Лабораторная работа номер 2 строение растительной клетки. Лабораторная работа по биологии. Строение соединительных тканей животных

Практическая часть по итоговой аттестации учащихся 9 классов

по курсу «Биология»

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка

Гипотеза: я предполагаю, что в строении растительных и животных клеток есть черты сходства, но будут и отличия в строении, т.к. растения и животные отличаются по типу питания.

Ход работы:

1. Я отделил от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместил его на предметное стекло.

2. Нанёс капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накрыл препарат покровным стеклом.

3. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрел оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
Рисунок 1.Мембрана(регулирует поступление и выделение веществ) 2.Цитоплазма(проц жизнед) 3.Ядро(регулирует функции клетки) 4.Вакуоль 5. Митохондрии(производят энергию из Б,Ж, УВ) 6.Ядрышко 7. Ядерный сок(кариоплазма) 8 Хромосомы(палочковид, наследственная информация) 9.Белки, жиры, углеводы.
Черты сходства Клеточная оболочка Цитоплазма Ядро
Черты отличия 1.Плотная клеточная стенка(целлюлоза, клетчатка), мембрана. 2.Есть пластиды(хлоро-, хромо-, лейкопласты) 3.Есть настоящая вакуоль 1.Тонкая клеточная мембрана 2.Есть митохондрии – образуется АТФ(универсальный источник энергии) 3.Нет настоящих вакуолей

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Объяснения
1. Кусочек кожицы луковицы, предметное стекло, йодная вода. 2. Чайная ложечка, слизь(клетки эпителия) с внутренней стороны щеки Сняли кожицу с луковицы, поместили на предметное стекло, накрыли покровным стеклом, рассмотрели в микроскоп. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом Округлые плотно прилегающие друг к другу клетки с плотной клеточной стенкой, ядром, вакуолью и внутренним содержимым с органоидами. Клетки разной формы, с тонкой мембраной, внутри ядро и органоиды – нет вакуоли, нет пластид. Растительная клетка имеет плотную клеточную стенку, ядро, цитоплазму с пластидами, вакуоль, т.к. растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества (глюкозу) из неорганических(СО2 и Н2О Животная клетка имеет тонкую мембрану(обмен веществ), непостоянную форму, содержит митохондрии – образуют АТФ при расщеплении питательных веществ, нет настоящих вакуолей, т.к. интенсивен обмен веществ, продукты обмена выводятся, а не скапливаются в клетке, как у растений..

4. Сформулируйте вывод.



Вывод: действительно, клетки растений и животных имеют черты сходства - наличие клеточной оболочки(мембраны), внутреннего содержимого(цитоплазмы) и ядра, что объясняется единым происхождением живых организмов(вспомнить теорию Опарина, эволюцию неорганических веществ, коацерватную теорию). Но есть также черты отличия, которые объясняются различными эволюционными путями организмов, разными типами питания(автотрофы, гетеротрофы), различным способам извлечения энергии из питательных веществ, а также приспособлениями к разным условиям существования. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лабораторная работа № 2

Тема: Свойства цитоплазматической мембраны.Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Гипотеза: я предполагаю, что в растворе поваренной соли с клеткой будут происходить изменения, связанные с разной концентрацией веществ раствора и внутреннего содержимого клетки.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ

Н.И. Сонин, А. А. Плешаков

Урок 5. Методы изучения природы

Практическая работа № 1

«Эксперимент»

Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов.

Оборудование: истертый в порошок мел, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход работы

Урок 6. Увеличительные приборы

Лабораторная работа № 1

«Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Цель: овладение начальными исследовательскими умениями по проведению наблюдений, усвоить навыки работы с увеличительными приборами; формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, ручная лупа, мякоть плодов томата (арбуза, яблока).

Ход работы

  1. Ответьте на вопрос: Для чего используют увеличительные приборы?

РУЧНАЯ ЛУПА

  1. Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия её частей.
  2. Возьмите кусочки мякоти плодов. Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.
  3. Сделайте рисунок.
  4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте записи в тетради.

СВЕТОВОЙ МИКРОСКОП

  1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа.
  2. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
  3. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
  4. Зарисуйте микроскоп в тетради.

Урок 8. Большой мир маленьких клеток

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток кожицы чешуи лука»

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений; формулировке выводов.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровные стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, раствор йода, салфетка.

Ход работы

  1. Салфеткой протрите предметное и покровное стекла.
  2. На предметное стекло пипеткой капните 1 – 2 капли слабого раствора йода.
  3. С помощью препаровальной иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.
  4. Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
  5. Подготовьте микроскоп к работе.
  6. Рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 56 раз.
  7. Зарисуйте группу клеток.
  8. Рассмотрите отдельную клетку при увеличении микроскопа в 300 раз. Найдите в клетке её основные части (оболочку, цитоплазму). Найдите и зарисуйте вакуоли.
  9. Зарисуйте клетку, подпишите её основные части.

Урок 10. Химический состав клетки: органические вещества

Лабораторная работа № 3

«Определение состава семян подсолнечника»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических веществ (жиров).

Оборудование: лист бумаги, карандаш, семя подсолнечника.

Ход работы

  1. Положите семя подсолнечника между листами бумаги и сильно надавите на него тупым концом карандаша.
  2. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?
  3. Запишите результаты в тетради.

Урок 45. Жизнь на разных материках: Евразия, Африка, Австралия

Практическая работа № 2

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Евразии, Африки, Австралии»

Цель:

Оборудование:

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Евразия, Африка, Австралия.

Урок 46. Жизнь на разных материках: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.

Практическая работа № 3

«Обозначение на контурной карте растительного и животного мира материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида»

Цель: осознание и осмысление материала о растительном и животном мире данных материков; работа с контурными картами;

Оборудование: контурная карта, атлас, учебник.

Ход работы

  1. На контурной карте проведите красной пастой границы следующих материков: Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
  2. На контурной карте цветными карандашами разукрасьте растительный и животный мир.
  3. Подпишите растения и животных.

Урок 61. Здоровье человека и безопасность жизни: здоровый образ жизни

Практическая работа № 4

«Измерение роста и массы тела»

Цель: уметь работать с измерительными приборами: ростометр, напольные весы.

Оборудование: ростометр, напольные весы.

Ход работы

  1. Разденьте обувь.
  2. Встаньте на весы. Запомните свой результат.
  3. Встаньте прямо (лопатки вместе, подбородок прямо).
  4. Запишите данные в таблицу.
  5. Сравнивая свой результат с началом учебного года, сделайте выводы.

Рост

Сентябрь

Май

Вес

Сентябрь

Май

Урок 62. Здоровье человека и безопасность жизни: опасные ситуации

Практическая работа № 5

«Оказание первой доврачебной помощи»

Цель: привить навык оказания первой доврачебной помощи

Оборудование: йод; марлевая салфетка, бинт, жгут, резиновая грелка, холодная вода.

Ход работы

  1. Окажите первую доврачебную помощь при кровотечении:
  1. Обработайте кожу вокруг раны настойкой йода;
  2. Закроем рану чистой марлевой салфеткой или кусочком бинта;
  3. Наложим тугую повязку;
  4. ЗАПОМНИ! Если кровотечение не останавливается, необходимо обратиться к медицинскому работнику.
  1. Окажите первую помощь при растяжении связок:
  1. Налейте резиновую грелку или полиэтиленовый пакет небольшое количество холодной воды и охладим с их помощью поврежденный сустав (в течении 15 – 20 минут);
  2. Туго забинтуем сустав;
  3. Обратиться к медицинскому работнику.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы

  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.
  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.
  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.
  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.
  5. Сделайте выводы.

Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы

  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.
  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.
  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.
  4. Накройте препарат покровным стеклом.
  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.
  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.
  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы

  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.
  3. Найдите клетки и их структуры.
  4. Отметьте особенности строения клеток животных.
  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.

Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?
  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4. Заполните таблицу.
  1. Сделайте вывод.

Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы

  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.
  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.
  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.
  4. Заполните таблицу.
  1. Сделайте вывод.

Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы

  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.
  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
  5. Запишите выводы.

Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы

  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.
  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.
  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы

  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?
  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?
  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.

Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы

  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.
  2. Заполните таблицу

Признаки

Раковины моллюсков

Панцирь рака

Кости позвоночных

Тип скелета

Типы тканей

Вещества

Свойства

Могут ли расти?

  1. Выводы.

Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы

  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.
  2. Накройте каплю покровным стеклом.
  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.
  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.
  5. Запишите наблюдения в тетрадь.

Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя.
  2. Понаблюдайте за движением червя.
  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!
  5. Сделайте вывод.

Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы

  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.
  2. Осторожно срежьте лист с черешком.
  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.
  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.
  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.
  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.
  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.
  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.
  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.

Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы

  1. Непрямое развитие насекомых
  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).
  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.

II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).
  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.
  3. Сравните личинку и имаго.
  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.
  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток.

Клетка - живая система

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа №1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Деление клеток. Деление - важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление-основа размножения организмов.

Тема 1.2. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа №2. Ткани живых организмов

Тема 1.3. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторная работа№3. Распознавание органов у растений и животных

Раздел 2.ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (15ч)

Тема 2.1: Питание и пищеварение

Демонстрация: действия желудочного сока на белок, слюны - на крахмал.

Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация: опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Практическая работа №1.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.

Тема 2.4. Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация: скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа №4. Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6: Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторная работа №5. Движение инфузории туфельки.

Лабораторная работа №6. Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности ее строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8: Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация: способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Практическая работа №2. Вегетативное размножение комнатных растений .

Лабораторная работа №7. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9: Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация: способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Тема 2.10. Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого; организм - биологическая система.

Тематическое планирование


темы

Наименование темы

Всего часов

Практические

и лабораторные работы


Примечание

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (14ч)

1.1.

Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система.

Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

Деление клеток

1.2

Ткани растений и животных

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

1.3

Органы и системы органов

Лабораторная работа №3 «Распознавание органов у растений и животных»

Раздел 2.Жизнедеятельность организмов(15 ч)

2.1

Питание и пищеварение

Демонстрация: действия желудочного сока на белок, слюны - на крахмал.

2.2

Дыхание

Демонстрация: опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

2.3

Передвижение веществ в организме

Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Демонстрация: опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.


2.4

Выделение

2.5

Опорные системы

Лабораторная работа №4 «Разнообразие опорных систем животных»

Демонстрация: скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.


2.6

Движение

Лабораторная работа №5 «Движение инфузории туфельки».

Лабораторная работа №6 «Перемещение дождевого червя»


2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

2.8.

Размножение

Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Демонстрация: способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.


2.9

Рост и развитие

Демонстрация: способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

2.10

Организм как единое целое

Организм и среда обитания (4ч)

Итого

34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Биология, 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г. и Программы основного общего образования Биология.5-9 классы. Концентрический курс: учебно-методическое пособие/сост.Г.М.Пальдяева.-2-е изд., стереотип. - М.Дрофа,2013.-382c.

Учебник: Биология. Живой организм.6 кл.:учебн.для общеобразоват.учреждений/Н.И.Сонин, -М.Дрофа,2013.

Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, «Биология.Живой организм.6класс»/Н.И.Сонин.-М.:Дрофа,2013.

Оборудование и приборы, используемые в учебном процессе


Темы лабораторных и практических работ

Необходимый минимум

(в расчёте 1 комплект на 2 чел)


Строение клеток живых организмов


Ткани живых организмов

Микроскоп -1; набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов – 1 (на класс);

б) животных тканей (человека) – 1 (на класс).


Распознавание органов у растений и животных

Коллекция членистоногих – 1 (на класс).

Гербарий (коллекция) – 1 (на класс).


Передвижение воды минеральных веществ по стеблю

Лупа – 1.

Скальпель – 1.


Разнообразие опорных систем животных

Коллекция насекомых, натуральный объект (высушенный) «Речной рак», скелет рыбы, лягушки, кошки и др. хордовых

Движение инфузории-туфельки

Микроскоп – 1.

Пробирка – 1.

Пипетка – 1.

Предметное стекло -1.


Перемещение дождевого червя

Живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Вегетативное размножение комнатных растений

Комнатные растения, посадочные ящики, перегнойная почва, чистый, прокаленный песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.

Прямое и непрямое развитие насекомых

Коллекции насекомых – 1 (на класс)

Проросшие семена, чашка Петри-1.

Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 2»
Предмет биология
Класс 6 класс
Тема урока Строение растительной клетки. ЛР.№2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Тип урока: Комбинированный урок, лабораторная работа
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник Биология 6 класс Сонин, микроскопы, микропрепараты
Цель: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.

1. Организационный момент, включающий:
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
Сформировать знания об особенностях строения разных органов растений.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Здравствуйте.
Проверка рабочего места
Здравствуйте
Ребята давайте проверим свои рабочие места.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Выполнение самостоятельной работы.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Сам. Работа по теме «Клетка»

Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
4.Общее название солей, содержащихся в клетке.
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Контроль знаний.
1) Сам. работа
Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
А теперь давайте проверим как вы выполнили работу.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Умение работать с учебником
Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о разнообразии клеток и выполняемых ими функций и строении разных органов растений

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Ответ учащихся: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

Отвечают на поставленный вопрос пытаются сформулировать правильный ответ.

Открывают тетради записывают число и тему урока.
Выполните задание в учебнике стр.18-19
Ответьте на следующие вопросы:
Из чего состоят клетки?
Как устроена отдельная клетка?

Все клетки имеют общее строение, но клетки растений и животных различные по строению.
В чем же разница между растительной и животной клеткой кто может сказать?
(клетка растений содержит пигмент Хлорофилл который отвечает за зеленый цвет клетки).
А теперь давайте выполним лабораторную работу.
Откройте свои тетради для лабораторных работ запишите сегодняшнее число и тему работы:
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
Выполнение лабораторной работы.
Подведение под понятие
Построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Выполняют лабораторную работу в тетрадях выделяют особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.

Подготавливают микроскоп. Проговаривают правила работы с микроскопом и соблюдают их при подготовке к работе.

Рассматривают микропрепарат и зарисовывают в тетрадь изображение полученного изображения под микроскопом.

Пытаются сформулировать вывод

Обмениваются тетрадями, проверяют работу и оценивают ее
Для закрепления изученного материала давайте выполним Лабораторная работа
по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

У вас на партах лежат готовые микропрепараты кожицы чешуи лука и листа элодеи. Давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Подготовьте микроскоп к работе. Вспомните правила работы с микроскопом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

· Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

· Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

· Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.
4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

· В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

· Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________
Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Молодцы вы сегодня хорошо поработали поменяйтесь с товарищем по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.
Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях карандашом ту оценку на которую вы работали на уроке.

5. Задание на дом, включающее:
учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Параграф 3, рисунок записывают в дневник
Домашнее задание (комментирование учителем), параграф 3

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы


  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.

  5. Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы


  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.

  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.

  4. Накройте препарат покровным стеклом.

  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.

  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.

  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы


  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.

  3. Найдите клетки и их структуры.

  4. Отметьте особенности строения клеток животных.

  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы


  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?

  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.

  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.

  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.

  5. Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы


  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.

  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.

  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы


  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?

  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?

  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы


  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.

  2. Заполните таблицу

    Признаки

    Раковины моллюсков

    Панцирь рака

    Кости позвоночных

    Тип скелета

    Типы тканей

    Вещества

    Свойства

    Могут ли расти?

  3. Выводы.
Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы


  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

  2. Накройте каплю покровным стеклом.

  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.

  5. Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы


  1. Рассмотрите дождевого червя.

  2. Понаблюдайте за движением червя.

  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!

  5. Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы


  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.

  2. Осторожно срежьте лист с черешком.

  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.

  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.

  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.

  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.

  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы


  1. Непрямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).

  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.
II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).

  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.

  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.

Публикации по теме