Разработка игр с точки зрения бизнеса

Из этой статьи вы узнаете:

Специфика бизнеса

Бизнес на создании компьютерных игр считается весьма прибыльным и перспективным, спрос на видеоигры растет пропорционально популярности электронных устройств – смартфонов, планшетов, компьютеров. Создание игры – сложный и достаточно трудоемкий процесс. Как правило, в процессе рождения игрового «детища» задействованы две компании – издатель и непосредственно разработчик, хотя это может быть одна организация или взаимовыгодный тандем.

Начинается с поиска идеи, разработки сценария, понимания, к
какому жанру будет принадлежать игра, кто будут ее персонажи, в чем ее суть. Тут все зависит от фантазии разработчика, а уровень реализации – от финансовых возможностей желающего открыть свой бизнес в сфере компьютерных игр. То, насколько раскрученным и продаваемым будет продукт, зависит от маркетинговой политики издателя.

Всю индустрию видеоигр сейчас условно делят на сегмент крупных компаний и индивидуальных разработчиков. Первые выпускают массовый продукт, рассчитанный на огромную целевую аудиторию. Вторые – могут создавать не такие сложные в техническом плане программы, зато их козырь – интересный и не заезженный сюжет или уникальная идея, не реализованная никем ранее.

Персонал

Кадры в данном бизнесе решают все. Серьезной компании-разработчику потребуются такие специалисты:

Несколько программистов, каждый из которых пишет программный код к отдельной части игры;

Game-дизайнер - фактически «режиссер» будущего видеопродукта;

Художник. Прорисовывает будущих персоналов, темы, и background-ы;

Сценарист – человек, который пишет историю и сюжет будущей игры;

Специалист по текстурам и 3D-моделированию. Воплощает в жизнь задумки художника;

Аниматор. Отвечает за движение персонажей и динамические элементы игры;

Музыкант. Его обязанности подобрать не только музыкальное сопровождение, но и разработка звуков;

Тестер или, иными словами, отдел контроля качества, прогоняющий и тестирующий разные версии игры. Это могут быть как местные программисты и люди, задействованные в разработке, так и сторонние лица, привлекаемые исключительно для этой цели.

Конкуренция, секреты успеха

Если говорить об уровне конкуренции в данном бизнесе, то он ниже среднего. Многие российские компании заняты не созданием собственных, а локализацией, т.е. переводом и адаптацией иностранных игр под местный рынок или выпуском клонированных версий импортного продукта, который не вызывает особого интереса у достаточно разбалованной на сегодня потребительской аудитории.

Еще раз подчеркнем, что секрет успеха реализации бизнес-идеи заключается в интересной задумке и занятии свободной ниши (в плане жанра) с качественной реализацией. Концепция будущей игры должна быть продумана, исходя из детального и длительного анализа рынка, а впоследствии идеально отточена.

То же касается и времени создания игры. В зависимости от игрового движка на 1 игру может уходить от 2-3 мес. до нескольких лет. Эксперты рекомендуют не затягивать, технологии не стоят на месте, вместе с ними развиваются и конкуренты.

И то, что казалось «вау!» сегодня, через месяц может стать не актуальным. Да и потребитель не готов ждать более 1 года, как показывает практика, удержать аудиторию может только лишь уж очень захватывающее продолжение или серия

Стартовый капитал, расчет затрат на открытие бизнеса, риски

Что касается стартового капитала на открытие бизнеса, то он может составлять от 1000 до 60 тысяч долларов . Основные статьи затрат – это аренда офиса, зарплата персонала, оплата коммунальных услуг, высокоскоростного Интернета. Ускорить сроки и уменьшить бюджет помогает обращение к аустсортинговым компаниям, когда часть игры разрабатывается сторонними организациями, отдельно закупаются шаблонные текстуры, звуки, прочий контент и даже игровые движки.

Произведем ориентировочный расчет затрат на открытие своего бизнеса. Пусть для разработки проекта собственными силами начинающей фирме требуется 1 год, в штате компании трудятся 10 человек разработчиков и 5 издателей.

Статьи затрат:

Фонд заработной платы – 9000 $ в месяц;

Аренда офиса (площадь 50 кв.м., в удалении от центра) – 600$;

Оплата электроэнергии и связи + аутсортинг – 620$;

Итого: годовой бюджет - 130 000 долларов.

Возможные риски, все-таки, существуют, но они характерны любому бизнесу.

Даже суперсюжет и уникальность игры не гарантируют ее полную окупаемость и 100% успех. Не стоит забывать и о проблеме пиратства. Существенно мешают успеху и бьют по карману лицензионных разработчиков взломы и незаконное тиражирование игр, нарушение авторских прав.

На сегодняшний день масштабы развития индустрии видеоигр поражают даже человека, едва знакомого с этим явлением. Еще бы, на сегодняшний день в мире более миллиарда мобильных устройств, консоли продаются десятками миллионов штук, а игровые компании зарабатывают миллиарды долларов в год. Популярность киберспортивных мероприятий постоянно растет, догоняя крупные спортивные события «реального мира» по количеству аудитории и накалу страстей. Согласно данным игрового подразделения Mail.Ru Group, игровая индустрия обогнала кинопрокат в странах СНГ по скорости развития и объему рынка.

Работа в игровой индустрии является не только интересным, но и весьма прибыльным делом. Однако крупные компаний чаще всего ищут уже состоявшихся специалистов. Вот что говорит по этому поводу Константин Сахнов (преподаватель гейм-дизайна Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ , руководитель мобильных проектов Mail.Ru Group, член экспертного совета конкурса Web&Tech Ready) «У игровой индустрии большие капиталы и много идей, не хватает только квалифицированных специалистов, способных эффективно расходовать средства и воплощать идеи в жизнь».
На текущий момент все больше и больше любителей видеоигр задаются вопросом: как начать работать в игровой индустрии, что для этого нужно уметь и где этому можно научиться? Так с чего же начать? Для начала нужно понять, что это именно то, что вам нужно. Многие любители игр, которые детально в курсе событий игровой индустрии, сознательно остаются обычными игроками, четко обозначив для себя границы. Если же ощущается острая сопричастность, непреодолимое желание создавать и развивать игровые миры, продвигать и поддерживать интересные проекты, то, скорее всего, это действительно ваш мир и стоит серьезно задуматься о своем месте в этом мире.

Путей, которыми можно прийти в игрострой, несколько. Один из возможных – экспериментальный путь. Благодаря тому, что разработчики и администрация игровых проектов так или иначе активно коммуницируют с пользователями своего продукта, создается реальная возможность проявить себя и быть услышанным теми, кто давно и серьезно крутит планету под названием «Мир видеоигр». Пишите моды для любимой игры? Пробуете себя в дизайне уровней? Создали, наполняете и вполне успешно развиваете фан-сайт? Придумали собственную игровую концепцию или у вас есть идеи как улучшить существующую? Покажите свои достижения на профильных ресурсах, попробуйте получить обратную связь, и шанс того, что с этого начнется ваш трудовой путь в игровой индустрии имеет место быть.
Другой путь, также из наиболее возможных – условно академический. Вы усердно ищите, анализируете и усваиваете информацию, строго соответствующую вашим планам на игрострой, посещаете профильные мероприятия, внимательно читаете каждое интервью профессионалов игровой индустрии, структурированно и методично изучаете и аккумулируете их опыт. Игровая индустрия, столь бурно развивающаяся и, как следствие, нуждающаяся в профессионалах, возможно, по достоинству оценит ваши стремления и примет вас на борт.

Но как же избежать всех этих «возможно»? Планомерно и наверняка построить карьеру и реализоваться в любимом деле поможет первая в России государственная программа профессиональной переподготовки в сфере разработки и управления игровыми проектами. Данная программа представляет собой вечерний курс «Менеджмент игровых интернет-проектов» . К преподаванию приглашены ведущие специалисты компаний, имеющие многолетний опыт разработки игровых интернет-проектов и работы в околоигровой индустрии. Включая представителей Mail.Ru Group, Wargaming, Gaijin Entertainment, All Сorrect, XSOLLA и руководителей собственных студий. В рамках программы даются знания о том, как сделать свою собственную игру, проработав игровой мир до мельчайших деталей и используя актуальные методы дальнейшего продвижения игры; как уметь планировать разработку проекта, как краткосрочно, так и стратегически; как понимать методологию и технические особенности разработки игровых проектов на разных платформах: мобильной, браузерной и других.

Программа готовит всех, кто хочет трудоустроиться в уже существующие игровые компании или желающих делать свои собственные игры. Программа позволяет получить полноту знаний необходимых для работы в игровой индустрии. По завершению программы выпускникам выдается диплом установленного образца Высшей школы экономики. Выпускники закрывают вакансии в крупнейших компаниях по разработке компьютерных игр и создают собственные студии.
Как видите, игровая индустрия ближе, чем вы думаете. Если вы по-настоящему стремитесь работать в игрострое, то вас никто не сможет удержать. Удачи!

* В расчетах используются средние данные по России

Индустрия развлечений, относящаяся к разработке компьютерных игр, сегодня развивается очень быстро. Однако нужно отметить, что крупные проекты, которые становятся популярны у большого количества населения, в настоящее время могут позволить себе лишь известные и уже давно работающие компании. Однако это не мешает начинающим разработчикам создавать свои собственные проекты, которые используют более простую технологию, в которые вложено гораздо меньшие средства, но которые при этом имеют своих потребителей и так же могут приносить прибыль своему создателю.

Наибольшую популярность и распространение получают многопользовательские online-игры, и относительно простым и перспективным направлением является разработка браузерных игр. Более подробно о разработке компьютерных игр вообще было рассмотрено в данной статье . Однако разработка online-проектов, которые работают через браузер пользователя значительно отличается во многих аспектах от разработки полноценной игры. Даже многопользовательская игра предусматривает несколько иную технологию не только создания, но и продвижения игры, которые важно учитывать даже в самом начале работы.

Сегодня разработкой компьютерных игр занимается большое количество компаний, однако многие из них представлены энтузиастами и небольшими группами людей. При создание браузерной игры обычно не происходит разделения на издателя и разработчика, полным продвижением игры на рынке и её разработкой занимается одна команда, просто должностные обязанности распределены внутри коллектива, а не между несколькими компаниями. Начинающему предпринимателю почти наверняка будет невыгодно соперничать с крупными компаниями, которые занимаются разработкой однопользовательских и даже многопользовательских игр.

Чтобы минимизировать свои риски, можно начать с создания небольшого проекта, механизм продвижения которого существенно отличается от продажи обычных игр. Многопользовательские игры распространяются через интернет, в случае браузерных игр у потребителя нет необходимости даже в установке клиента или программного обеспечения, непосредственно сам игровой процесс протекает в обозревателе интернета. Обычно такие игры рассчитаны не на извлечение прибыли путём продажи копии, а на реализации платных подписок и привилегий, которые дают существенное преимущество игроку, который их приобрёл. В среде игроков данная практика характеризуется одним ёмким словом - донат, хотя обычно донатом называют добровольные пожертвования на развитие проекта.

Многопользовательские и в большей степени браузерные игры рассчитаны не столько на предпродажное продвижение проекта, сколько на wow-эффект запустивших игру ради интереса игроков. Продвижение браузерной игры возможно только при использовании всех современных методов маркетинга, при этом привлечь нужно как можно большее количество игроков, для которых первоначальное знакомство с игрой будет бесплатным, после усилить впечатление от эффекта и уже затем предлагать платные услуги. Начинающий предприниматель будет вынужден столкнуться с просто огромным уровнем конкуренции, в связи с чем ему нужно предложить своим потребителям по настоящему интересный и чем-то выделяющийся на общем фоне проект. Но нужно отметить, что относительно недавно появилась новая технология, которая позволяет запускать полноценные 3D-игры в браузере пользователя, и сегодня это направление является наиболее перспективным.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для своей работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, чтобы была возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения, достаточно оформиться как индивидуальный предприниматель, но если есть необходимость в регистрации юридического лица, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью. В этом случае будет доступна возможность перечисление в пользу государства не более 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Некоторые предприниматели регистрируются только уже непосредственно перед выходом игры, а до этого всецело заняты только разработкой. Код такой деятельности - (ОКПД 2) 58.21 Услуги по изданию компьютерных игр. С другой стороны, иногда целесообразно начинать продвижение игры ещё на этапе её создания. В любом случае придётся выделить штат непосредственных разработчиков и отдельно штат маркетологов, которые не будут участвовать в программировании, но будут искать потребителей и анализировать рынок.

Сам предприниматель, который является основателем проекта и идейным его вдохновителем, в зависимости от своих личных качеств и возможностей может стать участником разработки, так и участником продвижения, занимая при этом лидирующие должности. В крайнем случае предприниматель может стать просто инвестором для проекта. Далее для работы потребуется достаточно большой штат программистов, причём эти люди должны охватывать разные сферы создания программного кода игры, а для браузерных игр отдельная должность выделяется для программистов, которые занимаются поддержкой и внедрением игры в браузер пользователя.

Также в команде должны быть дизайнеры, гейм-дизайнеры и художники, иногда может быть необходимо привлечь специалистов по анимации, музыкантов и тестеров. Отдельного упоминания стоят специалист команды поддержки, которые занимаются в первую очередь поддержанием сервера и обеспечивают его стабильную работу. Маркетинговый отдел состоит непосредственно из маркетологов, менеджеров по продажам и связям с общественностью. Маленький проект может быть разработан командой не более, чем из 10 человек, однако полноценные и масштабные игры требует привлечения большого штата сотрудников, иногда больше сотни. По понятным причинам содержание столь большого коллектива обходится предпринимателю в немалые суммы, однако в этой ситуации есть достаточно простой и эффективный способ сэкономить.

В настоящее время многие обязанности можно передать на аутсорсинг, большое количество контента для игры можно также покупать в специализированных компаниях, которые предлагают уже готовые наборы текстур, звуков и моделей. Таким образом, штатные работники выполняют только самые ответственные поручения и самые сложные части игры, более простые и типовые задания передаются сторонним программистам, которые за свою работу берут гораздо меньше денег. Работа с аутсорсинговыми компаниями и просто фрилансерами значительно сокращает издержки не только на заработной плате, но и на закупки оборудования и оплате коммунальных платежей, а также позволяет арендовать меньшее пространство для своего офиса. В некоторых случаях создание браузерной игры можно провести и без аренды помещения, когда все участники проекта работают у себя дома, общаясь между собой через интернет, а в случае необходимости встречаясь на нейтральной территории.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Обычно создание игры начинается с идеи. Многие компании используют уже проверенную схему создания игры, когда берётся типовой сюжет, типовая игровая механика, привносится что-то своё новое, которое начинает выдаваться за величайшую особенность игры, которая выделяет её из общего списка конкурентов. Это игры-клоны какого-то успешного проекта, и игровая индустрия знает немного примеров успешной реализации одного и того же продукта под разными именами. Иначе обстоит дело, если разработчики нашли новую и интересную идею, однако в этом случае нужно быть точно уверенным, что потребителю эта идея понравится не меньше, а желательно даже больше, чем самому создателю.

Для того чтобы игра была успешной и интересной, она должна обладать захватывающим сюжетом и интересной механикой, в online-играх обычно меньше внимания уделяется графике, чем в однопользовательских, ввиду стремления охватить как можно бо́льшую аудиторию. В браузерных играх наличие просто 3D уже сильно повышает интерес к проекту, однако большое количество конкурентов предполагает появление чужого проекта, который своей особенностью выставить самую современную и совершенную графику. Сегодня наиболее популярным жанром является MMORPG, потому что в этом случае игра предполагает развитие своего персонажа, соревновательный элемент между игроками, глубину игровой механики и сложность взаимодействия всех элементов игры, что добавляет интереса к проекту, не говоря уже о том, что этот жанр проверен временем и любимый многими игроками. Однако не обязательно проект должен быть многопользовательской ролевой игрой, можно использовать многие другие жанры, в том числе и весьма специфические.

Некоторые начинают с создания совершенно простых проектов, например браузерных шахмат или шашек или вовсе браузерных игр, которые рассчитаны на однопользовательское прохождение, и взаимодействие между несколькими игроками не подразумевается. Если брать сферу браузерных игр, то перспективным направлением может стать создание простых приложений, например, сборника тестов. Главное в любом начинании – какое-либо конкурентное преимущество, иначе проект затеряется среди сотни других аналогичных поделок.

Для того, чтобы многопользовательская игра могла функционировать, нужно арендовать сервер, выкупить место на хостинге и приобрести доменное имя. Сегодня малое количество разработчиков регистрируются на территории этой страны, гораздо проще и дешевле получить домен в Европе или вовсе в экзотических странах, сделано это для упрощения своей работы в связи с особенностями законодательства, как пример можно привести регистрацию на Кюрасао сайтов с интернет-казино. Аренда сервера будет обходится предпринимателю до 50 тысяч рублей в год, что является весьма небольшой суммой. Однако свой сервер нужно постоянно поддерживать и при необходимости расширять, для чего существуют специальные компании и сотрудники в пределах предприятия.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В случае создания браузерной игры разработка может проходить не на личном сайте, а на сайте сторонней компании. Самый простой пример – создание приложений в социальных сетях (в России актуальны «Вконтакте» и в меньшей степени «Facebook») или же на специализированных сайтах, которые предлагают посетителям огромное количество игр. В таком направлении придётся конкурировать также с большим количеством компаний, однако игроков на таких сайтах и потенциальных потребителей не много, а очень много, причём простота установки позволяет привлечь немалое количество пользователей. Социальные сети и вовсе являются сегодня наиболее благодатной почвой для развития такого бизнеса – людей много, пользователи часто тратят своё время на соцсети, причём держатели таких сайтов предлагают комплексные решения по продвижению игры, то есть рекламная кампания становится значительно эффективней – были бы деньги.

Если брать полноценную многопользовательскую игру, то обычно её покупка стоит денег для игроков, часто также предусматривается и абонентская плата за пользование. С браузерными играми ситуация обстоит несколько иначе. Ввиду того, что создать и поддерживать её технически гораздо проще, разработчик предлагает её бесплатно. Если проект набирает популярность или изначально очень выгодно отличается от своих аналогов, может быть предусмотрена платная подписка на игру. Но обычно в браузерных играх предусмотрено несколько режимов игры, так называемые платные аккаунты. Благодаря покупке такого аккаунта пользователь получает существенное преимущество над игроками, которые ничего не платят. Сам разработчик ориентирован именно на платных игроков, всех остальных он стремится стимулировать на покупку платной версии. Получается действенная и интересная схема – можешь играть, но если хочешь большего – плати.

Может не быть подписки, но деньги разработчик будет получать за счёт продажи внутриигровых преимуществ – валюты, предметов, способностей etc. Однако здесь очень важно тонко уловить грань, потому что такая система может быть даже вредной, если платные подписчики получают слишком большое преимущество, благодаря чему играть без подписки становится невозможно. Многие критикуют такую систему, но без неё предприниматель не сможет зарабатывать деньги.

Как альтернатива может быть просто размещение рекламы в игре, при этом игроки остаются равны между собой.

Рентабельность такого начинания напрямую зависит от количества игроков, если их становится очень много, то можно говорить о рентабельности в несколько сотен процентов, хотя и придётся увеличивать постепенно свои мощности и улучшать игру.

Во многих случаях эффективной оказывается схема, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Только созданная игра поначалу занимается только привлечением игроков, однако собой она представляет только по сути отточенный до блеска, но всё-таки только демонстрационный режим. Постепенно игра совершенствуется, фанатов становится больше, интерес к проекту повышается, и предприниматель начинает с введения небольшого количества недорогих платных функций. А далее уже по нарастающей.

Особенно для браузерных игр актуальна поддержка мультиплатформенности. Игра может стать популярной у пользователей социальных сетей, которые запускают её через персональный компьютер, но при этом лишены удовольствия играть в неё через иные устройства, работающие на иных операционных системах – мобильные телефоны и планшеты в первую очередь. Поэтому стоит заказать разработку и поддержку своих игр и через обозреватели мобильных устройств, благо сегодня технологическое исполнение большинства этих изделий позволяет запускать даже достаточно требовательные к ресурсам проекты. Разработка этой поддержки выльется в дополнительные траты, однако позволит существенно увеличить популярность игры и привлечь новых игроков. Можно сказать, что в ближайшем будущем требование к мультиплатформенности будет обязательным.

Нужно сказать, что реклама может стать основным источником расхода проекта, потому что online и бразуреные игры могут окупиться только при привлечении большого количества пользователей. Для продвижения своей полноценной online-игры придётся нанять специалистов по связям с общественностью, которые будут представлять игру на выставках, общаться с прессой и игроками, проводить конкурсы и акции, договариваться с дистрибьюторами. Здесь нужна развёрнутая маркетинговая кампания, причём проходить она будет как в интернете, так и в СМИ, и во многих других сферах. Однако более простой проект целесообразно рекламировать только потенциальным пользователям. Для этого можно заказать рекламу в социальных сетях, причём показываться она будет только тем пользователям, которые указали свои предпочтения или подходят под определённые разработчиком параметры. То же самое касается контекстной рекламы в поисковых системах. В крайнем случае можно привлечь lead-менеджеров из соответствующих компаний.

Разработка многопользовательской игры является в большинстве случаев достаточно долгосрочным и дорогим проектом. Простые браузерные игры можно разработать за пару месяцев силами пары энтузиастов и потратив на это несколько десятков тысяч рублей. Успешные же проекты требуют многомиллионных инвестиций. Предприниматель может и вовсе не заниматься разработкой online-игр для себя, а набрать команду профессионалов и создавать игры только по индивидуальным заказам. Учитывая рост этого рынка, даже такое направление может стать хорошим источником дохода.

Деятельность по разработке видеоигр сопряжена с серьёзными рисками. Гениальный проект может получить признание и даже совершить переворот в игровой индустрии, но при этом наглым образом не окупиться,...

Минимальная сумма для открытия электронной библиотеки – порядка 200 тысяч рублей, а с учётом фонда оплаты труда – минимум 250 тысяч рублей, однако многие компании вкладывают миллионы рублей для с...

Собственным опытом открытия “с нуля” своего успешного бизнеса на мобильных приложениях с нами поделится предприниматель Евгений Пономаренков.

Стартовый капитал для открытия студии SEO-оптимизации сайтов составляет округлённо 240 тысяч рублей. Каждый новый заказ позволяет быстрее окупить проект, при нормальных условиях для чего потребуется б...

По статистике, россияне ежегодно тратят несколько миллионов долларов на компьютерные игры. Перед монитором часами проводят и взрослые, и дети. Игровая индустрия с каждым годом становится все популярнее и популярнее.

Такая тенденция заставляет многих предпринимателей задуматься о том, как заработать на играх. Вариантов подобной предпринимательской деятельности множество. Мы рассмотрим один из самых доходных, но сложных – производство компьютерных игр.

Немного истории

Пионером индустрии компьютерных игр стал Алексей Пажитнов – сотрудник вычислительного центра. Началось все с того, что для тестирования нового оборудования ему приходилось придумывать разнообразные программы. Делал он их в виде игр. В 1985 году им был придуман всеми известный и популярный «Тэтрис».

В 1990 году на свет появилась еще одна интересная игра - «Перестройка». Ее основателем стал Никита Скрипкин. По его словам, денег на ней никто не заработал, но благодаря этой игрушке о них узнала вся Европа.

Приблизительно в эти же годы начинают выпускать игровые приставки, которые вскружили голову всей молодежи. Начиная с двухтысячных, в домах россиян стало появляться все больше и больше компьютеров, а за ними и игры для ПК. Так, многие люди стали чуть ли не жить в виртуальном мире.

Как заработать на играх: сложности бизнеса

В каждом предпринимательском деле есть свои нюансы. Так, например, для того чтобы ваш бизнес компьютерных игр не ушел под воду сразу после запуская проекта необходимо, чтобы он был конкурентоспособным. А этот фактор во многом зависит от качества игр и от того, насколько они смогут заинтересовать пользователей.

Конкурентность растет каждый день. За сутки во всем мире появляется на свет более ста новых игр, на каждой из которых кто-то хочет разбогатеть. Но только несколько из них завоевывают настоящую популярность и, соответственно, приносят своим создателям хорошую прибыль.

Второй проблемой, с которой могут столкнуться те, кто еще пока не знает, как заработать на создании игр, является изменчивость моды. На разработку одной игрушки уходит примерно год-два. А за это время интересы пользователей могут измениться в любую сторону. Многие создатели признаются, что иногда легче остановить проект, нежели продолжать финансировать его, так как пока очередная игра будет готова к выходу в свет, она может быть уже неактуальна.

Цена вопроса

Перед тем как понять, как заработать на компьютерных играх, необходимо выяснить, сколько стоит начать подобный бизнес. В данном вопросе многое зависит от масштабности проекта, который вы собираетесь раскручивать. В среднем на не очень сложную игру может потребоваться приблизительно 500000 долларов. Это если говорить о России. На западе подобные проекты обойдутся в сумму побольше – 4-5 миллионов долларов.

Из этих денег почти 60% будет потрачено на заработную плату нанятых специалистов. Все остальной пойдет на коммунальные платежи, налоги, аренду помещения и прочие расходы.

К примеру, заработная плата хорошего программиста оценивается в 500-1000 долларов. Поэтому если над проектом будут работать, допустим, десять специалистов, то, соответственно, потребуется не менее 5000-10000 долларов.

Как делится прибыль между разработчиком и издателем?

Это вопрос должен обсуждаться заранее, чтобы в дальнейшем не возникло недоразумений. По правилам, заработок издателя и разработчика должен быть одинаков. В зарубежных странах, по крайней мере, так. Но для России характерна другая тенденция – основную часть прибыли забирает издатель.

И дело не в том, что он работает больше. Просто всю часть денежных затрат он берет на себя. Иными словами, он рискует своим капиталом. Ведь если проект окажется провальным, то он его потеряет. Разработчик же не рискует ничем, если только своим временем, потраченным на создание игры.

Но в случае, если он сам профинансирует весь процесс появления на свет нового проекта, то доля прибыли уже существенно меняется. Иногда она может перевалить в сторону разработчика и составлять до 80%.

Сколько можно заработать на создании игр?

Уж этот вопрос стоит чуть ли не на первом месте у всех предпринимателей, которые желают начать данный бизнес. Ответить на него будет очень сложно, но давайте попробуем.

Для того чтобы напечатать один диск необходимо около 30 центов. Сюда добавим хорошую полиграфию и красочную упаковку (коробку) – плюс еще 20 центов. Цена за один диск – около 24 долларов. При этом стоит учесть, что это не розница, а опт. С одного диска создатель имеет не больше доллара.

Конечно, это не великие деньги, но если тираж будет немалым, то прибыль тоже увеличится. В среднем хороший проект может принести от 200 до 300 тыс. долларов с игры. И это при продаже только в России. Хотя бывает и так, что со стран СНГ можно получить такую же прибыль, что и со всего остального мира. Здесь может повлиять фактор раскрученности игры.

При этом стоит обратить внимание на то, что бизнес на играх онлайн мог бы приносить совершенно другие деньги, если бы не пиратские продажи. К примеру, легальных дисков популярной игры «Дальнобойщики» было продано больше 500000 штук. Это принесло разработчикам почти 750000 долларов. А если бы не пиратские подделки, то это число могло бы увеличиться вдвое.

Подбор персонала

Как заработать на компьютерных играх больше – командой? Как бы это строго ни звучало, но для того, чтобы новичок-одиночка игрового бизнеса смог выйти на соответствующий рынок и хоть немного там удержаться, понадобится немало усилий и денег. Времена, когда после создания игры практически любой мог стать богатым и знаменитым, канули в воду. Сейчас над подобными проектами работают командами. Но даже при условии слаженного коллектива выйти на мировой рынок компьютерных игр очень сложно.

К выбору персонала необходимо подойти со всей серьезностью, ведь производство компьютерных игр не поручишь кому попало. Многие берут в свою команду только тех специалистов, у которых за плечами имеется как минимум 4 курса ВУЗовского обучения. Обязательным требованием, которым должны обладать разработчики, является знание компьютерных наук, инженерии и прикладной математики. Но таких гениев очень и очень мало.

Проблема нехватки квалифицированных специалистов еще и в том, что в России, в отличии от Запада, еще нет ни одного учебного заведения, которое бы подготавливало именно мастеров компьютерной индустрии. Поэтому вам наверняка придется создавать специальные учебные классы, в которых можно будет подтянуть знания молодых специалистов в той или иной сфере. А это уже тоже затраты, и немалые.

Как выгоднее?

Многие начинающие предприниматели не знают, что же все-таки выгоднее – разрабатывать игры, издавать их или заниматься дистрибьюцией? Как утверждают знатоки бизнеса компьютерной тематики, самым прибыльным и надежным делом будет являться выполнение всех этих дел одновременно. Т.е. заниматься разработкой какого-либо проекта должна заниматься одна компания. В этом случае очень удобно контролировать весь технологический процесс – от начала создания игры до ее выпуска на прилавки магазинов. Но позволить себе такой процесс могут только крупные компании.

Как заработать на играх: процесс

Зачастую прибыльность проекта зависит от правильности составления плана работы. На первом этапе продюсером или менеджером проводится маркетинговый анализ рынка, в ходе которого определяется востребованность тех или иных продуктов через определенное время. Как правило, это 1-2 года – именно столько длится разработка одного среднего проекта.

После того как была придумана идея для компьютерной игры, наступает второй этап – составление бизнес-плана. В нем рассматривается весь проект в целом – анализ конкурентов, подсчет приблизительных затрат и прибыли и прочее.

Третий этап самый массивный. Здесь принимают участие концепт-художники и дизайнеры. Они должны расписать по малейшим шагам все задачи и уровни игры, количество героев, анимации и прочее. Этот этап, так называемый предпродакшн, занимает около 4-х месяцев. За это время должен быть создан план на всю дальнейшую работу.

И последний этап – продакшн, иными словами, производство. В нем принимает участие абсолютно весь персонал – аниматоры, художники, программисты, дизайнеры. Этот этап является самым длительным, по окончании которого на свет появляется пробная версия игры (альфа-версия).

В основном в ней содержится еще куча ошибок, которые на протяжении еще пары месяцев будут устранены. После исправления недочетов выпускается бета-версия, в которой игра подтачивается под окончательный вариант. И только после всех этих многочисленных трудов выпускается продукт, который готов покорять вершины игрового мира.

А что быстрее?

Многие разработчики утверждают, что очень выгодно создавать игры для планшетных компьютеров. Почему? Просто времени на создание такой игрушки необходимо в разы меньше – около 4-х месяцев. Да и денег для начала бизнеса этого направления понадобится не так много – до 100000 долларов.

В том время как разработка игр для компьютеров занимает, как уже говорилось выше, от года до двух лет. А требуемый бюджет – не менее 150000-200000 долларов. Но самым сложным и долгим является процесс создания игр для приставок. На них уходит не менее двух лет.

Авторские права

Как заработать на играх и защитить себя от компьютерного пиратства? Чтобы ваши авторские права не были нарушены, можно обратиться к специальным фирмам. Они занимаются отслеживанием появления пиратских дисков в продаже и копий игр в Интернете. Если такое нарушение произошло, то фирма сообщит об этом в необходимые органы, которые предпримут нужные меры. За такую надежную защиту нужно платить немалые деньги. Но, как показывает практика, это стоит того.

* В расчетах используются средние данные по России

Человечеству всегда нужны были развлечения. С наступлением эпохи цифровых технологий особую популярность получили компьютерные игры, потому что могут стать настоящим погружением в новый мир. Социологи бьют тревоги о том, что компьютерная зависимость лишает человека личной жизни, но разработка и издание компьютерных игр растут всё большими темпами. Однако существует и альтернативное мнение, которое считает подобные игры – новым направлением в искусстве, которое до этого не имело аналогов.

Если же абстрагироваться от проблем современного мира, но можно увидеть, что крупные разработчики компьютерных игр имеют многомиллионные годовые доходы, которые порою превышают доход от создания высокобюджетных кинокартин. Этот бизнес был порождён развитием технологий только в конце двадцатого века, и поэтому сегодня имеет множество перспектив. Но начинающему разработчику придётся действительно долго пробиваться к звёздам через тернии.

Разработка видеоигры предполагает наличие двух компаний – разработчика и издателя. Разработчик – та компания, которая непосредственно создаёт игру, тестирует её, доводит до ума, в общем полностью сосредоточена на технической составляющей.

Издатель же занимается именно продвижение игры, её продажей, демонстрацией, и именно он определяет, что должно быть в игре, а чего – нет. Непосредственно создатели игр сопоставимы с людьми творческих профессий, их порыв направлен на создание чего-то амбициозного, грандиозного и превосходящего всё доселе виденное. Издатель – это расчётливый реалист, который оплачивает разработку и хочет не просто вернуть свои деньги, но и заработать на продажах, поэтому ему не выгодно продавать сырой продукт, который не будет покупаться. В этом основное противостояние издателя и разработчика, ведь первый попросту вынужден ограничивать амбиции второго и направлять его деятельность в ту сторону, которая принесёт деньги, при этом напоминая разработчику о сроках. Поэтому многие разработчики становятся сами себе издателем, пытаясь своими силами донести своё детище до игроков. История знает немало успешных людей, которые самостоятельно добились своего без помощи сторонних компаний, но на одного такого гения приходятся сотни команд, о которых в конечном итоге никто и не узнаёт.

Вся индустрия видеоигр условно разделилась на 2 составляющие: крупные компании и инди-разработчики. Крупные компании издают игры «ААА-класса», которые направлены на широкую аудиторию и отвечают потребностям очень большого количества людей (своего рода поп-продукция, хотя среди таких проектов попадаются и гениальные); индивидуалисты разрабатывают недорогую игру и продают её сами. Как правило, это несколько человек или вообще один-единственный программист, который регистрируется как предприниматель уже непосредственно перед продажей игры. Высокотехнологичных игр очень много, но на них требуются значительные средства, поэтому инди-разработчики выживают за счёт претворения в жизнь гениальной идеи. Игра может быть технически очень простой, но являться при этом шедевром благодаря необычной и интересной задумке. Но всё же лучший вариант для всех, когда издатель и разработчик работают в тандеме и являются частью одного механизма.

Многие талантливые программисты начинают нелёгкий путь разработчика игр. Но это тоже бизнес, и без коммерческого сознания здесь вряд ли можно завоевать себе место среди конкурентов. Конечно, можно стать очередным индивидуалистом, посвятив себя разработке гениального проекта, чтобы в конечном итоге выпустить его и заработать на этом денег или, что тоже неплохо, заслужить признание крупной студии видеоигр и присоединиться к ней в качестве сотрудника.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Однако если рассматривать разработку игр как бизнес, то внимание нужно уделить именно издательской составляющей. Вообще разделение именно на компании разработчика и издателя обусловлено тотальной разницей бизнес-процессов несмотря на то, что обе заняты общей задачей. Разработчик вообще не обязательно должен быть коммерческой организацией (как, например, писатель не обязан регистрироваться как предприниматель), а вот издатель – это налогоплательщик, который перенимает на себя всю организационную работу. Впрочем, вполне можно оставаться одной компанией, которая занимается разработкой игры, просто каждый занимается своим делом, и менеджеры продают, а не сидят за компьютерами.

Итак, чтобы начать свою подобную деятельность, нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, указав код (ОКПД 2) 58.21 Услуги по изданию компьютерных игр. Если сам предприниматель жаждет создавать игры, он может влиться в рабочий процесс не только как руководитель, но и ведущий программист. Если же компьютерные технологии не являются его профессиональной деятельностью, то можно найти либо уже готовую команду разработчиков и предложить им сотрудничество, либо искать специалистов по одному. Как уже было отмечено выше, штат может состоять из одного человека, а может включать в себя больше сотни человек на разных должностях. Непосредственно к разработке имеют отношения следующие люди:

Программист. Человек, который занимается написанием кода, созданием движка и прочим программированием. Штат программистов может включать в себя множество должностей для написания отдельных параметров игры.

Гейм-дизайнер. Его работа не дизайн в обычном понимании слова, а скорее режиссура, он находит идеальный баланс всех составляющих игры.

Художник. Создаёт внешний вид всех персонажей и игры в целом. Отдельно выделяют специалиста по текстурам и 3D-моделям.

Аниматор. Занимается разработкой движения персонажей, и должен уметь создавать анимацию для несуществующих существ. Он же занимается работой в студии захвата движения, если таковая имеется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Музыкант. Призван создать не только оригинальные композиции для наполнения, но и подобрать всевозможные звуки окружения и вообще всю «звучащую» часть игры.

Сценарист. Пишет не просто сценарий, а такой, который может быть интерактивным и многовариантным. Тесно сотрудничает с дизайнером, постоянно обсуждая с ним переработку и изменение сценария по необходимости.

Тестер. На ранних этапах проекта ими становятся сами сотрудники. На более поздних выбрасывается бета-тест игры, который может быть бесплатным для компании, потому что тестировать игру начинают фанаты, если, конечно, нашлись люди, проявившие интерес к проекту ещё на стадии его разработки. Но и в самом штате должны быть специальные люди, которые постоянное проверяют качество всех элементов.

В издательский отдел входят люди, занимающиеся привычными уже для бизнеса делами: продюсер, менеджер по продажам, маркетолог, юридический консультант, представитель компании. Количество сотрудников сильно зависит от первоначальной идеи. Для этого нужно изучить рынок, чтобы найти незанятые ниши, которыми могут стать неиспользуемые жанры, игровые механики или вовсе что-то новое, чему нет аналогов. Дело в том, что в таком виде деятельности конкурировать приходится с игроками всего мира, и состязаться с крупными компаниями наверняка не получится – у них есть и опыт, и признание, и деньги.

Что касается непосредственно российского рынка, то серьёзной конкуренции тут не наблюдается, большинство разработчиков этой страны уже давно переквалифицировались в локализаторов (компании, которые адаптируют иностранные игры для России, зачастую это предполагает всего лишь перевод) или изготовителей откровенно неудачных, дешёвых в изготовлении и рассчитанных на глупость потребителя игр. Сегодня успех в разработке игр может обеспечить только гениальная в задумке и исполнении идея или просто очень качественный проект. Поэтому чем меньше творческого потенциала в сотрудниках, тем больше должен быть штат, чтобы на выходе получить хотя бы отточенную и интересную игру. Создать клон уже известной игры под другим названием, конечно, можно, на этом вполне вероятно, что получится заработать денег, но интереса у публики это не вызовет, и на последующие разработки денег может не хватить. Поэтому концепция игры должна быть изначально продумана на основе потребностей рынка, чтобы не менять всё на ходу – это только затянет и без того длительный, а потому и затратный процесс создания игры.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Самые простые игры создаются за 2-3 месяца, на сложные проекты уходит пара лет, хотя игровая индустрия знала и так называемые долгострои, которые разрабатывались в течение почти десяти лет. Выжить без продаж столько времени может только очень редкая компания, да и то только в том случае, если её постоянно инвестируют. Чрезмерное затягивание процесса сказывается и на качестве, ведь технологии идут вперёд с каждым днём, и то, что было инновацией сегодня, уже отработанный материал завтра. Впрочем, в последнее время игры хоть и не достигли пика своего развития, но всё же притормозили его, потому что современные технологии отвечают эстетическим пристрастиям большинства покупателей, и для них на первом месте уже не красивая обёртка в виде ультра-графики, а качественное содержимое – так называемый «gameplay». Отсюда можно сделать вывод, что дольше года затягивать с одним проектом не стоит, за это время потенциальные игроки могут переключить внимание на проекты конкурентов. Ждать будут только хиты или продолжения уже получившей признание серии.

Таким образом и рассчитывается команда, необходимая для создания игры на весь срок и выделяется бюджет. Непосредственно на саму игру можно потратить и 20 тысяч рублей и 20 миллионов, причём оба проекта могут оказаться жизнеспособными. Основные расходы ложатся на аренду офиса, оплату сотрудникам, коммунальные платежи (самые серьёзные траты – высокоскоростной интернет и электроэнергия), заказ стороннего контента. Сегодня редкий разработчик создаёт всё сам, даже игровые движки покупаются, не говоря уже о типовых текстурах, звуках и прочем наполнении.

Развитие получает и практика игрового аутсорсинга, когда производство некоторых игровых элементов передаётся сторонним компаниям. Например, совершенно невыгодно содержать своих актёров озвучивания. Студия захвата движения предполагает наличие сложного оборудования и серьёзных вычислительных мощностей, поэтому этим занимаются специальные компании. Иногда вообще разработчик занимается только основным программированием, отдавая всё остальное на аутсорсинг. Это целесообразно, так как экономит самый важный ресурс – время.

Теперь представим небольшую компанию, в которой трудится 15 человек, 10 из них – это разработчики, остальные занимаются издательской деятельностью. Средняя заработная плата – 20 тысяч рублей. Проект рассчитан на год. Арендуется офис порядка 50 м 2 на окраине города за 20 тысяч рублей в месяц. Ежемесячные коммунальные платежи – 20 тысяч рублей с учётом аутсорсинга бизнес-процессов и охраны. Постоянная рекламная кампания, встречи и презентации обходятся в ещё 20 тысяч рублей каждый месяц. Игра не должна быть слишком сложной, а столь долгий срок обусловлен самостоятельной разработкой всего контента. Бюджет на год даже такого не слишком серьёзного проекта составит 4 миллиона 320 тысяч рублей.

Основная статья расходов – сотрудники, и можно найти энтузиастов, готовых ради любимого дела отказывать себе в нормальной жизни, чтобы через год получить и признание и деньги (то есть оклад станет меньше, но будет предусмотрен большой процент от продаж). Но найти их трудно. Многие фанаты компьютерных игр готовы отдаваться этой сфере, своими руками создавая игру мечты, но работать целый год бесплатно они смогут только в свободное от основной работы время. Но нужно помнить, что на голом энтузиазме много сделать не получится, сотрудники должны обладать знаниями и опытом.

Подобная деятельность сопряжена с серьёзными рисками. Гениальный проект может получить признание и даже совершить переворот в игровой индустрии, но при этом наглым образом не окупиться, не говоря уже о прибыли. Поэтому многие издатели и работают по схеме, которая эти риски минимизирует; самый частый пример – взятие франшизы на кинофильм или книгу. Но хорошие переносы фильмов или художественных произведений на экраны мониторов можно пересчитать по пальцам, а вот прибыль, как правило, от игр по лицензиям значительная – люди покупают раскрученное имя, желая продлить удовольствие от первоисточника. Но лицензию нужно купить, что предполагает значительные вложения, а потом на её основе ещё и игру разработать. Экономят зачастую именно на втором пункте.

Серьёзной проблемой становится пиратство, сегодня не существует, пожалуй, ни одной не взломанной игры, которая бы свободно не раздавалась в интернете пиратами. Раньше пираты перепродавали взломанную игру на своих дисках, и покупатель ещё мог сделать выбор в пользу легальной копии, немного переплатив, сегодня же игру можно получить бесплатно, не идя в магазин не тратя деньги. Издатели пытаются с этим бороться, не обеспечивая поддержкой игроков, которые пользуются взломанной игрой или проводя постоянные проверки через интернет и блокируя пиратские копии. Лучше всего в этой ситуации себя чувствуют издатели онлайновых игр, потому что создать полноценный аналог официального игрового сервера пиратам не под силу. Также владелец онлайновой игры не только получает деньги за единоразовую покупку его продукта, но и за ежемесячный абонемент. Не столь часто взламывают консольные игры и игры для операционных систем не Windows семейства. Если же разработать однопользовательскую игру для обычных персональных компьютеров, то в итоге не удастся получить и половины своей потенциальной выручки. Впрочем, далеко не каждый, кто скачал взломанную игру, купил бы её при отсутствии альтернатив.

Однако есть и положительные стороны. Сегодня всё меньше людей покупает игры через специализированные магазины, формат DVD вообще медленно отмирает. Игры покупаются через виртуальные магазины, для консолей они вообще специально разработаны и функционируют с максимальной поддержкой производителей. Разработка игры для всех платформ станет более затратным мероприятием, но позволит в итоге получить значительно больше денег. Если проект будет признан перспективным, то производители консолей могут захотеть сделать его эксклюзивным для своей платформы, но российским разработчикам такие предложения не поступают ввиду низкого качества их продукции. Но всё можно изменить, если есть желание и силы.

Если рассмотреть вышеназванный проект, то для того, чтобы покрыть затраты на его разработку, придётся продать больше 12 тысяч копии игры (с учётом, что средняя цена одной лицензионной копии – 350 рублей). Продав 20 тысяч копий, можно заработать уже 7 миллионов рублей или 2 миллиона 680 тысяч рублей операционной прибыли. При этом удачная игра будет покупаться в течение многих лет, но львиная часть дохода будет получена в первое время после релиза.

Этот бизнес характеризуется тем, что если в первые несколько месяцев не удастся окупить проект, то вряд ли он окупится хоть когда-нибудь. Игра-лидер по продажам в игровой промышленности смогла в первые 24 часа после выхода почти три раза окупить средства, затраченные на её разработку. В общем и целом, подобный бизнес имеет перспективы, но откроются они только гениям или людям, которые умеют предлагать качественную продукцию.

Ведение своего канала на Youtube вряд ли можно назвать полноценным бизнесом, однако в некоторой степени это относится к предпринимательской деятельности. Тем более, что сегодня есть реальные примеры т...

Бизнес на целевых лидах: поиск и продажа "теплых" клиентов

Затраты на открытие бизнеса по поиску и продаже "теплых" клиентов нельзя назвать большими. Аренда помещения будет обходиться от 30 тысяч рублей, обустройство офиса – порядка 100 тысяч, а также около 2...

Стартовый капитал для открытия студии SEO-оптимизации сайтов составляет округлённо 240 тысяч рублей. Каждый новый заказ позволяет быстрее окупить проект, при нормальных условиях для чего потребуется б...

Публикации по теме