Фгос в библиотеке школы. Современная школьная библиотека в едином информационном пространстве школы (медиатека) Подготовила: Зав.библиотекой Бедова О.Н

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу – каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.
Эта статья для тех, кому уже недостаточно ни перестановки мебели, ни даже новых книг. Сегодняшней публикацией мы начинаем серию, которая получит продолжение осенью. Будет время подумать и сказать себе: «Вперед!»

«Вы думаете, я ученый, начитанный человек?»
– «Конечно, – ответил Цзи-гонг. – А разве нет?»
– «Совсем нет, – сказал Конфуций.
– Я просто ухватил одну нить,
которая связывает все остальное»

Вступление

Не один раз встречи с коллегами завершались вопросом: «Я хочу видеть свою библиотеку сильным современным информационным центром.
С чего начать?» А действительно – с чего? Что положить в основу развития библиотеки, что выбрать стратегическим направлением деятельности?
Попробуй-ка, «коротенько, в двух словах», ответь …
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации – и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и скрываемом за ними смысле. Начнем по порядку.

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

Это понятие прочно утвердилось в нашей жизни и чаще всего ассоциируется с коренными изменениями деятельности. Так ли это на самом деле? Нововведения (а именно таков русский аналог слова «инновации») бывают разными по глубине преобразований, качеству исполнения и другим признакам. Мы остановимся на одной из характеристик, которая поможет определить необходимую степень концентрации нового (какое количество нововведений необходимо в данных условиях). Итак, по инновационному потенциалу выделяются:

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

Исходя из конкретной обстановки и преследуемых целей, выбирается самый оптимальный и целесообразный вариант, используется тот или иной тип преобразований.
На что стоит обратить особое внимание, учитывая тенденции развития образования? Здесь (как и на протяжении всей статьи) хочется сослаться на одно из самых авторитетных мнений. А.Адамский считает: «Приоритет инновационности – становление новых способов управления, особых методов поддержки нового и, прежде всего, система поиска культурно-образовательных инициатив и превращения их в системные проекты» .

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения :

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи .

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий , выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

1. Информационное общество. Роль библиотек в преобразовании общества в гражданское и информационное.
2. Правовые основы в обществе и роль библиотек.
3. Интернет как единая коммуникационная среда, положившая начало новым концепциям и подходам в автоматизации библиотек, информационном обмене.
4. Новая концепция библиотеки должна, во-первых, быть построена и, во-вторых, в ней должна быть обязательно усилена роль «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.
5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки. Определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.
6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперация и интеграция. Создание корпоративных систем.
7. Повышение роли образовательной деятельности .

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

«Образовательная политика России на современном этапе».
Именно в этом документе была провозглашена необходимость модернизации системы образования . Позвольте выделить некоторые фрагменты:
«Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования».
«Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются: …государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры».
«Важно расширить возможности свободного и оперативного получения информации».
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе» .
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Информационная культура

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации .
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты и учителя, использующие технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудники библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.
Рассмотрев и приняв во внимание основные идеи и ведущие тенденции в обществе, двигаемся дальше – к выработке собственного стратегического плана развития.

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения являются длительным процессом , а не одноразовым событием. Реализация одного проекта повлечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. «Движение есть жизнь», – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

– Изменения неизбежны, я бы даже сказала, неотвратимы, если бы это не звучало так обреченно. Грантовая поддержка преобразований не должна быть непременной составляющей. Образно говоря, от наличия и толщины кошелька зависит не судьба, а только скорость преобразований. Отношение к планируемым изменениям можно выразить следующим образом: «Независимо от того, будет финансироваться проект или нет, мы будем развивать и разрабатывать его».

Изначально проект модернизации может быть подготовлен «внутри» библиотеки, а может являться частью программы общешкольных преобразований. На мой взгляд, жизнеспособными будут и тот и другой варианты. Различия в данном случае определены творческим уровнем коллектива школы и дирекции, качеством отношений администрации и библиотеки, степенью профессионального признания и доверия к деятельности школьной библиотеки. Хотя, совершенно субъективно, мне ближе та ситуация, когда инициатором перемен и модернизации выступает сама библиотека, начиная строить всю структуру образовательного пространства школы «от себя». Самостоятельная творческая работа мне кажется предпочтительнее, нежели «хождение в строю», даже если этот строй – инновационный.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации . Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации . Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения . Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений . Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств . Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами .

Например: «Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования».
Миссия высока, прекрасна, но в достаточной степени абстрактна.
На время стоит спуститься на землю, чтобы оценить свои реальные возможности и ресурсы библиотеки. Ведь все благие намерения и самые замечательные цели могут быть реализованы только при наличии определенной базы.

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
– техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

Приступая к созданию проекта, делаем акцент на сильных сторонах деятельности своей библиотеки, на тех направлениях, которые могут быть подкреплены реальными или потенциальными наработками.
У каждого из нас есть свой конек, та точка опоры, с помощью которой, по мнению Архимеда, можно «перевернуть землю».
Практика проектной работы свидетельствует о том, что акценты в развитии библиотек должны быть перенесены с внутрибиблиотечной на внешнюю, социальную сферу. Проблема, для решения которой предпринимаются изменения, должна затрагивать не только внутренние организационные аспекты деятельности библиотеки (заработная плата, кадровый голод, реконструкция здания, приобретение компьютеров). Создавая проект развития библиотек, стоит ориентироваться прежде всего на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, необходимость развития определенных услуг . Последнее положение особенно актуально в свете выявившихся тенденций нового века. А тенденции эти таковы, что услуговая направленность деятельности человека будет активно развиваться и станет приоритетной в ближайшие годы. Попробуем найти и раскрыть новые возможности для пользователей, новые услуги.
Определившись с тем, что, как и когда мы намерены предпринимать, приступим к созданию проекта.
(Почему именно проект , спросите вы? Потому, что именно проектная деятельность получила широкое распространение в школе. Потому, что проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из способов реализации выбранной стратегии развития. Потому, что проектная деятельность в достаточной степени конкретна, т.е. предполагает не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта.)
Мы уже говорили о глубине возможных инноваций. Проектная работа, как конкретное воплощение инноваций, может быть разноуровневой :

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки , безусловную специфику ее деятельности:

– информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
– педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

Необходимо помнить, что любой проект создается как модель конкретной библиотеки, созданной в соответствии с потребностями и желаниями этого школьного сообщества. С участием этой специфики формулируется цель проекта .
Например: «Развитие и предоставление новых информационных услуг широким слоям населения, некоммерческим организациям, отдельным структурам».
На основе поставленной цели определяем оптимальные задачи проекта . Очень четко необходимые группы задач выделяет Н.В.Жадько :

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы . Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

Елена ИВАНОВА

Cписок использованных материалов:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 25.
2. Управление школой, № 29, 2001.
3. http:// www.infosgs.narod.ru/27.htm
4. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: ежегодный доклад //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-я междунар. конф. «Крым-2001»: Труды конф.– Судак, 2001.– Т. 1.– С. 9–11.
5. Управление школой, № 32, 2001, Антология развивающего управления. С. 6; Управление школой, № 33, 2001, Антология развивающего управления. С. 5.
6. Ленк Х. Становление системотехнологического суперинформационного общества // В кн.: Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. – М.: Традиция, 2000. – С. 38.
7. Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.

Публикация произведена при поддержке полиграфической компании "Квадра-Принт". Воспользовавшись услугами компании "Квадра-Принт", Вы сможете по выгодным ценам заказать визитки, листовки, буклеты, плакаты, настенный календарь , конверты, наклейки, флаеры, и многое другое. Современное оборудование и материалы, высокий профессионализм и опыт работы сотрудников компании, являются гарантами того, что вся предоставляемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить on-lain консультацию, можно на официальном сайте компании "Квадра-Принт", который располагается по адресу http://kvadra-print.ru/

Сегодня обучение -это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современная модель школьной библиотеки"»

Современная модель школьной библиотеки


Цель работы современной школьной библиотеки

Создание

библиотечно-информационного центра в современной школе


  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

Задачи


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

  • Кадровое обеспечение:

Укомплектованность библиотечными кадрами;

Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности);

Уровень профессионализма, качественные результаты работы;

Инновационность деятельности.


2. Материально- техническое обеспечение:

Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам;

Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;

Наличие современной библиотечной техники и мебели;

Наличие: абонимента;

читального зала;

медиатеки;

книгохранилища;

Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет;);

Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий;

Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


3. Информационно- образовательное обеспечение:

Технологические средства: персональные компьютеры для пользователей, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты;

Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности;

Размещение и сохранность информационных ресурсов;

  • организация ЭК и работа с ним;
  • фиксация хода библиотечного процесса;
  • взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное;
  • контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет.

4. Информационно- методическое обеспечение:

Обеспеченность УМК на разных носителях;

Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой;

Детской, художественной и научно-популярной литературой, справочно- библиографическими и периодическими изданиями.


Направления работы школьной библиотеки:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с фондом художественной литературы;
  • духовно-нравственное направление;
  • художественно-эстетическое направление;
  • гражданственно-патриотическое направление;

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.


обеспечивает информацией и документами учебный процесс

способствует гармоническому развитию личности читателя

обслуживает педагогический коллектив и родителей

Школьная библиотека

предоставляет обучающимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности

поддерживает

внеклассную и внешкольную работу


Выпускник получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения

Писать отзыв о прочитанной книге

Работать с тематическим каталогом.


Проблемы

  • Недостаточное финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Недостаточный уровень квалификации педагогов-библиотекарей.

Решение проблем

  • Финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Информационно-образовательное обеспечение.

Библиотекарь - человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий

Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации





Работа с обучающимися «Что? Где? Когда?»












«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него»

Бедина И.П.

Современная школьная библиотека, какая она? Значительные изменения в народном образовании, произошедшие в последние годы, повлияли на развитие школьной библиотеки. С появлением школ – гимназий, лицеев школ с углублённым изучением различных предметов или языков роль библиотеки стала рангом выше. Тенденции специализации учебного процесса требуют от библиотеки, с одной стороны, наличия узкоспециальной литературы, а с другой, совершенствования и технической оснащенности библиотеки. Так, какая же библиотека нужна школе, каким требованиям она должна отвечать, каким новым содержанием наполнятся, какое место занять в процессе обучения и воспитания школьников? На все эти вопросы невозможно ответить в рамках одной статьи, поэтому основной своей задачей я посчитала описать сложившуюся за многие годы систему работы нашей школьной библиотеки, отразив наиболее важные аспекты деятельности библиотекаря.

Школьная библиотека – это маленькая, но универсальная массовая библиотека, потому ей присущи все её черты и особенности. Сложность работы библиотекаря в ней состоит в том, что ему одному приходится заниматься сомой разнообразной деятельностью, начиная с оформления помещения библиотеки и заканчивая оформлением бухгалтерских документов и т.д. , никак не связанной с обслуживанием читателей. В связи с этим, по – моему главным в работе школьного библиотекаря является правильная организация всех сторон деятельности. При этом необходимо соблюдать баланс, равновесие, “ золотую середину” между многочисленными обязанностями и возможностями библиотеки, ведь обычно библиотекарь в школе один, и от его организованности зависит всё : помощи ждать не от куда. Я постаралась привести в систему все стороны работы школьной библиотеки и изобразила её в виде схемы, приведенной на рисунке.

Данная схема достаточно условна, однако она даёт наглядное представление о всех сторонах работы школьной библиотеки.

Несколько слов об основных принципах комплектования фонда, главные из которых:

многоэкземплярность программной литературы,

многоэкземплярность литературы по внеклассному чтению для учащихся младших классов,

наличие хрестоматий и сборников литературы, используемых в учебном процессе,

пополнение фонда новыми изданиями справочной литературы и литературы методического характера.

Фонд школьной библиотеки создаётся десятилетиями и требует как внимательного подхода к его оформлению, так и кропотливой и нервной работы по его сохранению. Сохранить фонд нисколько не легче, а может и труднее, чем его накопить.

Ведь при этом иногда приходится преодолевать безответственность читателей: учеников и учителей.

К сожалению, приходится использовать самые “жестокие” методы для того, чтобы заставить читателя вернуть книги в библиотеку.

Правильно скомплектованный фонд – это основа библиотеки, нет фонда – нет читателей, нет работы.

Основной книжный фонд нашей библиотеки насчитывает приблизительно 16 тыс. книг, 1.5 тысяч брошюр и около 20 тысяч учебников, балансовая стоимость фонда составляет 100 тыс. рублей. Количество читателей сохраняется из года в год и колеблется в пределах 850 – 900 читателей, что составляет 80 – 85% от списочного состава школы книговыдача за год составляет около 18 тыс. книг, посещаемость от 8 – 10 тысяч за учебный год.

Для того чтобы справится с таким объёмом работы одному человеку необходимо правильно организовать внутрибиблиотечную работу, которая не видна, но должна занимать ведущее место в работе библиотекаря. Каждый день библиотека должна быть готова к быстрому обслуживанию читателей.

Внутрибиблиотечная работа включает в себя:

Запись взятых читателями книг; расстановку читательских формуляров по классам; расстановка книг, сданных читателями, на полки; подбор читательских запросов по темам; заполнение дневника библиотеки (количество читателей, записавшихся в библиотеку) ; заполнение финансовых документов; подбор литературы для учителей к урокам; ведение каталогов и многое другое

Внутрибиблиотечную работу необходимо выполнять в течение дня и ничего нельзя оставлять “на завтра”.

Специфика обслуживания читателей в школьной библиотеке состоит в том неравномерности прихода читателей, когда за 15 минут перемены необходимо обслужить 15 –20 человек. Это очень непросто сделать, так как читательские запросы бывают самые разные. Если требуется книга конкретного автора или названия, то библиотекарь должен знать, есть она в библиотеке или нет, и поэтому может быстро обслужить читателя. Для более сложных запросов я использую картотеку читательских заявок, в которой указывается тема для подбора литературы. За книгами читатель приходит после уроков. Когда не удаётся подобрать нужную книгу из абонементного фонда, то читателю предлагается поработать в читальном зале, где в основном находится справочная литература от тематических словарей до универсальных энциклопедий. В нашей библиотеке накоплено большое количество словарей, справочников, энциклопедий по различной тематике. Разнообразие справочной литературы даёт возможность учащимся, не выходя из стен школы, разыскивать необходимый материал. Наиболее популярно у нас последнее издание “Детской энциклопедии” , выпускаемое издательством “Аванта” . Хочется отметить, что отсутствия финансирования в последние годы значительно усложняет приобретение новых томов энциклопедии. Но мы используем любую возможность для пополнения библиотеки. Так, на полученные от общешкольного сбора макулатуры деньги приобретены последние тома энциклопедии. Не буду подробно останавливаться на технологии обслуживания читателей, она примерно одинакова у всех. Отмечу попытку внедрения персонального компьютера (ПК) для организации каталогов и абонемента.

Как показано на схеме, работа с читателем имеет различные формы, не связанные непосредственно с выдачей книг. Библиотекарь рассказывает о новинках литературы, выходя в классы к учащимся с обзорами, приглашает ребят в библиотеку обратить внимание на новую выставку.

Выставки, как одна из важных форм развития у учащихся интереса к книге, рассказывают книжные фонды, знакомят с именами писателей, открывают новые имена и названия книг, сообщают о писателе – юбиляре, показывают возможности полиграфического искусства, приглашают войти в мир непрочитанных книг. Выставки можно разделить на цикловые и тематические, персональные и информационные. Интересно вести статистику, взятых с выставки книг. Из сделанных мною за последнее время выставок наиболее удачными получились выставки “ Петербург в русской поэзии” , “Душа Петербурга” , “ Москва златоглавая” , “По секрету всему свету”.

Ребята интересуются книгами, спрашивают книги с выставок, на некоторые из них даже образовалась очередь.

Одна из интересных форм работы библиотекаря совместно с учителем – это внеклассное чтение учащихся.


Рисунок – схема основных форм работы школьной библиотеки

Списание

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным в учебе. Зачастую это зависит именно от богатства школьной библиотеки. Следовательно, важно узнать, какие подвижки в библиотечном деле в школе наблюдаются?

Современное положение дел в школе

Разумеется, многие взрослые люди вспоминают о том, какие учебники и книги были в их детстве, во время обучения в школе. Чаще всего это были книжки, повидавшие многое с подранными корешками и вылезающими страничками. Кто-то обвинял самих учеников в том, что они неправильно обращаются с книгами, а кто поднимал глаза вверх, чтобы посмотреть на реакцию государства. Собственно, реакции не последовало до сих пор.

Современные школьники при невероятном развитии России на данный момент, все еще пользуются теми самыми учебниками, которые были у предыдущих поколений. Конечно, школьная программа регулярно меняется, в нее вносятся свои изменения, однако это никак не помогает детям.

Многие библиотекари свидетельствуют о том, что если в программе появляется новый учебник, то на каждую школу их предоставляется 5-10 штук. Небольшое количество, с учетом, что в одной параллели обычно обучаются больше сотни детей. Следовательно, в каждом классе лишь одному ученику достанется новый учебник. Чаще всего, это дети из неблагополучных семей, которые не имеют абсолютно никакой возможности приобрести учебную книгу самостоятельно. Все остальным детям, и, конечно, родителям, в преддверии нового учебного года, необходимо будет приобретать книги.

Кстати, современная школьная библиотека предоставляет и не слишком большой выбор классической литературы. Так, найти произведения классиков, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, удается далеко не всегда. Даже если в библиотеке и есть необходимая литература, на всех учеников ее не хватает.

Разумеется, подобная ситуация складывается не во всех школах. В элитных гимназиях и учебных заведениях, обладающих дополнительным финансированием государства, в этом плане все гораздо лучше. Чаще всего, в таких библиотеках и книги новенькие, и предоставляются они в том количестве, которое необходимо детям. В провинции дела обстоят гораздо хуже. Дело в том, что зачастую дети даже не могут найти книгу по школьной программе по литературе.

К чему это может привести в будущем? Для начала, важно отметить, что уже происходит заметное снижение количества читающих детей. Многие школьники настолько увлечены интернетом и его культурой, что обогащение литературными знаниями их мало волнует. К тому же, благодаря распространению в интернете разнообразных кратких содержаний, ребенок вообще может не читать величайшие произведения литературы, узнав об их смысле при помощи пары страниц текста.

Далее, благодаря скудности предоставляемого детям учебного материала, можно столкнуться с общим понижением успеваемости. Значит, что дети просто не будут испытывать желания учиться по старой и некрасивой литературе, которую даже неприятно взять в руки.

Для изменения сложившейся ситуации необходима не только инициатива, идущая со стороны взрослых, учителей, но и помощь государства. Все-таки, при правильном и равноценном финансировании, дети в провинциальных школах также смогут рассчитывать на хорошие учебники.

Популярность библиотек снижается еще и за счет того, что постепенно в обучение все больше вводятся компьютерные методы обучения. Во многих школах обязательным предметом, который должен присутствовать у каждого ребенка на уроке, стал планшетный компьютер. Сейчас легко можно скачать любой ученик в интернете и с его помощью изучать материал на уроке на планшетном компьютере. По всем параметрам, ситуация для российских библиотек удручающая.

Взгляд в будущее на разрешение проблемы

Школьная библиотека сегодня вполне имеет будущее, если на него уже сейчас обратится внимание правительства.

Так, например, при достойном финансировании учебных заведений, можно будет наконец избавиться от старых книг, приобрести новые и порадовать ими детей. Разумеется, важно, чтобы финансирование доходило и до сельских школ, где ситуация еще хуже, чем в городах. Там положение спасают учителя, которые приносят в школу свои библиотеки или приобретают необходимую литературу за свои средства.

Также очень важно, чтобы и детей привлекли к работе в библиотеке. Во многих школах проводятся специальные лекционные занятия в начале учебного года для того, чтобы рассказать детям, как работать с книгой, обращаться с ней, как вести себя в библиотеке? Это помогает не только повысить культурное воспитание ребенка, но и научить его правильному обращению с печатным изданием. Таким образом, жизнь книги и ее служба будет продлена.

Возможно, стоит внести какие-то регулярные сборы со стороны родителей, для того чтобы обогащать фонд библиотеки. В таком случае, можно приступить к реорганизации храма знаний в рамках каждой школы уже сейчас, не ожидая помощи от государства. Конечно, сложно рассуждать о перспективе развития библиотечной культуры в будущем, зная, что к этому нет никаких подвижек. Если только инициатива многих учителей подтолкнет Министерство образования к изменению сложившейся проблемы.

Любой ребенок заслуживает достойного и качественного образования. Однако представить подобное без книг просто невозможно. Поря уяснить, что библиотека – важная часть обучения детей по всей стране.

Публикации по теме