Южный туркестан. Открыть левое меню туркестан. Мусульманская святыня средней азии

Исторические памятники города Туркестан.

«Шавгар - большой город, обнесенный курганом, мечетью на краю базара»

Древние письмена.

Туры по древним городам Южного Казахстана.

Город областного подчинения (с 1968 г.), административный центр (с 1928 г.) Туркестанского района Южно-Казахстанской обла­сти, железнодорожная станция железной дороги Оренбург - Ташкент. Расположен на правом берегу Сырдарьи, у подножия южных склонов хребта Каратау.
Числен­ность населения 79 тыс. человек (1988). В 1864 г. с присоединением Казахстана к России Туркестан - город Чимкентско­го уезда, с 1867 по 1932 г.г. Сырдарьинской области, с 1918 по 1924 гг. в составе Туркестанской АССР, в 1932 - 1962 г.г. Южно-Казахстанской области, с 1962 г. - Чимкентской области Казахской ССР.
В современном Туркестане развиты строительная индустрия, металлообраба­тывающая, легкая, пищевая промышлен­ность. Имеются комбинат строительных деталей и конструкций, хлопкоочиститель­ный, ремонтно-механический, биохимичес­кий заводы, локомотивное депо, 7 тран­спортных предприятий, типография, 21 общеобразовательная, спортивные школы, 3 СПТУ, медицинское, педагогическое училища, индустриально-педагогический техникум, 3 парка, 2 клуба, 3 кинотеатра, 35 библиотек, стадион, лечебно-профилак­тические учреждения, республиканский музей-комплекс мавзолея Ахмеда Ясави, издается газета Коммунист ёДбек» («Коммунистический труд») на казахском и узбекском языках.
Туркестан имеет также туристское значение. Древнее название города - Ясы | (Йаси, Йасы), с XVI в. - Туркестан; I до XIX в. был резиденцией казахских ханов. По материалам археологических исследований время основания города относится к середине I тыс. н. э., когда на месте городища Культобе возникло древнее поселение Ясы (нахо­дится за пределами городской застройки, на юго-восточной, окраине современного г. Туркестана).
До монгольского нашест­вия, а, возможно, и в XII - XIV в.в. городская территория ограничивалась лишь площа­дью Культобе и прилегающей территорией. Как предполагают исследователи, эта было небольшое поселение в окрестностях Шавгара, бывшего центром одноименного округа.
Территория, где ныне расположена ханака Ахмеда Ясави, была кладбищем поселения Ясы, о чем свидетельствуют многочислен­ные погребения, обнаруженные на этом участке, которые были частично разруше­ны при строительстве ханаки в конце XIV в.
Несмотря на незначительные размеры, Ясы после падения Шавгара в резуль­тате нашествия каракытаев (киданей) стал центром округа и главным торговым пунктом на пути из Чимкента в Сыгнак. Особую известность он приобрел в начале XII в., когда здесь поселился Ахмед Ясави - суфийский проповедник и поэт- мистик.
После его смерти (1166 - 1167 г.г.) над могилой был сооружен мазар, который приобрел репутацию «святого» места. Местонахождение города на древнем кара­ванном пути - ответвлении Великого шелкового, пути - торговой дороги между Дешт и Кыпчаком и земледельческими оазисами Средней Азии - Хорезмом, Шашем (Ташкентом), Бухарой, Самар­кандом, благоприятное географическое положение, паломничество к мазару спо­собствовали торговле и развитию селения.
Наиболее раннее упоминание о г. Ясы встречается в описания, пути из Монголии киликийско-армянского царя Гетума I, куда в середине XIII в. он ездил ко двору хана Менгу, помешенном отдельной главой в «Истории Армении» Киракоса Гандзаке. Здесь название города передано, види­мо, в более древней форме Асон, чем в более поздних восточных источниках. Чаще название Ясы попадает на страницы исторических сочинений с XIV в.
По сооб­щению Шараф-ад-дина Али Йазди» в 1388 г. Ясы был разграблен войсками Тохтамыша, при этом подвергся разграблению и мазар Ахмеда Ясави, ставший к тому времени у тюркских племен особо почитаемой святыней.
После разгрома Тохтамыша часть добычи, захваченная Тимуром, использована на постройку нового величественного здания ханаки, строительство, которой началось в 1397 г. В середине 2-й половине XV в. город неоднократно упоминается на страницах восточных хроник, повествующих о междоусобицах наследников Тимура, а позже тимуридов и шайбанидов.

Средневековый город Яссы развивался по традиционной схеме среднеазиатского города: цитадель, шахристан и позже рабад. Цитадель размешалась к севе­ро-востоку от здания ханаки и ограничи­валась крепостными стенами. Она имела форму неправильного 5-угольника площа­дью примерно 2.6 га. в западной части располагалась ханака. Стратиграфические шурфы и разрезы крепостных стен позво­ляют датировать их возведение XV в., т. е. временем, последовавшим за строительст­вом архитектурного комплекса ханаки. Возникновение здесь плотной жилой за­стройки и отложение культурного слоя можно отнести лишь к послемонгольскому времени, а наиболее интенсивный период застройки к XV - XVI в.в.. Обширный шахристан возводится к западу от ханаки.
В то время город, по всей видимости, интенсивно растет и становится ведущим торгово-экономическим центром региона, административным центром тимуридских наместников округа, религиозным центром Туркестана.
Если в I-й половине XV в. Шараф-ад-дин Али Йазиди называет его небольшим селением (карма), не играв­шим заметной роли в экономике округа, то среднеазиатский историк Рузбихан Исфахаии в сочинении «Михман-наме-йи Бухара», описывая Ясы в XVI в, отмечал: «Город Яса, который является гробницей его святейшества Ходжи - обширное и плодородное владение, столица области Туркестана. Округа его свежи и цветущи, словно цветник.
В город Йаси привозят товары и драгоценные изделия, и там происходит торг, и он (город) является местом развязывания грузов купцов и местом отправления толп путешественни­ков по странам». В некоторых других сочинениях XVI в. город упоминается под двумя названиями - Ясы или Тур­кестан.
Но память о старом названии (Ясы) долго сохранялась в народе, что отметил Махмуд ибн Вали, упоминавший его во 2-й четверти XVII в. Возведение ханаки придало необычайную популяр­ность городу в XV – XVI в.в., который приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Аэрет (Хазрет).
Рядом с ханакой сформи­ровался ханский некрополь. В течение XV – XVII в.в. некрополь интенсивно застраи­вался мавзолеями знати, из которых наи­более значительны мавзолеи: Раби"и Сул­тан Бегим (XV в.), восьмигранный (XVI в.), Есим-хана (XVII в.).
На рисунке, изображающем Туркестан в начале XVIII в., овальный в плане город окружен стеной с б-ю воротами и с круглыми сторожевыми башнями. Цита­дель размещалась в северо-восточной части города, была окружена стеной, примыкавшей одним углом к башне общего­родской стены. На рисунке изображено множество колодцев внутри города, у юж­ных стен - караван-сараи с рядами лавок, базар - за городскими стенами, рядом с караван-сараем, вдоль кривых улиц - плотная жилая застройка.
От въездных городских ворот улицы вели к укреплению, караван-сараю, жилым кварталам. До начала XIX в. облик горо­да, видимо, не менялся. Градострои­тельная доминанта - канака - возвыша­лась над застройкой и была далеко видна и пределами города. Одноэтажные жилые дома имели плоские кровли, каркасные стены заполнялись пахсой. Из построек этого времени сохранилось лишь здание бани (XVIII и.) из жженого кирпича рядом « некрополем”.
Город занимал примерно около 30 га. длина городских стен дости­гала 2 – 2,5 км. Междоусобные войны и нашествия джунгар привели город в конце XVIII в. к потному упадку, и к началу XIX в. он был «столь опустошен, что не насчитывают в нем более 300 домов и обширность прежнего селения видна в одних только развалинах».
В 1819 по 1864 г.г. Туркестан входил в состав Кокандского ханства и служил ему опорным пунктом на границе со степью. Хотя к этому времени город имел большие размеры, его планировочная структура оставалась прежней: цитадель, шахристан и обширные пригороды рабада.
В этот период значительных построек не возводилось, были лишь обновлены частично заново отстроены крепостные стены. В плане город имел очертание неправильной окружности, близкой к 6-угольнику с неравными сторонами и зани­мал территорию около 90 га.
Его окружала (глинобитная, монолитная стена длиной около 3 км. В стене было 12 башен н четверо ворот (Дарваза-какпа, Мусалля-какпа, Иетты-какпа, Ишан-какпа). В го­родской стене юго-восточной части на высоком бархане возвышалась мощная 4-угольная башня, доминировавшая над окрестностью.
Пятиугольная в плане цитадель была в северо-восточной части города, занимая площадь около 5 га. От городской застройки цитадель отделялась стенами и рвом с водой. Высота стен достигала 15 метров, сложены они были из сырцового кирпича крупного размера, 8 охранных башен - из жженого.
Длина стен по периметру - около 700 м. Из цитадели в город вели ворота, устроенные в северо-восточной стене. Ханака находи­лась на особом двора, в западном углу цитадели. Территория цитадели была плотно застроена домами офицеров ко­кандского гарнизона и местного духо­венства, Шахристан, собственно город, делился на 5 крупных жилых массивов.
Правильной, четкой планировки не было. Основные улицы города вели от ворот к цитадели и базарной площади, которая находилась теперь в центре жилой застройки. Застройка была очень плотной, одноэтажные дома из сырца и пахсы группировались вдоль узких кривых улиц и тупичков в кварталы различной конфигурации - махалля.
Основным структурным элементом квартала является жилой дом с внутренним двором, окруженным дувалом. Хозяйственные постройки с глухими стенами выходили на улицу, жилые - во двор. Зелени во дворах практически не было.
Стены «увалов придавали улицам вид узких коридоров, хорошо защищавших от жары. Наиболее благоустроенными были квартальные мечети, айваны которые вы­ходили во дворики с хаузом-водоемом и деревьями. Карнизы, потолки, колонны айванов украшались яркими рисунками растительного орнамента.
Сады и возделываемые поля размещались в рабаде вокруг города, из окрестных речек к ним были проведены оросительные каналы и арыки. В начале 60-х г.г. XIX в. в городе было около 20 квартальных мечетей, 2 медресе, базар, 22 водяные мельницы, 21 кожевен­ный завод, насчитывалось 1200 домов.
Население составляло около 5000 человек, из которых 3/4 занималось земледелием. До середины VIV в. Структура города не менялась. Туркестан и после и присоедине­ния Казахстана к России оставался типичным среднеазиатским городом с замкнутой радиальной планировкой, окруженный кольцом оборонительных стен. Лишь в цитадели были построены казармы для солдат русского гарнизона, комендантский дом и церковь и прочие сооружения военного ведомства.
Западная и южная стены были соединены с городской стеной новой линией укреплений. В 1172 г. Туркестан, ставший уездным городом, разрастается, начинался посте­пенный приток населении из Европейской части России и коренных жителей насе­ленных мест Сырдарьинского региона.
С середины 70-х г.г. Туркестанским военным округом начали разрабатываться генеральные планы развития города. Один из первых генеральных планов г. Туркестана, по которому осуществлялись планировка и разбивки территории, был разработан в 1875 году.
По этому плану за пределами городских стен с северо-восто­чной стороны на незастроенных землях формируется новое селитебное образова­ние, так называемый «новый город» с принципиально иной планировкой - регу­лярной, геометрически правильной сеткой кварталов с прямыми широкими улицами.
Первые кварталы появились в квадрате современных улиц Фурманова, 1 Мая. Матросова, пр. Ленина. Основными плани­ровочными осями служили широкая улица, проложенная параллельно восточной стене цитадели в направлении с юго-запада на северо-восток (ныне - ул. Абая) и перпендикулярная к ней улица (ныне - ул. 1 Мая).
На их пересечении был заложен городской сад с церковью. К саду с восто­чной стороны примыкал участок лазарета. Территориальное развитие «нового города» шло я северном и восточном направлениях. Главная улица (ныне - ул. Абай) продолжалась в южном направле­нии, вдоль нее также отводились участки для застройки новых кварталов.
На пересечении ее с улочкой, идущей вдоль южных стен цитадели, размещался новый базар, общий для старой и новой части города. В генеральных планах 1875, 1833 г.г. и более поздних не предлагалось каких-либо рекомендаций по сохранению или развитию «старого города», остававшегося внутри городских стен.
«Новый город» развивался медленно и обособленно от «старого». Дальнейший рост и развитие Туркестана непосредственно связаны со строитель­ством в 1901 - 1902 г.г. железной дороги Оренбург - Ташкент, которая проходила в 4,5 км к западу от города. К началу XX в. планировочная структура по-преж­нему состояла из шахристана, т. е. «старо­го города», «нового города» и земледель­ческого пригорода - рабада. Весь Турке­стан занимал площадь около 1400 га.
«Старый город» в начале XX в. имел тот же вид, что и «сотни лет назад... Улицы узкие и кривые. Третья часть города представляет из себя развалины... Городские стены и стены цитадели час­тично развалились или продолжают раз­валиваться».
Грандиозное сооружение ханаки возвышалось над одноэтажной застройкой, являясь архитектурной доми­нантой. Мавзолеи некрополя, расположен­ного во дворе ханаки, постепенно ветшали и разрушались; восточная баня и Джума-мечеть, находившиеся южнее некрополя, продолжали функционировать. В «старом городе» жилые постройки возводились из кирпича-сырца и пахсы, с земляными крышами, жженый кирпич- и железная кровля применялись очень редко.
«Новый город» примыкал к «старому» с северо-восточной стороны. Композиция его была основана на пересечении 2-х осей: главной улицы по направлению с юго-запада и северо-восток и перпендику­лярной к ней северной части, заключенной между современными улицами 1 Мая и ул. Советской. Общественный центр сформировался к 1910 -1912 г.г. по периметру 4-х кварталов, в границах нынешних улиц Абая, 1 Мая, Фурманова, проспекта Ленина размещались административные здания и присутственные места.
Наиболее крупные из них оформляли углы кварта­лов: гарнизонный штаб по нынешним ул. Фурманова, администра­тивное здание по ул. Советской, 4 ,доходный дом с аптекой по ул. Молодежной, 6, церковь по ул. Абая, 1.
Одноэтажные, свободно стоящие на участках дома про­тяженными фасадами выходят на красную линию и объединены друг с другом высокими дувалами. Жилые дома в основном, строились из сырца, казенные - из жженого кирпича, железные кровли 2-скатные и 4-скатные, стены оштукатурены и побелены. В деко­ративном убранстве фасадов преобладают переработанные мотивы архитектуры ба­рокко и позднего классицизма.
В жилых постройках начала XX в., возводившихся в европейском стиле, использовались прие­мы строительства местного традиционного жилища - айваны, внутренние дворики, увитые зеленью (ныне - ул. Молодежная, дома 17, 18, где ныне размещаются почта и библиотека). «Новый город» в этот период был довольно хорошо благоустроен и по опи­саниям современников напоминал провин­циальные города Европейской России.
Вдоль прямых и широких улиц проведены арыки и посажены деревья. В 1906 – 1907 г.г. появились тротуары, в1909 г. от города до железнодорожной станции проложено шоссе. С восточной стороны «нового города», сразу же за кварталами с правильной регулярной планировкой сформировался жилой массив, где селилось в основном коренное население. Участки осваивались стихийно и складывались в традиционное для Средней Азии жилое образование - махалля.
В пределах современных улиц Джансугурова, Фрунзе, Колхозной размещался район с радиально-кольцевой системой улиц и переулков, с приусадеб­ными орошаемыми участками. Здесь дома располагались в глубине участка, строи­лись из кирпича-сырца или пахсы, а некоторых из них крыши были 2-скатными, стены штукатурились и белились. Примерами местного жилища начала XX в. являются жилые дома по ул. Колхозной (№№ 18, 47 - , 49.
Земли рабада с садами и оросительными каналами размещались с западной, юго- западной и северо-западной сторон Тур­кестана. Рабад развивался в основном по направлению к нынешней железнодорож­ной станции.
В 1908 г. в Туркестане насчитывалось 3616 домов, 2 церкви, 41 мечеть, имелись городское мужское 2-х классное училище, женское приходское, татарское и еврей­ское училища, русско-туземная школа, медресе и 22 мактаба (школы), из административно-общественных учрежде­ний - управление участкового пристава и воинского начальника, почтово-телеграф­ная контора, камера мирового судьи, лазарет, общественная библиотека, 2 общественных сада, детский садик и пр.
Население города в 1910 г. составляло 15 236 человек. Из промышленных и тор­говых заведений в 1912 г. имелось 4 хлопкоочистительных, 10 маслобойных, 8 мыловаренных, 5 кирпичных заводов. 15 водяных мельниц. Основу современной планировочной структуры города, сложившейся в годы Советской власти, заложили 2 населенных пункта: собственно город Туркестан и поселок железнодорожников Борисовка. Первый генеральный план (1955 г., инженера В. Я. Чичагова, архитектор В. Ш. Гершберг, проектный институт Казгипрогорсельстрой) предусматривал планировку города, исключая поселок Борисовка. Согласно новому генеральному плану (1964 г., арх. Л. Л. Ухоботов, Казгорстройпроект), разрозненные жилые массивы города и поселка Борисовка объеди­нялись единым планировочным решением.
По этому плану город, линейно вытяну­тый в направлении с востока на запад, был разбит на 3 планировочных района. Общегородской центр был намечен на стыке между Борисовкой и городом. Улица Фурманова - ныне проспект Ленина - являлась центральной, объединяющей городские районы. В современной структуре городские районы с сохранившимися памятниками архитектуры и градостроительства четко разделяются на восточный и западный.
Восточный район занимает довольно обширну ю территорию. В него вошли архитектурно-археологическая зона в пределах границ «старого юрода» и примыкающие к нему с северо-восточной стороны кварталы, сформировавшие в конце XIX - XX в.в., так называемый «новый город».
«Старый город» в настоящее время представляет собой пустынную, свободную от застройки территорию с остатками следов городской стены и жилой застройки в виде небольших холмиков. Помимо археологических памятников, зона пред­ставлена группой построек, входящих в историко-архитектурный комплекс: это ханака Ходжи Ахмеда Ясави (XIV в.), чилляхана (XVI в.), Большой хильвет (XII в.), мазар Аулие-Кумчук-ата (XII в.), мавзолей Рабии Султан Бегим (XV в.), мазар Безы­мянный (XVI в.), мавзолей Есим-хана (XVII в.), восточная баня (XVIII в.), Джума-мечеть (XIX в.).
Почти все сооружения реставрированы, многие восстановлены заново. Восстановлен фрагмент крепост­ной стены с воротами. Вся территория «старого города», постройки некрополя вокруг ханаки и общественно-культовые сооружения включены в государственный историко-культурный заповедник Азрет-Султан (Пост. Совета Министров Ка­захской ССР от 28.8.1989).
Площадь заповедника ок. 90 га. Планировка и застройка «нового города» сохранилась почти без изменений в кварталах, ограниченных улицами Мат­росова, Фрунзе, Фурманова и проспекта Ленина. Архитектура зданий создает характерную городскую среду, которая с масштабностью с улицей и гармоничной композицией являет пример застройки городов Южного Казахстана в начале XX в. Западный район сложился на месте поселка железнодорожников Борисовка.
Территориальное развитие г. Туркестана шло вдоль шоссе по направлению к вокза­лу. К концу 50-х - началу 60-х г.г. сво­бодные земли между ними были пол­ностью застроены, Туркестан окончательно слился с пристанционным поселком. Комплекс зданий станции 1902 -1906 г.г. представляет собой пример единого архитектурного решения. Строительство велось по типовым проектам железно­дорожного ведомства. Все здания одноэтажные, из жженого кирпича, под железными кровлями.
В декоративном оформлении фасадов широко использова­лась фигурная кладка (венчающий ступен­чатый карниз, лопатки, перемычки, пара­петы в узорах кладки и пр.). Центром архитектурной композиции является мо­нументальное здание вокзала, которое замыкает перспективу ул. Карла Маркса.
Вокзал построен в 1903 г., во внешнем оформлении ярко выражены черты модер­на - лепные детали, решетки ограждений, парапеты и башенки. В 1903 - 1905 г.г. были построены депо, водонапорная башня, Дом отдыха паро­возных бригад, баня, жилые дома, боль­ничный комплекс, заложен Общественный сад (ныне – Парк железнодорожников).
Планировка и застройка начало XX в. сохранилась в пределах современных улиц Пролетарской, Щорса, Котовского, а по другую сторону железной дороги - улиц (Центральной, Крупской, Вокзальной. Основой планировочной композиции железнодорожного района является при­вокзальная площадь с вокзалом.
Пер­пендикулярно к вокзалу в сторону города проходила главная улица поселка (ныне ул. Карла Маркса). Другая основная улица шла параллельно железнодорожному пути (ныне - ул. Октябрьская). Эти 2 улицы сохраняют значение основных планировочных осей, формирующих застройку привокзального района.
В 1970 - 1980-е г.г. в связи с развитием промышленности и в соответствии с генеральными планами 1964, 1978 гг., ведется строительство микрорайонов с 4 - 5-этажной застройкой и комплексом куль­турно-бытового обслуживания.
На стыке восточного и западного жилых районов формируется новый общегородской центр с развитым крупно­панельным домостроением. В восточном районе, непосредственно примыкая к историко-архитектурной зоне «старого» и «нового города, сформировался админи­стративный центр города - площадь им. В. И. Ленина. На площади размещаются 2 - 3-этажные здания горкома и райкома партии, райисполкома, кинотеатра. Про­мышленная зона размещается в северо- западной и юго-западной частях города.
Рабочий класс дореволюционного Туркестана представляли рабочие железнодорожниики и рабочие хлопкоочистительного завода. В начале XX в. в Туркестане стали распространяться идеи марксизма возник марксистский кружок.
В годы Революции 1905 1907 г.г. в России на его основе была создана социал-демократиче­ская группа. Железнодорожники ст. Тур­кестан, рабочие туркестанского хлопко­очистительного завода в 1905 -1907 г.г. активно участвовали в революционном движении на юге Казахстана.
В феврале 1905 г. они включились в забастовочное движение, охватившее Перовск (ныне - г. Кызылорда), Челкар и другие станции железной дороги Оренбург - Ташкент. 12.10.1905 г. они присоединились к Все­российской политической стачке.
В апреле 1917 г. на ст. Туркестан организационно сформировалась легаль­ная социал-демократическая группа. 29.8. 1917 г. в связи с наступлением белой армии генерала Л. Г. Корнилова на Петроград, на ст. Туркестан состоялся многолюдный митинг рабочих и солдат гарнизона.
На митинге было принято решение о создании боевой дружины в защиту революции. Тогда же, в конце августа 1917 г., на станции была создана одна из первых коммунистических органи­заций молодежи в Казахстане - «Партия юных коммунистов», организатором кото­рой был молодой большевик В. С. Судоргин.
Осенью 1917 г. все члены молодежной коммунистической организации станции пополнили ряды боевой дружины. 7. 11. 1917 г. отрядом боевой дружины были разоружены жандармы, в городе Туркестан установлена Советская власть.
В тот же день был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Вскоре ВРК передал власть исполнительному комитету Турке­станского Совета рабочих, солдатских и мусульманских депутатов. Отряд Красной Гвардии, созданный после Великой Октя­брьской социалистической революции на станции, героически сражался на фронтах Гражданской войны. Их имена высечены на обелисках, установленных борцам за Советскую власть. В апреле 1918 г. в г. Туркестане организационно оформилась большевистская организация.
За годы Советской власти Туркестан превратился в один из промышленных цен­тров Южного Казахстана. В сентябре 1978 г. организован музей архитектурно-археологического комплекса Ахмеда Ясави. В г. Туркестане на территории средних школ установлены обелиски и памятники в честь учителей и учащихся, погибших в годы Великой Отечественной войны: у средней школы N6 10 им. Аль-Фараби (1970 г.), у средней школы им. М. И. Ка­линина (1967 г.), у средней школы им. Н. А. Некрасова (1967), у средней школы им. А. Навои (1971) .
Памятники воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, на территории района установлены в: селе Старый Икан (1975 г.), селе Коммуна (1971 г.), селе Карашик (1970 г.), селе Новый Икан (1976 г.), селе Урангай (1968 г.), селе Кызыласккер (1970 г.).
Не случайно именно Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город являлся второй Меккой для мусульман Центральной Азии и располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.
Туркестан, прежде всего, ассоциируется с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, являющегося памятником древнего зодчества. Подготовка к празднованию полутора тысячелетнего юбилея города в 2004 году позволила провести основательную и качественную реконструкцию города Туркестан. Последние два года город напоминает одну большую строительную площадку.
В городе появилась такая диковинка для местного населения, как система канализации, через железнодорожные пути построен путепровод. Чего стоят только городские дороги, вдоль которых выложены тротуары из фигурной плитки.
Восемнадцать туркестанских улиц, прежде представлявших собой убогое зрелище, максимально расширили и одели в асфальт. Завершилось строительство объездной дороги, протяженностью 14,5 километра. Парадокс, но трасса международного значения Шымкент - Самара, по которой в день проезжали сотни многотонных грузовиков, проходила в ста метрах от мавзолея.
Главное в стиле реконструкции древнего города - уважение к святыне, все должно подчеркивать неповторимость и величественность памятника. Удалось найти оптимальный вариант решения задачи: все постройки находятся в гармонии с мавзолеем, не выпячиваются и не выбиваются из общего стиля.
Был построен спортивно-оздоровительный центр имени Бекзата Сатгарханова, аквапарк с самой высокой горкой в Казахстане, Дом ветеранов, новая городская библиотека, несколько школ и пристроек со спортивными залами, городок оралманов и многое другое.
Празднование юбилея города в октябре 2000 года проводилось под эгидой ЮНЕСКО. Эта организация раз в два года составляет календарь памятных и юбилейных дат, которые имеют значение для всего человечества.
В городе появился собственный Арбат, площадь Есимхана, площадь Алматы, в бывшей царской казарме открылся краеведческо-этнографический музей. Построена мечеть на 500 человек, на личные средства одного жителя Туркестана, мечеть имеет 19 метровый минарет, а кирпичи специально привезены из Хивы.
Появились две гостиницы. Президентская гостиница «Туркестан» на 24 места, на ее строительство ушло $3 млн. и гостиница «Яссы».

В любом туристическом описании Казахстана можно найти фразу о том, что "восточного колорита" здесь нет... но как и большинство подобных клише, это не совсем так. И древний Туркестан интересен не только показанными в прошлых частях грандиозным и - это ещё и самый "восточный" по духу город Казахстана, да при том весьма крупный (158 тыс. жителей). Дело в том, что около половины его населения составляют узбеки, а их уклад куда более ярок и патриархален, чем у казахов, будь то цветастые платья, огромные базары или старенькие РАФики, составляющие основу местного транспорта.

Несмотря на внушительный размер (крупнее иных областных центров), Туркестан - город одноэтажный. Сейчас я вообще не могу припомнить, есть ли в нём жилые дома выше двух этажей, а в основном это бесконечный массив частного сектора, вытянутый по степи на полтора десятка километров. Заблудиться тут не сложнее, чем в лесу - 9/10 города выглядят так:

2.

Характерные для Средней Азии дома второй половины ХХ века с явным подкосом под купеческую архитектуру и дувалы - высокие заборы из сырцового кирпича, похожие на крепостные стены:

3.

Население стремительно растёт (с 1989 года, когда тут жило 77 тыс. человек, город вырос вдвое, причём 9/10 этого роста пришлось на "нулевые" годы), семьи в основном многодетны, поэтому - много всякого самостроя. Вот например веранда над воротами, сделанная из подручных материалов вплоть до ковров:

4.

Совершенно не характерный для Средней Азии дом непонятного возраста - может, какие-нибудь депортанты типа крымских татар построили?

5.

А вот небольшие быстровозводимые мечети как раз для Средней Азии очень характерны... но для остального Казахстана - нет:

6.

Главная улица под разными названиями проходит через весь город, начинаясь у вокзала:

7.

Примерно в трёх километрах от последнего - базар, ещё через пару километров - Хазрет-Султан, а между ними "цивильный" туркестанский центр:

8.

Но даже здесь заметно, что мы на Востоке. "Исламский ломбард", подозреваю, должен давать ссуды без процентов, ибо иначе уже ростовщичество. Слышал, что в странах типа Ирана даже кредиты даются беспроцентные. Кстати, в прошлый приезд я так и не нашёл тут ни единого банка, а валюту пришлось менять с рук у мужиков на вокзале, что не очень приятно - так что озаботьтесь разменом заранее.

9.

В этот раз, впрочем, набрёл на обменник, но он мне уже был не нужен. И хотя русских тут около 1% населения, очень много русскоязычных вывесок - ведь как уже говорилось, казахи тут лишь 52% населения, а ещё около 40% - узбеки, и хотя оба языка тюркские, русский видимо используют как межнациональный... хотя и с сильным акцентом.

10.

В обычном доме за открытым окном вполне может оказаться, например, валяльная мастерская:

11.

Тут и там - открытые асханы (столовые): общепит в Средней Азии куда популярнее, чем в России, причём в нищей Киргизии - куда больше, чем в богатом Казахстане. Тут обратите внимание на тандырную печь:

12.

Впрочем, асхана с прошлого кадра ещё вполне цивильна, а много в Туркестане и вот таких забегаловок - увидев такую первый раз, я подумал, что это местные себе стол накрыли и что-то празднуют... а "местные" предложили мне покушать шашлыка - это тоже кафешка, только очень маленькая. И несмотря на некоторую антисанитарию, шашлык оказался очень неплох, к нему прилагался чайник чаю, бесплатный хлеб и несколько вопросов к чужестранцу.

13.

Апофеозом всего этого является огромный базар в геометрическом центре города. И в 2012, и в 2013-м мне нравилось просто бесцельно бродить по базару, наблюдая его толчею. Это настоящий Восточный базар, каким его себе представляешь из Москвы, может быть и менее колоритный, чем в городах Узбекистана или хотя бы киргизском Оше, но для неподготовленного человека несказанно впечатляющий.

14.

Пару десятков кадров отсюда я уже выкладывал в посте "", который написал ещё будучи в Алма-Ате - так что прошу туда, этот пост перегружать не буду: Туркестанский базар стал основой того поста.

15.

Узбекские швеи в местном ателье, куда я ходил заделывать свои джинсы. Меня спросили, сколько я готов заплатить, и я честно сказал, что не знаю, почем это, и с надеждой выдал цифру 500 тенге (100 рублей). Узбечка только всплеснула руками - это очень много! И предложила сделать за 400. Когда же дело дошло до рассчёта, и вовсе взяла 300, то есть ушлый человек сумел бы сторговаться и на 200.

16.

Узбеки на казахов непохожи, даже фенотип абсолютно другой - если казахи всё-таки монголоиды, то узбеки - южно-европеоиды типа кавказцев. Везде в Казахстане мне говорили, что они более набожны, очень трудолюбивы и домовиты, а по личным впечатлениям - дружелюбны, гостеприимны и коммуникабельны. В отличие от кочевников казахов и киргизов, узбеки издавна были земледельческим народом, и думаю, не надо пояснять, что азиатские крестьяне - самые трудолюбивые люди на свете. В общем, после этих поездок я к узбекам проникся уважением.

17.

Как и казахи, узбеки - не монолит, между Ферганой, Бухарой и Хорезмом всегда были очень существенные различия, не случайно когда Россия пришла в Туркестан, существовало три узбекских ханства. Старый узбек-историк в Чимкенте говорил мне, что казахстанские узбеки ближе по своей сути к Хорезму, где по сравнению с Бухарой влияние Персии было наименьшим, а кочевничьи пережитки - наибольшими. Однако в отличие от казахов, узбеки имели давнюю городскую культуру, и испокон веков были основным населением городов Южного Казахстана.

18.

Нынешняя Южно-Казахстанская область вклинивается к самому центру Средней Азии, почти дотягиваясь до Ташкента, но при этом уровнем жизни существенно превосходит Узбекистан. Вдобавок, она в Казахстане с большим отрывом крупнейшая по населению (2,6 миллиона человек, то есть 17% от всей страны), но одна из самых маленьких по площади. Вкупе с положительной рождаемостью это приводит к тому, что её города растут с невиданной на постсоветском пространстве скоростью - и Туркестан едва ли не в лидерах этого роста. Что бросается в глаза - тут очень много детей, как узбекских, так и казахских (да и девушки на переднем плане - явные казашки).

19.

Ещё один народ, чьё присутствие в Турке стане хорошо ощущается - это турки. Вернее, живут ли здесь сами люди турецкой национальности, я не знаю, но к месту, где покоится главный тюркский святой, крупнейшая страна тюркского мира относится весьма внимательно. Одно из "градообразующих предприятий" Туркестана - это Казахско-Турецкий университет имени Ясави, основанный в 1992 году Нурсултаном Назарбаевым и Сулейманом Димерелем - тогдашним президентом Турции, при которой последняя совершила огромный экономиечский рывок. На восточной окраине Туркестана, у дороги на Чимкент - внушительных размеров кампус, построенный на турецкие деньги, а учиться сюда едут со всей республики - то есть, нынешний Туркестан - город не только паломнический, но и студенческий.

20.

В общем, это отчасти "витрина" Казахстана, поэтому тут много достаточно ухоженных уголков и симпатичных инсталляций:

21.

22.

Которые органично сочетаются с вполне азиатским бардаком. Выезд на Кызылорду, например, "украшает" бескрылый фюзеляж небольшого самолёта, тупо валяющийся у дороги. Что это, к чему и откуда - не знаю. Кадр снял на ходу сквозь тонированное стекло - отсюда такое качество. На заднем плане, за дувалом - типичные дома туркестанских окраин.

23.

А вот другая часть местного колорита - РАФики, который тут составляют добрую половину парка маршруток. Правда, по впечатлениям их поголовие тает на глазах и с прошлого года заметно уменьшилось. Говорят, их всё ещё много в Узбекистане, а например в Киргизии (не говоря уж про остальной Казахстан) в таком количестве я их не видел нигде.

24.

Они были основной продукцией Рижской автофабрики (основанной в 1951 году) с момента её переезда в Елгаву (1976), и их выпуск прекратился вместе с её закрытием (1997), оставшись в истории автомобилестроения как самый массовый советский микроавтобус. Прибалтийские маршрутки как основной транспорт среднеазиатского города - наглядный пример того, как сходятся противоположности. Говорят, ещё в начале 1990-х они были очень распространены в России, но вот маршруток-РАФиков хоть убей не вспомню, только "Скорую помощь", от ассоциаций с которой я в Туркестане не мог отделаться.

25.

По ощущениям ездить на них - примерно как на корейских маршрутках в Улан-Удэ: жутко тесный салон, но довольно удобные сидения - если пробился к ним и без большого груза, то впоне комфортно. Также обратите внимание на ремень у кабины - это вместо автоматических дверей. Платить в Туркестане принято на выходе. Для ценителей - отличная подборка туркестанских РАФов есть у vgromov . Вот только как уже говорилось, похоже их и здесь не будет через пару лет.

26.

Напоследок - о русской архитектуре Туркестана: хотя он был заштатным городом в Чимкентском уезде Сырдарьинской области, всё же сто лет назад тут жило 11 тыс. человек. Первоначально городок рос на своём старом месте, вокруг мавзолея Ясави - два самых капитальных домика непосредственно под стеной цитадели я уже показывал в прошлой части. Однако невзрачная, но целостная одноэтажная застройка сохранилась в радиусе нескольких кварталов.

27.

28.

29.

30.

31.

Здесь же ещё один небольшой базарчик:

32.

Бюст и старый домик на той стороне улицы - это дом-музей казахского писателя Саттара Ерубаева .

33.

Подобные "перстни" - популярное в Казахстане украшение, такие разбросаны и по . А вот красивый брандмауэр, подобающий какому-нибудь модерновому особняку, на самом деле видимо остался от более старого дома - там дальше нечто очень невзрачное.

34.

Заброшенный дом непонятного возраста на главной улице в паре кварталов от гостиницы "Туркестан":

35.

В окно можно увидеть остатки интерьеров:

36.

И в общем самое красивое здание в этой части города - не какой-нибудь домик царской эпохи, а заброшенный ресторан опять же почти по соседству с гостиницей. Не знаю, когда он мог быть построен - 1980-е, 1990-е?

37.

37а.

Но на удивление хорош в деталях - деревянной резьбе и скульптурах:

38.

38а.

39.

39а.

А в целом, старый Туркестан двуцентричен: в 1903-06 годах при прокладке Ташкентской магистрали в нескольких километрах от тогдашнего города железнодорожники построили натурально ещё один городок - менее крупный, но гораздо более эстетичный и продуманный. Открывает привокзальный район ещё сталинский ДК железнодорожников, а ныне городской театр - видимо, конца 1950-х годов:

40.

На другой стороне сквера - очень восточного вида здание конца ХХ века, может быть турки "для своих" построили?

41.

42.

И многочисленные "железнодорожные" домики, тянущиеся до самого вокзала:

43.

44.

45.

С вокзала я и начал показывать Туркестан. У вокзала же теперь и закончим - всё-таки это главный памятник русской архитектуры в городе Туркестане:

46.

Так и не нашёл никакой информации о том, была ли в Туркестане православная церковь, но если не было - я совсем не удивлюсь. Его окрестности - один из исторических центров Казахстана, сопоставимая концентрация древностей разве что в " " вокруг Джезказгана. Обзор памятников есть здесь, наиболее интересны аулы Карнак и Икан, в последнем находится между прочим памятник Сталину . Есть и Туркестана и мощный город-спутник Кентау (61 тыс. жителей), центр добычи полиметаллов в горах Каратау, основанный в 1955 году. И - два древних города: уже показанный в позапрошлом посте Сауран и Отрар - о котором далее.

КАЗАХСТАН-2013
. Вступление.
. Предыстория.
Общее о Казахстане.

В Южном Казахстане лежит один из древнейших городов Средней Азии – Туркестан. Его основание относится к 490 году н.э. В средневековый период он представлял собой город - крепость, называвшуюся Яссы и лежащую на пересечении торговых путей из Хивы, Самарканда и Бухары в Северный Казахстан. Через него текли бесчисленные караваны Великого Шёлкового пути. Город славился своими арыками, которые местные жители почитали как живые существа. Им давали особые имена. К ним возносили молитвы. Своего наибольшего расцвета город достиг в 12 столетии. В этот период он был оживлён и очень многолюден. Он становится столицей целого округа и получает новое название Шавгар. Слава о его богатствах простиралась по всему Востоку.

С 13 столетия началось завоевание Азии монголо-татарами. Их продвижение носило опустошительный характер – города разрушались, население истреблялось. Шавгар тоже пострадал, однако уцелел. В 14 веке, он вновь превратился в крупный административный центр, а затем в столицу Казахского ханства, которой оставался вплоть до 18 века. С 16 столетия он получает новое название Туркестан. Сюда переносят свою резиденцию среднеазиатские правители из династий хорезмшахов, шейбанидов, тимуридов,чавгатаидов. Туркестан является одним из важнейших религиозных центров ислама. Это связано с тем, что в 12 веке здесь жил поэт, мыслитель и философ Ходжа Ахмед Ясави. Он был одним из учителей суфизма или "учения истины". Через 233 года после его кончины, по приказу Тимура, на его могиле был построен мавзолей. Существуют исторические свидетельства того, что Тимур лично принимал участие в разработке проекта и строительстве мавзолея. Это грандиозное сооружение портально-купольного типа с толщиной стен до 2 метров и размерами 67 х 47 метров. Его главный купол является самым большим в Казахстане и имеет диаметр более 18 метров. Строительным материалом для мавзолея является жжёный кирпич. Технологию его производства древние мастера довели до совершенства.

Облицовка северной части портала отличается особой красотой. Вовнутрь усыпальницы ведёт дверь, украшенная тонкой костяной резьбой. Мавзолей считается одной из главных мусульманских святынь, и благодаря ему Туркестан почитается как священный город. Паломники называют его «малой Меккой» и говорят, что три поездки в Туркестан приравниваются к одному хаджу в Мекку. Современный Туркестан является одним из крупнейших районных центров Южно-Казахстанской области, с населением около 100 тыс. человек. Это крупный индустриальный, культурный, образовательный и туристический центр республики Казахстан. В городе сосредоточено 13 крупных промышленных предприятий, среди которых наиболее известны: хлопко-обрабатывающая фабрика АО Ясы КПО, машиностроительное предприятие КУАТ, завод Туркестан-агрореммаш, трикотажная фабрика, завод по производству антибиотиков, совместное предприятие "ПАРАБЕ" по изготовлению перевязочных материалов. В 1994 году свои двери распахнул Туркестанский университет, имеющий 13 факультетов.

ТУРКЕСТАН

(страна тюрок) - историко-географич. термин, служивший в течение долгого времени для обозначения обширной терр. в Ср. и Центр. Азии, населенной преим. тюркскими народностями. Терр. Т. (общая площ. св. 3 млн. км 2) простиралась от Урала и Каспийского м. на З. до Алтая и Китая на В., от Ирана и Афганистана на Ю. до Томской и Тобольской губ. на С. Т. делился на Зап. (или Русский), включавший юж. часть Казахстана и ср.-азиат. владения России, Вост. (или Китайский), входивший в состав кит. провинции Синьцзян, и Афганский, расположенный в сев. части Афганистана. На терр. Рус. Т. была образована в 1865 Туркестанская обл., в 1867 - Туркестанское генерал-губернаторство в составе Семиреченской (до 1882) и Сырдарьинской обл. С 1886 ген.-губернаторство официально наз. Туркестанским краем, с 1898 в него входили Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сырдарьинская и Ферганская области. На территории так. наз. Русского Т. также находились вассалы царской России - Хивинское ханство и Бухарское ханство. После Окт. социалистич. революции 1917 на терр. Рус. Т. образовались республики - Туркестанская АССР (1918), Бухарская народная советская республика и Хорезмская народная советская республика (1920). В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в 1924-25 образовались Узб. ССР, Туркм. ССР, Тадж. АССР (с 1929 - Тадж. ССР), Кара-Кирг. АО (с 1925 - Кирг. АО; с 1926 - Кирг. АССР, с 1936 - Кирг. ССР), Каракалпакская АО (с 1932 - Каракалп. АССР). Сев. часть Т. вошла в состав Казах. ССР. В эти годы появился вместо Т. термин "Ср. Азия".

Лит.: Семенов П. П., Географическо- статистический словарь Росс. империи, т. 5, СПБ, 1885; История Туркменской ССР, т. 1, кн. 2, Аш., 1957; История Узб. ССР, кн. 2-3, Таш., 1968.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТУРКЕСТАН" в других словарях:

    Географическая энциклопедия

    Название в 19 нач. 20 вв. территории в Ср. и Центр. Азии, населенной тюркскими народностями. Вост. Туркестан провинции Зап. Китая, Зап. Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана. Особо выделялись в 1867 1917… …

    I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

    Город, центр Туркестанского района Чимкентской области Казахской ССР. Один из древнейших городов Казахстана. В X в. назывался Шавгар, позднее Ясы; название Туркестан известно с XV в. В Туркестане сохранился ценный памятник… … Художественная энциклопедия

    Город в Казахстане, Чимкентская обл. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (199..1). Заводы: кузнечно прессового оборудования, хлопкоочистительный, кормовых антибиотиков и др. Известен с 10 в. Комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (кон. 14… … Большой Энциклопедический словарь

    Туркестан - (Turkistan), регион в Центр. Азии к С. от Гималаев, входящий в состав Китая (пров. Синц зян), Афганистана и быв. среднеазиатская республика СССР. В период раннего Средневековья здесь находилось неск. перс. торг, центров ханств, таких, напр., как… … Всемирная история

    Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

    I. Определение, состав, пространство, численность населения. II. Рельеф. Геологические условия. Почва. Воды. III. Климат. IV. Растительный и животный мир. V. Этнографический состав, религия, быт и занятия населения. VI. Земледелие и его условия.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Туркестан - 1) город, Юж. Казахстанская обл., Казахстан. Известен с X в.; название от Туркестан традиц. наименования территории Средней и Центр. Азии, населенной тюрк, народами. 2) истор. геогр. обл. в Центральной Азии. Название применялось в XIX начале XX… … Топонимический словарь

    Фантастически спекулятивный вып. марок с оригинальными рис. и надписью «Туркестан». Существуют и с надпечатками. Имеющиеся в продаже за рубежом марки 20 номиналов с надпечатками новой стоимости на марках России, якобы вып. в Туркестане,… … Большой филателистический словарь

Книги

  • Туркестан , Свечин Николай , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент город на… Категория: Боевик Серия: Детектив Российской империи. Романы Н. Свечина Издатель: ЭКСМО , Производитель: ЭКСМО ,
  • Туркестан , Свечин Н. , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент – город на… Категория:

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Туркестан располагается на юге , являясь одним из древнейших городов страны. Ещё во времена существования СССР, он стал крупным промышленным, образовательным и культурным центром, обладая множеством промышленных предприятий и целым рядом авторитетных образовательных учреждений. Сегодня, город и его окрестности не редко пользуются вниманием любителей путешествий, и представляют немалый интерес для ценителей древностей.

Особенности

Основу производственной деятельности сегодняшнего Туркестана составляют крупные промышленные предприятия, в том числе швейно-трикотажные фабрики, хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, а также производства по выпуску строительных материалов и пищевой продукции. Огромное значение в сельском хозяйстве региона занимает выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца. С давних пор область подвергалась завоеваниям и служила причиной разнообразных военных конфликтов, сыграв важную роль в истории государства. В наши дни город весьма любопытен для туристов своими старинными сооружениями и традиционным восточным колоритом. Здесь неплохо развита инфраструктура, имеются вполне комфортабельные гостиницы, уютные рестораны и развлекательные заведения. Здешний Международный Казахско-Турецкий Университет имени Ходжи Ахмеда Яссави, каждый год принимает многочисленных абитуриентов с разных уголков Средней Азии, поэтому в городе традиционно много молодёжи. Этнический состав более чем на 95% формируется из казахов и узбеков, но при этом есть и выходцы из России.

Общая информация

Площадь территории Туркестана невелика, а численность населения составляет немногим более 150 тысяч человек. Местное время опережает московское на 3 часа. Переход на летнее и зимнее время не осуществляется. Часовой пояс UTC+6. Телефонный код (+7) 72533. Официальный сайт www.turakimat.kz .

Краткий экскурс в историю

Первые поселения на землях современного Туркестана появились в 500 году до нашей эры. Издавна эти места располагались на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в северном направлении, и по ним прошло немало торговых караванов. В средние века здесь находился город Ясы, достигший своего расцвета в XII веке. В этот период он прославился как торговая столица региона, через которую неизменно пролегали маршруты караванов, следовавших по Великому Шелковому Пути. Вскоре выросло и религиозное значение города, который в мусульманском мире стали называть второй Меккой. XIII век ознаменовался для него разрушениями и гибелью значительного числа местных жителей, вследствие нападения на казахские земли бесчисленных орд Чингисхана. В более поздние времена, уже известный как Туркестан, город превратился в резиденцию среднеазиатских правителей и вплоть до XIX века имел статус столицы Казахского ханства. В XX столетии город присоединился к СССР, а после распада великого и могучего был ввергнут в пучину экономического потрясения, из которого начал выходить только в начале третьего тысячелетия.

Климат

В данной местности преобладает умеренный пустынный климат, для которого характерны резкие температурные колебания. В зимние месяцы средняя температура воздуха составляет здесь около -3..-5 градусов, но может опускаться и далеко за -10. Лето, наоборот, выдаётся ярким и солнечным, когда столбик термометра уверенно колеблется в районе отметки +30. Общее количество осадков невелико. Лучшим временным отрезком для визита в этот край считается период с апреля по сентябрь.

Как добраться

Наиболее оптимальным способом добраться до Туркестана, является перелёт до Шимкента, а далее на автобусе или такси. Время в пути составляет около 3-х часов. С Астаной существует транспортное сообщение с помощью железнодорожной линии. Кроме того, налажены автобусные пригородные маршруты с близлежащими городами и населёнными пунктами.

Транспорт

Внутри городской черты распространены автобусы и маршрутки.

Достопримечательности и развлечения

Пожалуй, главным архитектурным сооружением города является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, посвящённый знаменитому суфийскому проповеднику и поэту, проживавшему в казахских степях в средние века. Он представляет собой целый комплекс, в который помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включены средневековая баня, хильвет, подземный дом для размышлений Кумшик-ата, несколько мавзолеев известным людям и целый ряд других зданий. Комплекс явственно выделяется своими внушительными габаритами и весьма радует глаз необычными дизайнерскими решениями. В своё время, в качестве проектировщика мавзолея собственноручно выступил великий среднеазиатский завоеватель Тамерлан. Святыней этого сооружения является купольное помещение квадратной формы в центре, где находится надгробие Кабырхана.

Ещё одним историческим памятником прошлого в городе является железнодорожный вокзал, датированный 1905 годом. Среди интересных достопримечательностей в окрестностях Туркестана выделяются мавзолей основателя первого свода казахских законов – Казыбека би, историко-культурный заповедник под названием Отрарский оазис и мавзолей Арыстан-баба. Ценителям природных красот стоит побывать в Государственном Каратаусском национальном парке, раскинувшемся в центральной части хребта Каратау. На данный момент в нём обитают 15 видов редких животных и птиц, занесенных в Красную Книгу.

Кухня

В кафе и ресторанах города представлены самые разнообразные меню, в которых преобладают блюда национальной казахской кухни. Всяческие виды мяса, супы, салаты и овощи, позволяют в полной мере насладиться кулинарными произведениями, а здешние чаи со сладостями служат отличным дополнением к трапезе.

Шопинг

В магазинах, на рынках и в торговых лавочках можно приобрести всевозможные товары и сувениры по весьма доступным ценам.

Туркестан всецело отображает в себе многовековую историю и давние традиции этих земель, давая возможность его гостям проникнуться атмосферой города и ощутить необыкновенный антураж бывшей столицы Казахского ханства.

Публикации по теме