Пузырьки жидкости окруженные белковыми пленками возникающие. Движущие силы антропогенеза. Представления древних и средневековых философов

«Развитие Земли» - Изможденные, поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленный песок, мы пять дней брели сквозь невысокие заросли колючих эвкалиптовых кустарников. ЗАЛ № 2 1. По предложенным картинам определить название и показать данные природные зоны по карте. 2. Звуки, которые мы узнаем. Что означает название? ЗАЛ № 1 Практическая работа: 1. Изучить предложенные экспонаты. 2. Определить: а) Какие образцы являются ископаемыми остатками организмов(окаменелости) б) Какие образцы являются реконструируемыми. 3. Сформулировать вывод: Для чего необходимо изучать ископаемые остатки организмов? 4. Из предложенных букв сложить название науки, изучающей древние окаменелости.

«Возникновение и развитие жизни» - Г е р а к л и т. Возможность повторного жизни на Земле исключена. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Мир состоит из пяти стихий: земли, воды, воздуха, огня, и эфира. Основой всему является огонь… Аристотель. Начала Вселенной суть атомы и пустота. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле.

«Развитие органического мира» - Сегодня мы переживаем один из периодов потепления. Поперек экватора распростерся сверхматерик Гондвана. ПАЛЕОЦЕНОВАЯ ЭПОХА (третичный период). Растительный мир По мере охлаждения климата на смену лесам пришли степи. Длительность: ОТ 570 ДО 500 МЛН. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА (эра новой жизни). Длительность: ОТ 65 ДО 55 МЛН.

«Теория жизни» - Научные. Вспомним о монотеизме. Монотеизм – одно из направлений креационизма. Рассмотрим на примере Христианства. НО все еще, в религии Древнего Египта остается множество богов. Спонтанное зарождение жизни: У Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса – в воде, у Анаксагора – в воздухе. Древний Египет.

«Образование жизни» - Палеозой. Образование звезды. Архей. Протерозой.

«Развитие жизни на Земле» - Проект рассчитан на две недели. Проект по теме Этапы развития жизни на Земле. Творческое название «Невозмутимый строй во всём, созвучье полное в природе» Ф.И.Тютчев. Развивающие: способствовать развитию информационной культуры и формированию интереса к исследовательской работе. Предмет: биология. © МОУ Любимская СОШ, 2010 г.

Всего в теме 20 презентаций

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, то есть наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека. Благодаря им организм древней человекообразной обезьяны претерпел ряд морфофизиологических изменений, в результате которых выработалась вертикальная походка, разделились функции рук и ног.

Для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. Качественное своеобразие его вскрыл Ф.Энгельс, указав на социальные факторы: труд, общественную жизнь, сознание и речь. Труд - важнейший фактор эволюции человека

Труд начинается с изготовления орудий труда. Это, по словам Энгельса, «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Основной движущей силой антропогенеза явился труд, в процессе которого человек сам создает орудия труда. Наиболее высокоорганизованные животные могут употреблять предметы в качестве готовых орудий, но не способны создатьих. Животные только пользуются дарами природы, человек же изменяет ее в процессе труда. Животные также изменяют природу, но не преднамеренно, а лишь потому, что находятся и живут в природе. Их воздействие на природу сравнительно с воздействием на нее человека ничтожно.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавший их основной фактор - труд - был специфичен только для эволюции человека. Особенно важным было возникновение прямой походки. Размеры и масса тела обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс отбора наследственных изменений, полезных в трудовой деятельности. Предположительно он длился миллионы лет. Биологически прямохождение принесло человеку немало осложнений. Оно ограничило быстроту его передвижения, лишило подвижности крестец, что затруднило роды; длительное стояние и ношение тяжестей иногда приводит к плоскостопию и расширению вен на ногах. Зато благодаря прямохождению освободились руки для орудий труда. Возникновение прямохождения, по мнению Ч.Дарвина, а затем Ф.Энгельса, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к разнообразным движениям.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с наследственными изменениями верхних конечностей, полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись благодаря естественному отбору. Ф.Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда. Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению. Самые примитивные орудия труда облегчают зависимость человека от окружающей природы, расширяют его кругозор, открывая в предметах природы новые, неизвестные свойства; наконец, они используются для дальнейшего совершенствования орудий труда.

Развитие трудовой деятельности приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов в антропогенезе.

Общественный образ жизни как фактор эволюции человека. С самого начала труд был общественным, так как обезьяны жили стадами. Ф.Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Стадность обезьяньих предков человека развивалась в общественное поведение под воздействием особого фактора. Таким фактором был труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня. С развитием трудового процесса все яснее становилась польза взаимной поддержки и взаимопомощи.

Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях употребляли мясную пищу. Обработанная и приготовленная на огне, она уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по той же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника. Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности для общения друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками. Первые слова были связаны с трудовыми операциями и обозначали действие, работу, а названия предметов появились позднее. Неразвитая гортань и ротовой аппарат предков человека в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека. Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств - это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом - он обладает второй сигнальной системой. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и, в свою очередь, способствовало развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Все усложнявшиеся трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.

Развитие головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность трудового опыта в поколениях. Только в обществе мышление человека могло достигнуть столь высокого развития.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию.

Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

Входной контроль:

вопрос вариант ответа
Раствор: а) Сосредоточение, накапливание каких-либо веществ в определённом порядке.
Коацервация: б) Поглощение вещества из жидкой среды поверхностным слоем твёрдого тела, обычно имеющим большую площадь.
Коацерват: в) Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков.
Микросферы Фокса: г) Фаза раствора с более высокой концентрацией веществ, окружённая определённым образом ориентированными диполями воды.
Адсорбция: д) Разделение раствора высокомолекулярных соединений на фазы с большей и меньшей концентрацией молекул.
Концентрирование: е) Однородные смеси двух или большего числа веществ, которые распределены в растворителе в виде отдельных атомов, ионов или молекул.

Ход выполнения работы:

Задание №1

Прочитайте текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле», результаты оформите в таблицу:

Ответьте на вопрос : Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

Задание №2

Прочитайте текст «Гипотезы происхождения человека», результаты оформите в таблицу:

Ответьте на вопрос : Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Задание № 3

Найдите в учебнике описание сходства и различия человека и высших человекообразных обезьян, результаты оформите в таблицу:

«Отличие человека от человекообразных обезьян»

Сравниваемые признаки Человек Человекообразные обезьяны
Особенности строения скелета
Череп
Надбровные дуги
Положение тела при ходьбе
Позвоночник
Грудная клетка
Длина рук
Большой палец руки
Кисть руки
Стопа
Таз
Функция рук
Образ жизни
Взаимоотношения со средой
Высшая нервная деятельность (функции мозга)
Особенности строения мозга
Средства общения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение 3

Выходной контроль:

Найдите соответствие между понятием и его определением, ответы оформите в таблицу:

вопрос вариант ответа
Древнейший человек: А. Перемещение по земле на задних конечностях, что позволило высвободить руки для защиты и добычи пищи.
Неандерталец: Б. Первые современные люди, характеризовавшиеся прямохождением и обладавшие членораздельной речью.
Кроманьонец: В. Группа людей, живших менее 200 тыс. лет тому назад.
Прямохождение: Г. Неоднородная группа людей, относящаяся к роду Человек и включающая питекантропов, синантропов и др. Жили около 1 млн лет назад.
Сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида: Д. Вид коммуникативной деятельности человека, при которой использование средств языка для общения приобретает устойчивый понятийный характер.

Приложение №4


Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.

Список литературы:

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2009.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. – М., 2009.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2010.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2010.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2010.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2010.

Интернет – ресурсы:

1. www.twirpx.com - Учебные материалы;

2. tana.ucoz.ru- Персональный сайт учителя биологии;

3. www.amgpgu.ru - Лекционный курс;

4. www.uchportal.ru – Учительский портал;

5. http://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал;

6. http://pptx.ru/ - Коллекция презентаций PowerPoint.

Дополнительные источники:


Похожая информация.


1.

а) составом неорганических соединений; б) наличием катализаторов;

2.

3. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится:

а) наследственность; б) изменчивость; в) раздражимость; г) онтогенез.

4. Сущность теории абиогенеза состоит в:


5. Кристалл не является живой системой, т.к.:


в) ему не свойственна раздражимость; г) не все свойства живого ему присущи.

6. Опыты Луи Пастера доказали возможность:

7.

а) радиоактивность; б) наличие жидкой воды; в) наличие газообразного кислорода; г) масса планеты.

8. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:

а) является самым распространенным на Земле элементом;
б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой; в) имеет небольшой атомный вес;

9. Исключите лишнее: а) 1668 г.; б) Ф.Реди; в) мясо; г) бактерии.

10.

а) Л.Пастер; б) А.Левенгук; в) Л.Спалланцани; г) Ф.Реди.

Часть В Закончите предложения. 1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), - … .

2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, - … .

3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, - … .

4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, - … .

5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, - … .

Часть С Дайте краткие ответы на следующие вопросы.

1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?

2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?

3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?

4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?

5. Перечислите основные положения теории А.И. Опарина.

Тема «Происхождение жизни на Земле» Вариант 2 Часть А Выпишите правильные ответы.

1. Живое отличается от неживого:


в) взаимодействием молекул друг с другом; г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы; в) автотрофы; г) организмы-симбионты.

3.

4. Сущность теории биогенеза состоит в:

а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса.

5. Звезда не является живой системой, т.к.:

в) она не обладает раздражимостью; г) не все свойства живого ей присущи.

6.

а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого;

в) занесения «семян жизни» из Космоса; г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность; б) наличие воды; в) наличие источника энергии; г) масса планеты.

8. Вода является основой жизни, т.к.:

а) является хорошим растворителем; б) обладает высокой теплоемкостью;
в) увеличивает свой объем при замерзании; г) обладает всеми перечисленными свойствами.

9. Исключите лишнее: а) 1924 г.; б) Л.Пастер; в) мясной бульон; г) бактерии.

10. Расположите в логической последовательности следующие имена:

а) Л.Пастер; б) С.Миллер; в) Дж.Холдейн; г) А.И. Опарин.

Часть В Закончите предложения. 1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света - … .2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), - … .

3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул - … .

4. Английский физик, предположивший, что адсорбция была одним из этапов концентрирования органических веществ в ходе предбиологической эволюции - … .

5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов - … .

Часть С

1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте?

2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца?

3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»?

4. Какие условия необходимы для возникновения жизни?

5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории?

Тема «Происхождение жизни на Земле» Вариант 3 Часть А Выпишите правильные ответы.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений; б) способностью к самовоспроизведению;
в) взаимодействием молекул друг с другом; г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы; в) автотрофы; г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого как, самообновление, относится:

а) метаболизм; б) репродукция; в) раздражимость; г) онтогенез.

4. Сущность креационизма состоит в:

а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого;

в) сотворении мира Богом; г) занесении жизни из Космоса.

5. Река не является живой системой т.к.:

а) она не способна к росту; б) она не способна к размножению;
в) она не способна к раздражимости; г) не все свойства живого ей присущи.

6. Опыт Франческо Реди доказал невозможность:

а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из космоса; г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность; б) наличие воды; в) безгранично долгое время эволюции; г) определенная масса планеты.

8. В период возникновения жизни в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород, т.к.:

а) он является активным окислителем; б) обладает высокой теплоемкостью;
в) увеличивает свой объем при замерзании; г) все вышеперечисленное в комплексе.

9. Исключите лишнее: а) 1953 г.; б) бактерии; в) С.Миллер; г) абиогенный синтез.

10.

а) Л.Пастер; б) Ф.Реди; в) Л.Спалланцани; г) А.И. Опарин.

Часть В Закончите предложения. 1. Образование органических молекул из неорганических вне живых организмов - … .

2. Пузырьки жидкости, окруженные белковыми пленками, возникающие при взбалтывании водных растворов белков, - … .

3. Способность воспроизводить себе подобные биологические системы, которая проявляется на всех уровнях организации живой материи, - … .

4. Американский ученый, предложивший термическую теорию происхождения протобиополимеров, - … .

5. Белковые молекулы, ускоряющие течение биохимических превращений в водных растворах при атмосферном давлении, -

Часть С Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

1. В чем основное отличие горения дров от «горения» глюкозы в клетках?

2. Каковы три современные точки зрения на проблему происхождения жизни?

3. Почему именно углерод является основой жизни?

4. В чем состоял опыт Стенли Миллера?

5. Каковы основные этапы химической эволюции?

Тема «Происхождение жизни на Земле» Вариант 4 Часть А Выпишите правильные ответы.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений; б) способностью к саморегуляции;
в) взаимодействием молекул друг с другом; г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы; б) аэробные гетеротрофы; в) автотрофы; г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится:

а) метаболизм; б) репродукция; в) раздражимость; г) онтогенез.

4. Сущность теории панспермии состоит в:

а) происхождении живого из неживого; б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом; г) занесении на Землю «семян жизни» из Космоса.

5. Ледник не является живой системой т.к.:

а) он не способен к росту; б) он не способен к размножению;
в) он не способен к раздражимости; г) не все свойства живого ему присущи.

6. Опыт Л.Спалланцани доказал невозможность:

а) самозарождения жизни; б) появления живого только из живого;
в) занесения «семян жизни» из Космоса; г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность; б) наличие воды; в) наличие определенных веществ; г) определенная масса планеты.

8. Углерод является основой жизни, т.к. он:

а) является самым распространенным на Земле элементом; в) имеет небольшой атомный вес;
б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;
г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.

9. Исключите лишнее: а) ДНК; б) генетический код; в) хромосома; г) клеточная мембрана.

10. Расположите в логической последовательности следующие фамилии:

а) А.И. Опарин; б) Л.Пастер; в) С.Миллер; г) Дж.Холдейн.

Часть В Закончите предложения. 1. Организмы, обладающие ограниченным оболочкой ядром, имеющие самовоспроизводящиеся органоиды, внутренние мембраны и цитоскелет, - … .

2. Свойственная всем организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов - … .

3. Способность воспроизводить себе подобные биологически системы, проявляющаяся на всех уровнях организации живой материи, - … .

4. Создатели низкотемпературной теории происхождения протобиополимеров - … .

5. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток: способностью к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п., - … .

Часть С Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

1. Какую роль сыграло изучение метеоритов в развитии теории возникновения жизни?

2. Что такое рацемизация и хиральность?

3. Почему вода в жидкой фазе была необходимым условием возникновения жизни?

4. В чем заключался опыт Стенли Миллера? Каков был газовый состав «атмосферы»?

5. Каковы основные этапы изучения вопроса о происхождении жизни на Земле?

Ответы Вариант 1 Часть А : 1г, 2а, 3в, 4а, 5г, 6б, 7б, 8г, 9г, 10 г,б,в,а.

Часть В : 1 - креационизм; 2 - прокариоты; 3 - коацерват; 4 - А.И. Опарин; 5 - половой процесс.

Часть С. 1. Живая и неживая материи состоят из одних и тех же химических элементов, физические и химические процессы с их участием проходят по общим законам.

2. Кислород - сильный окислитель, и все вновь возникающие органические молекулы были бы немедленно окислены.

3. «Первичному океану» в этом опыте соответствовала колба с кипящей водой.

4. Основная проблема перехода от химической эволюции к биологической состоит в объяснении возникновения самовоспроизводящихся биологических систем (клеток) вообще и генетического кода в частности.

5. Основные положения теории Опарина:

Жизнь - одна из стадий эволюции Вселенной;
- возникновение жизни - закономерный результат химической эволюции соединений углерода;
- для перехода от химической эволюции к биологической необходимы формирование и естественный отбор целостных, обособленных от среды, но постоянно с ней взаимодействующих многомолекулярных систем.

Вариант 2 Часть А : 1 б,г, 2а, 3б, 4б, 5г, 6а, 7б, 8г, 9а, 10 а,г,в,б.

Часть В : 1 - фотосинтез; 2 - протобионты; 3 - коацервация; 4 - Дж.Бернал; 5 - генетический код.

Часть С . 1. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Молнии» в этом опыте имитировались высоковольтными электрическими разрядами.

2. Если масса планеты больше 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру, и она начинает светиться собственным светом.

3. К начальной стадии биохимической эволюции Земли.

4. Для возникновения жизни необходимы следующие основные условия:

Наличие определенных химических веществ (в том числе воды в жидкой фазе);
- наличие источников энергии;
- восстановительная атмосфера.

Дополнительными условиями могут являться масса планеты и определенный уровень радиоактивности.

5. Панспермия - занесение «семян жизни» на Землю из космоса. Сторонники: Ю.Либих, Г.Гельмгольц, С.Аррениус, В.И. Вернадский.

Вариант 3 Часть А : 1 б,г, 2а, 3а, 4в, 5г, 6а, 7б, 8а, 9б, 10 б,в,а,г.

Часть В : 1 - абиогенный синтез; 2 - микросферы; 3 - самовоспроизведение; 4 - С.Фокс; 5 - ферменты.

Часть С . 1. При горении дров вся выделяющаяся энергия рассеивается в виде света и тепла. При окислении глюкозы в клетках энергия запасается в макроэргических связях АТФ.

2. Существуют три основных подхода к проблеме происхождения жизни:

Проблемы не существует, т.к. жизнь была либо сотворена Богом (креационизм), либо существует во Вселенной с момента ее возникновения и распространяется случайным образом (панспермия);
- проблема неразрешима из-за недостаточности знаний и невозможности воспроизведения условий, в которых возникла жизнь;
- проблема может быть решена (А.И. Опарин, Дж.Бернал, С.Фокс и др.).

3. Углерод четырехвалентен, способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями, что повышает реакционную способность его соединений.

4. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений.

5. Атомы --> простые химические соединения --> простые биоорганические соединения --> макромолекулы --> организованные системы.

Вариант 4 Часть А : 1 б,г, 2а, 3б, 4г, 5г, 6а, 7в, 8г, 9г, 10 б,а,г,в.

Часть В : 1 - эукариоты; 2 - генетический код; 3 - самовоспроизведение; 4 - К.Симонеску, Ф.Денеш; 5 - протобионты.

Часть С . 1. Анализ химического состава метеоритов показал, что некоторые из них содержат аминокислоты (глютаминовую кислоту, пролин, глицин и др.), жирные кислоты (17 видов). Таким образом, органическое вещество не является исключительно принадлежностью Земли, а может встречаться и в космосе.

2. Рацемизация - реакция взаимопревращения D- и L-форм какого-либо стереоизомера; хиральность - существование двух или более зеркально асимметричных стереоизомеров химического соединения.

3. Организмы состоят из воды на 80% и более.

4. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений.

Газовый состав «атмосферы»: метан, аммиак, пары воды, водород.

5. С древнейших времен до опытов Ф.Реди - период всеобщей веры в возможность самозарождения живого; 1668-1862 гг. (до опытов Л.Пастера) - экспериментальное выяснение невозможности самозарождения; 1862-1922 гг. (до выступления А.И. Опарина) - философский анализ проблемы; 1922-1953 гг. - разработка научных гипотез о происхождении жизни и их экспериментальная проверка; с 1953 г. до настоящего времени - экспериментальные и теоретические исследования путей перехода от химической эволюции к биологической.

Примечание

Ответы части А оцениваются в 1 балл, части В - в 2 балла, части С - в 3 балла. Максимальное количество баллов за контрольную работу - 35.

Оценка 5 : 26-35 баллов; оценка 4 : 18-25 баллов; оценка 3 : 12-17 баллов; оценка 2 : меньше 12 баллов.

«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ»

В средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие - открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.

В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерии. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.

С2 . Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Ф. РЕДИ И Л. ПАСТЕРА

С3. Используя содержание текста «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» и знания курса, объясните, чем являются мясо и мясной бульон в описанных опытах и зачем они были нужны.


(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом: 1) Объект исследования.

2) Колбы с горлышком в виде лебединой шеи, спиртовка.

3) Открытые банки без марли.

Правильно заполнены три графы таблицы.

Правильно заполнены любые две графы таблицы.

Правильно заполнена одна любая графа таблицы.

Все графы заполнены неверно или не заполнены.

Максимальный балл

С3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Мясо и мясной бульон - питательные среды.

2) Мясо - среда для развития личинок мух.

3) Мясной бульон - среда для развития бактерий и спор грибов.

«Происхождение и начальные этапы происхождения жизни»

I. 1.Что утверждает теория абиогенеза: а) самопроизвольное зарождение жизни; б) происхождение жизни; в) возможность происхождения живого из неживого; г) развитие неживой материи.

2. В чём заключается суть теории Рихтера: а) возникновение жизни из газово-пылевого облака; б) жизнь на Земле возникла из неорганических веществ;

в) жизнь была занесена с других планет;

г) жизнь возникла из неживых веществ

3. Какой характер носили представления древних людей о возникновении жизни: а) хаотический; б) стихийно-материалистический; в) методический;

г) научный

4. Что означает термин «спектроскопия»: а) точка на прямой; б) важнейшая точка соприкосновения астрономии и химии; в) спектральный анализ;

г) изучение спектра

5. Протозвёзды – это: а) облака; б) тучи; в) звёзды; г) планеты

6. Какой химический элемент входит в состав звёздного и солнечного вещества: а) барий; б) хлор; в) водород; г) кислород

7. В чём великая заслуга теории А. Опарина в: а) создании коацерватной теории; б) концентрации химических веществ; в) в разности между скоростью и временем; г) получении органических веществ

8. Кем были получены аминокислоты: а) Геккелем и Мюллером;

б) Аристотелем и Эмпедоклом; в) Юри и Миллером;

г) Пастером и Пфлюгером

9. Коацерваты – это: а) молекулы, окружённые плотной оболочкой;

б) молекулы, окружённые водной оболочкой, которые объединяются в многомолекулярные комплексы; в) макромолекулы, которые распадаются на мономеры; г) молекулы, которые сгорают в атмосферном кислороде

10. Органические вещества, которые не растворяются в воде называются:

а) гидрофобные; б) гидратационные; в) гидрированные; г) гидрофильные

11. Суть процесса фотосинтеза заключается в: а) обмене веществ;

б) в транспорте веществ; в) синтезе органических веществ; г) в наличии вакуолей

12.Важное вещество, необходимое для процесса фотосинтеза:

а) наличие лейкопластов; б) наличие хлоропластов; в) наличие кариотипа;

г) наличие плазматической мембраны

13. Что относится к автотрофным организмам: а) бактерии; б) растения;

в) грибы; г) животные

14. Бактерии, живущие в бескислородной среде, называются: а) анаэробные;

б) протобионты; в) аэробные; г) автотрофные

15. Фагоцитоз – это процесс: а) поглощения жидких продуктов;

б) выделение углекислого газа; в) поглощение твёрдых частиц;

г) обмена веществ

II. Выберите из предложенных суждений правильные.

    Теория абиогенеза предполагает возможность происхождения живого только из живого.

    Л. Пастер своими опытами доказал возможность самозарождения жизни.

    Наиболее существенная черта гипотезы А. И. Опарина – постепенное усложнение химической структуры и морфологического обмена предшественников жизни на пути к живым организмам.

    Самый низкий и наиболее древний уровень организации жизни – клеточный уровень жизни.

    Коацерваты не способны адсорбировать вещества из окружающего их раствора.

    Организм – сложная система, способная к саморегуляции.

    Коацерваты – это первые древние живые существа.

    Жизнь возникла биогенным путём.

    Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от простого к сложному.

    Л. Пастер своими опытами доказал невозможность самопроизвольного зарождения жизни.

III. Установите соответствие.

А – абиогенез. Б – гипотеза Опарина. В – коацерваты. Г – открытая система. Д – гетеротрофы. Е – автотрофы. Ж – биогеохимия. З – жизнь. И – смерть. К – планета.

    Небесное тело.

    Возникновение живых тел из веществ неорганической природы.

    Способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой.

    Образование органических веществ из неорганических происходил в водах первичного океана более 3,5 млрд.лет назад, при этом в условиях бескислородной среды атмосфера насыщалась альдегидами, спиртом, аминокислотами.

    Пузырьки жидкости, окружённые белковыми плёнками.

    Живое тело.

    Организмы, синтезирующие необходимые для жизни органические вещества из неорганических.

    Наука, изучающая химический состав живого вещества и геохимические процессы, постоянно происходящие в биосфере при участии живых организмов.

    Организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества.

    Гибель особи в популяции.

Ответы: 1в,2в,3б,4б,5а,6в,7а,8в,9б,10а,11в,12б,13б,14в,15в

Ответы: 3,6,10

Ответы: 1-к,2-а,3-з,4-б,5-в,6-г,7-е,8-ж,9-д,10-и.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле . Ι вариант.

  1. Живое отличается от неживого

А – составом неорганических соединений

Б – наличием катализаторов

В – взаимодействием молекул друг с другом

Г – обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-

Функциональной организации системы

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

А – анаэробные гетеротрофы

Б – аэробные гетеротрофы

В - автотрофы

Г – организмы-симбионты

3. Гипотеза – это

А – логическое обобщение опыта

Б – научно поставленный опыт

В – научное предположение

Г – изучение изменений, происходящих в природе

4. Биологической системой называют

А – органы живого организма

Б – несколько рядом расположенных органов

В – объединение однородных клеток

Г – биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько

Уровней организации

5. Химическая эволюция на древней Земле завершилась

А – абиогенным синтезом биологических мономеров

Б – образованием полипептидов

В – синтезом биополимеров

Г – случайно возникшим объединением белков и нуклеиновых кислот

6. Опыты Л. Пастера доказали возможность

А – самозарождения жизни

Б – появления живого из живого

В – занесения «семян жизни»

Г – биохимической эволюции

7. Для биологической эволюции на Земле решающую роль сыграли космические, планетарные и химические условия, обеспечившие наличие воды:

А – в газообразном состоянии

Б – в твёрдом состоянии

В – в жидком состоянии

Г – в виде водной «рубашки», окружающей органические молекулы

8. Половым процессом в истории Земли первыми обладали:

А – протобионты

Б – аэробные бактерии

В – эукариоты

Г – прокариоты

9. Первые эукариоты, давшие начало животным, получали энергию, необходимую для жизнедеятельности

А – образуя пирофосфат

Б – поглотив аэробные бактерии

В – «заключив союз» с первичными фотосинтетиками

Г – используя ультрафиолетовое излучение

10. Коацерват – это

А – пузырьки жидкости, окруженные белковыми плёнками

Б – фазообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу

Открытой системы

В – высокомолекулярное органическое соединение

Г – молекулы, окруженные водной оболочкой

Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. Ι Ι вариант

  1. Согласно теории самопроизвольного зарождения жизнь:

А – возникала неоднократно из неживого вещества

Б – занесена на нашу планету из вне

В – была создана сверхъестественным существом в определённое время

Г – возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам

2 .Окончательно в 1861 г. доказал опытным путём невозможность появления живого из неживого

(абиогенез) на Земле:

А – Ф. Реди в – А. Левенгук

Б – Л. Пастер г – Л. Спалланцани

3 . Впервые в 1924 г. высказал предположение об абиогенном происхождении органических

Веществ на Земле и сформулировал коацерватную гипотезу:

А – Дж. Холдейн в – С. Миллер

Б – А. Опарин г – Дж. Бернал

4. Согласно современным представлениям, необходимыми для возникновения жизни на Земле являлись:

А – определённые химические соединения и отсутствие газообразного кислорода

Б – наличие источника энергии, определённые химические соединения и безгранично долгое время

В - безгранично долгое время, определённые химические соединения и отсутствие газообразного кислорода

Г - определённые химические соединения, наличие источника энергии, отсутствие газообразного кислорода, безгранично долгое время

5. Впервые в 1953 г. экспериментально осуществили абиогенный синтез органических веществ из неорганических:

А – С. Миллер, Г. Юри в – С. Фокс, С.Миллер

Б – А. Опарин, Дж. Холдейн г - Дж. Холдейн, Г. Юрии

6 . Самопроизвольное зарождение жизни на Земле в наше время представляется маловероятным потому, что:

А – на Земле слишком мало действующих вулканов

Б – не хватает ультрафиолетового излучения, чтобы обеспечить процесс энергией

В – электрическая активность атмосферы является недостаточной для синтеза соединений

Г – химические соединения, из которых могла бы возникнуть жизнь, мгновенно были бы

Окислены или поглощены существующими организмами

7. Согласно коацерватной гипотезе, коацерваты обладали свойствами живого потому, что они:

А – состояли из белковых молекул и избирательно поглощали вещества

Б – обладали способностью к воспроизводству и самообновлению химического состава

В – избирательно поглощали вещества, увеличивали свой объём и распадались при определённых условиях на более мелкие

Г – реагировали на изменение химического состава окружающей среды и сами выделяли соединения, изменяющие её

8. Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу питания были:

А – анаэробными гетеротрофами в – аэробными хемотрофами

Б – анаэробными фототрофами г – аэробными гетеротрофами

9. Согласно теории биохимической эволюции жизнь:

А – существовала всегда

Б - возникала неоднократно из неживого вещества

В - занесена на нашу планету из вне

10. Согласно теории панспермии жизнь

А - возникала неоднократно из неживого вещества

Б - занесена на нашу планету из вне

В - была создана сверхъестественным существом в определённое время

Г - возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам


Публикации по теме