Цветок, плод, семя. Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения Лист плод семя цветок что лишнее

Игровой урок по теме: " Цветок.Плод.Семя" предназначен для обучающихся 6-ых классов.Может проводиться как обобщающий урок к теме "Генеративные органы растений". Урок содержит разнообразнын задания, позволяющие закрепить и проконтролировать знания обучающихся.Коллективно-групповая работа повышает интерес учащихся к предмету, содействует атмосфере сотворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой урок по теме

«Цветок. Плод. Семя».

Цели урока :

образовательная : контроль знания учащихся по теме «Генеративные органы растений».

Воспитательная: продолжить формирование бережного отношения к природе,

содействовать атмосфере сотворчества через коллективно - групповую работу, повышать интерес учащихся к предмету, используя нетрадиционные формы обучения.

Развивающая : способствовать развитию у учащихся умения сравнивать.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: конверты с карточками 3-х цветов для каждого ученика, на доске – красочно оформленные названия ярмарочных рядов, карточки к заданию «Растительный ералаш», видеотехника, кроссворд, тесты для каждого ученика, костюм огородного пугала, жетоны, разнообразные плоды, живые цветы.

Ход урока:

I. Организационный момент : Наш урок называется «ярмарка знаний». Что же такое ярмарка? По толковому словарю С. Ожегова слово «ярмарка» означает – «…большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями. Сегодня и у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, будет победительницей. За правильные ответы команда будет получать жетоны. Количество заработанных жетонов в конце урока определит победителя.

Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами. Обратите внимание на схему торговых рядов на доске.

Итак, начинаем путешествие по «ярмарке знаний».

  1. «ВЕСЁЛЫЙ ТОРГ»

В этом конкурсе проверяется общая информированность учащихся по теме. Путём жеребьёвки определяется тема для каждой команды «Цветок. Плод. Семя».

Работа организуется по цепочке в ряду.

На доске план «коллективного» ответа:

  1. Внешнее и внутреннее строение (цветок, семя, плод).
  2. Их функции (значение).

При ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендуемую планом. По ходу получают заработанные жетоны (полный правильный ответ) или штрафные очки (если были неточности). Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – дети сами излагают материал в том объёме, в котором он ими усвоен. Учитель только по мере необходимости направляет учеников.

Заработанные жетоны складываются в общую копилку.

  1. « Светофор».

В этом конкурсе проверяется степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.

Ребята раскладывают перед собой три сигнальные карточки: красную, жёлтую, зелёную.

Учитель задаёт вопросы классу и называет три ответа « разного цвета» - ребята должны поднять сигнальную карточку того цвета, который соответствует правильному ответу.

1.Цветковые растения размножаются:

Красный - только семенами

Жёлтый – только вегетативно

Зелёный - и семенами и вегетативно .

2.Двудомными называют растения:

Красный – цветки, у которых собраны в соцветия.

Жёлтый - пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении.

Зелёный - пестичные и тычиночные цветки находятся на разных растениях .

3.Венчик цветка прежде всего:

Красный - защищает главные части цветка.

Жёлтый – украшает цветок.

Зелёный – привлекает насекомых .

4.Плод развивается из:

Красный – семязачатка.

Жёлтый – тычинок.

Зелёный – завязи.

5.Запасающая ткань семени:

Красный – Эндосперм .

Жёлтый – губчатая.

Зелёный – древесина.

6. Обоеполый цветок содержит:

Красный – только пестики.

Жёлтый – только тычинки.

Зелёный – и тычинки и пестики .

7. Наибольшее количество белка содержится в семени:

Красный - пшеницы.

Жёлтый - фасоли.

Зелёный - подсолнечника.

  1. « Растительный ералаш»

В этом конкурсе проверяется способность учащихся сравнивать разные растения, способы их опыления.

Учитель показывает видеозаписи с изображением цветов, опыляемых насекомыми. Спрашивает у учеников кем или чем опыляются эти растения, и почему они так считают. Затем, продолжается видеозапись, и ученики убеждаются в правильности своего ответа. Потом учитель обращает внимание учеников на доску и просит их назвать растение, опыляемое насекомыми (на доске рисунки шиповника и ольхи). Учащиеся должны сравнить эти растения и назвать как можно больше признаков ветроопыляемых растений, а потом назвать признаки растений, опыляемых насекомыми. За правильные ответы выдаются жетоны командам. Затем, учитель подводит итог, говоря о том, что насекомоопыляемые растения имеют яркий венчик, приятный аромат, но не все. Например, раффлезия арнольди издаёт неприятный запах, привлекающий мух, опыляющих это растение.

Некоторые насекомоопыляемые растения опыляются разными насекомыми, а например, шалфей луговой – пчёлами. Учитель показывает растение и объясняет, как происходит опыление. Затем, показывается видеозапись – опыление шалфея.

  1. « Почемучка».

Учитель демонстрирует гербарные экземпляры и рисунки с изображением растений и задаёт вопросы:

1.Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками: ландыш, майник, седмичник?

2.Почему некоторые растения, например душистый табак, начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера?

3.Семена копытня, фиалки муравьи распространяют, а череды, кислицы - нет. Почему?

4.Почему семя кувшинки плавает, а гороха - нет?

5. Почему у тропических орхидей, семена так малы, что похожи на пыль?

6.Почему нельзя срывать большие букеты из полевых цветов?

Затем учитель говорит, что каждый из нас должен беречь природу и уметь слушать её. Ребятам предлагается послушать окружающий мир (учитель показывает видеозаписи и по ходу её просмотра, говорит о том, что человек – это всего лишь маленькая крупинка в окружающем нас мире, но именно от нас очень часто зависит, сохранятся ли разнообразные виды растений, животных на нашей планете, чистая вода, воздух достанутся нашим потомкам).

  1. «Перевёртыши».

Учитель показывает заранее приготовленные карточки. Ребята должны назвать лишнее слово, не связанное по смыслу с другими словами и объяснить, почему это слово лишнее.

1.Рыльце, пыльник, завязь, столбик.

2. Кожура, венчик, корешок, стебелёк, семядоли, почечка.

На доске прикреплены характеристики плодов.

Сухой сочный

Односемянной многосемянной

Вскрывающийся невскрывающийся

Ученикам показывают рисунки, с изображением плодов, а ребята согласно классификации плодов должны назвать лишний плод и объяснить, почему они так считают.

Карточки

1. Мак, горох, капуста, помидор .

  1. капуста, горох, мак , подсолнечник.
  2. яблоко, груша, крыжовник , вишня

6.Следующий этап игры в гостях у « знатока» огородных дел.

В класс приходит ученик, одетый в костюм пугало и зачитывает ребятам «Советы огородникам».

1.Храните семена в полиэтиленовом пакете.

2. Семена огурцов высевайте ранней весной.

3. Чтобы избавить города от тополиного пуха, высаживайте женские растения.

4. чем крупнее семя, тем меньше его заглубляют в почву.

Объясните, почему советы пугало можно назвать вредными? В чём заключаются ошибки?

7. Командам предлагается решить кроссворд. Кроссворд решается коллективно, ребята,быстрее других отгадавшие слова, получают жетон .

Решите кроссворд .

по горизонтали:

1.Совокупность всех лепестков цветка.

2.Часть пестика.

3. Двудомное растение (жизненная форма-дерево).

4.Название плода у мака.

По вертикали:

3.Мужской половой орган растения.

5.Запасающая ткань семени.

6.След от места прикрепления семени к плоду.

7.Перенос пыльцы на рыльце пестика.

Если остаётся время можно предложить командам следующее задание.

9. Исправьте ошибки в тексте.

Какое это удивительное время-весна. На берёзе распустились листья, потом появились цветы, ароматный запах распустившихся цветков привлёк большое количество разных насекомых. Зацветают мать-и-мачеха, одуванчики, насекомые, перелетая с цветка на цветок, осуществляют самоопыление растений.

Весна всё переделывает на свой лад, каждый день новости. Каждый день новые звуки, новые краски, новые запахи.

10 . Итоги урока.

Подсчитываются совершенные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару – знаниям – состоятельными людьми. Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, такой:

1-е место – все члены команды получают «5»;

2-е место – 50% - «5», 50% - «4» (решают сами);

3-е место – всем «4».


Тема: Обобщающий урок «Цветок - соцветия. Семя - плод»

Цель: выяснить уровень знаний и умений по изученному материалу.

Задачи: проверить знание основных терминов и понятий; проверить практические умения: определять виды плодов, распознавать части семени, применять свои знания на практике; проверить знания по строению цветка; развивать стойкий интерес к предмету; формировать коммуникативную компетентность: умение работать в группе; умение обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения; развивать исследовательские навыки.

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор

Ход урока

Сегодня у нас урок обобщения знаний по пройденным темам, но у нас он будет необычным: мы вместе отправляемся на поиски сокровищ капитана Флинта. Сокровища – это ваши оценки, найти которые вам помогут ваши знания. Для этого мы разделяемся на два экипажа, получаем карту и отправляемся в путь навстречу приключениям

Учащиеся делятся на группы, выбирают командира.

1 остановка – «Переправа».

Чтобы удачно переправиться через речку вам необходимо решить кроссворды

С двумя долями.

Слово из 10 букв

С одной долей

Слово из 11 букв

Она есть у подсолнечника.

Слово из 7 букв

С двумя створками.

Слово из 3 букв

2 Остановка «Заросли лиан».

Мы попали с вами в тропический лес. Для того чтобы пробраться сквозь заросли, вам необходимо ответить на 15 вопросов за 1 мин. Если ответа нет, нужно сказать “дальше”.

Учитель задаёт командам вопросы. Максимальное количество баллов за задание -15.

Семя”
1.Запасающая ткань семени (эндосперм ).

2. Оболочка, покрывающая снаружи семя боба (семенная кожура ).

3. Что произойдёт с семенем, если его на ночь замочить? (набухнет, увеличится в размерах).

4. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли? (в семядолях ).

5. Сколько семядолей имеет зародыш семени двудольного растения? (две ).

6. Где запасаются питательные вещества в семенах? (в семядолях и эндосперме ).

7. Способность семян к прорастанию (всхожесть).

8. Помещение, где хранится зерно (зернохранилище/ элеватор ).

9. Условия, необходимые для прорастания семян (вода, воздух, определённая температура).

10. При дыхании семена поглощают углекислый газ (нет/ кислород ).

11. Перечислите органические вещества семени (жир, белок-клейковина, крахмал ). 12. С помощью какого реактива можно обнаружить крахмал? (йода ).

13. В присутствии какого вещества йод синеет? (крахмала ).

14. Зависимость глубины заделки семян от их размера (чем крупнее семена, тем глубже их сеют).

15. Назовите части семени перца (семенная кожура, зародыш и эндосперм).

Цветок”
1.Цветок – вегетативный орган растения (нет/ репродуктивный ).

2. Главные части цветка (пестик и тычинки ).

3. Место, где образуется и созревает пыльца (пыльник ).

4. Все части цветка располагаются на …(цветоложе ).

5. Созревают внутри плода …(семена ).

6. Из чего образуются семена? (из семязачатков ).

7. Местонахождение семязачатков (в завязи пестика ).

8. Цветок, содержащий только тычинки или только пестики (однополый ).

9. Цветок, имеющий только тычинки (мужской цветок/тычиночный/однополый ).

10. Растение, у которого тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении (однодомное ).

11. Плод развивается из …(завязи пестика ).

12. Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых … (цветоножкой).

13. Околоцветник, состоящий из чашечки и венчика (двойной ).

14. Группа цветков, расположенных близко к друг другу в определённом порядке (соцветие ).

15. Соцветие черёмухи (кисть ).

Дополнительные вопросы:

Плод”
1.Плод – вегетативный орган растения (нет/репродуктивный ).

2. Плоды бывают у всех растений (нет/ только у цветковых ).

3. Плод персика, сливы (костянка ).

4. Плод дуба (жёлудь ).

5. Коробочка – сухой односемянной плод (нет /многосемянной ).

6. Плод мака (коробочка).

7. Зерновка – сухой многосемянной плод (нет/односемянной ).

8. Плод арбуза (ягода ).

9. Плод злаков (зерновка ).

10. От чего зависит количество семян? (от количества семязачатков ).

11. Способы распространения плодов и семян (ветром, водой, животными, человеком и само разбрасыванием).

12. Способ распространения семян у недотроги и “бешеного огурца” (само разбрасывание ).

13. Способ распространения плодов осоки, имеющих мешочки с воздухом (водой ). 14. Приспособления, имеющиеся у плодов и семян, распространяемых животными и человеком (выросты, прицепки, крючки) .

15. Плод подсолнечника (семянка ).

16. Плод стручок у капусты или гороха? (у капусты ).

3 Остановка «Паучий каньон».

Чтобы пробраться через каньон, необходимо построить паутинную сеть, и по ней выбраться наружу.

Сопоставь растение и его плод. Максимальное количество баллов за задание -6.

Костянка

Коробочка

Зерновка

    Подсолнечник

    Черемуха

Костянка

Коробочка

4 Остановка «Стрельба по попугаям».

Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.

1. Однодольные

2. Тычиночная нить, пыльник

3. Простым

5. Соцветия

6. Околоплодник

7. Околоцветник

8. Эндосперм

9. Однодомным

10. Семядоли

11. Цветок

12. Семязачатка

    Первые листья зародыша растения. (к)

    Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. (е)

    Из чего развивается семя? (м)

    Растения, имеющие в зародыше одну семядолю. (а)

    Если в цветке только один пестик, то плод, резвившейся из него называют…(в)

    Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой? (з)

    Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. (л)

    Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. (д)

    Совокупность чашелистиков и лепестков. (ж)

    Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют… (и)

    Женский орган цветка. (г)

    Назовите составляющие тычинки. (б)

5 Остановка «Заброшенная шахта»

У входа в шахту вы видите надпись «Береги голову». Значит, нам немного надо переключиться. Проверим вашу реакцию: если я называю плод, то вы хлопаете.

Яблоко, груша , картофель, капуста, малина, пшеница , мак, слива .

6 Остановка «Кокосовая роща»

Кокосовая пальма интересна своим способом распространением плодов. Каким? Водой. Вам необходимо рассмотреть плоды, указать способ их распространения, черты приспособленности к распространению, назвать растение.

Одуванчик, клен, рябина, череда

7 Остановка «Пещера страха»

Мы все ближе к нашей цели. Пещера, которая находится перед нами, позволит нам преодолеть свои страхи неуверенности в своих знаниях.

1. Вам надо отгадать кроссворд.


По горизонтали : 1. Название цветковых растений. 2. Название плода у гороха. 3. Многосемянной плод с сочными слоями околоплодника. 4. Растение, у которого твердый одревесневший околоплодник с одним семенем внутри. 5. Раскрывающийся плод с множеством семян.

По вертикали : 1. Генеративный орган цветковых растений. 2. Часть цветка. 3. Название плода у мака. 4. Название плода арбуза и дыни. 5. Нераскрывающийся сухой плод, у которого околоплодник прочно срастается с семенем.

Ответы.

По горизонтали: 1. покрытосеменные. 2. боб. 3. ягода. 4. орех. 5. коробочка.

По вертикали: 1. плод. 2. цветоложе. 3. коробочка. 4. тыквина. 5. зерновка

2. Викторина «Правда ли, что »:

а) В тропических островах растет хлебное дерево? Правда , в Индии, Индонезии и на других тропических островах растет хлебное дерево. Конечно, на нем растут не батоны, не булочки, не баранки, а круглые тяжелые плоды, по 30 кг каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб).

б) Правда ли, что есть такое дерево, у которого полуметровые плоды? Правда . Полуметровые плоды колбасного дерева видом хоть и напоминают колбасу, к сожалению, несъедобны.

в) Правда ли, что есть на Земле конфетное дерево? Правда . Конфетное дерево растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли и к нам – на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.

8 Остановка «Кодовый замок»

Мы у цели. Однако, нам надо открыть замок.

1. Надо уга­дать слова (названия растений и частей цветка) по отдельным слогам.

Задание для первой команды

1.Ты_ _ _ка.

3. Ва _ _ лек.

5. Цве _ _ ло _ _ .

7. Оду _ _ _ чик.

9. Ми _ _ за.

Ответы: тычинка, василек, цветоложе, одуванчик, мимоза.

Задание для второй команды

2. Цве _ _ нож _ _ .

4. Ро _ _ _ ка.

6. Ге _ _ гин.

8. Ле _ _с_ _к.

10. Ши _ _ _ ник.

Ответы: цветоножка, ромашка, георгин, лепесток, шиповник.

2. Решите «Шарады»

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

1. Если мне на место «А»

Мягкий знак дадите,

Сразу сорную траву

В птицу превратите.

Ответ .(Лебеда - лебедь.)

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь, поставь меня в вазу...

Но с буквою «к» в огород я пойду,

И если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу.

Ответ (Роза - коза.)

Охотно ты по мне пройдешь

И свежим воздухом подышишь.

Когда с конца меня прочтешь,

То что-то шумное услышишь.

Ответ (Луг -гул.)

Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак,

Все - куст, его вы без труда

Найдете в парках и садах.

Отве т (Си-ре-нь.)

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной...

Если «к» сочтете лишним,

Смысл получите иной.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня,

Могут выйти из меня.

Ответ (Клен - лен.)

Чтоб отгадать - имей терпенье,

С «л» - часть лица, а с «б» - растение.

Ответ (Лоб - боб.)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Использованные материалы :

1.Шарипова Н.И., учитель биологии Татарско-Бурнашевской средней общеобразовательной школы. Обобщающий урок-игра в 6 классе

Игра «Звездный час»

Игру час можно провести как внеклассное мероприятие по биологии в 6-м классе при обобщении курса « Растения».

Цели игры :

– повторить основные биологические термины;
– развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, умение находить ассоциации;
– снять нервное напряжение за счет увлекательности игры;
– воспитывать взаимоуважение, умение радоваться успехам других.

В игре участвуют 14 шестиклассников, в жюри – ученики старших классов. Игра проходит в шесть туров. Каждому участнику выдается фишка с индивидуальным номером.

I тур. Органы цветкового растения

Пользуясь табло (рис.1), определите, какие картинки служат ответами на следующие вопросы.

Рис.1. Органы цветкого растения

1. Имеет одну или две семядоли. (Семя – 7. )

2. Осевая часть побега. (Стебель – 3. )

3. Состоит из стебля, листьев и почек. (Побег – 5. )

4. Может быть верхушечной или боковой. (Почка – 8. )

5. Удерживает растение в почве. (Корень – 4. )

6. Содержит зеленые пластиды – хлоропласты, осенью меняет свою окраску. (Лист – 2. )

7. Видоизмененный лист. (Колючка или шип – 9. )

8. Орган семенного размножения. (Цветок – 1. )

9. Развивается из завязи пестика и заключает в себе семена. (Плод – 6. )

По результатам первого тура четверо участников выбывают из игры.

II тур. Что за чем следует, или Найди лишнее

1. На табло (рис. 2) найдите правильную после-довательность картинок в каждой строке.

Рис. 2. Что за чем следует?

Побег – семя – цветок. (Ответ. 2–1–3. )

Зона деления – зона проведения – зона всасывания. (Ответ. 1–3–2. )

Цветок – семя – плод. (Ответ. 1–3–2 или 2–1–3. )

2. На табло (рис. 3) в каждой строке найди лишнюю картинку.

Рис. 3. Что лишнее?

С двумя семядолями, с одной семядолей, почка. (Почка – 3. )

Морковь, земляника, репа. (Земляника – 2. )

Семя фасоли, зерновка пшеницы, зерновка пшеницы в разрезе. (Семя фасоли – 1. )

По результатам второго тура из игры выбывают еще двое участников.

III тур. Ошибки художника

1. На рис. 4 определите, что забыл нарисовать художник. (Корень, верхушечная почка, вакуоль. )

Рис. 5. В чем ошибка?

После окончания тура в игре остаются шесть участников.

IV тур. Ассоциации

Назовите как можно больше предметов и понятий, с которыми у вас ассоциируется слово «растение». (Пищевые продукты, посуда для их приготовления, деревянная мебель, деревянные постройки, одежда, изготовленная из растительного материала, бумага, сельскохозяйственные орудия, предметы ухода за комнатными растениями и т.д. )

После окончания тура в игре остаются четыре участника.

V тур. Ребусы

Предлагая ребусы, ведущий сопровождает их описаниями-подсказками.

8. Эту страну в древности называли цветочной, а современное ее название – Ирак? (Персия .)

9. Это растение называют «виноградом хвойных лесов». (.)

10. Этот цветок был самым почитаемым в Древнем Риме. (.)

После окончания тура в игре остаются два участника.

VI тур. Поиграем в слова

Придумайте и составитьте как можно больше слов из букв, составляющих слово «жизнедеятельность».

Подведение итогов

Победитель игры награждается памятной медалью, а все остальные участники – памятными призами.


Цветок (множ. цветки́, лат. flos -oris, греч. ἄνθος -ου) - сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения. От шишки голосеменных растений цветок отличается тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика, а не на семязачаток непосредственно, а при последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи.

Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii R.Br.) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.

Органы растения: цветок

Цветок – орган семенного размножения. Это укороченный, видоизмененный побег, развивается из почки. В цветке формируются половые клетки – гаметы и происходит опыление и оплодотворение.

Цветы:

– обоеполые (яблоня) – есть и тычинки и пестики;

– однополые (ива) – только с мужскими или женскими органами;

Главные части цветка – это пестики и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и двух пыльников. В пыльниках происходит созревание пыльцы. Пестик состоит из расширенной части – завязи и суженной – столбика с рыльцем. В завязи находится семизачаток.

Опыление цветковых: ветром, насекомыми, искусственным путем.

Некоторые цветки сгруппированы в соцветие. Соцветие – это совокупность цветков, сгруппированных в определенном порядке. Они бывают простые и сложные.

Роль соцветий у растений, опыляемых насекомыми, состоит в том, что собранные в группы цветы лучше привлекают насекомых. Для ветроопыляемых растений соцветие повышает вероятность попадания пыльцы на рыльце пестика.

Органы растения: плод

Назначения плода: предохранение семян и способствование распространению. Стенки плода называют околоплодником.

Плоды:

1. Настоящие (плод образован только одним пестиком). Пример: вишня.

2. Ложные (в образовании плода принимают участие цветоложе или околоцветник). Настоящие: простые (образуются из цветков с одним пестиком – боб, пшеница) и сложные (из цветков, имеющих несколько пестиков – малина, ежевика).

Выделяют две большие группы плодов: сухие и сочные.

Сухие:

– Раскрывающиеся (многосемянные)

Боб – одногнездный плод, содержащий много семян, располагающихся на стенках плода (горох, боб, фасоль, желтая акация).

Стручок – двухгнездный многосемянный плод, у которого семена прикрепляются к перегородке, идущей вдоль плода (капуста, репа, горчица).

Коробочка – образована двумя или несколькими плодолистиками, содержит много семян (мак, белена, тюльпан, лилия).

– Сухие нераскрывающиеся (односемянные)

Орех. Околоплодник сухой, твердый, деревянный (лещина, желудь, дуб).

– Зерновка. Околоплодник срастается с оболочкой семян (рожь, ячмень, пшеница).

– Семянка (подсолнечник, ромашка, одуванчик).

Сочные:

– Ягода – многосемянной плод с сочными слоями околоплодника. Наружный слой – кожистый (смородина, крыжовник, томат, виноград).

– Ягодообразные – тыквина (тыква, дыня), померанец (апельсин, лимон, мандарин).

– Костянка – сочные односемянные плоды (вишня, слива, абрикос, персик, миндаль).

Сборные сложные плоды:

– Сложная костянка (малина, ежевика).

Пути распространения:

– Самосбрасывание (боб, стручок);

– Распространение ветром (одуванчик, клен, сосна, ель, липа);

– Распространение водой (осоки, ирис, кокосовая пальма);

– Распространение животными (череда, лопух, репейник).

Органы растения: семя

Семя – зачаточное растение. Развивается из семизачатка.

Семя однодольных снаружи одето околоплодником, который плотно сросся с семенной кожурой, зародыш имеет маленький корешок, стебелек и почечку.

У двудольных одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая. Снаружи блестящая гладкая семенная кожура. Под ней – зародыш, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

После периода покоя начинается прорастание семени. Для семян каждого вида растения условия прорастания различны.

Температуры, при которых могут прорастать различные семена, колеблются от +5 до +40° С. Прорастающее семя активно дышит. Необходимое условие – наличие воды. На первых этапах, до развития листьев зародыш питается исключительно запасом питательных веществ. Это в основном липиды, белки. Рост собственно зародыша идет за счет деления клеток и увеличения их размеров. Первым видимым признаком прорастания является появление первичного корешка. Он растет по направлению силы тяжести, укореняя растение в земле.



Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения.

Вегетативные органы растений - части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой, а также функции вегетативного размножения.

К вегетативным органам относятся: - листостебельные побеги, обеспечивающими фотосинтез; - корни, обеспечивающие водоснабжение и минœеральное питание.

По происхождению различают гомологичные и аналогичные органы .

Гомологичные органыимеют общее происхождение, но могут выполнять разные функции. Примером гомологичных органов с разными функциями являются метаморфозы органов, или видоизменения. Так, у картофеля подземные побеги преобразуются в клубни, которые в народе считают утолщениями корней.

Аналогичные органы– органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции . Известно, что у кактуса функцию фотосинтеза выполняют стебли, а не листья, которые видоизменились в колючки. По этой причине листья, к примеру, шиповника и стебель кактуса являются аналогичными органами.

По направлению роста выделяют ортотропные и плагиотропные органы .

Ортотропные органы – органы, растущие вертикально, осœевые органы. К ним относится стебель, корень. Плагиотропные органы – органы, растущие горизонтально, боковые органы. У покрытосœеменных к ним относится лист. Плагиотропно растут ползучие и стелющиеся побеги.

Органы растений могут видоизменяться, метаморфизировать в случае, когда они начинают выполнять несвойственные им функции, или одна из не базовых функций становится главной. К примеру, клубень картофеля является видоизменением побега, в котором накапливаются запасные вещества.

3 . Корень –это осœевой орган растения, имеющий верхушечный рост, который обладает положительным геотропизмом, т. е. растет по направлению к центру Земли.

Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды.

В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету . К примеру, у моховидных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров - до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротникообразных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения." 2017, 2018.

Публикации по теме