на уроках. Всё это позволило мне сделать выводы об отношениях в классе между учениками, в общем, и отношении каждого ученика к учёбе и классу.

Посещая внеклассные мероприятия, я так же наблюдал за учениками и их поведением. Это мне позволило сделать выводы о поведении учеников во внеурочное время. На родительском собрании я познакомился с родителями учеников, побеседовал с некоторыми, составив представление о семейном положении и об отношениях в семье.

Посещая кружок «Умелые руки» я посмотрел, какие изделия изготовляют дети на кружке. Беседовал с детьми об их работе, и подсказывал правильность выполнения операций.

Проведя внеклассные мероприятия, я смог составить общую картину о работе школы, о своих учениках.

4. Отчет по педагогической практике — основные дидактические задачи

Задачи, решаемые в период педпрактики, полученные результаты

В период прохождения практики я ставил перед собой следующие задачи:

  1. Познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе.
  2. Познакомиться с особенностями работы учителей.
  3. Освоить педагогические формы взаимодействия с учениками.
  4. Применить приобретённые знания на практике.
  5. Научиться планировать и анализировать свою деятельность.
  6. Овладеть навыками грамотно, понятно и логически верно преподносить новый материал.
  7. Ознакомиться с опытом учителей и перенять наиболее эффективные приёмы и методы обучения.
  8. Получить навыки индивидуальной работы с учащимися.
  9. Научиться планировать работу классного руководителя, выполнять все его функции.

Я считаю, что за период прохождения педпрактики все поставленные мной задачи я выполнил.

5. Какие уроки проходили более удачно и почему?

Каковы были затруднения в урочной работе и их причины?

В ходе проведения уроков я сталкивался с затруднениями на первых занятиях из–за того, что я не знал учащихся по именам, их индивидуальных особенностей личности, их индивидуальных возможностей и знаний.

Так же были затруднения из-за моего небольшого волнения, я иногда сбивалася в ходе рассказа. В начале всех первых уроков были затруднения с дисциплиной учащихся, но по ходу урока эти затруднения решались, так как ближе познакомившись, мы с учениками находили общий язык.

Последующие уроки прошли отлично. Я, уже знал нарушителей дисциплины, пресекал их нарушения. Знал имена учеников и их отношение к предмету, знание предмета, способности учеников, что облегчило мне общение с ними и распределение индивидуальных заданий.

6. Какие изготовлены наглядные пособия

Были изготовлены технологические карты, плакаты, сигнальные карточки, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты.

7. Отчет по педагогической практике — внеурочная работа — анализ

За время прохождения практики мной было организовано и проведено одно внеклассное мероприятие по технологии: «Своя игра». Были проведены классные часы на темы: «Языковой паспорт говорящего», «Мир профессий», «День матери». Конкурс «Милая снегурочка».

Классный час на тему: «Мир профессий»

  • Оказание помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии.
  • Воспитание профессионально-правовой культуры личности старшеклассника.
  • Воспитание гражданской позиции школьников.

Анализ проведенного мероприятия

Тема, как мне кажется, актуальна во все времена, так как восьмиклассники уже задумываются над тем, куда пойти учиться и кем быть.

На мой взгляд, проведенное мероприятие помогло ребятам более точно определиться с выбором дальнейшей профессии. Они активно участвовали, подбирали материал, высказывали охотно свое мнение по поводу данной работы.

Поэтому эта тема актуальна и ценна с образовательной точки зрения для учеников старшего звена. Данное мероприятие содержит не так много материала для нравственного становления учащихся, для лучшего понимания вопросов морали, что, несомненно, является доминирующим направлением их развития на данном возрастном этапе.

Но зато исторические факты, освещаемые данным мероприятием, очень полезны для расширения общего кругозора учащихся, т.к. этот вопрос почти не рассматривается в школьном курсе истории. В процессе подготовки содержится много возможностей для творческого проявления личности каждого ученика, для сплочения коллектива и развития его самостоятельности и активности, что очень важно для данного коллектива.

Дисциплина в продолжение всего мероприятия была хорошая.

В процессе подготовки и проведения мероприятия детьми овладел дух соревнования: кто лучше представит свою профессию.

Цель мероприятия достигнута. Его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность заключается в том, что ребята действительно еще больше сплотились в ходе проведения и, особенно, подготовки мероприятия, узнали много нового, многому научились в совместной работе.

При подготовке и проведении мероприятия невысокая активность некоторых учащихся несколько снизила воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым.

Я думаю, что в будущем подобные мероприятия также будут вызывать интерес и инициативу у ребят данного класса, поэтому я бы посоветовал классному руководителю проводить такие мероприятия в дальнейшем.

Так же я оказал помощь классному руководителю во внеклассном мероприятии, посвященном Дню матери. Необычность его проведения в том, что все ребята принимали в нем участие, желающие заняли роли ведущих, остальные вмести со своими родителями охотно приняли участие в игре. Всех ребят наградили памятными подарками.

Мною было проведено внеклассное мероприятие по предмету «Своя игра»

Цель работы: активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

  1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.).
  2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
  3. Расширение кругозора.
  4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе мероприятия, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
  5. Совершенствование сочетания индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

На мой взгляд, все получилось удачно, не зря мы вместе с ребятами к нему так тщательно готовились, оформляли зал. Все участвовали с большим желанием.

Цель достигнута, задачи решены. Отчет по педагогической практике составлен

8. Какая проводилась научно исследовательская работа?

Во время педагогической практики я провел исследование здорово сберегающих особенностей организации и проведения занятий по проектированию и изготовлению устройств для профилактики заболеваний школьников в условиях школьной мастерской.

9. Участие в других видах работы

Во время проведения в школе вечеров я помогал дежурить на вечерах.

10. Отчет по педагогической практике — общие выводы

За время прохождения практики я попробовал себя в качестве учителя технологии. Пытался проводить уроки что, по словам учителя и собственного самоанализа, получалось не плохо, хотя мне ещё нужно набраться опыта и немного смелости.

Также мне нужно поработать над применением эффективных методов обучения учащихся. Это заключается в том, что у школы не хватает средств на приобретение материалов и оформление кабинетов. Внеклассная работа с классом прошла отлично. Все проведённые внеклассные мероприятия прошли как бы «на одном дыхании». Мне удалось найти подход к классу, и дети слушались и выполняли все мои поручения.

Я заметил в них один недостаток: после уроков все спешат домой. Но когда начинаешь проводить мероприятие, эта проблема отпадает сама собой и уже не слышно выкриков «Хочу домой».

Предложение вузу по педпрактике: сделать практику более продолжительной и уменьшить объём отчётности по практике. Заполнение большого количества дневников мешает, отвлекает от учебного процесса и внеклассной работы.

Но в целом пожелать хочется творческих успехов всем!

Отчёт по педагогической практике

Пробные уроки в начальной школе”

Самым важным явлением в

школе, самым поучительным

предметом, самым живым

примером для ученика является

сам учитель.

А. Дистервег

Я, Иванчик Ольга Геннадьевна, давала пробные уроки, в школе № 11 г. Лида в 3 «В» классе у учительницы Новиковой Ольги Олеговны.

На протяжении всей практики я :

Сформировала умения руководить самостоятельной деятельностью учащихся.

Вооружилась умением аргументировано анализировать проведённые уроки.

Училась правильно формировать и определять цели и задачи, построением важнейших этапов урока.

Овладела умениями планировать тему урока.

Училась правильно выбирать методы и приёмы на каждом этапе урока, способствующих развитию самостоятельного и творческого мышления.

С первого дня мы начали давать уроки в школе, а также наблюдали за уроками, которые проводили остальные практиканты. Ольга Олеговна тепло нас приняла и на протяжении всей практики она показывала нам, как нужно обращаться с детьми, давала полезные советы по проведению уроков, и мы в свою очередь учились правильно давать уроки. Мы прислушивались, наблюдали за всем этим и писали анализы уроков, а в конце каждого анализа делали вывод о проведенном уроке, о его структуре, поведении детей и их активности.

В первые дни практики нам было трудно, так как мы еще не знали детей, их уровень развития. Давая первые уроки в этом классе, мы боялись, что детям будет не понятно то, как мы излагаем материал, мы вели себя неуверенно, боялись не уложиться во время. Хоть и не у всех получалось дать сразу хороший урок, но мы старались, исправлялись. Большую помощь нам оказала учительница. Она давала нам советы, указания, указывала на наши ошибки. Во время урока она иногда поправляла некоторых из практикантов.

Каждый из практикантов в своих уроках старался дать детям как можно больше знаний и излагал материал в интересной для детей форме. Каждый урок, который проводили практиканты был чем-то интересен детям. Уроки практиканты старались проводить в доступной, интересной форме.

Уроки были хорошо организованы, четко подчеркивались важные моменты на уроке, на каждом уроке использовались наглядные пособия.

Об эффективности применения наглядных пособий на уроке говорят результаты знаний учеников, которыми мы в большинстве случаев были довольны.

Мы убедились в том, что учитель должен владеть той ситуацией, которая происходит на уроке, а само отношения к детям должно быть уважительным. Важную роль играют добродушие и оптимизм со стороны учителя. В свою очередь мы старались находить и развивать у детей творчество, это в основном проявлялась на уроках рисования и русского языка.

Важную роль на уроках играли физминутки. Они способствовали сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию у них

здорового образа жизни. Также ЗОЖ мы воспитывали на уроках физкультуры.

Все уроки были по-своему индивидуальны. Уроки, были построены методически правильно, мы достигали поставленные цели в ходе урока, умело обращались с детьми, владели необходимым материалом. Делали всё, чтобы заинтересовать детей, и чтобы ни один ребенок не сидел без дела.

Дубейко Мария провела интересный урок по белорусскому языку. Урок был проведен в форме путешествия.

Использовался качественный наглядный материал. Маша чувствовала себя на уроках уверено, хорошо владела материалом

Захаревич Ольга всегда чувствовала себя уверенно и четко излагала нужный материал, поэтому детям всё было понятно. Всегда наблюдалась дисциплина, дети не шумели. Очень понравился урок по литературному чтению, который давала Захаревич Оля. В начале было разгадывание кроссворда, ответами на который являлись фрагменты из прочитанных сказок. На уроке был изложен интересный материал о биографии писателя. Оля провела выставку книг автора и беседу с классом о произведениях, которые они прочитали. Каждый ребенок прочитал много сказок и активно работал на уроке. Они делились своими впечатлениями, очень эмоционально рассказывали. Было видно, что дети с удовольствием читали сказки.

На своих уроках Амбражук Иван всегда был уверенным. Дети активно работали, так как были подобраны интересные задания, которые были доступны и понятны детям. Особенно ярким и запоминающимся уроком у Ивана был урок изобразительного искусства. На этом уроке Иван старался показать всю красоту окружающей нас природы. Тема звучала так: «Рисование цветов с натуры». Поэтому на уроке дети говорили о внешности цветов, их разновидностях и их роли в жизни человека. Ваня старался приводить примеры с собственной жизни, то есть связывал урок с близкой для каждого ребенка средой, а именно с миром который окружает каждого ребенка в повседневной жизни. Урок был проведен в интересной форме, были использованы различные виды работ: составление пословиц и объяснение их смысла, прослушивание загадок и ответы на вопросы к ним, дети вспоминали песни, в которых есть строчки о цветах. В конце урока была проведена выставка работ.

Каждый из нас старался при проведении уроков. Но следует отметить и то, что еще старались и дети. Дети хорошо себя вели, с уважением к нам относились и воспринимали нас как учителей. На каждом уроке проводили физкультминутки, следили за правильной посадкой детей, следили за их здоровьем.

С каждым днем, проведенным в школе, мы стали чувствовать себя более уверенно, более свободно общались с детьми, да и они к нам привыкли.

В последний день практики, когда мы прощались с учениками, они не хотели нас отпускать, говорили что бы мы еще приходили.

Проведённые уроки организовывали учебную деятельность учащихся на уроке с учётом психолого-педагогических закономерностей, индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося. Методы и приёмы соответствовали содержанию материала, целям, задачам каждого урока.

Целесообразное использование наглядных пособий. Использование на уроке путей, способствующих повышению творческой и познавательной активности учащихся. Развитие наблюдательности, аккуратности, дисциплинированности, логического мышления. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений.

Что касается именно меня, то до практики я поставила перед собой некоторые цели и задачи, а именно:

То, что главная цель практики – формирование профессиональных черт. В процессе практики решаются следующие задачи:

Закрепление, углубление и обогащение методических и специальных знаний, их применение в решении конкретных задач;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Развитие профессиональных личностных свойств и качеств (умение проявлять выдержку; такт; гуманное отношение; культура общения и т.д.);

Воспитание устойчивого интереса, любви к профессии и потребности в самообразовании;

Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональных деятельности;

Ознакомление с современным профессиональным опытом.

За все проведенные мною уроки я получила хорошие оценки (9 и 10).

Мне очень нравится давать уроки изобразительного искусства, ведь именно на этом уроке дети могут творить, придумывать что-то новое, фантазировать, у детей есть возможность раскрыть свои способности, проявить себя.

Но особенно мне понравилось давать уроки по математике. Дети работали настолько активно, что даже успевали решить дополнительные задания. Весь класс подымал руки, все хотели побывать у доски.

Что же касается уроков русского языка, то любимым заданием у детей было нахождение и исправление ошибок в стихах.

На всех моих уроках присутствовал наглядный материал, и уроки проводились в форме путешествия или исследования - за это меня похвалила учительница, ей нравились наглядности (рисунки, схемы), которые я использовала на уроке.

Эта практика дала мне многое. Я поняла то, что как мы научим детей, так они и будут вести себя в дальнейшем. Ведь ребенок, это зеркало, в котором отражается как семейное, так и воспитание, полученное в школе.

Не надо ругать детей, нужно подбирать такие задания, чтобы заинтересовать их.

Я думаю, что роль практики – это незаменимый опыт для дальнейшего профессионального роста. Она показывает студенту наглядный пример и позволяет разрабатывать навыки для дальнейшего развития в профессии ПЕДАГОГ. Свой отчет я хочу закончить словами Л.Н. Толстого:

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Свою первую педагогическую практику я проходила в гимназии №64. В целом хотелось бы сказать, что у меня осталось положительное впечатление от увиденного. В первую очередь хотелось остановиться на оценке школы и учителей. Что касается школы, можно отметить, что состояние очень хорошее. В школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что безусловно большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. На каждом этаже чистота и порядок, что безусловно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит на этажах в коридорах. Это удобные диваны, тренажеры, различные игры. Таким образом ученику не придется скучать на перемене. Каждый кабинет оснащен телевизором и компьютером, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Я также отметила отменный отбор учителей. Все они высоко квалифицированы, компетентны.

Я вела уроки иностранного языка у 3 «А» и 6 «Г» классов. Что касается первого, это гуманитарный класс, т.е. иностранный язык изучается со 2-ого класса, с 5-ого класса добавляется второй иностранный язык. У 6 «Г» основной язык английский, а немецкий они изучают только второй год, хотя могу сказать, что знания немецкого отличаются не сильно от знаний этого же языка своих одноклассников, кто изучает немецкий со 2-ого класса.

3 «А» класс самый сильный в своей параллели, что было на самом деле заметно и в говорении, и в чтении. Они быстрее понимают материал, все дети без исключения активны. У детей в 6 «Г» классе хорошо развито внимание, ассоциативное мышление, память. Это объясняется тем, что немецкий это их второй язык. Хотя нужно отметить, что девочки работали и понимали хуже.

Каждый свой урок я тщательно продумывала. В основном я работала по учебнику и рабочей тетради, так как в целом мне понравилось, как они продуманы. Они содержали в себе много интересных текстов, понятные объяснения правил. Но конечно же я не ограничивалась только учебниками. На каждом уроке присутствовал раздаточный материал: таблицы ЛСС, материалы для маленьких письменных работ. Могу также отметить, что на моих уроках было много наглядности: картинки, карточки, рисунки, схемы. На своих уроках я пользовалась также ноутбуком, который содержал в себе различный презентации, материалы для прослушивания.

В основном все уроки у меня были полифункциональные, так как два моих класса изучают немецкий язык только второй год. В урок я включала множество различных упражнений, каждый урок не повторялся. Были задания на подстановку, трансформацию, были кроссворды, игры в мячик, игра «переводчик», игра «снежный ком», игра домино. Иногда я задавала детям выучить стихотворение с разной интонацией на дом, что для них было необычно и весело.

В основном на уроках я использовала коммуникативный и языковой методы. Что касается последнего метода, то его я использовала лишь на уроках формирования грамматических навыков.

Важно отметить оценивание детей. В основном я ставила оценки сама, хвалила детей, что способствовало поднятию их самооценки. Если же класс работал хорошо, были задействованы все, то я разрешала оценивать самого себя на ту оценку, которую он по его мнению заслужил. Хочу отметить, что в этом случае дети были честны.

Вывод: От пройденной практики у меня остались лишь положительные впечатления. Все два класса, в которых я вела немецкий язык, имели отличную дисциплину, не мешали вести мне урок, не отвлекались. Я всегда старалась, чтобы был задействован в работе каждый ученик. Но все же я хотела упомянуть два негативных момента. Во-первых , дети часто опаздывали на урок иностранного языка, объясняя это тем, что они писали контрольную работу или долго искали кабинет. Это очень мешало работе, так как урок длился по времени всего лишь 40 минут, и даже те 2 минуты, на которые они опаздывали, были драгоценными. Во-вторых , дети не привыкли работать с раздаточным материалом, что мне показалось неправильным. С помощью раздаточного материала можно работать намного быстрее. Но у меня это получалось наоборот, так как ученики привыкли работать только с учебником и рабочей тетрадью.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра психологии

ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Место прохождения: ГОУВПО «Челябинский государственный университет»
Период прохождения: 08.02.2010 – 10.03.2010.

                  Выполнила: Самойлова М.Ю.,
                  студентка гр. ПП-401
                  Руководитель практики:
                  Овчинникова В.И.,
                  кандидат педагогических наук
Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………… 3
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………... 5
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. 5
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………... 8
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... 9
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… 9
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… 11
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… 13
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... 16
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... 16
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... 17
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. 18
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. 19
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... 19
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. 22
Заключение…………………………………………………… ……………… 26
Список использованной литературы……………………………………….. 27
Приложение…………………………………………………… ……………. 28

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально- педагогическая практика – это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.
В Институте психологии и педагоги Челябинского государственного университета студенты по окончанию обучения получают диплом, в котором указывается, что они могут работать как практическим психологом, так и преподавателем психологии в высшей школе. Следовательно, педагогическая практика необходима для дальнейшей успешной работы будущих специалистов и в сфере образования, и психологии.
Особенность практики состоит в том, чтобы будущий психолог-педагог научился работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков.
Таким образом, основной целью данной практики является закрепление знаний, приобретенных во время курса «Методика преподавания», а также формирование практических умений и навыков преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.
Исходя из цели, можно выделить задачи педагогической практики:

    Закрепление и расширение студентами знаний, полученных в процессе изучения педагогических дисциплин.
    Формирование у студентов знаний о деятельности преподавания.
    Формирование у студентов индивидуального стиля преподавательской деятельности
    Изучение личности обучающихся и преподавателей.
    Совершенствование умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
Место прохождения практики: Челябинский государственный университет. Дисциплина: «Организационное поведение». Преподаватель: Веденеева Екатерина Владимировна. Группа: студенты Института психологии и педагогики, 4 курс, сфера менеджмента. Период прохождения: с 8.02.2010. по 28.02.2010.

ГЛАВА 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Программа прохождения педагогической практики

Даты Работа Содержание
08.02.10 Проведение установочной лекции с преподавателем Разъяснение функциональных обязанностей студента и руководителя педагогической практики. Знакомство с номенклатурой отчетной документации по педагогической практике, требованиями к ее оформлению.
8.02.10 – 12.02.10. Посещение занятий группы ПП-301 (менеджмент) Встреча и знакомство с группой. Изучение особенностей коллектива. Специфичности работы студентов. Наблюдение за работой педагога, имеющего большой опыт в сфере преподавания.
15.02.10 – 17.02.10
Посещение лекционного занятия, проводимого:
    Дымовой Д. (студенткой ПП-402) у 1 курса студентов ИПиП по дисциплине «Общая психология».
    Эвниной К. и Демешко С. (студентами ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Психиатрия».
Посещение семинарского занятия, проводимого:
    Полушиным А. (студентом ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Организационное поведение».
Закрепление умения анализировать занятия. Обращение внимания на положительные и отрицательные стороны проведения лекции коллегами, так же не имеющими большого опыта в педагогической деятельности, для дальнейшего учета этих моментов в собственной работе.
10.02.10 – 11.02.10 Подготовка лекционного занятия номер один Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики.
18.02.10 – 19.02.10 Подготовка лекционного занятия номер два Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики.
19.02.10 – 20.02.10 Подготовка практического занятия. Углубить и закрепить знания по вопросам по вопросам проектирования учебного процесса, конструирования учебных занятий различного типа.
01.03.10 Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть первая»
02.03.10 Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть вторая» Реализация всех основных задач прохождения педагогической практики. Донесение необходимой информации по заявленной теме до студентов-менеджеров 4 курса.
09.03.10. Проведение практического занятия по теме «Организация как система» Реализация всех основных задач прохождения педагогической практики. Углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, поощряя их самостоятельную работу, мотивируя их.
--- Оформление документации практики Формирования умения оформления документации.

1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе. В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации, овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала, получение необходимых знаний для того, чтобы правильно формировать рабочие группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости, использовать при формировании команд типологические профили личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1
Тема
План :


    Типы организаций.

    Жизненный цикл организации
Основные единицы знания
Вид лекции:


    По содержанию: научная.
Дидактическая цель
Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
Количество часов : 2 учебных часа.
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности

    Интенсификации обучения.
Тема лекционного занятия сформулирована корректно. Поставлена четкая дидактическая цель, достигнутая по окончанию занятия. Визуально представлен план лекционного занятия. Студентам предоставлены материалы, на которых находятся таблицы и схемы, иллюстрирующие материал лекции. Соблюдена структура целостности и логика изложения материала. В начале занятия студентам выдан список литературы.

2.2. Методика подготовки и проведения лекционных занятия №2
Тема : «Организация как система». Часть 2.
План :

    Модели преобразования предприятия
    Типы организации по взаимодействию с внешней средой
    Внешняя среда организации
Основные единицы знания : организация, предприятие, внешняя среда.
Вид лекции:
    По месту в учебном плане: текущая.
    По характеру изложения: информационная.
    По содержанию: научная.
Дидактическая цель : Сформировать у студентов общее представление о понятии организации как системы.
Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
    Монологические (лекция, устное объяснение);
    Диалоговые (беседа, дискуссия).
Количество часов : 2 учебных часа.
Реализованы принципы обучения:
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности
    Информационной избыточности и достаточности знаний;
    Интенсификации обучения.
    Наглядности
Тема лекционного занятия сформулирована корректно. Поставлена четкая дидактическая цель, достигнутая по окончанию занятия. Визуально представлен план лекционного занятия. Студентам предоставлены материалы, на которых находятся таблицы и схемы, иллюстрирующие материал лекции. Соблюдена структура целостности и логика изложения материала. В начале лекции краткое повторение материала по данной теме, пройденного на предыдущем занятии.
Все лекционные материалы представлены в приложении.

2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия
Тема : Организация как система.
План :

    Раскрыть понятие организации, анализируя точки зрения на проблему различных авторов.
    Организация как объект управления.
    Классификация организационных структур (различные подходы).
    Современный подход к управлению организацией.
    Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
    Внутренняя среда организации.
    Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации», письменный опрос.
Вид семинара : Дидактическая цель : закрепить полученные знания у студентов, выработать умения их применять на практике, расширить знания студентов по теме «Организация как система».
Образовательная цель: Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
Основные единицы знания : организация, система, внутренняя среда, внешняя среда, жизненный цикл организации.
Методы обучения :
    Монологические (объяснение);
    Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
    Наглядные (таблицы, схемы)
    Практические (упражнения, практические задания).
Количество часов: 2 учебных часа.
Принципы обучения , реализованные в процессе:
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности
    Информационной избыточности и достаточности знаний;
    Интенсификации обучения.
    Связь теории с практикой
Цель был четко сформулирована и поставлена, в результате данная цель была достигнута.
Студентам была дана литература и список вопросов на первом лекционном занятии. В конце семинара был сделан вывод по результатам, полученным в процессе работы группы и преподавателя, путем проверки знаний студентов при помощи письменного опроса и практического упражнения.
Структура семинара:
    Организационный этап.
    Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия.
    Подведение итогов занятия.
Функции практического занятия:
    Формирование глубоких, гибких умений, применение по образцу.
    Овладение способами учебной и практической деятельности.
    Закрепление знаний и выработка умений их применять.
    Контроль качества усвоения знаний и способов учебной деятельности.
Приемы закрепления : повторение, вопросы на проверку усвоения и понимания. Подведение итогов в конце каждого вопроса, а также всего занятия.
Таким образом, дидактическая цель достигнута.
Материалы семинарского занятия представлены в приложении.
    2.4. Технологические карты по учебным занятиям
      2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1
ТЕМА ЦЕЛИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Часть 1
Дидактическая цель Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
1.Раскрыть понятие организации, анализируя точки зрения на проблему различных авторов. 2.Организация как объект управления.
3.Классификация организационных структур (различные подходы).
4.Современный подход к управлению организацией.
5.Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
6.Внутренняя среда организации.


3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.



1.Подготовиться к устному опросу по пройденному материалу 2. Найти и проанализировать другие определения понятий «организация» и «организационное поведение».
      2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2
ТЕМА ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Часть 2
Дидактическая цель : Сформировать у студентов общее представление о понятии организации как системы. Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

3.Внешняя среда организации
1.Монологические (лекция, устное объяснение); 2.Диалоговые (беседа, дискуссия).
1. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005. 2. Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.
4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000.
5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003.
6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003.
1.Подготовиться к письменному опросу по пройденному материалу 2.Подготовиться к практическому занятию при помощи предоставленных заранее вопросов
      2.4.3. Технологическая карта практического занятия
ТЕМА ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Дидактическая цель : закрепить полученные знания у студентов, выработать умения их применять на практике, расширить знания студентов по теме «Организация как система». Образовательная цель : Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
1.Модели преобразования предприятия 2.Типы организации по взаимодействию с внешней средой
3.Внешняя среда организации
1.Монологические (объяснение); 2.Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
3.Наглядные (таблицы, схемы)
4.Практические (упражнения, практические задания).
1. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005. 2. Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.
4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000.
5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003.
6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003.
Отсутствовало
    3. АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЙ
3.1 Анализ лекционного занятия
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
    По месту в учебном плане – текущая.
    По характеру изложения – информационная.
    По содержанию – научная.
Содержание лекции четко соответствует теме «История и современное состояние психологии мотивационных процессов» и плану занятия.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:

    Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
    Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
    Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
    Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).

В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.

3.2 Анализ практического занятия
Преподаватель : Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина : Организационное поведение
Курс : 3 курс, психология менеджмента.
Тема : Понятие и сущность организационного поведения.
Тема практического занятия сформулирована корректно.
Цель : не озвучена
План семинарского занятия :

    Понятие организационного поведения
    Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
    Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
    Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Семинарское занятие четко структурировано.
Вид семинара :
    По дидактической цели: обзорный (обобщающий) семинар;
    По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Список литературы предоставлен вместе с планом занятия заранее в бумажном и электронном видах.
Содержание занятия четко соответствует теме «Понятие и сущность организационного поведения» и плану занятия.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
    Организационный этап;
    Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
    Подведение итогов занятия.
В процессе занятия были использованы следующие методы обучения:
    Монологические методы (инструктаж). Антон четко и конкретно объяснял задания, предоставляемые им студентам.
    Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
    Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
    Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
Были использованы следующие принципы обучения:
    Научности (терминология научная, достоверность научного знания, ссылка на известных психологов, занимавшихся проблемой);
    Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
    Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
    Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
    Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
    Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Материал семинарского занятия соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов и психологов.
Практика поспособствовала закреплению знаний, приобретенных во время курса «Методика преподавания», а также формированию практических умений и навыков преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.
В процессе практики студенты:

    Закрепили и расширили знания, полученные в процессе изучения педагогических дисциплин.
    Сформировали знания о деятельности преподавания.
    Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
    Изучили личности обучающихся и преподавателей.
    Усовершенствовали свои умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
Таким образом, все поставленные в начале практики задачи были выполнены, следовательно была достигнута основная цель данной практики – закрепить знания, приобретенные во время курса «Методика преподавания», а также сформировать практические умения и навыки преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 304с.
    Буланова – Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-544с.
    Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005.
    Занковский А.Н. Организационнная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: 2000.
    Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.-250с.
    Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М. Гардарика, 2005.
    Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
    Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.
    Психология менеджмента: учебник / под ред. Профессора Г. С. Никифорова. СП. 2004.
    Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Лекционное занятие №1
Тема : «Организация как система». Часть 1.
План :

    Понятие организации, ее признаки.
    Типы организаций.
    Классификация организационных структур.
    Жизненный цикл организации
Основные единицы знания : организация, система, организационная структура.
1. Понятие организации. Признаки организации.
Организация – это:
1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту);
2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
и т.д.................

Что такое и особенности педагогической практики

Это тип работы является завершающим этапом учебного процесса будущего педагога, в ходе которого студента знакомят с особенностями преподавательской деятельности. После окончания учебы студенты, выбравшие для себя профессию педагога, обычно идут работать по специальности и педагогическая практика дает возможность подготовится креальным условиям заблаговременно. Для прохождения учебной практики подходят колледжи, ВУЗы, техникумы и школы.

Педагогическая практика – это часть учебного процесса, которая оценивается преподавателями, как и все другие подобные работы. На оценку влияет то, насколько хорошо студент осуществляет деятельность в области преподавания конкретного предмета. Также при подведении итогов практики учитывается работы куратором или классным руководителем. После завершения прохождения практики пишут отчет. Существует определенные требования, которые необходимо соблюдать при выполнении этой работы.

1. Что требуется чтобы написть отчет о прохождении педагогической практики?

Данная работа подразумевает наличие следующих документов:

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Дневник.
  3. Отчет по завершенным задачах.
  4. Анализ посещенных уроков.
  5. Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности.
  6. Собственная характеристика (составляется учителем).

2. Рабочая тетрадь

Данный документ играет важную роль. В нем пишут план учебных занятий, и расписание преподавания дисциплины на весь учебный год, разделенный по темам, список учеников, записи по просмотренным урокам. Также тетрадь нужна для написания конспектов, позволяющих облегчить процесс проведения уроков и внеклассных мероприятий. Основная часть отчета пишется на основании пометок из рабочей тетради.

3. Дневник о прохождении педагогической практики

Систематическое заполнение дневника прямая обязанность практикующего студента. В него заносятся мероприятия, проводимы в процессе выполнения воспитательной и учебной работы. Дневник прилагается к отчету. Именно поэтому очень важно своевременно его заполнять в ходе всей практики, отмечая ключевые моменты.

Дневник должен иметь титульный лист. Его нужно правильно оформить. Титульный лист содержит данные о студенте, а также информацию о руководителе практики и учителе. Дневник должен иметь следующие разделы:

  • Период, на протяжении которого проводилась учебная практика.
  • Четко сформулированные задачи и цели.
  • Информация о классе (количество учащихся, их возраст, степень подготовки).
  • Результаты контрольных заданий.
  • Темы уроков на основании годового календарно-тематического плана.
  • План и анализ каждого отдельного урока.
  • Отзыв преподавателя относительно работы студента.

В обязанности учителя входит не только преподавание предмета, но и выполнение воспитательной работы. Поэтому дневник также используется для внесения записей внеклассных уроков, проводимых в ходе практической деятельности.

4. Отчет по завершенным задачам

Эта часть учебной практики решает следующие вопросы:

  • Указываются новые знаний, которые студент получил в процессе прохождения практики. Также необходимо указать насколько успешно удалось применить теоретические знания в области методов преподавания.
  • Студентам предстоит поведать о формировании отношений с учащимися доверенного ему класса. В случае возникновения конфликтных ситуаций или каких-либо трудностей, это нужно указать в отчете, после чего рассказать о способах устранения возникших проблем. Рекомендуется отметить роль учителя и то, как он повлиял на разрешение конфликтной ситуации.
  • Исследование можно дополнить собственными пожеланиями относительно организации практической деятельности.

5. Анализ посещенных уроков

На начальных этапах своей педагогической практике студент не будет лично проводить занятия. Ему нужно будет приходить на уроки, и наблюдать за тем, как школьный учитель выполняет свою работу. При этом следует делать соответствующие пометки, знакомиться с учениками, а после уроков задавать вопросы. После сбора информации необходимо сделать анализ уроков. Это весьма важная часть отчета.

Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности

Оформление характеристики подразумевает наличие сведений о количестве учащихся. Рекомендуется указывать их количество в соответствии с половой принадлежностью. Также не лишним будет проанализировать их здоровье. После этого проводится оценка успеваемости, делаются выводы о взаимоотношениях между педагогами и детьми, определяется, насколько учащиеся дисциплинированы в период проведения уроков и внеклассных мероприятий. Можно указать на особенности сложившегося коллектива (насколько часто возникают конфликтные ситуации, есть ли лидер и как к нему относятся остальные дети). Отдельным пунктом стоит выделить увлечения учащихся, и насколько они активны во время мероприятий.

Характеристика на ребенка составляет на основании его поведения в коллективе, степени дружелюбности, наличии достижений в учебе, а также стремлении начинать конфликт или становиться его участником.

6. Собственная характеристика (характеристика студента - практиканта)

Эту часть отчета по педагогической практике должен составлять педагог, под руководством которого студент выполнял свои обязанности. Здесь указывается, насколько хорошо практикант владеет преподавательскими методиками, и как он применяет знания в области педагогики и психологии для решения воспитательных и образовательных вопросов. Следующий этап – оценка работы студента при подготовке и проведении уроков, определение его отношения к преподаванию. Обязательным атрибутом характеристики на студента является печать директора учебного заведения. Данный документ является приложением к отчету.

7. Рекомендации по написанию отчета о прохождении педагогической практики

Отчет по педагогической практике составляется в несколько этапов и требует подготовку ряда специальных документов. Отчет должен быть лаконичным и понятным, без жаргонных и просторечных выражений. Не стоит откладывать написание отчета на последний день. Готовить всеэти отчеты лучше ежедневно вконце каждого рабочего дня, иначе вам придется потом много вспоминать и фантазировать что в них написать.

Публикации по теме